Пособия и социальные службы 6 глава
В 1945 г. при рассмотрении вопроса о призыве в армию конгресс и общественность были шокированы заявлением Главного армейского хирурга, который утверждал, что "70% мальчиков из тех, кто плохо питались в возрасте от 10 до 12 лет, забраковываются при отборе для службы в вооруженных силах". Чтобы предотвратить повторение такого по- ложения, конгресс принял Закон о школьных завтраках 1946 г., предоставив возможность использовать федеральные фонды, чтобы содействовать усилиям штатов обеспечить питание в школах. В последующем десятилетии не было принято существенных законов о продовольственной помощи, несмотря на тот факт, что бедность и опасность голода и недоедания не ушли из жизни страны. Особенно уязвимыми в этот период были расовые меньшинства и другие группы населения, не получающие денежных пособий и социального обеспечения. Поворотный пункт — 1960-е годы События 60-х годов сфокусировали общественное внимание на проблеме голода. Кандидат в президенты Джон Ф. Кеннеди заявил в Западной Вирджинии, что он встретил людей "другой Америки" в городах выработанных рудников и безработицы. Кеннеди поклялся, что, если он победит на выборах, его первым актом будет предоставление пищи голодным, которых он встретил. Кеннеди подписал два президентских распоряжения. Первое расширяло количество и ассортимент продовольственных товаров, которые могли быть распределены среди нуждающихся американцев. Второе распоряжение возобновляло программу продовольственных талонов (которая действовала до 1943 г.). Движение за гражданские права заставило многих американцев признать факты бедности и дискриминации в жизни меньшинств, сделало безотлагательным решение целого ряда социальных проблем, которые не решались в течение многих лет. Линдон Б. Джонсон оказался способен создать политический консенсус для проведения ряда социальных реформ. Первые экспериментальные проверки в ряде округов показали, что талоны — эффективное средство помощи семьям с низкими доходами; они не создают проблем с ассортиментом продуктов: покупатели используют их, чтобы приобрести молочные продукты, недорогое мясо, фрукты и овощи. Более того, было установлено, что талоны способствуют раскупаемости именно избыточных товаров. По этим причинам конгресс дал программе ее современную законодательную основу (1964).
В 1967 г. группа известных в стране детских врачей посетила сельскохозяйственный юг и обследовала несколько тысяч бедных детей. В своем сообщении комиссия детально обобщила медицинские исследования. Ее члены писали в своем заключении: "Мы не хотели бы уклониться от сути вопроса с по- мощью непривычных для неспециалиста слов. Недоедание — это не совсем то, что мы обнаружили. Дети, которых мы видели, были больными, слабыми и истощенными. Они страдают от голода и болезней и прямо или косвенно умирают голодной смертью". В то время федеральная продовольственная помощь была эпизодической и недостаточной, а многие ее виды, по которым в настоящее время предоставляются дотации, тогда даже не существовали. Среди них программы дополнительного питания для беременных женщин и младенцев, детей и лиц пожилого возраста. Некоторые, подобно программе школьных завтраков, формально были уже созданы, но не было фондов для их реализации. Другие, подобно программе продовольственных талонов, существовали в ограниченном масштабе. То же самое справедливо и для частной продовольственной помощи. Большинство американцев даже не думали о голоде как о проблеме своей страны. Церковь или благотворительные общества что-то предпринимали, но это большей частью относилось к продовольственной помощи за границей; считалось, что голод — это проблема Африки, Азии и Южной Америки. Армия спасения, католические священнослужители и другие организации поддерживали бесплатные столовые для нуждающихся в бедных кварталах больших городов, но ими все и ограничивалось.
