Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 2 глава




Для поведения подростков характерны рискованные эксперименты и экстравагант­ные стили жизни, которые приводят в ужас родителей. Ранний взрослый возраст — это время, когда эксперименты должны перепла­виться в некий стабильный и продуктивный образ жизни. Неудивительно, что, столкнув­шись с выбором из множества вариантов сти­лей жизни и быстро изменяющейся моды, многие молодые люди испытывают замеша­тельство. Работы Э. Фромма "Бегство от сво­боды" (1941) и О. Тоффлера "Футурошок" (1972) описывают чувства подобного страха и замешательства среди всего населения и объ­ясняют, почему некоторые люди стремятся к простым ответам на любые вопросы, ответам, которые легко достижимы и доступны пони­манию без труда.

Особенно важен выбор места работы, по­скольку именно она является той ареной, на которой и мужчины, и женщины стремятся реализовать свои жизненные цели, найти свое место в мире, обрести чувство аутентич­ности, оставить след после себя, что даст воз­можность испытывать гордость в результате доведения до конца своих начинаний. Сегод­няшнее высокотехнологичное общество отда­ет приоритет технически образованным и умелым работникам. Это дает основание предположить, что в будущем работники раз­делятся на тех, кто умеет работать с компью­терами и компьютеризованными системами, и на тех, кто этого не умеет. Все большее значение приобретает обучение, в том числе и без отрыва от производства. Сейчас это ка­сается всех: и тех, кто собирается быть "голу­бым воротничком", и тех, кто стремится сделать серьезную карьеру. Первые остаются в школе, как минимум, до 16 лет, вторые же откладывают свой выход на работу и дости-


жение экономической независимости до за­вершения профессионального или вузовского образования, но все должны заниматься по­вышением квалификации. И так, наверное, до конца третьего — начала четвертого деся­тилетия жизни. Для многих ранний взрослый возраст связан как с экономическими лише­ниями, так и с надеждой на улучшение своего экономического положения по достижении третьего — начала четвертого десятилетия жизни.

Современное предназначение городского и сельского общего образования состоит в том, чтобы эффективно обучить базовым навы­кам. Современная промышленность требует их поддержания и расширения, все более уг­лубляя раскол между теми, кто готов к тому, чтобы получать образование и делать карье­ру, и теми, кто ухватится за работу, если по­везло. Люди, получившие недостаточную подготовку, — обычно это женщины, пред- -ставители меньшинств и сельские жители — часто обладают низким статусом, низкоопла­чиваемой работой, небольшими шансами на экономическое и социальное продвижение на рынке труда, который и сам по себе неста­билен.

Женщины, воспитывающие маленьких детей, при распаде брака и недостаточной финансовой поддержке со стороны партнеров и семьи обращаются за социальным пособием или проводят годы в постоянных поисках средств к существованию. Многие молодые женщины считают, что их жизнь оказалась заложницей событий и решений подростко­вого возраста.

Жены мужчин, делающих карьеру, мо­гут работать, чтобы поддержать семью, до тех пор, пока заработок мужа не станет достаточ­ным. Тогда они покидают рынок труда и вос­питывают детей. Стрессы на почве профессиональной подготовки очень сильны и отражаются на браке. Все больше женщин внедряются в профессиональные сферы, где раньше доминировали мужчины, а семьи сталкиваются с перераспределением муж­ских и женских домашних ролей. В течение нескольких лет популярные и профессио­нальные издания сосредоточивают внимание на особых проблемах двухкарьерных семей. Пятая часть женщин откладывает вступле­ние в брак до достижения 30 лет, кроме того, наличие отпуска матерям, центры дневного ухода за ребенком и другие формы социаль­ной поддержки способствуют увеличению женской занятости.

