Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 12 глава




Смешанные браки. Все больше этни­ческих белых рождается от смешанных бра­ков. В целом по стране в 52% случаев оба родителя принадлежат к одной этнической группе, для американцев европейского про­исхождения эта цифра составляет лишь 37 %. Как отмечает Р. Альба (1985), 27% белых (не латиноамериканского происхождения) со­стоят в браке с лицом, чьи родители принад­лежат к одной с ним этнической группе, в 26% случаев это совпадение частичное, толь­ко в отношении одного из родителей, а в 46% случаев — пары родителей имеют различную этническую принадлежность. Более 50% американских ирландцев, немцев, поляков и почти 50% итальянцев, вступивших в брак в 1980 г., выбрали себе партнера из другой эт­нической группы. Четверо из каждых пяти поляков в том же году избрали себе супруга или супругу не польского происхождения, а среди евреев смешанные браки составляют 30—40%.

История. Если остановиться на истори­ческом фоне, то с основания Соединенных Штатов Америки до 20-х годов XIX столетия огромное большинство приезжавших были британцами или шотландцами. В 20 — 30-х годах того же века приехали десятки тысяч немцев, а в 40-х годах хлынул поток ирланд­цев. В 50-х годах даже возникло движение коренных американцев за закрытие дверей страны для "папистских орд". Однако поли­тика открытых дверей для иммигрантов из всех стран, кроме Азии, сохранилась. Четыре


десятилетия великой индустриализации (1880—1920) также дали Огромный всплеск темпов иммиграции и привели к важным из­менениям в составе стран, из которых приез­жало наибольшее число иммигрантов. В конце XIX в. основную массу приезжих со­ставляли скандинавы, англичане и немцы, а в начале XX в. — итальянцы, греки, славяне и евреи.

Дух изоляционизма, развившийся после первой мировой войны и русской революции 1917 г., способствовал тому, что на иммиграцию были введены временные квоты (1921), которые были превращены в постоянные За­коном об эмиграционных квотах 1924 г. Кво­ты и "великая депрессия", начавшаяся пятью годами позже, привели к серьезному сниже­нию иммиграции в 30-х и 40-х годах. В пери­од второй мировой войны сотни тысяч евреев и других жертв нацистских преступлений не смогли получить американских виз, потому что действовавшие квоты по-прежнему отда­вали предпочтение жителям Западной и Се­верной Европы.

Иммиграционный закон 1965 г. отменил квоты, которые отдавали Европе преимуще­ство перед прочими континентами, а отдель­ным европейским районам — перед другими. С тех пор национальный состав иммигрантов изменился разительным образом. Ныне евро­пейцы составляют менее четверти приезжих, 45 % — выходцы из стран Латинской Амери­ки, главным образом из Мексики, население которой утроилось после второй мировой войны, а 30% — из Азии, по преимуществу из Филиппин, Китая (Гонконг и Тайвань), Японии, Вьетнама и Кореи. Белым этниче­ским группам в свое время приходилось про­тивостоять стержневой протестантской культуре англосаксов и соперничать между собой в достижении необходимой социаль­ной мобильности, дающей возможности про­движения вверх. Теперь же белым этническим группам приходится активно учиться способам сосуществовать с группа-ми, которые не являются ни европейскими, ни иудейско-христианскими.

Идеология "плавильного тигля". Преобладающая точка зрения на иммигран­тов заключалась в том, что они включаются в процессы, протекающие внутри американ­ского "плавильного тигля". В известном смыс­ле сторонники теории "переплавки" были правы. Почти все без исключения иммигран-ты овладевали английским языком и сели­лись среди местного населения. Однако они лишь приобщались к культуре,т. е. начинали говорить и одеваться как американцы, подпа-


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


72


73


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


 


дали под растущее воздействие националь­ной культуры (и вносили в нее свой вклад), как популярной, так и "высокой". Полной ас­симиляции, несмотря на это, не происходило. В таких различных вопросах, как круг дру­зей, кухня, религия, предпочтение при голо­совании, они продолжали проявлять этнические привязанности. Поэтому многие этнические белые жили как бы одновременно в двух мирах — в атмосфере своей нацио­нальной группы и в мире поликультурной технологической Америки. Те из них, кто слишком поспешно приобщался к новой культуре или ассимилировался вопреки под­спудной, подсознательной привязанности к своему этносу, испытывали то, что К. Левин (1948) называет "ненавистью к самому себе", рассматривая стержневую культуру как нор­мальную, а свою собственную — как провин­циальную и неполноценную.

