Распространение информации и компьютеры 15 глава
исходило в соответствии с теми нормами, которые были разработаны и одобрены правительством. Ограничения и сложности, которые влекло за собой принятие закона, привели к тому, что ряд фондов перестали существовать, а создание новых замедлилось. Дальнейшие налоговые реформы внесли изменения в те ограничения, которые предусматривал Закон о налоговой реформе 1969 г. В соответствии с Законом о налоговой реформе 1984 г. ежегодный акцизный налог может быть снижен до 1 %. Фондам разрешается тратить около 5% текущих счетов (точнее, от рыночной стоимости их авуаров), но расходы на административные нужды должны составлять не более 0,65%. Сумма расходов на пожертвования, которые производят частные благотворительные фонды в виде наличных денег, увеличилась от 20 до 30 %. Предельная величина расходов на пожертвования для общественных целей составляет 50%. Главное различие между статусом частного благотворительного фонда и общественной благотворительной организацией заключается в объеме частного финансирования, направляемого из одного источника. Конгресс считал, что деятельность организаций, пользующихся поддержкой общественности, в известной степени контролируется общественным мнением. Что же касается организаций, получающих финансирование из частных источников, то они не подвержены этому влиянию, и их деятельность должна регулироваться при помощи других средств, главным образом путем гласности и контроля. В 1983 г. благотворительные фонды имели активы, которые оценивались в 64,5 млрд долл. Из 24 тыс. благотворительных фондов, активно занимающихся выплатой фантов, только 4402 имели активы в 1 млн долл. и выше. Это относительно небольшое число фондов владело более чем 97% общих активов благотворительных фондов, и они предоставляли 85% общей суммы фантов.
Благотворительные фонды не являются неисчерпаемыми источниками благ, какими их пытаются представить. Но именно потому, что они накопили достаточный опыт в использовании средств на общественные нужды и научились делать это продуманно, их достижения в этой области заслуживают внимания. Джек Кильбридж, Ф. Эмерсон Андрювс См. также: Социальная ответственность корпораций; Социальное обеспечение: финансирование. • Abramson A. /., Salomon L.M. (1982). The Federal- Budget and the Nonprofit Sector. Baltimore, Md.: Urban Institute. • Freeman D. F. (1981). Handbook on Private Foundations. Wash., D. C: Council on Foundations. • Hodgkinson V.A., Weitzman M.S. (1984). Dimensions of the Independent Sector. Wash., D. C: Independent Sector. • U. S. General Accounting Office (1984). Statistical Analysis of the Operations and Activities of Private Foundations. Wash., D. C: Author. БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Первое отделение социальной помощи в больнице появилось еще в 1905 г. в Массачу-сетской центральной больнице (Бостон). Этой первой попыткой оказания помощи пациентам, направленной на безболезненный переход из больницы в общество, руководила Аида М. Кэннон. Задача социальной работы в больницах состояла и состоит в том, чтобы обеспечить поддержку хороших результатов лечения пациентов со стороны семьи и окружающего общества. Социальный работник старается улучшить окружающую клиента среду таким образом, чтобы создать ему условия для независимого существования. С появлением правительственной Программы медицинской помощи в 1966 г. роль социальной работы значительно возросла. Несмотря на то что условия программы не требовали оказания социальной помощи в больницах, тем не менее она оговаривала, что подобные службы должны возглавляться профессиональным социальным работником, имеющим степень магистра. С увеличением численности пациентов государственных медицинских учреждений росло и число социальных работников. Это объясняется еще и тем, что значительная часть пациентов — это люди старше 65 лет, страдающие хроническими заболеваниями. Огромную роль в поддержке этих людей и их семей играют социальные работники.
