Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 13 глава




В целом попытка всестороннего учета эт­нического фактора в политике и планирова-


нии социальной работы с этническими белы­ми группами была предпринята в рамках "социал-консервативного подхода" на конфе­ренции Белого дома по проблеме этноса и психического здоровья. Некоторые аспект» этого подхода приведены ниже.

■ Возможность опираться на свою принад­
лежность к группе укрепляет индивида; зна­
ние и уважение этнических, семейных,
религиозных и местных традиций, истории
группы способствует углублению самосозна­
ния человека, умножает его духовные силы,
необходимые ему, чтобы устроить свою
жизнь.

■ Естественные неформальные системы,
существующие в виде семьи, местной общи­
ны, места работы, религиозной общины и эт­
нической группы, должны служить важной
базой для оказания помощи человеку, попав­
шему в трудное положение.

■ Социальные программы должны очень
точно настраиваться таким образом, чтобы
предложить широкий выбор форм помощи в
соответствии с предпочтениями людей, кото­
рые находятся в разных этнических, религи­
озных, социальных и экономических
ситуациях и в различном окружении.

■ Профессиональные знания социальных
работников должны сочетаться с жизненным
опытом и здравым смыслом. Соединение про­
фессиональной подготовки с житейской муд­
ростью — лучший способ найти правильные
пути оказания помощи тем людям, которые в
ней нуждаются.

Социальная работа уже начала проявлять в своей практике большую, чем раньше, чув­ствительность к этническому фактору. Но все еще остается многое сделать в этом отноше­нии и в подготовке кадров и в повседневной практике.

Дж. Джиордано, И. Левин

См. также: Расовая дискриминация и нера­венство; Этнические группы и социаль­ная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.,

• Alba R. (1985, Februrary 11). Quoted in G. Collins. A New Look at Intermarriage in the United States.— New York Times, p. C13. • Erikson E. (1950). Childhood and Society. N.Y.: W. W. Norton & Co. • EriksonE. (1968). Identity: Youth and Crisis. N.Y.: W. W. Norton &Co. • FandettiD., Gelfand D. (1976). Care of the Aged: Attitudes of White Ethnic Families.— The Gerontologist, 16(5), 544— 549. • FeinsteinO. (1974). Why Ethnicity? In:


 


БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


78


79


БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


 


D. Hartman (Ed.). Immigrants and Migrants: The Detroit Ethnic Experience. Detroit: Center for Urban Studies and Southeast Michigan Regional Heritage Study Center, Wayne State University. • Geertz С (Ed.) (1963). Old Societies and New States. Glencoe, 111.: Free Press. • Klein J. (1980). Jewish Identity and Self-Esteem. N.Y.: Institute on Pluralism & Group Identity, American Jewish Committee. • LewinK (1948). Resolving Social Conflict. N.Y.: Harper & Row. • Mostwin D. (1972). Uprootnent and Anxiety.— International Journal of Mental Health, (2), 103—116. • McGoldrick M., Pearce J., Giordano J. (Eds.) (1982). Ethnicity and Family Therapy. N. Y.: Guilford Press. • ZboromkiM. (1969). People in Pain. San Francisco: Jossey-Bass.

БЕРЕМЕННОСТЬ. См. Бесплодие как проблема социальных служб; Подростковая беременность.

БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕ­МА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Бесплодие — одна из традиционных ме­дицинских проблем, беспокоящих пары дето­родного возраста. Подсчитано, что в США бесплодием страдают 10—15% пар. Бесплод­ными считаются пары, которые в течение го­да или более совместной жизни не пользовались противозачаточными средства­ми и не смогли зачать ребенка. Чтобы помочь бесплодным парам, необходимо хорошо знать биологию и эндокринологию размножения, понимать его эмоциональные аспекты и иметь специальные хирургические навыки. В настоящее время в Соединенных Штатах эн­докринологией размножения занимается все большее число врачей. Поскольку бесплодие связано также с эмоциональными и социаль­ными проблемами, увеличивается и число психиатров, психологов и социальных работ­ников, помогающих преодолеть бесплодие.

Причины бесплодия

Бесплодие может объясняться рядом фак­торов, затрагивающих мужчину или женщи­ну. Причиной бесплодия в 40% случаев


является состояние мужчины. Неспособность к овуляции объясняет 10—15% случаев бес­плодия, патология маточных труб или анато­мические аномалии — 20—30% и состояние шейки матки — 5%. В оставшихся 10—20% случаев, вероятно, главными причинами бес­плодия являются психологические и эмоцио­нальные факторы.

