Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СССР и США: соревнование интеллектов?




Когда в 50-е годы Советский Союз запустил первый искусст­венный спутник Земли, Соединенные Штаты пережили шок. Об­щество стало буквально одержимо мыслью, что американская система образования не в состоянии обеспечить продвижение тех­нического прогресса на одном уровне с Советским Союзом. Шко­лы подвергались осуждению за «разбавленные» учебные програм­мы, из-за которых молодое поколение американцев оказалось неспособным ответить на вызов, брошенный коммунизмом. В ре­зультате Конгресс издал акт об образовании как элементе нацио­нальной безопасности. На нужды образования из федерального бюджета выделили около 1 млрд долл. Эти деньги были направле­ны на повышение уровня преподавания математики, естествен­ных наук и иностранных языков. Школы модернизировали свои лаборатории. Новые учебные программы по математике и есте­ственным наукам разрабатывали ведущие ученые, чтобы в них должным образом отразились последние научные достижения.

Добилась ли средняя школа Америки желаемых результатов? В середине 70-х годов общественность начала выражать тревогу в связи с неуклонным снижением академических показателей уче­ников. С 1963 по 1980 г. регулярно проводимое тестирование акаде­мических способностей (8АТ) фиксировало постоянное ухудше­ние результатов. Вербальные показатели снизились на 50 пунктов, а средние математические — на 40. Приемные комиссии вузов, а именно они проводили тесты в школах, забили тревогу: кто идет учиться в университеты?

Подключили социологов, которые выяснили причины ухудше­ния положения дел в средней школе: снижение требований; про­пуски занятий; произвольный выбор учебных курсов; отсутствие домашних заданий; недостаточная практика в чтении и письме. Психологи и педагоги добавили к ним напряженные отношения в семье, дезорганизацию, общую нестабильность. Выяснилось, что ученики, поскольку им было предоставлено право выбора, пред­почитали неакадемические предметы и лишь в редких случаях — курсы, необходимые для подготовки к поступлению в колледж-Анализ результатов общенациональных исследований, прове­денных в 1969,4973 и 1979 гг., показал, что 17-летние школьники


демонстрируют ухудшающиеся знания в области естественных наук. Почти 40 % 17-летних подростков не в состоянии сделать выводы из прочитанного материала; только каждый пятый оказался спо­собным написать убедительное сочинение; только каждый третий смог решить математическую задачу, требующую выполнения бо­лее чем одного действия. Печальный итог таков: средняя суммар­ная оценка учащихся по результатам стандартных тестов оказа­лась даже ниже, чем в год запуска спутника1.

На этот раз причиной, вызвавшей необходимость возвраще­ния к традиционному образованию, явилась не угроза со сто­роны Советов, а опасение, что нация будет не способна проти­востоять растущей экономической конкуренции со стороны Япо­нии и Западной Европы. Реформаторы образования говорили о необходимости введения в школах более жестких академиче­ских требований; большего числа обязательных курсов — осо­бенно по математике и физике; увеличения количества учеб­ных часов; более высоких требований, предъявляемых к выпуск­никам. Итак, маятник снова качнулся в сторону традиционного образования.

Поначалу ситуация выправилась. Показатели по тестам акаде­мических способностей (5АТ) возрастали до 1986 г., но затем картина изменилась. В 1993 г. они опять поползли вниз, особенно по математике. Оптимизм Американской ассоциации школьных администраторов оказался недолговечным. И вновь, как и преж­де, снижение уровня успеваемости породило критику в адрес школы (за то, что она не закладывает основ знаний) и в адрес родителей (за то, что они не заставляют детей выполнять домаш­ние задания и позволяют им играть в компьютерные игры и смот­реть по телевизору боевики чаще, чем читать книги).

Но самыми строгими критиками системы образования оказа­лись учащиеся. На вопрос о том, какая, на их взгляд, самая серь­езная из проблем, связанных с качеством преподавания, более половины учащихся ответили, что учителя не могут излагать свой предмет интересно, а 11% пожаловались на отсутствие дисципли­ны в классе. Многие учащиеся отмечали, что они не получают образования должного уровня, учеба должна быть труднее и ин­тереснее. А другие заявляли, что у американских учителей слиш­ком низкая заработная плата, поэтому в школу трудно привлечь хороших преподавателей. Один из школьников заметил: «Умные ребята становятся врачами, адвокатами, инженерами — т. е. идут туда, где хорошо платят. Если бы учителям платили больше, то и качество образования было бы лучше»2.

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.,
2000.-С. 487-488.

2 Там же. — С. 489 — 490.


Сравнивая ситуацию в средней школе США и России, иссле­дователи часто приходят к сходным выводам. Во-первых, учащие­ся воспринимают школу скорее как место времяпрепровождения в компании друзей, а вовсе не как место, где надо учиться. Зада­ния выполняются лишь потому, что этого требуют преподаватели. Во-вторых, ученики не видят связи между школой и своей буду­щей жизнью. Школа нравится подросткам прежде всего потому, что здесь можно встретиться с друзьями, принять участие в ка­ких-то мероприятиях, вообще быть в компании сверстников, а не потому, что можно получить знания, которые могут пригодиться в практической жизни.

