Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 1 глава




Управление по делам ветеранов имеет са­мую широкую сеть медицинской помощи ве­теранам. В его ведении 172 медицинских центра, 226 клиник для амбулаторных боль­ных, 16 лечебных учреждений по месту жи­тельства, центр протезирования, центр распределения протезов, 50 региональных учреждений (включая два центра страхова­ния), 17 региональных отделений, 108 клад­бищ, а также технические средства обслуживания и службы, которые ведут обра­ботку данных, анализируют результаты дея­тельности, занимаются маркетингом и т. п.

Основные программы включают оказа­ние медицинской помощи, выделение пенсий и компенсаций ветеранам и их семьям, пре­доставление пособий на образование, помощь в решении жилищных проблем, страхование жизни, профессиональную реабилитацию и юридические услуги, содержание кладбищ и мемориалов. Важной функцией УВ является руководство и управление этими программа-ми.


Здравоохранение. Больничное и ам­булаторное лечение, гериатрия и длительное лечение, санаторное лечение и лечение по месту жительства составляют основные виды медицинского обслуживания, предоставляе­мого УВ. Медицинские центры в 1983 г. рас­полагали примерно 80 тыс. коек и оказали амбулаторную помощь 16,6 млн больным. К тому же УВ оплатило 1,9 млн посещений ча­стных врачей. Исследовательские, образова­тельные и клинические центры гериатрии сосредоточили усилия на обеспечении высо­коэффективных способов лечения пожилых ветеранов и первыми начали научную разра­ботку программ для лечения старческого сла­боумия и особенно болезни Альцгеймера, которой страдают в основном престарелые люди.

В 1983 г. 16,5 тыс. ветеранов были поме­щены на время в среднем до трех лет в дома для престарелых УВ и, кроме того, 34 тыс. ветеранов находились в общественных домах для престарелых. Ветераны, имеющие отно­шение к службам УВ, имеют право пользо­ваться этой услугой столько времени, сколько необходимо для лечения. Для ветеранов, не связанных со службами УВ, этот период не превышает шести месяцев. Лечебные учреж­дения по месту жительства, которыми заведу -ет УВ, оказывают медицинскую помощь тем, кто не нуждается в госпитализации или лече­нии, требующем особых условий специали­зированных заведений.

Необходимое медицинское обслужива­ние для ветеранов вьетнамской войны обеспе­чивается специальными центрами, созданными в рамках Перестроечной служ­бы, действующей с 1979 г. В 1983 г. было за­регистрировано 233,7 тыс. посещений в эти специализированные центры. Обычно это не­большие центры, предоставляющие услуги по месту жительства, чтобы помочь ветера­нам приспособиться к мирной жизни. Они создают и неформальные "ударные" группы, которые учат принципам нравственной рабо­ты над собой, организуют изучение основ психотерапии, помогая эффективности лече­ния. Здесь также ведется лечение посттрав­матических, стрессовых и других отклонений. Если больной требует стацио­нарного или интенсивного курса лечения, эти центры обращаются в УВ. Ветераны предпо­читают использовать эти центры, чтобы избе­жать волокиты или клейма пациента психиатрической клиники.

Компенсации и пенсионные по­собия. Компенсации выплачиваются вете­ранам, если нетрудоспособность, полученная


во время военной службы, неизлечима или прогрессирует. Размер компенсации зависит от степени потери трудоспособности. Ижди­венцы ветерана, скончавшегося в результате службы в вооруженных силах, имеют право на получение специальной компенсации. Супруг(а) и дети умершего ветерана, если его смерть не связана с потерей трудоспособности во время прохождения военной службы, име­ют право на пенсионное пособие, поскольку их доход уменьшился.

Ветераны, потерявшие трудоспособность не на воинской службе, имеют право на воен­ное пенсионное пособие, если их возраст 65 лет и выше или если они полностью или частично нетрудоспособны. Всем ветеранам предоставляется денежная помощь на похо­роны, оплачивается стоимость погребального земельного участка и флага на фоб. В 1983 г. на компенсации и пенсионные пособия было выделено 13,9 млрд долл.

