Распространение информации и компьютеры 13 глава
В целом попытка всестороннего учета этнического фактора в политике и планирова- нии социальной работы с этническими белыми группами была предпринята в рамках "социал-консервативного подхода" на конференции Белого дома по проблеме этноса и психического здоровья. Некоторые аспект» этого подхода приведены ниже. ■ Возможность опираться на свою принад ■ Естественные неформальные системы, ■ Социальные программы должны очень ■ Профессиональные знания социальных Социальная работа уже начала проявлять в своей практике большую, чем раньше, чувствительность к этническому фактору. Но все еще остается многое сделать в этом отношении и в подготовке кадров и в повседневной практике. Дж. Джиордано, И. Левин См. также: Расовая дискриминация и неравенство; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.,
• Alba R. (1985, Februrary 11). Quoted in G. Collins. A New Look at Intermarriage in the United States.— New York Times, p. C13. • Erikson E. (1950). Childhood and Society. N.Y.: W. W. Norton & Co. • EriksonE. (1968). Identity: Youth and Crisis. N.Y.: W. W. Norton &Co. • FandettiD., Gelfand D. (1976). Care of the Aged: Attitudes of White Ethnic Families.— The Gerontologist, 16(5), 544— 549. • FeinsteinO. (1974). Why Ethnicity? In:
БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ 78 79 БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
D. Hartman (Ed.). Immigrants and Migrants: The Detroit Ethnic Experience. Detroit: Center for Urban Studies and Southeast Michigan Regional Heritage Study Center, Wayne State University. • Geertz С (Ed.) (1963). Old Societies and New States. Glencoe, 111.: Free Press. • Klein J. (1980). Jewish Identity and Self-Esteem. N.Y.: Institute on Pluralism & Group Identity, American Jewish Committee. • LewinK (1948). Resolving Social Conflict. N.Y.: Harper & Row. • Mostwin D. (1972). Uprootnent and Anxiety.— International Journal of Mental Health, (2), 103—116. • McGoldrick M., Pearce J., Giordano J. (Eds.) (1982). Ethnicity and Family Therapy. N. Y.: Guilford Press. • ZboromkiM. (1969). People in Pain. San Francisco: Jossey-Bass. БЕРЕМЕННОСТЬ. См. Бесплодие как проблема социальных служб; Подростковая беременность. БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Бесплодие — одна из традиционных медицинских проблем, беспокоящих пары детородного возраста. Подсчитано, что в США бесплодием страдают 10—15% пар. Бесплодными считаются пары, которые в течение года или более совместной жизни не пользовались противозачаточными средствами и не смогли зачать ребенка. Чтобы помочь бесплодным парам, необходимо хорошо знать биологию и эндокринологию размножения, понимать его эмоциональные аспекты и иметь специальные хирургические навыки. В настоящее время в Соединенных Штатах эндокринологией размножения занимается все большее число врачей. Поскольку бесплодие связано также с эмоциональными и социальными проблемами, увеличивается и число психиатров, психологов и социальных работников, помогающих преодолеть бесплодие. Причины бесплодия Бесплодие может объясняться рядом факторов, затрагивающих мужчину или женщину. Причиной бесплодия в 40% случаев