Процесс приобщения к культуре тормо­зился предрассудками, наталкивался на дея­тельность Ку-Клукс-Клана, отстаивавшего идеи превосходства американцев англосак­сонского происхождения и неполноценности прочих этнических групп, не говоря уже о чернокожих и прочих цветных. В результате многие этнические белые исключались из со­седских общин путем установления "красных линий" — агенты по продаже недвижимости не предлагали им достойное жилье, а банки отказывали в ссудах под залог. Аналогичным образом евреев и католиков не допускали к имеющим реальный политический вес долж­ностям. Впервые католик был избран прези­дентом США в 1960 г., а еврей мэром Нью-Йорка — в 1973 г. Члены почти всех эт­нических групп страдали от стереотипов, в особенности на уровне массовой культуры. В многочисленных кинофильмах, радио- и те­лепрограммах и комиксах итальянцев изо­бражали преступниками и любвеобильными фиглярами, ирландцев — пьяницами, а евре­ев — робкими шейлоками. Исследования, проводившиеся в 70-х и 80-х годах, неизмен­но показывали, что эти стереотипы в значи­тельной мере формировали самосознание людей и подрывали веру молодежи в себя.

Бедность И успех. Ассимиляция эт­нических белых затруднялась также широко распространенной бедностью, от которой они страдали, находясь, в частности, в перенасе­ленных гетто Нью-Йорка и других крупных городов. Чтобы выжить (экономически) семьям, приходилось пускать жильцов. Во втором или третьем поколении положение часто улучшалось, и большинство семей по­кидало свой этнический квартал и смешива-


лось с местным населением. Но многие из них оставались на малопрестижной работе, и их образ жизни скорее приближался к порогу бедности или "очень среднему" уровню.

Вместе с тем известно, что отдельные эт­нические группы добивались впечатляющего успеха и одну за другой занимали позиции в органах гражданской власти, в определенных отраслях бизнеса или промышленности. Так, различные группы вносили существенный вклад в новые виды предпринимательства и, соответственно, в рост американских городов. Например, многие ирландские иммигранты, как правило бедные и не имеющие профес­сии, начинали в качестве чернорабочих, за­тем те из них, у кого хватало энергии и целеустремленности, прогрессировали к по­ложению мелкого, а затем и крупного подряд­чика. Многие из них проявляли себя и в области строительства. Знание английского языка и способность быстро освоить амери­канский политический стиль открыли ирлан­дцам возможности для работы в городском самоуправлении и в целом в государственной службе.

Среди прибывших в Америку евреев тра­диционно ценилось образование. Несмотря на навыки коммерческой деятельности, дис­криминация не позволяла им внедряться во многие области экономической жизни. Отсю­да их тяготение к сферам, где можно преус­петь на основе индивидуальных усилий. Евреи стали заниматься мелкой розничной торговлей, которая в ряде случаев выросла в огромные универсальные магазины. Они ста­ли работать на государственной службе, в школах, в юриспруденции, медицине, а в по­следнее время на преподавательской работе в колледжах и университетах.

Итальянцы, в большинстве своем кресть­яне, не имеющие профессии, не получали поддержки со стороны церкви или полити­ков, у них не было ни связей, ни контактов. Многие начинали как землекопы, путевые об­ходчики на железных дорогах, сапожники, парикмахеры и портные. Через три поколе­ния итальянцы преуспели в экономическом и образовательном отношениях, пробились в строительное дело, на государственную службу, в средства массовой информации.

