Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 11 глава




Безработицу и "государство всеобщего благосостояния"

В связи с разграничением социальной, психологической, политической, историче­ской и экономической сфер жизни наибольшее распространение получили эко­номические теории относительно причин безработицы и путей решения этой пробле­мы. Безработные и условия, в которые они поставлены, рассматриваются с позиций ин­тересов производства и, как правило, расце­ниваются как фактор экономики, а не сами по себе как объект помощи. Различный подход к труду на рынке рабочей силы и к труду в рамках семьи ведет к разграничению соци­альных ролей: мужчины — наемные работ­ники, получающие плату за свой труд, женщины — работающие дома и не получа­ющие платы за свой труд. В результате боль­шинство мер по борьбе с безработицей


определяется преобладающим узким взгля­дом на труд и связанные с ним проблемы. Они ориентированы на тех, кто предложил свой труд на рынке наемной рабочей силы, а не на работающих дома в рамках семьи.

Поэтому те, кто определяет политику в США, по-прежнему рассматривают безрабо­тицу как постоянный фактор экономики, а не как вопрос социального обеспечения, кото­рым надо заниматься независимо от состоя­ния экономики. Отделив безработицу от личности и превратив ее в статистический фактор экономики, творцы политики по-прежнему считают возможным сохранять оп­ределенный уровень безработицы в качестве неизбежного и необходимого средства проти­водействия инфляции. Взгляд на эту пробле­му в контексте социальной работы ставит под сомнение этот устаревший постулат, который восходит к временам Закона о бедных. Соци­альные работники объединили усилия с дру­гими группами, стремящимися опровергнуть утверждение, что существует обратно про­порциональная связь между безработицей и инфляцией и что нужно поддерживать безра­ботицу на уровне 6—8 %, чтобы не допустить роста инфляции в стране. С точки зрения со­циальной работы любой уровень безработицы является социальной несправедливостью, от­ражающей неравные возможности получе­ния работы и имеющей отрицательные последствия для людей.

Хорошая работа как право человека

Право каждого человека на работу было впервые сформулировано в ходе обсуждения государственной политики в 30-е годы, когда была разработана программа создания рабо­чих мест Франклина Д. Рузвельта. Тогда был выдвинут принцип, согласно которому никто не должен страдать от невозможности полу­чить работу, и была поставлена цель обеспе­чить работой всех. Но, несмотря на это, администрация Рузвельта отказалась от практического проведения этой политики, когда возникли серьезные инфляционные опасения. "Просачивание благ сверху вниз" в результате экономического роста стало более предпочтительной политической альтерна­тивой курсу создания рабочих мест для всех. Во время второй мировой войны предприни­матели были вынуждены привлечь группы безработных (таких, как женщины и нацио­нальные меньшинства) к работе, которая раньше была для них недоступна. В конце войны возникла новая ситуация: с одной сто­роны, указанные слои трудящихся не склон-


ны были отказываться от своей работы, что вполне понятно, а с другой стороны, возник страх перед рецидивом экономического кри­зиса. В этой обстановке развернулось широ­кое обсуждение принципиального вопроса: должно ли право на работу считаться неотъ­емлемым правом человека. Его кульмина­цией стало принятие Закона о занятости 1946 г., в котором декларировалась необхо­димость создания возможностей получения работы, но право на работу не гарантирова­лось. В законе указывалось, что федеральное правительство должно влиять на развитие экономики, чтобы обеспечить процветание, минимальную инфляцию, максимальные возможности для получения работы. В этом законе, по сути дела, утверждалось, что необ­ходимо выбирать между безработицей и инф­ляцией. Занятость и доход рабочих ставились в зависимость от функционирования эконо­мики. Программа "Война с бедностью", про­возглашенная в 1964 г., основываясь на том же принципе — предоставлять благоприят­ные возможности получения работы, а не га­рантировать рабочие места, подтверждала, что правительство обязано расширять про­граммы профессионального обучения и со­здавать рабочие места для бедняков. Правительственные программы для безработ­ных и частично занятых были выдержаны в духе принципа выборочной помощи для смяг­чения остроты положения. Например, они предусматривали профессиональное обуче­ние для бедняков и лиц, находящихся в учреждениях системы социального обеспече­ния, или создание "местных молодежных ра­бочих корпусов".

