Пособия и социальные службы 10 глава
Попытки конгресса в первой половине XIX в. разрешить проблему рабства не увенчались успехом. Однако в этот период произошли важные изменения в законодательстве. Верховный суд США утвердил за собой право последнего слова в конституционных вопросах (включая гражданские права и свободы), получив приоритет перед конгрессом, президентом, правительствами штатов и местными властями в вопросах попечительства. Лишь в результате победы северных штатов в Гражданской войне были приняты три значительные поправки к конституции — тринадцатая (1865), запрещавшая рабство, четырнадцатая (1868), гарантировавшая жизнь, свободу, собственность и равенство перед законом для всех, и пятнадцатая (1870), дававшая неграм право голоса. Получив конституционный мандат, разрешающий интерпретировать и утверждать гражданские права на национальном уровне и на уровне штатов, федеральные законодатели также начали использовать свои полномочия, чтобы выработать законы о гражданских правах, которые действовали бы как в масштабах страны, так и в каждом штате. Хотя эти законы были прежде всего нацелены на то, чтобы обеспечить гражданские права чернокожего населения, форма, в которую они были облечены, обеспечивала каждому защиту от дискриминации по признаку национального происхождения, религиозной принадлежно- сти или политических убеждений. В то же время эти законы не защищали тех, чьи права ущемлялись по признаку пола или возраста. XX век Лишь в 1920 г. девятнадцатая поправка дала женщинам право голоса, что явилось важным шагом в борьбе женщин за равенство с мужчинами. С началом второй мировой войны, пользуясь своими прерогативами Верховного главнокомандующего, президент Франклин Д. Рузвельт издал распоряжение № 8802 от 25 июня 1941 г., в соответствии с которым запрещалось отказывать в приеме на работу в оборонных отраслях, исходя из расовой принадлежности, цвета кожи, убеждений или национального происхождения. Дополнительные распоряжения потребовали ликвидировать в вооруженных силах дискриминацию по тем же признакам.
50-е ГОДЫ. На движение за равные права в это десятилетие самое серьезное влияние оказали два решения Верховного суда. Рассматривая дело "Шелли против Крамера" (1948), Верховный суд постановил, что не могут признаваться законными принимаемые частными лицами меры, направленные на сохранение расовой сегрегации в жилищах. В ходе рассмотрения дела "Браун против Совета по образованию" (1954) была отвергнута действовавшая с 1896 г. в школах доктрина "разделены, но равны". Расовая сегрегация школьников признавалась антиконституционной, даже если качественные условия обучения были одинаковыми. Вслед за этим решением расовая сегрегация была в конечном счете ликвидирована в общественных местах, на транспорте, в гостиницах, ресторанах, театрах, аудиториях, парках, зонах отдыха и парикмахерских. Однако лишь после многолетних усилий решение по делу Брауна удалось внедрить в американскую жизнь. В период с 1955 по 1970 г. чернокожие американцы организовали так называемые группы давления для защиты своих гражданских прав. Это движение, опиравшееся на собственные силы, породило таких выдающихся лидеров, как преподобный Мартин Лютер Кинг-младший. 60-е ГОДЫ. Закон о гражданских правах 1964 г. расширил избирательные права граждан США. Жертвы дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии или национального происхождения в определенных случаях (когда дело касалось торговли между штатами) могли теперь обращаться в суд с просьбами о защите своих интересов, предписать выполнение определенных дей-
ствий в их защиту. Министерство юстиции США было уполномочено провести десегрегацию государственной системы образования. В рамках любой программы, получающей государственные дотации, запрещалась дискриминация по указанным выше признакам. Закон требовал, чтобы на всех предприятиях, имеющих производственные контакты с другими штатами, обеспечивались равные возможности при приеме на работу. Для контроля за соблюдением этого требования была создана Комиссия по обеспечению равных возможностей при трудоустройстве. После того как Верховный суд подтвердил право судов предписывать меры, направленные против дискриминации в частных владениях, используемых для общественных целей, граждане обрели серьезное орудие для защиты своих прав. Позже были приняты и другие федераль Важная мера Верховного суда в области гражданских прав была направлена на обеспечение защиты для всех сторон, вовлеченных в уголовный процесс на федеральном уровне, в штатах и на местах. Персоналу правоохранительных органов предписывалось соблюдать права граждан при аресте, обыске, изъятии вещественных доказательств, содержании под стражей и освобождении под залог. 70 —- 80-е ГОДЫ. В эти десятилетия произошло дальнейшее расширение гражданских прав в сфере уголовного процесса. Так, доказательства, изъятые правительственным агентом с нарушением установленного порядка, теперь не могут использоваться против обвиняемого. Как правило, запрещается вторжение полиции в жилище без ордера на обыск. Установлено, что материально нуждающийся обвиняемый имеет право на юридическую защиту за счет правительства.
