Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 8 глава




Данные, взятые в масштабах всей страны, скрывают региональные экономические осо­бенности, приобретающие важное значение ввиду характера расселения испаноязычного населения. В этой связи необходимо дать краткую характеристику четырем регионам.

Первый — Южная Флорида — пережил расцвет в 70-х годах. Кубинцы сыграли са­мую активную роль в превращении Майами в международный центр бизнеса для Латинской Америки. В равной мере важно отметить принадлежащий кубинцам мелкий бизнес, создавший солидную экономическую базу для местной кубинской общины.

Второй регион — Нью-Йорк с прилегаю­щими городами — после середины 70-х годов испытал экономический спад. Поскольку в этом регионе стоимость транспорта и жилья самая высокая в стране, этот спад, несомнен­но, ускорил выезд отсюда пуэрториканцев, доминиканцев и представителей других ис­паноязычных меньшинств в другие штаты и в Пуэрто-Рико.

Третий регион — Средний Запад — так­же пережил экономический спад. Несмотря на улучшение дел в отраслях промышленно­сти, связанных с автомобильной индустрией в начале 80-х годов, похоже, что квалифици­рованные рабочие будут и дальше переезжать на восточное побережье и на Юго-запад.

Юго-запад — четвертый район — вос­пользовался плодами постепенного смещения


АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ


44


45


АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ


 


       
   
 

центра экономической активности в запад­ные штаты, которое способствовало его подъ­ему. Испаноязычные жители составляют здесь значительную часть лиц, способных к трудовой деятельности. Однако низкий про­фессиональный и квалификационный уро­вень, вероятно, помешает преобладающим в этом районе мексиканцам в полной мере ис­пользовать открывающиеся возможности, поскольку рабочие места сосредоточены в от­раслях промышленности, применяющих но­вые технологии. Соответственно они требуют от работников высокой квалификации и под­готовки. Все указанные региональные разли­чия имеют важное значение в связи с

возможными позитивными и негативными изменениями в положении испаноязычных американцев.

Заключение

Испаноязычное население Соединенных Штатов нельзя упустить из виду в связи с теми вопросами, которые могут встать перед соци­альными работниками в будущем. Это — рас­тущая группа американского населения, которая по своим характеристикам может быть отнесена к "группам риска". Степень распространенности испанского языка и про­должающаяся иммиграция в США мекси­канцев и латиноамериканцев еще более

Таблица 3

Отдельные социально-экономические характеристики расовых и этнических групп в

США в 1980 г. (в %)

 

Характеристики   Этнические и расовые группы  
  Белые Негритян- Выходцы из Испано-
    ское населе- азиатско-ти- язычные
    ние хоокеанско-  
      го региона  
Тип семьи        
Семьи с детьми моложе 18 лет 49,4 61,0 61,5 v 67,8
Семьи, возглавляемые женщи- 11,1 37,3 10,9 19,8
нами при отсутствии мужа        
Семьи, возглавляемые женщи- 56,1 68,8 56,5 72,6
нами, с детьми моложе 18        
лет        
Образование        
Лица в возрасте 25 лет и стар- 31,3 49,4 25,8 56,7
ше с неполным средним об-        
разованием        
Лица в том же возрасте с дип- 17,2 8,4 32,5 7,6
ломом колледжа и выше        
Занятость        
Лица в возрасте 16 лет и стар- 62,2 59,2 66,3 63,4
ше, считающиеся рабочей        
силой        
Безработные в возрасте 16* лет 5,8 11,7 4,8 9,1
и старше        
Женщины в возрасте 16 лет и 41,5 48,4 45,0 39,1
старше, относящиеся к рабо-        
чей силе        
Уровень доходов        
Средний доход в долларах 20 840 12 618 22 075 14 711
Процент лиц, живших ниже 9,4 30,2 13,9 23,8
уровня бедности        
Процент домовладельцев 67,8 44,4 51,5 43,5

осложняют положение этой категории насе­ления. Хотя мексиканцы уже живут в США более четырех столетий, а некоторые иммиг­ранты из Сальвадора прибыли только вчера, обе эти группы рассматриваются как части единого целого. Между тем они имеют весьма существенные различия и по социальному и экономическому положению и с точки зрения уровня жизни.