Пособие на образование. Пособия на образование предоставляются ветеранам и военному персоналу, а также иждивенцам ветерана, умершего от потери трудоспособно­сти во время военной службы или пропавшего без вести, и семьям военнопленных, находя­щихся в плену более 90 дней.

Помощь в получении образования предо­ставляется ветеранам, начавшим службу по­сле вьетнамской войны, им также обеспечивается профессиональная реабили­тация в случае частичной потери трудоспо­собности.

Из 9,9 млн ветеранов вьетнамской войны 5,7 млн частично или полностью использова­ли причитающееся им пособие на получение образования. В 1976 г. выплата пособия на образование, выделяемого ранее в течение 36 месяцев, была продлена на срок до 45 ме­сяцев в связи с расширением программ обуче­ния и профессиональной подготовки.

Помощь в приобретении жилья. Ветераны получают ссуды и займы из част­ных источников на более благоприятных ус­ловиях по сравнению с остальными, поскольку гарантом займа в данном случае выступает правительство, при этом ряд зако­нодательных Ограничений снимается. Займы на жилье могут быть использованы в различ­ных видах, включая оплату наемного жилья, приобретение жилья в частную собствен­ность, ремонт и строительство дома. Почти 250 тыс. ветеранов получили помощь в при­обретении жилья в собственность в 1983 г., а УВ гарантировало займы общей стоимостью 16,4 млрд. долл.


ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


98


99


ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


 


Другие программы помощи.

Службы помощи ветеранам созданы с целью информировать ветеранов о причитающихся им льготах и оказывать содействие в их полу­чении. Этому способствует система бесплат­ной телефонной связи с этими службами во всех штатах. Особым группам ветеранов уде­ляется повышенное внимание, например по­жилым ветеранам, бывшим военнопленным, ветеранам-женщинам, ветеранам вьетнам­ской войны, не сумевшим получить достой­ное образование. Служба профессиональной реабилитации УВ расширила комплекс услуг ветеранам, потерявшим трудоспособность, чтобы они были более независимыми от дру­гих в своей повседневной жизни. Те, кто при этом в состоянии трудиться, получили работу по своей специальности.

Особые проблемы и потребности

УВ выделило несколько категорий вете­
ранов, имеюших особые потребности и про­
блемы: престарелые ветераны, ветераны —
жертвы применения отравляющего вещества
"орандж" во время вьетнамской войны, вете­
раны-женщины. '

Престарелые ветераны, в 1980-х

годах ветеранами являлись около половины мужчин 65 лет и старше. Ветераны этой воз­растной группы имеют более высокий образо­вательный уровень, чем неветераны, более высокий уровень доходов, другие социальные и экономические преимущества. В большин­стве своем они состоят в браке. Пожилым ве­теранам предоставляются пенсионные льготы (82 %) и пенсии (60 %). Около одной трети из них получают персональные пенсии, около трех четвертей имеют денежные накопления и 42% — другие различные вложения. Де­вять из десяти ветеранов имеют свой дом. Фи­нансовое положение этой части населения достаточно прочно.

Главной заботой этих людей является здоровье. Многие считают свое здоровье пре­восходным или хорошим по сравнению с дру­гими группами того же возраста, но около половины жалуются, что недостаток здоровья ограничивает их деятельность. В 1980 г. боль­шинство ветеранов дважды за год болели, а один из пяти был госпитализирован по болез­ни. Четверо из пяти ветеранов использовали страховые медицинские полисы, девять из десяти ветеранов 65 лет и старше воспользо­вались системой медицинской помощи. Большинство престарелых ветеранов счита­ют, что из-за растущей стоимости медицин­ского обслуживания они не могут оплачивать