Те, кто выступает за гарантированное право на работу, понимают, что даже если законодательно признать его, то те же самые дискриминационные распределительные структуры, которые сейчас отказывают лю­дям в праве на работу по признаку пола, эт­нической принадлежности, возраста, инвалидности и сексуальной ориентации, увековечат профессиональную сегрегацию и неравенство. Таким образом, считается, что гарантированное право на работу, если оно не обеспечивает работы, приносящей удовлет­ворение и дающей экономическую стабиль­ность и перспективу профессионального роста, не является окончательным решением вопроса.

Последствия: личные и семейные

Безработица — это не просто отсутствие работы, она может выбить из колеи, иногда необратимо, миллионы рабочих, их семьи,


БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ


66


67


БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ


 


целые городские и сельские районы. Хотя безработица может оказаться созидатель­ным, мобилизующим волю испытанием для некоторых людей, большинство оказавшихся в таком положении говорят, что они сполна ощутили отчаяние, бессилие, растерянность, особенно если были без работы более чем не­сколько недель. То, что безработица пред­ставляет собой сферу социальной работы, подтверждает накапливаемый исследовате­лями материал о социальных, психологиче­ских и экономических последствиях безработицы, о ее влиянии на состояние здо­ровья и семейные отношения.

Работа оказывает огромное влияние на всю жизнь человека. Годы детства посвящены подготовке к работе, а взрослые тратят на ра­боту треть или даже больше того времени, когда они бодрствуют. И как способ обеспече­ния, и как источник несправедливости работа определяет функционирование отдельной личности, семьи, района. Для абсолютного большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей се­бя и своей семьи в еде, одежде, крыше над головой. Опросы показывают, что те, кто не любит свою работу, все-таки предпочитают сохранить ее, даже в случае гипотетической возможности жить на независимый доход. И хотя работа и условия труда могут приводить к нарушениям социального функционирова­ния, отсутствие работы усугубляет семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и нарко­тикам.

То обстоятельство, что почти нет исследо­ваний, в которых сопоставлялось бы функци­онирование наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу и когда ее не имеет, ведет к острым спорам о том, является ли безработица причиной или лишь поводом для возникновения отрицательных последст­вий. В основе этих споров лежат исследова­ния, которые устанавливают соотношения между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помеще­нием в специальные лечебные учреждения. Длительное изучение групп населения, ис­следования временных серий наблюдений дают сходную картину последствий безрабо­тицы и сопутствующих ей явлений. Различия в результатах можно объяснить лишь влияни­ем таких факторов, как уровень безработицы в целом в момент потери работы, поддержка со стороны семьи и друзей, запасы, которые могут помочь безработному и его семье пере­жить трудный период, длительность отсутст­вия работы.


Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую само­оценку, депрессию, самоубийства и необхо­димость психиатрического лечения в стационаре. Медицинские проблемы вклю­чают нарушение здоровья, вызванное стрес­сами (особенно болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, имевших до объявления об увольнении нор­мальное артериальное давление, после полу­чения такого известия оно повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Состояние стресса, вызванное безработицей, может также повы­сить подверженность человека заболеваниям.

Можно проследить связь между безрабо­тицей и ухудшением отношений в семье, же­стоким обращением с детьми или супругом, разводом, конфликтом между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на воспитание в детские дома, другим семьям или группам людей. У детей в семьях безра­ботных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нару­шения работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. Некоторые из тех психопати­ческих симптомов, что и у самого безработно­го, наблюдаются также у членов его семьи. По всей вероятности, безработица оказывает от­рицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Уже давно считается, что существует за­висимость между безработицей и преступно­стью, но споры об этом не утихают, а исследователи тем временем более детально определяют типы преступного поведения. Выявлена несомненная связь между безрабо­тицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушите­лей показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рециди­визм может объясняться отсутствием работы.

Часто безработным и их семьям прихо­дится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Не­которым приходится отказываться от дома, машины, объявлять о банкротстве и жить на пособие. Рост числа бездомных в США отча­сти объясняется теми экономическими лише­ниями, которые испытывают безработные, и истощением сбережений, что заставляет изо дня в день буквально бороться за физическое выживание. Финансовые трудности безра­ботных усугубляются потерей не только дохо­да в виде заработка, но и права на оплату счетов за медицинское обслуживание. Имен­но в то время, когда работники и их семьи наиболее подвержены болезням, вызванным


стрессом, они лишены права на медицинское обслуживание. Даже пособие по безработи­це, хотя теоретически на него имеет право более 90% работающего населения, может быть реально предоставлено всего половине безработных. Средний размер пособия по без­работице настолько невелик, что семья из че­тырех человек, не имеющая других источников дохода, живет на уровне бедно­сти.