В 1985 г. положение об "изъятии с нарушением установленного порядка" было ис- пользовано, чтобы провалить закон штата Теннесси, разрешавший полиции открывать огонь при попытке подозреваемого к бегству во время ареста. Только когда подозреваемый представляет опасность для жизни и здоровья полицейских и других граждан, полиция может применить оружие в качестве последнего средства при аресте, но она не имеет такого права в случае бегства невооруженного и не представляющего опасности подозреваемого лица. Дело "Миранда против штата Аризона" (1966) послужило толчком к повсеместному использованию предусмотренного пятой поправкой права освобождения от дачи показаний, которые могут быть использованы против человека. С того времени жесткие правила требуют, чтобы при аресте полиция разъяснила гражданину его право не отвечать на вопросы и право на юридическую защиту. Любые признания, показания и другие доказательства, полученные без этого предупреждения, не могут быть использованы против обвиняемого. Однако обычная остановка полицией транспорта не требует такого предупреждения, поскольку речь не идет об аресте гражданина. Верховный суд также начал делать исключения из этого жесткого правила — предупреждение не требуется, когда оно может удержать подозреваемого от ответов на вопросы, от которых зависит предотвращение непосредственной угрозы общественной безопасности. Равноправие в сферах образования и занятости вызвало к жизни много новых юридических решений. Когда Калифорния установила квоту для чернокожих граждан при приеме в медицинское училище при университете, одному белому абитуриенту при более высоких оценках было отказано в приеме. Он обратился к юридической процедуре для защиты от этой "дискриминации наоборот". В ходе рассмотрения дела "Администрация Калифорнийского университета против Бакке" (1978) Верховный суд постановил, что никому не может быть отказано в поступлении только из-за его принадлежности к той или иной расе в связи с системой квот. Расовая принадлежность может, однако, быть фактором, который учитывается при приеме, когда нужно обеспечить многорасовый состав студенческого коллектива.
Подобное положение сложилось и в отношении квот при реализации программ в области занятости. Когда Департамент пожарной охраны в Мемфисе (штат Теннесси) уволил с работы белого старшего пожарного, чтобы отдать преимущество чернокожему
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА 158 159 ГРАМОТНОСТЬ
младшему пожарному, исходя только из квоты занятости лиц различных рас, эта акция была признана незаконной. Акт о гражданских правах 1871 г. недавно получил новую интерпретацию. Теперь муниципалитеты не могут отказать своим служащим в реализации их гражданских прав, установленных на федеральном уровне. Верховный суд распространил также применение средств судебной защиты (что вытекает из Закона о гражданских правах) на взыскание ущерба, причиненного преступным бездействием при отказе лицу в обеспечении его гражданских прав. Жертвы такого обращения могут теперь получить компенсацию в объеме реально причиненного ущерба, а также дополнительное вознаграждение за счет виновных в нарушении закона. Вместе с тем в настоящее время многие мужчины и женщины добиваются принятия дополнительных поправок к конституции о равных правах, которая обеспечила бы им равную защиту в осуществлении всех прав и свобод. Так, женщинам удалось добиться расширения своих прав, когда дело касается приема и увольнения с работы в государственных учреждениях. Штат Вашингтон признал теорию "сопоставимой ценности" при вознаграждении за проделанный труд. Равная плата за равный труд стала правом женщин. Сейчас их задачей стало достижение равной платы за труд, сопоставимый (но не обязательно равный) по опыту и квалификации, которые необходимы для его выполнения. Лица с физическими недостатками и умственно отсталые также утверждают свое право на защиту со стороны закона. Инвалиды активно добиваются устройства пандусов и специальных подъездов в общественных зданиях, соответствующего оборудования улиц и транспорта. Умственно отсталые настаивают, чтобы их программы обучения были в главных чертах эквивалентны программам для средних учеников. В 80-е годы гомосексуалистами была создана организация для защиты их прав и свобод. Верховный суд при поровну разделившихся голосах (четыре против четырех) подтвердил решение Апелляционного суда, отменившего закон штата Оклахома, по которому педагог подлежит увольнению или временному отстранению от должности в случае защиты, поощрения или стимулирования публичных или частных гомосексуальных действий. Это запрещение было сочтено слишком огульным и ущемляющим свободу слова учителей-гомосексуалистов вне исполнения ими своих школьных обязанностей.