30-дневное пребывание в больнице чаще, чем один раз в 10 лет. Только один из пяти может оплатить пребывание в доме для престаре­лых. Даже при современной стоимости меди­цинского обслуживания значительная часть ветеранов не верят, что они смогут оплатить расходы на медицинскую помощь в будущем, несмотря на их хорошее экономическое поло­жение и наличие медицинского страхования. Для 12% ветеранов, остро нуждающихся в медицинской помощи, но имеющих к ней ог­раниченный доступ или полностью лишен­ных ее из-за финансовых затруднений, эта проблема становится еще более серьезной. Около одной трети ветеранов всех возрастов, имеющих слабое здоровье, не могут позво­лить себе лечение. Многие ветераны призна­ют, что плохое здоровье может подорвать их финансовое положение.

Ветераны, находившиеся в больницах УВ, оценивают их выше, чем люди, лечивши­еся в других больницах. Несмотря на это, только 14% всех ветеранов обращались в УВ, когда им нужна была госпитализация. Обсле­дование показало, что стимулом для выбора больниц УВ явилось отсутствие медицинско­го страхования. Ветераны, не имевшие меди­цинского страхования, предпочитали лечиться в больницах УВ, в отличие от тех, кто имел такое страхование, — независимо от их возраста, уровня доходов или степени по­тери трудоспособности.

Ветераны-жертвы применения отравляющего вещества "орандж".

Между 1963 и 1971 гг. во Вьетнаме применя­лись гербициды для разрушения плодородно­го слоя и уменьшения продовольственных ресурсов врага. Чаще всего использовался ди­оксин. Его обычно называли "орандж", так как 55-галлонные емкости, в которых он на­ходился, имели оранжевые, как цвет апель­сина, полосы. Опыты на животных показали, что отравление диоксином провоцирует раз­витие рака. Беременные женщины, подверг­шиеся воздействию диоксина, рожали младенцев с различными отклонениями, не­большое воздействие диоксина вело к нару­шению менструального цикла, проблемам зачатия, выкидышам. Известно, что диоксин вызывает у человека кожные болезни.

Была разработана Программа регистра­ции жертв отравляющего вещества "орандж", которая предполагает тщательный медицин­ский осмотр.

Ветераны-женщины. Доля ветера­нов-женщин постоянно увеличивается. Службы УВ были созданы в основном для


удовлетворения потребностей ветеранов-мужчин, поэтому УВ внесло изменения в ори­ентацию служб и системы медицинского обслуживания для удовлетворения потребно­стей растущего числа ветеранов-женщин. Обследования ветеранов-женщин показали, что в целом они удовлетворены медицинским обслуживанием, иногда даже больше, чем мужчины, за исключением ряда деталей. Ве­тераны-женщины недовольны манерой обра­щения с женщинами в лечебных учреждениях УВ, недостаточной степенью уединенности в больницах и числом гинеко­логических осмотров. Престарелые ветера­ны-женщины по сравнению с пожилыми мужчинами часто не имеют постоянных по­мощников во время болезни (14% женщин против 5% мужчин), и в случае продолжи­тельной болезни большее число ветеранов-женщин (38%) по сравнению с ветеранами-мужчинами (21%) хотят быть помещенными в дома для престарелых.

Другие специфические потреб­ности. Есть еще некоторые специфические недуги ветеранов: это слепота, спинно-мозго-вые поражения, коммуникационные болезни нарушения речи и алкоголизм. Организуется лечение посттравматических, стрессовых от­клонений и болевых шоков. Ветераны, нахо­дящиеся в тюрьме, также являются объектом внимания УВ. Заключенные ветераны не подтверждают распространенные стереоти­пы об их наклонностях в отношении употреб­ления наркотиков. Наркотики имеют большее распространение среди заключен­ных неветеранов, чем среди ветеранов. Об­следование, проведенное в 1983 г., подтвердило незначительное употребление наркотиков ветеранами в тюрьмах, а также выявило, что ветераны вьетнамской войны совершают больше преступлений, связанных с собственностью, чем с личностью.

