Пособия и социальные службы 2 глава
Для поведения подростков характерны рискованные эксперименты и экстравагантные стили жизни, которые приводят в ужас родителей. Ранний взрослый возраст — это время, когда эксперименты должны переплавиться в некий стабильный и продуктивный образ жизни. Неудивительно, что, столкнувшись с выбором из множества вариантов стилей жизни и быстро изменяющейся моды, многие молодые люди испытывают замешательство. Работы Э. Фромма "Бегство от свободы" (1941) и О. Тоффлера "Футурошок" (1972) описывают чувства подобного страха и замешательства среди всего населения и объясняют, почему некоторые люди стремятся к простым ответам на любые вопросы, ответам, которые легко достижимы и доступны пониманию без труда. Особенно важен выбор места работы, поскольку именно она является той ареной, на которой и мужчины, и женщины стремятся реализовать свои жизненные цели, найти свое место в мире, обрести чувство аутентичности, оставить след после себя, что даст возможность испытывать гордость в результате доведения до конца своих начинаний. Сегодняшнее высокотехнологичное общество отдает приоритет технически образованным и умелым работникам. Это дает основание предположить, что в будущем работники разделятся на тех, кто умеет работать с компьютерами и компьютеризованными системами, и на тех, кто этого не умеет. Все большее значение приобретает обучение, в том числе и без отрыва от производства. Сейчас это касается всех: и тех, кто собирается быть "голубым воротничком", и тех, кто стремится сделать серьезную карьеру. Первые остаются в школе, как минимум, до 16 лет, вторые же откладывают свой выход на работу и дости-
жение экономической независимости до завершения профессионального или вузовского образования, но все должны заниматься повышением квалификации. И так, наверное, до конца третьего — начала четвертого десятилетия жизни. Для многих ранний взрослый возраст связан как с экономическими лишениями, так и с надеждой на улучшение своего экономического положения по достижении третьего — начала четвертого десятилетия жизни. Современное предназначение городского и сельского общего образования состоит в том, чтобы эффективно обучить базовым навыкам. Современная промышленность требует их поддержания и расширения, все более углубляя раскол между теми, кто готов к тому, чтобы получать образование и делать карьеру, и теми, кто ухватится за работу, если повезло. Люди, получившие недостаточную подготовку, — обычно это женщины, пред- -ставители меньшинств и сельские жители — часто обладают низким статусом, низкооплачиваемой работой, небольшими шансами на экономическое и социальное продвижение на рынке труда, который и сам по себе нестабилен. Женщины, воспитывающие маленьких детей, при распаде брака и недостаточной финансовой поддержке со стороны партнеров и семьи обращаются за социальным пособием или проводят годы в постоянных поисках средств к существованию. Многие молодые женщины считают, что их жизнь оказалась заложницей событий и решений подросткового возраста. Жены мужчин, делающих карьеру, могут работать, чтобы поддержать семью, до тех пор, пока заработок мужа не станет достаточным. Тогда они покидают рынок труда и воспитывают детей. Стрессы на почве профессиональной подготовки очень сильны и отражаются на браке. Все больше женщин внедряются в профессиональные сферы, где раньше доминировали мужчины, а семьи сталкиваются с перераспределением мужских и женских домашних ролей. В течение нескольких лет популярные и профессиональные издания сосредоточивают внимание на особых проблемах двухкарьерных семей. Пятая часть женщин откладывает вступление в брак до достижения 30 лет, кроме того, наличие отпуска матерям, центры дневного ухода за ребенком и другие формы социальной поддержки способствуют увеличению женской занятости.