В то время, когда проблемы большинства
населения начали концентрироваться вокруг
положения взрослых и престарелых, у испа-
ноязычного населения, которое в массе своей
молодо, наиболее острыми являются вопросы
ранних браков и ситуация, складывающаяся
с детьми. Та когорта детей, которая появилась
на свет в результате бума рождаемости между
концом 40-х и началом 60-х годов, сейчас
приближается к среднему возрасту и уже не
является предметом попечения системы обра­
зования. Ее численность оказала свое воздей­
ствие на направленность социальной
политики в стране в предшествующие годы.
Между тем испаноязычные американцы и те­
перь стоят перед необходимостью обеспечить
адекватный уход за беременными женщина­
ми, приемлемое дошкольное образование,
уход за детьми и хорошее качество двуязыч­
ных образовательных программ. Им прихо­
дится также преодолевать такие явления, как
прогулы детьми школьных занятий, чрезвы­
чайно высокий процент отсева учащихся в
старших классах, насилие и преступность
среди молодежи и подростковая беремен­
ность. Необходимо, наконец, обеспечить со­
ответствующую профессиональную
подготовку рабочей силы из числа испаного-
ворящей молодежи. Общество не должно за­
бывать, что для молодого поколения
испаноязычных американцев сохраняют ак­
туальность те проблемы, которые для страны
в целом потеряли свою актуальность.

Ввиду гетерогенности испаноязычного населения выбор оптимального подхода к проблемам той или иной группы или подгруппы зависит от условий того района, где дейст­вует данная социальная служба. Практикующий социальный работник, кро­ме того, должен полагаться на личное обще-


ние с вероятными клиентами и видеть в нем основной источник знания о процессах и тен­денциях среди местного населения. Только тогда его деятельность может принести необ­ходимую пользу.

Леобардо Ф. Эстрада

См. также: Гражданские права; Иммигран­ты; Расовая дискриминация и неравен­ство; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная рабо­та; Этнические группы: проблемы взаи­моотношений.

• Bean F. et ей. (1984). Generational Differences in Fertility Among Mexican Americans.— Social Sciences Quarterly, 65(2), 573—582. • Davis C, Haub C, Willette J. (1983). U. S. Hispanics: Changing the Face of America. Wash., D. C: Population Reference Bureau. • James F. et al. (1984). Minorities in the Sunbelt. New Brunswick, N. J.: Center for Urban Policy Research, Rutgers—The State University. • Passel J. S., Woodrow K. A. (1984). Geographic Distribution of Undocumented Immigrants: Estimates of Undocumented Aliens Counted in the 1980 Census by State.— International Migration Review, 18,642—671. • U. S. Bureau of the Census (1981). General Social and Economic Characteristics: U. S. Summary (P. C. 80-1-cl). Wash., D. C: U. S. Government Printing Office.

АССОЦИАЦИИ. См. Национальная ас­социация социальных работников; Профес­сиональные ассоциации по интересам; Совет по образованию социальных работни-

АФРО-АМЕРИКАНЦЫ. См. Граж­данские права; Негритянское население США; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.


47


БЕДНОСТЬ



 

 

Таблиц 1 Подходы к измерению бедности
Типы показателя бедности Концепция дохода
Доход до перечисления пособий Доход после перечисления пособий и вычета налогов
Абсолютный, долл. I II
Относительный, % III IV

БАЗЫ ДАННЫХ. См. Информационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах; Компьютери­зация; Национальная ассоциация социаль­ных работников.