Еще одно важное событие произошло в 1966 г., когда ассоциация американских больниц учредила Общество руководителей социальной работы в больницах. Эта национальная организация узаконила права социальных работников больниц, и они стали частью штатного персонала медицинских учреждений, что потребовало разработки форм их деятельности. В 1973 г. глава о coциальной работе была включена в Программу аккредитации больниц. В соответствии с принятым конгрессом в 1972 г. законом, который призывал к созданию организаций по контролю за соблюдением профессиональных стандартов, социальные работники участвовали в программах, контролирующих качество работы больниц. В результате повысилось доверие к профессии социальных работников и упрочилось признание их необходимости. В 1978 г. конгресс внес поправки в Закон о социальном обеспечении, предоставляющие дополнительные льготы пациентам, страдающим заболеванием почек в последней стадии. Чтобы получить средства под эту программу, больницы должны были привлекать к лечению таких пациентов профессиональных социальных работников. Это была первая финансируемая федеральными властями медицинская программа, предусматривающая обязательное привлечение социальных работников высокого уровня, внесшая значительный вклад в легитимацию социальной работы в больницах. Дальнейшему внедрению социальной работы в больницах способствовало предоставление социальным работникам аттестатов и лицензий, имеющих силу в более чем половине штатов. К тому же социальные работники имеют возможность в определенных обстоятельствах получать гонорары за оказанные в больницах услуги от третьих лиц, что повышает и укрепляет их статус. Другим имеющим существенное значение для социальной работы в больницах событием стало принятие в 1983 г. закона, определяющего систему расчетов с больницами по программе "Медикэр". Эта система строилась на создании так называемых групп с родственными диагнозами (ГРД), теперь "Медикэр" оплачивал больничные расходы в соответствии со шкалой, определяемой ГРД, а не в зависимости от реальной стоимости лечения.
Социальная работа в клиниках Социальные работники в отделениях неотложной помощи сталкиваются с особыми проблемами, отличными от тех, с какими имеет дело работник аналогичного профиля в других подразделениях. Специфика их труда, требующая специальной подготовки, обусловлена кратковременностью лечения пациента, необходимостью сотрудничать с БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 92 93 БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
врачами различных специальностей, физическими или чисто медицинскими аспектами их деятельности. Чтобы уяснить особенности социальной работы в больницах, возьмем типичный пример: клиентом является пожилая женщина, живущая на пятом этаже дома без лифта и имеющая единственный источник дохода — пенсию. Зачастую такие женщины живут одиноко. Нередко они падают и попадают в больницу со сломанным бедром. Их медицинское обслуживание включает хирургию и физиотерапию, после чего (приблизительно после 10-дневного пребывания в больнице) они возвращаются домой, где нуждаются в постороннем уходе. Вмешательство социального работника в подобном случае должно заключаться в следующем: ■ он должен помочь пациенту выработать ■ свыкнуться со своей потребностью опе ■ выбрать соответствующие медицинские ■ рассмотреть свои права на получение не ■ социальный работник должен поддер ■ способствовать общению пациента с пер
Другим типичным клиентом может быть пациент, страдающий неизлечимой болезнью в последней стадии, который, возможно, умрет в больнице. В этом случае социальная работа осложняется тем, что пациенту зачастую сообщают противоречивые сведения о его состоянии. Социальный работник в таком положении должен содействовать тому, чтобы больной и его семья получили объективную информацию, способствовать преодолению эмоций и при этом оставаться честным, говоря о прогнозе развития болезни. Иными словами, социальный работник должен наладить адекватное общение между пациентом, семьей и персоналом больницы. В каждом конкретном случае требуется разное клиническое вмешательство с целью оказания социальной помощи. Однако существуют и некоторые общие компоненты вме- шательства. К ним относятся: помощь по психологическому и душевному преодолению потенциально угрожающих жизни изменений, связанных с болезнью и госпитализацией; содействие общению пациента, его семьи и врачей; консультирование пациентов с целью помочь им смириться со своей болезнью и постараться преодолеть ее; обеспечение пациентов информацией и направлением к врачам и социальным агентствам в целях помочь им в определении своих прав на необходимые услуги; организация