Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институты образования в современном обществе




Социальный институт образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм

1 Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь
России на рубеже 90-х годов: В 2 кн. / Под ред. М.М.Малышева. — М., 1992. —
Кн. 2. - С. 163.

2 См.: Эренберг Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда: Теория и госу­
дарственная политика. — М., 1996. — С. 319.

3 См.: Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В. Г., Шикин Е.В. Университет­
ское образование. — М., 1995. — С. 121.

4 См.: Пронников В,А., Ладанов И.Д. Японцы. — М., 1996. — С. 326.


 


и социальных организаций (учреждений, предприятий, универ­ситетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опирают-ч/ ся на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соот-' ветствии с Законом РФ «Об образовании» оно понимается~как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констата­цией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цен­зов)»1.

Система образования как институт включает следующие ком­поненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им
учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гим­
назии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институ­
ты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, обще­
ства-, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры науки и образования: проект­
ные, производственные, клинические, медико-профилактические,
фармацевтические, культурно-просветительские предприятия,
типографии и др.;

5) образовательные программы и государственные образова­
тельные стандарты разного уровня и направленности;

6) учебники и учебно-методические пособия для преподавате­
лей и учащихся;

7) периодические издания, включая журналы и ежегодники,
отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаи­модействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный мак­роинститут (наряду с такими макроинституциональными образо­ваниями, как государство, право, семья, экономика, здравоох­ранение и др.), состоящий из двух основных функционально вза­имосвязанных подгрупп, структура которых обусловлена опреде­ленными статусно-ролевыми позициями, — собственно научным сообществом и научной бюрократией»2./

К функциям образования относят:

• передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и ^
распространение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

1 Закон РФ «Об образовании», 13 января 1996 г. (новая редакция).

2 Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функциониро­
вания науки // Социологические исследования. — 1999. — № 8. — С. 63.


V/

• социализацию личности, особенно молодежи, и ее интегра­
цию в общество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекцию), дифференциацию членов об­
щества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечива­
ется воспроизводство и изменение социальной структуры обще­
ства, индивидуальная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессиональ­
ного отбора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывного об­
разования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.);

• внедрение социокультурных инноваций, разработка и созда­
ние новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социальный контроль1.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых V ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться ка­чественного прорыва в экономической сфере. ^ Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид мо­жет надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политиче­ском или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это / означает рост производительности труда, внедрение новых техно- ' логий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Два примера ярче всего докажут необходимость качественного образо­вания.

Первый пример. В конце 40-хгодов нашего века половина кораблей в мире строилась на английских судоверфях, а в конце 60-х годов — уже на японских. Столь разительно быстрая переме­на объясняется превосходством японской системы образования м над английской. В Англии на судоверфях среди менеджеров очень мало людей с высшим образованием, а рабочие вообще имеют лишь минимальную подготовку. В противоположность этому у япон­цев прекрасно подготовленная и квалифицированная рабочая сила. Редкий менеджер здесь не имеет высшего образования, а у боль­шинства из них ученые степени по инженерному делу.

Спрашивается, с появлением сложной технологии, кто скорее всего освоит новые конструкторские идеи — английский или япон­ский менеджер? Стоит ли удивляться тому, что японцы очень быстро вышли на передовые технические рубежи. Их корабли имеют меньшую себестоимость, они лучшего качества и поставляются

1 См.: Шереги Ф.Э., Харнева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при­кладной аспект. — М., 1997. — С. 13; Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие.— М., 1999. - С. 264.


1


заказчикам точно в срок. Что касается британских судостроите­лей, то в 70-х годах они ежегодно теряли десятки миллионов фун­тов стерлингов и выжили лишь за счет налогоплательщиков.

