Институты образования в современном обществе
Социальный институт образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм 1 Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь 2 См.: Эренберг Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда: Теория и госу 3 См.: Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В. Г., Шикин Е.В. Университет 4 См.: Пронников В,А., Ладанов И.Д. Японцы. — М., 1996. — С. 326.
и социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опирают-ч/ ся на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соот-' ветствии с Законом РФ «Об образовании» оно понимается~как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»1. Система образования как институт включает следующие компоненты: 1) органы управления образованием и подведомственные им 2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гим 3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, обще 4) учреждения инфраструктуры науки и образования: проект
5) образовательные программы и государственные образова 6) учебники и учебно-методические пособия для преподавате 7) периодические издания, включая журналы и ежегодники, Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.), состоящий из двух основных функционально взаимосвязанных подгрупп, структура которых обусловлена определенными статусно-ролевыми позициями, — собственно научным сообществом и научной бюрократией»2./ К функциям образования относят: • передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и ^ • генерирование и хранение культуры общества; 1 Закон РФ «Об образовании», 13 января 1996 г. (новая редакция). 2 Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функциониро
• социализацию личности, особенно молодежи, и ее интегра • определение статуса личности; • социальный отбор (селекцию), дифференциацию членов об • обеспечение профессиональной ориентации и профессиональ • создание базы знаний для последующего непрерывного об • внедрение социокультурных инноваций, разработка и созда
• социальный контроль1. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых V ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере. ^ Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это / означает рост производительности труда, внедрение новых техно- ' логий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Два примера ярче всего докажут необходимость качественного образования. Первый пример. В конце 40-хгодов нашего века половина кораблей в мире строилась на английских судоверфях, а в конце 60-х годов — уже на японских. Столь разительно быстрая перемена объясняется превосходством японской системы образования м над английской. В Англии на судоверфях среди менеджеров очень мало людей с высшим образованием, а рабочие вообще имеют лишь минимальную подготовку. В противоположность этому у японцев прекрасно подготовленная и квалифицированная рабочая сила. Редкий менеджер здесь не имеет высшего образования, а у большинства из них ученые степени по инженерному делу. Спрашивается, с появлением сложной технологии, кто скорее всего освоит новые конструкторские идеи — английский или японский менеджер? Стоит ли удивляться тому, что японцы очень быстро вышли на передовые технические рубежи. Их корабли имеют меньшую себестоимость, они лучшего качества и поставляются 1 См.: Шереги Ф.Э., Харнева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М., 1997. — С. 13; Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие.— М., 1999. - С. 264. 1 заказчикам точно в срок. Что касается британских судостроителей, то в 70-х годах они ежегодно теряли десятки миллионов фунтов стерлингов и выжили лишь за счет налогоплательщиков. Второй пример. Фермерство в развивающихся странах. Как установлено в одном из исследований, фермеры, имеющие 4 класса начального образования, производят продукции на 13% больше, нежели не имеющие образования вообще. История доказала: более образованный рабочий — это более производительный рабочий. В конце XIX в. урожайность пшеницы в Европе и риса в Японии начала повышаться по мере распространения массового образования. Сегодняшние американские фермеры — самые производительные во всем мире. Они работают, опираясь на громаднейшую информационную базу, сложившуюся в течение веков. Они должны досконально знать не только все об удобрениях и почвенных условиях, гибридных семенах и севообороте, инсектицидах и гербицидах, но и в совершенстве владеть компьютером. Сегодняшний американский фермер обычно имеет университетскую подготовку, позволяющую ему быть растениеводом, механиком, ветеринаром, химиком, оператором компьютера, бухгалтером и менеджером. К концу 70-х годов один фермер в мире обеспечивал продовольствием 5 человек, западноевропейский фермер — 20, а американский — 60'.
Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта2. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу. Один из президентов США в этой связи сказал: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты»3. В докладе Совета по науке Белого дома говорится: «Благополучие американского общества непосредственно связано с положением дел в университетах». Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, — система образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Казалось/
1 См.: Стоуньер Т. Информационное богатство: Профиль постиндустриальной 2 См.: Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические ас 3 Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов //
бы, это противоречит здравому смыслу. Но дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы играют решающую роль в воспитании детей, а это — фундамент будущего процветания страны. / Обучение дает квалификацию, образование — мвтаквалифи-кацию, т.е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Американские фермеры имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют метаквалификацию, которая дает знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по снабжению, сотруднику университетского факультета патологии растений, оптовому закупщику, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку получить нужную информацию и усвоить ее, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта. Будучи социальным институтом, образование на всех уровнях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложно разветвленную систему — социальную организацию. На уровне среднего образования она включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов. Школа и вуз — это сложные организации, разрешенные к учреждению государством, и в этом смысле они подобны большинству других бюрократий. Вуз имеет должностную иерархию, с различными подразделениями и своим внутренним уставом, который упорядочивает отношения между подразделениями. Здесь существуют формальные и неформальные каналы коммуникации, система контроля и вознаграждений. Основными характеристиками сети учебных заведений, включающих общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, являются, во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
В СССР школы и вузы являлись частью единого народнохозяйственного комплекса. Они действовали в соответствии с теми организационными правилами, по которым работало любое госпредприятие или госучреждение: выполняли утвержденные вышестоящим министерством планы приема студентов и выпуска специалистов, проводили обучение в соответствии с государственными учебными планами (рис. 18). Государственными планами определялись «практически все дисциплины, изучение которых было обязательным, включая объем выделяемых для каждого предмета ауди- 1970/71 1980/81 1985/86 1990/91 1995/96 1996/97 Учебный год Составлено по: Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. —М., 1998. — С. 7—8. Рис. 18. Система образования в России и торных часов»1. Неукоснительное соблюдение учебных планов контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а вузы, не имевшие университетского статуса, дополнительно курировали собственные министерства и ведомства. В 1987 г. 896 вузов Советского Союза были подчинены 74 союзным и республиканским министерствам и ведомствам2. Исследования показывают, что и в середине 90-х годов социальный и административный контроль в школах и вузах существенно не уменьшился, а в некоторых случаях даже возрос. Так, треть разрабатываемых в вузах России фундаментальных научных тем, которые по определению должны находиться в свободном ведении ученых, контролируется администрацией. Правда, сегод- 1 Садовничий В.А., Белокуров Б.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское 2 См.: Основные направления перестройки высшего и среднего специального ня на смену идеологическому контролю пришел экономический: администрация вузов и подразделений стремится не упускать из-под своего контроля (в условиях безденежья) любые финансовые средства. Контроль администрации в научных исследованиях в большей степени ощущается в гуманитарных, общественно-научных подразделениях, где небольшие коллективы выполняют всего 40 % фундаментальных научных тем (в негуманитарных вузах 70%), а каждая вторая научная разработка находится под административным контролем (в негуманитарных вузах — каждая третья)1. Наиболее ярко бюрократические элементы видны студентам, которые сталкиваются с ними каждый день (различного рода записи, регистрации, требования к выпускникам и др.). Но именно эта рутина и позволяет университету эффективно справляться с решением своих задач. В СССР институт образования включал следующие компоненты: 1) развитую систему детских садов и дошкольного воспита 2) всеобщее образование до восьмого класса; 3) общее среднее образование для наиболее подготовленных 4) неразвитую систему обучения взрослых; 5) высшее образование для небольшой группы выпускников Основной плюс советской системы — высокий уровень базового образования, в результате чего СССР достиг высокого уровня грамотности по сравнению со странами, имевшими такую же величину ВВП на душу населения. Плановый контроль из центра, стандартизация подготовки школьных учителей, программ и учебников обеспечили равенство людей в доступе к среднему образованию, практически полную грамотность, владение основами счета, хорошие математические навыки. Спецшколы для одаренных детей обеспечивали еще более высокий уровень подготовки по математике, естественным наукам, иностранным языкам, спорту и искусству. Образовательные стандарты по некоторым медицинским специальностям находились на мировом уровне. В то же время идеологический контроль за профессорско-преподавательским составом подавлял академические свободы, ограничивал разнообразие идей, подходов, теорий