Пособия и социальные службы 3 глава
определенный вид физической и психологической перегрузки. Акцент делался на когнитивные аспекты опыта, на переход от старых, неудачных или вредных моделей взаимодействия к новым, конструктивным. Внимание было сосредоточено на формировании социально приемлемого поведения и менее болезненного восприятия стрессовой ситуации. В теории развития жизненного цикла существуют два противоположных подхода. Один рассматривает жизненный цикл как процесс развития и эволюции, в котором неожиданные, внезапные кризисы видятся как непредсказуемые разрушения, которые никак не способствуют развитию индивида. Другой подход предполагает, что жизненный цикл является процессом смены качественно различных стадий, а кризисы и катастрофы суть неизбежные и необходимые шаги этого процесса. СОЦИОЛОГИЯ. Социологи, занятые проблемами семьи, рассматривают влияние стрессовых событий на взаимодействие ее членов и на семейную структуру. Семейные кризисы связаны с уменьшением числа членов семьи или, напротив, с ее пополнением, а также с внешними дестабилизирующими факторами. Р. Хилл (1958) выделил три взаимосвязанные характеристики, которые, по его мнению, определяли, будет ли какое-то событие порождать семейные кризисы или нет: внешние затруднения или неожиданное событие (стрессор), внутренняя организация семьи, оценка семьей какого-либо события в качестве угрожающего, стрессового. Социологи-психиатры предложили выделить следующие основные типы кризисов: те, которые обусловлены биологически и поэтому неизбежны, например кризисы подросткового периода; те, которые определяются окружающей средой, — их в какой-то мере можно избежать, к ним относятся, например, переселение из одной местности в другую или переезд из страны в страну; те, которые случайны, непредсказуемы, такие, как катастрофы и болезни. Развитие человеческого "Я" можно рассматривать как серию дисбалансов и последующих возвращений в состояние уравновешенности между личностью и окружающей средой, причем успешное разрешение кризисов сопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса.
Психиатрия. Начало работе с семьями, претерпевшими какие-либо экстраординарные лишения, было положено при изучении последствий пожара в ночном клу- бе "Кокосовая роща" в Бостоне в 1943 г., когда погибли сотни военнослужащих и других людей. Психиатры обнаружили, что продолжительность периода переживаний и их глубина после тяжелой утраты зависит от того, в какой мере каждый родственник мог выполнить свой печальный долг— отдать должное умершему, а затем психологически отделить себя от него, вновь приспособиться к жизни уже без близкого человека и сформировать новые взаимоотношения со своим окружением. Э. Лайндманн (1944) сделал вывод, что некоторые неизбежные события в жизненном цикле порождают эмоциональные напряжения и стрессы, которые в свою очередь могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей. В 1948 г. была основана Служба человеческих отношений, ставившая перед собой задачу профилактической работы с семьями в типичных ситуациях риска. Д. Каплан (1962) разработал свою теорию вмешательства в кризисную ситуацию. Он называет кризисом ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Были выделены два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле, такие, как поступление в школу и выход на пенсию, и те, которые происходят из-за случайных травмирующих событий, таких, как тяжелая болезнь, катастрофа или семейные неурядицы.
Дж. Джекобсон и его коллеги на Западном побережье открыли Кризисный центр, в основу работы которого был положен подход Каплана. Они предложили экстренное "кризисное вмешательство" для решения широкого круга социальных и эмоциональных проблем, выделив два подхода в этих случаях. Генетический подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления, которые может переживать значительное число людей независимо от индивидуальной психодинамики — с дачными случаями вполне могут справиться пара-профессионалы и добровольцы. Другой подход — индивидуальный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны профессионалы. Предотвращение самоубийств. Особо следует отметить работу Центра по ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ 112 113 ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ
предотвращению самоубийств в Лос-Анджелесе. Специфические особенности его деятельности состояли в использовании круглосуточной телефонной службы, немедленном реагировании и принятии разносторонних мер по поддержке лиц с суицидальным поведением. Распространение движения по предотвращению самоубийств привело к тому, что к 1972 г. в США было создано почти 200 социальных центров по данной проблеме. Однако, поскольку сокращение расходов на программы психического здоровья требовало устранения дублирования, многие из этих центров расширили направления своей деятельности, другие же объединились с различными программами здоровья. Во всех случаях они дополнили свою деятельность работой с другими типами кризисов и критических ситуаций, таких, как злоупотребление алкоголем и наркотиками, психиатрические проблемы, насилие над супругами и детьми и др. Социальная работа Привлекательность теории "кризисного вмешательства" для социальных работников обусловлена ее совместимостью с их собственным подходом, который исторически был основан на работе с индивидами и семьями в ситуации сильного стресса. Еще в 1918 г. была осуществлена первая программа в области психиатрической социальной работы в целях содействия военнослужащим. Проводилась подготовка работников для реабилитации солдат, находящихся в состоянии посттравматического шока. Затем практика социальной работы стала откликаться и на куда более разнообразные специфические потребности людей, находящихся в ситуации острого стресса, какими бы причинами он ни был вызван.