Мало известно о "пороге терпимости" в семьях безработных, когда члены семьи еще сохраняют способность заботиться друг о дру­ге. Есть основания считать, что стресс, свя­занный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в ре­зультате чего дети-подростки чаще убегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспече­ния, семья отторгает тех членов, которых счи­тает бременем, таких, как безработный супруг. Безработные становятся более зави­симыми от окружающих и "выбитыми из ко­леи", к тому же зачастую выходят из строя основные системы межличностной поддерж­ки, которые уже не могут смягчить эти отри­цательные последствия. Многие безработные не склонны к политической активности. Счи­тается, что это происходит потому, что они боятся идти вразрез с общепринятым поведе­нием, опасаются поставить под угрозу свои шансы снова найти работу, а также из-за стресса, в котором они живут, пытаясь спра­виться с проблемами, которые безработица создала для них.

В государственных службах трудоустрой­ства официально зарегистрировано только 12% вакантных рабочих мест, и это усугубля­ет стресс, испытываемый безработными в процессе поиска работы, в частности при получении отказа, или из-за отсутствия чет­кого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, оказывается недо­статочно эффективной, поскольку офици­альная политика государства состоит в том, чтобы постоянно сохранять некоторый избы­ток рабочей силы.

Влияние на общество

Безработица оказывает опосредованное влияние и на тех, кто продолжает работать. Чрезмерные психологические нагрузки, пе­реживаемые теми, кто сохраняет работу, мо­гут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее


потерял. Безработица является фактором, по­нижающим реальную заработную плату для работающих. Отрицательные последствия безработицы для людей не ограничиваются только теми, кто стал ее жертвой. Они бьют по целым трудовым коллективам, в том числе по профсоюзам, мешая их попыткам улуч­шить качество рабочих мест, условия труда, получить дополнительные блага и обеспечить права человека на рабочем месте.

Общество платит за безработицу цену, еще не понятую до конца. Хотя во время эко­номических спадов всегда увеличивается по­требность в психиатрических клиниках и больницах, тюрьмах и местных социальных программах, до сих пор не изучено, какова же при этом потребность в социальной службе в полном объеме. Во время экономического спада растет потребность в ресурсах для ока­зания государственной социальной помощи, предоставления талонов для льготной покуп­ки продовольствия, медицинского обслужи­вания для нуждающихся, а также для поддержания имеющихся и создания новых местных социальных служб, лечебных, бла­готворительных и других учреждений соци­ального обеспечения. В то же время поступления от налогов для покрытия этой потребности часто снижаются. Это происхо­дит не только потому, что лишаются дохода безработные, но и потому, что местные власти часто вводят налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активно­сти из данного региона и стимулировать при­влечение сюда новых компаний. Таким образом, экономический спад может ударить не только по работающим и их семьям, но и по экономической базе управления. По оцен­кам, потери от неполученных в период спада налогов и от неиспользования трудовых ре­сурсов почти равняются суммарному бюд­жетному дефициту США.

Увольнение работников в одном секторе экономики далеко не всегда компенсируется ростом занятости в другом. Работникам зача­стую негде получить знания и квалифика­цию, необходимые для изменения профессиональной ориентации, государст­венные службы часто не оказывают система­тической помощи такого рода. Сокращение числа рабочих мест в промышленности США не привело к разработке законов, которые предусматривали бы систематическую рабо­ту по обеспечению переподготовки высво­бождающейся рабочей силы. Следовательно, основная тяжесть решения проблем поиска новой работы, переподготовки и переориен-


БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ


68


БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ


 


тации в настоящее время в первую очередь лежит на самом работнике.

Глубокое воздействие безработицы и эко­номических колебаний на благосостояние об­щества вынуждает органы управления на всех уровнях предпринимать более активные шаги. Исследования, показывающие, во что обходится безработица обществу, в целом от­ражают не только потери людских ресурсов и ресурсов местных органов власти, но и пагуб­ность половинчатых или несвоевременных действий и политики невмешательства.