Второй пример. Фермерство в развивающихся странах. Как установлено в одном из исследований, фермеры, имеющие 4 класса начального образования, производят продукции на 13% больше, нежели не имеющие образования вообще. История доказала: бо­лее образованный рабочий — это более производительный рабо­чий. В конце XIX в. урожайность пшеницы в Европе и риса в Япо­нии начала повышаться по мере распространения массового об­разования. Сегодняшние американские фермеры — самые произ­водительные во всем мире. Они работают, опираясь на громад­нейшую информационную базу, сложившуюся в течение веков. Они должны досконально знать не только все об удобрениях и почвенных условиях, гибридных семенах и севообороте, инсекти­цидах и гербицидах, но и в совершенстве владеть компьютером. Сегодняшний американский фермер обычно имеет университет­скую подготовку, позволяющую ему быть растениеводом, меха­ником, ветеринаром, химиком, оператором компьютера, бухгал­тером и менеджером. К концу 70-х годов один фермер в мире обес­печивал продовольствием 5 человек, западноевропейский фер­мер — 20, а американский — 60'.

Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во мно­гих развитых странах на него существенно увеличены государствен­ные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образова­ния развитые страны получают до 40 % прироста валового нацио­нального продукта2. По существу, и это уже признано эксперта­ми, инвестиции в развитие образования представляют собой вло­жения средств в наиболее окупаемую сферу. Один из президентов США в этой связи сказал: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты»3. В докладе Совета по науке Белого дома говорится: «Благополучие американского общества непосред­ственно связано с положением дел в университетах».

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мне­нию специалистов, — система образования для молодежи. При­чем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Казалось/

1 См.: Стоуньер Т. Информационное богатство: Профиль постиндустриальной
экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С. 392 —
409.

2 См.: Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические ас­
пекты высшего образования в России. — М., 1998. — С. 4.

3 Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов //
Высшее образование в России. — 1996. — № 3. — С. 16.



 


 



Число вузов

 

У
 

 

 

 

 

 

бы, это противоречит здравому смыслу. Но дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы играют решающую роль в воспитании детей, а это — фундамент будущего процве­тания страны.

/ Обучение дает квалификацию, образование — мвтаквалифи-кацию, т.е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение но­вых знаний. Американские фермеры имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и сред­нее образование. Они имеют метаквалификацию, которая дает знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по снабжению, сотруднику универ­ситетского факультета патологии растений, оптовому закупщи­ку, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку получить нужную информацию и усвоить ее, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта.

Будучи социальным институтом, образование на всех уров­нях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложно разветвленную систему — социальную организацию. На уровне среднего образования она включает министерство обра­зования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащих­ся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.

Школа и вуз — это сложные организации, разрешенные к уч­реждению государством, и в этом смысле они подобны большин­ству других бюрократий. Вуз имеет должностную иерархию, с раз­личными подразделениями и своим внутренним уставом, кото­рый упорядочивает отношения между подразделениями. Здесь су­ществуют формальные и неформальные каналы коммуникации, система контроля и вознаграждений.

Основными характеристиками сети учебных заведений, вклю­чающих общеобразовательные школы, средние специальные и выс­шие учебные заведения, являются, во-первых, обучение по еди­ным программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государ­ственного образца об окончании образовательного учреждения.

В СССР школы и вузы являлись частью единого народнохозяй­ственного комплекса. Они действовали в соответствии с теми орга­низационными правилами, по которым работало любое госпред­приятие или госучреждение: выполняли утвержденные вышесто­ящим министерством планы приема студентов и выпуска специа­листов, проводили обучение в соответствии с государственными учебными планами (рис. 18). Государственными планами опреде­лялись «практически все дисциплины, изучение которых было обя­зательным, включая объем выделяемых для каждого предмета ауди-


1970/71 1980/81 1985/86 1990/91 1995/96 1996/97 Учебный год

Составлено по: Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-эко­номические аспекты высшего образования в России. —М., 1998. — С. 7—8.