является состояние мужчины. Неспособность к овуляции объясняет 10—15% случаев бесплодия, патология маточных труб или анатомические аномалии — 20—30% и состояние шейки матки — 5%. В оставшихся 10—20% случаев, вероятно, главными причинами бесплодия являются психологические и эмоциональные факторы. Для успешного зачатия у женщины должна произойти овуляция и освобождение яйца, которое затем подхватят фимбрии — бахромчатые ворсинки в одной из маточных (фаллопиевых) труб. Мужской половой железе необходимо выделить сперматозоиды, которые должны приблизиться к входу в шейку матки. Они должны пройти через церви-кальный канал, полость матки и фаллопиевы трубы, чтобы встретиться с яйцом вблизи фимбриального конца одной из труб и оплодотворить его. Оплодотворенное яйцо должно пройти по трубе в полость матки. Эндометрий — слизистая оболочка, выстилающая эту полость, — должен создать подходящие условия для прикрепления и дальнейшего развития зародыша. Чаще всего эта цепь событий прерывается на следующих этапах: выделение и движение сперматозоидов; попадание спермы в канал шейки матки; прохождение спермы или оплодотворенного яйца через маточную трубу; освобождение яйца и выработка яичниками нормальных гормонов. Чтобы выявить причины бесплодия, надо проанализировать все указанные факторы. Базовая оценка состояния Пара рассматривается как единое целое, и до начала лечения исследуется каждый из вышеперечисленных этапов. Должна быть составлена подробная история пары, исследованы половые органы и процесс овуляции у женщины, а также сохранение и выживание семени и сперматозоидов. Такое обследование занимает 8—12 недель и может быть завершено за 5—6 посещений; оно позволяет обнаружить причину бесплодия в 85—90% случаев. Диагностические процедуры Базальная температура тела, в начале XX столетия Ван де Вельде обнаружил, что изменение базальной температуры тела в период менструального цикла проходит две фазы. Начиная с этого времени базальная температура стала широко использоваться для определения времени овуляции. Чтобы измерить базальную температуру тела, надо поместить термометр в рот сразу после пробуждения и до начала какой-
либо деятельности. Эта температура составляет в большинстве случаев 36,1—36,4°. После овуляции базальная температура повышается до 36,7°. При составлении месячного графика базальной температуры выстраивается двухфазная кривая, самая низкая точка которой приходится на овуляцию. Вторая половина менструального цикла (фаза желтого тела, названная так в связи с образованием желтого тела в яичниках после овуляции) —обычно 14 ± 1,5 дня. Если этот период оказывается значительно более коротким, то говорят о каких-то отклонениях. На представляемом графике базальной температуры должно быть указано время полового сношения, так чтобы с ним можно было соотнести время овуляции. Таким образом, устанавливают, связано ли бесплодие с отсутствием овуляции, неудачным выбором времени для полового сношения или имеет другие причины. Тест после полового сношения. Этот тест проводится примерно в ожидаемое время овуляции, что определяется по графику базальной температуры. Пациентам советуют иметь сношение за 10—16 часов до теста. Специалист помещает взятое из шейки матки небольшое количество слизи на предметное стекло и исследует под микроскопом, чтобы установить наличие живых сперматозоидов. Наличие большого числа активно движущихся сперматозоидов свидетельствует о достаточном оплодотворении, нормальном семени и нормальном состоянии слизистой оболочки шейки матки. Этот тест, как правило, вполне надежен. Тест на проходимость маточных труб. В настоящее время для определения проходимости фаллопиевых труб обычно применяется гистеросалпингография. Через шейку матки вводится непроницаемая для рентгеновских лучей краска, затем снимается несколько рентгенограмм. Этот метод дает врачу возможность осмотреть полость матки и маточные трубы, чтобы оценить, соответствуют ли они анатомической норме. Гистеросалпингография может обнаружить врожденные отклонения от нормы в половых путях, нарушения в полости матки и аномалии фаллопиевых труб.
