Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция школьного образования




Образование как особый социальный институт существовал не всегда. Его не было в примитивном первобытном обществе, где овладение навыками и знаниями новыми поколениями было не­посредственно вплетено в социальный и производственный про­цессы и вовсе отсутствовали школы, учителя и т.д. Выделение особого института образования начинается в доиндустриальном обществе на основе расширения и углубления общественного раз­деления труда, развития сословного неравенства и государствен­ной системы с целью обеспечения специальной подготовки пред­ставителей привилегированных слоев общества. Остальная масса люде.й усваивала тогда необходимые ценности и знания в семье и в процессе производственного обучения (ученики, подмастерья и др.). В средневековой Европе возникают религиозные школы и первые университеты, в которых может обучаться лишь очень уз­кий круг людей из богатых и высших сословий.

Основная задача образования — передать потомкам свод зна­ний, разработанный предками. В дописьменных обществах это де­лалось изустным способом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориенти­роваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обы­чаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее, его ранней формой.

Считается, что у древних шумеров школы писцов — эдубба, появились около 3500 г. до н.э. Возможно, это самые древние на земле школы. Однако в качестве самостоятельного учреждения школа сформировалась все-таки в Древнем Египте — в III тыся­челетии до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешним тетрадям, средства передачи знаний — учеб­ники, специальное помещение (классная комната), режим заня­тий, система оценки знаний и многое другое, что составляет неотъемлемые атрибуты полнокровного образования.

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 490.,,


 




В Египте школы открывались при дворце фараона и при хра­мах, а со II тысячелетия до н.э. — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, здесь царили суровая дисциплина и телесные наказания. Обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики по­лучали религиозное образование, кроме того, они изучали астро­номию и медицину. Школы назывались домами учения.

Во II в. н.э. сформировалась римская система образования, по­служившая прообразом европейской. Она состояла из трех ступе­ней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй учителя-грамматики преподавали греческий язык и так называе­мые семь свободных искусств — грамматику, диалектику, рито­рику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах рито­ров — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием для политической карьеры.

В IX в. монастыри стали 'открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Поэтому учителя стре­мились развить у учеников те способности, которые позволили бы им получить в будущем духовную должность. Учащийся, кото­рый, как правило, посещал школу 5 лет, приобретал прежде все­го элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем писали пером на пергаменте. Из-за того что книг было мало (каждый экземпляр монахи изго­товляли вручную), тексты заучивали наизусть. Много времени от­водилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для цер­ковных хоров. Ученики знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, поэтому в школах осо­бое внимание уделяли изучению латинского языка, на котором во всех европейских монастырских школах и велись занятия.

За стадией первоначального обучения следовал так называе­мый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские шко­лы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспи­тывали талантливых людей из разных слоев общества.

Фундаментом средневековой педагогики было изучение слов и языка. Основу любого преподавания, по крайней мере до конца XII в., составляла грамматика. От нее переходили к другим на­укам и особое внимание уделяли этике, которая дополняла сво­бодные искусства и как бы венчала их. Грамматика имела много назначений, и не только потому, что через комментирование ав­торов позволяла обращаться к любому сюжету, но еще и потому, что благодаря словам она позволяла добраться до скрытого смыс­ла, ключом к которому они являются.


На Руси первая школа появилась более тысячи лет назад в Ки­еве. Обучались в ней дети бояр и дружинников начиная с 7 лет. Продолжалось учение 2 года. Учитель обучал одновременно по ру­кописным книгам 8 — 10 ребят. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., тогда же появились и первые письменные школьные принадлеж­ности. Петр I создал «цифирные школы». В них надо было зубрить все предметы — арифметику, письмо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол на горох. Для дворянских детей со­зданы были кадетские школы (от фр. сайе1 — младший). Для дево­чек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Вос­питательный дом. Их обучали танцам, рукоделию. На уроках физи­ки показывали фокусы. Распорядок дня и правила поведения были четко расписаны: каждый день 6 — 8 уроков, вставали в 6 ч утра.

В •XVIII—XIX вв. распространяется домашнее обучение. Дворя­не приглашали к своим детям учителей на дом. Дети обязательно должны были говорить по-французски и по-немецки. Научившись языкам, они поступали в частные школы. Юноши и девушки, по­занимавшись дома, сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании. В XIX в. распространен­ным видом школ стала гимназия — классическая и реальная.

Подлинная образовательная революция происходит в индуст­риальных обществах лишь после Великой французской револю­ции, когда в передовых странах создается и утверждается особый социальный институт образования, переставшего быть элитарным и приобретшего массовый, демократический характер.

Промышленный переворот XIX в. привел к появлению не только фабричной системы массового производства, но и массовой шко­лы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее, потому что родители работали вне дома и детям нечем было себя занять, особенно в городах.

В книге «Третья волна» А.Тоффлер (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного обще­ства из первой стадии развития — аграрного производства — во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фер­мерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может спра­виться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде.

Промышленный переворот принес с собой стандартизацию, высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированной — и потому взаимозаменяемой — стала не только массовая продук-


ция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно. По заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей. По гудку они отправля­ются на обед и заканчивают работу.

Но разве не похожи современные городские школы на про­мышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов го­рода бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в Античности, но в Средневековье. Уча­щихся было мало, а формы обучения были преимущественно ин­дивидуальными и разнообразными.

Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформа­цию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения разви­тых западных стран останутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть уже становит­ся, обработка информации. Наше общество называют информа­ционным. Ведущую роль в нем играют знания.

Подобно тому, как в XIX в. средний гражданин был ферме­ром, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере об­служивания. Даже на фермах и в промышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбы­та, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей.

Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, нагляд­ные пособия по предметам физико-математического, химико-био­логического и общественно-гуманитарного циклов отражают но­вейшие достижения науки и практики. В них излагаются в попу­лярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.

Огромное внимание уделяется практическим и лабораторным занятиям, показу практического применения законов физики, химии, биологии и других наук. В учебном процессе применяются современные видеоакустические и иные технические средства обучения, возможности информатики, компьютеров. Использу­ются лекционные и активные формы занятий — практикумы, се­минары, дискуссии, диспуты, собеседования, консультации, фа­культативные занятия и т.д.


Успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, эк­замену. Учитель стимулирует прилежание, упорство, волевые уси­лия, проявленные при решении учебного задания, и соблюдение дисциплины. Школьная оценка имеет не только воспитательное значение, но также выполняет функцию контроля — она наказы­вает или поощряет ученика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...