БЕДНОСТЬ

Официальный показатель бедности был разработан Управлением социального обес­печения федерального правительства в 1964 г. и с некоторыми исправлениями утвер­жден в 1969 г. Черта бедности устанавливает­ся по показателю дохода семьи в соответствии с числом ее членов, возрастом ее главы и ко­личеством детей до 18 лет и соответствует ми­нимально необходимому уровню потребления в долларах. До 1980 г. при этом учитывался также пол главы семьи и место жительства — проживала ли семья на ферме или в городе. Официальное понятие дохо­да — текущих денежных поступлений, полу­ченных в течение календарного года, — это сумма зарплат, чистого дохода от самостоя­тельной деятельности, выплат по системе со­циального обеспечения, денежных пособий в рамках правительственных программ, де­нежных поступлений от собственности, диви­дендов и чистого дохода от ренты, а также других видов получаемых денежных средств (например, пенсий от частных компаний, алиментов). Текущий денежный доход не включает средства от прироста капитала, государственные или частные пособия в неде­нежной форме (например, продовольствен­ные купоны, бесплатное медицинское обслуживание и осуществляемое нанимате­лем страхование от болезней), а также вы­чтенные налоги, хотя все эти показатели влияют на уровень семейного потребления.

Положение черты бедности ежегодно корректируется в соответствии с изменения-м и потребительского индекса цен. Таким об-


разом, каждый год они отражают одну и ту же покупательную способность. В течение по­следних 15 лет велись многочисленные дис­куссии о том, чему соответствует официальный порог бедности. Несмотря на эти споры, принятие официального показа­теля бедности и его использование в качестве социального индикатора символизирует обя­зательство, которое взяло на себя государство по повышению жизненного уровня своих на­именее обеспеченных граждан. Как отмечал Дж. Тоубин(1969), "введение особого коли­чественного показателя, хотя и в определен­ной степени условного и спорного, будет иметь долговременные далеко идущие поли­тические последствия. Пока хотя бы одна семья будет находиться за официальной чер­той бедности, ни один политический деятель не сможет заявить о победе в войне против бедности или игнорировать неоднократные официальные заявления о долге общества по отношению к своим беднейшим членам".

Определить уровень дохода, ниже кото­рого начинается бедность, достаточно трудно. В зависимости от поставленных целей порог бедности может устанавливаться на разных уровнях и основываться на разных концепци­ях подсчета доходов. Официальный показа­тель бедности сосредоточивает внимание на тех людях, чьи доходы меньше порогового уровня. Относительный показатель не только отражает уровень материального положения семьи, но и сравнивает его с положением дру­гих семей. Он обращает внимание на степень-неравенства: те, у кого показатель дохода на­ходится ниже среднего уровня по их группе, считаются бедными независимо от своего аб­солютного дохода. В целом считают бедными тех, чей доход составляет менее половины на­ционального среднего дохода.

Приведенная ниже таблица 1 представ­ляет четыре подхода к измерению бедности, вытекающие из наличия двух концепций до­хода и двух типов показателей. Официальная концепция дохода, которую использует Бюро переписи США, находится где-то посредине


между доходом до перечисления и доходом после перечисления пособий и вычета нало­гов, так как она включает государственные денежные пособия, но не учитывает налоги и пособия в неденежной форме. Определение денежного дохода, которое дает Бюро пере­писей, не делает различий между доходами, получаемыми в результате свободной эконо­мической деятельности и из частных источ­ников (например, зарплат в частном секторе, дивидендов, алиментов), и доходами, полу­чаемыми из государственных источников (например, пособий по системе социального обеспечения и государственной помощи). Эта концепция дохода не в состоянии отде­лить направленную на уменьшение бедности деятельность частного сектора экономики от государственных программ по перечислению денежных пособий. В докладах правительст­ва понятию бедности до перечисления посо­бий фактически не уделялось никакого внимания. Тем не менее оно раскрывает важ­ность проблемы, которая стоит перед государ­ственным сектором после того, как рыночная экономика и частные системы перечисления пособий (включающие пенсии от частных компаний и межсемейную помощь) распре­делили свои денежные средства. Подобная информация необходима для анализа эконо­мического эффекта "просачивания благ свер­ху вниз" и той степени, в которой государственные программы пособий умень­шают количество бедных. Для того чтобы пе­ренести данные переписи во вторую графу таблицы 1, к ним необходимо прибавить госу­дарственную неденежную помощь (напри­мер, продовольственные купоны и бесплатную медицинскую помощь) и част­ную помощь (такую, как дополнительные льготы), а также вычесть уплаченные налоги.

