Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неудачные социализаторы: плохие родители




Некоторые социологи видят причины семейного неблагополу­чия (неустойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социализация детей, нуклеарность и малодетность семьи) в том, что супруги все более стремятся удовлетворить свои выс­шие потребности за пределами семьи. Иначе говоря, семья и ро-дительство становятся неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уров­ня образования, материального благополучия и т.п., что и при­водит к росту числа неблагополучных семей.

Но если следовать такой логике, то родители, запустившие семью, должны быть на вершине успеха в бизнесе, политики или искусства. Ничего подобного. В большинстве неблагополучных се­мей и родители неблагополучные. В нестабильных парах супруги характеризуются низким уровнем социальной адаптации, повы­шенной агрессивностью, низким уровнем эмоциональной устой­чивости, острым ощущением своей неудачливости, алкоголизмом и беспорядочными половыми связями1.

В благополучных семьях родители передают детям духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершен­ствованию и радость от этого), формируя самостоятельность, про­фессиональные навыки. Напротив, в неблагополучных семьях ду­ховные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, а характер общения таков, что передача культурного наследия детям практически отсутствует.

Очень большое значение для родителей из неблагополучных семей имеют аффилиативныв ценности (потребность принадлежать к определенной группе и занимать какое-либо место в ней, пользо­ваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объек­том их уважения и любви). Они формируют чувство зависимости от мнения других, ложного коллективизма, которое правильнее назвать стадностью. Став родителем, такой человек вовлекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по воспи­танию. Стремясь руководить другими, он толком не знает, как управлять собственными поступками. Неблагополучные родители не умеют понять мысли, чувства и желания детей, не способны направить взросление ребенка в нужное русло.

1 См.: Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Со­циологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 93.


 


Короче говоря, они не могут выковать из своих детей личность потому, что сами не являются таковой.

Семилетний опыт консультирования родителей из неблагополучных семей убедил А.Н.Елизарова в том, что их отличает непостоянство и не­предсказуемость. Родительские реакции на детское поведение импульсив­ны, случайны и зависят от множества посторонних условий, в том числе от колебаний настроения. Детям редко объясняют, почему им не следует так поступать. Воспитание строится по принципу запретов и наказаний. В ре­зультате у ребенка не вырабатываются нормы, которые могли бы'регули­ровать его поведение. Он постоянно нуждается во внешнем контроле, что вполне соответствует неосознанному желанию родителей быть вовлечен­ными в постоянную воспитательную деятельность. Однако благодаря это­му родительские функции со временем становятся все более обремени­тельными для них. Наступает момент, супруги стараются избавиться от непосильной заботы и, частично или полностью, покинуть семью.

Источник: Елизаров А.Н. Ценностные ори­ентации неблагополучных семей // Социологиче­ские исследования. — 1995. — № 7. — С. 94.

Стиль общения супругов между собой и родителей с детьми весьма примечателен. Он эмоционален, часто бессодержателен и мелочен. Взаимные придирки, ссоры по пустякам. В разговорах преобладают темы, которые эмоционально возбуждают, динамич­ны, полны неожиданностей (возбуждающие подробности угона автомашины, драки шоферов такси, поведение законченных пья­ниц окрестного района и т.д.). Много времени уходит на выясне­ние отношений, часто с применением физической силы и нецен­зурной лексики, и очень мало — на чтение книг, обсуждение увиденного, нравственные беседы.

Здесь формируется особая картина мира. В окружающих людях, даже родственниках, родители видят постоянную угрозу, скры­тую зависть и намерение принести им вред. Других, но не себя, они подозревают в распутстве, воровстве, алчности. Не добив­шись успеха в жизни, причину этого видят не в себе, а в других. Подобные ценности передаются по эстафете, и вскоре дети таких родителей начинают видеть мир злобным, неприветливым, враж­дебным. Не умея распознавать психологию людей, неблагополуч­ные родители заранее настраиваются к ним неверным образом. Не понимая или не принимая реакции окружающих, они часто со­вершают ошибки, делают все новые промахи и еще больше ка­тятся вниз по социальной лестнице, растет уровень агрессивно­сти и раздражительности. И все это выливается на самых слабых — детей.