Рис. 18. Система образования в России

и

торных часов»1. Неукоснительное соблюдение учебных планов кон­тролировало Министерство высшего и среднего специального об­разования, а вузы, не имевшие университетского статуса, допол­нительно курировали собственные министерства и ведомства. В 1987 г. 896 вузов Советского Союза были подчинены 74 союзным и республиканским министерствам и ведомствам2.

Исследования показывают, что и в середине 90-х годов соци­альный и административный контроль в школах и вузах суще­ственно не уменьшился, а в некоторых случаях даже возрос. Так, треть разрабатываемых в вузах России фундаментальных научных тем, которые по определению должны находиться в свободном ведении ученых, контролируется администрацией. Правда, сегод-

1 Садовничий В.А., Белокуров Б.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское
образование. — М., 1995. — С. 217.

2 См.: Основные направления перестройки высшего и среднего специального
образования в стране: Сборник документов и материалов. — М., 1987. — С. 5.


ня на смену идеологическому контролю пришел экономический: администрация вузов и подразделений стремится не упускать из-под своего контроля (в условиях безденежья) любые финансовые средства. Контроль администрации в научных исследованиях в боль­шей степени ощущается в гуманитарных, общественно-научных подразделениях, где небольшие коллективы выполняют всего 40 % фундаментальных научных тем (в негуманитарных вузах 70%), а каждая вторая научная разработка находится под административ­ным контролем (в негуманитарных вузах — каждая третья)1.

Наиболее ярко бюрократические элементы видны студентам, которые сталкиваются с ними каждый день (различного рода за­писи, регистрации, требования к выпускникам и др.). Но именно эта рутина и позволяет университету эффективно справляться с решением своих задач.

В СССР институт образования включал следующие компоненты:

1) развитую систему детских садов и дошкольного воспита­
ния;

2) всеобщее образование до восьмого класса;

3) общее среднее образование для наиболее подготовленных
школьников, профессионально-техническое — для остальных;

4) неразвитую систему обучения взрослых;

5) высшее образование для небольшой группы выпускников
средней школы2.

Основной плюс советской системы — высокий уровень базо­вого образования, в результате чего СССР достиг высокого уров­ня грамотности по сравнению со странами, имевшими такую же величину ВВП на душу населения. Плановый контроль из центра, стандартизация подготовки школьных учителей, программ и учеб­ников обеспечили равенство людей в доступе к среднему образо­ванию, практически полную грамотность, владение основами счета, хорошие математические навыки. Спецшколы для одарен­ных детей обеспечивали еще более высокий уровень подготовки по математике, естественным наукам, иностранным языкам, спорту и искусству. Образовательные стандарты по некоторым медицинским специальностям находились на мировом уровне. В то же время идеологический контроль за профессорско-препода­вательским составом подавлял академические свободы, ограни­чивал разнообразие идей, подходов, теорий в гуманитарных и общественных науках, способствовал догматизму в обучении. Не­удивительно, что в области естественных наук страна находилась


на мировом уровне, а в области обществознания существенно отставала. Слабая подготовка в области экономических наук ска­залась на качестве крупномасштабных реформ начала 90-х годов, получивших название «шоковая терапия».

Основные проблемы в сфере системы образования в СССР специалисты видят в следующем: политическое вмешательство, чрезмерная специализация, недостаточное стимулирование эф­фективной учебной деятельности, дублирование учебных заведе­ний, преждевременное определение будущей профессии ребен­ка, неравенство доступа в лучшие школы и университеты, плохая организация научных исследований и недостаточное внимание к вопросам образования, профессиональной подготовке и перепод­готовке взрослых1.

Несмотря на эти недостатки, Россия унаследовала от СССР довольно развитую систему образования и подготовки кадров, по многим показателям находящуюся в одном ряду с развитыми стра­нами мира.