Уровень бедности

В 1965 г. официальный уровень бедности был равен 44% среднего семейного дохода. В последующие годы относительный уровень бедности изменяется в той же степени, как и средний доход. За период 1965—1968 гг. ко-


личество бедных уменьшилось, а затем в 1978—1982 гг. — вновь резко увеличилось. При этом в 1982 г. около одной четвертой ча­сти всех бедных проживали в семьях, доходы которых были слишком низкими, чтобы мож­но было помочь им выбраться из этого состо­яния. Однако можно заметить, что официальные данные преувеличивают коли­чество бедных, так как они не учитывают по­собия, получаемые в натуральной форме. Тем не менее и скорректированный показатель бедности в 1982 г. был выше, чем в предшест­вовавшие годы.

Эффективность пособий

В период между 1965 г. и серединой 70-х годов рост реальных затрат (со скидкой на инфляцию) на денежные и натуральные по­собия на каждую семью-получателя происхо­дил относительно быстрыми темпами. Этот рост, который является главным результатом американской политики в области социаль­ного обеспечения, во многом объясняет отме­ченное в этот период уменьшение количества бедных. В 80-х годах темпы роста пособий за­медлились.

Общественная помощь на основе предо­ставления денежных пособий и помощи в на­туральной форме становилась все в большей степени эффективной вплоть до 1978 г., а за­тем несколько уменьшилась. В результате, если в 1965 г. помощь вывела из состояния бедности около 37% семей, относившихся к такой категории до перечисления пособий, в 1976 г. — около 68%. то в 1982 г. — уже ме­нее 65%.

Денежная помощь по системе социально­го страхования в течение всех анализируе­мых лет выводит из состояния бедности большее число людей, чем государственная денежная помощь, как потому, что ее получа­ет большая доля людей, считающихся бедны­ми, так и потому, что среднее пособие по социальному страхованию выше. Наконец, помощь в натуральной форме, которая вклю­чает пособия как по социальному страхова­нию, так и в рамках государственных


ВЕДНОСТЬ


48


БЕДНОСТЬ


 


программ помощи, оказывается менее эф­фективной в борьбе против бедности, чем де­нежная помощь по социальному страхованию, и гораздо более эффективной, чем государственная денежная помощь.

Демографические различия

Интересно остановиться и на показателях бедности с учетом расовых и половозрастных различий.

Как показывают наблюдения за период 1966—1982 гг., наибольшая доля бедных от­мечается в негритянских семьях и в семьях, где главой является женщина, затем идут ис-паноязычные семьи и семьи престарелых. Меньше всего доля бедных в белых семьях. Наибольшее уменьшение количества бедных за 16-летний период и наибольшее влияние помощи в натуральной форме в 1982 г. отме­чалось в группе пожилых людей. Между 1966 и 1982 гг. доля бедных в небольшой степени увеличилась в числе белых семей и в семьях, где главой была женщина, но в то же время в группе престарелых она уменьшилась на 50%, а в черных семьях — примерно на 15%. В 1982 г. помощь в натуральной форме уменьшила количество бедных приблизи­тельно на 33% во всех группах, а в группе престарелых — на 76 %. В 1982 г. скорректи­рованные показатели бедности для негров, испанцев и женщин — глав семей оставались выше абсолютных показателей для белых.

Большие и постоянно увеличивающиеся расходы на программы по поддержанию до­хода бедных семей всегда были предметом значительного беспокойства. К сожалению, гораздо меньшее внимание уделялось недо­статочному охвату населения существующей системой — дырам в сети экономической безопасности. За последние годы почти 40% бедных семей с несовершеннолетними члена­ми — детьми и подростками вообще не полу­чали помощи в дополнение к имеющимся у них доходам, а для многих из тех, кто ее полу­чал, она была недостаточной для того, чтобы помочь им подняться над чертой бедности. Причиной значительных вариаций в охвате бедных помощью являются различия в разме­рах пособий и условиях участия в програм­мах, осуществляемых штатами.

