Распространение информации и компьютеры 12 глава
Смешанные браки. Все больше этнических белых рождается от смешанных браков. В целом по стране в 52% случаев оба родителя принадлежат к одной этнической группе, для американцев европейского происхождения эта цифра составляет лишь 37 %. Как отмечает Р. Альба (1985), 27% белых (не латиноамериканского происхождения) состоят в браке с лицом, чьи родители принадлежат к одной с ним этнической группе, в 26% случаев это совпадение частичное, только в отношении одного из родителей, а в 46% случаев — пары родителей имеют различную этническую принадлежность. Более 50% американских ирландцев, немцев, поляков и почти 50% итальянцев, вступивших в брак в 1980 г., выбрали себе партнера из другой этнической группы. Четверо из каждых пяти поляков в том же году избрали себе супруга или супругу не польского происхождения, а среди евреев смешанные браки составляют 30—40%. История. Если остановиться на историческом фоне, то с основания Соединенных Штатов Америки до 20-х годов XIX столетия огромное большинство приезжавших были британцами или шотландцами. В 20 — 30-х годах того же века приехали десятки тысяч немцев, а в 40-х годах хлынул поток ирландцев. В 50-х годах даже возникло движение коренных американцев за закрытие дверей страны для "папистских орд". Однако политика открытых дверей для иммигрантов из всех стран, кроме Азии, сохранилась. Четыре десятилетия великой индустриализации (1880—1920) также дали Огромный всплеск темпов иммиграции и привели к важным изменениям в составе стран, из которых приезжало наибольшее число иммигрантов. В конце XIX в. основную массу приезжих составляли скандинавы, англичане и немцы, а в начале XX в. — итальянцы, греки, славяне и евреи.
Дух изоляционизма, развившийся после первой мировой войны и русской революции 1917 г., способствовал тому, что на иммиграцию были введены временные квоты (1921), которые были превращены в постоянные Законом об эмиграционных квотах 1924 г. Квоты и "великая депрессия", начавшаяся пятью годами позже, привели к серьезному снижению иммиграции в 30-х и 40-х годах. В период второй мировой войны сотни тысяч евреев и других жертв нацистских преступлений не смогли получить американских виз, потому что действовавшие квоты по-прежнему отдавали предпочтение жителям Западной и Северной Европы. Иммиграционный закон 1965 г. отменил квоты, которые отдавали Европе преимущество перед прочими континентами, а отдельным европейским районам — перед другими. С тех пор национальный состав иммигрантов изменился разительным образом. Ныне европейцы составляют менее четверти приезжих, 45 % — выходцы из стран Латинской Америки, главным образом из Мексики, население которой утроилось после второй мировой войны, а 30% — из Азии, по преимуществу из Филиппин, Китая (Гонконг и Тайвань), Японии, Вьетнама и Кореи. Белым этническим группам в свое время приходилось противостоять стержневой протестантской культуре англосаксов и соперничать между собой в достижении необходимой социальной мобильности, дающей возможности продвижения вверх. Теперь же белым этническим группам приходится активно учиться способам сосуществовать с группа-ми, которые не являются ни европейскими, ни иудейско-христианскими. Идеология "плавильного тигля". Преобладающая точка зрения на иммигрантов заключалась в том, что они включаются в процессы, протекающие внутри американского "плавильного тигля". В известном смысле сторонники теории "переплавки" были правы. Почти все без исключения иммигран-ты овладевали английским языком и селились среди местного населения. Однако они лишь приобщались к культуре,т. е. начинали говорить и одеваться как американцы, подпа-
БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ 72 73 БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