На протяжении 70-х годов, когда стали общеизвестны медицинские и статистические данные о широком распространении голода и о его последствиях и когда общественность буквально каждый день говорила о голоде как общенациональной проблеме, конгресс принял соответствующие решения. Были утверждены программы продовольственных талонов для каждого округа. Разные программы, имеющие целью оказать помощь уязвимым группам, были объединены вместе, а программа школьного питания стала всеобщей. В конце 70-х годов произошли два противоречащих друг другу события. Первое: были получены доказательства того, что голод и недоедание больше не являются одной из основных социальных проблем. С мая по июнь 1977 г., как и 10 лет назад, группы медиков-профессионалов вновь обследовали сельский юг и промышленный север, а также и некоторые другие районы. Однако их сообщение конгрессу в этот раз было совершенно другим: "Нашим общим впечатлением является то, что в настоящее время значительно меньше людей в стране страдают от недостаточности питания, чем десять лет назад. Это обусловлено действием программ продовольственных талонов, школьных завтраков, питания для женщин, младенцев, детей". Врачи отметили также, что очень редко удается пройти полностью путь от констатации социальной проблемы до получения результата и доказательств эффективности принятых мер. Но в случае проблемы голода и проведения соответствующей федеральной политики это удалось. Все эксперты согласны, что в конце 70-х годов голод и недоедание перестали быть серьезной проблемой в Америке и федеральная программа продовольственной помощи сыграла здесь решающую роль. Второе: конгресс и президент начали отход от столь хорошо себя зарекомендовавшей программы. Несмотря на свою высокую эффективность, федеральная программа продовольственной помощи столкнулась с враждебным отношением к ней как со стороны общественности, так и политиков. Одной из причин такого изменения отношения стала стоимость программы. Общественные деньги никогда охотно не выделялись на нужды бедных людей, даже в лучшие времена.
Поворот вспять — 1980-е годы Экономический спад, который начался в 1978 г., привел к резкому увеличению бедности, до уровня, который США не знали с начала 60-х годов, к необычно высокой степени длительной безработицы и неполной занятости. В самом тяжелом положении оказались дети. Бедность увеличилась даже в семьях с двумя родителями с полным временем занятости. Прогресс, который был достигнут в уменьшении бедности семей в предшествующие годы, в начале 80-х годов уже не наблюдался. Наиболее уязвимыми с точки зрения голода и недоедания остались те же группы, что были выделены Службой здравоохранения в конце 60 — начале 70-х годов, — младенцы, дети, женщины, меньшинства. Дети, живущие в семьях, возглавляемых женщинами, или относящиеся к меньшинствам, оказались в наибольшей опасности. Единственная группа, для которой, по-видимому, сохранился достигнутый ранее прогресс, это пожилые люди. В 1981 г. главным объектом атак на невоенные правительственные расходы были программы, служащие бедным, политически наиболее уязвимым, людям. Около 70% сокращений бюджета в период 1981 — 1984 гг. составляли сокращения программ помощи ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ 132 133 ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ
наиболее бедным людям. Продовольственные программы были очень сильно урезаны. Таким образом, нация, которая нашла
К середине 80-х годов факты голода и недоедания снова дали себя знать: это серьезное замедление роста, малокровие и другие показатели нездоровья детей, увеличение числа американских младенцев, госпитализированных в таком состоянии, какое характерно для стран "третьего мира"; это рост числа взрослых, которые живут без нормальной пищи иногда по нескольку дней. Экономический анализ прояснил, что спад, который закончился для ряда секторов экономики в 1983 г., для бедных людей еще не закончился. Без решительного и адекватного вмешательства бедность, голод и недоедание останутся серьезными проблемами и в предстоящие годы. Однако только пять штатов а 1985 г. приняли решения о помощи для наиболее уязвимых в продовольственном отношении беременных женщин и маленьких детей, ни в одном штате не прошло предложение о восстановлении ликвидированных фондов федеральной продовольственной помощи по талонам, и лишь несколько штатов решили частично возместить потери одной трети школьных продовольственных программ. США еще не уяснили цену, которая должна быть заплачена за последствия национального пренебрежения проблемой голода. Нэнси Амидей См. также: Бедность; Помощь семьям с зависимыми детьми; Программа продовольственных талонов; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. •Salomon L. М., Teitelbaum F. (1984). Religious Congregations as Social Service Agencies: How Extensive Are They? Foundation News, 25(5), 62—65. • U.S. Senate (1977). Select Committee on Nutrition and Human Needs. Final Report. Wash., D. C: U.S. Government Printing Office. ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ Третье издание Нового Международного словаря Уэбстера (1961) определяет "лесбиянство" в целом как "женскую гомосексуальность" и затем уточняет толкование с точки зрения самой гомосексуальности: "сексуальное влечение... эротические действия... удовлетворение сексуального желания".
