Распространение информации и компьютеры 14 глава
БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД 84 85 БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД
И предпосылки, и следствия должны быть тщательно изучены в каждой ситуации для того, чтобы определить, как можно достичь желаемых изменений. Например, если персонал санатория жалуется на апатичность проживающих, которые весь день сидят в помещении, навыки вероятностного анализа могут помочь в определении того, как могут быть реорганизованы побудительные стимулы с целью их привлечения к участию в социальной деятельности. Развитие позитивных родительских навыков часто требует изменения как родительских правил и требований, так и воздействия их требований на их детей. Программы многофакторного воздействия. Программы, предназначенные для уменьшения депрессии, часто состоят из многих компонентов, включают процедуры, призванные сократить количество дисфункциональных мыслей, адаптировать для клиента результаты, полученные при работе с другими, расширить социальные навыки, изменить внешние обстоятельства. Программы избавления от избыточного веса, соответственно, состоят из многих компонентов: увеличение числа выполнений уже применяющихся упражнений, изменение диеты, нахождение поддержки в окружении. Сферы применения Вклад социальной работы в бихевиористскую практику многосторонен. Во-первых, это адаптация существующих бихевиористских методов к новым клиентам, проблемам или условиям. Во-вторых, отработка этих процедур на сходных клиентах, проблемах и в подобных условиях. В-третьих, создание и оценка новых процедур, основанных на бихевиористской теории и практике исследования. В последние годы в рамках бихевиористского подхода увеличилось внимание к фазе оценки в работе с клиентами. Социальные работники внесли вклад в развитие измерительных процедур и использовали богатый арсенал средств оценки. Они применяют бихевиористский подход в новых областях, например в работе с пожилыми клиентами, сокращении количества нежелательных беременностей, разработке программ по снижению чрезмерной тревожности. Бихевиористский подход был принят социальными работниками, применяющими прикладной поведенческий анализ.
Краткий обзор основных применений бихевиористского подхода в социальной работе может быть представлен следующим обра- Семья. Социальные работники особенно активны в применении бихевиористских методов к проблемам семьи. Исследователи в области социальной работы внесли существенный вклад в развитие брачного консультирования. Сфокусированность на социальных аспектах, присущая бихевиористскому подходу, требует вовлечения в работу как клиента, так и членов его семьи, например ребенка, подростка или пожилого человека. Кроме того, наблюдение за взаимодействием членов семьи используется в качестве ценного инструмента оценки. Благополучие ребенка. Бихевиористские процедуры использовались, например, при работе с семьями, в которых неправильное обращение с ребенком было вызвано либо тем, что он проводил вне дома излишне много времени, либо чрезмерной опекой над детьми, родители которых были лишены родительских прав. Разнообразные бихевиористские процедуры применяются для решения проблем жестокого обращения с детьми и их запущенности. К ним относятся: тренинг ведения переговоров, целевые программы, тренинг решения проблем, тренинг расслабления, тренинг управления гневом, программы устранения причин насилия, брачное консультирование и программы, ориентированные на обогащение родительского опыта. Кроме того, программы поведенческого тренинга используются в работе с родителями, имеющими приемных детей.