дали под растущее воздействие национальной культуры (и вносили в нее свой вклад), как популярной, так и "высокой". Полной ассимиляции, несмотря на это, не происходило. В таких различных вопросах, как круг друзей, кухня, религия, предпочтение при голосовании, они продолжали проявлять этнические привязанности. Поэтому многие этнические белые жили как бы одновременно в двух мирах — в атмосфере своей национальной группы и в мире поликультурной технологической Америки. Те из них, кто слишком поспешно приобщался к новой культуре или ассимилировался вопреки подспудной, подсознательной привязанности к своему этносу, испытывали то, что К. Левин (1948) называет "ненавистью к самому себе", рассматривая стержневую культуру как нормальную, а свою собственную — как провинциальную и неполноценную. Процесс приобщения к культуре тормозился предрассудками, наталкивался на деятельность Ку-Клукс-Клана, отстаивавшего идеи превосходства американцев англосаксонского происхождения и неполноценности прочих этнических групп, не говоря уже о чернокожих и прочих цветных. В результате многие этнические белые исключались из соседских общин путем установления "красных линий" — агенты по продаже недвижимости не предлагали им достойное жилье, а банки отказывали в ссудах под залог. Аналогичным образом евреев и католиков не допускали к имеющим реальный политический вес должностям. Впервые католик был избран президентом США в 1960 г., а еврей мэром Нью-Йорка — в 1973 г. Члены почти всех этнических групп страдали от стереотипов, в особенности на уровне массовой культуры. В многочисленных кинофильмах, радио- и телепрограммах и комиксах итальянцев изображали преступниками и любвеобильными фиглярами, ирландцев — пьяницами, а евреев — робкими шейлоками. Исследования, проводившиеся в 70-х и 80-х годах, неизменно показывали, что эти стереотипы в значительной мере формировали самосознание людей и подрывали веру молодежи в себя. Бедность И успех. Ассимиляция этнических белых затруднялась также широко распространенной бедностью, от которой они страдали, находясь, в частности, в перенаселенных гетто Нью-Йорка и других крупных городов. Чтобы выжить (экономически) семьям, приходилось пускать жильцов. Во втором или третьем поколении положение часто улучшалось, и большинство семей покидало свой этнический квартал и смешива-
лось с местным населением. Но многие из них оставались на малопрестижной работе, и их образ жизни скорее приближался к порогу бедности или "очень среднему" уровню. Вместе с тем известно, что отдельные этнические группы добивались впечатляющего успеха и одну за другой занимали позиции в органах гражданской власти, в определенных отраслях бизнеса или промышленности. Так, различные группы вносили существенный вклад в новые виды предпринимательства и, соответственно, в рост американских городов. Например, многие ирландские иммигранты, как правило бедные и не имеющие профессии, начинали в качестве чернорабочих, затем те из них, у кого хватало энергии и целеустремленности, прогрессировали к положению мелкого, а затем и крупного подрядчика. Многие из них проявляли себя и в области строительства. Знание английского языка и способность быстро освоить американский политический стиль открыли ирландцам возможности для работы в городском самоуправлении и в целом в государственной службе. Среди прибывших в Америку евреев традиционно ценилось образование. Несмотря на навыки коммерческой деятельности, дискриминация не позволяла им внедряться во многие области экономической жизни. Отсюда их тяготение к сферам, где можно преуспеть на основе индивидуальных усилий. Евреи стали заниматься мелкой розничной торговлей, которая в ряде случаев выросла в огромные универсальные магазины. Они стали работать на государственной службе, в школах, в юриспруденции, медицине, а в последнее время на преподавательской работе в колледжах и университетах. Итальянцы, в большинстве своем крестьяне, не имеющие профессии, не получали поддержки со стороны церкви или политиков, у них не было ни связей, ни контактов. Многие начинали как землекопы, путевые обходчики на железных дорогах, сапожники, парикмахеры и портные. Через три поколения итальянцы преуспели в экономическом и образовательном отношениях, пробились в строительное дело, на государственную службу, в средства массовой информации.
