Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 15 глава





исходило в соответствии с теми нормами, ко­торые были разработаны и одобрены прави­тельством. Ограничения и сложности, которые влекло за собой принятие закона, привели к тому, что ряд фондов перестали существовать, а создание новых замедлилось.

Дальнейшие налоговые реформы внесли изменения в те ограничения, которые предус­матривал Закон о налоговой реформе 1969 г. В соответствии с Законом о налоговой рефор­ме 1984 г. ежегодный акцизный налог может быть снижен до 1 %. Фондам разрешается тратить около 5% текущих счетов (точнее, от рыночной стоимости их авуаров), но расходы на административные нужды должны состав­лять не более 0,65%. Сумма расходов на по­жертвования, которые производят частные благотворительные фонды в виде наличных денег, увеличилась от 20 до 30 %. Предельная величина расходов на пожертвования для об­щественных целей составляет 50%.

Главное различие между статусом част­ного благотворительного фонда и обществен­ной благотворительной организацией заключается в объеме частного финансирова­ния, направляемого из одного источника. Конгресс считал, что деятельность организа­ций, пользующихся поддержкой обществен­ности, в известной степени контролируется общественным мнением. Что же касается ор­ганизаций, получающих финансирование из частных источников, то они не подвержены этому влиянию, и их деятельность должна регулироваться при помощи других средств, главным образом путем гласности и контроля.

В 1983 г. благотворительные фонды име­ли активы, которые оценивались в 64,5 млрд долл. Из 24 тыс. благотворительных фондов, активно занимающихся выплатой фантов, только 4402 имели активы в 1 млн долл. и вы­ше. Это относительно небольшое число фон­дов владело более чем 97% общих активов благотворительных фондов, и они предостав­ляли 85% общей суммы фантов.

Благотворительные фонды не являются неисчерпаемыми источниками благ, какими их пытаются представить. Но именно потому, что они накопили достаточный опыт в ис­пользовании средств на общественные нужды и научились делать это продуманно, их до­стижения в этой области заслуживают вни­мания.

Джек Кильбридж, Ф. Эмерсон Андрювс

См. также: Социальная ответственность корпораций; Социальное обеспечение: финансирование.


• Abramson A. /., Salomon L.M. (1982). The Federal- Budget and the Nonprofit Sector. Baltimore, Md.: Urban Institute. • Freeman D. F. (1981). Handbook on Private Foundations. Wash., D. C: Council on Foundations. • Hodgkinson V.A., Weitzman M.S. (1984). Dimensions of the Independent Sector. Wash., D. C: Independent Sector. • U. S. General Accounting Office (1984). Statistical Analysis of the Operations and Activities of Private Foundations. Wash., D. C: Author.

БОЛЬНИЦЫ

И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Первое отделение социальной помощи в больнице появилось еще в 1905 г. в Массачу-сетской центральной больнице (Бостон). Этой первой попыткой оказания помощи па­циентам, направленной на безболезненный переход из больницы в общество, руководила Аида М. Кэннон. Задача социальной работы в больницах состояла и состоит в том, чтобы обеспечить поддержку хороших результатов лечения пациентов со стороны семьи и окру­жающего общества. Социальный работник старается улучшить окружающую клиента среду таким образом, чтобы создать ему усло­вия для независимого существования.

С появлением правительственной Программы медицинской помощи в 1966 г. роль социальной работы значительно возросла. Несмотря на то что условия программы не требовали оказания социальной помощи в больницах, тем не менее она оговаривала, что подобные службы должны возглавляться про­фессиональным социальным работником, имеющим степень магистра. С увеличением численности пациентов государственных ме­дицинских учреждений росло и число соци­альных работников. Это объясняется еще и тем, что значительная часть пациентов — это люди старше 65 лет, страдающие хрониче­скими заболеваниями. Огромную роль в под­держке этих людей и их семей играют социальные работники.

Еще одно важное событие произошло в 1966 г., когда ассоциация американских больниц учредила Общество руководителей социальной работы в больницах. Эта нацио­нальная организация узаконила права соци­альных работников больниц, и они стали


частью штатного персонала медицинских уч­реждений, что потребовало разработки форм их деятельности. В 1973 г. глава о coциальной работе была включена в Программу аккреди­тации больниц.

В соответствии с принятым конгрессом в 1972 г. законом, который призывал к созда­нию организаций по контролю за соблюдени­ем профессиональных стандартов, социальные работники участвовали в программах, контролирующих качество работы больниц. В результате повысилось доверие к профессии социальных работников и упро­чилось признание их необходимости.