практических и конкретных услуг; помощь пациенту и его семье в составлении планов реабилитационных действий после выписки для продолжения лечения или присцособле-ния к изменившимся условиям жизни. Большая часть такого рода клинической работы предполагает помощь социального работника в кризисных ситуациях, поскольку необходимость госпитализации зачастую возникает внезапно, а результат лечения неясен. Социальная работа в больнице обычно включает и планирование специальных услуг, которые будут необходимы пациенту после выписки. Работа с семьей — основная часть вмешательства с целью оказания социальной помощи. Во многих больницах социальные работники объединяют пациентов, имеющих сходные проблемы, в группы, что приводит иногда к созданию групп самопомощи. Нередко формируются и группы защиты с целью образования соответствующих служб поддержки и реабилитации больных или расширения прав клиентов на получение услуг. В связи с часто встречающимися фактами ограничения срока пребывания пациентов в больнице социальный работник должен компенсировать короткий срок (чаще всего он имеет дело с пациентом в течение всего пяти — девяти дней) высоким уровнем подготовки и опытом. Медицинские учреждения Социальные работники выполняют свои функции в следующих медицинских учреждениях: общих и специализированных больницах, оказывающих неотложную медицинскую помощь и консультации; психиатрических лечебницах для кратковременного и долгосрочного лечения; реабилитационных центрах; учреждениях, осуществляющих долговременный уход за больными и немощными (частные лечебницы, приюты, стационары для взрослых); учреждениях, оказывающих первичную помощь, например в амбулаториях, центрах
охраны здоровья, кабинетах врачей; в случаях медицинской помощи на дому. Таким образом, социальные работники заняты, по существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологиче-скую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи. Особенности работы Обстановка больниц разительно отличается от любого другого учреждения социальной помощи. Во-первых, больницы, имеющие пункты (или отделения) неотложной помощи, работают 24 часа в сутки и никогда не закрываются. Они не осуществляют длительное наблюдение за теми пациентами, кому оказывают услуги, а как правило, принимают неотложных больных. Поэтому социальная помощь в таких больницах должна оказываться семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Во-вторых, в больницах множество медицинских отделений. Люди обращаются сюда, когда считают, что им необходимо лечение. Однако зачастую пациенту нужно оказать только первичную помощь, а не систематическое медицинское лечение. Это могут быть пациенты, проблемы которых вызваны самолечением, физической мобильностью, семейными отношениями, стрессом, болью или неадекватными альтернативными услугами. Данные ситуации требуют привлечения врачей с разной специализаций. Это тоже входит в функции социального работника. В-третьих, часто в больницах отсутствует четкое разграничение обязанностей. Например, социальные работники и медицинские сестры нередко дублируют друг друга, составляя планы действий после выписки из больницы. Противоречивыми бывают рекомендации социальных работников и психиатров, психологов и клиницистов, духовных лиц и близких пациента. Роль социального работника Главная задача социального работника, действующего в сфере медицины, — это реабилитационные мероприятия после выписки больного из больницы, которые Ассоциация американских больниц определила как любую деятельность или порядок действий, облегчающих для пациента смену обстановки. Сюда входят: специальный инструктаж родственников пациента, с тем чтобы они могли обеспечить послебольничный уход; координация различных общественных систем поддержки; решение множества возникающих психосоциальных проблем, включая примирение с болезнью, изменения в образе жизни, необходимость пользования различными службами последующего медицинского наблюдения, физиотерапии и т. п. Социальные работники больниц, как правило, необходимы для оказания помощи жертвам бытового насилия, включая пострадавших от изнасилования и от жестокого обращения, в том числе супругов, детей и пожилых. Таким образом, социальные работники, умеющие оказать помощь в кризисных ситуациях, каких немало в больницах, играют все возрастающую роль. Широкую социальную помощь оказывают и другие службы, имеющие отношение к здравоохранению, например медицинское обслуживание на дому, патронаж или доставка продуктов на дом. Часть социальной работы выполняют этнические организации, службы охраны ребенка, центры педиатрии. Следовательно, социальные работники во многих случаях становятся связующим звеном между больницей