Для успешного зачатия у женщины дол­жна произойти овуляция и освобождение яйца, которое затем подхватят фимбрии — бахромчатые ворсинки в одной из маточных (фаллопиевых) труб. Мужской половой же­лезе необходимо выделить сперматозоиды, которые должны приблизиться к входу в шей­ку матки. Они должны пройти через церви-кальный канал, полость матки и фаллопиевы трубы, чтобы встретиться с яйцом вблизи фимбриального конца одной из труб и опло­дотворить его. Оплодотворенное яйцо должно пройти по трубе в полость матки. Эндомет­рий — слизистая оболочка, выстилающая эту полость, — должен создать подходящие усло­вия для прикрепления и дальнейшего разви­тия зародыша. Чаще всего эта цепь событий прерывается на следующих этапах: выделе­ние и движение сперматозоидов; попадание спермы в канал шейки матки; прохождение спермы или оплодотворенного яйца через ма­точную трубу; освобождение яйца и выработ­ка яичниками нормальных гормонов. Чтобы выявить причины бесплодия, надо проанали­зировать все указанные факторы.

Базовая оценка состояния

Пара рассматривается как единое целое, и до начала лечения исследуется каждый из вышеперечисленных этапов. Должна быть составлена подробная история пары, иссле­дованы половые органы и процесс овуляции у женщины, а также сохранение и выживание семени и сперматозоидов. Такое обследова­ние занимает 8—12 недель и может быть за­вершено за 5—6 посещений; оно позволяет обнаружить причину бесплодия в 85—90% случаев.

Диагностические процедуры

Базальная температура тела, в

начале XX столетия Ван де Вельде обнару­жил, что изменение базальной температуры тела в период менструального цикла прохо­дит две фазы. Начиная с этого времени ба­зальная температура стала широко использоваться для определения времени овуляции. Чтобы измерить базальную темпе­ратуру тела, надо поместить термометр в рот сразу после пробуждения и до начала какой-


либо деятельности. Эта температура состав­ляет в большинстве случаев 36,1—36,4°. По­сле овуляции базальная температура повышается до 36,7°. При составлении месяч­ного графика базальной температуры вы­страивается двухфазная кривая, самая низкая точка которой приходится на овуля­цию. Вторая половина менструального цикла (фаза желтого тела, названная так в связи с образованием желтого тела в яичниках после овуляции) —обычно 14 ± 1,5 дня. Если этот период оказывается значительно более корот­ким, то говорят о каких-то отклонениях. На представляемом графике базальной темпера­туры должно быть указано время полового сношения, так чтобы с ним можно было соот­нести время овуляции. Таким образом, уста­навливают, связано ли бесплодие с отсутствием овуляции, неудачным выбором времени для полового сношения или имеет другие причины.

Тест после полового сношения. Этот тест проводится примерно в ожидаемое время овуляции, что определяется по графи­ку базальной температуры. Пациентам сове­туют иметь сношение за 10—16 часов до теста. Специалист помещает взятое из шейки матки небольшое количество слизи на пред­метное стекло и исследует под микроскопом, чтобы установить наличие живых спермато­зоидов. Наличие большого числа активно движущихся сперматозоидов свидетельству­ет о достаточном оплодотворении, нормаль­ном семени и нормальном состоянии слизистой оболочки шейки матки. Этот тест, как правило, вполне надежен.

Тест на проходимость маточных труб. В настоящее время для определения проходимости фаллопиевых труб обычно применяется гистеросалпингография. Через шейку матки вводится непроницаемая для рентгеновских лучей краска, затем снимается несколько рентгенограмм. Этот метод дает врачу возможность осмотреть полость матки и маточные трубы, чтобы оценить, соответст­вуют ли они анатомической норме. Гистеро­салпингография может обнаружить врожденные отклонения от нормы в половых путях, нарушения в полости матки и анома­лии фаллопиевых труб.

Тест на адекватность эндомет­рия. Изучение слизистой оболочки матки в предменструальный период позволяет сде­лать предположение об овуляции и местах имплантации оплодотворенного яйца. Ткань эндометрия для биопсии может быть взята специалистом путем относительно короткой


и простой процедуры. Руководствуясь графи­ком базальной температуры, следует произ­водить биопсию непосредственно перед началом менструации. Затем производится гистологическое исследование взятой ткани (анализируется ее структура и состав). В нор­ме гистологические данные должны соответ­ствовать базальной температуре тела. Аномальное состояние слизистой оболочки матки может свидетельствовать о дисфунк­ции яичников или повреждении желтого те­ла. Эндометриальная биопсия попутно может обнаружить наличие хронической инфек­ции.