В 1978 г. конгресс внес поправки в Закон о социальном обеспечении, предоставляю­щие дополнительные льготы пациентам, страдающим заболеванием почек в последней стадии. Чтобы получить средства под эту программу, больницы должны были привлекать к лечению таких пациентов профессиональ­ных социальных работников. Это была пер­вая финансируемая федеральными властями медицинская программа, предусматриваю­щая обязательное привлечение социальных работников высокого уровня, внесшая значи­тельный вклад в легитимацию социальной работы в больницах. Дальнейшему внедре­нию социальной работы в больницах способ­ствовало предоставление социальным работникам аттестатов и лицензий, имею­щих силу в более чем половине штатов. К тому же социальные работники имеют воз­можность в определенных обстоятельствах получать гонорары за оказанные в больницах услуги от третьих лиц, что повышает и укреп­ляет их статус.

Другим имеющим существенное значе­ние для социальной работы в больницах со­бытием стало принятие в 1983 г. закона, определяющего систему расчетов с больница­ми по программе "Медикэр". Эта система строилась на создании так называемых групп с родственными диагнозами (ГРД), теперь "Медикэр" оплачивал больничные расходы в соответствии со шкалой, определяемой ГРД, а не в зависимости от реальной стоимости лечения.

Социальная работа в клиниках

Социальные работники в отделениях не­отложной помощи сталкиваются с особыми проблемами, отличными от тех, с какими имеет дело работник аналогичного профиля в других подразделениях. Специфика их тру­да, требующая специальной подготовки, обусловлена кратковременностью лечения пациента, необходимостью сотрудничать с


БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


92


93


БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


 


врачами различных специальностей, физи­ческими или чисто медицинскими аспектами их деятельности.

Чтобы уяснить особенности социальной работы в больницах, возьмем типичный при­мер: клиентом является пожилая женщина, живущая на пятом этаже дома без лифта и имеющая единственный источник дохода — пенсию. Зачастую такие женщины живут одиноко. Нередко они падают и попадают в больницу со сломанным бедром. Их медицин­ское обслуживание включает хирургию и фи­зиотерапию, после чего (приблизительно после 10-дневного пребывания в больнице) они возвращаются домой, где нуждаются в постороннем уходе. Вмешательство социаль­ного работника в подобном случае должно за­ключаться в следующем:

■ он должен помочь пациенту выработать
эмоциональные навыки, которые позволят
ему справиться с изменением повседневной
жизни;

■ свыкнуться со своей потребностью опе­
реться на помощь семьи, друзей или других
людей; преодолеть раздражение, беспокойст­
во и страх, связанные с болезнью;

■ выбрать соответствующие медицинские
службы для дальнейшего лечения;

■ рассмотреть свои права на получение не­
обходимых услуг и принять соответствующие
меры для их реализации;

■ социальный работник должен поддер­
жать решимость пациента справиться с воз­
никшими трудностями;

■ способствовать общению пациента с пер­
соналом больницы с целью обеспечения все­
стороннего медицинского ухода, включая его
психосоциальный аспект.

Другим типичным клиентом может быть пациент, страдающий неизлечимой болез­нью в последней стадии, который, возможно, умрет в больнице. В этом случае социальная работа осложняется тем, что пациенту зача­стую сообщают противоречивые сведения о его состоянии. Социальный работник в таком положении должен содействовать тому, что­бы больной и его семья получили объектив­ную информацию, способствовать преодолению эмоций и при этом оставаться честным, говоря о прогнозе развития болезни. Иными словами, социальный работник дол­жен наладить адекватное общение между па­циентом, семьей и персоналом больницы.

В каждом конкретном случае требуется разное клиническое вмешательство с целью оказания социальной помощи. Однако суще­ствуют и некоторые общие компоненты вме-


шательства. К ним относятся: помощь по пси­хологическому и душевному преодолению потенциально угрожающих жизни измене­ний, связанных с болезнью и госпитализа­цией; содействие общению пациента, его семьи и врачей; консультирование пациентов с целью помочь им смириться со своей болез­нью и постараться преодолеть ее; обеспече­ние пациентов информацией и направлением к врачам и социальным агент­ствам в целях помочь им в определении своих прав на необходимые услуги; организация практических и конкретных услуг; помощь пациенту и его семье в составлении планов реабилитационных действий после выписки для продолжения лечения или присцособле-ния к изменившимся условиям жизни.