Ирония состоит и в том, что стресс бывает связан с неожиданным быстрым профессио-


нальным продвижением. Например, некото­рые женщины или представители мень­шинств могут занять управленческую или инспекторскую должность, не будучи полно­стью к ней подготовлены. Учителя или медсе­стры часто обнаруживают, что быстрого экономического роста можно достичь, только заняв административную должность, а соот­ветствующая мотивация и подготовка оказы­ваются недостаточными. Профессионалы тоже могут страдать от того, что требуется затрачивать очень много времени, чтобы до­стичь успеха или поддерживать статус, до­стигнутый первоначально.

В итоге ранний взрослый возраст харак­теризуется как наивысшим уровнем физиче­ского здоровья и значительными запасами энергии, так и стрессами, происходящими на почве жизненных событий, таких, как борьба за экономическую самостоятельность, преус­певание, социальное признание и эмоцио­нальная самореализация. Увеличение стрессов у людей в возрасте 25—45 лет ведет к росту душевных расстройств в этой возраст­ной группе.

Средний взрослый возраст

Четвертое десятилетие жизни можно рас­сматривать как переход к среднему взрослому возрасту — кризису середины жизни. Инди­видуальный доход обычно максимален, одна­ко увеличение семьи может свести на нет прирост доходов. Возрастает вовлеченность в политическую жизнь. Число участвующих в голосованиях от 20—24 лет к 35—44 годам почти удваивается. Участие в голосовании также коррелируется с увеличением доходов. В американских статистических отчетах по­казано, что в 1983 г. голосовало безработных 34,1% их общего числа, "синих воротнич­ков" — 39,1% и "белых воротничков" — 57,8%. В этом же году голосовало 27% тех, кому было 25—44 года и чей доход не превы­шал 5 тыс. долл. В той же возрастной группе при доходе 10—15 тыс. долл. голосовало 35,1 %, а если заработок превосходил 35 тыс. долл., то цифра голосовавших была 60,9%. В среднем взрослом возрасте начинают появ­ляться более консервативные политические взгляды, хотя эта тенденция минимальна в некоторых группах меньшинств, таких, как негры или евреи.

Левинсон и его коллеги (1978) обнаружи­ли, что все охваченные их исследованием в этот период прошли через одни и те же этапы структурных изменений: почти 55% преус­пели в своей карьере при наличии стабиль­ных жизненных условий и 45% испытали


ВЗРОСЛЫЕ


106


107


ВЗРОСЛЫЕ


 


серьезные неудачи, они в ряде случаев пыта­лись создать новые, более развитые жизнен­ные структуры, но подвергались воздействию их значительной нестабильности. Клауссен (1976) установил, что 30—40-летние мужчи­ны более часто меняли работу, будучи» неу­довлетворенными теми возможностями для продвижения по службе, которыми они рас­полагали. В возрасте 38 лет более половины мужчин, попавших в выборку, ожидали про­фессионального продвижения, но десятиле­тие спустя только треть из них считала, что их устремления были реализованы.

Несмотря на то что частота жизненных событий у 30-летних начинает сокращаться, потенциальное разрушительное воздействие их нарастает. Потребление алкоголя у муж­чин, которое часто увеличивается в возрасте чуть больше 20 лет, не сокращается в период среднего взрослого возраста и влияет как на внутрисемейные отношения, так и на выпол­нение работы. Пьющие женщины часто на­чинают потреблять алкоголь в чрезмерных дозах и злоупотреблять предписанными ле­карствами на четвертом десятке лет. У когор­ты тридцатилетних не происходит уменьшения психических расстройств.

Кризисы среднего возраста

В начале пятого десятилетия жизни инди­вид "в целом успешно функционирует, в оп­тимальном режиме взаимодействуя с другими, достигнув пика своей способности зарабатывать и реализуя свои проекты с мак­симальной эффективностью" (Тамир, 1982). Люди указанного среднего возраста во многих случаях являются носителями социальных норм и принимают решения. Даже в моло­дежно-ориентированном обществе эти инди­виды обладают значительной властью. Люди среднего возраста руководят своими детьми и протеже. Они должны находиться на верши­не своей жизни и обладать компетентностью, уверенностью в себе и целеустремленностью.