в гуманитарных и общественных науках, способствовал догматизму в обучении. Неудивительно, что в области естественных наук страна находилась на мировом уровне, а в области обществознания существенно отставала. Слабая подготовка в области экономических наук сказалась на качестве крупномасштабных реформ начала 90-х годов, получивших название «шоковая терапия». Основные проблемы в сфере системы образования в СССР специалисты видят в следующем: политическое вмешательство, чрезмерная специализация, недостаточное стимулирование эффективной учебной деятельности, дублирование учебных заведений, преждевременное определение будущей профессии ребенка, неравенство доступа в лучшие школы и университеты, плохая организация научных исследований и недостаточное внимание к вопросам образования, профессиональной подготовке и переподготовке взрослых1. Несмотря на эти недостатки, Россия унаследовала от СССР довольно развитую систему образования и подготовки кадров, по многим показателям находящуюся в одном ряду с развитыми странами мира. В СССР система образования целиком финансировалась государством. Это и оказалось ахиллесовой пятой отечественного образования. Экономический кризис 90-х годов привел к существенному сокращению бюджетных возможностей как федерального, так и регионального уровня. В 1995 г. государство тратило на образование лишь 4,3% ВВП, а сейчас эта цифра еще меньше. Доля внебюджетных средств в финансовом обеспечении вузов, взятая в среднем в едином фонде финансовых средств, колеблется в пределах от 7 до 55 %. В результате возникла необходимость изменения схемы финансирования образования, расширения его источников, оптимизации структуры расходов на образование и, пожалуй, в первую очередь оптимизации затрат. Наряду с государственными вузами появились коммерческие. Произошедшие в нашем обществе реформы затронули и систему образования. Они коснулись практически всех ее элементов — образования, методов и форм обучения, оценки результатов, управленческих структур, финансирования и т.д. Несмотря на сокращение бюджетного финансирования, начиная с 1992 г. выросло число вузов (на 15 %), число студентов в них, сократившееся в начале 90-х годов, в конце десятилетия практически достигло уровня середины 80-х годов2. Высшее образование России преодолело спад 1992 — 1995 гг. По числу студентов (207 человек на 10 тыс. населения) и выпускников (30 человек на 10 тыс. населения) она и сейчас находится в группе развитых стран.
1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при 2 См.: Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе ' См.: Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под ред. Т.И.Заславской. — М., 1999.-С. 343. 2 См.: Российский статистический ежегодник. — М., 1998.
:
Виды услуг Подготовка кадров с высшим специальным образованием Подготовка кадров со средним специальным образованием Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников Общее образование Общее образование Категория обучающихся Студенты Учащиеся Кадровые рабочие, специалисты Взрослые Дети Учебные заведения Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров. Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием Вечерние (сменные) общеобразовательные школы Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития Любой вуз или школу можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов — факультетов, кафедр, лабораторий, классов1 (табл. 13). Высшая школа, создающая образовательные услуги высшей квалификации, аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности занятых она находится на уровне трудоемких отраслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работников превосходит любую отрасль материального производства. Отличительная черта института высшего образования в СССР — система централизованного распределения выпускников. Госплан СССР составлял проекты перспективных планов, а Госэконом-комиссия СССР — годовые планы подготовки специалистов с высшим образованием и средним специальным образованием по группам специальностей по каждому министерству (ведомству) СССР и союзной республике в соответствии с потребностями народного хозяйства. Молодые специалисты дневных отделений направлялись на работу по специальности, приобретенной ими в учебном заведении, непосредственно на производство: в цехи и на участки, в МТС, колхозы и совхозы, в больницы и врачебные участки, школы, а также в конструкторские бюро, лаборатории и технологические отделы предприятий. На своем рабочем месте они обязаны были проработать не менее 3 лет, в течение которых администрации предприятий запрещалось использовать молодых специалистов в управленческом аппарате, а также производить их перемещение на работы, не связанные с их специальностью2. С 1970 по 1989 г. численность распределенных молодых специалистов выросла с 6,8 млн до 15,9 млн3. Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. В 1996 г. в стране насчитывалось около 200 негосударственных вузов, в которых обучалось 135,5 тыс. человек (всего в вузах страны в тот период числилось 2802,4 тыс. студентов). Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях — от детских садов до университетов. Обучение в негосударственных (коммерческих) вузах доступно сегодня в основном выходцам из семей предпринимателей, интеллигенции и служащих. Именно этот тип учебных заведений (а ' См.: Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт) // Социологические исследования. — 1999. — № 6. — С. 83. 2 См.: Высшая школа: Основные постановления, приказы и инструкции / Под ред. Л.И.Карпова, В.А.Северцева. — М., 1957. — С. 206. 