Неудачные социализаторы: плохие родители
Некоторые социологи видят причины семейного неблагополучия (неустойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социализация детей, нуклеарность и малодетность семьи) в том, что супруги все более стремятся удовлетворить свои высшие потребности за пределами семьи. Иначе говоря, семья и ро-дительство становятся неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального благополучия и т.п., что и приводит к росту числа неблагополучных семей. Но если следовать такой логике, то родители, запустившие семью, должны быть на вершине успеха в бизнесе, политики или искусства. Ничего подобного. В большинстве неблагополучных семей и родители неблагополучные. В нестабильных парах супруги характеризуются низким уровнем социальной адаптации, повышенной агрессивностью, низким уровнем эмоциональной устойчивости, острым ощущением своей неудачливости, алкоголизмом и беспорядочными половыми связями1. В благополучных семьях родители передают детям духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершенствованию и радость от этого), формируя самостоятельность, профессиональные навыки. Напротив, в неблагополучных семьях духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, а характер общения таков, что передача культурного наследия детям практически отсутствует. Очень большое значение для родителей из неблагополучных семей имеют аффилиативныв ценности (потребность принадлежать к определенной группе и занимать какое-либо место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви). Они формируют чувство зависимости от мнения других, ложного коллективизма, которое правильнее назвать стадностью. Став родителем, такой человек вовлекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по воспитанию. Стремясь руководить другими, он толком не знает, как управлять собственными поступками. Неблагополучные родители не умеют понять мысли, чувства и желания детей, не способны направить взросление ребенка в нужное русло.
1 См.: Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 93.
Короче говоря, они не могут выковать из своих детей личность потому, что сами не являются таковой. Семилетний опыт консультирования родителей из неблагополучных семей убедил А.Н.Елизарова в том, что их отличает непостоянство и непредсказуемость. Родительские реакции на детское поведение импульсивны, случайны и зависят от множества посторонних условий, в том числе от колебаний настроения. Детям редко объясняют, почему им не следует так поступать. Воспитание строится по принципу запретов и наказаний. В результате у ребенка не вырабатываются нормы, которые могли бы'регулировать его поведение. Он постоянно нуждается во внешнем контроле, что вполне соответствует неосознанному желанию родителей быть вовлеченными в постоянную воспитательную деятельность. Однако благодаря этому родительские функции со временем становятся все более обременительными для них. Наступает момент, супруги стараются избавиться от непосильной заботы и, частично или полностью, покинуть семью. Источник: Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 94. Стиль общения супругов между собой и родителей с детьми весьма примечателен. Он эмоционален, часто бессодержателен и мелочен. Взаимные придирки, ссоры по пустякам. В разговорах преобладают темы, которые эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей (возбуждающие подробности угона автомашины, драки шоферов такси, поведение законченных пьяниц окрестного района и т.д.). Много времени уходит на выяснение отношений, часто с применением физической силы и нецензурной лексики, и очень мало — на чтение книг, обсуждение увиденного, нравственные беседы.
Здесь формируется особая картина мира. В окружающих людях, даже родственниках, родители видят постоянную угрозу, скрытую зависть и намерение принести им вред. Других, но не себя, они подозревают в распутстве, воровстве, алчности. Не добившись успеха в жизни, причину этого видят не в себе, а в других. Подобные ценности передаются по эстафете, и вскоре дети таких родителей начинают видеть мир злобным, неприветливым, враждебным. Не умея распознавать психологию людей, неблагополучные родители заранее настраиваются к ним неверным образом. Не понимая или не принимая реакции окружающих, они часто совершают ошибки, делают все новые промахи и еще больше катятся вниз по социальной лестнице, растет уровень агрессивности и раздражительности. И все это выливается на самых слабых — детей. У взрослых в таких семьях, как правило, нет постоянной и любимой профессии. Они часто меняют место работы, не ладят с начальством, выпивают с товарищами, не берегут оборудование и орудия труда,,не следят за собой и своим рабочим местом. Отец полностью устраняется из жизни своей семьи, столкнувшись с неудачами, и мать становится единственной кормилицей и воспитательницей детей. У таких родителей ярко выражено скептическое или пренебрежительное отношение к трудолюбию, терпению, настойчивости. Честный труд, полагают они, для дураков, а умный может и должен нарушать, обманывать, ловчить, если остается не пойманным. Их поведением управляет не стремление достичь высоких целей, а желание избежать отрицательных последствий собственных действий или собственного бездействия. Детей такие неудачные социализаторы ругают не за то, что кого-то обманул, побил или что-то уронил, а за то, что теперь им придется с кем-то разбираться, перед кем-то извиняться и т.д.
