Распространение информации и компьютеры 11 глава
Безработицу и "государство всеобщего благосостояния" В связи с разграничением социальной, психологической, политической, исторической и экономической сфер жизни наибольшее распространение получили экономические теории относительно причин безработицы и путей решения этой проблемы. Безработные и условия, в которые они поставлены, рассматриваются с позиций интересов производства и, как правило, расцениваются как фактор экономики, а не сами по себе как объект помощи. Различный подход к труду на рынке рабочей силы и к труду в рамках семьи ведет к разграничению социальных ролей: мужчины — наемные работники, получающие плату за свой труд, женщины — работающие дома и не получающие платы за свой труд. В результате большинство мер по борьбе с безработицей определяется преобладающим узким взглядом на труд и связанные с ним проблемы. Они ориентированы на тех, кто предложил свой труд на рынке наемной рабочей силы, а не на работающих дома в рамках семьи. Поэтому те, кто определяет политику в США, по-прежнему рассматривают безработицу как постоянный фактор экономики, а не как вопрос социального обеспечения, которым надо заниматься независимо от состояния экономики. Отделив безработицу от личности и превратив ее в статистический фактор экономики, творцы политики по-прежнему считают возможным сохранять определенный уровень безработицы в качестве неизбежного и необходимого средства противодействия инфляции. Взгляд на эту проблему в контексте социальной работы ставит под сомнение этот устаревший постулат, который восходит к временам Закона о бедных. Социальные работники объединили усилия с другими группами, стремящимися опровергнуть утверждение, что существует обратно пропорциональная связь между безработицей и инфляцией и что нужно поддерживать безработицу на уровне 6—8 %, чтобы не допустить роста инфляции в стране. С точки зрения социальной работы любой уровень безработицы является социальной несправедливостью, отражающей неравные возможности получения работы и имеющей отрицательные последствия для людей.
Хорошая работа как право человека Право каждого человека на работу было впервые сформулировано в ходе обсуждения государственной политики в 30-е годы, когда была разработана программа создания рабочих мест Франклина Д. Рузвельта. Тогда был выдвинут принцип, согласно которому никто не должен страдать от невозможности получить работу, и была поставлена цель обеспечить работой всех. Но, несмотря на это, администрация Рузвельта отказалась от практического проведения этой политики, когда возникли серьезные инфляционные опасения. "Просачивание благ сверху вниз" в результате экономического роста стало более предпочтительной политической альтернативой курсу создания рабочих мест для всех. Во время второй мировой войны предприниматели были вынуждены привлечь группы безработных (таких, как женщины и национальные меньшинства) к работе, которая раньше была для них недоступна. В конце войны возникла новая ситуация: с одной стороны, указанные слои трудящихся не склон- ны были отказываться от своей работы, что вполне понятно, а с другой стороны, возник страх перед рецидивом экономического кризиса. В этой обстановке развернулось широкое обсуждение принципиального вопроса: должно ли право на работу считаться неотъемлемым правом человека. Его кульминацией стало принятие Закона о занятости 1946 г., в котором декларировалась необходимость создания возможностей получения работы, но право на работу не гарантировалось. В законе указывалось, что федеральное правительство должно влиять на развитие экономики, чтобы обеспечить процветание, минимальную инфляцию, максимальные возможности для получения работы. В этом законе, по сути дела, утверждалось, что необходимо выбирать между безработицей и инфляцией. Занятость и доход рабочих ставились в зависимость от функционирования экономики. Программа "Война с бедностью", провозглашенная в 1964 г., основываясь на том же принципе — предоставлять благоприятные возможности получения работы, а не гарантировать рабочие места, подтверждала, что правительство обязано расширять программы профессионального обучения и создавать рабочие места для бедняков. Правительственные программы для безработных и частично занятых были выдержаны в духе принципа выборочной помощи для смягчения остроты положения. Например, они предусматривали профессиональное обучение для бедняков и лиц, находящихся в учреждениях системы социального обеспечения, или создание "местных молодежных рабочих корпусов".