3См.: Статистический бюллетень ФСЗ. — М., 1995. также привилегированные платные учебные группы и факультеты, прежде всего юридические и экономические) становится источником новой российской элиты (получающей более качественное и престижное образование). Коммерциализация образования, с одной стороны, серьезно нарушила принцип равных стартовых возможностей для получения образования, с другой — привела к переходу высококвалифицированных кадров из государственного сектора в частный. Отток кадров из высшей школы происходит на фоне резкого сокращения, а практически прекращения притока талантливой молодежи в преподавательскую среду. Доля выпускников, принимаемых на научную работу, не превышает 8%'. В конце 90-х годов, пережив кратковременный кризис, связанный с падением конкурса в вузы, высшее образование по количественным параметрам восстановила утраченные позиции. По данным за 1998 — 1999 гг., на 10 тыс. человек населения в России 246 студентов. Это наивысший показатель за все годы существования как России, так и Советского Союза2. Школьное образование Основой среднего образования выступает школа. Школа (лат. 5С/Ш/Д, греч. 5сПо1ё) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безработных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения; обучение и стажировку за рубежом. В международных документах эта система называется образованием третьей ступени (Шг<1 1ече1). Оно обеспечивает получение профессионального образования трех уровней: среднего, высше- 1 См.: Отечественная высшая школа и российская государственность // Ву 2 См.: Доклад министра общего и профессионального образования Россий Таблица 14 Численность лиц, получающих образование третьей ступени
Источник: Россия и страны мира: Статистический сборник. — М., 1996. — С. 9-11, 109-159. го (университетского) и послевузовского (послеуниверситетско-го). Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 14. Профессионально-технические училища, по данным отечественных социологов, являются самой непрестижной формой обучения. Этот факт подтверждался тем, что в ПТУ и СПТУ учились в основном дети рабочих, слабо успевающие или постоянно нарушающие школьную дисциплину. Как правило, представители профессионально-технических училищ давали самый высокий процент преступности среди всей учащейся молодежи. На протяжении того времени, когда существует школа как социальный институт, ее функции, цели, задачи и роль в обществе постоянно менялись в зависимости от особенностей исторической эпохи, уровня развития культуры или особенностей самого общества. Традиционная система образования, которая господствовала в средней школе на протяжении 2000 лет, предполагала, что существует общепринятый набор знаний, которые отражают основы наук и описываются в учебнике. Школьнику остается только добросовестно их выучить. Наилучший прием — понимание, а затем запоминание материала с его последующим повторением (в задачах и вопросах). Учитель призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать и оценивать ход учебного процесса. Таким образом, его работа заключается в том, чтобы донести до учащихся научно разработанный программный материал. Письменные работы, контрольные, годовые оценки и переход от одного уровня знаний к другому — все это обязательно входит в школьную учебную программу. Традиционный метод обучения предполагает, что урок проводится в классной комнате и выстраивается в форме лекции; в центре внимания — учитель, который жестко контролирует поведение учащихся; важнейшую роль играет учебник. Обучение ведется по группам, куда подбирают учащихся одного возраста. Предполагается, что поскольку возраст у них одинаков, то и способности должны быть примерно одинаковыми. Поэтому дети, например 10 лет, могут учиться в одном классе по единой программе. Они должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения могут быть различными у разных людей. Содержание программы базируется на академических дисциплинах, корректируемых в зависимости от потребностей общества. В младших классах преподаются чтение, основы языка, общественных наук и естествознания. В старших классах общие курсы сменяются более узкими и конкретными, например английским языком, историей, физикой. Курсы вождения, уроки труда, физкультура или военная подготовка относятся к практическим знаниям. Обучение по единой (стандартной) для всех программе поставлено на поток и готовит учеников, как автомобили на конвейере, по общему шаблону. Современная школа стремится развить у учащихся навыки самостоятельности, независимости, смелость в мышлении, умение отстаивать свои убеждения, вести аргументированную полемику, непредвзято и реалистически оценивать социальные факты. Школа занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим. Она прививает школьникам культуру поведения, соблюдение элементарных правил человеческого общежития, знание нравственных норм. Важнейший принцип современной школы — единство обучения и воспитания. При современных методах обучения форма преподавания произвольна: в центре внимания — ученик, урок строится в форме диалога; со стороны учителя требуется лишь осуществлять ненавязчивый контроль и давать общее направление уроку; важнейшую роль на таких занятиях играют вопросы учителя и самостоятельная работа учащихся. Опрос, проведенный среди учеников 8-х классов, показал, что вопреки ожиданиям, традиционные методы обучения оцениваются американскими учащимися выше, чем произвольные. Ученики, которые предпочли традиционные уроки, воспринимают их серьезнее благодаря той упорядоченности и организованности, что царит на них, и четко сформулированным заданиям для самостоятельной работы. Современные методы часто воспринимаются как поверхностные. Некоторые ученики расценивают такие занятия как потерю времени, поскольку уроки выглядят не- организованными и лишенными какой-либо структуры. Полученные данные говорят о том, что академическое преподавание, когда деятельность учащихся направляется учителем, приводит к росту их достижений1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|