Однако лесбиянство нечто большее, чем сексуальность, и даже вообще может не включать сексуального проявления, поскольку оно затрагивает проявления человеком своего "эго" с точки зрения эмоциональной, духовной, интеллектуальной, чувственной сфер жизни, с точки зрения кампанейских качеств партнеров, причем на взаимной основе. Одна из альтернатив этому — ориентация на то, чтобы вообще не испытывать потребности в каком-то определенном партнере. Некоторые женщины, осознавая себя подобным образом, предпочитают не вступать в половые отношения, но считают себя духовно, политически или социально частью лесбиянской общности. Самоидентификация Определение женщины в качестве лесбиянки может иметь место в результате самоосознания, вытекающего из влечения к другим женщинам, а может быть и навязано под давлением чужого мнения, может выбрасываться в качестве вымпела, а может и отри- цаться перед посторонними. В целом в проблеме лесбиянства биологические факторы полового влечения меньше проявляются, чем это происходит в случае с мужчинами. К тому же особенности женской социализации больше фокусируют внимание на чисто личностных отношениях, нежели на просто половых. В результате самоосознание женщины в качестве гомосексуалистки наступает в более позднем возрасте, чем у мужчин. Для женщин — в поздней юности или во взрослом состоянии, для мужчин — вероятно, уже в детстве. Социализация женщин для многих из них является фактором, подталкивающим к замужеству, и хотя они могут больше тянуться друг к другу, однако чувствуют себя неспособными именно к половому общению с другими женщинами или не желают руководствоваться этим чувством. Женщина, находящаяся, условно говоря, в центре шкалы гомосексуальности и сильно вовлеченная в процесс социализации, подталкивающий к гетеросексуальному образу жизни, довольно легко воспринимает его. Она может выйти замуж и иметь детей, хотя и чувствует, что ей чего-то не хватает. На каком-то этапе ее влечения или убеждения могут стать причиной интереса к прелестям своего пола. Если видное место в ее жизни начинает занимать феминизм, она может использовать такие политические ценности, как теорию равенства и личную независимость, в качестве своего рода идеологического обоснования для изучения предмета своего интереса. Нет ничего необычного в том, что женщины не хотят, чтобы к ним прилип ярлык "лесбиянства", кто бы его им ни навешивал. Не хотят потому, что вообще отвергают навешивание ярлыков из-за необходимости оградить себя от реальных или предполагаемых притеснений или продолжительного отчуждения. Употребление самого термина "лесбиянство" рассматривается некоторыми женщинами скорее как отражение желания общества как-то ограничить проявление человеческой личности, нежели как описательный термин, связанный с сексуально-чувственным стилем жизни. К тому же в неравноправном по отношению к женскому полу обществе женщины сталкиваются с вполне реальными притеснениями, которые по отношению к женщинам-лесбиянкам усиливаются, В несправедливом обществе для таких женщин реальностью становится потеря рабочего места и вообще всяких возможностей занятости, утрата существенных систем материальной поддержки, невозможность доступа к самым обычным источникам суще- ствования. Осведомленность женщин в том, что лесбиянки подвергаются преследованиям, информация о борьбе, которую ведут эти женщины за свои права, выливается в реальный или мнимый страх за себя. В конце концов женщины гомосексуального склада рассматривают свои интимные отношения в качестве совершенно обособленных как от политической сферы общества, так и от текущих контактов с социальным окружением. Лесбиянки воспринимаются в обществе как посторонние, и даже просто их подругам следует остерегаться проявления чувств, которые могли бы быть ассоциированы другими с "лесбиянским" поведением. Даже простое несоблюдение дистанции по отношению к отдельным женщинам или женским группам, которые определяют себя как "лесбиянки", обычно дает пищу для формирования негативных стереотипов. Социальные работники должны знать, что лесбийская идентичность связана с проявлением эмоционального сексуального влечения. Эту идентификацию следует рассматривать в контексте интимных связей женщины, ее связей с социальной средой, политических стрессов, а также следует учитывать ее активизм, не упуская из виду ее внутреннее состояние. Термины, которыми пользуется женщина, говоря о себе, могут быть различными, не все в равной степени обоснованными. Демография В настоящее время считают, что к