Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неудачники социализации: трудные подростки




Жертвами неудачных социализаторов становятся прежде все­го собственные дети. Они не слушают старших и не уважают их, пропускают уроки, слоняются по улице, участвуют в коллектив­ных попойках и драках, воруют и попадаются, убегают из дома и оказываются бомжами. Их можно называть трудными подростка­ми, неудачниками социализации или жертвами неудачной со­циализации. От названия не изменяется существо проблемы, ко­торая заключается в том, что по мере продвижения нашего об­щества к благополучию и процветанию, включая и годы совет­ской власти, в нем не увеличивалось, а возможно, и сокраща­лось количество поколений, которые можно считать удачными социализаторами.

Сравнительный анализ показал, что ценностные ориентации родителей из неблагополучных семей почти полностью совпадают с чертами девиантных подростков. Последние образуют в своем микрорайоне замкнутую, обособленную от других сверстников группу — благоприятную среду для закрепления и углубления не­гативных привычек1.

Переход от одного этапа жизненного цикла к другому неред­ко переживается как психологический кризис, во время которого человеку приходится осмыслить пройденный путь, менять пред­ставления о себе и о мире, корректировать дальнейшие цели и планы.

По мнению К. Юнга, возможность застыть на одной фазе раз­вития чрезвычайно велика2. У среднестатистического индивида больше вероятности остановиться, чем успешно перейти на сле­дующую стадию. И тот, кто умеет последовательно и вовремя пе­реходить с одной фазы на другую, изменять самосознание и мо­дели поведения в соответствии с изменившимися условиями, яв­ляется скорее исключением, чем правилом.

При неудачном переходе проблемы, не решенные на предыду­щей стадии жизненного цикла, дают себя знать на последующих, создавая дополнительные трудности для развития личности. Так, если человек не смог разрешить юношеский кризис идентичнос­ти, то проблема остается. Ее все равно придется решать в буду­щем, но сделать это станет гораздо сложнее. Тот, кто в молодости не определил свое призвание, не выбрал подходящую профес­сию, не вступил в брак, на следующем этапе столкнется с еще большими трудностями при решении проблемы.

1 См.: Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика
личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. —
1990. -№ 4. -С. 84-85.

2 См.: Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. — М.,
1996.-С. 185-203.


Для взрослого человека приходится не только совершенство­ваться в профессии, но и учиться быть воспитателем своих детей. От взрослого человека требуются иные личностные качества, на­пример очень жесткий самоконтроль, управление своими эмоци­ями, основа которых должна сформироваться в молодости. Если человек не решил этой важной задачи в соответствующее время, то во взрослой жизни ему придется гораздо труднее, чем могло быть. К примеру, современный бизнес требует сдержанности, умения держать данное слово, контролировать эмоции, рацио­нально мыслить, гибкости в выборе целей и средств их достиже­ния, твердых моральных принципов, реалистического взгляда на вещи, адекватной самооценки, критичности по отношению к себе и других качеств, которые сформировались не у всех юношей. Рано или поздно среда бизнеса их отторгает. Именно бизнес обнажает парадоксальное явление: стремясь к высоким результатам, чело­век не может их достичь по причине отсутствия необходимых лич­ностных качеств. Даже такие вещи, как выгодные знакомства и блат,- возникают только у тех, кто развил в себе прекрасные ком­муникативные качества. Замкнутые и необщительные юноши, рав­но как грубые и невоспитанные, имеют меньше шансов преус­петь в бизнесе. Им не удалось успешно завершить свою стадию социализации.

Многие люди, будучи зрелыми по возрасту, не являются тако­выми в психологическом и социальном отношении. Для них ре­шение ряда задач переносится на следующий этап жизненного цикла.

Взрослый человек как бы заново проходит детскую социализа­цию. Воспитывая детей, он узнает сложности родительской роли, которые не понимал, когда сам был ребенком. Он учит сына слу­шаться родителей, т.е. делать то, чего, возможно, никогда не де­лал сам. Отец требует от сына уважения к себе как родителю, хотя в свое время по отношению к своим родителям он и не проявлял особого послушания.

Повторная детская социализация родителей в процессе воспи­тания своих детей отличается от исходной социализации своей осмысленностью и другим распределением ролей. Но далеко не всегда у взрослых людей формируются нужные качества. Можно сказать, что общество и родители задержались с их воспитанием. И вот мы видим вздорных и взбалмошных взрослых, ведущих себя точно так же, как четырехлетний ребенок. Во главу угла они ста­вят собственное мнение и эгоистический каприз. Их взросление затянулось, задачи предыдущих стадий не решены. Чему они мо­гут научить собственных детей, что передать им? Как воспитать хороших детей, не будучи таким человеком? Как сформировать интересный круг общения, если сам не представляешь интереса для других людей?