Те, кто выступает за гарантированное право на работу, понимают, что даже если законодательно признать его, то те же самые дискриминационные распределительные структуры, которые сейчас отказывают людям в праве на работу по признаку пола, этнической принадлежности, возраста, инвалидности и сексуальной ориентации, увековечат профессиональную сегрегацию и неравенство. Таким образом, считается, что гарантированное право на работу, если оно не обеспечивает работы, приносящей удовлетворение и дающей экономическую стабильность и перспективу профессионального роста, не является окончательным решением вопроса. Последствия: личные и семейные Безработица — это не просто отсутствие работы, она может выбить из колеи, иногда необратимо, миллионы рабочих, их семьи, БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ 66 67 БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
целые городские и сельские районы. Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием для некоторых людей, большинство оказавшихся в таком положении говорят, что они сполна ощутили отчаяние, бессилие, растерянность, особенно если были без работы более чем несколько недель. То, что безработица представляет собой сферу социальной работы, подтверждает накапливаемый исследователями материал о социальных, психологических и экономических последствиях безработицы, о ее влиянии на состояние здоровья и семейные отношения.
Работа оказывает огромное влияние на всю жизнь человека. Годы детства посвящены подготовке к работе, а взрослые тратят на работу треть или даже больше того времени, когда они бодрствуют. И как способ обеспечения, и как источник несправедливости работа определяет функционирование отдельной личности, семьи, района. Для абсолютного большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей себя и своей семьи в еде, одежде, крыше над головой. Опросы показывают, что те, кто не любит свою работу, все-таки предпочитают сохранить ее, даже в случае гипотетической возможности жить на независимый доход. И хотя работа и условия труда могут приводить к нарушениям социального функционирования, отсутствие работы усугубляет семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам. То обстоятельство, что почти нет исследований, в которых сопоставлялось бы функционирование наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу и когда ее не имеет, ведет к острым спорам о том, является ли безработица причиной или лишь поводом для возникновения отрицательных последствий. В основе этих споров лежат исследования, которые устанавливают соотношения между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением в специальные лечебные учреждения. Длительное изучение групп населения, исследования временных серий наблюдений дают сходную картину последствий безработицы и сопутствующих ей явлений. Различия в результатах можно объяснить лишь влиянием таких факторов, как уровень безработицы в целом в момент потери работы, поддержка со стороны семьи и друзей, запасы, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительность отсутствия работы.
Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую самооценку, депрессию, самоубийства и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Медицинские проблемы включают нарушение здоровья, вызванное стрессами (особенно болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, имевших до объявления об увольнении нормальное артериальное давление, после получения такого известия оно повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Состояние стресса, вызванное безработицей, может также повысить подверженность человека заболеваниям. Можно проследить связь между безработицей и ухудшением отношений в семье, жестоким обращением с детьми или супругом, разводом, конфликтом между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на воспитание в детские дома, другим семьям или группам людей. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. Некоторые из тех психопатических симптомов, что и у самого безработного, наблюдаются также у членов его семьи. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Уже давно считается, что существует зависимость между безработицей и преступностью, но споры об этом не утихают, а исследователи тем временем более детально определяют типы преступного поведения. Выявлена несомненная связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушителей показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм может объясняться отсутствием работы. Часто безработным и их семьям приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Некоторым приходится отказываться от дома, машины, объявлять о банкротстве и жить на пособие. Рост числа бездомных в США отчасти объясняется теми экономическими лишениями, которые испытывают безработные, и истощением сбережений, что заставляет изо дня в день буквально бороться за физическое выживание. Финансовые трудности безработных усугубляются потерей не только дохода в виде заработка, но и права на оплату счетов за медицинское обслуживание. Именно в то время, когда работники и их семьи наиболее подвержены болезням, вызванным стрессом, они лишены права на медицинское обслуживание. Даже пособие по безработице, хотя теоретически на него имеет право более 90% работающего населения, может быть реально предоставлено всего половине безработных. Средний размер пособия по безработице настолько невелик, что семья из четырех человек, не имеющая других источников дохода, живет на уровне бедности.