и обществом. Помимо контактов и ухода за пациентами социальные работники принимают участие в различных комиссиях, организуемых в больницах, например по биомедицинской этике, координации групп прогнозирования, контролю за качеством работы и служебными злоупотреблениями. Кроме того, они заняты обучением других сотрудников больницы своим приемам и методам и участвуют в совместных исследованиях. Собственные исследования психосоциальных проблем ухода за больными они, как правило, проводят в больницах общин и больницах-школах. Социальные работники часто вовлекают больницы в новые социальные программы здоровья. Широко признано их лидерство в развитии программ помощи работающим по найму и в руководстве различными группами самопомощи. К тому же социальные работники почти всегда заняты в различных программах больниц по уходу за пожилыми пациентами и, как правило, руководят этими программами. Сюда входят уход на дому, приюты, патронаж и другое долговременное медицинское обслуживание. Проблемы и тенденции Рост числа пожилых людей в Америке (наряду с огромными достижениями медицинской науки) привел к стремительному увеличению стоимости здравоохранения. Вследствие увеличения стоимости лечения общество уже не в состоянии платить за основные услуги здравоохранения. Это привело БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 94
к эксперименту по перестройке механизмов оплаты, к изменениям в обеспечении и функционировании здравоохранения и, кроме того, подняло этические проблемы доступности и оплаты прогрессивной медицинской технологии. Движение защиты прав потребителей — одна из основных сил, ведущих к переменам в здравоохранении. Обычно пациенты хотят знать мнение других специалистов, спрашивают о гонорарах врачей и тарифах больницы и интересуются больничными счетами, даже если они оплачены третьими лицами. В современных условиях больницы должны быть конкурентоспособными. Они попытались установить более приемлемые цены и проявлять больше внимания к клиентам. В этих целях клиники расширяют сферу своей деятельности и спектр оказываемых услуг для завоевания более обширных рынков, возмещения потерь и дальнейшего развития. Многие из них делают вклады в различные медицинские предприятия, такие, как уход на дому, патронаж, реабилитация и поставки медицинского оборудования длительного пользования. Сдержать рост стоимости лечения помогло и формирование многобольничных систем (их горизонтальная интеграция) и централизованный контроль и снабжение, которое позволило больницам производить закупки в большом объеме и диктовать более низкие цены. Важным и реальным критерием эффективности работы является продолжительность лечения в больнице. Поскольку плата за медицинские услуги выражается в ежедневном тарифе больницы, длительность лечения во многих случаях служит хорошим индикатором его стоимости. В связи с тем что стационарный уход самый дорогой, больницы переходят на амбулаторное лечение и развивают альтернативные медицинские службы. Многие ведущие специалисты считают, что лучший способ контролировать цены — это медицинский уход на оптимальном уровне по системе, когда оказывающий медицинскую помощь принимает на себя всю ответственность за ее результаты. Такая модель медицинского обслуживания называется организацией охраны здоровья, и популярность ее растет. В результате всех указанных изменений появляются возможности для сохранения платы за медицинское обслуживание на оптимальном уровне. Проверяются и новые мо- дели. Так, одна из экспериментальных моделей работы с клиентами включает финансируемый федеральным правительством проект, предусматривающий проверку со стороны социальных организаций охраны здоровья пожилых людей. Посвященный главным образом ценовой эффективности, этот проект исходит из того, что многих медицинских проблем пожилых людей можно избежать, если сделать доступными их консультирование, уход на дому, оказание транспортных услуг. Эти экспериментальные модели позволили улучшить лечение. Будущее социальной работы в больницах весьма перспективно. Многие руководители социальной работы достигли таких успехов в управлении и организации различных видов деятельности, что получили дополнительные полномочия и упрочили свой статус. В настоящее время социальные работники в больницах занимают высокие административные должности. Некоторые из них несут должностную ответственность за реализацию таких программ, как психическое здоровье, старение, профилактика заболеваний, злоупотребление самолечением, благосостояние отдельных групп людей и долговременный уход. Социальные работники больниц руководят не только этими, но и другими программами: например, предпринимательской деятельностью или системой "вознаграждение за услугу". Заключаются договоры об оказании социальными работниками консультативных и реабилитационных услуг на предприятиях, что обеспечит больницы дополнительным источником доходов. Очевидно, будущее социальной помощи в больницах зависит от способности профессионалов четко определить свою роль в связи с происходящими переменами. Сали Россен См. также: Здравоохранение: планирование; Здравоохранение: финансовая база; Неотложная медицинская помощь. • American Hospital Association (1985). The Role of the Social Worker in Planning. Chicago: Author. БРАЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. См. Семья и социальная работа ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Помощь ветеранам оказывалась в Америке со времени основания колоний. В 1636 г. отцы-пилигримы из Плимута приняли закон, гласивший, что, "если человек был послан на поле боя и вернулся калекой, колония должна обеспечить ему нормальное существование до конца жизни". До второй мировой войны привилегии ветеранам ограничивались в основном назначением небольших пенсий, оказанием медицинской помощи инвалидам войны, предоставлением пособий вдовам и иждивенцам. Последнее было сделано по инициативе президента Линкольна, который призвал американцев "заботиться о тех, на кого легли тяготы сражения, об их вдовах и сиротах". В течение XIX в. роль федерального правительства в оказании помощи ветеранам и их семьям после Гражданской, испано-американской войн и других военных конфликтов заметно возросла. Однако льготами пользовались только военнослужащие, уволенные со службы с почетом. Во время первой мировой войны были предоставлен ряд новых льгот ветеранам, включая компенсации за ранение на войне, выплаты иждивенцам, страхование жизни и профессиональную реабилитацию при не-компенсируемой потере трудоспособности во время прохождения действительной службы. В 1930 г. три федеральные организации — Бюро ветеранов, Бюро по пенсиям Департамента внутренних дел и национальные приюты для нетрудоспособных солдат-ветеранов — были объединены с целью создания существующего и поныне Управления по делам ветеранов (УВ). Его задачей является объединение и координация правительственных действий в отношении ветеранов войны. Во время второй Мировой войны был принят Закон о профессиональной реабилита- ции, который расширил полномочия и сферы деятельности УВ. Был также одобрен и Билль о правах военнослужащих, предусматривающий возможность получения образования и профессиональной подготовки за правительственный счет, пособия по безработице и гарантированный кредит на постройку жилья, создание фермы и для организации бизнеса. К 1953 г. более половины американских ветеранов второй мировой войны использовали возможность получить образование и лишь 10% ветеранов получали пособие по безработице в течение максимального периода (52 недели) согласно Биллю о правах военнослужащих. Ряд других федеральных органов также оказывают поддержку ветеранам, предоставляя некоторые льготы и привилегии. К ним относятся компенсации и предпочтения при найме, сельскохозяйственные кредиты, первоочередность юридических услуг, захоронение на национальных кладбищах. Неправительственные организации тоже принимают участие в оказании помощи ветеранам. Американский Красный Крест начал эту деятельность в 1917 г. Многие штаты выплачивают пособия ветеранам второй мировой войны, организовали различные службы для помощи ветеранам, оплачивают труд социальных работников, помогающих получать льготы и привилегии, предоставляют кредиты на покупку ферм, домов, включая дома на колесах. Штаты организуют для ветеранов интернаты с медицинским обслуживанием. Добровольческие организации, представляющие интересы ветеранов, оказывают значительное влияние на содержание и размеры услуг, предоставляемых правительственными органами. Они выделяют группы добровольцев, которые работают в больницах для ветеранов и местных медицинских центрах, влияют на членов конгресса при принятии законов, касающихся ветеранов. Некоторые достаточно известные объединения получили признание УВ: Американский ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 96 ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
легион. Ветераны армии, Католики — ветераны войны, Нетрудоспособные американские ветераны, Евреи — ветераны войны, военный Орден багряного сердца и Ветераны заграничных войн. В последние годы созданы и другие организации, объединяющие ветеранов, уволенных со службы совсем недавно, а также имеющих статус меньшинств: Ветераны вьетнамской войны, Строевые вьетнамские ветераны, Форум военнослужащих и Организация черных ветеранов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|