Из взрослых, не завершивших успешно детскую и юношескую социализацию, часто вырастают неудачные агенты социализации, не способные вырастить хороших детей. Данные эмпирических ис­следований показывают, что взрослые неудачники происходят из неполных семей, оттуда, где родители пьют, избивают детей, не­пристойно выражаются, где забросили воспитание детей. Чем боль­ше в населении удельный вес таких взрослых, тем менее здоро­вым его надо считать, тем выше вероятность того, что проблемы социализации не решены в масштабах всего общества, а не толь­ко отдельных семей.

Беспризорность

Беспризорность часто рассматривается как тяжелое обществен­ное бедствие, свидетельствующее о глубоком кризисе, пережива­емом либо обществом в целом, либо его важнейшими института­ми. Сегодня беспризорность относится к разновидности девиант-ного поведения.

Беспризорный — это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализиро­ванного детского учреждения, ведущий бездомный образ жизни. Он рано включается в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не на­блюдается у других детей. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждени­ям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычного. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплини­рованность.

Беспризорники живут в подвалах, на чердаках, городских свал­ках и на кладбищах. Те, кто уже прошел школу уличной жизни, сами зарабатывают. Естественно, криминальным путем. Они оде­ваются, питаются и даже снимают при этом жилье, но все же, по сути, остаются беспризорными.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения беспризорности:

1. Социально-экономические — экономический кризис, безрабо­
тица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в
связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

2. Социально-психологические — кризис семьи, увеличение раз­
водов, утеря одного из родителей, опекунство, ухудшение кли­
мата в семье, грубое обращение с детьми, физические наказа­
ния, а порой и сексуальные домогательства со стороны взрослых
и т.д.


3. Психологические причины, выражающиеся в увеличении чис­ла детей, имеющих психофизические аномалии, черты асоциаль­ного поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3 — 5 %'.

Россия неоднократно переживала пики беспризорности:

период между Первой мировой и Гражданской войнами;

голод и эпидемии 30-х годов;

последствия сталинских репрессий 1937 г.;

период после Второй мировой войны;

последствия экономических реформ 90-х годов.

Их особенность заключается в том, что каждый следующий взлет беспризорности наступал в тот момент, когда общество не успе­вало оправиться от предыдущего. Исключением служит последний пик, пришедшийся на 90-е годы и наступивший после относи­тельно благополучного периода развитого социализма.

Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921 —1925 гг. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней Гражданской вой­нами. По данным официальной статистики, в 1922 г. общее чис­ло беспризорников и детей, лишенных всяких средств к суще­ствованию, составляло 7 млн. Беспризорность превратилась в острейшую социальную проблему. Тысячи бараков, детских улич­ных столовых и ночлежек были разбросаны практически по всей стране.

Основными типами учреждений для беспризорных являлись: приемники для оказания первой социальной помощи, детдома для детей дошкольного и школьного возраста, для физически дефективных и умственно отсталых и, наконец, детский городок как комплекс разнотипных учреждений. В 1925 г. таких учрежде­ний в СССР насчитывалось 3701. При детдомах было организова­но свыше тысячи мастерских, им было выделено около 230 зе­мельных участков. Все это не только спасало детей от голода и физической смерти, но и выполняло важную функцию социали­зации. Спасенные дети постепенно возвращались в семьи или в трудовую обстановку. Однако сотни тысяч беспризорных детей и подростков в 20-е годы оставались неохваченными, они попол­няли криминальную среду, попрошайничали, вели асоциальный образ жизни2.

Решение проблем беспризорности потребовало специальных решений ВЦИК и Наркомпроса РСФСР. Был принят Закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди ос-

1 См.: Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность //
Социологические исследования. — 1998. — № 3. — С. 117 — 118.

2 См. там же. -С- 118-119.


новных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, стали (наряду с помещением беспризорных в детдома) назначе­ние опеки, передача детей на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам и кустарям, направление подростков на производство в государственный сектор, оказание адресной мате­риальной помощи на дому детям, стоящим на грани нищеты и беспризорности, защита прав и интересов детей и подростков, развертывание внешкольной работы по месту жительства при ак­тивном содействии пионерских организаций и комсомола. Бес­призорных активно вовлекали в школьные занятия, кружки са­модеятельности, пионеротряды. Оборудовались общежития для одиноких матерей, и им оказывалась единовременная материаль­ная помощь.

