Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агенты и институты социализации




Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на про­цесс научения, в решающей степени формируют его. Их называ­ют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.

Люди как агенты социализации — конкретные персоналии, ответственные за обучение культурным нормам и освоение соци­альных ролей.

Институты как агенты социализации — учреждения, влия­ющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия 'и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение чело­века. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — не только ближайшая к чело­веку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на пер­вом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, Чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь


пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения. К институтам социализации от­носятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее на­зывают институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственни­ков, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую поло­вину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государ­ством, средствами массовой информации, армией, судом, цер­ковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на чело­века особенно сильно.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учи­тель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он все­го лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится аген­том вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, про­ходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему мно­гое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, на­рушение нравственных принципов и социальных норм, бесцере­монность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему они обучены или социализирова­ны сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зависимости к неза­висимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы функции родите -


лей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функ­ции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напро­тив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих ба­зисные ценности и долговременные цели, ровесники больше вли­яют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают день­ги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социали­зации не получают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...