Однако, прежде чем насладиться полно­той жизни среднего возраста, человек прохо­дит через период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек прохо­дит через неудовлетворенность брачными от­ношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного ро­ста.

Кризис среднего возраста связан со стра­хом старения и осознанием того, что достиг­нутое иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пико­вым периодом, за которым следует постепен-


ное уменьшение физической силы и остроты ума. В это время человеку присуща преувели­ченная озабоченность собственным сущест­вованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, фи­зических сил и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оце­нивается негативно. Кроме того, у человека появляется и растет беспокойство, что он мо­жет оказаться на шаг позади нового поколе­ния, получившего профессиональную подготовку в соответствии с новыми стандар­тами, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться, по край­ней мере на первых порах, на значительно меньшую зарплату.

Бытовые стандарты и семейная жизнь яв­ляются наиболее мощными факторами удов­летворенности жизнью у этой возрастной группы. Семейная жизнь особенно важна для женщин. Мужчины, как правило, больше озабочены трудовыми достижениями, чувст­вом самоконтроля и уверенности в себе, а женщины стремятся к меньшей занятости, испытывают чувства тревоги и зависимости. Отмечается, что в сравнении с получившими только среднее образование закончившие колледжи мужчины в большей мере испыты­вают депрессию, проявляют больше симпто­мов психической ригидности, у них больше проблем с потреблением алкоголя, они чаще пользуются лекарствами для снятия напря­жения и обладают более высоким уровнем самомнения. Большинство из тех, кто добро­вольно сменил работу после 40 лет, сделали это в надежде на продвижение, а не ради уве­личения удовлетворенности работой. Обсле­дования показывают рост удовлетворенности работой с 41 года до 55 лет — феномен, кото­рый трудно соотнести с тем, что две трети работников чувствуют, что еще не достигли своих целей в области карьеры. В тех случаях, когда смена работы вынуждена, часто необ­ходимо, несмотря на немолодой возраст, дополнительное переобучение для поддержа­ния социального статуса и стандарта жизни. Для женщин, впервые поступающих на рабо­ту или приступающих к ней после интервала продолжительностью 10—20 лет, переподго­товка может быть абсолютно необходимой и оказывается особенно трудна для вдов и раз­веденных женщин, находящихся в стеснен­ных финансовых обстоятельствах.

Отчетливо ощущается стресс в брачной жизни. Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серь-


езные проблемы во взаимоотношениях, зача­стую больше не желают смягчать свои разно­гласия. Нередко возникает навязчивая потребность в псевдоинтимности, перемежа­ющаяся моментами взаимного отвращения. Следует также учесть, что сексуальная бли­зость к этому времени притупляется привыч­кой, ощутимым снижением физической формы, первыми симптомами ослабевающих организм болезней, наступлением климакса, глубоко сидящим гневом на партнера и неяс­ным чувством чего-то упущенного в жизни. Количество разводов среди состоящих в браке 15 и более лет постепенно увеличивается. Ве­лики социальные и психологические трудно­сти, с которыми сталкиваются разведенные. К ним относятся: преодоление чувства краха, последовавшего за продолжительным перио­дом личностных трат на другого; утрата при­вычного образа жизни и вероятная потеря друзей и родственников, сохранивших лояль­ность к ставшему чужим партнеру. Кроме то­го, разведенные люди среднего возраста, начиная ухаживание за более молодыми, об­наруживают, что их правила поведения уста­рели. Из-за снизившейся самооценки и возросшего ощущения отчаяния новые парт­неры могут использовать этих людей в коры­стных целях, а затем отказаться от них. Мужчинам легче повторно вступить в брак, чем женщинам, и иногда они женятся на женщинах значительно моложе себя. В силу социального осуждения браков, в которых жена старше мужа, женщины обнаружива­ют, что группа подходящих по возрасту и сво­бодных мужчин относительно невелика. Кроме того, общение и ухаживание особенно затруднительны, если в доме есть"дети. Вновь образовавшиеся семьи сталкиваются с про­блемами смешения детей от двух и более предыдущих браков, распределения ролей приемных родителей и продолжающегося влияния прежнего супруга. Если развода уда­ется избежать и брачная жизнь сохраняется, то остается проблема старения. Перспектива многолетней зависимости продолжает тяго­тить, в то время как "пустое семейное гнездо" обещает новообретенную свободу.