Сегодня эта же история повторяется с новыми этническими группами. Самый яркий пример — кубинцы в Майами, создавшие быстро растущий экономический район, который вернул к жизни город и весь регион. Есть много других примеров, относящихся к корейцам, вьетнамцам и евреям из бывшего СССР, использующим свою этническую об- шину как источник поддержки для социального и экономического преуспевания. Отношения между группами. Преобладание гомогенных этнических общин на этапе первого поколения способствовало возникновению "анклавной" психологии. Если нередко можно было говорить о вполне упорядоченной этнической "преемственности" в бизнесе и производстве, то наряду с ней существовали и острые межэтнические трения и соперничество. Так, в 60-х, в 70-х и 80-х годах имели место столкновения между белыми этническими группами и чернокожими. Некоторые этнические белые считали, что нуждами их общин пренебрегают, а черные выигрывают от проводимых правительством мероприятий. Аналогичные конфликты произошли между этническими белыми и американцами латиноамериканского происхождения. Но не следует и преувеличивать степень указанных противоречий. Например, если посмотреть на отношения между евреями и чернокожими, то евреи в конгрессе в большинстве случаев поддерживали выделение средств для социальных программ в интересах последних, а большинство негров-конгрессменов голосовали за произраильские законопроекты. То же относится и к отношениям между итальянцами и неграми. Лоббизм. Белые этнические группы уже давно активно внедряются в сферу законотворчества для защиты своих интересов, включая и соответствующую внешнюю политику. Известно, что в 1914 — 1917 гг. американские немцы стремились удержать Соединенные Штаты от присоединения к Антанте в первой мировой войне. После второй мировой войны американские эстонцы, латвийцы и литовцы развернули активную и эффективную кампанию против признания Соединенными Штатами аннексий их стран со стороны бывшего СССР. После нацистского террора и, в особенности после шестидневной войны 1967 г., почти 6 млн евреев в США весьма активно действовали в интересах Израиля и т. п. Факт, что влияние этнических групп становится все более заметным, нашел свое отражение в создании в демократической и республиканской партиях подразделений по связям с основными белыми этническими группами. Многие сторонники этого "нового плюрализма" полагают, что успех США в соревновании с другими странами может быть достигнут в случае опоры на интересы этнических групп.
Коалиции. В последние годы некоторые белые этнические группы вступали в коалиции между собой. В школьной системе Филадельфии, например, итальянцы и евреи объединились в противодействии введению обязательных квот для найма учителей, принадлежащих к негритянскому и другим меньшинствам, хотя многие члены обеих групп защищали позитивные действия правительства в интересах этих учителей. В Чикаго более десяти лет действовала широкая коалиция белых этнических групп и меньшинств, так называемый Консультативный совет по этническим и образовательным вопросам, который занимался такими вопросами, как двуязычное образование, иммиграция, социальные услуги, психическое здоровье и экономическое развитие. Особенно важную роль широкие коалиции играют в вопросах внешней политики. Последние события. В 60-х и начале 70-х годов этнические движения в США находились в неблагоприятной ситуации. Многие белые группировки воспринимали чрезмерное внимание к нуждам и требованиям чернокожих как оттеснение на задний план их собственных потребностей. Основными причинами недовольства этнических белых можно считать следующие. ■ Отсутствие экономической безопасности, ■ Быстрые социальные перемены, несущие ■ Отчужденность и недовольство, неудов ■ Равнодушие и косность в учреждениях, ■ Потребность в самоутверждении.частич К 70-м годам "молчаливое большинство" способствовало созданию традиционалистского движения, которое сосредоточилось на проблемах семьи, местной общины, церкви и синагоги и с критических позиций оценивало тот факт, что американское общество стано- БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ 74 75 БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
