Неравенство в доступе к образованию
Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые соци-льные системы (подсистемы общества) непрерывного совершен-гвования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля'.
1 См.: Шубкин В.Н. Начало пути. — М., 1979. 1 См.: Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. — М., 1999. — С. 261 — 262. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный социальный «лифт». Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса1. Судя по данным о социальном происхождении студентов (род занятий и профессия отцов), более половины из них в середине 90-х годов были выходцами из семей интеллигенции (инженеры, конструкторы, экономисты, финансисты, юристы, правоведы, военные, преподаватели, учителя, научные работники, творческие работники, врачи, бизнесмены, руководящие работники). В составе студентов увеличивается доля представителей быстро формирующегося слоя предпринимателей, возрастает удельный вес выходцев из состава гуманитарной, научной и инженерно-технической интеллигенции. При сохранении тенденции в XXI в. 2/3 студентов вузов будут рекрутироваться из семей интеллигенции2. Таким образом, современный вуз нацелен в основном на «самовоспроизводство» класса интеллигенции.
Вуз, призванный готовить потенциальных работников интеллектуального труда, прежде ориентировался на все слои общества, сегодня это делается преимущественно из интеллигенции. Это называется деформацией профессионального отбора в вузы. По мнению специалистов, явный скос в сторону интеллигенции ведет к взаимной изоляции социальных классов и слоев, порождает у рабочих и служащих чувство социальной несправедливости, отсутствия равенства шансов для вертикальной мобильности. Таким образом, если при советской власти социальный состав студентов в целом совпадал с социальным составом населения, что позволяло вузу служить каналом вертикальной мобильности для всех слоев общества, то в 90-е годы он фактически замкнулся границами интеллигенции (табл. 12). Однако неравенство касается не только высшего, но и среднего образования. В серии исследований, проводившихся новосибирскими социологами под руководством В.Н.ШубкИна на протяжении 30-летнего периода, выяснились глобальные закономерности, характеризующие аккумулированный эффект социального неравенства в системе образования. Если в 1-й класс школы дети рабочих и крестьян и интеллигенции поступали примерно в той 1 См.: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. — М., 2 См.: Шереги Ф.Э., Харнева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при Таблица 12 Шансы на поступление в институт, в %
Обозначения: 1 — дети руководителей и специалистов; 2 — дети служащих, рабочих и крестьян.
Источник: Аргументы и факты. — 2000. — № 21. пропорции, в какой эти категории представлены в социальной структуре общества, то к моменту ее окончания доля детей последней резко увеличивалась, а доля первых двух групп сокращалась. Еще больше обнаруженная тенденция проявлялась на уровне высшего образования: по существу, в университетах одни интеллигенты (преподаватели) обучали других (студенты). Если раньше, в 60-е годы, правительство дополнительными мерами как-то выравнивало пропорции обучающихся в соответствии с параметрами социальной структуры, то в середине 90-х годов на это не было уже ни средств, ни желания. Платное обучение в школе и вузе резко усилило социальную дифференциацию не только среди взрослых, но и среди детей. Так, согласно полученным данным, к 1994 г. по сравнению с 1962 г. доля детей руководителей возросла в 3,5 раза, а доля детей рабочих и крестьян сократилась в 2,5 раза1. Последние отсеивались из школы не только по неуспеваемости, но и по финансовым причинам. Разбив респондентов на четыре группы (дети рабочих и крестьян, специалистов, служащих, руководителей) и сравнив ориентации старшеклассников, В.Н.Шубкин и Д.Л.Константи-новский установили: чем выше статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда; отчетливо прослеживается тенденция к репродукции статуса родителей. Обнаруженные тенденции, которые можно назвать «воронкой» социального неравенства в сфере образования, проявляются в различных фактах (рис. 16). Так, если в 1963 г. из 100 выпускников средних школ в вузы поступало 11 выходцев из рабочих и крестьян, то в 1983 г. их стало 9, а в 1993 г. — 5. Соответственно доля 1 См.: Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. — 1997. — № 3. — С. 92 — 123.
