Эволюция школьного образования
Образование как особый социальный институт существовал не всегда. Его не было в примитивном первобытном обществе, где овладение навыками и знаниями новыми поколениями было непосредственно вплетено в социальный и производственный процессы и вовсе отсутствовали школы, учителя и т.д. Выделение особого института образования начинается в доиндустриальном обществе на основе расширения и углубления общественного разделения труда, развития сословного неравенства и государственной системы с целью обеспечения специальной подготовки представителей привилегированных слоев общества. Остальная масса люде.й усваивала тогда необходимые ценности и знания в семье и в процессе производственного обучения (ученики, подмастерья и др.). В средневековой Европе возникают религиозные школы и первые университеты, в которых может обучаться лишь очень узкий круг людей из богатых и высших сословий. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разработанный предками. В дописьменных обществах это делалось изустным способом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее, его ранней формой. Считается, что у древних шумеров школы писцов — эдубба, появились около 3500 г. до н.э. Возможно, это самые древние на земле школы. Однако в качестве самостоятельного учреждения школа сформировалась все-таки в Древнем Египте — в III тысячелетии до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешним тетрадям, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое другое, что составляет неотъемлемые атрибуты полнокровного образования.
1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 490.,,
В Египте школы открывались при дворце фараона и при храмах, а со II тысячелетия до н.э. — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, здесь царили суровая дисциплина и телесные наказания. Обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Школы назывались домами учения. Во II в. н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй учителя-грамматики преподавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах риторов — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием для политической карьеры. В IX в. монастыри стали 'открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Поэтому учителя стремились развить у учеников те способности, которые позволили бы им получить в будущем духовную должность. Учащийся, который, как правило, посещал школу 5 лет, приобретал прежде всего элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем писали пером на пергаменте. Из-за того что книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), тексты заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Ученики знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, поэтому в школах особое внимание уделяли изучению латинского языка, на котором во всех европейских монастырских школах и велись занятия.
За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. Фундаментом средневековой педагогики было изучение слов и языка. Основу любого преподавания, по крайней мере до конца XII в., составляла грамматика. От нее переходили к другим наукам и особое внимание уделяли этике, которая дополняла свободные искусства и как бы венчала их. Грамматика имела много назначений, и не только потому, что через комментирование авторов позволяла обращаться к любому сюжету, но еще и потому, что благодаря словам она позволяла добраться до скрытого смысла, ключом к которому они являются. На Руси первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве. Обучались в ней дети бояр и дружинников начиная с 7 лет. Продолжалось учение 2 года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8 — 10 ребят. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., тогда же появились и первые письменные школьные принадлежности. Петр I создал «цифирные школы». В них надо было зубрить все предметы — арифметику, письмо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол на горох. Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. сайе1 — младший). Для девочек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Воспитательный дом. Их обучали танцам, рукоделию. На уроках физики показывали фокусы. Распорядок дня и правила поведения были четко расписаны: каждый день 6 — 8 уроков, вставали в 6 ч утра.
В •XVIII—XIX вв. распространяется домашнее обучение. Дворяне приглашали к своим детям учителей на дом. Дети обязательно должны были говорить по-французски и по-немецки. Научившись языкам, они поступали в частные школы. Юноши и девушки, позанимавшись дома, сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании. В XIX в. распространенным видом школ стала гимназия — классическая и реальная. Подлинная образовательная революция происходит в индустриальных обществах лишь после Великой французской революции, когда в передовых странах создается и утверждается особый социальный институт образования, переставшего быть элитарным и приобретшего массовый, демократический характер. Промышленный переворот XIX в. привел к появлению не только фабричной системы массового производства, но и массовой школы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее, потому что родители работали вне дома и детям нечем было себя занять, особенно в городах. В книге «Третья волна» А.Тоффлер (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного общества из первой стадии развития — аграрного производства — во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде. Промышленный переворот принес с собой стандартизацию, высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированной — и потому взаимозаменяемой — стала не только массовая продук-
ция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно. По заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей. По гудку они отправляются на обед и заканчивают работу. Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в Античности, но в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимущественно индивидуальными и разнообразными. Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран останутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть уже становится, обработка информации. Наше общество называют информационным. Ведущую роль в нем играют знания. Подобно тому, как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей. Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений. Огромное внимание уделяется практическим и лабораторным занятиям, показу практического применения законов физики, химии, биологии и других наук. В учебном процессе применяются современные видеоакустические и иные технические средства обучения, возможности информатики, компьютеров. Используются лекционные и активные формы занятий — практикумы, семинары, дискуссии, диспуты, собеседования, консультации, факультативные занятия и т.д. Успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, экзамену. Учитель стимулирует прилежание, упорство, волевые усилия, проявленные при решении учебного задания, и соблюдение дисциплины. Школьная оценка имеет не только воспитательное значение, но также выполняет функцию контроля — она наказывает или поощряет ученика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|