Тест на адекватность эндометрия. Изучение слизистой оболочки матки в предменструальный период позволяет сделать предположение об овуляции и местах имплантации оплодотворенного яйца. Ткань эндометрия для биопсии может быть взята специалистом путем относительно короткой и простой процедуры. Руководствуясь графиком базальной температуры, следует производить биопсию непосредственно перед началом менструации. Затем производится гистологическое исследование взятой ткани (анализируется ее структура и состав). В норме гистологические данные должны соответствовать базальной температуре тела. Аномальное состояние слизистой оболочки матки может свидетельствовать о дисфункции яичников или повреждении желтого тела. Эндометриальная биопсия попутно может обнаружить наличие хронической инфекции. Лапароскопия. Когда обследование в связи с бесплодием не обнаруживает его этиологии (а причиной его может быть заболевание или анатомическое отклонение от нормы) и в течение года после полного завершения мероприятий не происходит зачатия и беременности, показана лапароскопия. Лапароскопией называется хирургическая процедура, дающая возможность прямого осмотра, изучения и оценки состояния органов таза. Поскольку при этой процедуре требуется наркоз, пациентку помещают на один день в больницу. Процедура предусматривает вдувание в брюшную полость от трех до четырех литров СО2, чтобы кишечник поднялся вверх и вышел из области таза. Затем через пупок вводится инструмент с источником света и линзой для прямого обследования области таза и функционирования его органов и перфузии маточных труб. При этой процедуре через трубы пропускается жидкость, что позволяет определить их проходимость. Примерно у 20% пациенток обнаруживается какая-нибудь ранее не подозревавшаяся патология органов таза, чаще всего это фибромы, спайки или эндометриоз (наличие в полости таза ткани, напоминающей эндометрий). Примерно в 80 % случаев лапароскопия не обнаруживает никаких отклонений. Лечение Лечение зависит от причины бесплодия. Если обнаруживаются анатомические аномалии половых органов, лечение должно быть хирургическим. Закупорка (окклюзия) маточных труб может быть результатом спаек, явившихся следствием воспалительных процессов в органах таза в связи с гонореей, туберкулезом, послеродовой или послеаборт-ной инфекцией. Она может быть также результатом перевязки труб с целью стерилизации. Спайки, являющиеся причиной закупорки и нарушения подвижности маточных (фаллопиевых) труб, вызываются эндомет-
БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ 80 81 БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД
риозом или воспалительным процессом вне-тазовых органов, скажем, прободным аппендицитом. Успешность операций на маточных трубах зависит как от места закупорки, так и от ее масштаба. Как правило, чем обширнее область закупорки, тем хуже результаты операции. Степень успеха колеблется от 10 до 65%, если иметь в виду число последующих нормальных родов. Когда повреждена сама труба, возможность беременности в будущем существенно ниже. Результаты несколько улучшились за последнее десятилетие благодаря внедрению новых микрохирургических методов, в особенности у женщин, подвергшихся стерилизации, трубы которых, в сущности, нормальны. Однако общее число внематочных беременностей (тех, при которых внедрение яйца и развитие плода происходят в одной из фаллопиевых труб или в другом месте вне матки) после операции на трубах составляет примерно 12%, что значительно выше, чем в случаях, не требовавших хирургического вмешательства. В большинстве случаев поражение полости матки фибромами может быть излечено оперативно. Миоэктомия в 50% случаев бывает успешной. Врожденными аномалиями матки объясняется лишь незначительное число случаев бесплодия. Часто они могут быть успешно устранены хирургическим путем. В 1978 г. в результате оплодотворения в пробирке (in vitro) и последующего переноса зародыша в полость матки впервые родился живой ребенок. Это произошло в Англии благодаря пионерским усилиям Патрик Степто и Роберта Эдуардз. С тех пор подобные исследовательские программы развиваются во многих странах. Первоначально эта методика задумывалась как способ оплодотворения, минующий фаллопиевы трубы, но сейчас она показана для всех случаев устойчивого бесплодия. Сама процедура очень проста. Сначала проводится премедикация женщины стимулирующими лекарствами, чтобы добиться многократной овуляции. В период овуляции проводится лапороскопия и извлекаются яйца. Они оплодотворяются спермой мужа и после этого выдерживаются 36— 48 часов в инкубаторе, пока не разовьется зародыш размером от двух до восьми клеток. Этот зародыш помещается