вится все более технологизированным, централизованным, бюрократическим и морально дезориентированным. В первой половине 80-х годов этнические белые в целом были частью той широкой коалиции, которая дважды избирала Рейгана президентом. Их акцент на общину, взаимопомощь и консерватизм в социальных вопросах резко контрастировали с более либеральными взглядами других группировок. Проявления этнической принадлежности. В конце 70-х и начале 80-х годов некоторые авторы выдвинули теорию, занимавшую промежуточное положение между концепцией "плавильного тигля" и культурным плюрализмом. Они утверждали, что этническая жизнь в США подобна мозаике с проницаемыми перегородками. Этой теорией признается значительное разнообразие it характере отношений индивида с этносом в США, в том числе: ■ органическая этническая принадлеж ■ положение "попутчика", для которого эт ■ отчуждение, когда человек открыто и со- ■ положение присоединившегося аутсайдера, включившегося в культуру другой этнической группы. Поскольку этническая принадлежность необязательна, а перегородки проницаемы, то человек имеет возможность как присоединиться к этнической общине, так и покидать ее. Конечно, осознание человеком своей связи с этнической группой зависит от уровня развития этой группы, проявляющегося в поведении и организации ее элиты. Если основываться на чувстве принадлежности к этнической группе, можно выделить шесть этапов адаптации с момента прибытия в страну и до полной ассимиляции в ее культуре: 1) культурный шок, 2) обустройство и появление самосознания, 3) приобщение к элите, 4) воинствующие настроения, 5) недовольство собой и отказ от воинственности, 6) усили-вающаяся адаптация. В работе по "этнотерапии" Дж. Клейн (1480) выделила три типа этнической принадлежности: ■ позитивный тип характеризуется тем, что индивид ассоциирует свои положительные и отрицательные качества с принадлежностью к общине и способен интегрировать их в единое и здоровое представление о своей личности; ■ амбивалентный (двойственный) тип, ког ■ негативный тип, при котором внимание Выводы Дж. Клейн относительно этнической принадлежности евреев, сделанные параллельно с исследованием положения американских итальянцев, поляков и др., показали, что принадлежность к группе может иметь глубокие корни даже у тех, кто, казалось бы, прочно ассимилировался в стержневой культуре. Подсознательные негативные или амбивалентные этнические представления способны глубоко воздействовать на социальное поведение и связи человека. Так, изменения имени и другие формы отказа от своих этнических корней могут породить у человека чувство непричастности, которое можно уподобить ощущению подростка, находящегося в промежуточном состоянии между детством и взрослостью. Имеется ряд факторов, способных повлиять на чувство этнической принадлежности, в том числе: 1) время прибытия в США и характер мигрирующей группы — прибыло ли данное лицо или его предки в одиночку, с близкими членами семьи или с семьей в широком составе; 2) язык или языки, на которых говорят в семье; 3) место проживания, т. е. этническая местность; 4) социально-экономический статус, образование и перспективы роста; 5) эмоциональные процессы в семье; 6) политические и религиозные связи со своей этнической группой. М. Маголдрик (1982) рассматривает вопрос о том, как этническая принадлежность влияет на взгляды и поведение в таких сферах, как болезнь, обращение за помощью, чувство времени и пунктуальность, способы решения конфликтов. Она, например, пишет: "Понятие неправильного поведения для разных групп будет различным. У белых англосаксонских протестантов озабоченность вызовут иждивенчество или эмоциональность, у ирландцев — публичные сцены, у итальянцев — нелояльность по отношению к семье, у греков — ситуации, в которых задета их гордость, у евреев — неумение детей добиться успеха, у пуэрториканцев — проявление неуважения со стороны детей". Этническая принадлежность и Семейная ЖИЗНЬ. Этническая принадлежность и семейная жизнь столь тесно переплетаются между собой, что трудно рассматривать одну из них, не касаясь другой. Каждая этническая группа бессознательно утверждает одни поведенческие модели и отказывается от других. Этот выбор сказывается на способности семей преодолевать социальные перемены и личные стрессы. Изучение показывает, что эти модели сохраняются даже в третьем и четвертом поколениях иммигрантских семей. Так, американские поляки обычно не доверяют посторонним. В их семьях ценится взаимное уважение и поддержка, сотрудничество, самопожертвование, финансовая и моральная взаимопомощь. На людях супружеские пары чаще проявляют друг к другу больше уважения, чем любви, дети воспитываются в строгости. В семейной жизни ирландцев традиционно главенствуют женщины, а отцы ведут себя сравнительно пассивно. Ирландцы не всегда владеют своими чувствами и не часто обращаются за помощью к родственникам, — это ставит в тупик тех, кто привык к более глубоким семейным связям. Детей воспитывают в духе вежливости, уважения к взрослым и повиновения. Для американцев итальянского происхождения семья стоит на первом месте, и в ней отец является главой, а мать — душой. Человек оценивается по его