В СССР система образования целиком финансировалась госу­дарством. Это и оказалось ахиллесовой пятой отечественного об­разования. Экономический кризис 90-х годов привел к существен­ному сокращению бюджетных возможностей как федерального, так и регионального уровня. В 1995 г. государство тратило на обра­зование лишь 4,3% ВВП, а сейчас эта цифра еще меньше. Доля внебюджетных средств в финансовом обеспечении вузов, взятая в среднем в едином фонде финансовых средств, колеблется в пре­делах от 7 до 55 %. В результате возникла необходимость изменения схемы финансирования образования, расширения его источни­ков, оптимизации структуры расходов на образование и, пожа­луй, в первую очередь оптимизации затрат. Наряду с государствен­ными вузами появились коммерческие.

Произошедшие в нашем обществе реформы затронули и сис­тему образования. Они коснулись практически всех ее элементов — образования, методов и форм обучения, оценки результатов, уп­равленческих структур, финансирования и т.д. Несмотря на со­кращение бюджетного финансирования, начиная с 1992 г. вырос­ло число вузов (на 15 %), число студентов в них, сократившееся в начале 90-х годов, в конце десятилетия практически достигло уров­ня середины 80-х годов2. Высшее образование России преодолело спад 1992 — 1995 гг. По числу студентов (207 человек на 10 тыс. населения) и выпускников (30 человек на 10 тыс. населения) она и сейчас находится в группе развитых стран.


 


1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при­
кладной аспект. — М., 1997. — С. 193.

2 См.: Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе
реформирования российского общества // Куда идет Россия?.. Кризис институ­
циональных систем: Век, десятилетие, год / Под ред. Т.И.Заславской. — М.,
1999.-С. 331-344.


' См.: Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // Куда идет Россия?.. Кризис институ­циональных систем: Век, десятилетие, год / Под ред. Т.И.Заславской. — М., 1999.-С. 343.

2 См.: Российский статистический ежегодник. — М., 1998.


 



:



Вуз как социальный институт со временем меняет свои задачи. Если при советской власти социальный состав студентов в целом совпадал с социальным составом населения, что позволяло вузу служить каналом вертикальной мобильности для всех слоев обще­ства, то в 90-е годы он фактически замкнулся границами интел­лигенции. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономи­ки. В ней функционировало к середине 90-х годов 68,4 тыс. россий­ских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. проф­техучилищ, 2,6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26 млн чело­век и было занято 6 млн работников1. Таблица 13 Виды услуг в области образования, категории обучающихся и разновидности учебных заведений

1 См.: Социальная статистика / Под ред. И. И. Елисеевой. — М., 1997. — С. 302.

Виды услуг

Подготовка кадров с высшим специальным образованием Подготовка кадров со средним специальным образованием

Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников

Общее образование Общее образование


Категория обучающихся

Студенты Учащиеся

Кадровые

рабочие,

специалисты

Взрослые Дети


Учебные заведения

Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы Техникумы, училища медицинские, педагоги­ческие, музыкальные, театральные, хореографи­ческие, мореходные Училища и школы профес­сионально-технические и технические, училища и шко­лы подготовки мастеров. Институты и курсы повыше­ния квалификации специа­листов с высшим образова­нием

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы Начальные, неполные средние и средние обще­образовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореогра­фические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития


Любой вуз или школу можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных эле­ментов — факультетов, кафедр, лабораторий, классов1 (табл. 13).

Высшая школа, создающая образовательные услуги высшей квалификации, аккумулирует значительные трудовые, материаль­ные и финансовые ресурсы. По численности занятых она находит­ся на уровне трудоемких отраслей промышленности, а по удель­ному весу квалифицированных работников превосходит любую отрасль материального производства.