Больные шизофренией и их семьи. Одним из многообещающих применений бихевиористских методов является терапия в семьях, имеющих больных шизофренией. Результаты двухлетнего исследования свидетельствуют, что участие членов семьи в осуществлении курса воздействия сделало его более успешным, привело к сокращению числа дней госпитализации, способствовало разрешению проблем других членов семьи, снизило стоимость лечения. Оценка проводилась путем определения сильных и слабых — с точки зрения содействия лечению — сторон семьи в целом,* ее отдельных членов, определения роли, которую играют специфические проблемы поведения в целостном функционировании семьи. Диагностическая информация поступала из разных источников, включая наблюдение за взаимодействием членов семьи дома и в клинике. Учитывались и данные наблюдений, собираемых самими членами семьи, а также результаты полуструктурированных интервью с ними. Рассматривались возможные последствия как позитивные, так и нега- тивные любого изменения. Информация о сильных и слабых сторонах показывала потенциал семьи в разрешении проблемы. Недостатки определялись для того, чтобы попытаться от них избавиться и тем самым усилить позитивные изменения. Программа воздействия состояла из семинара для пациентов и их родственников, обучения семей специфическим навыкам общения, консультирования по проблемам симптоматики реабилитации и соблюдения режима, рекомендованного врачами. Текущая оценка достигаемого результата являлась неотъемлемой частью процесса воздействия. Бихевиористский подход в работе с больными шизофренией подчеркивает значение не столько лечения как такового, сколько поддержки окружения, активными представителями которого в первую очередь являются члены семьи. Пожилые клиенты. Уход за пожилыми людьми осуществляют прежде всего члены семьи. Многие бихевиористские программы рассчитаны именно на этих людей. Цель указанных программ состоит в том, чтобы помочь членам семьи и пожилым клиентам изменить те формы взаимодействия, которые причиняют им беспокойство. Наряду с избыточными и дефицитными типами поведения сиделок и пожилых клиентов исследователь выявляет и факторы, связанные с этими видами поведения, включая неадекватные и неэффективные системы стимулов. Вместе с тем серьезное внимание уделяется возможным препятствиям на пути достижения желаемого поведения, а также недостающим материальным ресурсам. Важным компонентом программы является помощь клиентам в том, чтобы они воспользовались доступными услугами. Специальный опросный лист позволяет социальному работнику проанализировать с разных позиций возможности человека, ухаживающего за пожилым клиентом. Наблюдение семейного взаимодействия является существенным компонент том оценки, поскольку поддержание принятых форм общения для пожилых людей особенно важно.
Бихевиористский подход сосредоточивается на расширении возможностей для подкрепления желаемых форм поведения и устранения барьеров на пути достижения желаемых результатов. Например, родственники пожилого клиента во время его болезни могут взять на себя выполнение многих функций, раньше выполнявшихся им, а после его выздоровления "забыть" вернуться к прежнему положению дел. Уделяется внимание и подсказкам, поощряющим желаемое поведение. Социальные работники изучают также полезность использования бихевиористской групповой работы и тренинга социальных навыков у пожилых как в условиях сообщества, так и в семье. Другие группы клиентов и семей. Социальным работникам приходится оказывать помощь преступникам и их семьям, а также клиентам с различными видами отставания в развитии. Общим для бихевиористских программ, нацеленных на оказание помощи этим клиентам, является привлечение значимых для них лиц для оказания помощи клиентам. Это относится и к таким случаям, как сбрасывание веса, устранение жестокого обращения в быту, столкновение с проблемами медицинского характера. Школы. Накоплен большой опыт применения бихевиористских процедур в школах. Некоторые социальные работники пользуются этим опытом при оказании услуг другим типам клиентов, некоторые же совершенствуют этот опыт посредством использования и других способов поощрения.