гомосексуалистам относится 10% населения. Эта пропорция у женщин может быть даже больше. Чаще всего лесбиянки более уязвимы, чем мужчины-гомосексуалисты, и, как следствие, ведут затворнический образ жизни. Многие лесбиянки вообще недоступны для любых исследователей, еще меньше — для статистики. Однако с помощью личных контактов, групп социальной поддержки, используя бары для общения лесбиянок, общения с теми из них, которые не ведут затворнического образа жизни, было установлено, что лесбиянки представлены во всех социальных слоях, во всех этнических и во всех возрастных группах. Современные биографические издания, автобиографии и произведения художественной литературы, написанные о женщинах и самими женщинами всех возрастов и этнических групп, женщинами, ведущими различный образ жизни, свидетельствуют о разнообразии стилей жизни многих из них, хотя сами эти стили остаются скрытыми от постороннего взгляда. ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ 134 135 ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ
Для социальных работников важно осознавать наличие широкого спектра и разнообразия образа жизни лесбиянок, представлять себе различные подгруппы лесбиянок. В определенной мере происходит взаимное перекрытие интересов разных групп лесбиянок, которые стремятся иметь какие-то совместные дела с теми, кто озабочен своими собственными, только им присущими проблемами. Лесбиянские общины нередко имеют структуру, включающую группы женщин разных возрастов. Ведь, например, молодые, женщины средних лет, женщины пожилого возраста имеют совершенно различные интересы, проблемы, жизненный опыт. Кроме того, существует и имущественное расслоение лесбиянских общин: зачастую бедные и нуждающиеся женщины отстранены от принятия решений, касающихся общей деятельности, которую финансируют зажиточные лесбиянки. Что касается лесбиянок — выходцев из стран "третьего мира", то они постоянно сталкиваются с проявлениями расизма не только со стороны общества, но и со стороны других лесбиянок. Наконец, среди лесбиянок существуют различия с точки зрения их семейного статуса. Те, кто имеет детей, зачастую ощущают, что бездетные не понимают их специфических проблем и не готовы оказывать поддержку. Для них более трудным, чем для прочих женщин, является признание в том, что они лесбиянки, так как у них зачастую возникает страх лишения их права опеки над собственными детьми. Чтобы противостоять этому, некоторые общины создали не очень афишируемые "группы решения социальных и других проблем" матерей-лесбиянок, деятельность которых оказалась весьма эффективной. Есть и другие группы, которые являются специфическими ассоциациями лесбиянок и решают проблемы, связанные с их материальным положением, социальными вопросами, помогают получить образование и профессию. Женщины из уже сложившихся пар "лесбийской любви" неохотно общаются с лесбиянками, которые живут в одиночку или, наоборот, ведут открытый образ жизни. Последние в свою очередь подразделяются на более мелкие группки, чаще всего не получающие никакой внешней поддержки. Это еще один фактор разобщенности и, как следствие, большой подверженности отрицательному воздействию извне. Подведем итог: внутри лесбиянского сообщества существует целый ряд общин с различным образом жизни, каждая со своими специфическими интересами, нуждами и проблемами. Социальные работники должны знать общие особенности своих клиентов и не исходить из представления, будто только лесбиянским пристрастием, как таковым, и определяется место клиента в обществе. О причинах лесбиянства Попытки установить причинные факторы гомосексуальности и лесбиянства в течение столетий занимали умы, предпринимались исследования как общественными институтами, так и отдельными исследователями. Корни этого интереса были заложены в необходимости объяснить различия между группами общества. Причины искали и находили в широком диапазоне: от происков дьявола до якобы владения этими людьми особой силой, от обвинений их в преступных деяниях до наделения огромным талантом и творческими способностями, от обвинений в сумасшествии до утверждений, что они лучше других умеют приспособиться к действительности в личном плане. До 1973 г. гомосексуальность признавалась одной из форм психических заболеваний. Накопление новых знаний, появление новых тенденций опровергли эти мнения. Для социальных работников в процессе их подготовки к работе по вопросам, касающимся гомосексуальности, вопросы "почему" и "как" всегда стоят первыми при общении с