Сегодня эта же история повторяется с но­выми этническими группами. Самый яркий пример — кубинцы в Майами, создавшие бы­стро растущий экономический район, кото­рый вернул к жизни город и весь регион. Есть много других примеров, относящихся к ко­рейцам, вьетнамцам и евреям из бывшего СССР, использующим свою этническую об-


шину как источник поддержки для социаль­ного и экономического преуспевания.

Отношения между группами. Преобладание гомогенных этнических об­щин на этапе первого поколения способство­вало возникновению "анклавной" психологии.

Если нередко можно было говорить о вполне упорядоченной этнической "преемст­венности" в бизнесе и производстве, то наряду с ней существовали и острые межэтнические трения и соперничество. Так, в 60-х, в 70-х и 80-х годах имели место столкновения между белыми этническими группами и черноко­жими. Некоторые этнические белые считали, что нуждами их общин пренебрегают, а черные выигрывают от проводимых прави­тельством мероприятий. Аналогичные конф­ликты произошли между этническими белыми и американцами латиноамерикан­ского происхождения. Но не следует и преувеличивать степень указанных противо­речий. Например, если посмотреть на отно­шения между евреями и чернокожими, то евреи в конгрессе в большинстве случаев под­держивали выделение средств для социаль­ных программ в интересах последних, а большинство негров-конгрессменов голосова­ли за произраильские законопроекты. То же относится и к отношениям между итальянца­ми и неграми.

Лоббизм. Белые этнические группы уже давно активно внедряются в сферу зако­нотворчества для защиты своих интересов, включая и соответствующую внешнюю поли­тику. Известно, что в 1914 — 1917 гг. амери­канские немцы стремились удержать Соединенные Штаты от присоединения к Ан­танте в первой мировой войне. После второй мировой войны американские эстонцы, лат­вийцы и литовцы развернули активную и эф­фективную кампанию против признания Соединенными Штатами аннексий их стран со стороны бывшего СССР. После нацистско­го террора и, в особенности после шестиднев­ной войны 1967 г., почти 6 млн евреев в США весьма активно действовали в интересах Из­раиля и т. п. Факт, что влияние этнических групп становится все более заметным, нашел свое отражение в создании в демократиче­ской и республиканской партиях подразделе­ний по связям с основными белыми этническими группами. Многие сторонники этого "нового плюрализма" полагают, что ус­пех США в соревновании с другими странами может быть достигнут в случае опоры на ин­тересы этнических групп.


Коалиции. В последние годы некото­рые белые этнические группы вступали в ко­алиции между собой. В школьной системе Филадельфии, например, итальянцы и евреи объединились в противодействии введению обязательных квот для найма учителей, при­надлежащих к негритянскому и другим мень­шинствам, хотя многие члены обеих групп защищали позитивные действия правитель­ства в интересах этих учителей. В Чикаго бо­лее десяти лет действовала широкая коалиция белых этнических групп и мень­шинств, так называемый Консультативный совет по этническим и образовательным воп­росам, который занимался такими вопроса­ми, как двуязычное образование, иммиграция, социальные услуги, психичес­кое здоровье и экономическое развитие. Осо­бенно важную роль широкие коалиции играют в вопросах внешней политики.

Последние события. В 60-х и начале 70-х годов этнические движения в США на­ходились в неблагоприятной ситуации. Мно­гие белые группировки воспринимали чрезмерное внимание к нуждам и требовани­ям чернокожих как оттеснение на задний план их собственных потребностей. Основны­ми причинами недовольства этнических бе­лых можно считать следующие.

■ Отсутствие экономической безопасности,
страх перед увольнением, застой или спад в
доходах, рост числа замужних женщин, вы­
нужденных работать.

■ Быстрые социальные перемены, несущие
с собой появление культуры в молодежной
среде, защиту прав меньшинств, новое восп­
риятие своего классового статуса и чувство
известной обездоленности.