Здравоохранение. Методы профилактики заболеваний, смягчения социальных и эмоциональных последствий, сопутствующих отдельным видам заболеваний, уменьшения дискомфорта, возникающего как в процессе лечения, так и при трудноизлечимых болезнях, — это та сфера, где социальные работники внесли свой заметный вклад в практику бихевиористского подхода. В этом направлении накоплен положительный опыт оказания взаимопомощи, что полезно с точки зрения существенного расширения круга участников социальных программ. Профилактика. Социальные работники занимают лидирующее положение по, бихевиористским программам, ориентированным на сокращение в обществе нежелательных форм поведения. Проведено значительное количество исследований, направленных на сокращение таких отрицательных явлений, как курение, нежелательная беременность и т. п. Забота о фиксации желательных результатов в рамках бихевиористского подхода увеличивает вероятность того, что профилактические программы будут развиваться. Групповая работа. Социальные работники внесли большой вклад в практику применения бихевиористских процедур в условиях группы. В некоторых группах участники имели сходные проблемы, тогда как в других — различные. Групповые программы применяются для того, чтобы улучшить обра- БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД 86 87 БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ
щение супругов друг с другом, для привития подросткам культуры общения, в рамках профессиональной подготовки и т. п. Области, в которых не нашли применения бихевиористские методы Социальные работники мало используют бихевиористские программы, направленные на решение проблем безработицы. Разработана программа поиска работы, которая была апробирована в 15 городах на более чем 900 клиентах и дала положительные результаты. Однако очень немногие социальные работники воспользовались этой программой, чтобы помочь клиентам найти работу. Аналогичным образом немногие американские социальные работники пользовались программой, привлекавшей родителей для повышения качества образования детей с недостатками развития. Теперь эта программа шире используется в Англии, чем в США, где она была разработана. Начали появляться отчеты о бихевиористски ориентированных программах трудоустройства по месту жительства. Программы с привлечением пары участников, например воспитателей — дедушек и бабушек — и детей с серьезным отставанием в развитии, приносящие пользу и той и другой стороне, тоже, как правило, отвергаются. Процедуры, разработанные для одной группы клиентов в определенных условиях, часто не используются при работе со сходными группами клиентов в иных условиях. Например, несмотря на то что соответствующие методики хорошо срабатывали в обычных семьях, недостаточно исследовалась полезность тренинга приемных родителей и привития определенных навыков приемным детям с целью предотвращения распада такой семьи.
Уникальный вклад Бихевиористский подход внес уникальный вклад в сферу социальной работы, многие компоненты которого стали достоянием профессиональной теории и практики. Так, теория социального обучения предлагает социально-системный подход, который является глубоким и гибким, но в то же время не предполагает процедуры оценки и воздействия для многих проблем, например неэффективного внутрисемейного взаимодействия, нежеланной беременности, выявления пассивности персонала агентств. Уникальной чертой социального работника бихевиористской ориентации является совмещение ролей практика и исследователя. Эмпирическое исследование обеспечивает отбор процедур оценки и воздействия. Текущая оценка- прогрессивных изменений, так же как и сбор негативной информации, позволяет вносить изменения в работу с клиентом. На основе множества случаев собирается информация, касающаяся методов получения позитивных результатов, достигнутых в работе с определенными клиентами и проблемами. Изучение бихевиористского подхода свидетельствует, что он по сравнению с другими методами дает больше положительных результатов. Подробная информация о предпосылках и последствиях применения бихевиористских методов при решении специфичных проблем, акцент на оценке результата привлекают внимание как к позитивным, так и к негативным результатам программ. На практика-исследователя ложится очевидная этическая ответственность. Планы на будущее Учитывая потенциал полезности бихевиористских методов при решении проблем, относящихся к социальной сфере, следует ожидать широкого распространения этого подхода. Есть некоторые признаки того, что популярность этих методов у социальных работников возрастает. Например, было обнаружено, что одна треть респондентов из 267 клинических социальных работников выбрала бихевиористскую теорию в качестве своей теоретической ориентации. Все больше исследований в социальной работе основывается на бихевиористском подходе. Однако в отношении бихевиористских методов нередко высказываются и отрицательные оценки. Например, что эти методы в значительной мере опираются на систему антипатий и дегуманизируют людей. Важным следствием быстрого