Порожденные "великой депрессией" 30-х годов экономические и социальные потрясения вынудили многих ранее уверенных в себе людей просить помощи у общественных, государственных и частных организаций. Работники, мобилизованные из частных организаций, которые были призваны для оказания помощи и поддержки таким людям в службах государственного социального обеспечения, на первых порах были поставлены в тупик из-за наплыва случайных обращений, но вскоре они научились совмещать универсальную поддержку с индивидуальной работой в случае необходимости. Одной из типичных служб, созданных для решения неизвестных в прежнее время проблем, было Общество помощи путешествующим, которое обычно действовало на железнодорожных и автобусных конечных станциях. Этим обществом был разработан уникальный подход к испуганным, расстроенным, пришедшим в уныние клиентам, заключающийся в попытке разрешения кризиса с помощью одного или двух интервью, который ставил ограниченные цели и начинал социально-психологическую терапию немедленно. Во время второй мировой войны семейные агентства взяли на себя функции поиска работы для матерей в сфере оборонной промышленности, а также создания служб для ухода за их детьми. Они оказывали помощь и мужчинам, непригодным к службе в армии по каким-либо причинам. В такие агентства за срочной профессиональной помощью обращались семьи, которые разрушались в результате переселения, военных действий, а также пары, которые поспешно образовались на фронте.
Начиная с 50-х годов социальные агентства столкнулись со сложной проблемой: росло количество обращений за помощью, а возможности этих служб были ограниченны. Не хватало кадров, и часто клиенты, не дождавшись помощи, снимались с учета. Следует принять во внимание, что клиент, обращающийся за помощью, испытывал как бы двойное напряжение: сама проблема воспринималась как угроза, а неспособность с ней справиться без посторонней помощи усиливала нагрузку на психику. И если клиенту приходилось ждать помощь, то можно сказать, что она фактически не оказывалась в то время, когда нужда в ней была наибольшая. Хотя агентства ориентировались на оказание помощи в течение длительного периода, в результате серии исследований было обнаружено, что каждый третий клиент не возвращается после первого интервью, а четыре из каждых пяти прекращают посещение социальных служб на пятом. Кроме того, проведенные сравнительные исследования краткого и длительного оказания помощи установили, что во многих отношениях кратковременная помощь так же эффективна, как и длительная, а иногда даже более эффективна. Опираясь на подход "кризисного вмешательства", социальные работники стали начиная с 50-х годов активно действовать в учреждениях психического здоровья. С этого времени предложенные теоретические взгляды проверялись по широкому кругу вопросов. На протяжении 60-х и 70-х годов сообщения об их практическом применении стали появляться в профессиональных журналах, а агентства начали проводить семинары и симпозиумы, с тем чтобы совершенствовать практические навыки своего персонала и иметь возможность предоставлять незамедлительную помощь в ситуациях сильного стресса. Теоретические основания Основные принципы "кризисного вмешательства", применяемые на практике, могут быть суммированы в следующие положения. 1. Индивид (или семья, группа, сообще 2. Воздействие травмирующего события
3. В этот момент какой-нибудь катализи- Эти пять элементов определяют кризисную ситуацию. 4. В период развития кризисной ситуации
5.Каждая из этих ситуаций вызывает со 6.Хотя кризисная ситуация не является 7. Продолжительность времени между , активного дисбаланса ограничено во времени и обычно продолжается до 4 — 6 недель, пока отыскивается некоторая приемлемая форма разрешения ситуации. 8.Каждая специфическая кризисная си 9.В период осознания и прояснения кри ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ 114 115 ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ
ленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости. 10. В течение фазы восстановления могут появиться новые механизмы разрешения конфликта и развиваться новые адаптивные способы, которые помогут человеку в будущем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией. Необходимо помнить, что, согласно определению, "кризисное вмешательство" не только имеет дело с континуумом "нормальность — ненормальность", но и основывается на предположении, что все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием и переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит к недостатку обычных защитных механизмов. Два различных процесса могут усугублять кризисную ситуацию. При шоковом кризисе внезапный катаклизм в социальном окружении — неожиданная смерть супруга или насилие — может вызвать сильную эмоциональную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и "чахнет". При истощающем кризисе человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но в конце концов сопротивление ослабевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов — внешних и внутренних — для того, чтобы справиться с кумулятивным эффектом последующих ударов. Состояние острого кризиса неизбежно. Практическое использование По мере того