■ Отчужденность и недовольство, неудов­
летворенность своей работой, беспомощность
вследствие изменения положения в местной
общине, роста преступности и снижения ка­
чества коммунальных услуг.

■ Равнодушие и косность в учреждениях,
падение качества и уровня работы муници­
пальных служб, громоздкость бюрократии
снизу доверху.

■ Потребность в самоутверждении.частич­
но стимулировавшаяся движением "Власть
черных".

К 70-м годам "молчаливое большинство" способствовало созданию традиционалист­ского движения, которое сосредоточилось на проблемах семьи, местной общины, церкви и синагоги и с критических позиций оценивало тот факт, что американское общество стано-


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


74


75


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


 


вится все более технологизированным, цент­рализованным, бюрократическим и мораль­но дезориентированным. В первой половине 80-х годов этнические белые в целом были частью той широкой коалиции, которая дважды избирала Рейгана президентом. Их акцент на общину, взаимопомощь и консер­ватизм в социальных вопросах резко конт­растировали с более либеральными взглядами других группировок.

Проявления этнической принад­лежности. В конце 70-х и начале 80-х годов некоторые авторы выдвинули теорию, зани­мавшую промежуточное положение между концепцией "плавильного тигля" и культур­ным плюрализмом. Они утверждали, что эт­ническая жизнь в США подобна мозаике с проницаемыми перегородками. Этой тео­рией признается значительное разнообразие it характере отношений индивида с этносом в США, в том числе:

■ органическая этническая принадлеж­
ность, играющая для соответствующего ин­
дивида определяющую роль во многих
сферах его жизни;

■ положение "попутчика", для которого эт­
ническая принадлежность является важной
частью самосознания: в случаях, когда его де-
ти женятся или выходят замуж вне общины,
по вызывает кроткое согласие;

■ отчуждение, когда человек открыто и со-
знательно исключает себя из той общности, в
которой был воспитан;

■ положение присоединившегося аутсайдера, включившегося в культуру другой этнической группы.

Поскольку этническая принадлежность необязательна, а перегородки проницаемы, то человек имеет возможность как присоединиться к этнической общине, так и покидать ее. Конечно, осознание человеком своей связи с этнической группой зависит от уровня развития этой группы, проявляющегося в поведении и организации ее элиты. Если основываться на чувстве принадлежности к этнической группе, можно выделить шесть этапов адаптации с момента прибытия в страну и до полной ассимиляции в ее культуре: 1) культурный шок, 2) обустройство и появление самосознания, 3) приобщение к элите, 4) воинствующие настроения, 5) недовольство собой и отказ от воинственности, 6) усили-вающаяся адаптация.

В работе по "этнотерапии" Дж. Клейн (1480) выделила три типа этнической при­надлежности:

■ позитивный тип характеризуется тем, что


индивид ассоциирует свои положительные и отрицательные качества с принадлежностью к общине и способен интегрировать их в еди­ное и здоровое представление о своей лично­сти;

■ амбивалентный (двойственный) тип, ког­
да с принадлежностью к этнической группе
ассоциируются как положительные, так и от­
рицательные характеристики и это не ведет к
возникновению у человека позитивного пред­
ставления о себе самом;

■ негативный тип, при котором внимание
обращается лишь на отрицательные свойства
группы и человек стремится в максимальной
степени дистанцироваться от нее.

Выводы Дж. Клейн относительно этни­ческой принадлежности евреев, сделанные параллельно с исследованием положения американских итальянцев, поляков и др., по­казали, что принадлежность к группе может иметь глубокие корни даже у тех, кто, каза­лось бы, прочно ассимилировался в стержне­вой культуре. Подсознательные негативные или амбивалентные этнические представле­ния способны глубоко воздействовать на со­циальное поведение и связи человека. Так, изменения имени и другие формы отказа от своих этнических корней могут породить у человека чувство непричастности, которое можно уподобить ощущению подростка, на­ходящегося в промежуточном состоянии между детством и взрослостью.