Стрессы на этой почве в их совокупности приводят к психической и эмоциональной напряженности. В бесчисленных исследова­ниях показано, что у женщин среднего возра­ста уровень депрессий выше, чем у мужчин, — соответственно 7 и 2,9%. Обще­ственное мнение позволяет женщинам прояв­лять свои чувства в большей мере, чем мужчинам, и они подвергаются меньшему со­циальному осуждению, если при наличии


эмоциональных проблем обращаются за про­фессиональной помощью. Нередко мужчины пытаются дойти из депрессии с помощью ал­коголя и не обращаются за внешней помощью до тех пор, пока их проблемы не станут столь серьезны, что потребуется госпитализация. Среди мужчин уровень алкоголизма сущест­венно выше, чем среди женщин. Однако ал­коголизм женщин труднее выявляется из-за склонности пить в одиночестве дома, а не в общественных местах. Мужчины обращают­ся за помощью к врачам по проблемам депрес­сии в связи с сексуальной импотенцией, трудностями на работе или алкоголизмом. Страдающие от жестокой депрессии рискуют покончить с собой. Во всех возрастных груп­пах женщины пытаются покончить с собой чаще, чем мужчины, однако результатив­ность попыток у мужчин в три раза выше. Если риск депрессии несколько снижается у женщин после 50 лет, то у мужчин статисти­ка самоубийств с возрастом постоянно уве­личивается.

Поздние годы среднего возраста

Если кризис середины жизни преодоле­вается успешно, то это является гарантией того, что будет сохранена целостность лично­сти, получат новое подтверждение брачные узы и достигнута цель занять устойчивое и достойное место в профессиональной сфере на оставшееся время работы. В позднем сред­нем возрасте отмечается высокий уровень профессиональной ответственности и поли­тической активности. Кроме того, возрастает политический консерватизм и стремление со­хранить жизненные стандарты, достигнутые за долгие годы работы и профессионального продвижения.

Средний класс в этом возрасте достигает высокого статуса. Продвинувшиеся, улуч­шившие свою жизненную ситуацию предста­вители рабочего класса отличаются большими щедростью и сочувствием, чем вы­ходцы из среднего или высшего класса. На­против, те, чей статус снизился, во многих случаях испытывают отчуждение, считают себя неудачниками, склонны к психосомати­ческим жалобам, беспокойны и озабоченны.

Д. Чирибога (1981) обнаружил, что муж­чины стремятся постепенно дистанцировать­ся от манипулятивной и напористой позиции своей молодости и перейти к большей эмоци­ональности и заинтересованности в межлич­ностных отношениях. Женщины, наоборот, проявляют большую настойчивость, власт­ность и самоуверенность. Следовательно, усиливается эффект пересечения половых


ВЗРОСЛЫЕ


108


109


ВЗРОСЛЫЕ


 


ролей в возрасте 45—60 лет. Однако женское движение последних десятилетий иницииро­вало такое пересечение и в более раннем воз­расте.

Утверждение, что острота кризиса сере­дины жизни несколько уменьшается после 45—50 лет, не дает оснований для вывода, что в этот период отсутствуют источники стресса. Индивиды должны справиться с ухудшением физического здоровья и перспективой умира­ния в обществе, которое в настоящее время не заботят проблемы старения и смерти.