этими группами. Что касается самих женщин, то они определяют лесбиянство по-разному, и их самоидентификация как лесбиянок происходит в различные возрастные периоды. Ни одну из причин нельзя выдвигать как единственную и исключительную. Говоря о приверженности к лесбиянству, нельзя обобщать причины таким образом, чтобы сводить их лишь к специфически генетическим, либо исключительно внутренним психическим, или только межличностным факторам. Признание потери своей индивидуальности и утрата равноправия в традиционных гетеросексуальных отношениях могут явиться первейшим фактором для некоторых женщин, чтобы определить себя как лесбиянок. В отдельных случаях сексуальная ориентация на лесбиянство может установиться даже в возрасте трех или четырех лет и, таким образом, может быть отнесена к разряду биофизиологических факторов. Однако женщины могут начать идентифицировать себя в качестве лесбиянок и после двадцати или более лет и только после интимных гетеросексуальных отношений. Более того, многие из этой последней группы утвер- ждают, что до той поры не испытывали интереса к сексуальным отношениям лесбийского типа. Учитывая в общем хорошую приспособляемость лесбиянок к жизни в обществе и в их отношениях между собой, было бы неправильно объяснить выбор женщинами данной идентификации тем, что лесбиянками становятся те женщины, которых не приняли мужчины. Поскольку лесбиянство не считается ни физиологической, ни душевной болезнью, вмешательство социальных работников в выявление его причин уместно лишь постольку, поскольку выяснение вопроса "почему" может помочь решить проблему, причиняющую беспокойство клиенту. Гомофобия Гомофобия — общественный феномен, который одновременно и персонализирован и институциализирован. Он, как и расизм и сексизм, безапелляционно и навсегда обрекает на притеснение группу людей, которая выделяется по какому-либо признаку из доминирующих социальных структур. Гомофобия произрастает из подсознательного чувства страха перед гомосексуальностью и в результате этого ведет к негативному отношению общества к лесбиянкам, что отражается как на объективном положении этой группы женщин, так и на их внутреннем состоянии. У женщин-лесбиянок зачастую глубоко укореняются негативные стереотипы, либо подавляющие их идентификацию как лесбиянок, либо изолирующие их от систем поддержки лесбиянской общины. Культивируемая обществом гомофобия изображает лесбиянство как болезнь, несчастье, безумие или глупость. Поскольку такая картина в глазах самой женщины обычно никак не соответствует ее представлению о себе, то она спешит отвергнуть идентификацию себя как лесбиянки и порвать свои связи с лесбиянками. Женский характер зачастую воспринимается в обществе как эталон привязанности, и девушка вполне может наслаждаться со своими подружками детскими или более взрослыми отношениями, носящими также и сексуальный характер. Однако осуждение со стороны взрослых — и вообще каких-то внешних сил — часто формирует у них представление, будто эта привязанность является преходящей, "только фазой" на пути к половой зрелости. Боязнь потерять связь с родителями, родственниками, близкими друзьями может быть настолько реальной, что заставляет затаить сексуальную ориентацию. Это может дорого обойтись, если такое состояние не уравновешивается системами поддержки, имеющими столь же значимый для женщины смысл. Институциализованная гомофобия психологически считает вполне приемлемым дискриминацию женщин-лесбиянок со стороны общественных структур. Это является причиной явной боязни открытого общения лесбиянок со священнослужителями, работодателями, с судами и со всеми теми, кто вообще в силу своей профессии должен приходить человеку на помощь. Многие традиционные религии считают гомосексуальность болезнью (это в лучшем случае, но чаще всего просто грехом). Если работодателям законодательно запрещена дискриминация по расовому, этническому, половому или возрастному признаку, то это никак не относится к дискриминации по сексуальной ориентации. Поскольку лесбиянка старается скрыть свою сексуальную ориентацию, она оказывается особо легко уязвимой для шантажа. Судебная система в целом и тюремные власти в частности проникнуты гомофобией к матерям-лесбиянкам, несмотря на очевидность того, что лесбиянство и материнство не исключают друг друга. Эта несправедливость отчасти проистекает от сохраняющегося во многих штатах статуса гомосексуалистов и лесбиянок как уголовных преступников, что и приводит судебную систему к оценкам женщин-лесбиянок как