Иначе боролись с беспризорностью и преступностью в 60 — 80-е годы. Беспризорность с улиц крупных городов России пытались упрятать в деревню и в специальные «закрытые поселения» (пе­чально известный 101-й километр).

В 90-е годы, когда Россию охватил глубокий социально-эко­номический кризис, начался новый подъем беспризорности. Рез­кое увеличение стрессовых ситуаций в первую очередь сказалось на детях. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется 1534 развода и в результате без одного родителя остаются 1288 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей — 32, убегают из дома — 237. Ухудшается психологи­ческий климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсут­ствие средств к нормальному существованию, угроза безработи­цы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тыс. юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. В 1995 г. таких случаев зарегистрировано 55 тыс.

Статистика

Согласно статистическим данным, в 2000 г. в России насчитывалось около 2,8 млн детей-бомжей. Сегодня детей-сирот в нашей стране в 2 раза больше, чем их было после Великой Отечественной войны.

Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок — детдомовец. Почти все они имеют родителей. Лишь 3 % выпускни­ков специнтернатов способны овладеть самой примитивной про­фессией. После выхода из детдома 30 % ребят становятся бомжа­ми, 20 % — преступниками, 10 % — заканчивают жизнь самоубий­ством. Хотя официальные органы не располагают точными дан­ными о количестве беспризорных в России, специалисты счита­ют, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тыс. беспри-


 


зорных детей и подростков. Только в Москве их около 60 тыс. В сентябре 1996 г. около 2 млн подростков в возрасте от 14 до 17 лет не сели за школьные парты, подавшись в сферу «бизнеса». Наибо­лее серьезная ситуация сложилась в крупных городах России, где дети, подростки и молодежь вовлекаются в криминальную среду, убегая от родителей и пополняя ряды беспризорных1.

Е. Потапова, И. Селезнева

Крыша для бесприютных

Благополучные мальчики и девочки считают слово «приют» устарев­шим — если вообще его знают. Дети, жизнь которых не назовешь даже снос­ной, знают не только слово, но зачастую и дорогу к ближайшему приюту.

Тринадцатилетняя Нина пришла в приют сама после того, как несколь­ко дней прожила в подвале. Медицинское обследование зафиксировало наличие гематом и сотрясение мозга. Кирилла, которому три годика, с пе­реломом бедра доставили в приют сотрудники муниципальных служб. От­туда мальчика пришлось сразу везти в больницу — его избил муж сестры. Из больницы Кирилла некому было забирать: от него отказалась мать. У восьмилетней Светы мать на ее глазах выбросилась из окна. В тот же год умерли бабушка и младший брат. Отцу-алкоголику девочка оказалась не нужна. А девятилетний Витя даже рад, что умер его отец. Он сделал маль­чика профессиональным попрошайкой. Каждый вечер Витя должен был приносить деньги на бутылку. Если денег не хватало, отец порол сына вожжами.

Сотрудников приютов, хорошо знакомых с такими историями, давно не удивляет необыкновенная жестокость, с которой живущие здесь дети относятся друг к другу. Воспитатели-новички опасаются поворачиваться к своим подопечным спиной. Большинство приходящих работать в приюты не выдерживают и двух-трех дней непрерывного напряжения и уходят. Что­бы остаться, воспитатель должен пройти трехмесячный испытательный срок, научиться общаться с детьми, искалеченными морально, а часто и физически.

Судя по психологическим тестам, только у 33% детей интеллектуаль­ное развитие соответствует возрастной норме. У большинства — повышен­ное чувство страха, враждебность, ожидание агрессии. Медицинские об­следования показывают: каждый из оказавшихся в приюте ребят имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, половина — заболевания ор­ганов пищеварения, треть — органов дыхания.

Из приемника так просто не отпускают. А вот в приютах дети живут доб­ровольно. Наверное, поэтому из них и не удирают: за пять лет не было ни одного такого случая. В приюте дети могут жить не больше года. За это время их пытаются пристроить в семьи, оформляют опеку, перераспреде­ляют по интернатам и детским домам.

Источник: Аргументы и факты. — 1998. — №35.

1 См.: Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. — 1998. — № 3. — С. 120 — 121.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...