В середине 80-х годов гражданские права и свободы стали испытывать воздействие двух мощных подводных течений. Одно из них вызывалось озабоченностью многих людей, что возникшая "правовая индустрия" (где на первом плане оказались юристы-правозащитники, активисты правозащитного движения, судебные клерки и профессора-правоведы) заняла доминирующее место в сознании нации в ущерб пониманию гражданами своей ответственности и своих обязанностей. Другим фактором было политическое решение администрации президента Рейгана отказаться от прерогатив исполнительной власти (или урезать их) в плане обеспечения гражданских прав населения. С позиций новой консервативной политической философии символичной стала реорганизация Федеральной комиссии по гражданским правам путем введения в нее белых и чернокожих граждан — мужчин и женщин, сочувствовавших идее уменьшения роли исполнительной власти. Еще одной серьезной проблемой для Соединенных Штатов стала растущая иммиграция. В подходе к ней, с одной стороны, признается необходимость традиционно держать открытыми двери Америки как безопасного пристанища для лиц, подвергающихся политическим преследованиям, а с другой — потребность преградить въезд тем, кто ищет не политического, а экономического убежища. Религиозные группировки и церковь, дающие приют таким нелегально въезжающим иностранцам, живут воспоминаниями о временах движения за отмену рабства, когда белые северяне создавали "подпольную железную дорогу" для беглых черных рабов с Юга, ищущих свободу в Канаде или в северных штатах. По мере того как американское общество идет навстречу XXI в., проблема гражданских прав и свобод занимает все более важное место в его жизни благодаря здравому смыслу и приобретенному опыту. Продолжаются публичные дебаты вокруг таких вопросов, как отделение церкви от государства, обязательная доставка автобусами учащихся государственных средних школ, "дискриминация наоборот" в результате введения квотных программ, ограничение прерогатив сотрудников правоохранительных органов при арестах и судебном преследовании преступников, нарушение законности при попытках предотв ратить насилие и терроризм в общинах, защита отдельных лиц и институтов частного сектора от правительства, извращение конституционных прав и свобод вследствие ус- ложнения юридических и технических формальностей и процедур. Социальная работа и гражданские права Важную роль в защите гражданских прав играют социальные службы. Сама по себе социальная работа формируется по мере развития промышленности, технических наук, возрастания общего уровня коммуникабельности общества в условиях урбанизации и бюрократизации жизни людей после 1900 г. Сегодня, опираясь на научное знание о законах человеческого поведения и социальной проблематики — в особенности в том, что касается молодых и старых, больных и здоровых, граждан и нелегальных иммигрантов, — социальные работники должны заниматься противоречиями, возникающими между правами индивида и правительственными установками. В 30-х годах экономические и социальные права всех граждан сводились к признанию минимальных гарантий их личного здоровья, жизненного уровня и возможностей. После второй мировой войны была осознана необходимость достижения более высокого уровня гарантий в сфере здравоохранения, образования, отдыха, благосостояния. Независимо от того, занимается ли социальный работник отдельным случаем, работает ли он в составе группы или в рамках организации, участвует в реализации национальной программы или занят научными исследованиями, вопросы защиты гражданских прав в применении к современным экономическим и социальным проблемам являются высшими приоритетами. Профессиональный социальный работник служит надежным помощником юристу в утверждении личных прав и свобод гражданина. Если юрист способен эффективно реализовать юридические и политические права, предусмотренные конституцией, социальный работник помогает обозначить и обеспечить современные экономические и социальные права. Американский опыт вносит некоторые новые измерения в концепцию гражданских прав, поскольку учитывает разнородность групп населения, образующих нацию. Среди этих групп, стремящихся обеспечить свои права, чернокожие американцы, американские индейцы, женщины, безработные, религиозные меньшинства, лица с физическими недостатками, заключенные, гомосексуалисты, психически неполноценные, умственно отсталые дети, борцы против абортов и пациенты, ставшие объектами ме- дицинских экспериментов. Продолжается изучение вопросов, связанных с сохранением личной тайны и