Лапароскопия. Когда обследование в связи с бесплодием не обнаруживает его эти­ологии (а причиной его может быть заболева­ние или анатомическое отклонение от нормы) и в течение года после полного завер­шения мероприятий не происходит зачатия и беременности, показана лапароскопия.

Лапароскопией называется хирургиче­ская процедура, дающая возможность прямо­го осмотра, изучения и оценки состояния органов таза. Поскольку при этой процедуре требуется наркоз, пациентку помещают на один день в больницу. Процедура предусмат­ривает вдувание в брюшную полость от трех до четырех литров СО2, чтобы кишечник под­нялся вверх и вышел из области таза. Затем через пупок вводится инструмент с источни­ком света и линзой для прямого обследования области таза и функционирования его орга­нов и перфузии маточных труб. При этой про­цедуре через трубы пропускается жидкость, что позволяет определить их проходимость. Примерно у 20% пациенток обнаруживается какая-нибудь ранее не подозревавшаяся па­тология органов таза, чаще всего это фибро­мы, спайки или эндометриоз (наличие в полости таза ткани, напоминающей эндомет­рий). Примерно в 80 % случаев лапароскопия не обнаруживает никаких отклонений.

Лечение

Лечение зависит от причины бесплодия. Если обнаруживаются анатомические ано­малии половых органов, лечение должно быть хирургическим. Закупорка (окклюзия) маточных труб может быть результатом спа­ек, явившихся следствием воспалительных процессов в органах таза в связи с гонореей, туберкулезом, послеродовой или послеаборт-ной инфекцией. Она может быть также результатом перевязки труб с целью стерили­зации. Спайки, являющиеся причиной заку­порки и нарушения подвижности маточных (фаллопиевых) труб, вызываются эндомет-


БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


80


81


БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД


 


риозом или воспалительным процессом вне-тазовых органов, скажем, прободным аппен­дицитом. Успешность операций на маточных трубах зависит как от места закупорки, так и от ее масштаба. Как правило, чем обширнее область закупорки, тем хуже результаты опе­рации. Степень успеха колеблется от 10 до 65%, если иметь в виду число последующих нормальных родов.

Когда повреждена сама труба, возмож­ность беременности в будущем существенно ниже. Результаты несколько улучшились за последнее десятилетие благодаря внедрению новых микрохирургических методов, в осо­бенности у женщин, подвергшихся стерили­зации, трубы которых, в сущности, нормальны. Однако общее число внематоч­ных беременностей (тех, при которых внед­рение яйца и развитие плода происходят в одной из фаллопиевых труб или в другом ме­сте вне матки) после операции на трубах со­ставляет примерно 12%, что значительно выше, чем в случаях, не требовавших хирур­гического вмешательства.

В большинстве случаев поражение поло­сти матки фибромами может быть излечено оперативно. Миоэктомия в 50% случаев бы­вает успешной. Врожденными аномалиями матки объясняется лишь незначительное чис­ло случаев бесплодия. Часто они могут быть успешно устранены хирургическим путем.

В 1978 г. в результате оплодотворения в пробирке (in vitro) и последующего переноса зародыша в полость матки впервые родился живой ребенок. Это произошло в Англии бла­годаря пионерским усилиям Патрик Степто и Роберта Эдуардз. С тех пор подобные иссле­довательские программы развиваются во многих странах. Первоначально эта методика задумывалась как способ оплодотворения, минующий фаллопиевы трубы, но сейчас она показана для всех случаев устойчивого бес­плодия. Сама процедура очень проста. Сна­чала проводится премедикация женщины стимулирующими лекарствами, чтобы до­биться многократной овуляции. В период овуляции проводится лапороскопия и извле­каются яйца. Они оплодотворяются спермой мужа и после этого выдерживаются 36— 48 часов в инкубаторе, пока не разовьется за­родыш размером от двух до восьми клеток. Этот зародыш помещается затем в матку. Ус­пешность этой методики — определяемая числом рождений живых младенцев — со­ставляет 10—20 %.