Спорные вопросы

Деятельность служб УВ часто подверга­ется критике. Например, предложен план по упрощению налогообложения и формирова­нию бюджета, предполагающий федераль­ное налогообложение всех компенсационных пособий УВ, замораживание компенсаций и пенсий, введение строгих проверок деятель­ности медицинских учреждений, заморажи­вание бюджета УВ на достигнутом уровне и введение 5%-ной оплаты по Программе га­рантий займов на жилье. Так или иначе, этот план предполагает сократить издержки УВ и изменить сущность его деятельности.


Роль социальной работы

Службы социальной работы являются не­отъемлемой частью УВ. Социальные работ­ники обеспечивают функционирование различных служб, включающих обеспечение ухода в стационарах, развитие долговремен­ных программ, поиски новых методов лече­ния, обучение в школах социальной работы. До некоторой степени социальные работники сохраняют свою традиционную роль экспер­тов в отношении рекомендаций и планов и первыми оценивают появляющиеся кризис­ные тенденции. Социальные работники про­должают создавать новые службы и помогают выявлять неудовлетворенные потребности ве­теранов. Они традиционно наиболее хорошо осведомлены о потребностях самых обездо­ленных групп общества, включая тех, кто больше всех страдает в период экономиче­ских потрясений. Плодотворным направле­нием деятельности является правильное взаимодействие с организациями доброволь­цев. Современная система оказания меди­цинской помощи требует совместной работы представителей различных специальностей: врачей, психологов, медицинских сестер. Со­циальные работники могут помочь ветерану получить квалифицированное лечение, ока­зываемое смешанными группами специали­стов.

Профессионалы УВ оказывают содейст­вие в создании групп диагностики, которые определяют время нахождения пациента в больнице для лечения по 467 болезням и раз­мер оплаты. Социальные работники, участ­вующие в планировании, прежде всего отстаивают интересы нуждающихся и пред­принимают усилия для уменьшения стоимо­сти лечения при сохранении качества ухода. Джин Ротман, Розина М. Бесера

См. также: Военнослужащие и социальная ра­бота.

• Administration Assault on V A Benefits and Services (1985, Winter). Disabled American Veterans News, p. 1. * Dienstfrey S. J., Byrne J. J. (1984). Veterans in the United States: A Statistical Portrait from the 1980 Census. Wash., D. C.:U. S. Government Printing Office. • Feitz R. (1984, September). The Aging Female Veteran. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Feitz R., McCollom S. (1984). Data on Female Veterans, Fiscal Year 1983. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • LangbergR., Wells W. (1984, March). Education and Income Characteristics of Male


ВЗРОСЛЫЕ


100


101


ВЗРОСЛЫЕ


 


       
   
 
 


 

Возраст Мужчины Женщины
Одино- Состоя- Вдовые Разве- Одино- Состоя- Вдовые Разве-
  кие щие в   денные кие щие в   денные
    браке       браке    
20—24 72,0 26,7   1,3 53,4 42,9 ОД 3,5
25—29 36,1 57,9   6,0 23,4 67,4 0,5 8,8
30—34 17,3 73,4 0,1 9,2 .11,6 75,6 0,7 12,1
35—44 8,8 81,4 . 0,3 9,4 5,6 79,4 2,4 12,6
45—54 5,4 84,9 1,5 8,2 4,1 78,5 6,8 10,6
Таблица 1 Брачный статус населения в зависимости от возраста и пола в 1982 г. (в %)

War Veterans and Nonveterans. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Rothman G. (1984). Needs of Female Patients in a Veterans Psychiatric Hospital. Social Work, 29(4), 380—385. • Veterans Administration (1984, April). Veterans Benefits under Current Educational Programs: Fiscal Year 1983. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office.

ВЗАИМОПОМОЩЬ. См. Группы вза­имной помощи; Естественные источники помощи.