доверительности в отношениях отдельных лиц между собой и с правительством. С того момента, когда права и свободы в качестве воплощения американской мечты были зафиксированы в Декларации независимости и в конституции, стало неизбежным, что они будут подвергаться непрерывным испытаниям в разнообразных и меняющихся условиях американского общества. Эти права и свободы выжили потому, что, приспосабливаясь к новым требованиям каждого десятилетия, они непрерывно реформировались по мере того, как изменялись экономические и социальные условия и сам народ. Оливер Шройдер-младший См. также: Неполноценность психическая; Неполноценность физическая; Расовая дискриминация и неравенство; Социальная дискриминация женщин; Цветные меньшинства; Ценности и этика; Этнические группы: проблемы взаимоотношений. • Firefighters Local Union No 1784 v. Stotts. (1984). 104 S. Ct. 2576. • National Gay Task Force v. Board of Education of the City of Oklahoma City (1985). 105 S. Ct. 1858. ГРАМОТНОСТЬ Несмотря на официальные заверения о почти поголовной грамотности взрослого населения, США сталкиваются с положением, при котором все увеличивающееся число мужчин и женщин не умеют читать достаточно хорошо, чтобы справляться с требованиями повседневной жизни. Поскольку почти полная или абсолютная неграмотность обнаруживается прежде всего среди пожилых людей, представителей цветных меньшинств, безработных подростков и взрослых, заключенных и недавних иммигрантов, неграмотность приобретает значение социальной проблемы — ее наличие с очевидностью свидетельствует о несправедливости и безразличии общества к значительному числу ее членов. ГРАМОТНОСТЬ 160 161 ГРАМОТНОСТЬ
История и сущность проблемы Успешная политика ликвидации неграмотности должна включать три основных аспекта: а) всеобщее начальное образование; б) программу внешкольного обучения молодежи и взрослых; с) создание экономических и социальных условий, благоприятных для распространения и поддержания грамотности. Программы ликвидации неграмотности. Начало программам борьбы с неграмотностью было положено в 1919 г., когда была объявлена кампания по ликвидации неграмотности в России. В тот момент количество неграмотных в этой стране составляло 70%, а сама страна находилась в состоянии послевоенной экономической и социальной разрухи. Результаты этой кампании показывают, чего можно достигнуть, объединяя усилия на национальном уровне. К 1939 г. уровень неграмотности снизился до 13%. Первоначальный период импровизации уступил место более тщательно разработанной стратегии и более реалистическому представлению о сложности задачи. Многое делалось для разработки программ обучения и учебных материалов, координировались усилия для охвата образованием всех детей. Но, возможно, важнее всего оказалось то обстоятельство, что революционная установка, рожденная в годы войны, помогла создать необходимую атмосферу и общий оптимизм в отношении программы распространения грамотности. После второй мировой войны программы ликвидации неграмотности приобрели всемирное распространение — новые независимые государства начали фронтальную атаку на массовую неграмотность и необразованность. Типичными мерами для достижения этой цели стали охват обязательным образованием всех детей и распространение грамотности среди взрослых, с ориентацией на требования работы, которую они выполняли. Так, кампания ликвидации неграмотности на Кубе в 1961 г. за 10 месяцев снизила число неграмотных в стране с 20% до менее 5%. В последующих отчетах сообщалось, что три четверти овладевших грамотностью взрослых кубинцев продолжали свое образование и значительное их число — около 9% — поступили в университеты. В Индии обучение неграмотных и полуграмотных крестьян проводилось под эгидой Министерства просвещения в сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства и охватило более 300 тыс. крестьян в первые же пять лет. Участие ЮНЕСКО в решении проблем неграмотности началось с момента образования этой организации и продолжается по настоящее время. Деятельность ЮНЕСКО доказала, что во всем мире существует связь между неграмотностью и бедностью, показав важную роль грамотности в экономическом развитии. Государственные школы в США. Когда общенациональной проблемой в 70-х годах в США стало то обстоятельство, что все больше детей было не в состоянии хорошо читать и писать, основное внимание было сосредоточено на государственных школах. Отсутствие точного представления о том, каково отставание детей школьного возраста, и растущее понимание того, что миллионы людей живут в бедности