Отличительная черта института высшего образования в СССР — система централизованного распределения выпускников. Госплан СССР составлял проекты перспективных планов, а Госэконом-комиссия СССР — годовые планы подготовки специалистов с высшим образованием и средним специальным образованием по группам специальностей по каждому министерству (ведомству) СССР и союзной республике в соответствии с потребностями народного хозяйства. Молодые специалисты дневных отделений направлялись на работу по специальности, приобретенной ими в учебном заведении, непосредственно на производство: в цехи и на участки, в МТС, колхозы и совхозы, в больницы и врачебные участки, школы, а также в конструкторские бюро, лаборатории и технологические отделы предприятий. На своем рабочем месте они обязаны были проработать не менее 3 лет, в течение которых ад­министрации предприятий запрещалось использовать молодых специалистов в управленческом аппарате, а также производить их перемещение на работы, не связанные с их специальностью2. С 1970 по 1989 г. численность распределенных молодых специалис­тов выросла с 6,8 млн до 15,9 млн3.

Система образования в России переживает сейчас радикаль­ные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтерна­тивные, в том числе и частные. В 1996 г. в стране насчитывалось около 200 негосударственных вузов, в которых обучалось 135,5 тыс. человек (всего в вузах страны в тот период числилось 2802,4 тыс. студентов). Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях — от детских са­дов до университетов.

Обучение в негосударственных (коммерческих) вузах доступно сегодня в основном выходцам из семей предпринимателей, ин­теллигенции и служащих. Именно этот тип учебных заведений (а

' См.: Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт) // Социологические исследования. — 1999. — № 6. — С. 83.

2 См.: Высшая школа: Основные постановления, приказы и инструкции / Под ред. Л.И.Карпова, В.А.Северцева. — М., 1957. — С. 206.

3См.: Статистический бюллетень ФСЗ. — М., 1995.


также привилегированные платные учебные группы и факульте­ты, прежде всего юридические и экономические) становится ис­точником новой российской элиты (получающей более качествен­ное и престижное образование).

Коммерциализация образования, с одной стороны, серьезно нарушила принцип равных стартовых возможностей для получе­ния образования, с другой — привела к переходу высококвали­фицированных кадров из государственного сектора в частный. Отток кадров из высшей школы происходит на фоне резкого сокраще­ния, а практически прекращения притока талантливой молодежи в преподавательскую среду. Доля выпускников, принимаемых на научную работу, не превышает 8%'.

В конце 90-х годов, пережив кратковременный кризис, связан­ный с падением конкурса в вузы, высшее образование по количе­ственным параметрам восстановила утраченные позиции. По дан­ным за 1998 — 1999 гг., на 10 тыс. человек населения в России 246 студентов. Это наивысший показатель за все годы существова­ния как России, так и Советского Союза2.

Школьное образование

Основой среднего образования выступает школа. Школа (лат. 5С/Ш/Д, греч. 5сПо1ё) — начальный тип учебно-воспитательного уч­реждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ.

По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на обще­образовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, сред­ние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совме­стного обучения; по отношению к религии — на светские и рели­гиозные (конфессиональные).

Система профессионального образования включает разветвлен­ную сеть государственных высших, средних специальных, про­фессионально-технических учебных заведений; институты повы­шения квалификации специалистов с высшим образованием; учеб­ные центры для переобучения безработных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заве­дения; обучение и стажировку за рубежом.

В международных документах эта система называется образова­нием третьей ступени (Шг<1 1ече1). Оно обеспечивает получение профессионального образования трех уровней: среднего, высше-

1 См.: Отечественная высшая школа и российская государственность // Ву­
зовские вести. — М., 1998. — № 13. — С. 6.

2 См.: Доклад министра общего и профессионального образования Россий­
ской Федерации В.М.Филиппова // Московский университет. — М., 1999. —
№ 9. - С. 3.


Таблица 14 Численность лиц, получающих образование третьей ступени

 

Страна Год Численность учащихся, тыс. чел. Число учащихся, приходящихся на 10000 населения, чел.
Россия Австралия Германия Китай Польша США Япония 1990 1993 1995 1993 1993 1993 1993 1993 1991 5100 4587 4641 964,2 1875,1 4505,2 583,1 14473 5248 345 310 314 545 231 38 151 561 424

Источник: Россия и страны мира: Статистический сборник. — М., 1996. — С. 9-11, 109-159.