как "кризисное вмешательство" все более интегрируется в практику социальной работы, становится очевидно, что термин "кризис" употребляется в двух смыслах: как неожиданное, непредсказуемое событие, такое, как смерть или насилие, или как развивающееся и переходное, например развод, выход на пенсию. Сегодня социальные работники считают "кризисное вмешательство" продуктивным подходом не только при работе с клиентом в ситуации острого стресса, но и во множестве других ситуаций, включая предкризисные состояния, которые могут превращаться, а могут и не превращаться в кризис. В настоящее время выбор "кризисного вмешательства" в качестве средства воздействия в стрессовых ситуациях зависит от характера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов. Цели применения. Задача "кризисного вмешательства" — это в первую очередь смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиентов на преодоление кризиса в процессе незамедлительного терапевтического воздействия. Р. Рапопорт (1970) считает, что при "кризисном вмешательстве" должны быть реализованы, как минимум, следующие цели: 1) снятие симптомов; 2) восстановление докризисного уровня функционирования; 3) осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса; 4) выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм в помощи извне для преодоления кризиса. Плюс к этому, отмечает Рапопорт, в случае наличия у клиента необходимых индивидуальных качеств и благоприятной социальной ситуации могут быть достигнуты две дополнительные цели: во-первых, осознание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами и, во-вторых, освоение новых моделей восприятия, мыслей и чувств, развитие новых адаптивных реакций и стратегии совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но и в будущем. В прошедшие 15 лет было разработано большое число моделей "кризисного вмешательства". Особый интерес для социальных работников представляет "модельный подход", представленный Г. Пейрадом,Л. Селби и Дж. Куайнленом, который состоит из четырех основных ступеней: 1) определение травмирующего события и его воздействие на клиента; 2) определение необходимых для совладания с ситуацией средств; 3) поиск альтернативных средств совладания, которые могут быть более подходящими для данной ситуации; 4) использование клиентом новых способов преодоления кризиса и анализ достигнутых им результатов. Детально разработана основная модель, которая может быть гибко и дифференцированно использована практиками. Эта модель основывается на теории решения проблем при работе с конкретным человеком и является одним из вариантов применения на практике подхода, ориентированного на решение конкретной задачи в течение непродолжительного времени. Эта модель состоит из трех фаз. ■ Начальная фаза предполагает определе ■ Средняя фаза сосредоточена на решении ■ Последняя фаза — это обсуждение прогресса, который достигнут со времени первого посещения, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувст- вует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, составляется (при необходимости) план дальнейшей деятельности. Стратегии И приемы. Программа-максимум при вмешательстве в кризисную ситуацию заключается в мобилизации всех возможностей клиента и возвращении его на прежний или подъеме на более высокий уровень функционирования. Если же клиент потерял что-то невосполнимое, например особо значимые для него личные взаимоотношения, или стал калекой, усилия будут направлены на то, чтобы достигнуть его оптимального функционирования, несмотря на объективные ограничения. Это означает, что необходимо уделять внимание как материальному фактору, включая конкретную поддержку со стороны социальных служб, так и решению чисто психологических задач (воздействовать на чувства сомнения, которые препятствуют установлению клиентом контроля над самим собой). Технику лечения варьируют в зависимости от стиля работы ведущего прием и стадии лечения. В течение начальной фазы параллельно с изучением и прояснением ситуации часто используются поддерживающие средства, с тем чтобы снизить уровень тревоги и предоставить эмоциональную поддержку. Во время средней фазы доминирует техника прямого воздействия, ориентированная на нужные изменения в поведении. Для осознания клиентом своего места в сложившейся ситуации как в средней, так и в конечной фазе используются дискуссии. Некоторые специалисты предпочитают использование бихевиористской техники, особенно "положительного или отрицательного усиления", "придания формы", "моделирования", "репетирования" и "побуждения". Другие могут применять технику гештальт-терапии или грансакционного анализа для того, чтобы обеспечить активное вовлечение клиента в общение со специалистом. Большинство практикующих используют комбинацию различных методов, которая давала в их личной практике наибольший эффект. "Приложимость" к различным ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ 116 117 ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Социальные работники, использующие метод "кризисного вмешательства", часто считают его полезным в качестве первой ступени для широкого круга ситуаций, когда серьезно нарушается привычный способ функционирования. Существует три