Причины и их устранение

В центре споров о том, какая помощь дол­жна предоставляться безработным и их семь­ям, стоит вопрос, должна ли занятость и стабильность экономического положения обеспечиваться политикой правительства или быть личным делом каждого человека. Хотя профессиональное обучение и перепод­готовка, целенаправленное создание рабочих мест, пособия по безработице и государствен­ная помощь, возможно, весьма полезны, они тем не менее исходят не из системного и кол­лективного подхода к решению проблемы, а из того, что бремя поиска работы, ответствен­ность за это лежат на отдельном человеке. Возможно, кто-то возразит, что действия пра­вительства в интересах групп безработных не имеют смысла, если экономическая политика ставит своей целью поддержание безработи­цы на уровне 6—8%. Пока занятость пропорциональна случайным благам, "проса­чивающимся сверху вниз", обусловленным общим экономическим ростом, потребности отдельного человека, семьи, района останут­ся подчиненными потребностям рынка.

Экономическая политика должна ста­вить своей целью предоставление работы, права на доход и услуги, доступные всем, а не ограниченному кругу лиц. Меры, принимае­мые для смягчения отрицательных последст­вий потери работы и упадка отдельных районов в результате массовых увольнений и закрытия предприятий, не сумели пока пред­отвратить человеческих трагедий и того, что люди лишаются средств существования. По­этому сторонники гарантированного права на получение работы считают, что правительст­во должно выступать в роли главного работо­дателя, должно быть готово гарантировать рабочие места и расширить определение того, какого рода работа должна вознаграждаться. Такие предложения предполагают возмож­ность оплачивать труд тех, кто заботится о семье, и тех, кто берет на себя выполнение гражданского долга. Скептики возражают,


утверждая, что, даже если будут обеспечены гарантии работы, целый ряд факторов — эт­ническая принадлежность, пол, сексуальная ориентация, возраст и инвалидность — будет приводить к тому, что отношение к работни­кам будет разным и разница в оплате сохра­нится. Они полагают, что дискриминация при приеме на работу и профессиональная сегрегация будут по-прежнему мешать ра­венству работников. Однако сторонники пол­ной занятости утверждают, что нельзя решить проблему дискриминации, если не обеспечить всем, кто этого хочет, возмож­ность получения работы.

Некоторые считают, что на смену преоб­ладающему в США индивидуалистическому подходу к потребностям человека, нравам и свободам должно прийти осознание солидар­ности. Социальная солидарность, которую можно наблюдать среди некоторых групп ра­бочих в Европе, примером которой является инициатива "солидарная зарплата", возмож­но, будет не слишком благожелательно при­нята в США, пока в понимании индивидуального успеха и полного самовы­ражения ключевыми понятиями не станут коллективизм, сотрудничество и демокра­тизм.

В последнее время документально под­тверждается, что существуют самые разнооб­разные последствия явления, которое можно определить как "выборочное ущемление прав" вследствие той или иной экономиче­ской политики. Например, исследования по­казывают, что в тех случаях, когда в компании имеет место явная дискриминация по расовому признаку, возрастают и разли­чия в доходах между белыми рабочими. Та­ким образом, солидарность в вопросе о заработной плате может отвечать интересам не только тех, чьи права в большей степени ущемляются (например, женщин и предста­вителей меньшинств), но и всех работников.

Когда рабочих сталкивают друг с другом, заставляя бороться за ограниченные рабочие места, они, например, не могут полностью воспользоваться такими мерами, как статус­ная компенсация представителям мень­шинств при найме на работу или курсы по поиску работы. Нельзя энергично добиваться общих благ (будь то равная плата за труд или другие меры, способствующие выравнива­нию статуса), если не заложены основы, ус­танавливающие связь между потребностями отдельных людей и их личными интересами, с одной стороны, и коллективными интереса­ми — с другой. Но тем не менее изменения в экономической политике США и политике в


области занятости имеют тенденцию повто­рять, хотя и с некоторым запозданием, путь европейских стран, где такие вопросы более открыто и осознанно обсуждались политика­ми, предпринимателями и рабочими.

