Школа как институт социализации
Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т. е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает специальный документ, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение над детьми. Основная функция школы как социального института — привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, — это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).
Школьное образование еще называют общим. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Выделяют три стадии в школьном образовании: начальное (1—4-е классы): учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; основное (базовое) (5 — 9-е классы): дает подготовку по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук; среднее (10 — 11-е классы): позволяет расширить и углубить знания, полученные в основной школе. Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/96 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школ России обучалось 21,5 млн учащихся, функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 45,8 тыс. человек. Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея. Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: • способствовать интеграции молодежи в социокультурную • давать базовые знания для безболезненного перехода молодежи
• обеспечивать профессиональную ориентацию. Школа является довольно поздним результатом исторического развития цивилизации. В первобытном обществе и у отсталых на- родов сегодня школы не существует. Обучение новым знаниям и навыкам происходит благодаря неформальным контактам старших, передающих свой опыт, и младших, усваивающих его, но не через письменные носители информации (книги, учебники, тетради), а через устную речь и наглядные примеры. Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять во взрослой жизни. Они усваивают умения, необходимые в цивилизованном обществе: учатся правильно говорить и писать, решать задачи и считать, обучаются дисциплине, трудолюбию, усидчивости и т. п. Учебный процесс в миниатюре отражает производственный процесс взрослых. Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, — это отсутствие родственников и родителей, которые прежде осуществляли надзор за ним. Он учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей не рассматривается как уникальная личность, любимый сын или исключительная одаренность. Индивидуальные качества ребенка в типичной школе не выступают предметом специального внимания. Ребенок — лишь один среди многих, он подчиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключительного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам. В некоторых странах существует специальная школьная форма, стандартный набор учебников и письменных принадлежностей, постоянный режим дня, четко установленная очередность предметов (расписание уроков), стабильность преподавательского контингента и учеников. Успехи детей оцениваются при помощи специальных стандартов (школьных оценок), обычно по пятибалльной системе. Если они выполняют необходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год их переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в разных странах от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания школы выдается сертификат — диплом об окончании средней школы, фиксирующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет.
Школа и система образования в целом — эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалификация, статус и зарплата. Наоборот, повышение образования — верный способ сделать профессиональную карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает решающим фактором вертикальной мобильности. Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее образование задает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой профессии. Школьное образование полипрофессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предварительно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узконаправленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, узнав все плюсы и минусы этой профессии. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направленную профессиональную ориентацию, она лишает человека возможности узнать, какая профессия подходит именно ему. Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (как, впрочем, и раньше) мы обвиняем школу в том, что она не способна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумевается овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем водителя или повара. Так вот, со всей определенностью надо заявить, что школа не должна этого делать. Почему? Ее основная задача — заложить фундаментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной специальностью, которая вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к какой иной. Период с 16 до 23 лет отведен природой для поисков и шатаний. Юноша должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей естественной логике.
Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Возникают ножницы, сократить которые призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные факультеты и курсы. За 3000—5000 долл. они подготовят ваше чадо к университету. Они восполняют пробел в знаниях и сокращают разрыв в требованиях. Институт посредников Родители понимают, что базовым должно стать высшее образование. Но сейчас уровень знаний, который дает школа, резко отличается от требований, предъявляемых вузом. Возникает разрыв, который стал катастрофическим. Преодолеть этот разрыв помогают посредники: репетиторы, подготовительные курсы. Посредники подтягивают выпускников школ, чтобы ножницы разрыва между вузом и школой сомкнулись. Правда, сделать это с каждым годом становится, кажется, не легче, а сложнее. Как показывают социологические исследования и статистика, современная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она не спбсоб-на подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет (1992—1997) в вузы поступило не более трети выпускников. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждена заниматься на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70 % находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования», — отмечают ученые1.