увеличения числа бихевиористов-практиков является необходимость специализации. Одному человеку более невозможно осуществлять и совершенствовать экспертизу в сфере эмпирической обоснованности практических процедур, проводить исследования и теоретические изыскания, так же как и невозможно добиться высоких результатов в совершенно различных областях применения бихевиористских методов. Социальному работнику, специализирующемуся, например, в области родителей и детей, необходимо глубоко изучить результаты научных исследований именно в области работы, касающейся развития ребенка. Другим следствием является потребность в навыках эффективного информационного поиска. Нередко сам по себе бихевиористский подход не дает возможности охватить огромное множество эмпирических данных, имеющих непосредственное отношение к практике социальной работы с индивидами, семьями, группами и сообществами. С помощью эмпирического обоснования это удается сделать лучше. Однако предполагаемые варианты развития социальной работы далеко не всегда воплощаются в жизнь. Так, представления, бытовавшие в 60-е годы о будущей роли бихевиористских методов, не реализовались в полной мере. Многие социальные работники не используют или мало используют бихевиористские подходы в индивидуальной работе с парой "клиент—значимые другие". Многие факторы продолжают ограничивать использование социальными работниками таких подходов. К их числу можно отнести: недостаточные знания о глубине и всем спектре эмпирической информации; ограниченные возможности получения высококачественной подготовки (например, в большинстве школ социальной работы недостаточно основательно преподаются бихевиористские принципы); неадекватные инструменты, стимулы и мотивы, способствующие использованию эмпирически необоснованных методов; разногласия в отношении применимости эмпирического знания. Элен Д. Гамбрилл См. также: Персональное комплексное обслуживание; Социальный диагноз; Экологический подход. • Bellack A. S., Hersen M., Kazdin A. E. (1982). International Handbook of Behavior Modification and Therapy. N. Y.: Plenum Publishing Corp. • Berlin S. (1983). Cognitive-Behavioral Approaches. In: A. Rosenblatt, D. Waldfogel (Eds.). Handbook of Clinical Social Work (p. 1095—1119). San Francisco: Jossey-Bass. • Dangel R. F., Polster R. A. (Eds.) (1984). Parent Training: Foundations of Research and Practice. N. Y.: Guilford Press. • Edleson I. L. (1984). Working with Men who Batter. — Social Work, 29(3), 237—242. • GambrillE. D. (1984). Social Worker Attitudes and Knowledge about Behavior Modification: 1972—1982 — Unpublished manuscript. Berkeley: University of California. • Shorkey C. Т., Taylor J.E. (1973). Management of Maladaptive Behavior of a Severely Burned Child. — Child Welfare, 52(8-), 543—547. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ Благотворительный фонд в широком смысле слова является некоммерческой организацией, которая распределяет частные средства в общественных интересах. Это неправительственная организация, финансируемая из частных источников. Одновременно благотворительный фонд выступает как общественная организация, поскольку расходует имеющиеся средства исключительно на образование, социальные, религиозные и другие общественные цели. Благотворительные фонды обычно создаются как корпорации или тресты. Можно выделить четыре основных вида благотворительных фондов: ■ независимые благотворительные фонды ■ оперативные благотворительные фонды «местные благотворительные фонды, сформированные за счет пожертвований многочисленных вкладчиков, как правило, предоставляют гранты только для своего округа и проживающих там людей. Они управляются советом, который в своей деятельности руководствуется интересами данного округа; ■ благотворительные фонды, спонсорами
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ Кроме того, ряд правительственных постановлений, действующих в отношении фондов, регулируют их благотворительную деятельность. История Сегодняшние американские филантропические фонды основаны главным образом в XX столетии. Однако они имеют более ранних предшественников. История благотворительных фондов началась в США в XVIII в. с оказания помощи бедным. Они были небольшими и узкоцелевыми, их деятельность носила территориально ограниченный характер. Два фонда были основаны в Бостоне и Филадельфии в 1791 г. по завещанию Бенджамина Франклина для оказания помощи молодым ремесленникам и рабочим. В XIX в. благотворительные фонды сосредоточили свои усилия на оказании помощи бедным. В начале XX столетия концепция благотворительных фондов была уже хорошо разработана, но различия в методах и целях деятельности каждого из них становились все более заметными. Устанавливались дарственные, целевые пожертвования, часто на постоянной основе, но с более широким целевым назначением, чем прежде. Например, в уставе Фонда Рокфеллера декларируется идея повышения благосо- 88 стояния людей во всем мире. Создавались специальные целевые фонды с большой свободой действия для осуществления провозглашенных целей. Сотрудники