отношениям с семьей, а не по образованию, личным или профессиональным успехам. Опозорить семью в широком смысле этого слова — тяжкое преступление. Все эмоциональные проявления встречаются с пониманием. Детям разрешается покидать дом после вступления в брак, а до этого сыновьям предоставляется большая свобода, чем дочерям. Очевидно, что все это только часто встречающиеся отношения. Следует избегать жестких стереотипов и учитывать в практической социальной работе, что члены той или иной этнической или религиозной группы могут придерживаться разных ценностей. Не все итальянцы могут быть связаны тесными семейными узами, не все поляки переносят страдания молча и не все ирландцы глубоко религиозны. Но, так или иначе, итальянцы больше похожи друг на друга, чем на ирландцев, поляков или представителей каких-либо других этнических групп. До недавнего времени брак рассматривался как главный критерий связей внутри этноса. Связь между этнической принадлежностью и выбором супруга может ослабевать, но этнические связи остаются сильными в воспитании детей, стиле политической деятельности, взглядах на нарушения права собственности и реагировании на болезнь. Изучение случаев, когда родители принадлежат к разным этносам, обнаруживает, что каждый из них привносит специфический культурологический элемент в воспитание детей, даже не сознавая этого. И хотя этот стиль от поколения к поколению меняется, внутри групп сохраняются четко различимые специфические этнические черты. Например, у итальянцев вопросы морали и авторитета, как они преподносятся католической церковью, остаются в центре внимания и в соответственном духе воспитываются дети. Родители настаивают на признании своего авторитета, при этом матери стремятся порвать с патриархальной традицией и вовлечь отцов в выполнение родительских обязанностей, а те женщины, которые в свое время были недовольны излишней опекой со стороны их матерей, теперь ведут себя точно так же. Вместе с тем этноцентризм — чрезмерная обращенность группы в самое себя, отмеченная страхом и недоверием по отношению к чужестранцам, — может перерасти в чувство исключительности и привести к межгрупповым конфликтам. Каково соотношение между этнической и классовой принадлежностью? Некоторые специалисты в области социологии и политической экономии полагают, что обе эти категории могут рассматриваться как входящие в состав друг друга. Есть рабочие итальянского, польского и ирландского происхождения, и есть украинцы, принадлежащие к высшему, среднему и низшему классам. Может быть применен термин "этнокласс" для обозначения социального пространства, образованного пересечением класса и этноса. Этнос И ЛИЧНОСТЬ. Среди многочисленных определений этнической принадлежности лучшее дает О. Файнштайн (1974), приравнивая ее к тождеству с народом: "Чувство общности или причастности приходит к человеку через систему семейных связей, которые в течение многих поколений несли в себе общественный опыт. Этническая принадлежность, коротко говоря, означает причастность к культуре народа, и потому решающим в этом смысле являются ценности, воззрения, восприятие действительно- БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ 76 77 БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
сти, потребности, способы выражения чувств, поведение и свойства личности, независимо от того, сознаем ли мы при этом свою этническую принадлежность или нет". Даже 3. Фрейд, отец современного психоанализа, признавал важность этнического фактора в формировании личности. Размышляя о своей еврейской национальности, Фрейд замечал, что это национально-культурное наследие "исподволь вселило в него неизъяснимые силы, тем более могущественные, чем менее их можно выразить в словах". Основатель современной социальной психологии К. Левин (1948) полагал, что этническая принадлежность создает основу, на которую должен опираться человек. В работе, посвященной личности, Э. Эриксон (1968) подходит к пониманию того, каким образом человек связан с этнической группой и обществом. Личность определяется как процесс, протекающий внутри индивида и его общественной культуры. Конечная стадия человеческого развития включает в себя нахождение собственной культурной самобытности, поскольку лишь личность, нашедшая надежную опору в наследии культурной самобытности, может достичь действительного психосоциального равновесия. В общем плане специалисты, занимающиеся вопросами психического здоровья личности, обращают особое внимание на четыре важных комплекса переменных величин, присутствующих в каждом браке: стиль общения — многословный, неразговорчивый, рациональный, актерский, экспрессивный; способ подхода к конфликту — спор, уход от