Рассмотрим более детально, какие семьи оказываются за чертой бедности, если разде­лить их на восемь групп в зависимости от того, кто является главой семьи — престарелый, студент, нетрудоспособный человек и т. п. (см. таблицу 2).

Таблица 2 показывает, что до получения пособий в 1982 г. насчитывалось 25,3 млн


бедных семей, а после получения — 14,2 млн. Каждая из рассматриваемых семей помеще­на в одну из восьми категорий. Прямое воз­действие экономического роста на бедность невелико для всех лиц, так как в целом пред­полагается, что только приблизительно одна треть из тех, кто считался бедным до получе­ния пособий (четыре последних ряда), рабо­тает. При этом те группы, которые занимают четыре последних ряда, получают от про­грамм помощи меньше, чем те, которые нахо­дятся в первых четырех рядах. Оставшиеся две трети — престарелые, женщины—главы сймей с детьми до 6 лет, студенты и нетрудо­способные, — видимо, по-прежнему будут зависеть от государственных программ помо­щи.

Сравнение между количеством бедных до и после получения пособий показывает отно­сительный успех денежной помощи в умень­шении количества бедных среди престарелых, которые составляют около 43 % всех бедных до получения пособий и только около 22% — после получения пособий. В целом таблица 2 подтверждает точку зрения, что существуют различные причины, влияю­щие на бедность, и что ни одна новая програм -ма или реформа уже существующей программы не может удовлетворить разнооб­разные нужды всех групп.

Факторы, влияющие на бедность

Государственные пособия и эко­номические условия. Социальная по­литика в период между 1965 и 1980 гг. отражала точку зрения, что государственные расходы следует увеличить, чтобы стимули­ровать появление благоприятных возможно­стей для бедных. Множество программ, которые предоставляли помощь в размере миллиардов долларов миллионам ее получа­телей, приобрели статус законов. С 1980 г. наблюдался отход от опоры на прямые госу­дарственные расходы в сторону обеспечения возможностей для экономического роста у са­мой семьи. В законодательном порядке было закреплено сокращение налогов для того, чтобы стимулировать трудовую деятельность. Многие программы, которые до 1980 г. разви­вались бурными темпами, оказались впос­ледствии среди попавших под значительные сокращения, так как были существенно уре­заны средства, направляемые из бюджета, например программы предоставления продо­вольственных купонов, школьных обедов, субсидированного жилищного строительст­ва, бесплатной медицинской помощи.


Таблица 2 Состав семей с доходом ниже черты бедности по абсолютным показателям за 1982 г.

 

  Доля (в %) от общего Доля (в %) от общего
Бедные семьи, где главами числа бедных семей до числа бедных семей по-
являются * получения пособий сле получения пособий
1 Лица старше 65 лет 43,31 22,01
2 Женщины с ребенком до 6 лет 7,74 12,61
3 Студенты 4,08 6,56
4 Нетрудоспособные 10,01 11,09
5 Лица, работающие полный рабо- 8,51 13,07
чий день    
6 Одинокие, работающие неполный 10,52 14,78
рабочий день    
7 Мужчины, работающие неполный 10,31 11,95
рабочий день    
8 Женщины, не имеющие детей до 6 5,54 . 7,92
лет, работающие неполный рабо-    
чий день    
Всего бедных семей в % 100,00 100,00
Абсолютно в млн 25,30 14,02

Источник. Расчеты, полученные с компьютерной ленты "Текущего обзора населения" за март 1983 г., предоставленной Бюро переписей.

* Классификация является взаимоисключающей и иерархической: глава любой семьи, который удовлетворяет требованиям более чем одной категории, занимает одну, самую верх­нюю строку.