Большая часть такого рода клинической работы предполагает помощь социального работника в кризисных ситуациях, посколь­ку необходимость госпитализации зачастую возникает внезапно, а результат лечения не­ясен. Социальная работа в больнице обычно включает и планирование специальных ус­луг, которые будут необходимы пациенту после выписки. Работа с семьей — основная часть вмешательства с целью оказания соци­альной помощи.

Во многих больницах социальные работ­ники объединяют пациентов, имеющих сход­ные проблемы, в группы, что приводит иногда к созданию групп самопомощи. Нередко фор­мируются и группы защиты с целью образо­вания соответствующих служб поддержки и реабилитации больных или расширения прав клиентов на получение услуг.

В связи с часто встречающимися фактами ограничения срока пребывания пациентов в больнице социальный работник должен ком­пенсировать короткий срок (чаще всего он имеет дело с пациентом в течение всего пя­ти — девяти дней) высоким уровнем подго­товки и опытом.

Медицинские учреждения

Социальные работники выполняют свои функции в следующих медицинских учреж­дениях: общих и специализированных боль­ницах, оказывающих неотложную медицинскую помощь и консультации; пси­хиатрических лечебницах для кратковремен­ного и долгосрочного лечения; реабилитационных центрах; учреждениях, осуществляющих долговременный уход за больными и немощными (частные лечебни­цы, приюты, стационары для взрослых); уч­реждениях, оказывающих первичную помощь, например в амбулаториях, центрах


охраны здоровья, кабинетах врачей; в случа­ях медицинской помощи на дому.

Таким образом, социальные работники заняты, по существу, во всех областях здраво­охранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологиче-скую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи.

Особенности работы

Обстановка больниц разительно отлича­ется от любого другого учреждения социаль­ной помощи. Во-первых, больницы, имеющие пункты (или отделения) неотлож­ной помощи, работают 24 часа в сутки и ни­когда не закрываются. Они не осуществляют длительное наблюдение за теми пациентами, кому оказывают услуги, а как правило, при­нимают неотложных больных. Поэтому со­циальная помощь в таких больницах должна оказываться семь дней в неделю и 24 часа в сутки.

Во-вторых, в больницах множество меди­цинских отделений. Люди обращаются сюда, когда считают, что им необходимо лечение. Однако зачастую пациенту нужно оказать только первичную помощь, а не систематиче­ское медицинское лечение. Это могут быть пациенты, проблемы которых вызваны само­лечением, физической мобильностью, се­мейными отношениями, стрессом, болью или неадекватными альтернативными услугами. Данные ситуации требуют привлечения вра­чей с разной специализаций. Это тоже входит в функции социального работника.

В-третьих, часто в больницах отсутствует четкое разграничение обязанностей. Напри­мер, социальные работники и медицинские сестры нередко дублируют друг друга, состав­ляя планы действий после выписки из боль­ницы. Противоречивыми бывают рекомендации социальных работников и психиатров, психологов и клиницистов, ду­ховных лиц и близких пациента.

Роль социального работника

Главная задача социального работника, действующего в сфере медицины, — это реа­билитационные мероприятия после выписки больного из больницы, которые Ассоциация американских больниц определила как лю­бую деятельность или порядок действий, об­легчающих для пациента смену обстановки. Сюда входят: специальный инструктаж род­ственников пациента, с тем чтобы они могли обеспечить послебольничный уход; коорди­нация различных общественных систем под­держки; решение множества возникающих


психосоциальных проблем, включая прими­рение с болезнью, изменения в образе жизни, необходимость пользования различными службами последующего медицинского на­блюдения, физиотерапии и т. п.

Социальные работники больниц, как правило, необходимы для оказания помощи жертвам бытового насилия, включая постра­давших от изнасилования и от жестокого об­ращения, в том числе супругов, детей и пожилых. Таким образом, социальные работ­ники, умеющие оказать помощь в кризисных ситуациях, каких немало в больницах, игра­ют все возрастающую роль.

Широкую социальную помощь оказыва­ют и другие службы, имеющие отношение к здравоохранению, например медицинское обслуживание на дому, патронаж или достав­ка продуктов на дом. Часть социальной рабо­ты выполняют этнические организации, службы охраны ребенка, центры педиатрии. Следовательно, социальные работники во многих случаях становятся связующим зве­ном между больницей и обществом.