Духовные потребности не исчезают у этих людей, но, видимо, постоянно дают о себе знать в стремлении чем-то заполнить духовный вакуум. Для этого, как отмечал В.Франкл, можно ходить на танцы, заглушая ощущение бессмысленности существования громкой музыкой и шумом; пассивное наблюдение болельщика, когда он делает вид, что самое важное в мире — какая команда выиграет тот или иной матч, также относится к этому ряду. Сюда же относится чтение детективов, просмотр боевиков и фильмов ужасов1. Удобным средством бегства служит секс. Но, предаваясь ему, неудачные социализаторы нередко забывают об этических нормах, о том, что дети являются незримыми наблюдателями их поступков. Для детей подобные действия становятся психотравматическими. Отсюда девиантное поведение, ведущее к суицидам в подростковом и юношеском возрасте. Равнодушие к труду и человеческим ценностям передается детям. В результате формируется новое поколение маргиналов, пополняющих социальное дно. Другим удобным средством бегства от ощущения бессмысленности собственной жизни является профессиональная сверхвовлеченность. Современное общество породило массовый тип семьи, которую можно назвать карьерной. Родители в такой семье живут в постоянной погоне за работой, зарплатой, экономическим и социальным престижем. Они поглощены борьбой для того, чтобы достичь высокого социального статуса, который, однако, постоянно ускользает от них. Что передают эти родители своим детям? По сути дела, единственной реальной идентификацией с фигурой отца является его неудовлетворенность своим трудом и своим местом в обществе, а единственным требованием, предъявляемым к ребенку, — добиться того успеха или положения, какого не смогли достичь родители, и прежде всего отец. Сверхвовле- ченность в производство, наряду с погоней за материальными благами и ориентацией на развлечения, приводит к педагогической запущенности детей и, как следствие, девиантному поведению. Методики исследования В своей консультационной практике для получения информации о ценностных ориентациях родителей неблагополучных семей психолог А. Н. Елизаров использовал модифицированный вариант методики предельных смыслов — предельных ценностей1. Чаще всего первая жалоба родителей сводилась к тому, что ребенок не хочет ни учиться, ни работать. Поэтому первым вопросом ученого к родителю являлся: зачем, с точки зрения родителя, ребенку нужно учиться или работать (или выполнять какое-либо другое близкое по смыслу его требование). После каждого ответа следуют новые вопросы. И так до того, пока родитель будет не в состоянии более ничего сказать. Результатом являются длинные цепочки ответов (графы), на основе которых можно судить о ценностных ориентациях родителя (схемы 1,2). Результаты опроса дополняются данными, полученными в процессе беседы с родителем.
Проанализировав десятки ответов, А.Н.Елизаров пришел к выводу об отсутствии у родителей из неблагополучных семей, обратившихся к психологу по поводу частых конфликтов со своим ребенком и его вовлеченности в девиантное поведение, устойчивой системы духовных ценностей (стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию, творчеству и радости от этого). Однако утрата духовных ценностей не означает утраты ценностей «семейных». Наоборот, семья для таких респондентов становится даже важнее, но именно как источник удовлетворения собственных эгоистических желаний. Процентные распределения дополнялись конкретными случаями. Вот некоторые из них. На Телефон доверия обратилась женщина, которая одна воспитывала дочь 16 лет. Волнуют сексуальные интересы дочери, готовность «пойти с кем угодно». Считает себя единственным тормозом на пути дочери к проституции. Дочь закончила 9 классов, сейчас нигде не работает и не учится. В прошлом дочь имела большие успехи в музыке, выступала на конкурсах, занимала призовые места. Специалисты считают, что дочь — одаренный человек. Сейчас дочь не хочет участвовать в музыкальных конкурсах, готовиться к выступлениям; ворует деньги у матери и часто надолго уходит из дому. Мать не знает, как ей поступить.
1 См.: Франкл Б. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем. — М., 1990. - С. 241-243.
См.: Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Со- циологические исследования. • Схема 1 Схем а 2
Зачем дочери заниматься музыкой? Зачем сыну учиться?
Чтобы выступать на конкурсах Чтобы поступи ь в институт
Чтобы испытывать подъем, выходя на сцену, получать удовольствие, удовлетворение от того, что может показать себя
(зго, чтобы предложили и, чтобы остаться там на работу, возможно, там жить Чтобы оценили и получила возможность сделать выбор ЧТОБЫ САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ Чтобы был вариант общения, вариант кайфа а) быть высоко- •обеспеченным материально б) оставаться три этом духовно честным человеком, не ловчить, не идти против совести, не со зершать моральные проступки
Чтобы не выходить на улицу и не брать сексуальных партнеров Чтобы не было изо дня в день того, что ей не нравится: дом, школа Чтобы что-то давало зажигание, то, которое дает сексуальный контакт Чтобы не приносить вред своей биоэнергетике, от этого происходят нервные и эндокринные заболевания,рак Чтобы этого не заметили окружающие и не помешали совершать свой жизненный путь
Чтобы этим не стал сексуальный контакт Поскольку у ребенка нет внутренних тормозов и связи будут уличные, без матери она совсем пошла бы вразнос РИСК ВЕНЕРИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ Можно от нее дома заразиться и самой матери Со слов матери, дочь хочет маться сексом и спать. На вопрос возрасте дочери, она ответила, ч го бимой». Но у мамы личная жизнь о чем она сейчас очень сожалее высшее экономическое образование ти всегда относилась равнодушн э воспитывала дочь, нигде не работала циональную насыщенность жизри чинами (без секса), конфликты с питание» дочери. Семейной жизйью ла, так как не хотела вести хозяй вов. Дома — постоянный беспорядок Удалось выяснить, что дома жить стоянно стремится контролировать совершенно непредсказуемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|