ВЗРОСЛЫЕ

Взрослость — это связанное с возрастом понятие, характеризующееся определенны­ми биологическими, юридическими, соци­альными и поведенческими параметрами человека. С биологической точки зрения че­ловек становится способным к деторождению в возрасте 11—14 лет. В традиционных обще­ствах наступление половой зрелости сигна­лизирует о необходимости приступить к исполнению взрослых ролей, особенно это характерно в отношении женщин. В противо­положность этому в США индивиды юриди­чески не признаются взрослыми, пока не достигнут возраста 16 лет или 21 года, в зави­симости от сферы деятельности, что опреде­ляется федеральным или местным законодательством. На поведенческом уров­не ожидается, что взрослые способны эконо­мически, социально и психологически функционировать независимо от своих роди­тельских семей. Несмотря на то что это фун-


кционирование может существенно отли­чаться в разных семьях и социально-эконо­мических группах, по общему согласию взрослый возраст в США начинается с 21 го­да.

Трудно определить, когда заканчивается период взрослости. В США средняя продол­жительность жизни увеличилась до середи­ны восьмого десятка лет. Поэтому, чтобы перейти в категорию пожилых, человек дол­жен столкнуться с проблемами, отчетливо указывающими на наличие специфического периода жизни. Физиологические, признаки этого появляются постепенно и сильно разли­чаются для разных людей. Юридически ста­тус пожилого связан с выходом на пенсию, что определяется возрастом в 65 лет. Однако и 50-летние люди, как правило, переходят от среднего возраста к более позднему периоду взрослости. Данная статья посвящена перио­ду от 21 года до 54 лет, хотя затрагивается и возраст от 55 до 60 лет.

Статистические характеристики

Люди в возрасте от 21 года до 54 лет со­ставляют 44,4% населения США (43,2% мужчин и 43,8 % женщин). Взрослость — от­носительно здоровый период жизни, редко подверженный хроническим или неизлечи­мым болезням. Коронарный порок сердца, рак и инсульт наиболее часто впервые прояв­ляются после 55 лет. Взрослость — это время расширения социальных горизонтов, когда много энергии затрачивается на образова­тельную и профессиональную подготовку, работу, семью и выполнение социальных обя­зательств, этот период — "вершина жизни".

Возрастные подгруппы населения разли­чаются по брачному статусу, образователь­ной подготовке и профессиональным достижениям. Таблица 1 показывает, что


свыше половины взрослых в возрасте старше 24 лет состоят в браке. У женщин наблюдает­ся тенденция более раннего вступления в брак, нежели у мужчин. Более значительная доля женщин по сравнению с мужчинами вступает в брак в возрасте от 21 года до 29 лет. В каждой возрастной категории частота раз­водов и вдовств больше для женщин, чем для мужчин. Кроме того, среди женщин больше незамужних.

С1970 по 1982 г. количество разводов как у мужчин, так и у женщин почти утроилось. Среди мужчин в возрасте от 25 до 34 лет уро­вень разводов увеличился с 3% в 1970 г. до 10 % в 198 2 г., а для той же возрастной группы женщин — с 5 до 12,6%. При этом уровень раздельного проживания среди черных муж­чин и женщин выше, чем среди белых.

Таблица 2 показывает уровень закончен­ного образования среди взрослых. К 25-лет­нему возрасту 83,6% белых мужчин имеют законченное среднее образование по сравне­нию с 69,8% негров и 58,4% испаноязычных мужчин. Доля женщин, имеющих закончен­ное среднее образование, во всех трех этниче­ских группах больше, чем доля мужчин. Во всех возрастных группах удельный вес лиц, окончивших колледж, среди белых примерно в два-три раза выше, чем среди негров или испаноязычных.

Таблица 3 показывает трудовую заня­тость взрослых американцев. В целом 84,3 % белых американцев в возрасте от 20 до 24 лет работают за плату. Этот процент ус­тойчиво повышается с годами. Однако рост происходит медленнее у испаноязычных и полностью отсутствует у негров. Несмотря на то что после 44 лет уровень занятости умень­шается у всех трех этнических групп, это уменьшение наиболее выражено у негров. Уровень занятости среди белых женщин в возрасте 20—24 года составляет 69,5%. Эта цифра уменьшается для последующих возра­стных групп. Однако уровень занятости не­гритянских женщин, напротив, повышается после возраста 20—24 лет. Доля работающих испаноязычных женщин всех возрастных групп меньше, чем негритянок или белых.