спора, насмешка, косвенная реакция; отношение к интимности и зависимости — положительное, настороженное, напористое, требовательное, сдержанное; поведение в горе и печали — невозмутимое, экспрессивное, эмоциональное, стремление отгородиться от них, раздражение. Различия во взглядах на помощь Многие исследования показывают, что этнические белые по-разному ведут себя в ситуациях, когда они нуждаются в помощи, неодинаково оценивают свои проблемы, выражают боль, определяют симптомы болезни, смотрят на решение проблемы, решают, к кому обращаться за поддержкой, по-разному относятся к врачам и лечению. Так, М. Зборовский в своем классическом труде (1969) анализирует поведение и реакцию на боль евреев, итальянцев, ирландцев и "старых американцев", относя к последним американцев не менее чем в четвертом поколении, англосаксонских протестантов. Он заметил, что госпитализированные евреи и итальянцы весьма экспрессивно реагируют на боль, "старые американцы" стараются переносить ее стоически, ирландцы чаще всего игнорируют боль. Евреи и "старые американцы" больше думают о будущем и интересуются болевыми ощущениями ic точки зрения диагноза, а итальянцы — тем, чтобы снять эти ощущения. Существуют различия и в отношении к врачам — итальянцы и "старые американцы" доверяют способности врачей облегчить страдания и излечить больного, а евреи настроены скептически и склонны подыскивать дополнительных консультантов. При наблюдении в амбулаторных условиях обнаружились существенные различия в том, как пациенты итальянского, ирландского и англосаксонско-протестантского происхождения принимают решение обратиться за врачебной помощью. Например, итальянцы идут к врачу, когда симптомы болезни препятствуют их общественным и личным отношениям, ирландцы — не иначе как посоветовавшись с кем-нибудь, а англосаксы — когда симптомы препятствуют их трудовой или физической деятельности. Итальянцев, как правило, больше всего беспокоит рассеянная боль, а ирландцы больше других доверяют медицине, семейному уходу и первой помощи. Д. Моствин (1976) изучала различия выходцев из стран Восточной и Центральной Европы в присущих им ценностях и в отношении к специалистам, оказывающим им помощь в области психического здоровья и предоставляющим социальные услуги. Предостерегая против стереотипов, она следующим образом описывает реакцию представителей различных этнических групп на "постороннего": ■ чехи и словаки чужого человека прини ■ эстонцы чужого человека принимают ■ украинцы посторонним не доверяют; помощи. В нужде склонны обращаться за советом к священнику или к лицу украинского происхождения. Предпочитают, чтобы с ними говорили на их языке, были славянского происхождения и вели себя очень официально. Обращаться следует по фамилии с добавлением соответственно "мистер", "миссис" или "мисс", но не по имени. Д. Фандетти и Д. Гельфанд (1976), изучая рабочих итальянского и польского происхождения, установили, что и те и другие предпочитают полагаться на традиционные структуры — семью и церковь, в меньшей мере на благотворительные организации — в вопросах, связанных с уходом за детьми и престарелыми, финансовой поддержкой и личными проблемами. Отвечая на вопросы ученых, респонденты среди вероятных источников помощи не упомянули специалистов по психическому здоровью. Использование в социальной работе В практике социальной работы для повышения ее действенности необходимо всесторонне учитывать этнический аспект. Когда профессионалы не имеют представления о специфике национального языка, семейной символике и разделении ролей в семье, это снижает качество оказываемой помощи. Социальный работник должен учитывать в качестве одного из факторов собственную этническую принадлежность. Он не может заниматься проблемами клиента, не помня о своих предрассудках и не думая о том, как они воспринимаются другими группами. Недостаточное знание этнокультурных факторов и языка тех, кому необходимо было помогать, часто приводило к неверной постановке диагноза и неэффективности помощи. По всем указанным причинам этнические белые, посещающие социальное агентство, нередко прекращают контакты с ним после второго или третьего раза, чувствуя себя неуютно и в самом здании, и в общении с персоналом. Они говорят, что ощущают различия между системами ценностей, присущими им самим и персоналу, а это пробуждает у них чувства отчужденности и страха, что является одной из причин высокого отсева клиентов из числа этнических белых. Поэтому этническое измерение имеет важное значение, когда речь идет о том, чтобы расширить доступ к социальным услугам и сделать эти услуги более приемлемыми для этнических белых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|