Одним из наиболее легко излечимых слу­чаев бесплодия является отсутствие овуля­ции. Благодаря все более отчетливому


пониманию нами процессов нормальной и патологической физиологии менструального цикла и изощренным методикам диагности­ки аномалии в цикле могут быть правильно диагностированы и излечены с помощью "ле­карств плодовитости", стимулирующих ову­ляцию. Цитрат кломифена (кломид) стимулирует выделение гонадотропинов (женских половых гормонов) и усиливает овуляцию у женщин, не страдающих нару­шением оси гипотоламус — гипофиз — яич­ники. Как показывает представительная выборка, число беременностей после лечения кломифеном составляет около 40 %, из кото­рых многоплодных — около 7%. Побочные явления и осложнения после приема этого лекарства минимальны.

Гонадотропины человека, выделяемые в период менопаузы (пергонал), очень эффек­тивно стимулируют овуляцию и беремен­ность у женщин, страдающих недостатком женских половых гормонов, и пациенток, ко­торым не помогает кломифен. Общее число беременностей составляет в этом случае при­мерно 65%, из них многоплодных — пример­но 20%. Осложнения чрезвычайно редки, но могут быть серьезными.

Новейшим методом лечения пациенток, у которых отсутствует овуляция, является вве­дение гормона, высвобождающего гонадотропин. Он вводится с помощью небольшого инфузомата — шприца для пульсирующего внутривенного вливания. Гормон стимулиру­ет гонадотропины пациентки. Число бере­менностей при этом лечении меньше, чем при лечении пергоналом, но также существенно меньше и число осложнений.

Бромокриптин (парлодел) эффективно снижает до нормы уровень пролактина (гор­мона, стимулирующего лактацию). Лечение восстанавливает нормальный цикл овуляции у 80% пациенток, в свою очередь четыре пя­тых из тех, у кого восстанавливается нор­мальная овуляция, беременеют. Побочные явления минимальны, а количество много­плодных беременностей такое же, как и среди здорового населения.

В случае бесплодия у мужчин успешной и приемлемой формой решения вопроса яв­ляется осеменение спермой, взятой у донора.

И последнее — по месту, но не по значе­нию. В бесплодии играют определенную роль эмоциональные факторы. Трудно определить относительную частоту эмоциональных пре­пятствий для наступления беременности; ве­роятно, «на велика. Механизмы воздействия эмоционального стресса на овуляцию только начинают проясняться. Так, например, эндо-


генные опиоиды — группа пептидов, недавно выделенная из мозга и других органов, — иг­рают важную роль в управлении эндокрин­ной функцией организма. Они испытывают воздействие эмоциональных изменений и пе­ремен в окружающей среде и играют сущест­венную роль в болевых ощущениях и в других поведенческих явлениях.

Социальный работник, консультирую­щий бесплодных клиентов, должен быть вни­мательным и восприимчивым к их проблемам и оказывать необходимую поддержку. Соци­альные работники, так же как и врачи, долж­ны уметь распознавать людей, которым нужна помощь в связи с их эмоциональными проблемами, и направлять их к специалисту. Рафаэль Джуэлевиц • Buttran Jr., КС, Reiter Я С. (1985). Surgical Treatment of the Infertile Female. Baltimore, Md.: Williams & Wilkins. • Speroff L., Glass R.H., Kase N. G. (1983). Clinical Gynecologic Endocrinology and Infertility (3rd ed.). Baltimore. Md.: Williams & Wilkins. • Van de Velde T. (1904). On the Connection Between Ovarian Activity, Cyclical Periodicity and the Menstrual Flow. Haarlem, the Netherlands: F. Bohm's Successors.

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД

Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в об­разовании в 60-е годы. Эти методы использо­вали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия практических решений. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour — пове­дение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Вероятность — необходимый момент, прини­маемый в расчет в рамках бихевиористского подхода. Понятие вероятности используется для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последст­виями. Предполагается, что поведение бази­руется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Это — эмо­циональная, или аффективная; компетент-


ная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении; и прямое открытое реагиро­вание. Формы поведения не жестко связаны между собой, их взаимообусловленность складывается в процессе жизни индивидуаль­но у каждого человека. Кроме того, бихевио­ризм обращает внимание на различие между формой и функцией поведения, т. е. форма поведения может скрывать функцию поведе­ния или указывать на нее. В США издается свыше 20 бихевиористских журналов и боль­шое количество ежегодников ("Ежегодный обзор бихевиористской терапии", "Бихевио­ристская групповая терапия" и др.), а также сотни статей в журналах, посвященных обра­зованию, социальной работе, медицине, пси­хологии, психиатрии, консультированию, бизнесу и реабилитации.

