Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа как институт социализации




Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорого­стоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем жела­ющим, т. е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накаплива­ло для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ни­чего подобного не было: в традиционном обществе обучение про­исходило стихийно (старшие передавали знания младшим в се­мье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. По завер­шении процесса обучения индивид получает специальный доку­мент, удостоверяющий его квалификацию в определенной облас­ти знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Школа относится к числу формальных организаций, осуществ­ляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет


формальный надзор, заботу, попечение над детьми. Основная функция школы как социального института — привить подрост­кам систематические знания в основных областях человеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, эконо­мике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед со­бой школа, — это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы об­разования, которая включает также среднее специальное и выс­шее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходи­мых для понимания основных явлений природы и общества, уча­стия в общественной и трудовой деятельности. Общее образова­ние — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учеб­ных заведениях.

Выделяют три стадии в школьном образовании:

начальное (1—4-е классы): учащиеся приобретают устой­чивые навыки письма, счета и чтения;

основное (базовое) (5 — 9-е классы): дает подготовку по ос­новным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук;

среднее (10 — 11-е классы): позволяет расширить и углубить знания, полученные в основной школе.

Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физиче­ское и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/96 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразова­тельных школ России обучалось 21,5 млн учащихся, функциони­ровало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в ко­торых обучалось 45,8 тыс. человек.

Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. Те и другие принимают форму обычной школы, специ­ализированной школы, гимназии или лицея.

Общеобразовательная школа призвана решать три основопола­гающие для общества и личности задачи:

• способствовать интеграции молодежи в социокультурную
жизнь общества и формировать личность;

• давать базовые знания для безболезненного перехода молодежи
к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению;

• обеспечивать профессиональную ориентацию.

Школа является довольно поздним результатом исторического развития цивилизации. В первобытном обществе и у отсталых на-


родов сегодня школы не существует. Обучение новым знаниям и навыкам происходит благодаря неформальным контактам стар­ших, передающих свой опыт, и младших, усваивающих его, но не через письменные носители информации (книги, учебники, тетради), а через устную речь и наглядные примеры.

Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется испол­нять во взрослой жизни. Они усваивают умения, необходимые в цивилизованном обществе: учатся правильно говорить и писать, решать задачи и считать, обучаются дисциплине, трудолюбию, усидчивости и т. п. Учебный процесс в миниатюре отражает про­изводственный процесс взрослых.

Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вы­шедший за рамки семьи, — это отсутствие родственников и ро­дителей, которые прежде осуществляли надзор за ним. Он учит­ся подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что так требует со­циальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей не рассмат­ривается как уникальная личность, любимый сын или исключи­тельная одаренность. Индивидуальные качества ребенка в типич­ной школе не выступают предметом специального внимания. Ребенок — лишь один среди многих, он подчиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключительного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам. В некоторых странах существует специальная школьная форма, стандартный набор учебников и письменных принадлежностей, постоянный режим дня, четко установленная очередность пред­метов (расписание уроков), стабильность преподавательского контингента и учеников. Успехи детей оцениваются при помощи специальных стандартов (школьных оценок), обычно по пяти­балльной системе. Если они выполняют необходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год их переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в раз­ных странах от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания школы выдается серти­фикат — диплом об окончании средней школы, фиксирующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступле­ния в колледж или университет.

Школа и система образования в целом — эффективный инст­румент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалификация, статус и зарплата. Наоборот, повы­шение образования — верный способ сделать профессиональную


карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает реша­ющим фактором вертикальной мобильности.

Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее образование задает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой профессии. Школьное образование полипрофессионально, многовариативно. Выпускник школы мо­жет устроиться на любую работу, получив предварительно специ­альную подготовку. Средняя школа не должна давать узконаправ­ленное образование. Человек должен выбирать будущую профес­сию осознанно, узнав все плюсы и минусы этой профессии. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко на­правленную профессиональную ориентацию, она лишает челове­ка возможности узнать, какая профессия подходит именно ему.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (как, впрочем, и раньше) мы обвиняем школу в том, что она не способна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумева­ется овладение одной-двумя конкретными специальностями, ска­жем водителя или повара.