Имеется ряд факторов, способных повли­ять на чувство этнической принадлежности, в том числе: 1) время прибытия в США и ха­рактер мигрирующей группы — прибыло ли данное лицо или его предки в одиночку, с близкими членами семьи или с семьей в ши­роком составе; 2) язык или языки, на которых говорят в семье; 3) место проживания, т. е. этническая местность; 4) социально-эконо­мический статус, образование и перспективы роста; 5) эмоциональные процессы в семье; 6) политические и религиозные связи со своей этнической группой.

М. Маголдрик (1982) рассматривает воп­рос о том, как этническая принадлежность влияет на взгляды и поведение в таких сфе­рах, как болезнь, обращение за помощью, чувство времени и пунктуальность, способы решения конфликтов. Она, например, пи­шет: "Понятие неправильного поведения для разных групп будет различным. У белых анг­лосаксонских протестантов озабоченность вызовут иждивенчество или эмоциональ­ность, у ирландцев — публичные сцены, у итальянцев — нелояльность по отношению к семье, у греков — ситуации, в которых задета


их гордость, у евреев — неумение детей до­биться успеха, у пуэрториканцев — проявле­ние неуважения со стороны детей".

Этническая принадлежность и Семейная ЖИЗНЬ. Этническая принад­лежность и семейная жизнь столь тесно пере­плетаются между собой, что трудно рассматривать одну из них, не касаясь дру­гой. Каждая этническая группа бессознатель­но утверждает одни поведенческие модели и отказывается от других. Этот выбор сказыва­ется на способности семей преодолевать со­циальные перемены и личные стрессы. Изучение показывает, что эти модели сохра­няются даже в третьем и четвертом поколени­ях иммигрантских семей. Так, американские поляки обычно не доверяют посторонним. В их семьях ценится взаимное уважение и под­держка, сотрудничество, самопожертвова­ние, финансовая и моральная взаимопомощь. На людях супружеские пары чаще проявляют друг к другу больше уважения, чем любви, дети воспитываются в строгости.

В семейной жизни ирландцев традицион­но главенствуют женщины, а отцы ведут себя сравнительно пассивно. Ирландцы не всегда владеют своими чувствами и не часто обра­щаются за помощью к родственникам, — это ставит в тупик тех, кто привык к более глубо­ким семейным связям. Детей воспитывают в духе вежливости, уважения к взрослым и по­виновения.

Для американцев итальянского проис­хождения семья стоит на первом месте, и в ней отец является главой, а мать — душой. Человек оценивается по его отношениям с семьей, а не по образованию, личным или профессиональным успехам. Опозорить семью в широком смысле этого слова — тяж­кое преступление. Все эмоциональные про­явления встречаются с пониманием. Детям разрешается покидать дом после вступления в брак, а до этого сыновьям предоставляется большая свобода, чем дочерям.

Очевидно, что все это только часто встре­чающиеся отношения. Следует избегать жестких стереотипов и учитывать в практи­ческой социальной работе, что члены той или иной этнической или религиозной группы могут придерживаться разных ценностей. Не все итальянцы могут быть связаны тесными семейными узами, не все поляки переносят страдания молча и не все ирландцы глубоко религиозны. Но, так или иначе, итальянцы больше похожи друг на друга, чем на ирланд­цев, поляков или представителей каких-либо других этнических групп.


До недавнего времени брак рассматри­вался как главный критерий связей внутри этноса. Связь между этнической принадлеж­ностью и выбором супруга может ослабевать, но этнические связи остаются сильными в воспитании детей, стиле политической дея­тельности, взглядах на нарушения права соб­ственности и реагировании на болезнь.