затем в матку. Успешность этой методики — определяемая числом рождений живых младенцев — составляет 10—20 %. Одним из наиболее легко излечимых случаев бесплодия является отсутствие овуляции. Благодаря все более отчетливому пониманию нами процессов нормальной и патологической физиологии менструального цикла и изощренным методикам диагностики аномалии в цикле могут быть правильно диагностированы и излечены с помощью "лекарств плодовитости", стимулирующих овуляцию. Цитрат кломифена (кломид) стимулирует выделение гонадотропинов (женских половых гормонов) и усиливает овуляцию у женщин, не страдающих нарушением оси гипотоламус — гипофиз — яичники. Как показывает представительная выборка, число беременностей после лечения кломифеном составляет около 40 %, из которых многоплодных — около 7%. Побочные явления и осложнения после приема этого лекарства минимальны. Гонадотропины человека, выделяемые в период менопаузы (пергонал), очень эффективно стимулируют овуляцию и беременность у женщин, страдающих недостатком женских половых гормонов, и пациенток, которым не помогает кломифен. Общее число беременностей составляет в этом случае примерно 65%, из них многоплодных — примерно 20%. Осложнения чрезвычайно редки, но могут быть серьезными. Новейшим методом лечения пациенток, у которых отсутствует овуляция, является введение гормона, высвобождающего гонадотропин. Он вводится с помощью небольшого инфузомата — шприца для пульсирующего внутривенного вливания. Гормон стимулирует гонадотропины пациентки. Число беременностей при этом лечении меньше, чем при лечении пергоналом, но также существенно меньше и число осложнений. Бромокриптин (парлодел) эффективно снижает до нормы уровень пролактина (гормона, стимулирующего лактацию). Лечение восстанавливает нормальный цикл овуляции у 80% пациенток, в свою очередь четыре пятых из тех, у кого восстанавливается нормальная овуляция, беременеют. Побочные явления минимальны, а количество многоплодных беременностей такое же, как и среди здорового населения. В случае бесплодия у мужчин успешной и приемлемой формой решения вопроса является осеменение спермой, взятой у донора. И последнее — по месту, но не по значению. В бесплодии играют определенную роль эмоциональные факторы. Трудно определить относительную частоту эмоциональных препятствий для наступления беременности; вероятно, «на велика. Механизмы воздействия эмоционального стресса на овуляцию только начинают проясняться. Так, например, эндо- генные опиоиды — группа пептидов, недавно выделенная из мозга и других органов, — играют важную роль в управлении эндокринной функцией организма. Они испытывают воздействие эмоциональных изменений и перемен в окружающей среде и играют существенную роль в болевых ощущениях и в других поведенческих явлениях. Социальный работник, консультирующий бесплодных клиентов, должен быть внимательным и восприимчивым к их проблемам и оказывать необходимую поддержку. Социальные работники, так же как и врачи, должны уметь распознавать людей, которым нужна помощь в связи с их эмоциональными проблемами, и направлять их к специалисту. Рафаэль Джуэлевиц • Buttran Jr., КС, Reiter Я С. (1985). Surgical Treatment of the Infertile Female. Baltimore, Md.: Williams & Wilkins. • Speroff L., Glass R.H., Kase N. G. (1983). Clinical Gynecologic Endocrinology and Infertility (3rd ed.). Baltimore. Md.: Williams & Wilkins. • Van de Velde T. (1904). On the Connection Between Ovarian Activity, Cyclical Periodicity and the Menstrual Flow. Haarlem, the Netherlands: F. Bohm's Successors. БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия практических решений. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour — поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Вероятность — необходимый момент, принимаемый в расчет в рамках бихевиористского подхода. Понятие вероятности используется для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Предполагается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Это — эмоциональная, или аффективная; компетент- ная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении; и прямое открытое реагирование. Формы поведения не жестко связаны между собой, их взаимообусловленность складывается в процессе жизни индивидуально у каждого человека. Кроме того, бихевиоризм обращает внимание на различие между формой и функцией поведения, т. е. форма поведения может скрывать функцию поведения или указывать на нее. В США издается свыше 20 бихевиористских журналов и большое количество ежегодников ("Ежегодный обзор бихевиористской терапии", "Бихевиористская групповая терапия" и др.), а также сотни статей в журналах, посвященных образованию, социальной