У взрослых в таких семьях, как правило, нет постоянной и любимой профессии. Они часто меняют место работы, не ладят с начальством, выпивают с товарищами, не берегут оборудование и орудия труда,,не следят за собой и своим рабочим местом. Отец


полностью устраняется из жизни своей семьи, столкнувшись с неудачами, и мать становится единственной кормилицей и вос­питательницей детей.

У таких родителей ярко выражено скептическое или пренебре­жительное отношение к трудолюбию, терпению, настойчивости. Честный труд, полагают они, для дураков, а умный может и дол­жен нарушать, обманывать, ловчить, если остается не пойман­ным. Их поведением управляет не стремление достичь высоких целей, а желание избежать отрицательных последствий собствен­ных действий или собственного бездействия. Детей такие неудач­ные социализаторы ругают не за то, что кого-то обманул, побил или что-то уронил, а за то, что теперь им придется с кем-то раз­бираться, перед кем-то извиняться и т.д.

Духовные потребности не исчезают у этих людей, но, видимо, постоянно дают о себе знать в стремлении чем-то заполнить ду­ховный вакуум. Для этого, как отмечал В.Франкл, можно ходить на танцы, заглушая ощущение бессмысленности существования громкой музыкой и шумом; пассивное наблюдение болельщика, когда он делает вид, что самое важное в мире — какая команда выиграет тот или иной матч, также относится к этому ряду. Сюда же относится чтение детективов, просмотр боевиков и фильмов ужасов1. Удобным средством бегства служит секс. Но, предаваясь ему, неудачные социализаторы нередко забывают об этических нормах, о том, что дети являются незримыми наблюдателями их поступков. Для детей подобные действия становятся психотравма­тическими. Отсюда девиантное поведение, ведущее к суицидам в подростковом и юношеском возрасте.

Равнодушие к труду и человеческим ценностям передается де­тям. В результате формируется новое поколение маргиналов, по­полняющих социальное дно.

Другим удобным средством бегства от ощущения бессмыслен­ности собственной жизни является профессиональная сверхво­влеченность. Современное общество породило массовый тип се­мьи, которую можно назвать карьерной. Родители в такой семье живут в постоянной погоне за работой, зарплатой, экономичес­ким и социальным престижем. Они поглощены борьбой для того, чтобы достичь высокого социального статуса, который, однако, постоянно ускользает от них. Что передают эти родители своим детям? По сути дела, единственной реальной идентификацией с фигурой отца является его неудовлетворенность своим трудом и своим местом в обществе, а единственным требованием, предъяв­ляемым к ребенку, — добиться того успеха или положения, како­го не смогли достичь родители, и прежде всего отец. Сверхвовле-


ченность в производство, наряду с погоней за материальными благами и ориентацией на развлечения, приводит к педагогиче­ской запущенности детей и, как следствие, девиантному поведе­нию.

Методики исследования

В своей консультационной практике для получения информа­ции о ценностных ориентациях родителей неблагополучных семей психолог А. Н. Елизаров использовал модифицированный вариант методики предельных смыслов — предельных ценностей1. Чаще всего первая жалоба родителей сводилась к тому, что ребенок не хочет ни учиться, ни работать. Поэтому первым вопросом ученого к ро­дителю являлся: зачем, с точки зрения родителя, ребенку нужно учиться или работать (или выполнять какое-либо другое близкое по смыслу его требование). После каждого ответа следуют новые вопросы. И так до того, пока родитель будет не в состоянии более ничего сказать. Результатом являются длинные цепочки ответов (гра­фы), на основе которых можно судить о ценностных ориентациях родителя (схемы 1,2). Результаты опроса дополняются данными, полученными в процессе беседы с родителем.