И в России, и в США часто считают, что кандидатами на долж­ность учителя становятся слабейшие в интеллектуальном смысле выпускники университетов. Такого мнения придерживаются сту­денты вузов непедагогического профиля. Однако результаты тес­тов демонстрируют примерно одинаковый интеллектуальный уро­вень студентов различных специализаций.

Одна из проблем современной школы в двух странах — ее чрез­мерная переполненность. Огромное количество учащихся в шко­лах не позволяет уделить каждому столько внимания, сколько сле­довало бы. В идеале хорошая школа должна сочетать безупречное академическое преподавание с индивидуальным подходом, чтобы обеспечить одновременно и интеллектуальное развитие, и душев­ную близость. На этом уровне работают очень немногие школы.

Большинство учащихся в США и России посещают обычные государственные школы. Но существует и множество частных школ. В ходе одного из исследований в США был проведен сравнитель­ный анализ тех и других. Частные школы в среднем намного мень­ше по размерам. В них более богатые библиотеки и выше процент учителей, обладающих магистерскими и другими научными сте­пенями. В элитарных частных школах на 100 учащихся в среднем приходится 13 учителей, а в общественных — 8. Абсолютно все ученики частных школ учатся по академическим программам, в то время как в общественных — всего 34%. Кроме всего прочего, частные школы предлагают великолепные учебные программы различной академической сложности. Во многих частных школах изучается высшая математика и несколько иностранных языков.

Учащиеся здесь работают гораздо напряженнее своих ровесни­ков из общественных школ. Большинство учащихся частных школ на выполнение домашних заданий тратят не менее 10 ч в неделю и практически не имеют возможности смотреть телевизор. Доро­гие частные школы дают прекрасное образование, намного пре­восходящее то, которое можно получить в государственных.

У обучающихся в частных школах учеников лучше жизненные шансы для успешной карьеры в бизнесе или политике, чем у вы­пускников государственных школ. Об этом свидетельствует стати-


стика практически по всем странам мира. В свою очередь, у послед­них жизненные шансы гораздо лучше, чем у тех, кто не успел закончить даже обычную школу и отсеялся. Объем отсева во всех странах разный, но в среднем он не превышает 10 — 15 %. В США, например, в 1992 г. школу покинули более 3 млн молодых людей, а общий процент отсева по стране составил 9,2.

Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причем основной процент от­сева приходится на семьи с низким социально-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной. Дети из более бедных семей хуже учатся, а потому вероятность отсева у них выше; они легче поддаются негативному влиянию сверстников. Девушки за­частую рано выходят замуж, юноши — совершают правонаруше­ния. Они начинают в корне отрицать систему моральных ценнос­тей взрослых и действующие в их мире законы, примыкают к различным группировкам безработной молодежи.

Учащиеся из таких семей- часто не имеют перед собой положи­тельного родительского примера. Конечно, отцы и матери хотели бы дать детям хорошее образование, лучшее, чем было у них. Но на­сколько лучше? Если за плечами у родителей всего 5 классов, то образование в объеме 7 — 8 классов кажется им вполне достаточным.

Учителя часто предубеждены против детей из бедных семей. Для оказания небольших услуг — поручений, наблюдений, про­ведения собраний — они выбирают учеников из более благопо­лучных семей, а беднякам в избытке достаются дисциплинарные взыскания. Поощрения могут иметь форму академических дипло­мов, расположения учителя, уважения со стороны товарищей, должности в школьном самоуправлении, участия во внешколь­ных мероприятиях, школьных призов или наград. Учащиеся по­беднее получают поощрения за успехи гораздо реже, чем их одно­классники из более благополучных семей. Их практически не вы­бирают на руководящие должности и не приглашают для участия во внешкольных мероприятиях, они редко получают специаль­ные награды и призы от школы.

Учителя — это, как правило, представители среднего класса, и потому им бывает трудно понять мысли, цели и поведение де­тей из других слоев общества. Ученики из семей с низким соци­ально-экономическим статусом не обладают столь же развитой речью, как их ровесники — представители среднего класса. Это само по себе создает проблемы и сложности в обучении. И сегод­ня неразвитая речь считается признаком низкого происхождения.

Таким образом, работа, деньги и учеба — вещи, практически несовместимые между собой. И российские, и американские уче­ные доказывают, что подработки школьников мешают им успеш­но учиться.


Когда встает вопрос о том, следует ли продолжать обучение в школе, не последнюю роль играют финансовые соображения. В одном исследовании указывалось на взаимосвязь между успевае­мостью учащихся 6-х, 7-х и 8-х классов и финансовыми обстоя­тельствами в их семьях. В США обучение в старших классах стоит не дешево. Это заставляет многих подростков уходить из школы в поисках работы, если в семье возникают серьезные финансовые проблемы. Иногда родители сами оказывают давление на подрост­ков, побуждая их начинать помогать семье. В других случаях сраба­тывает соблазн финансовой независимости, возможности тратить деньги на развлечения или на покупку машины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...