Ирония состоит и в том, что стресс бывает связан с неожиданным быстрым профессио- нальным продвижением. Например, некоторые женщины или представители меньшинств могут занять управленческую или инспекторскую должность, не будучи полностью к ней подготовлены. Учителя или медсестры часто обнаруживают, что быстрого экономического роста можно достичь, только заняв административную должность, а соответствующая мотивация и подготовка оказываются недостаточными. Профессионалы тоже могут страдать от того, что требуется затрачивать очень много времени, чтобы достичь успеха или поддерживать статус, достигнутый первоначально. В итоге ранний взрослый возраст характеризуется как наивысшим уровнем физического здоровья и значительными запасами энергии, так и стрессами, происходящими на почве жизненных событий, таких, как борьба за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и эмоциональная самореализация. Увеличение стрессов у людей в возрасте 25—45 лет ведет к росту душевных расстройств в этой возрастной группе. Средний взрослый возраст Четвертое десятилетие жизни можно рассматривать как переход к среднему взрослому возрасту — кризису середины жизни. Индивидуальный доход обычно максимален, однако увеличение семьи может свести на нет прирост доходов. Возрастает вовлеченность в политическую жизнь. Число участвующих в голосованиях от 20—24 лет к 35—44 годам почти удваивается. Участие в голосовании также коррелируется с увеличением доходов. В американских статистических отчетах показано, что в 1983 г. голосовало безработных 34,1% их общего числа, "синих воротничков" — 39,1% и "белых воротничков" — 57,8%. В этом же году голосовало 27% тех, кому было 25—44 года и чей доход не превышал 5 тыс. долл. В той же возрастной группе при доходе 10—15 тыс. долл. голосовало 35,1 %, а если заработок превосходил 35 тыс. долл., то цифра голосовавших была 60,9%. В среднем взрослом возрасте начинают появляться более консервативные политические взгляды, хотя эта тенденция минимальна в некоторых группах меньшинств, таких, как негры или евреи.
Левинсон и его коллеги (1978) обнаружили, что все охваченные их исследованием в этот период прошли через одни и те же этапы структурных изменений: почти 55% преуспели в своей карьере при наличии стабильных жизненных условий и 45% испытали ВЗРОСЛЫЕ 106 107 ВЗРОСЛЫЕ
серьезные неудачи, они в ряде случаев пытались создать новые, более развитые жизненные структуры, но подвергались воздействию их значительной нестабильности. Клауссен (1976) установил, что 30—40-летние мужчины более часто меняли работу, будучи» неудовлетворенными теми возможностями для продвижения по службе, которыми они располагали. В возрасте 38 лет более половины мужчин, попавших в выборку, ожидали профессионального продвижения, но десятилетие спустя только треть из них считала, что их устремления были реализованы. Несмотря на то что частота жизненных событий у 30-летних начинает сокращаться, потенциальное разрушительное воздействие их нарастает. Потребление алкоголя у мужчин, которое часто увеличивается в возрасте чуть больше 20 лет, не сокращается в период среднего взрослого возраста и влияет как на внутрисемейные отношения, так и на выполнение работы. Пьющие женщины часто начинают потреблять алкоголь в чрезмерных дозах и злоупотреблять предписанными лекарствами на четвертом десятке лет. У когорты тридцатилетних не происходит уменьшения психических расстройств. Кризисы среднего возраста В начале пятого десятилетия жизни индивид "в целом успешно функционирует, в оптимальном режиме взаимодействуя с другими, достигнув пика своей способности зарабатывать и реализуя свои проекты с максимальной эффективностью" (Тамир, 1982). Люди указанного среднего возраста во многих случаях являются носителями социальных норм и принимают решения. Даже в молодежно-ориентированном обществе эти индивиды обладают значительной властью. Люди среднего возраста руководят своими детьми и протеже. Они должны находиться на вершине своей жизни и обладать компетентностью, уверенностью в себе и целеустремленностью.