и преодолевают трудности экономической и социальной дискриминации, ускорили проведение общенациональных мероприятий, имеющих целью дать начальное образование всем детям. Многое предпринималось на протяжении последующих 10 лет. Ряд программ, финансируемых из федеральных фондов, ставили перед собой задачу повысить грамотность американских школьников, изучить процессы, связанные с обучением чтению. В масштабе всей страны осуществлялась проверка достижений в чтении, оценка уровня полученных навыков и качества преподавания. Значительно выросло число профессиональных ассоциаций, занимающихся изучением проблем грамотности, и научных публикаций по вопросам чтения и письма. В рамках междисциплинарного подхода к проблеме свои усилия по подъему уровня грамотности объединили учителя, администраторы, многочисленные специалисты по проблемам чтения, письма и дефектологии, в частности, изучающие проблемы затрудненного восприятия у детей, исследователи в области просвещения и разработки новых программ. К концу десятилетия упорной работы был подготовлен отчет Общенациональной экспертизы прогресса в области образования (1981), в котором отмечалось, что в соответствии со стандартными тестами девятилетние дети (4-й класс) значительно опережали девятилеток 1971 г. по всем параметрам: в буквальном понимании текста, в умозаключениях, из него вытекающих, и в способности соотнести содержание со связанными с ним фактами. Старшие дети не показывали таких хороших результатов. Тринадцатилетние (8-й класс) опережали своих сверстников 1971 г. только в буквальном понимании текста, а семнадцатилетние (12-й класс) в 1981 г. отставали от сверстников 1971 г. во всех областях, в особенности в части умозаключений из текста. Эти результаты подтвер- дили правильность мнения об эффективности изменений, внесенных в преподавание чтения за 10 лет до этой проверки. Они также укрепили единодушное мнение специалистов по проблемам чтения, что им больше известно о методах преподавания в начальной школе, чем о методике, годной для старших классов. В других отчетах подтверждалась целесообразность усиления программ по чтению в начальной школе и высказывались соображения по поводу причин явного отсутствия подобных успехов в старших классах: младшие дети больше доверяют учителям и учебникам; индивидуальные занятия или занятия в небольших группах облегчают усвоение, а учебники для младших классов содержат сведения, которые уже известны детям. Начальное чтение включает в себя то, что Дж. Чолл (1983) назвал "устной традицией". Однако по мере взросления детей и перехода в старшие классы чтение начинает зависеть от способности воспринимать "литературную традицию", существующую за пределами повседневного опыта читающего, и здесь остро встает вопрос о значении социоэкономиче-ских различий. После третьего класса дети начинают читать книги более сложные по своему характеру и требующие абстрактного мышления, и относительные различия в успехах по мере перехода в старшие классы могут быть частично объяснены различными требованиями к читающим. Существует два типа чтения: 1) то, что требуется в начальных классах и опирается на понимание слов, и 2) то, что характерно для старших классов и требует более высокого уровня усвоения как в лингвистическом отношении, так и с точки зрения способности познания. Между тем развитие познавательной способности и более высокий лингвистический уровень зависят не только от успешного овладения первоначальными знаниями, но и от социальной среды, которая способствует (или нет) постижению идей и понятий, неприменимых непосредственно в повседневной жизни. Школы, как бы они хороши ни были, не могут компенсировать недостаток духовности дома и в общине. Обучение взрослых в США. в 20-е годы оно осуществлялось на курсах "ассимиляции", в 30-е — в организациях Корпуса охраны граждан, начиная со второй мировой войны — в армии и во множестве домов для переселенцев, в центрах микрорайонов, в местных школах, церковных организациях и женских клубах. Систематическая работа в этом направлении на федеральном уровне началась вместе с началом наступления на бед- ность в 60-е годы и принятием Закона об образовании взрослых в 1966 г. Под руководством Департамента по экономическим возможностям был намечен ряд программ, имеющих целью устранить отставание в области образования среди представителей бедных слоев населения. Федеральные власти брали на себя обязанность дать всем американцам в возрасте 16 лет и старше возможность получить знания в объеме восьми классов школы в чтении, письме и