Практика социальной работы

Как уже упоминалось выше, проблемы взрослых носят комплексный характер и час­то уравновешиваются компетентностью, са­модостаточностью и запасом жизненной энергии, необходимой для борьбы за эконо­мическую безопасность, социальное призна­ние и эмоциональное удовлетворение.

Подход к социальной работе на основе эволюционной теории с учетом возрастной дифференциации позволяет оценить виды услуг, в которых нуждается человек, находя­щийся на определенной стадии жизни, и рас­сматривать процессы изменений как нормативные, а не патологические события. Такой подход дает возможность социальным работникам определять подверженные риску группы населения и предупреждать возмож­ные негативные последствия возрастных из­менений для своих клиентов, планировать соответствующее вмешательство. Кроме того, этот подход позволяет оценить способность индивидов, семей и социальных групп бо­роться с кризисом, силу поддерживающих систем и меру доступных ресурсов. Учет воз­растной дифференциации облегчает разра­ботку социальной политики, позволяет формулировать цели гуманитарных служб, способствует накоплению знаний в отноше­нии жизненных проблем, ресурсов и условий, помогает решению этих задач и способствует реализации человеком его ценностей и ожи­даний, смягчает страдания.

Социальный работник должен оценить весь диапазон психологических сил и соци­альных напряжений в системе клиента. Как утверждает Сзи (1975), "цель социальной ра­боты — обслуживание человека и средства ее достижения весьма разнообразны. Необходи­мо как можно лучше ознакомиться с разнооб­разием видов напряженностей и детерминант, влияющих на функционирова­ние и самочувствие индивида. Расширение теоретического понимания способствует луч­шей проработке социальной политики, более


эффективному обслуживанию людей и боль­шей обоснованности при психологическом консультировании".

Однако не секрет, что с возрастом психо­логические изменения становятся менее предсказуемыми, более сложными и не столь явно связанными с социокультурными роле­выми ожиданиями. События, воспринимае­мые одним человеком как кризис, для другого не являются травмирующими или хотя бы за­служивающими внимания. Человек способен создавать альтернативные механизмы реше­ния проблем, например, в ситуации родите­ля-одиночки, которые социальный работник может не заметить, если, допустим, рассмат­ривает альтернативные семейные структуры как патологические или ущербные.

В социальной работе все большую значи­мость приобретет применение так называе­мого экологического подхода, который учитывает давление окружения на человека и рассматривает последнего в социальном контексте как элемент различных систем и подсистем. Данный подход подчеркивает, что воздействие, которое оказывается в различ­ных ситуациях, с необходимостью должно иметь разную природу. Джирмайн и Джит-терман (1980) рассматривают стресс как "психосоциальное состояние, порожденное несоответствием между потребностями и спо­собностями человека, с одной стороны, и ус­ловиями окружающей среды — с другой. Стресс является результатом трех взаимосвя­занных факторов: переходов из одного жиз­ненного состояния в другое, различных воздействий среды и межличностных взаимо­влияний".

Вмешательство на индивидуальном уров­не может быть сосредоточено на недостаточ­ной адаптивности самого клиента к окружающим условиям, которая традицион­но определяется как психопатология. Под влиянием жизненных обстоятельств зача­стую проявляются прежде глубоко упрятан­ные личностные проблемы. Сзи и Ламар (1981) обнаружили, что хотя причинами же­стокого обращения с детьми как сторонние наблюдатели, так и сами виновники называ­ют стрессовые жизненные события, однако в 76% подлинных случаев первопричиной же­стокого обращения с детьми была психопато­логия.