главных показателя наличия травмирующего состояния, приводящего к дисбалансу: высокий уровень тревоги, дискомфорт или психическая боль в совокупности с осознанной мотивацией и способностью к изменениям и неудача попыток решения проблемы в недалеком прошлом. Применение подхода при работе с Семьями И группами. Хотя все вышесказанное относилось преимущественно к индивидам, кризисный подход вполне применим и в работе с семьями, поскольку большинство кризисных ситуаций происходят в семье. В последние годы были предприняты усилия для создания модели, которая специально предназначена для работы с семьей как с единым целым. В случаях, когда семья находится в "коллективном" кризисе из-за нарушения исполнения своей роли одним из ее членов и когда поведение одного из ее членов является травмирующим событием, нарушающим нормальное течение семейной жизни, вмешательство должно включать оценку сильных и слабых сторон семейной системы, ее способности к изменениям и заинтересованности в них, ее ресурсов (вне зависимости от того, кто именно впоследствии может стать клиентом социальной службы). Кроме того, семья часто вовлекается в программу семейной терапии, целью которой является улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации. Подход "кризисного вмешательства" часто применяется и в работе с естественными и специально сформированными малыми группами. Группы часто используются как система поддержки в таких потенциально травмирующих ситуациях, как предстоящая хирургическая операция, а также для разрешения конфликтов между родителями и детьми или супругами и смягчения острых кризисов среди членов хронически неустойчивых семей и групп. Использование подхода "кризисное вмешательство" при несчастных случаях и бедствиях в настоящее время становится общепринятым. Современные исследования. Последние исследования эффективности "кризисного вмешательства" большей частью ограничиваются оценкой существующих программ. Изучается как деятельность раз- личных служб, так и более узкие аспекты лечебной практики, например взаимодействие клиента с консультантом. Социальные работники в службах экстренной медицинской помощи считают основной своей функцией консультирование в таких кризисных ситуациях, как приближающаяся смерть, жизненные кризисы и серьезные болезни. Они концентрируют усилия на понимании клиентами связей между докризисной ситуацией, травмирующим событием и кризисом, в котором они оказались. Ряд исследователей "кризисного вмешательства" оценивают и другие направления. Например, аспекты деятельности "кризисных служб", таких, как консультанты на "горячих линиях" (консультанты отвечают звонящим по телефону), или включение "кризисных служб" в работу центров по предотвращению самоубийств. Проводятся также систематические исследования результатов "кризисного вмешательства" как метода лечения. При этом было выяснено, что члены экспериментальной группы, где была осуществлена кризисная терапия, в отличие от контрольной группы, где такого рода вмешательство не проводилось, быстрее и лучше начинали понимать свою жизненную ситуацию, приобретали способность преодолеть кризис, а также оказывались менее зависимы от внешних воздействий. Возможно, что будущие эмпирические исследования "кризисного вмешательства" смогут использовать более надежный инструмент, удовлетворяющий требованиям как исследователей, так и практиков. Во всех случаях очевидно, что быстрые темпы развития, во многом непредсказуемые направления влияния и интенсивное вовлечение персонала в программу "кризисного вмешательства" требуют тщательного планирования и строгого контроля со стороны исследователей. Наоми Голан См. также: Катастрофы; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Психосоциальный подход; Экологический подход. • EriksonE. H. (1959). Identity and the Life Cycle. N. Y.: International Universities Press. • Hill R. (1958). Generic Features of Families under Stress.— Social Casework, 39(1), p. 139—150. • Jacobson G. F. (Ed.) (1980). Crisis Intervention in the 1980's. San Francisco, Calif.: Jossey-Bass. • Kaplan D. M. (1962). A Concept of Acute Situational Disorders.— Social Work,7(4),p. 15—23. • KaplanD. M. (1982). Intervention for Disorders of Change.—. Social Work, 27(5), p. 404—410. • Lindemann E. (1944). Symptomatology and Management of Acute Grief.— American Journal of Psychiatry, 101(2), p. 7—21. • ParadH. J. (1977). Crisis Intervention. In: Encyclopedia of Social Work (17thed., p. 228—237). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Parad H. J., Selby L., Quintan J. (1976). Crisis Intervention with Families and Groups. In: R. W. Roberts H. Northen (Eds.). Theories of Social Work with Groups (p. 304—330). N. Y.: Columbia University Press. • Rapoport L. (1970). Crisis Intervention as a Model of Brief Treatment. In: R. W. Roberts, R. H. Nee (Eds.). Theories of Social Casework (p. 267—311). Chicago: University of Chicago Press. • Selye H. (1956). The Stress of Life. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Wolfish S. (1983). Crisis Telephone Counselors' Views of Clinical Interaction Situations. — Community Mental Health Journal, 19(3), p. 219—226.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|