Проанализировав десятки ответов, А.Н.Елизаров пришел к выводу об отсутствии у родителей из неблагополучных семей, обратившихся к психологу по поводу частых конфликтов со сво­им ребенком и его вовлеченности в девиантное поведение, устой­чивой системы духовных ценностей (стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию, творчеству и радости от этого). Однако утрата духовных ценностей не означает утраты ценностей «семейных». Наоборот, семья для таких респондентов становится даже важнее, но именно как источник удовлетворения собствен­ных эгоистических желаний.

Процентные распределения дополнялись конкретными случа­ями. Вот некоторые из них. На Телефон доверия обратилась жен­щина, которая одна воспитывала дочь 16 лет. Волнуют сексуаль­ные интересы дочери, готовность «пойти с кем угодно». Считает себя единственным тормозом на пути дочери к проституции. Дочь закончила 9 классов, сейчас нигде не работает и не учится. В про­шлом дочь имела большие успехи в музыке, выступала на конкур­сах, занимала призовые места. Специалисты считают, что дочь — одаренный человек. Сейчас дочь не хочет участвовать в музыкаль­ных конкурсах, готовиться к выступлениям; ворует деньги у мате­ри и часто надолго уходит из дому. Мать не знает, как ей посту­пить.


 


1 См.: Франкл Б. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем. — М., 1990. - С. 241-243.


 

1995. -№ 7. -С. 93-95.

См.: Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Со-

циологические исследования.


Схема 1


Схем


а 2


 


Зачем дочери заниматься музыкой?


Зачем сыну


учиться?


 


Чтобы выступать на конкурсах


Чтобы поступи


ь в институт


 


Чтобы хорошо закончить стажироваться за границей чтобы потом,

Чтобы испытывать подъем, выходя на сцену, получать удовольствие, удовлетворение от того, что может показать себя


(зго, чтобы предложили и, чтобы остаться там на работу, возможно, там жить


Чтобы оценили и получила возможность сделать выбор

ЧТОБЫ САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ


Чтобы был вариант общения, вариант кайфа


а) быть высоко-

•обеспеченным

материально


б) оставаться три этом духовно честным человеком, не ловчить, не идти против совести, не со зершать моральные проступки


 


Чтобы не выходить

на улицу и не брать

сексуальных партнеров


Чтобы не было изо дня в день

того, что ей не нравится:

дом, школа

Чтобы что-то давало

зажигание, то, которое дает

сексуальный контакт


Чтобы не приносить вред

своей биоэнергетике,

от этого происходят

нервные и эндокринные

заболевания,рак


Чтобы этого

не заметили окружающие и не помешали

совершать свой жизненный путь


 


з&ни-в лю-

фолько хорошо питаться, о чем мама сама мечта|ла мечтала «любить и быть многократно не складывалась '. В свое время мама полурила , но к трудовой деятель. Практически все время, : проживала вещи отца. обеспечивали флирт с парализованной матерью, <• с мужчинами жить не >:тво, — причина многих ра Из разговора с дочерью очень трудно, так как мать и реакции матери при
нос-тока ыуж-вос-|оте-зры- по-|этом

Чтобы этим не стал сексуальный контакт

Поскольку у ребенка нет внутренних тормозов и связи будут уличные, без матери она совсем пошла бы вразнос

РИСК ВЕНЕРИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Можно от нее дома заразиться и самой матери


Со слов матери, дочь хочет маться сексом и спать. На вопрос возрасте дочери, она ответила, ч го бимой». Но у мамы личная жизнь о чем она сейчас очень сожалее высшее экономическое образование ти всегда относилась равнодушн э воспитывала дочь, нигде не работала циональную насыщенность жизри чинами (без секса), конфликты с питание» дочери. Семейной жизйью ла, так как не хотела вести хозяй вов. Дома — постоянный беспорядок Удалось выяснить, что дома жить стоянно стремится контролировать совершенно непредсказуемы.


 




Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...