Когнитивный подход может быть исполь­зован для выявления источников проблем и нарушения восприятия, которые во многих случаях являются причинами иррациональ­ного поведения. Этот подход может облегчить приспособление к кризисной ситуации и со-


здать перспективу выхода из нее. Например, просвещение супружеской пары среднего возраста в вопросах специфики жизненных изменений в данном возрасте способствует как тому, что родители предоставят большую независимость и автономию детям-подрост­кам, так и тому, что они оказываются подго­товленными к приближающему периоду "пустогосемейного гнезда". Роль социального работника при таком вмешательстве состоит в том, чтобы быть учителем, консультантом и экспертом. Можно оказывать воздействие и на уровне общества в целом — способствовать изменениям в общественном сознании, на­пример убедить общество в необходимости оказывать социальную поддержку своим чле­нам при стрессах и переутомлениях, харак­терных для взрослой жизни, особенно у некоторых групп населения, обладающих специфическими потребностями и повышен­ной ранимостью.

Межличностные разногласия часто воз­никают в результате низкой приспособленно­сти людей друг к другу, несовпадения ролевых восприятий или ожиданий, при ис­пользовании неподходящих стилей общения. Ролевой конфликт возникает, когда ego u alter ego обладают конфликтующими или несов­местимыми представлениями о том, как сле­дует исполнять их парные роли. Утрата социальной роли (например, работника или родителя) без соответствующей замены часто приводит к снижению самооценки, целенап­равленной активности, продуктивного ис­пользования времени и социального признания. В этом случае переопределение ролей и приоритетов, принятие новых форм поведения (ролевых ожиданий и способов ро­левого реагирования) имеют решающее зна­чение для обретения чувства благополучия.

Предсказуемость жизненных событий — та основа, что дает возможность предприни­мать превентивные шаги в социальной рабо­те. М. Блум (1980) построил специальные таблицы, которые представляют характер­ные для каждого возраста жизненные собы­тия, что помогает социальным работникам планировать свою деятельность по помощи ранимым группам, особенно тем, у кого необ­ходимые для совладения с изменениями пе­реходных периодов ресурсы ограниченны.

Особой формой социальной работы, на­правленной на помощь в период перехода из одной возрастной группы в другую, является консультирование, которое основано на тео­ретических и практических методиках про­свещения взрослых, способного подготовить


их к неизбежным проблемам и свести их вли­яние к минимуму.

Усилия человека по созданию и поддер­жанию условий успешного роста должны рассматриваться в контексте социальных ценностей, способствующих или препятству­ющих его успеху. Работа с индивидом в неко­торых случаях может быть направлена на ослабление или преодоление созданных сис­темой социальных норм барьеров на пути раз­вития индивида. Возможны ситуации, когда приспособление к существующим нормам лишь создает иллюзию действительного раз­вития личности, в то время как оно может быть достигнуто только в результате пере­смотра самих этих норм, с тем чтобы они на­чали соответствовать потребностям оптимального роста и развития личности.

Человек может подвергаться сильному давлению извне, вызванному социальной не­справедливостью, культурными предубежде­ниями, расовой и половой дискриминацией. Так, в США именно враждебность социаль­ной среды приводит к существенным разли­чиям между неграми и белыми в образовательном уровне, профессиональном продвижении, степени стабильности браков. Если оказывать помощь клиенту, столкнув­шемуся с несправедливостью, и не видеть причин этой несправедливости, лежащих в социальной реальности, то такая помощь окажется заведомо ущербной. С этой точки зрения социальный работник должен выпол­нить роль адвоката и помочь индивиду полу­чить необходимую поддержку, кроме того, начать политическую деятельность, направ­ленную на изменение условий жизни данной социальной группы, и добиться уступок от незаинтересованной или безответственной системы.

Многие из законодательных гарантий, которые удалось получить таким социальным группам, как негры или женщины, постепенно начинают распространяться и на другие группы, например на отстающих в психиче­ском развитии, людей с хроническими эмоциональными расстройствами, с физиче­скими недостатками, интересы которых на политическом уровне мало кто отстаивает. Общественные здания оборудуются специ­альными спусками для инвалидных колясок, а также необходимым сантехническим обо­рудованием, отвечающим потребностям ин­валидов. Общество начинает обращать внимание и на сексуальные потребности ин­валидов и пожилых людей, задумывается над юридическими и моральными вопросами,


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


ПО


111


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


 


встающими в связи со стерилизацией, жи­лищными правами и правом голоса умствен­но отсталых.