Мало известно о "пороге терпимости" в семьях безработных, когда члены семьи еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети-подростки чаще убегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения, семья отторгает тех членов, которых считает бременем, таких, как безработный супруг. Безработные становятся более зависимыми от окружающих и "выбитыми из колеи", к тому же зачастую выходят из строя основные системы межличностной поддержки, которые уже не могут смягчить эти отрицательные последствия. Многие безработные не склонны к политической активности. Считается, что это происходит потому, что они боятся идти вразрез с общепринятым поведением, опасаются поставить под угрозу свои шансы снова найти работу, а также из-за стресса, в котором они живут, пытаясь справиться с проблемами, которые безработица создала для них. В государственных службах трудоустройства официально зарегистрировано только 12% вакантных рабочих мест, и это усугубляет стресс, испытываемый безработными в процессе поиска работы, в частности при получении отказа, или из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, оказывается недостаточно эффективной, поскольку официальная политика государства состоит в том, чтобы постоянно сохранять некоторый избыток рабочей силы. Влияние на общество Безработица оказывает опосредованное влияние и на тех, кто продолжает работать. Чрезмерные психологические нагрузки, переживаемые теми, кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял. Безработица является фактором, понижающим реальную заработную плату для работающих. Отрицательные последствия безработицы для людей не ограничиваются только теми, кто стал ее жертвой. Они бьют по целым трудовым коллективам, в том числе по профсоюзам, мешая их попыткам улучшить качество рабочих мест, условия труда, получить дополнительные блага и обеспечить права человека на рабочем месте. Общество платит за безработицу цену, еще не понятую до конца. Хотя во время экономических спадов всегда увеличивается потребность в психиатрических клиниках и больницах, тюрьмах и местных социальных программах, до сих пор не изучено, какова же при этом потребность в социальной службе в полном объеме. Во время экономического спада растет потребность в ресурсах для оказания государственной социальной помощи, предоставления талонов для льготной покупки продовольствия, медицинского обслуживания для нуждающихся, а также для поддержания имеющихся и создания новых местных социальных служб, лечебных, благотворительных и других учреждений социального обеспечения. В то же время поступления от налогов для покрытия этой потребности часто снижаются. Это происходит не только потому, что лишаются дохода безработные, но и потому, что местные власти часто вводят налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из данного региона и стимулировать привлечение сюда новых компаний. Таким образом, экономический спад может ударить не только по работающим и их семьям, но и по экономической базе управления. По оценкам, потери от неполученных в период спада налогов и от неиспользования трудовых ресурсов почти равняются суммарному бюджетному дефициту США. Увольнение работников в одном секторе экономики далеко не всегда компенсируется ростом занятости в другом. Работникам зачастую негде получить знания и квалификацию, необходимые для изменения профессиональной ориентации, государственные службы часто не оказывают систематической помощи такого рода. Сокращение числа рабочих мест в промышленности США не привело к разработке законов, которые предусматривали бы систематическую работу по обеспечению переподготовки высвобождающейся рабочей силы. Следовательно, основная тяжесть решения проблем поиска новой работы, переподготовки и переориен- БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ 68 БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