Группа социологов и психологов под руководством В.Б.Ольшанского провела сравнительное исследование московских школьников и выяснила, что если раньше переход из школы в вуз был естественной и непрерывной линией развития человека, то сегодня образовался разрыв между тем, что ученик изучал в школе, и тем, какие знания он должен продемонстрировать на вступительных экзаменах в институт. «Ощущая недостаток своей подготовки для поступления в вуз, школьник вынужден искать организации, где он мог бы получить необходимые для прохождения курса знания. Такие заведения есть, но они — платные, т. е. недоступные для многих семей. Поступление в колледж тоже требует денег. Вместо здоровой конкуренции способностей возникает аукцион: кто сможет больше заплатить. А последнее зависит не от желания, а скорее от возможностей родителей»2. Согласно прогнозу, доля абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, даже в XXI в. не превысит 40 %, в связи с чем 60 % выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Видимо, ' Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М., 1997. — С. 34. 2 Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982 — 1997 годы) // Социологические исследования. — 1999.— № 6. - С. 92. существует значительный разрыв в понимании базовых знаний между учителями средних школ и преподавателями вузов. Социологические данные показывают, что 42,2% преподавателей вузов в областных и республиканских центрах и 32,8 % педагогов Москвы и Санкт-Петербурга отмечают резкое снижение в последние годы уровня подготовки абитуриентов к конкурсным экзаменам в вузы. Причем значительное снижение качества подготовки абитуриентов характерно для поступающих на все факультеты1. Платные вузы чаще всего недоступны и рядовой российской интеллигенции из среднего класса. Но она, в отличие от представителей низшего класса, отсутствие денег способна компенсировать дополнительными знаниями, которые дают детям образованные родители. Если они сами не в состоянии дотянуть детишек до нужного вузу уровня подготовки, то прибегают к посредникам — репетиторам, курсам подготовки в вуз, подготовительным факультетам, гимназиям и лицеям. Они выполняют в обществе почти те же функции, что и биржи труда и рекрутинговые фирмы на рынке труда, которые именуют институтами трудового посредничества. Что делают биржи труда и рекрутинговые фирмы? Они компенсируют наше незнание рыночной ситуации и помогают сойтись в одной точке интересам работника и работодателя. В этих учреждениях в одно место стекается вся нужная вам информация. Вы заполняете соответствующие анкеты, пишите резюме, ваша заявка поступает в банк электронных данных и актуализируется сразу же, как только в банк поступает выгодное для вас предложение труда. Не будь таких учреждений, вам пришлось бы тратить уйму времени на самостоятельный поиск работы, хождения по фирмам и предприятиям, чтение газет и объявлений, разбросанных по разным концам города. В результате ваши затраты времени и средств были бы ничуть не меньше, чем оплата услуг трудовых посредников. Что делают репетиторы, подготовительные курсы и факультеты? Они компенсируют недостатки средней школы, ликвидируя тот разрыв в знаниях, который образовался из-за отставания качества обучения в школе и требований к подготовке в современном университете. Они занимают промежуточное между школой и вузом место, помогая точно сориентироваться и поступить в намеченный вуз. Большинство репетиторов и подготовительных отделений, а также лицеев и гимназий практически дают гарантию поступления в конкретный вуз. Репетитор получает большие деньги не только за дополнительные знания, но еще и за дополнительные гарантии поступления в вуз, преподавателем которого он часто является. 1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М., 1997. — С. 34 — 35. Роль армии в социализации Как и и кола, армия выполняет важную функцию в социализации людей. В первую очередь она затрагивает мужское население. Если в стр ане функционирует наемная профессиональная армия, то воинскс >й службой охватываются широкие возрастные категории мужч! ш. Там, где существует обязательная воинская служба для всех мужчин определенного возраста, например с 18 до 22 | лет, воине ким ремеслом, если не считать офицерского состава, занята тол! >ко одна возрастная категория. После прохождения службы мужчи] ™ возвращаются к обычной гражданской жизни и работе в гра) кданской промышленности. Период службы не проходит бесследно для юношей. Они приобретают сачества, которые не смогли бы приобрести «на гражданке»: фр зическую ловкость и выносливость, дисциплинированность и от 5етственность, чувство товарищества и т. п. Вместе с тем воинская <;лужба, как и школьная учеба, может сформировать не только по^ южительные, но и отрицательные качества. В частности, если 1 лежду окончанием школы и поступлением в вуз вклиниваются годы службы в армии, то кризисный процесс перехода к новому с табильному состоянию может не только затянуться, но углубитьс}; и даже зайти в тупик. За два-три года армейской школы бывши и школьник успевает забыть все или большинство знаний, полу 1енных в школе. Демобилизованный молодой человек имеет мен ьше шансов на поступление в вуз, нежели вчерашний школьник Кроме того, армейская служба может вовсе отбить охоту поступ гения в вуз и серьезным образом переориентировать ценности! гй мир индивида. Сегодня и льготы, и институты по-средничес гва для демобилизованных практически ликвидированы, а поск ольку в современную Российскую армию идут главным образом дети из низших слоев общества, то доступ к высшему образован ию для них стал не просто затруднительным, но практически н возможным. В результате вместо всеобщего и общедоступного ] 5ысшего образования наше общество получает элитарную моде; ь университетского образования. В обид;стве, где служба в армии считается обязательной для всех мужч ин, два пола ставятся в неравные условия. Девушки не проходят < угужбу в Вооруженных Силах, они поступают в университет со с вежими знаниями. Если добавить и то обстоятельство, что в учеб е девушки проявляют себя более прилежными (нельзя говорить () том, кто из двух полов более способный и талантливый, поск эльку никакие научно обоснованные исследования разницы заф жсировать не могут), то неудивительно, что студенческую масс у, особенно на гуманитарных специальностях, составляют в ос! ювном женщины. В результате в СССР и в России женщины явл таись^и являются более образованной частью населения. Тем не менее по служебной лестнице активнее продвигаются мужчины. Чем выше руководящий пост, тем больше мужчин и меньше женщин. Вторые заняты преимущественно исполнительским умственным трудом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|