Однако, прежде чем насладиться полнотой жизни среднего возраста, человек проходит через период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознанием того, что достигнутое иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепен- ное уменьшение физической силы и остроты ума. В это время человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Кроме того, у человека появляется и растет беспокойство, что он может оказаться на шаг позади нового поколения, получившего профессиональную подготовку в соответствии с новыми стандартами, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться, по крайней мере на первых порах, на значительно меньшую зарплату. Бытовые стандарты и семейная жизнь являются наиболее мощными факторами удовлетворенности жизнью у этой возрастной группы. Семейная жизнь особенно важна для женщин. Мужчины, как правило, больше озабочены трудовыми достижениями, чувством самоконтроля и уверенности в себе, а женщины стремятся к меньшей занятости, испытывают чувства тревоги и зависимости. Отмечается, что в сравнении с получившими только среднее образование закончившие колледжи мужчины в большей мере испытывают депрессию, проявляют больше симптомов психической ригидности, у них больше проблем с потреблением алкоголя, они чаще пользуются лекарствами для снятия напряжения и обладают более высоким уровнем самомнения. Большинство из тех, кто добровольно сменил работу после 40 лет, сделали это в надежде на продвижение, а не ради увеличения удовлетворенности работой. Обследования показывают рост удовлетворенности работой с 41 года до 55 лет — феномен, который трудно соотнести с тем, что две трети работников чувствуют, что еще не достигли своих целей в области карьеры. В тех случаях, когда смена работы вынуждена, часто необходимо, несмотря на немолодой возраст, дополнительное переобучение для поддержания социального статуса и стандарта жизни. Для женщин, впервые поступающих на работу или приступающих к ней после интервала продолжительностью 10—20 лет, переподготовка может быть абсолютно необходимой и оказывается особенно трудна для вдов и разведенных женщин, находящихся в стесненных финансовых обстоятельствах.
Отчетливо ощущается стресс в брачной жизни. Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серь- езные проблемы во взаимоотношениях, зачастую больше не желают смягчать свои разногласия. Нередко возникает навязчивая потребность в псевдоинтимности, перемежающаяся моментами взаимного отвращения. Следует также учесть, что сексуальная близость к этому времени притупляется привычкой, ощутимым снижением физической формы, первыми симптомами ослабевающих организм болезней, наступлением климакса, глубоко сидящим гневом на партнера и неясным чувством чего-то упущенного в жизни. Количество разводов среди состоящих в браке 15 и более лет постепенно увеличивается. Велики социальные и психологические трудности, с которыми сталкиваются разведенные. К ним относятся: преодоление чувства краха, последовавшего за продолжительным периодом личностных трат на другого; утрата привычного образа жизни и вероятная потеря друзей и родственников, сохранивших лояльность к ставшему чужим партнеру. Кроме того, разведенные люди среднего возраста, начиная ухаживание за более молодыми, обнаруживают, что их правила поведения устарели. Из-за снизившейся самооценки и возросшего ощущения отчаяния новые партнеры могут использовать этих людей в корыстных целях, а затем отказаться от них. Мужчинам легче повторно вступить в брак, чем женщинам, и иногда они женятся на женщинах значительно моложе себя. В силу социального осуждения браков, в которых жена старше мужа, женщины обнаруживают, что группа подходящих по возрасту и свободных мужчин относительно невелика. Кроме того, общение и ухаживание особенно затруднительны, если в доме есть"дети. Вновь образовавшиеся семьи сталкиваются с проблемами смешения детей от двух и более предыдущих браков, распределения ролей приемных родителей и продолжающегося влияния прежнего супруга. Если развода удается избежать и брачная жизнь сохраняется, то остается проблема старения. Перспектива многолетней зависимости продолжает тяготить, в то время как "пустое семейное гнездо" обещает новообретенную свободу. Стрессы на этой почве в их совокупности приводят к психической и эмоциональной напряженности. В бесчисленных исследованиях показано, что у женщин среднего возраста уровень депрессий выше, чем у мужчин, — соответственно 7 и 2,9%. Общественное мнение позволяет женщинам проявлять свои чувства в большей мере, чем мужчинам, и они подвергаются меньшему социальному осуждению, если при наличии эмоциональных проблем обращаются за профессиональной помощью. Нередко мужчины пытаются дойти из депрессии с помощью алкоголя и не обращаются за внешней помощью до тех пор, пока их проблемы не станут столь серьезны, что потребуется госпитализация. Среди мужчин уровень алкоголизма существенно выше, чем среди женщин. Однако алкоголизм