сомневаться в эффективности политики "просачивания". Хотя предполагается, что в целом экономический рост уменьшит коли­чество бедных, последние 20 лет доказывают, что он не увеличит доходы всех бедных семей в такой степени, что у них появится возмож­ность избежать бедности без помощи прави­тельства. Главным фактором, внесшим вклад в уменьшение числа бедных, которое наблю­далось с 1966 г., был рост государственных пособий, остановивших распространение бедности, вызванное демографическими из­менениями и высоким уровнем безработицы. Таким образом, любые меры, направленные на ликвидацию программ помощи без замены их другими программами или более эффек­тивной в борьбе с бедностью политикой, могут уничтожить завоевания в этой области. Профессиональная подготовка и ПОЛИТИКа Занятости. Другим важным фактором в борьбе с бедностью явилась поли­тика в области подготовки кадров и занятости. Главная посылка войны с бедностью состояла в том, что проблема будет окончательно реше­на путем увеличения трудовых доходов тех,

Р. Лэмпман(1974) утверждал, что уже само объявление войны бедности имело почти незамедлительные и далеко идущие послед­ствия — оно потребовало, чтобы все сущест­вующие социальные программы и проекты поставили перед собой вопрос: какую пользу они приносят бедным? Изменения в феде­ральном бюджете в период нахождения у вла­сти администрации Р. Рейгана поставили другой вопрос: что делают эти программы для стимулирования трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств? Но­вый подход предполагал, что положение тех, кто сейчас беден, улучшится, если они подо­ждут усиления экономической активности, вызванной расширением и повышением эф­фективности трудовой деятельности, когда сбережения тех, кто стоит выше их на соци­ально-экономической лестнице, "просочат­ся" к ним. Таким образом, им не надо будет полагаться главным образом на государствен­ные программы по перераспределению дохо­да.

Совершенно очевидно, что в трудные вре­мена число бедных больше, чем в благоприят­ные, однако существует веская причина


БЕДНОСТЬ


50


51


БЕДНОСТЬ


 


кто находится на самом низком уровне шкалы распределения доходов. Эта надежда была основана на предположениях: а) что в част­ной экономике существует или могло быть создано достаточное количество рабочих мест; б) что нехватка образования и профпод­готовки является корнем всех проблем бед­ных; в) что стратегия борьбы против бедности должна быть совместима с американской тру­довой этикой. Таким образом, политика пра­вительства была направлена на поощрение высокой степени занятости и экономического роста, на осуществление программ по получе­нию образования и профессиональной подго­товки теми, кто имеет недостаточную квалификацию, а также на исправление ошибок, допущенных на рынке рабочей силы (таких, как дискриминация и нехватка ин­формации), законодательным путем или с помощью соответствующих служб. Подобные надежды и философия привели к принятию Закона о развитии трудовых ресурсов и про­фессиональной подготовке, Закона о началь­ном и среднем образовании и развитию таких программ, как "Хорошее начало" (Head Start), "Местное молодежное обще­ство" (Neighborhood Youth Corps) и "Рабочее общество"(Job Corps). Хотя участники этих программ профподготовки зачастую смогли увеличить трудовые доходы, большинству из них все же не удалось избежать бедности. Ос­тались открытыми важные вопросы, касаю­щиеся видов профподготовки, наиболее подходящих для различных людей и в разно­образных условиях рынка рабочей силы.

В середине 70-х годов акцент, который ранее был сделан на образование и профпод­готовку, был перенесен на создание новых ра­бочих мест в соответствии с Законом 1974 г. о всеобщей занятости и профподготовке. Про­водимая в те годы государственная стратегия в области занятости показала, что хорошо разработанные программы могут увеличить занятость и трудовые доходы некоторых групп населения, находящихся в неблагопри­ятных условиях. Однако в национальном масштабе подобные подходы не были апроби­рованы. В дальнейшем, во время пребывания у власти администрации Р. Рейгана, обще­ственные службы занятости были постепенно ликвидированы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...