Так вот, со всей определенностью надо заявить, что школа не должна этого делать. Почему? Ее основная задача — заложить фун­даментальные знания, которые служат предпосылкой для овладе­ния любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овла­девать конкретной специальностью, которая вскоре может разо­нравиться, а ты не готов ни к какой иной. Период с 16 до 23 лет отведен природой для поисков и шатаний. Юноша должен пере­пробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей естественной логике.

Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уро­вень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требова­ний в нынешнем вузе постоянно растет. Возникают ножницы, сократить которые призваны многочисленные посредники: репе­титоры, подготовительные факультеты и курсы. За 3000—5000 долл. они подготовят ваше чадо к университету. Они восполняют про­бел в знаниях и сокращают разрыв в требованиях.

Институт посредников

Родители понимают, что базовым должно стать высшее обра­зование. Но сейчас уровень знаний, который дает школа, резко отличается от требований, предъявляемых вузом. Возникает раз­рыв, который стал катастрофическим. Преодолеть этот разрыв помогают посредники: репетиторы, подготовительные курсы.


Посредники подтягивают выпускников школ, чтобы ножницы разрыва между вузом и школой сомкнулись. Правда, сделать это с каждым годом становится, кажется, не легче, а сложнее.

Как показывают социологические исследования и статистика, современная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач: возрастает уровень девиантного по­ведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступнос­ти, алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. Школа не ре­шает задачи профессионального самоопределения. Она не спбсоб-на подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя шко­ла, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет (1992—1997) в вузы поступило не более трети выпускников. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждена заниматься на подгото­вительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно. «Таким образом, в настоя­щее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70 % нахо­дится под контролем коммерческих структур, что в условиях эко­номического кризиса лишает значительную часть молодежи воз­можности получения высшего образования», — отмечают ученые1.

Группа социологов и психологов под руководством В.Б.Оль­шанского провела сравнительное исследование московских школь­ников и выяснила, что если раньше переход из школы в вуз был естественной и непрерывной линией развития человека, то се­годня образовался разрыв между тем, что ученик изучал в школе, и тем, какие знания он должен продемонстрировать на вступи­тельных экзаменах в институт. «Ощущая недостаток своей подго­товки для поступления в вуз, школьник вынужден искать органи­зации, где он мог бы получить необходимые для прохождения курса знания. Такие заведения есть, но они — платные, т. е. недо­ступные для многих семей. Поступление в колледж тоже требует денег. Вместо здоровой конкуренции способностей возникает аук­цион: кто сможет больше заплатить. А последнее зависит не от желания, а скорее от возможностей родителей»2.

Согласно прогнозу, доля абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, даже в XXI в. не превысит 40 %, в связи с чем 60 % выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Видимо,

' Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: приклад­ной аспект. — М., 1997. — С. 34.

2 Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющем­ся обществе (1982 — 1997 годы) // Социологические исследования. — 1999.— № 6. - С. 92.


существует значительный разрыв в понимании базовых знаний между учителями средних школ и преподавателями вузов. Социо­логические данные показывают, что 42,2% преподавателей вузов в областных и республиканских центрах и 32,8 % педагогов Моск­вы и Санкт-Петербурга отмечают резкое снижение в последние годы уровня подготовки абитуриентов к конкурсным экзаменам в вузы. Причем значительное снижение качества подготовки абиту­риентов характерно для поступающих на все факультеты1.

Платные вузы чаще всего недоступны и рядовой российской интеллигенции из среднего класса. Но она, в отличие от представи­телей низшего класса, отсутствие денег способна компенсировать дополнительными знаниями, которые дают детям образованные родители. Если они сами не в состоянии дотянуть детишек до нуж­ного вузу уровня подготовки, то прибегают к посредникам — репе­титорам, курсам подготовки в вуз, подготовительным факульте­там, гимназиям и лицеям. Они выполняют в обществе почти те же функции, что и биржи труда и рекрутинговые фирмы на рынке труда, которые именуют институтами трудового посредничества.