женщин труднее выявляется из-за склонности пить в одиночестве дома, а не в общественных местах. Мужчины обращаются за помощью к врачам по проблемам депрессии в связи с сексуальной импотенцией, трудностями на работе или алкоголизмом. Страдающие от жестокой депрессии рискуют покончить с собой. Во всех возрастных группах женщины пытаются покончить с собой чаще, чем мужчины, однако результативность попыток у мужчин в три раза выше. Если риск депрессии несколько снижается у женщин после 50 лет, то у мужчин статистика самоубийств с возрастом постоянно увеличивается. Поздние годы среднего возраста Если кризис середины жизни преодолевается успешно, то это является гарантией того, что будет сохранена целостность личности, получат новое подтверждение брачные узы и достигнута цель занять устойчивое и достойное место в профессиональной сфере на оставшееся время работы. В позднем среднем возрасте отмечается высокий уровень профессиональной ответственности и политической активности. Кроме того, возрастает политический консерватизм и стремление сохранить жизненные стандарты, достигнутые за долгие годы работы и профессионального продвижения. Средний класс в этом возрасте достигает высокого статуса. Продвинувшиеся, улучшившие свою жизненную ситуацию представители рабочего класса отличаются большими щедростью и сочувствием, чем выходцы из среднего или высшего класса. Напротив, те, чей статус снизился, во многих случаях испытывают отчуждение, считают себя неудачниками, склонны к психосоматическим жалобам, беспокойны и озабоченны. Д. Чирибога (1981) обнаружил, что мужчины стремятся постепенно дистанцироваться от манипулятивной и напористой позиции своей молодости и перейти к большей эмоциональности и заинтересованности в межличностных отношениях. Женщины, наоборот, проявляют большую настойчивость, властность и самоуверенность. Следовательно, усиливается эффект пересечения половых ВЗРОСЛЫЕ 108 109 ВЗРОСЛЫЕ
ролей в возрасте 45—60 лет. Однако женское движение последних десятилетий инициировало такое пересечение и в более раннем возрасте. Утверждение, что острота кризиса середины жизни несколько уменьшается после 45—50 лет, не дает оснований для вывода, что в этот период отсутствуют источники стресса. Индивиды должны справиться с ухудшением физического здоровья и перспективой умирания в обществе, которое в настоящее время не заботят проблемы старения и смерти. Практика социальной работы Как уже упоминалось выше, проблемы взрослых носят комплексный характер и часто уравновешиваются компетентностью, самодостаточностью и запасом жизненной энергии, необходимой для борьбы за экономическую безопасность, социальное признание и эмоциональное удовлетворение. Подход к социальной работе на основе эволюционной теории с учетом возрастной дифференциации позволяет оценить виды услуг, в которых нуждается человек, находящийся на определенной стадии жизни, и рассматривать процессы изменений как нормативные, а не патологические события. Такой подход дает возможность социальным работникам определять подверженные риску группы населения и предупреждать возможные негативные последствия возрастных изменений для своих клиентов, планировать соответствующее вмешательство. Кроме того, этот подход позволяет оценить способность индивидов, семей и социальных групп бороться с кризисом, силу поддерживающих систем и меру доступных ресурсов. Учет возрастной дифференциации облегчает разработку социальной политики, позволяет формулировать цели гуманитарных служб, способствует накоплению знаний в отношении жизненных проблем, ресурсов и условий, помогает решению этих задач и способствует реализации человеком его ценностей и ожиданий, смягчает страдания. Социальный работник должен оценить весь диапазон психологических сил и социальных напряжений в системе клиента. Как утверждает Сзи (1975), "цель социальной работы — обслуживание человека и средства ее достижения весьма разнообразны. Необходимо как можно лучше ознакомиться с разнообразием видов напряженностей и детерминант, влияющих на функционирование и самочувствие индивида. Расширение теоретического понимания способствует лучшей проработке социальной политики, более эффективному обслуживанию людей и большей обоснованности при психологическом консультировании". Однако не секрет, что с возрастом психологические изменения становятся менее предсказуемыми, более сложными и не столь явно связанными с социокультурными ролевыми ожиданиями. События, воспринимаемые одним человеком как кризис, для другого не являются травмирующими или хотя бы заслуживающими внимания. Человек способен создавать альтернативные механизмы решения проблем, например, в ситуации родителя-одиночки, которые социальный работник может не заметить, если, допустим, рассматривает альтернативные семейные структуры как патологические или ущербные. В социальной работе все большую значимость приобретет применение так называемого экологического подхода, который учитывает