Программы и социальная политика

В отличие от ситуации в Западной Евро­пе, где, как правило, рабочие на более регу­лярной и универсальной основе имеют доступ к службам обеспечения дохода, здравоохра­нения, переподготовки и подыскания нового места работы на всех стадиях безработицы, безработные в США имеют в качестве основ­ных источников существования пособия по безработице, государственную помощь, пра­во на медицинскую помощь в рамках про­граммы "Медикейд", талоны на льготное приобретение продовольствия. Существует мнение, что жесткие правила, ограничиваю­щие круг лиц, имеющих право на указанную помощь, побуждают рабочих соглашаться на более низкооплачиваемую работу. Неполная занятость вынуждает дополнять слишком низкую зарплату пособием по социальному обеспечению или зарплатой других членов семьи.

Программы помощи безработным вклю­чают в себя создание рабочих мест, професси­ональную переподготовку и помощь в поисках работы. Исследования, посвящен­ные положительным результатам этих про­грамм, в основном сосредоточивают внимание на самом факте устройства на ра­боту, а не на том, на какое время она предо­ставлена, насколько она сопоставима с предыдущей работой, лучше или хуже опла­чивается. Не были изучены и многочислен­ные социальные аспекты результативности этих программ — например, предотвраще­ние рецидивизма среди правонарушителей, социальная адаптация молодежи в сфере тру -да или поддержание высокой самооценки и улучшение функционирования личности в обществе.

Хотя Служба занятости США была созда -на как биржа труда, ограниченность числа вакантных рабочих мест, зарегистрирован­ных ее информационным отделом, сделала ее крайне неэффективной. В 60-е годы ее кри­тиковали за то, что она давала возможность работодателям "снимать сливки", выбирая лучших из лучших, и, следовательно, была дискриминационной; в последующий период стали говорить, что она оказалась в "мертвой зоне" — между целями социального обеспе­чения, с одной стороны, и ценностями рын­ка — с другой. Постепенно Служба занятости


стала каналом, который большинство пред­принимателей использует довольно редко. В одном из исследований приводятся следую­щие цифры: толькоОт5до 10% безработных, обратившихся в эту службу, получили дейст­венную помощь.

Роль социальной работы

В настоящее время действия, предприни­маемые социальными работниками, часто направлены против того или иного конкрет­ного симптома, являющегося лишь побочным продуктом безработицы и неполной занято­сти. Различные организации занимаются помощью беднякам, престарелым, женщи­нам, молодежи, семьям, жертвам жестокого обращения и тем, кто виновен в этом, беспри­зорным, правонарушителям, людям, страда­ющим от заболеваний, вызванных стрессом, в том числе от психических расстройств, тем, кто злоупотребляет алкоголем и наркотика­ми. Вполне возможно, что все они имеют дело с последствиями безработицы и неполной за­нятости.

Люди, занимающиеся на практике соци­альной работой, могут легко приобрести на­выки, необходимые им для предоставления различного рода услуг, связанных с трудоуст­ройством, включая консультации в области профессиональной карьеры, оценку рынка занятости и труда, поддержку усилий по по­иску работы, а также помощь безработным в установлении связей с группами самопомо­щи. Шаги, предпринятые Американской службой семьи, подсказали некоторые ново­введения в службе помощи безработным: это создание групп поддержки, распространение материалов о самопомощи, содействие объе­динению усилий разных организаций в той или иной местности для решения проблем. Хотя такие услуги, как консультации по за­кладным, курсы обучения поиску работы и группы самопомощи, являются неотъемле­мой частью мер, принимаемых для борьбы с безработицей, необходимо приложить не меньше усилий, чтобы обеспечить для всех равные права на получение работы и дохода. Принцип справедливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье, в зави­симости от того, какую роль они для себя из­бирают. Чтобы женщины не оказались за рамками рынка труда или, наоборот, пере­груженными, социальные службы не должны руководствоваться традиционными пред­ставлениями о том, какие социальные роли соответствуют мужчинам и женщинам. Те, кто занимается социальной работой, должны


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


70


71


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


 


выполнить особую миссию, доказав, что лю­бая работа — по найму, домашняя или выпол­няемая на любых других условиях — обязательно должна цениться, оплачиваться и служить средством самосовершенствова­ния.

Люди, занимающиеся социальной рабо­той, могут охватить весь круг проблем в обла­сти занятости, только овладев базовыми знаниями о природе циклов деловой активно­сти и о функционировании экономики, а так­же о том, как это влияет на занятость и благосостояние работающих, их семей, жи­телей того или иного района. Цель социаль­ной работы состоит в улучшении качества жизни людей, она способствует возрождению профессионального интереса к вечным не­справедливостям и неблагоприятным послед­ствиям безработицы и неполной занятости. Кэтрин Хупер Брайер

См. также: Бедность; Группы взаимной по­мощи; Компенсации безработным и ра­ботающим; Обеспечение занятости; Организационные связи местной общи­ны; Пособия: система "отработки"; Со­циальные проблемы: теории и определения; Федеральное социальное законодательство после 1961 г.