Общая характеристика

Бихевиористский подход характеризует следующее: 1) признание того, что внешние переменные, т. е., поведенческие, реакции, в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами — мыслями, чувствами и аффек­тами; 2) первоочередное внимание к опреде­лению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение ре­зультатов; 3) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения; 4) четкое описание процедур диагностики и вмешательства; 5) явная связь между диагностикой и воздействием; 6) ясное представление желаемого результата; 7) ин­терес к оценке.

С бихевиористским подходом связан ши­рокий спектр теоретических ориентации. На одном конце его находится прикладной ана­лиз поведения, тщательно избегающий не­наблюдаемых событий, сосредоточенный на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведе­ния. Анализ сосредоточивается на конкрет­ных видах поведения в реальной жизненной обстановке — в классе, дома, в купе поезда, — и его функциях, при этом факторы окруже­ния, связанные с этим типом поведения, иден­тифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление заре­комендовало себя в разработке методик уп­равления поведением учеников в классе, совершенствования способностей индивидов, отстающих в развитии, сокращения правона­рушений и расширения возможностей трудо­вой занятости.


БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД


82


НЗ


БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД


 


       
 
   
 

Другой конец спектра представлен ког­нитивной модификацией бихевиоризма, со­средоточившей усилия на изменении когнитивных реакций на ситуацию. Среди примеров использования такого подхода можно назвать когнитивно-бихевиористское лечение депрессии, гнева, боли и тревожно­сти, которое направлено на изменение когни­тивных структур, определяющих оценку ситуации. Подходы, находящиеся на обеих сторонах спектра, акцентируют необходи­мость тщательной оценки результатов, осно­ванной на наблюдении последствий. Без этого исследования оказываются вне бихевиори­стского подхода, так как ключевой вопрос подхода состоит в проверке результатов воз­действия. Например, предположение, что данные словесные инструкции изменят поведение, можно проверить, регистрируя изменения наблюдаемых реакций. Дискус­сионным является вопрос о том, представляют ли собой когнитивные поведенческие методы нечто новое, или это просто другое название процедур, основанных на теории социально­го обучения. Многие методы, разработанные в начальный период использования бихевио­ристских процедур, такие, как система­тическая десенсибилизация (снижение чувствительности), в значительной мере опи­раются на ненаблюдаемые результаты. Сим­волические процессы — подражание, косвенное усвоение и предвосхищение по­следствий — являются существенными ком­понентами теории социального обучения. Указанная теория базируется на изучении со­циальных причин и следствий различных форм поведения.

Имеются также модификации бихевио­ристского подхода, построенные на измене­нии эмоциональных реакций.

Отличительные особенности

Несколько важных параметров выделяют бихевиористский подход из других подходов к социальной работе. Он ориентирует соци­альных работников на необходимость исхо­дить из эмпирического исследования при выборе процедур диагностики и воздействия. Например, если в исследовании установлено, что наблюдение определенного поведения в естественных условиях дает ценную инфор­мацию, которая может дополнить и уточнить впечатления, возникающие на основе само­отчетов, касающихся взаимодействия между клиентом и значимыми для него событиями, то такую информацию нужно использовать, это этично и допустимо. Если один тип воз­действия более эффективен, чем другой, то


социальным работникам следует использо­вать именно этот тип воздействия, несмотря на личные теоретические предубеждения.

Бихевиористский подход требует, чтобы социальные работники были знакомы со свя­занными с их практической работой эмпири­ческими исследованиями и исходили из них. В тех сферах, где такие исследования редки, социальный работник должен заполнить "бе­лые пятна", исходя из бихевиористской тео­рии. Этот подход также требует знакомства с исследованиями, проводимыми в смежных областях. Например, одна из работ показала значимость позитивного школьного окруже­ния для компенсации недостатков воспита­ния в домашних условиях. Результаты другого исследования свидетельствуют, что программы, предназначенные для снижения количества пропусков занятий в школе, в дей­ствительности способствуют совершению правонарушений.

Четкое определение желаемых результа­тов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикато­ров являются дополнительными отличитель­ными признаками бихевиористского подхода. Практическая реализация учитыва­ется и в рамках других подходов, но жесткое требование делать это — и делать определен­ным образом — присуще именно бихевиори­стскому подходу. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов изменений. Примерами являются депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, про­блемы общения родителей с подростками.