Изучение случаев, когда родители при­надлежат к разным этносам, обнаруживает, что каждый из них привносит специфиче­ский культурологический элемент в воспита­ние детей, даже не сознавая этого. И хотя этот стиль от поколения к поколению меняется, внутри групп сохраняются четко различимые специфические этнические черты. Напри­мер, у итальянцев вопросы морали и автори­тета, как они преподносятся католической церковью, остаются в центре внимания и в соответственном духе воспитываются дети. Родители настаивают на признании своего авторитета, при этом матери стремятся по­рвать с патриархальной традицией и вовлечь отцов в выполнение родительских обязанно­стей, а те женщины, которые в свое время были недовольны излишней опекой со сторо­ны их матерей, теперь ведут себя точно так же. Вместе с тем этноцентризм — чрезмер­ная обращенность группы в самое себя, отме­ченная страхом и недоверием по отношению к чужестранцам, — может перерасти в чувст­во исключительности и привести к межгруп­повым конфликтам.

Каково соотношение между этнической и классовой принадлежностью? Некоторые специалисты в области социологии и полити­ческой экономии полагают, что обе эти кате­гории могут рассматриваться как входящие в состав друг друга. Есть рабочие итальянского, польского и ирландского происхождения, и есть украинцы, принадлежащие к высшему, среднему и низшему классам. Может быть применен термин "этнокласс" для обозначе­ния социального пространства, образованно­го пересечением класса и этноса.

Этнос И ЛИЧНОСТЬ. Среди многочис­ленных определений этнической принадлеж­ности лучшее дает О. Файнштайн (1974), приравнивая ее к тождеству с народом: "Чув­ство общности или причастности приходит к человеку через систему семейных связей, ко­торые в течение многих поколений несли в себе общественный опыт. Этническая при­надлежность, коротко говоря, означает причастность к культуре народа, и потому решающим в этом смысле являются ценно­сти, воззрения, восприятие действительно-


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


76


77


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


 


сти, потребности, способы выражения чувств, поведение и свойства личности, неза­висимо от того, сознаем ли мы при этом свою этническую принадлежность или нет".

Даже 3. Фрейд, отец современного пси­хоанализа, признавал важность этнического фактора в формировании личности. Размыш­ляя о своей еврейской национальности, Фрейд замечал, что это национально-куль­турное наследие "исподволь вселило в него неизъяснимые силы, тем более могуществен­ные, чем менее их можно выразить в словах". Основатель современной социальной психо­логии К. Левин (1948) полагал, что этниче­ская принадлежность создает основу, на которую должен опираться человек. В работе, посвященной личности, Э. Эриксон (1968) подходит к пониманию того, каким образом человек связан с этнической группой и обще­ством. Личность определяется как процесс, протекающий внутри индивида и его обще­ственной культуры. Конечная стадия челове­ческого развития включает в себя нахождение собственной культурной само­бытности, поскольку лишь личность, нашед­шая надежную опору в наследии культурной самобытности, может достичь действитель­ного психосоциального равновесия.

В общем плане специалисты, занимаю­щиеся вопросами психического здоровья личности, обращают особое внимание на че­тыре важных комплекса переменных вели­чин, присутствующих в каждом браке:

стиль общения — многословный, нераз­говорчивый, рациональный, актерский, экспрессивный;

способ подхода к конфликту — спор, уход от спора, насмешка, косвенная реак­ция;

отношение к интимности и зависимо­сти — положительное, настороженное, напористое, требовательное, сдержан­ное;

поведение в горе и печали — невозмути­мое, экспрессивное, эмоциональное, стремление отгородиться от них, раздра­жение.

Различия во взглядах на помощь

Многие исследования показывают, что этнические белые по-разному ведут себя в си­туациях, когда они нуждаются в помощи, не­одинаково оценивают свои проблемы, выражают боль, определяют симптомы бо­лезни, смотрят на решение проблемы, реша­ют, к кому обращаться за поддержкой, по-разному относятся к врачам и лечению.