Помимо контактов и ухода за пациентами социальные работники принимают участие в различных комиссиях, организуемых в боль­ницах, например по биомедицинской этике, координации групп прогнозирования, конт­ролю за качеством работы и служебными зло­употреблениями. Кроме того, они заняты обучением других сотрудников больницы своим приемам и методам и участвуют в со­вместных исследованиях. Собственные ис­следования психосоциальных проблем ухода за больными они, как правило, проводят в больницах общин и больницах-школах.

Социальные работники часто вовлекают больницы в новые социальные программы здоровья. Широко признано их лидерство в развитии программ помощи работающим по найму и в руководстве различными группами самопомощи. К тому же социальные работ­ники почти всегда заняты в различных про­граммах больниц по уходу за пожилыми пациентами и, как правило, руководят этими программами. Сюда входят уход на дому, приюты, патронаж и другое долговременное медицинское обслуживание.

Проблемы и тенденции

Рост числа пожилых людей в Америке (наряду с огромными достижениями меди­цинской науки) привел к стремительному увеличению стоимости здравоохранения. Вследствие увеличения стоимости лечения общество уже не в состоянии платить за ос­новные услуги здравоохранения. Это привело


БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


94


 



к эксперименту по перестройке механизмов оплаты, к изменениям в обеспечении и фун­кционировании здравоохранения и, кроме того, подняло этические проблемы доступно­сти и оплаты прогрессивной медицинской технологии. Движение защиты прав потре­бителей — одна из основных сил, ведущих к переменам в здравоохранении. Обычно паци­енты хотят знать мнение других специали­стов, спрашивают о гонорарах врачей и тарифах больницы и интересуются больнич­ными счетами, даже если они оплачены третьими лицами.

В современных условиях больницы долж­ны быть конкурентоспособными. Они попы­тались установить более приемлемые цены и проявлять больше внимания к клиентам. В этих целях клиники расширяют сферу своей деятельности и спектр оказываемых услуг для завоевания более обширных рынков, возме­щения потерь и дальнейшего развития. Мно­гие из них делают вклады в различные медицинские предприятия, такие, как уход на дому, патронаж, реабилитация и поставки медицинского оборудования длительного пользования. Сдержать рост стоимости лече­ния помогло и формирование многобольнич­ных систем (их горизонтальная интеграция) и централизованный контроль и снабжение, которое позволило больницам производить закупки в большом объеме и диктовать более низкие цены.

Важным и реальным критерием эффек­тивности работы является продолжитель­ность лечения в больнице. Поскольку плата за медицинские услуги выражается в ежеднев­ном тарифе больницы, длительность лечения во многих случаях служит хорошим индика­тором его стоимости. В связи с тем что стаци­онарный уход самый дорогой, больницы переходят на амбулаторное лечение и разви­вают альтернативные медицинские служ­бы. Многие ведущие специалисты считают, что лучший способ контролировать цены — это медицинский уход на оптимальном уров­не по системе, когда оказывающий медицин­скую помощь принимает на себя всю ответственность за ее результаты. Такая мо­дель медицинского обслуживания называет­ся организацией охраны здоровья, и популярность ее растет.

В результате всех указанных изменений появляются возможности для сохранения платы за медицинское обслуживание на оп­тимальном уровне. Проверяются и новые мо-


дели. Так, одна из экспериментальных моде­лей работы с клиентами включает финанси­руемый федеральным правительством проект, предусматривающий проверку со стороны социальных организаций охраны здоровья пожилых людей. Посвященный главным образом ценовой эффективности, этот проект исходит из того, что многих меди­цинских проблем пожилых людей можно из­бежать, если сделать доступными их консультирование, уход на дому, оказание транспортных услуг. Эти экспериментальные модели позволили улучшить лечение.

Будущее социальной работы в больницах весьма перспективно. Многие руководители социальной работы достигли таких успехов в управлении и организации различных видов деятельности, что получили дополнительные полномочия и упрочили свой статус. В насто­ящее время социальные работники в больни­цах занимают высокие административные должности. Некоторые из них несут должно­стную ответственность за реализацию таких программ, как психическое здоровье, старе­ние, профилактика заболеваний, злоупот­ребление самолечением, благосостояние отдельных групп людей и долговременный уход. Социальные работники больниц руко­водят не только этими, но и другими програм­мами: например, предпринимательской деятельностью или системой "вознагражде­ние за услугу". Заключаются договоры об оказании социальными работниками кон­сультативных и реабилитационных услуг на предприятиях, что обеспечит больницы до­полнительным источником доходов. Очевид­но, будущее социальной помощи в больницах зависит от способности профессионалов чет­ко определить свою роль в связи с происходя­щими переменами.