Тот факт, что во всех социальных слоях распространены злоупотребления наркоти­ками, супружеская жестокость, грубое обра­щение с пожилыми людьми, физическое и сексуальное насилие над детьми, заставил об­щество осознать всю глубину проблемы стрес­сов, которые переживают взрослые члены социума.

Кроме того, все более широко распростра­няется озабоченность, порожденная новыми проблемами, возникшими в результате быст­ро развивающейся технологии, к которой об­щество никак не может в полной мере приспособиться и которая вызывает к жизни новые формы безработицы, моральные и юридические проблемы, связанные с хирур­гическими операциями по пересадке органов, усовершенствованием систем поддержания жизни безнадежно больных и новорожден­ных с физическими и психическими дефек­тами, использованием в медицине генетических методов воздействия на меха­низм деторождения.

Из вышеизложенного вытекает необхо­димость для практической социальной рабо­ты выработать меры, помогающие клиентам последовательно перейти из состояния остро­го кризиса в состояния: 1) преодоления кри­зиса и накопления потенциала роста личности, 2) повышения приспособленности личности к эффективному функционирова­нию в обществе как с психологической точки зрения, так и с биологической, социальной, культурной и политической точек зрения, 3) устремленности к полнокровной и ответст­венной жизни.

Идеалом, к достижению которого стре­мится социальная работа, является представ­ление об "отзывчивом" обществе, чутко реагирующем на нужды и проблемы своих членов. Цель такого общества — создать воз­можность для индивидов развиваться само­стоятельно и свободно, реализовать врожденное человеческое стремление к до­стойной жизни, самореализации и достиже­нию своих целей. Социальная же работа призвана помогать тем, кто столкнулся с пре­пятствиями на этом пути и не может своими силами справиться с ними.

Вильям С. Сзи, Барри Ивкер

См. также: Женщины; Мужчины; Пожилые и престарелые; Эволюция человека: био­логический аспект; Эволюция человека:


психологический аспект; Эволюция че­ловека: социокультурный аспект; Эко­логический подход.

'Bloom M. (Ed.) (1980). Life Span Development. N. Y.: Macmillan Publishing Co.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ

Сегодня вмешательство в кризисную си­туацию — общепризнанный и общепринятый метод в практике социальной работы с инди­видами, семьями и группами. После долгих лет, в течение которых сторонники этого под­хода твердили о его универсальной пригодно­сти, а оппоненты отклоняли его как неэффективное средство, он был принят в ка­честве надежной формы первичного вмеша­тельства при работе с клиентами, находящимися в ситуации стресса. Стрессо­вые ситуации, которые могут приводить к кризисным состояниям, обычно делят на ост­рые ситуативные кризисы, кризисы переход­ного периода (или изменения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или не­счастными случаями и болезнями.

Истоки

Теория кризиса и ее применение на прак­тике развивались на фоне открытий, происхо­дивших в последние 40 лет в психологии, социологии и психиатрии, а также в самой социальной работе.

Психология. Э. Эриксон (1959) вы­сказал идею О восьми стадиях жизненного цикла, в течение которого, по его мнению, проверяется способность личности преодоле­вать основные психосоциальные кризисы, обусловленные соответствующей стадией развития.

Экспериментальные психологи, такие, как X. Селье (1956), начали исследование ре­акций индивидов на стрессовые условия. Селье разделил вызываемый стрессом про­цесс на три стадии: а) реакция тревоги (стра­ха, смятения), которая включает шок и контршок; б) сопротивление, в течение кото­рого происходит попытка максимальной адаптации; в) истощение, когда адаптивные механизмы практически не работают.

И теоретики, и практики считали, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...