AbramowitzM. (1985). The Family Ethic: The Female Pauper and Public Aid, Pre-1900.— Social Service Review, 59(1), 121 — 135. • BendickM. (1983, June 9). Government's Role in the Job Transitions of America's Dislocated Workers: Hearings on Technology and Employment of U.S. House of Representatives. Wash., D. C: U.S. Government Printing Office. • Bowles S., Gordon D. M., Weisskopf Т. Е. (1983). Beyond the Wasteland. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co. • BrennerH. M. (1984). Estimating the Effects of Economic Change on National Health and Social Well-being. Wash., D. C: U.S. Government Printing Office. * Dickenson N. (1984, March). Implications of Unemployment for Social Work Education and Practice. Workshop held at the annual meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Ferman L. F. (1984). Community Responses to Joblessness. Ann Arbor: Institute of Labor and Industrial Relations, University of Michigan. • U.S. Department of Labor (1983). HandbookofLaborStatistics.Wash.,D. C.:U.S. Government Printing Office.


БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

На протяжении большей части своей двухсотлетней истории Соединенные Штаты Америки рассматривались как плавильный тигель, где различные культуры сплавляются в одну. Этот взгляд начал меняться в 60-х го­дах, когда национальные меньшинства вы­ступили с требованиями исправить социальную несправедливость и стали гор­диться своим происхождением. Американ­ская молодежь в это время создавала собственную контркультуру, выдвигая собст­венные требования и придерживаясь собст­венной тактики, включавшей гражданское неповиновение, сидячие забастовки, массо­вые демонстрации, вандализм, городские бес­порядки. Это в свою очередь воспринималось этническими группами как оскорбление их достоинства.

Как бы то ни было, идеология "плавильно­го тигля" оказалась не соответствующей ре­альным чувствам американского общества, отнюдь не превратившегося в некую гомоген­ную массу, и этнические группы в нем сохра­нили свои отличительные черты. Положение еще более усугублялось и продолжает усугуб­ляться притоком иммифантов и беженцев из испаноязычных и азиатских стран.

Кто относится к белым этническим группам?

Определение. Слово "этнический" происходит от греческого "этнос", означаю­щего племя, расу или нацию. По мнению К. Гирца (1963), этническая принадлежность заключается в "изначальных связях", возни­кающих у человека, "рожденного в опреде­ленной религиозной общине, пользующегося специфическим языком или даже диалектом языка и следующего особым социальным мо­делям. Общность крови, языка, обычаев рас­сматривается как нечто имеющее порой все превозмогающую самодовлеющую силу".

Различные этнические группы иногда имеют в виду весьма разные вещи, когда гово­рят о своем роде. Для англосаксонских проте­стантов это может означать отношение к общему началу, для американских итальян­цев под ним может подразумеваться родство в третьем или четвертом поколениях, а также такие некровные отношения, как крестные отец и мать или близкие друзья. Этническая принадлежность в значительной мере опреде­ляет как семейные, так и индивидуальные черты в поведении. В некоторых этнических


группах способ принятия семейных решений носит по преимуществу иерархический ха­рактер или это право закреплено за одним из взрослых, в других практикуется принятие решений совместно обоими взрослыми или всей семьей, включая детей. Формально к этническим белым относятся американцы европейского происхождения. В обиходе и в политических выступлениях это американцы англосаксонского, греческого, итальянского, восточноевропейского происхождения. Иногда сюда же относят и евреев, хотя чаще их рассматривают как отдельную религиоз­но-этническую группу.

Среди американцев европейского проис­хождения самую большую группу составляют выходцы из Англии (49,6 млн), за ними сле­дует те, чьи предки прибыли из Германии (49,2 млн), Ирландии (40,2 млн) и Шотлан­дии (10 млн). В обиходе к этническим белым также относят итальянцев (12,2 млн), поля­ков (8,2 млн), чехов (1,9 млн), венгров (1,8 млн), феков (960 тыс.), литовцев (740 тыс.) и украинцев (730 тыс.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...