Рис. 16. «Воронка» социального неравенства в сфере образования
детей служащих с 1963 по 1993 г. возросла с 10 до 16, специалистов — с 14 до 18, руководителей — с 6 до 20'. Вместе дети руководителей и специалистов заполнили 3/4 самых престижных вакансий в вузах — экономика и финансы, доля детей служащих — 13 %, а детей рабочих и крестьян еще меньше2. В 90-е годы качественное среднее и высшее образование становится все менее доступным для социальных низов. Плата за обучение в московских коммерческих лицеях и вузах достигает 2 — 4 тыс. долл., в то время как средняя заработная плата москвича не достигает и 120 долл. Очевидно, что попасть в престижные вузы значительно больше шансов имеет тот, чьи родители могут заплатить за учебу в привилегированной школе, за предварительную довузовскую подготовку, за обучение в вузе. В результате усиления социальной дифференциации дети — выходцы из низов вытесняются в «дешевые» школы, происходит ухудшение их уровня образования. Через школьное и вузовское сито проходят главным образом дети из высших социальных слоев. Предпринятое в 1972 г. обследование школьников и учащихся профтехучилищ одного и того же поколения по мере их продвижения к выпускному классу в Нижнем Тагиле выявило, что оценка успеваемости и отсев происходят, намеренно или нет, по социально-классовому признаку: после 8-го класса больше отчисляют детей рабочих, нежели детей специалистов и служащих с высшим образованием3. В 1973 г. аналогичные результаты дало об- См.: Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. — 1997. — № 3. — С 108 2 См. там же. — С. 113. 3 См.: Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР: Социологиче следование учащихся шести регионов страны, проведенное под руководством М.Н.Руткевича и Ф.Р.Филиппова. Обнаружилось неравномерное распределение учителей-выпускников университетов и педагогических институтов между школами города и села, оседание значительной части выпускников наиболее крупных вузов в местах расположения этих учебных заведений, низкий уровень приживаемости выпускников крупных вузов в сельской местности, особенно в восточных районах страны. Все это сказывалось на уровне подготовки школьников и в конечном счете способствовало воспроизводству социальных различий в области образования1. Исследования Ф.Р.Филиппова обнаружили нарастающую феминизацию учительских кадров при неравном распределении юношей и девушек между различными формами среднего образования.
В 90-е годы в России начинает формироваться новый социальный институт — негосударственное высшее образование. Обучение в негосударственных (коммерческих) вузах доступно сегодня в основном выходцам из семей предпринимателей, интеллигенции и служащих. Именно этот тип учебных заведений (а также привилегированные платные учебные группы и факультеты, прежде всего юридические и экономические) становится источником новой российской элиты (получающей более качественное и престижное образование). Таким образом, в ходе эмпирических исследований, проведенных отечественными социологами в последние десятилетия, выяснилось, что социальное неравенство в доступе к среднему и высшему образованию увеличивается не только от одного исторического периода к другому, но и от одной ступени обучения к другой — от начальной к средней школе и от среднего образования к высшему (рис. 17). Образование
В российском обществе на протяжении последних 40 лет происходит увеличение неравенства в получении образования. Чем выше ступенька, тем труднее на нее попасть выходцам из низов Начальное 1960-е 1970-1980-е 1990-е °ДЫ Рис. 17. Степень неравенства в доступе к образованию 1 См.: Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР: Социологические проблемы. — М-, 1976. — С. 43, 82.
Возможно, что в России образование проходит тот исторический путь, какой оно прошло в европейских странах, и прежде всего в Великобритании: от социального неравенства и стратификации в начале XX в. к меритократической идеологии в середине столетия (предоставление равных возможностей всем на уровне среднего образования и неравного, по одаренности, на уровне высшего), а от нее к парентократической (от англ. рагепК — родители) модели, в которой «образование ребенка во всевозрастающей степени зависит от благосостояния и желаний родителей, нежели от его собственных способностей и усилий»1. Если сравнивать доступность высшего образования в разных странах и в разные исторические периоды, то напрашивается следующий вывод: бывший СССР ориентировался скорее на эгалитарную модель (равный доступ), свойственную США, а современная Россия — на элитарную (неравный доступ), присущую Западной Европе. Странная закономерность, ибо весь мир движется в обратном направлении. Вот лишь некоторые данные. Статистика свидетельствует, что степень доступности университетов для молодежи (от 20 до 24 лет) в Европе и Америке различается. Во второй половине XX в. в европейских странах вначале только 5 % молодежи могли учиться в университетах. В 60-х годах — уже 15%, в 70-е годы в Швеции — 24%, во Франции — 17%, в 80-е годы в Швеции — 38%, в ФРГ и ГДР — 30%, в Англии — 19%, Польше— 18%, Албании —6%, в СССР — 21%, в США — 58%. Спрос на образование в объеме колледжа, измеряемый процентом поступивших от числа лиц, окончивших среднюю школу, в США в 80-е годы ежегодно рос на 1 %, тогда как в 70-х годах — на 0,3%2. Таким образом, в отличие от Европы, где создавалась преимущественно элитарная система высшего образования, в США с самого начала формировалась демократическая, общедоступная система: уже в 50-е годы университеты были открыты для 30%, а в 70—80-е годы — для 50—60% молодежи3. В Японии более 40% выпускников средних школ поступают в вузы, а количество студентов превышает 2 млн4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|