Согласно бихевиористскому подходу, люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных усло­виях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо се­тования на недостаточную мотивацию соци­альному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в гла­зах клиентов его деятельность приобрела цен­ность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность за­интересованного участия клиента в достиже­нии положительного результата.

Еще одна отличительная особенность би­хевиористского подхода — внимание к за­креплению желаемых изменений. Методы, способствующие устойчивому закреплению результатов, являются общим компонентом бихевиористской работы с индивидами, груп­пами, семьями и сообществами и требуют


внимания ко всем стадиям работы с клиентом. Например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятно­стью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений.

Экспертная оценка

Одной из характеристик оценки в рамках бихевиористского подхода является исполь­зование многих источников информации, включая (если возможно и соблюдаются эти­ческие требования) непосредственное наблю­дение клиентов и других людей, находящихся в аналогичном окружении. Ес­ли наблюдение за клиентом в естественном окружении неосуществимо, альтернативой будет наблюдение за поведением в искусст­венно созданной обстановке, максимально приближенной к реальным условиям жизни. Самоконтроль, в процессе которого данный клиент фиксирует цепочку форм поведения, чувств, мыслей, результатов, — это другой возможный источник информации. Важным источником являются психологические изме­рения — данные самоотчета, включающие осуществление соответствующих измерений. Четкое описание проблемы, связанных с ней событий и желаемых результатов, еще одна черта бихевиористского подхода к эксперт­ной оценке. В конечном итоге цель состоит в установлении желаемых результатов и обна­ружении тех условий, которые необходимо для этого изменить. Например, в некоторых исследованиях зафиксировано, что родители более склонны наказывать своих детей в те дни, когда меньше контактируют с друзьями. Следовательно, изменение родительского по­ведения может потребовать внимания как к социальному окружению родителей (отда­ленная предпосылка), так и к вопросам взаи­модействия детей с родителями.

В итоге экспертная оценка позволяет вы­явить: 1) конкретные цели, которые должны быть достигнуты для решения имеющихся проблем; 2) основную информацию, связы­вающую нужные формы поведения и резуль­таты; 3) промежуточные шаги, необходимые для получения этой информации; 4) ресурсы личности и среды, которые могут быть ис­пользованы для достижения поставленных целей; 5) других людей, которых желательно вовлечь в работу, и план их привлечения; 6) специфические методы воздействия, по­лезные для достижения желаемых результа­тов; 7) индикаторы прогресса, используемые для оценки результатов терапии; 8) препят-


ствия, которые должны быть преодолены, и план действий в этих целях.

Методы воздействия

Процедуры оценки и методы воздействия в бихевиористском подходе тесно связаны между собой. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор ме­тодов воздействия. Оценка применяется в от­ношении как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернатив­ных путей их достижения. Четкое определе­ние желаемых результатов и постоянный контроль за изменениями обеспечивают вза­имосвязь клиентов, других лиц, значимых для работы, и социальных работников, позво­ляют изменить планы в определенных отно­шениях. Реорганизация исходной последовательности событий (известная как управление стимулами) часто не менее эф­фективна, чем реорганизация реакции инди­вида на эти события.

Реорганизация стимулов, желае­мые результаты часто могут быть достигнуты посредством реорганизации того, что про­изошло до интересующего нас поведения. На­пример, Шорки и Тейлор (1973) добились уменьшения всеобщего детского плача в боль­ницах, который был связан с болезненной сменой бинтов. Они предположили, что при­чина в том, что персонал, осуществляющий эту операцию, отличается по цвету одежды от всех окружающих, включая родителей. Плач уменьшался в присутствии других людей, не участвующих в этой процедуре. В другом примере семейный стиль сервировки стола (в супницах, а не путем раздачи каждому инди­видуальных тарелок) интенсифицировал об­щение пожилых людей в санатории.

Реорганизация последствий. Как избыточность поведения (наличие нежела­тельных его форм), так и его недостаточность (отсутствие ожидаемых форм) ведут к необ­ходимости корректировки последствий. Че­ловек может вновь и вновь проявлять поведенческую избыточность — вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, во­ровство — в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление из­вне или дает ему те или иные психологиче­ские "выигрыши". Поведенческие дефициты могут быть связаны с отсутствием соответст­вующих способностей — индивид не облада­ет умениями, требуемыми для проявления нужных реакций, что тем более вероятно в случае различных препятствий, уменьшаю­щих возможность положительного подкреп­ления, таких, как физические ограничения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...