тации в настоящее время в первую очередь лежит на самом работнике. Глубокое воздействие безработицы и экономических колебаний на благосостояние общества вынуждает органы управления на всех уровнях предпринимать более активные шаги. Исследования, показывающие, во что обходится безработица обществу, в целом отражают не только потери людских ресурсов и ресурсов местных органов власти, но и пагубность половинчатых или несвоевременных действий и политики невмешательства. Причины и их устранение В центре споров о том, какая помощь должна предоставляться безработным и их семьям, стоит вопрос, должна ли занятость и стабильность экономического положения обеспечиваться политикой правительства или быть личным делом каждого человека. Хотя профессиональное обучение и переподготовка, целенаправленное создание рабочих мест, пособия по безработице и государственная помощь, возможно, весьма полезны, они тем не менее исходят не из системного и коллективного подхода к решению проблемы, а из того, что бремя поиска работы, ответственность за это лежат на отдельном человеке. Возможно, кто-то возразит, что действия правительства в интересах групп безработных не имеют смысла, если экономическая политика ставит своей целью поддержание безработицы на уровне 6—8%. Пока занятость пропорциональна случайным благам, "просачивающимся сверху вниз", обусловленным общим экономическим ростом, потребности отдельного человека, семьи, района останутся подчиненными потребностям рынка. Экономическая политика должна ставить своей целью предоставление работы, права на доход и услуги, доступные всем, а не ограниченному кругу лиц. Меры, принимаемые для смягчения отрицательных последствий потери работы и упадка отдельных районов в результате массовых увольнений и закрытия предприятий, не сумели пока предотвратить человеческих трагедий и того, что люди лишаются средств существования. Поэтому сторонники гарантированного права на получение работы считают, что правительство должно выступать в роли главного работодателя, должно быть готово гарантировать рабочие места и расширить определение того, какого рода работа должна вознаграждаться. Такие предложения предполагают возможность оплачивать труд тех, кто заботится о семье, и тех, кто берет на себя выполнение гражданского долга. Скептики возражают, утверждая, что, даже если будут обеспечены гарантии работы, целый ряд факторов — этническая принадлежность, пол, сексуальная ориентация, возраст и инвалидность — будет приводить к тому, что отношение к работникам будет разным и разница в оплате сохранится. Они полагают, что дискриминация при приеме на работу и профессиональная сегрегация будут по-прежнему мешать равенству работников. Однако сторонники полной занятости утверждают, что нельзя решить проблему дискриминации, если не обеспечить всем, кто этого хочет, возможность получения работы. Некоторые считают, что на смену преобладающему в США индивидуалистическому подходу к потребностям человека, нравам и свободам должно прийти осознание солидарности. Социальная солидарность, которую можно наблюдать среди некоторых групп рабочих в Европе, примером которой является инициатива "солидарная зарплата", возможно, будет не слишком благожелательно принята в США, пока в понимании индивидуального успеха и полного самовыражения ключевыми понятиями не станут коллективизм, сотрудничество и демократизм. В последнее время документально подтверждается, что существуют самые разнообразные последствия явления, которое можно определить как "выборочное ущемление прав" вследствие той или иной экономической политики. Например, исследования показывают, что в тех случаях, когда в компании имеет место явная дискриминация по расовому признаку, возрастают и различия в доходах между белыми рабочими. Таким образом, солидарность в вопросе о заработной плате может отвечать интересам не только тех, чьи права в большей степени ущемляются (например, женщин и представителей меньшинств), но и всех работников. Когда рабочих сталкивают друг с другом, заставляя бороться за ограниченные рабочие места, они, например, не могут полностью воспользоваться такими мерами, как статусная компенсация представителям меньшинств при найме на работу или курсы по поиску работы. Нельзя энергично добиваться общих благ (будь то равная плата за труд или другие меры, способствующие выравниванию статуса), если не заложены основы, устанавливающие связь между потребностями отдельных людей и их личными интересами, с одной стороны, и коллективными интересами — с другой. Но тем не менее изменения в экономической политике США и политике в области занятости имеют тенденцию повторять, хотя и с некоторым запозданием, путь европейских стран, где такие вопросы более открыто и осознанно обсуждались политиками, предпринимателями и рабочими. Программы и социальная политика В отличие от ситуации в Западной Европе, где, как правило, рабочие на более регулярной и универсальной основе имеют доступ к службам обеспечения дохода, здравоохранения, переподготовки и подыскания нового места работы на всех стадиях безработицы, безработные в США имеют в качестве основных источников существования пособия по безработице, государственную помощь, право на медицинскую помощь в рамках