го (университетского) и послевузовского (послеуниверситетско-го). Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 14.

Профессионально-технические училища, по данным отече­ственных социологов, являются самой непрестижной формой обу­чения. Этот факт подтверждался тем, что в ПТУ и СПТУ учились в основном дети рабочих, слабо успевающие или постоянно на­рушающие школьную дисциплину. Как правило, представители профессионально-технических училищ давали самый высокий про­цент преступности среди всей учащейся молодежи.

На протяжении того времени, когда существует школа как со­циальный институт, ее функции, цели, задачи и роль в обществе постоянно менялись в зависимости от особенностей исторической эпохи, уровня развития культуры или особенностей самого обще­ства.

Традиционная система образования, которая господствовала в средней школе на протяжении 2000 лет, предполагала, что суще­ствует общепринятый набор знаний, которые отражают основы наук и описываются в учебнике. Школьнику остается только доб­росовестно их выучить. Наилучший прием — понимание, а затем запоминание материала с его последующим повторением (в зада­чах и вопросах). Учитель призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать и оценивать ход учебного про­цесса. Таким образом, его работа заключается в том, чтобы доне­сти до учащихся научно разработанный программный материал. Письменные работы, контрольные, годовые оценки и переход от одного уровня знаний к другому — все это обязательно входит в школьную учебную программу.


Традиционный метод обучения предполагает, что урок прово­дится в классной комнате и выстраивается в форме лекции; в цен­тре внимания — учитель, который жестко контролирует поведе­ние учащихся; важнейшую роль играет учебник. Обучение ведется по группам, куда подбирают учащихся одного возраста. Предпо­лагается, что поскольку возраст у них одинаков, то и способнос­ти должны быть примерно одинаковыми. Поэтому дети, например 10 лет, могут учиться в одном классе по единой программе. Они должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя извест­но, что темпы обучения могут быть различными у разных людей.

Содержание программы базируется на академических дисцип­линах, корректируемых в зависимости от потребностей общества. В младших классах преподаются чтение, основы языка, обществен­ных наук и естествознания. В старших классах общие курсы сменя­ются более узкими и конкретными, например английским язы­ком, историей, физикой. Курсы вождения, уроки труда, физкуль­тура или военная подготовка относятся к практическим знаниям. Обучение по единой (стандартной) для всех программе поставле­но на поток и готовит учеников, как автомобили на конвейере, по общему шаблону.

Современная школа стремится развить у учащихся навыки са­мостоятельности, независимости, смелость в мышлении, умение отстаивать свои убеждения, вести аргументированную полемику, непредвзято и реалистически оценивать социальные факты. Шко­ла занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и дру­гим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим. Она прививает школьникам культуру поведения, соблюдение элементарных правил челове­ческого общежития, знание нравственных норм. Важнейший прин­цип современной школы — единство обучения и воспитания.

При современных методах обучения форма преподавания про­извольна: в центре внимания — ученик, урок строится в форме диалога; со стороны учителя требуется лишь осуществлять нена­вязчивый контроль и давать общее направление уроку; важней­шую роль на таких занятиях играют вопросы учителя и самостоя­тельная работа учащихся.

Опрос, проведенный среди учеников 8-х классов, показал, что вопреки ожиданиям, традиционные методы обучения оценива­ются американскими учащимися выше, чем произвольные. Уче­ники, которые предпочли традиционные уроки, воспринимают их серьезнее благодаря той упорядоченности и организованнос­ти, что царит на них, и четко сформулированным заданиям для самостоятельной работы. Современные методы часто восприни­маются как поверхностные. Некоторые ученики расценивают та­кие занятия как потерю времени, поскольку уроки выглядят не-


организованными и лишенными какой-либо структуры. Получен­ные данные говорят о том, что академическое преподавание, когда деятельность учащихся направляется учителем, приводит к росту их достижений1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...