давление окружения на человека и рассматривает последнего в социальном контексте как элемент различных систем и подсистем. Данный подход подчеркивает, что воздействие, которое оказывается в различных ситуациях, с необходимостью должно иметь разную природу. Джирмайн и Джит-терман (1980) рассматривают стресс как "психосоциальное состояние, порожденное несоответствием между потребностями и способностями человека, с одной стороны, и условиями окружающей среды — с другой. Стресс является результатом трех взаимосвязанных факторов: переходов из одного жизненного состояния в другое, различных воздействий среды и межличностных взаимовлияний". Вмешательство на индивидуальном уровне может быть сосредоточено на недостаточной адаптивности самого клиента к окружающим условиям, которая традиционно определяется как психопатология. Под влиянием жизненных обстоятельств зачастую проявляются прежде глубоко упрятанные личностные проблемы. Сзи и Ламар (1981) обнаружили, что хотя причинами жестокого обращения с детьми как сторонние наблюдатели, так и сами виновники называют стрессовые жизненные события, однако в 76% подлинных случаев первопричиной жестокого обращения с детьми была психопатология. Когнитивный подход может быть использован для выявления источников проблем и нарушения восприятия, которые во многих случаях являются причинами иррационального поведения. Этот подход может облегчить приспособление к кризисной ситуации и со- здать перспективу выхода из нее. Например, просвещение супружеской пары среднего возраста в вопросах специфики жизненных изменений в данном возрасте способствует как тому, что родители предоставят большую независимость и автономию детям-подросткам, так и тому, что они оказываются подготовленными к приближающему периоду "пустогосемейного гнезда". Роль социального работника при таком вмешательстве состоит в том, чтобы быть учителем, консультантом и экспертом. Можно оказывать воздействие и на уровне общества в целом — способствовать изменениям в общественном сознании, например убедить общество в необходимости оказывать социальную поддержку своим членам при стрессах и переутомлениях, характерных для взрослой жизни, особенно у некоторых групп населения, обладающих специфическими потребностями и повышенной ранимостью. Межличностные разногласия часто возникают в результате низкой приспособленности людей друг к другу, несовпадения ролевых восприятий или ожиданий, при использовании неподходящих стилей общения. Ролевой конфликт возникает, когда ego u alter ego обладают конфликтующими или несовместимыми представлениями о том, как следует исполнять их парные роли. Утрата социальной роли (например, работника или родителя) без соответствующей замены часто приводит к снижению самооценки, целенаправленной активности, продуктивного использования времени и социального признания. В этом случае переопределение ролей и приоритетов, принятие новых форм поведения (ролевых ожиданий и способов ролевого реагирования) имеют решающее значение для обретения чувства благополучия. Предсказуемость жизненных событий — та основа, что дает возможность предпринимать превентивные шаги в социальной работе. М. Блум (1980) построил специальные таблицы, которые представляют характерные для каждого возраста жизненные события, что помогает социальным работникам планировать свою деятельность по помощи ранимым группам, особенно тем, у кого необходимые для совладения с изменениями переходных периодов ресурсы ограниченны. Особой формой социальной работы, направленной на помощь в период перехода из одной возрастной группы в другую, является консультирование, которое основано на теоретических и практических методиках просвещения взрослых, способного подготовить их к неизбежным проблемам и свести их влияние к минимуму. Усилия человека по созданию и поддержанию условий успешного роста должны рассматриваться в контексте социальных ценностей, способствующих или препятствующих его успеху. Работа с индивидом в некоторых случаях может быть направлена на ослабление или преодоление созданных системой социальных норм барьеров на пути развития индивида. Возможны ситуации, когда приспособление к существующим нормам лишь создает иллюзию действительного развития личности, в то время как оно может быть достигнуто только в результате пересмотра самих этих норм, с тем чтобы они начали соответствовать потребностям оптимального роста и развития личности. Человек может подвергаться сильному давлению извне, вызванному социальной несправедливостью, культурными предубеждениями, расовой и половой дискриминацией. Так, в США именно враждебность социальной среды приводит к существенным различиям между неграми и белыми в образовательном уровне, профессиональном продвижении, степени стабильности браков. Если оказывать помощь клиенту, столкнувшемуся с несправедливостью, и не видеть причин этой несправедливости, лежащих в социальной реальности, то такая помощь окажется заведомо ущербной. С этой