неполноценных матерей. Социальные службы зачастую также грешат гомофобией. У многих работников господствует стереотип восприятия лесбиянства как психопатологии заторможенного развития. В результате многие женщины не решаются признаваться в своей приверженности к лесбиянству ни адвокату, ни врачу и не обращаются за помощью в социальную службу. Именно барьер в доступности поддержки со стороны традиционных учреждений и людей, как раз и призванных это делать, увеличивает для женщин-лесбиянок силу стресса, который они и без того испытывают. Гомофобия находит себе поддержку в существовании устойчивых мифов. Например, некоторые люди верят, что "они" преследуют детишек. Утверждается, что лесбиянки эмоционально неустойчивы, ненавидят мужчин, испытывают потребность в хорошей гетеросексуальной практике и обречены на печальное одиночество в престарелом возрасте. Между тем "Кодекс этики" Национальной ассоциации социальных работников (1980) требует недопущения гомофобии. Осведомленность социальных работников в реалиях жизни должна ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ 136 137 ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ
настроить их против искаженного восприятия действительности, дезинформации, мифотворчества и стереотипов, на которых основано преследование женщин-лесбиянок. Законодательство и политика дискриминации К 1975 г. законодательство в семи штатах перестало считать консенсусную взрослую гомосексуальность, как не несущую за собой вредных последствий, уголовным преступлением. В 1984 г. это произошло уже в 26 штатах. В Висконсине была признана незаконной дискриминация личности по ее сексуальной ориентации. Еще в семи штатах запрещена дискриминация при приеме на работу в государственные учреждения, в 51 муниципальном округе и в 12 округах предусмотрены те или иные меры защиты прав сексуальных меньшинств. Тем не менее в 24 штатах лесбиянки все еще рискуют подвергнуться преследованию по закону. Их сексуальная ориентация служит негативным контекстом при слушаниях дел об опеке детей, при найме на работу, например, преподавателей и других общественных профессий, а также для доступа к системе социального обеспечения. За исключением властей Висконсина, большинство правительственных учреждений, а также учреждения частного сектора продолжают настаивать на своем праве отказывать женщинам-лесбиянкам в получении образования, при найме на работу, в предоставлении займов, жилья, медицинского обслуживания. Эти реальности принимаются во внимание, когда женщина-лесбиянка решает для себя, стоит ли говорить открыто о своем образе жизни. Социальных работников вопрос дискриминации лесбиянок интересует, по крайней мере, на трех уровнях. Во-первых, им необходимо знание истинного положения дел в городе и округе. Во-вторых, им важно правильно определить, в какой именно части не соблюдаются права их подопечных, и, действуя вместе с местным отделением НАСР, добиться обеспечения прав своих клиенток в соответствии с законом. В-третьих, необходимо обладать достаточными знаниями действующего законодательства, знать тактику действий, процедурные вопросы и быть в курсе альтернативных стратегий, чтобы добиваться улучшения условий для клиенток и прекращения несправедливого преследования. В этом отношении уместна рекомендательно-просветительская, адвокатская, посредническая деятельность, в том числе и в самом механизме социальной работы. Ценным мо- жет оказаться сотрудничество социального работника и юриста, причем не только для преодоления кризисных затруднений в том или ином деле, но и в сборе доказательств и в подготовке юридической документации. Возможности оказания помощи Многие традиционные религиозные общины имеют среди прихожан группы лесбиянок и гомосексуалистов. Не являются исключением и римско-католическая и англиканская общины. Подтвердили статус гомосексуалистов и лесбиянок методисты и Церковь Иисуса Христа Святых наших дней (мормоны). Существуют ассоциации гомосексуалистов иудеев и лютеран. Такие религиозные группы находятся во многих крупных городах, они призваны отправлять духовные потребности общин гомосексуалистов и оказывать им помощь. Зачастую в колледжах и университетах имеются кружки или клубы гомосексуалистов и лесбиянок, помогающие администрации и студентам улаживать касающиеся обеих сторон вопросы и удовлетворять потребности представителей меньшинств в общественной деятельности. Некоторые средние школы организовали клубы лесбиянок и гомосексуалистов.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|