арифметике, а в штатах, где этот уровень уже был достигнут, поддержать создание курсов, дающих образование в пределах средней школы. В соответствии с требованиями нового закона федеральное правительство выделило средства для обучения учителей, организации исследовательских работ и наглядной пропаганды, а также Национальному консультативному совету по образованию взрослых для обеспечения расчетов и оценок по коммерческим операциям. Штаты вносили 10% суммы необходимых ассигнований и принимали на себя ответственность за проведение соответствующих мер, обучение персонала и разработку и осуществление учебных планов. Было разработано много программ, делившихся на три типа: программы занятий с преподавателями для первоначального обучения, построенные по традиционной схеме обучения в обычной школе; программы, учитывающие профессию обучающихся, непосредственно ориентированные на их дальнейшую работу, и программы с привлечением средств массовой информации — телевидения и радио. Наиболее широко финансировались программы первого типа, проводившиеся в рамках проекта Общее образование взрослых Федерального управления просвещения, имеющие целью дать учащимся возможность получить диплом, примерно соответствующий диплому об окончании средней школы. При полном наборе учащихся программы этого управления охватывали 2 млн человек в год, на что расходовалось 100 млн долл. Ежегодный отсев составлял в среднем 40%, при этом несколько сот тысяч месяцами ожидали возможности начать занятия в этой системе. Только 8,5% прошедших полный курс обучения смогли получить работу или перейти на лучшую работу, и менее 2% сообщили, что в результате обучения впервые приняли участие в голосовании. Признание того факта, что Центр начального образования взрослых не в состоянии оказать серьезного влияния на ликвидацию ГРАМОТНОСТЬ 162 163 ГРАМОТНОСТЬ
широко распространенной неграмотности, привело в начале 70-х годов к созданию финансируемой из федеральных фондов программы Уровень квалификации исполнителя. Целью этой программы было проведение широкомасштабных исследований по всей стране, чтобы определить, каков должен быть уровень образования взрослого гражданина для того, чтобы иметь возможность нормально существовать в американском обществе. Работа проводилась научными работниками Техасского университета в Остине, серьезные результаты этих исследований начали публиковаться в 1975 г. Исследователи установили, что традиционное определение грамотности как умение читать и написать правильно свою фамилию представляет собой отсталую концепцию, не связанную с практическими задачами взрослых людей. Ученые рекомендовали более полное трехступенчатое определение "функциональной компетентности", соответствующее принятому в других странах. Первая ступень — функционально некомпетентные взрослые, имеющие доход у черты бедности или ниже ее, образование в объеме восьми или менее классов школы и неквалифицированную работу или не имеющие работы вообще. Вторая ступень — взрослые, относящиеся к группе "минимально функциональных", с доходом выше черты бедности, с девятью или одиннадцатью классами образования, занятые черной работой не по собственному выбору. Третья ступень — взрослые, имеющие специальность, высокий доход, высокий уровень образования и престижную работу. Применяя предложенные учеными стандарты, Федеральное управление просвещения США подсчитало, что 57 млн взрослых американцев не имеют квалификации, необходимой для выполнения простейшей работы, требующей минимума компетентности. Демографические переменные демонстрируют интересное соотношение с уровнем неграмотности: хотя пол и размер семьи практически не имеют значения, этническая и расовая принадлежность значат очень много. Так, 16% белых было отнесено к первой категории по сравнению с 44% чернокожих и 56% лиц с испанскими фамилиями. Очевидны были также различия, зависящие от района проживания: северо-восточные, центральные, северные и западные районы страны насчитывали примерно равное число взрослых, отнесенных к первой, второй и третьей категориям, в то время как на юге было больше лиц первой категории и меньше третьей. Около 25% взрослых на юге оказа- лись функционально некомпетентными по сравнению с 15% в других районах. Сельские районы по всей стране и города с более чем миллионным населением продемонстрировали наибольшую концентрацию неграмотных взрослых — 27% в сельских районах и 21 % — в крупных городах — в сравнении со средней цифрой в 15% в небольших городах и пригородных районах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|