Что делают биржи труда и рекрутинговые фирмы? Они ком­пенсируют наше незнание рыночной ситуации и помогают сой­тись в одной точке интересам работника и работодателя. В этих учреждениях в одно место стекается вся нужная вам информация. Вы заполняете соответствующие анкеты, пишите резюме, ваша заявка поступает в банк электронных данных и актуализируется сразу же, как только в банк поступает выгодное для вас предло­жение труда. Не будь таких учреждений, вам пришлось бы тратить уйму времени на самостоятельный поиск работы, хождения по фирмам и предприятиям, чтение газет и объявлений, разбросан­ных по разным концам города. В результате ваши затраты времени и средств были бы ничуть не меньше, чем оплата услуг трудовых посредников.

Что делают репетиторы, подготовительные курсы и факульте­ты? Они компенсируют недостатки средней школы, ликвидируя тот разрыв в знаниях, который образовался из-за отставания ка­чества обучения в школе и требований к подготовке в современ­ном университете. Они занимают промежуточное между школой и вузом место, помогая точно сориентироваться и поступить в на­меченный вуз. Большинство репетиторов и подготовительных от­делений, а также лицеев и гимназий практически дают гарантию поступления в конкретный вуз. Репетитор получает большие деньги не только за дополнительные знания, но еще и за дополнитель­ные гарантии поступления в вуз, преподавателем которого он ча­сто является.

1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при­кладной аспект. — М., 1997. — С. 34 — 35.


Роль армии в социализации

Как и и кола, армия выполняет важную функцию в социализа­ции людей. В первую очередь она затрагивает мужское население. Если в стр ане функционирует наемная профессиональная армия, то воинскс >й службой охватываются широкие возрастные катего­рии мужч! ш. Там, где существует обязательная воинская служба для всех мужчин определенного возраста, например с 18 до 22 | лет, воине ким ремеслом, если не считать офицерского состава, занята тол! >ко одна возрастная категория. После прохождения служ­бы мужчи] ™ возвращаются к обычной гражданской жизни и ра­боте в гра) кданской промышленности.

Период службы не проходит бесследно для юношей. Они при­обретают сачества, которые не смогли бы приобрести «на граж­данке»: фр зическую ловкость и выносливость, дисциплинирован­ность и от 5етственность, чувство товарищества и т. п. Вместе с тем воинская <;лужба, как и школьная учеба, может сформировать не только по^ южительные, но и отрицательные качества. В частно­сти, если 1 лежду окончанием школы и поступлением в вуз вкли­ниваются годы службы в армии, то кризисный процесс перехода к новому с табильному состоянию может не только затянуться, но углубитьс}; и даже зайти в тупик. За два-три года армейской шко­лы бывши и школьник успевает забыть все или большинство зна­ний, полу 1енных в школе. Демобилизованный молодой человек имеет мен ьше шансов на поступление в вуз, нежели вчерашний школьник Кроме того, армейская служба может вовсе отбить охо­ту поступ гения в вуз и серьезным образом переориентировать ценности! гй мир индивида. Сегодня и льготы, и институты по-средничес гва для демобилизованных практически ликвидирова­ны, а поск ольку в современную Российскую армию идут главным образом дети из низших слоев общества, то доступ к высшему образован ию для них стал не просто затруднительным, но прак­тически н возможным. В результате вместо всеобщего и общедо­ступного ] 5ысшего образования наше общество получает элитар­ную моде; ь университетского образования.

В обид;стве, где служба в армии считается обязательной для всех мужч ин, два пола ставятся в неравные условия. Девушки не проходят < угужбу в Вооруженных Силах, они поступают в универ­ситет со с вежими знаниями. Если добавить и то обстоятельство, что в учеб е девушки проявляют себя более прилежными (нельзя говорить () том, кто из двух полов более способный и талантли­вый, поск эльку никакие научно обоснованные исследования раз­ницы заф жсировать не могут), то неудивительно, что студенче­скую масс у, особенно на гуманитарных специальностях, состав­ляют в ос! ювном женщины. В результате в СССР и в России жен­щины явл таись^и являются более образованной частью населения.


Тем не менее по служебной лестнице активнее продвигаются муж­чины. Чем выше руководящий пост, тем больше мужчин и мень­ше женщин. Вторые заняты преимущественно исполнительским умственным трудом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...