Сали Россен

См. также: Здравоохранение: планирование; Здравоохранение: финансовая база; Не­отложная медицинская помощь.

• American Hospital Association (1985). The Role of the Social Worker in Planning. Chicago: Author.

БРАЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. См.

Семья и социальная работа


ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Помощь ветеранам оказывалась в Амери­ке со времени основания колоний. В 1636 г. отцы-пилигримы из Плимута приняли закон, гласивший, что, "если человек был послан на поле боя и вернулся калекой, колония должна обеспечить ему нормальное существование до конца жизни".

До второй мировой войны привилегии ве­теранам ограничивались в основном назначе­нием небольших пенсий, оказанием медицинской помощи инвалидам войны, предоставлением пособий вдовам и иждивен­цам. Последнее было сделано по инициативе президента Линкольна, который призвал американцев "заботиться о тех, на кого легли тяготы сражения, об их вдовах и сиротах". В течение XIX в. роль федерального правитель­ства в оказании помощи ветеранам и их семьям после Гражданской, испано-амери­канской войн и других военных конфликтов заметно возросла. Однако льготами пользова­лись только военнослужащие, уволенные со службы с почетом.

Во время первой мировой войны были пре­доставлен ряд новых льгот ветеранам, вклю­чая компенсации за ранение на войне, выплаты иждивенцам, страхование жизни и профессиональную реабилитацию при не-компенсируемой потере трудоспособности во время прохождения действительной службы.

В 1930 г. три федеральные организа­ции — Бюро ветеранов, Бюро по пенсиям Де­партамента внутренних дел и национальные приюты для нетрудоспособных солдат-вете­ранов — были объединены с целью создания существующего и поныне Управления по де­лам ветеранов (УВ). Его задачей является объединение и координация правительствен­ных действий в отношении ветеранов войны.

Во время второй Мировой войны был при­нят Закон о профессиональной реабилита-


ции, который расширил полномочия и сферы деятельности УВ. Был также одобрен и Билль о правах военнослужащих, предусматриваю­щий возможность получения образования и профессиональной подготовки за правитель­ственный счет, пособия по безработице и га­рантированный кредит на постройку жилья, создание фермы и для организации бизнеса.

К 1953 г. более половины американских ветеранов второй мировой войны использова­ли возможность получить образование и лишь 10% ветеранов получали пособие по безработице в течение максимального перио­да (52 недели) согласно Биллю о правах воен­нослужащих.

Ряд других федеральных органов также оказывают поддержку ветеранам, предостав­ляя некоторые льготы и привилегии. К ним относятся компенсации и предпочтения при найме, сельскохозяйственные кредиты, пер­воочередность юридических услуг, захороне­ние на национальных кладбищах. Неправительственные организации тоже принимают участие в оказании помощи вете­ранам. Американский Красный Крест начал эту деятельность в 1917 г. Многие штаты вы­плачивают пособия ветеранам второй миро­вой войны, организовали различные службы для помощи ветеранам, оплачивают труд со­циальных работников, помогающих полу­чать льготы и привилегии, предоставляют кредиты на покупку ферм, домов, включая дома на колесах. Штаты организуют для ве­теранов интернаты с медицинским обслужи­ванием.

Добровольческие организации, пред­ставляющие интересы ветеранов, оказывают значительное влияние на содержание и раз­меры услуг, предоставляемых правительст­венными органами. Они выделяют группы добровольцев, которые работают в больницах для ветеранов и местных медицинских цент­рах, влияют на членов конгресса при приня­тии законов, касающихся ветеранов. Некоторые достаточно известные объедине­ния получили признание УВ: Американский


ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


96


ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


 


легион. Ветераны армии, Католики — вете­раны войны, Нетрудоспособные американ­ские ветераны, Евреи — ветераны войны, военный Орден багряного сердца и Ветераны заграничных войн. В последние годы созданы и другие организации, объединяющие вете­ранов, уволенных со службы совсем недавно, а также имеющих статус меньшинств: Вете­раны вьетнамской войны, Строевые вьетнам­ские ветераны, Форум военнослужащих и Организация черных ветеранов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...