работе, медицине, психологии, психиатрии, консультированию, бизнесу и реабилитации. Общая характеристика Бихевиористский подход характеризует следующее: 1) признание того, что внешние переменные, т. е., поведенческие, реакции, в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами — мыслями, чувствами и аффектами; 2) первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов; 3) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения; 4) четкое описание процедур диагностики и вмешательства; 5) явная связь между диагностикой и воздействием; 6) ясное представление желаемого результата; 7) интерес к оценке. С бихевиористским подходом связан широкий спектр теоретических ориентации. На одном конце его находится прикладной анализ поведения, тщательно избегающий ненаблюдаемых событий, сосредоточенный на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализ сосредоточивается на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке — в классе, дома, в купе поезда, — и его функциях, при этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения, идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей индивидов, отстающих в развитии, сокращения правонарушений и расширения возможностей трудовой занятости. БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД 82 НЗ БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД
Другой конец спектра представлен когнитивной модификацией бихевиоризма, сосредоточившей усилия на изменении когнитивных реакций на ситуацию. Среди примеров использования такого подхода можно назвать когнитивно-бихевиористское лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации. Подходы, находящиеся на обеих сторонах спектра, акцентируют необходимость тщательной оценки результатов, основанной на наблюдении последствий. Без этого исследования оказываются вне бихевиористского подхода, так как ключевой вопрос подхода состоит в проверке результатов воздействия. Например, предположение, что данные словесные инструкции изменят поведение, можно проверить, регистрируя изменения наблюдаемых реакций. Дискуссионным является вопрос о том, представляют ли собой когнитивные поведенческие методы нечто новое, или это просто другое название процедур, основанных на теории социального обучения. Многие методы, разработанные в начальный период использования бихевиористских процедур, такие, как систематическая десенсибилизация (снижение чувствительности), в значительной мере опираются на ненаблюдаемые результаты. Символические процессы — подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий — являются существенными компонентами теории социального обучения. Указанная теория базируется на изучении социальных причин и следствий различных форм поведения. Имеются также модификации бихевиористского подхода, построенные на изменении эмоциональных реакций. Отличительные особенности Несколько важных параметров выделяют бихевиористский подход из других подходов к социальной работе. Он ориентирует социальных работников на необходимость исходить из эмпирического исследования при выборе процедур диагностики и воздействия. Например, если в исследовании установлено, что наблюдение определенного поведения в естественных условиях дает ценную информацию, которая может дополнить и уточнить впечатления, возникающие на основе самоотчетов, касающихся взаимодействия между клиентом и значимыми для него событиями, то такую информацию нужно использовать, это этично и допустимо. Если один тип воздействия более эффективен, чем другой, то социальным работникам следует использовать именно этот тип воздействия, несмотря на личные теоретические предубеждения. Бихевиористский подход требует, чтобы социальные работники были знакомы со связанными с их практической работой эмпирическими исследованиями и исходили из них. В тех сферах, где такие исследования редки, социальный работник должен заполнить "белые пятна", исходя из бихевиористской теории. Этот подход также требует знакомства с исследованиями, проводимыми в смежных областях. Например, одна из работ показала значимость позитивного школьного окружения для компенсации недостатков воспитания в домашних условиях. Результаты другого исследования свидетельствуют, что программы, предназначенные для снижения количества пропусков занятий в школе, в действительности способствуют совершению правонарушений. Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов являются дополнительными отличительными признаками бихевиористского подхода. Практическая реализация учитывается и в рамках других подходов, но жесткое требование делать это — и делать определенным образом — присуще именно бихевиористскому подходу. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов изменений. Примерами являются депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с подростками. Согласно бихевиористскому подходу, люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата. Еще одна отличительная особенность бихевиористского подхода — внимание к закреплению желаемых изменений. Методы, способствующие устойчивому закреплению результатов, являются общим компонентом бихевиористской работы с индивидами, группами, семьями и сообществами и требуют внимания ко всем стадиям работы с клиентом. Например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений. Экспертная оценка Одной из характеристик оценки в рамках бихевиористского подхода является использование многих источников информации, включая (если возможно и соблюдаются этические требования) непосредственное наблюдение клиентов и других людей, находящихся в аналогичном окружении. Если наблюдение за клиентом в естественном окружении неосуществимо, альтернативой будет наблюдение за поведением в искусственно созданной обстановке, максимально приближенной к реальным условиям жизни. Самоконтроль, в процессе которого данный клиент фиксирует цепочку форм поведения, чувств, мыслей, результатов, — это другой возможный источник информации. Важным источником являются психологические измерения — данные самоотчета, включающие осуществление соответствующих измерений. Четкое описание проблемы, связанных с ней событий и желаемых результатов, еще одна черта бихевиористского подхода к экспертной оценке. В конечном итоге цель состоит в установлении желаемых результатов и обнаружении тех условий, которые необходимо для этого изменить. Например, в некоторых исследованиях зафиксировано, что родители более склонны наказывать своих детей в те дни, когда меньше контактируют с друзьями. Следовательно, изменение родительского поведения может потребовать внимания как к социальному окружению родителей (отдаленная предпосылка), так и к вопросам взаимодействия детей с родителями. В итоге экспертная оценка позволяет выявить: 1) конкретные цели, которые должны быть достигнуты для решения имеющихся проблем; 2) основную информацию, связывающую нужные формы поведения и результаты; 3) промежуточные шаги, необходимые для получения этой информации; 4) ресурсы личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 5) других людей, которых желательно вовлечь в работу, и план их привлечения; 6) специфические методы воздействия, полезные для достижения желаемых результатов; 7) индикаторы прогресса, используемые для оценки результатов терапии; 8) препят- ствия, которые должны быть преодолены, и план действий в этих целях. Методы воздействия Процедуры оценки и методы воздействия в бихевиористском подходе тесно связаны между собой. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения. Четкое определение желаемых результатов и постоянный контроль за изменениями обеспечивают взаимосвязь клиентов, других лиц, значимых для работы, и социальных работников, позволяют изменить планы в определенных отношениях. Реорганизация исходной последовательности событий (известная как управление стимулами) часто не менее эффективна, чем реорганизация реакции индивида на эти события. Реорганизация стимулов, желаемые результаты часто могут быть достигнуты посредством реорганизации того, что произошло до интересующего нас поведения. Например, Шорки и Тейлор (1973) добились уменьшения всеобщего детского плача в больницах, который был связан с болезненной сменой бинтов. Они предположили, что причина в том, что персонал, осуществляющий эту операцию, отличается по цвету одежды от всех окружающих, включая родителей. Плач уменьшался в присутствии других людей, не участвующих в этой процедуре. В другом примере семейный стиль сервировки стола (в супницах, а не путем раздачи каждому индивидуальных тарелок) интенсифицировал общение пожилых людей в санатории. Реорганизация последствий. Как избыточность поведения (наличие нежелательных его форм), так и его недостаточность (отсутствие ожидаемых форм) ведут к необходимости корректировки последствий. Человек может вновь и вновь проявлять поведенческую избыточность — вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство — в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или дает ему те или иные психологические "выигрыши". Поведенческие дефициты могут быть связаны с отсутствием соответствующих способностей — индивид не обладает умениями, требуемыми для проявления нужных реакций, что тем более вероятно в случае различных препятствий, уменьшающих возможность положительного подкрепления, таких, как физические ограничения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|