точки зрения социальный работник должен выполнить роль адвоката и помочь индивиду получить необходимую поддержку, кроме того, начать политическую деятельность, направленную на изменение условий жизни данной социальной группы, и добиться уступок от незаинтересованной или безответственной системы. Многие из законодательных гарантий, которые удалось получить таким социальным группам, как негры или женщины, постепенно начинают распространяться и на другие группы, например на отстающих в психическом развитии, людей с хроническими эмоциональными расстройствами, с физическими недостатками, интересы которых на политическом уровне мало кто отстаивает. Общественные здания оборудуются специальными спусками для инвалидных колясок, а также необходимым сантехническим оборудованием, отвечающим потребностям инвалидов. Общество начинает обращать внимание и на сексуальные потребности инвалидов и пожилых людей, задумывается над юридическими и моральными вопросами, ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ ПО 111 ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ
встающими в связи со стерилизацией, жилищными правами и правом голоса умственно отсталых. Тот факт, что во всех социальных слоях распространены злоупотребления наркотиками, супружеская жестокость, грубое обращение с пожилыми людьми, физическое и сексуальное насилие над детьми, заставил общество осознать всю глубину проблемы стрессов, которые переживают взрослые члены социума. Кроме того, все более широко распространяется озабоченность, порожденная новыми проблемами, возникшими в результате быстро развивающейся технологии, к которой общество никак не может в полной мере приспособиться и которая вызывает к жизни новые формы безработицы, моральные и юридические проблемы, связанные с хирургическими операциями по пересадке органов, усовершенствованием систем поддержания жизни безнадежно больных и новорожденных с физическими и психическими дефектами, использованием в медицине генетических методов воздействия на механизм деторождения. Из вышеизложенного вытекает необходимость для практической социальной работы выработать меры, помогающие клиентам последовательно перейти из состояния острого кризиса в состояния: 1) преодоления кризиса и накопления потенциала роста личности, 2) повышения приспособленности личности к эффективному функционированию в обществе как с психологической точки зрения, так и с биологической, социальной, культурной и политической точек зрения, 3) устремленности к полнокровной и ответственной жизни. Идеалом, к достижению которого стремится социальная работа, является представление об "отзывчивом" обществе, чутко реагирующем на нужды и проблемы своих членов. Цель такого общества — создать возможность для индивидов развиваться самостоятельно и свободно, реализовать врожденное человеческое стремление к достойной жизни, самореализации и достижению своих целей. Социальная же работа призвана помогать тем, кто столкнулся с препятствиями на этом пути и не может своими силами справиться с ними. Вильям С. Сзи, Барри Ивкер См. также: Женщины; Мужчины; Пожилые и престарелые; Эволюция человека: биологический аспект; Эволюция человека: психологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект; Экологический подход. 'Bloom M. (Ed.) (1980). Life Span Development. N. Y.: Macmillan Publishing Co. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ Сегодня вмешательство в кризисную ситуацию — общепризнанный и общепринятый метод в практике социальной работы с индивидами, семьями и группами. После долгих лет, в течение которых сторонники этого подхода твердили о его универсальной пригодности, а оппоненты отклоняли его как неэффективное средство, он был принят в качестве надежной формы первичного вмешательства при работе с клиентами, находящимися в ситуации стресса. Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кризисным состояниям, обычно делят на острые ситуативные кризисы, кризисы переходного периода (или изменения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями. Истоки Теория кризиса и ее применение на практике развивались на фоне открытий, происходивших в последние 40 лет в психологии, социологии и психиатрии, а также в самой социальной работе. Психология. Э. Эриксон (1959) высказал идею О восьми стадиях жизненного цикла, в течение которого, по его мнению, проверяется способность личности преодолевать основные психосоциальные кризисы, обусловленные соответствующей стадией развития. Экспериментальные психологи, такие, как X. Селье (1956), начали исследование реакций индивидов на стрессовые условия. Селье разделил вызываемый стрессом процесс на три стадии: а) реакция тревоги (страха, смятения), которая включает шок и контршок; б) сопротивление, в течение которого происходит попытка максимальной адаптации; в) истощение, когда адаптивные механизмы практически не работают. И теоретики, и практики считали, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|