благотворительных фондов не столько думали о том, как сохранить деньги, сколько изыскивали способы, как их истратить. Основной целью благотворительных фондов перестало быть выполнение функций социального облегчения или помощи малоимущим. Теперь целью стали исследования, прогнозы, открытия. Десятилетняя депрессия 30-х годов была неблагоприятным периодом для благотворительных фондов, поэтому некоторые из них перестали существовать, а финансовые дела других пришли в упадок. Однако именно в этот период были созданы крупные благотворительные фонды, текущие счета которых превышали миллиард долларов. В середине 40-х годов наступил новый этап в развитии благотворительных фондов, отчасти вызванный высоким налогообложением в годы второй мировой войны. Многие из этих благотворительных фондов были семейными организациями, они финансировались и контролировались семейными группами. Другую категорию составляли фонды, созданные корпорациями и фирмами, которые регуляр- Таблица I
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ
ру образования и здравоохранения, па третьем месте были программы по социальному обеспечению. В 70-е годы но мере возрастания потребности в высоком уровне образования большая часть этих средств направлялась непосредственно в высшие учебные заведения для научных исследований и изучения международных отношений. В 80-с годы отчисления на образование уменьшились, в 1984 г. гранты на образование составляли только 17% общей суммы. Существенные сокращения ассигнований имели место в области технического образования. Эта негативная тенденция уравновешивалась значительным увеличением финансирования научных исследований и подготовки специалистов в области естественных и социальных наук. В 80-е годы, благотворительные фонды стали уделять наибольшее внимание финансированию программ, направленных на улучшение общественного благосостояния, доля этих программ в общих расходах составила 26—28%. Уровень отчислений на программы по здравоохранению в начале 80-х годов был достаточно стабильным и составлял 21—23% от средств, выделяемых благотворительными фондами на общественные нужды. В начале 80-х годов отчисления на деятельность в области культуры составляли около 14% (см. таблицу 2). Правительственный контроль Деятельность благотворительных фондов нередко подвергалась серьезным испытаниям. В 50-е годы их обвиняли в приверженности коммунистической пропаганде и в подрывной деятельности, но два расследова- Таблица2 Общие направления финансирования, осуществляемого благотворительными фондами в 1981 г. и в 1984 г.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ 90 БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
ния, последовательно проведенные конгрессом, не смогли обнаружить свидетельств в пользу этих обвинений. В 60-е годы, когда достоянием гласности стали нарушения норм финансовой и административной деятельности, законодательно был принят новый порядок налогообложения. В 70-е годы критики из различных общественных кругов поднимали вопросы о том, как благотворительные фонды принимают решения в пользу тех или иных программ, о размерах финансирования, о составе советов, возглавляющих фонды, о том, как они отчитываются о своей деятельности перед общественностью. При этом выдвигались требования повышения ответственности и о внесении изменений в существующий порядок работы. В 80-е годы в конгрессе проходили слушания, касающиеся деятельности фондов, в частности таких ее аспектов, как предпринимательство и участие в бизнесе, информирование общественности и отчетность. Наконец, проводилось обсуждение проблем, возникающих из-за обвинения в том, что фонды уделяют недостаточно (или не уделяют вовсе) внимания этническим группам, местным интересам, нуждам простых людей и первоочередным потребностям большинства населения. Закон о налоговой реформе 1969 г. существенно затрагивал деятельность благотворительных фондов. Одно из основных положений этого закона предусматривало введение ежегодного акцизного налога на чистый доход от капиталовложений. Это означало, что впервые в истории Америки благотворительная деятельность подверглась налогообложению. Далее, закон предусматривал введение строгих мер и взысканий за злоупотребления и использование фондов в личных целях. Также устанавливался минимальный размер грантов и прочих выплат. Выдвигалось требование, чтобы капиталовложения, осуществляемые фондами, не ставили под угрозу выполнение программ, отвечающих основным целям и задачам фонда. Законодательно ограничивалась практика, когда благотворительным фондом владеет лишь одна компания, что имело целью не допустить превращения их в полностью подконтрольные организации. Далее, выдвигалось требование о ежегодном предоставлении отчета для Службы доходов, который включал бы сведения о грантах, административных расходах, доходах, имеющихся капиталах и капиталовложениях. Таким образом, эти данные становились достоянием гласности. Другое требование предусматривало, чтобы предоставление фантов частным лицам про-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|