программы "Медикейд", талоны на льготное приобретение продовольствия. Существует мнение, что жесткие правила, ограничивающие круг лиц, имеющих право на указанную помощь, побуждают рабочих соглашаться на более низкооплачиваемую работу. Неполная занятость вынуждает дополнять слишком низкую зарплату пособием по социальному обеспечению или зарплатой других членов семьи. Программы помощи безработным включают в себя создание рабочих мест, профессиональную переподготовку и помощь в поисках работы. Исследования, посвященные положительным результатам этих программ, в основном сосредоточивают внимание на самом факте устройства на работу, а не на том, на какое время она предоставлена, насколько она сопоставима с предыдущей работой, лучше или хуже оплачивается. Не были изучены и многочисленные социальные аспекты результативности этих программ — например, предотвращение рецидивизма среди правонарушителей, социальная адаптация молодежи в сфере тру -да или поддержание высокой самооценки и улучшение функционирования личности в обществе. Хотя Служба занятости США была созда -на как биржа труда, ограниченность числа вакантных рабочих мест, зарегистрированных ее информационным отделом, сделала ее крайне неэффективной. В 60-е годы ее критиковали за то, что она давала возможность работодателям "снимать сливки", выбирая лучших из лучших, и, следовательно, была дискриминационной; в последующий период стали говорить, что она оказалась в "мертвой зоне" — между целями социального обеспечения, с одной стороны, и ценностями рынка — с другой. Постепенно Служба занятости стала каналом, который большинство предпринимателей использует довольно редко. В одном из исследований приводятся следующие цифры: толькоОт5до 10% безработных, обратившихся в эту службу, получили действенную помощь. Роль социальной работы В настоящее время действия, предпринимаемые социальными работниками, часто направлены против того или иного конкретного симптома, являющегося лишь побочным продуктом безработицы и неполной занятости. Различные организации занимаются помощью беднякам, престарелым, женщинам, молодежи, семьям, жертвам жестокого обращения и тем, кто виновен в этом, беспризорным, правонарушителям, людям, страдающим от заболеваний, вызванных стрессом, в том числе от психических расстройств, тем, кто злоупотребляет алкоголем и наркотиками. Вполне возможно, что все они имеют дело с последствиями безработицы и неполной занятости. Люди, занимающиеся на практике социальной работой, могут легко приобрести навыки, необходимые им для предоставления различного рода услуг, связанных с трудоустройством, включая консультации в области профессиональной карьеры, оценку рынка занятости и труда, поддержку усилий по поиску работы, а также помощь безработным в установлении связей с группами самопомощи. Шаги, предпринятые Американской службой семьи, подсказали некоторые нововведения в службе помощи безработным: это создание групп поддержки, распространение материалов о самопомощи, содействие объединению усилий разных организаций в той или иной местности для решения проблем. Хотя такие услуги, как консультации по закладным, курсы обучения поиску работы и группы самопомощи, являются неотъемлемой частью мер, принимаемых для борьбы с безработицей, необходимо приложить не меньше усилий, чтобы обеспечить для всех равные права на получение работы и дохода. Принцип справедливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье, в зависимости от того, какую роль они для себя избирают. Чтобы женщины не оказались за рамками рынка труда или, наоборот, перегруженными, социальные службы не должны руководствоваться традиционными представлениями о том, какие социальные роли соответствуют мужчинам и женщинам. Те, кто занимается социальной работой, должны БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ 70 71 БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