Виды занятости тоже варьируются в зави­симости от этнической группы и пола. Среди белых мужчин около 38% управленцев по сравнению с 22 и 23% среди мужчин негров и испаноязычных. Для женщин эти цифры соответственно составляют 22, 18 и 15%. Больше женщин, чем мужчин, являются клерками — 33% белых, 28% негритянок и 14% испаноязычных, а для мужчин эти дан­ные соответственно равны 10,18 и 14%. Сре-


ди негров-мужчин 34%, а среди испаноязыч­ных 27% заняты в сфере услуг, выполняя та­кие работы, как официант или швейцар, тогда как среди белых мужчин в этой сфере работает только 13%.

Таблица 4 показывает, что способность белых мужчин зарабатывать устойчиво уве­личивается с возрастом. Напротив, после 45 лет доходы негров (и мужчин и женщин) снижаются соответственно на 7 и 17 %, а сре­ди испаноязычных — соответственно на 2 и

6%.

Среди мужчин в возрасте 20—24 лет раз­личия в оплате труда белых и негров состав­ляют 26%, а белых и испаноязычных — 12%. Эти различия соответственно увеличиваются до 41 и 35% к 45-летнему возрасту. Приве­денные данные наряду с показателями высо­кого уровня разводов и раздельного проживания супругов отчасти раскрывают причины, лежащие в основе того факта, что значительное количество негритянских жен­щин выходят на работу в том возрасте, в каком белые женщины наоборот начинают отказы­ваться от работы по найму. Способность не­гритянских женщин зарабатывать (если сравнивать их с белыми) изменяется от отста­вания в 24% для возрастной группы 20— 24 года до отставания в,7% для возраста 25—34 года, а в возрасте 35—44 года негри­тянки зарабатывают на 3% больше своих бе­лых сверстниц. Эта цифра увеличивается до 18% для возрастной группы старше 45 лет. Испаноязычные женщины любого возраста зарабатывают меньше и белых, и негритянок.

Стадии и стили жизни

Количество научных публикаций о взрослом периоде жизни человека значитель­но увеличилось за последние несколько десятилетий. Интересы современных иссле­дователей сосредоточены на идее связи роста и развития человека, стадий и стилей жизни от младенчества до пожилого возраста — на непрерывном процессе взаимодействия меж­ду внутренней жизнью индивида и социо­культурным миром. Такой динамический подход отражает этимологию термина "взрослый" (от латинского adolscere — расти) и подобен имеющемуся в конфуцианстве по­ниманию зрелости как процесса скорее ста­новления, чем достижения.

Наиболее влиятельной в этой области является работа Э. Эриксона (1950), в которой утверждается, что взрослая жизнь зависит от успешности более ранних стадий — младен­чества, детства и подросткового периода. Эриксон каждой стадии развития ставит вре-


Вследствие округления сумма может не составлять точно 100%.