Так, М. Зборовский в своем классическом труде (1969) анализирует поведение и реак­цию на боль евреев, итальянцев, ирландцев и "старых американцев", относя к последним американцев не менее чем в четвертом поко­лении, англосаксонских протестантов. Он за­метил, что госпитализированные евреи и итальянцы весьма экспрессивно реагируют на боль, "старые американцы" стараются пе­реносить ее стоически, ирландцы чаще всего игнорируют боль. Евреи и "старые американ­цы" больше думают о будущем и интересуют­ся болевыми ощущениями ic точки зрения диагноза, а итальянцы — тем, чтобы снять эти ощущения. Существуют различия и в от­ношении к врачам — итальянцы и "старые американцы" доверяют способности врачей облегчить страдания и излечить больного, а евреи настроены скептически и склонны подыскивать дополнительных консультан­тов. При наблюдении в амбулаторных усло­виях обнаружились существенные различия в том, как пациенты итальянского, ирланд­ского и англосаксонско-протестантского про­исхождения принимают решение обратиться за врачебной помощью. Например, итальян­цы идут к врачу, когда симптомы болезни препятствуют их общественным и личным от­ношениям, ирландцы — не иначе как посове­товавшись с кем-нибудь, а англосаксы — когда симптомы препятствуют их трудовой или физической деятельности. Итальянцев, как правило, больше всего беспокоит рассеян­ная боль, а ирландцы больше других доверя­ют медицине, семейному уходу и первой помощи.

Д. Моствин (1976) изучала различия вы­ходцев из стран Восточной и Центральной Европы в присущих им ценностях и в отноше­нии к специалистам, оказывающим им по­мощь в области психического здоровья и предоставляющим социальные услуги. Пре­достерегая против стереотипов, она следую­щим образом описывает реакцию представителей различных этнических групп на "постороннего":

чехи и словаки чужого человека прини­
мают сдержанно; семьи могут обратиться за
помощью, но в случае стандартного отноше­
ния к их проблемам могут воспринять это с
обидой;

эстонцы чужого человека принимают
весьма сдержанно; за помощью обращаются с
большой задержкой; считают, что проблемы
психического здоровья рассматривать унизи­
тельно;

украинцы посторонним не доверяют;
семья скорее будет голодать, чем попросит о


помощи. В нужде склонны обращаться за со­ветом к священнику или к лицу украинского происхождения. Предпочитают, чтобы с ни­ми говорили на их языке, были славянского происхождения и вели себя очень официаль­но. Обращаться следует по фамилии с добав­лением соответственно "мистер", "миссис" или "мисс", но не по имени.

Д. Фандетти и Д. Гельфанд (1976), изу­чая рабочих итальянского и польского проис­хождения, установили, что и те и другие предпочитают полагаться на традиционные структуры — семью и церковь, в меньшей ме­ре на благотворительные организации — в вопросах, связанных с уходом за детьми и престарелыми, финансовой поддержкой и личными проблемами. Отвечая на вопросы ученых, респонденты среди вероятных источ­ников помощи не упомянули специалистов по психическому здоровью.

Использование в социальной работе

В практике социальной работы для повы­шения ее действенности необходимо всесто­ронне учитывать этнический аспект. Когда профессионалы не имеют представления о специфике национального языка, семейной символике и разделении ролей в семье, это снижает качество оказываемой помощи. Со­циальный работник должен учитывать в ка­честве одного из факторов собственную этническую принадлежность. Он не может заниматься проблемами клиента, не помня о своих предрассудках и не думая о том, как они воспринимаются другими группами. Не­достаточное знание этнокультурных факто­ров и языка тех, кому необходимо было помогать, часто приводило к неверной поста­новке диагноза и неэффективности помощи.

По всем указанным причинам этниче­ские белые, посещающие социальное агент­ство, нередко прекращают контакты с ним после второго или третьего раза, чувствуя се­бя неуютно и в самом здании, и в общении с персоналом. Они говорят, что ощущают раз­личия между системами ценностей, прису­щими им самим и персоналу, а это пробуждает у них чувства отчужденности и страха, что является одной из причин высоко­го отсева клиентов из числа этнических бе­лых. Поэтому этническое измерение имеет важное значение, когда речь идет о том, что­бы расширить доступ к социальным услугам и сделать эти услуги более приемлемыми для этнических белых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...