выполнить особую миссию, доказав, что любая работа — по найму, домашняя или выполняемая на любых других условиях — обязательно должна цениться, оплачиваться и служить средством самосовершенствования. Люди, занимающиеся социальной работой, могут охватить весь круг проблем в области занятости, только овладев базовыми знаниями о природе циклов деловой активности и о функционировании экономики, а также о том, как это влияет на занятость и благосостояние работающих, их семей, жителей того или иного района. Цель социальной работы состоит в улучшении качества жизни людей, она способствует возрождению профессионального интереса к вечным несправедливостям и неблагоприятным последствиям безработицы и неполной занятости. Кэтрин Хупер Брайер См. также: Бедность; Группы взаимной помощи; Компенсации безработным и работающим; Обеспечение занятости; Организационные связи местной общины; Пособия: система "отработки"; Социальные проблемы: теории и определения; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. • AbramowitzM. (1985). The Family Ethic: The Female Pauper and Public Aid, Pre-1900.— Social Service Review, 59(1), 121 — 135. • BendickM. (1983, June 9). Government's Role in the Job Transitions of America's Dislocated Workers: Hearings on Technology and Employment of U.S. House of Representatives. Wash., D. C: U.S. Government Printing Office. • Bowles S., Gordon D. M., Weisskopf Т. Е. (1983). Beyond the Wasteland. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co. • BrennerH. M. (1984). Estimating the Effects of Economic Change on National Health and Social Well-being. Wash., D. C: U.S. Government Printing Office. * Dickenson N. (1984, March). Implications of Unemployment for Social Work Education and Practice. Workshop held at the annual meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Ferman L. F. (1984). Community Responses to Joblessness. Ann Arbor: Institute of Labor and Industrial Relations, University of Michigan. • U.S. Department of Labor (1983). HandbookofLaborStatistics.Wash.,D. C.:U.S. Government Printing Office. БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ На протяжении большей части своей двухсотлетней истории Соединенные Штаты Америки рассматривались как плавильный тигель, где различные культуры сплавляются в одну. Этот взгляд начал меняться в 60-х годах, когда национальные меньшинства выступили с требованиями исправить социальную несправедливость и стали гордиться своим происхождением. Американская молодежь в это время создавала собственную контркультуру, выдвигая собственные требования и придерживаясь собственной тактики, включавшей гражданское неповиновение, сидячие забастовки, массовые демонстрации, вандализм, городские беспорядки. Это в свою очередь воспринималось этническими группами как оскорбление их достоинства. Как бы то ни было, идеология "плавильного тигля" оказалась не соответствующей реальным чувствам американского общества, отнюдь не превратившегося в некую гомогенную массу, и этнические группы в нем сохранили свои отличительные черты. Положение еще более усугублялось и продолжает усугубляться притоком иммифантов и беженцев из испаноязычных и азиатских стран. Кто относится к белым этническим группам? Определение. Слово "этнический" происходит от греческого "этнос", означающего племя, расу или нацию. По мнению К. Гирца (1963), этническая принадлежность заключается в "изначальных связях", возникающих у человека, "рожденного в определенной религиозной общине, пользующегося специфическим языком или даже диалектом языка и следующего особым социальным моделям. Общность крови, языка, обычаев рассматривается как нечто имеющее порой все превозмогающую самодовлеющую силу". Различные этнические группы иногда имеют в виду весьма разные вещи, когда говорят о своем роде. Для англосаксонских протестантов это может означать отношение к общему началу, для американских итальянцев под ним может подразумеваться родство в третьем или четвертом поколениях, а также такие некровные отношения, как крестные отец и мать или близкие друзья. Этническая принадлежность в значительной мере определяет как семейные, так и индивидуальные черты в поведении. В некоторых этнических группах способ принятия семейных решений носит по преимуществу иерархический характер или это право закреплено за одним из взрослых, в других практикуется принятие решений совместно обоими взрослыми или всей семьей, включая детей. Формально к этническим белым относятся американцы европейского происхождения. В обиходе и в политических выступлениях это американцы англосаксонского, греческого, итальянского, восточноевропейского происхождения. Иногда сюда же относят и евреев, хотя чаще их рассматривают как отдельную религиозно-этническую группу. Среди американцев европейского происхождения самую большую группу составляют выходцы из Англии (49,6 млн), за ними следует те, чьи предки прибыли из Германии (49,2 млн), Ирландии (40,2 млн) и Шотландии (10 млн). В обиходе к этническим белым также относят итальянцев (12,2 млн), поляков (8,2 млн), чехов (1,9 млн), венгров (1,8 млн), феков (960 тыс.), литовцев (740 тыс.) и украинцев (730 тыс.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|