менной предел и предполагает, что со време- смене норм и ожиданий. Задачи взрослой нем стабильность личностного развития зави- жизни часто внедрены в традиционные или сит от успешного преодоления главных общепризнанные ценности, которые могут и психосоциальных задач в соответствующее не осознаваться большей частью современно- время. Эриксоновская модель восьми стадий го общества. психологического развития индивида, струк- В работе "Взрослое развитие" Витборн и турная концепция Левинсона, а также под- Вейнсток (1979)описывают типичную мо- черкивание Эриксоном и Мартином дель основных жизненных событий. Эта мо- кризисных, или поворотных, пунктов — все дель определяет: 1) задачи ранней взрослости это обозначает специфически возрастные пе- (20—30 лет), состоящие в поисках супруга и реходы, способствующие индивидуально- создании семьи; 2) задачи первой средней личностному развитию. взрослости (30—45 лет), которые включают Нормативные ожидания возникают впос- в себя воспитание детей и вовлеченность в ледствии на основе возрастных стратифика- семейную жизнь; 3) задачи второй средней ций, которые рассматриваются как взрослости (45—60 лет), состоящие в страда- регуляторы времени и последовательности нии из-за "пустого семейного гнезда", нако- различных переходов к взрослым видам дея- нец, в его принятии и в изменении значения тельности. Понятие жизненных стадий иног-.брачных отношений. да имеет видимость возрастно-ролевых Стили жизни в последние годы измени- стереотипов или кажется отражающим соци- лись. Все большая доля взрослых в возрасте от ально заданный момент времени, который 20 до 30 лет не вступает в брак, не обзаводится сам по себе способен изменяться при быстрой требуемым количеством детей или не остает- Таблица4 Средний годовой доход мужчин и женщин в зависимости от возраста,пола и этнической группы в 1980 г. (вдолл.)

 

 


ВЗРОСЛЫЕ


104


105


ВЗРОСЛЫЕ


 


ся с тем же супругом. Женщины все чаще откладывают замужество, пока не перешаг­нут 30-летний рубеж, и не обзаводятся деть­ми. Мужчины и женщины живут вместе, не вступая в брак. Все более распространенными становятся семьи с одним родителем, после­довательные браки, гомосексуальные "бра­ки", договоренности об общем проживании и одиночество. Нуклеарная семья, состоящая из отца, матери и детей, не является типич­ной. Короче, есть много альтернативных сти­лей жизни, которые нельзя считать отклонением от нормы только потому, что они не совсем укладываются в схематично-логи­ческую модель.

Витборн и Вейнсток (1979) признают не­достаток информации о различиях жизнен­ных моделей среди взрослых. Эти различия могут быть потенциально вознаграждающи­ми или опустошающими в зависимости от личных, этнических или социальных усло­вий, в которых находится человек и которым он решает соответствовать или против кото­рых восстает. По мнению Вейланта и Милоф-ски (1980), достижение полной взрослости — это никогда не завершаемый процесс. Кроме того, психосоциальное созре­вание — это не заранее известное решение и не вехи, подобные профессиональной и ком­муникационной компетенции, хронологиче­ски четко фиксированные. Вейк (1983) полагает, что развитие в период взрослости является нелинейным и проходит через пери­оды стагнации, прогресса, непрерывного приспособления к каждой задаче, регресса, уклонения в сторону или случайных скачков вперед.

Развитие может рассматриваться как процесс флюктуации в противоположность специфической возрастной последовательно­сти переходных и стабильных периодов. Спо­собность к изменениям чаще, чем приверженность немногим доминирующим социально признанным образцам, может быть рассмотрена как компонент нормальной меняющейся модели. В таком случае кризис можно считать не чем-то ненормальным и рассматривать его не как совокупность труд­ностей, которые следует преодолеть, а скорее как возможность усовершенствовать жизнен­ную стратегию и отработать навыки совлада-ния с кризисной ситуацией.

Ранний взрослый возраст

Общество ожидает, что индивиды начнут отделяться от своих родителей к концу подро­сткового возраста. Расширенная семья утра­тила большую часть своей стабилизирующей


и предписывающей силы. Вместе с тем свобо­да совести, экзистенциалистское и терапев­тическое понимание аутентичности и самоактуализации, смягчение поведенче­ских стандартов при усилении роли закона позволяют молодым взрослым определять, как они хотят провести свою жизнь, не огра­ничивая и не нарушая при этом чьих-либо прав. Даже доминирующий этический ко­декс призывает нонконформистски настроен­ного индивида не столько к приспособлению к превалирующему социальному шаблону, сколько к принятию какой бы то ни было си­стемы ценностей, если она не является разру­шительной и для него самого, и для других. Примером может служить изменение отно­шения к гомосексуальности в руководствах по душевным расстройствам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...