Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 10 глава




Попытки конгресса в первой половине XIX в. разрешить проблему рабства не увен­чались успехом. Однако в этот период про­изошли важные изменения в законодательстве. Верховный суд США ут­вердил за собой право последнего слова в кон­ституционных вопросах (включая гражданские права и свободы), получив при­оритет перед конгрессом, президентом, пра­вительствами штатов и местными властями в вопросах попечительства.

Лишь в результате победы северных шта­тов в Гражданской войне были приняты три значительные поправки к конституции — тринадцатая (1865), запрещавшая рабство, четырнадцатая (1868), гарантировавшая жизнь, свободу, собственность и равенство перед законом для всех, и пятнадцатая (1870), дававшая неграм право голоса. Полу­чив конституционный мандат, разрешающий интерпретировать и утверждать гражданские права на национальном уровне и на уровне штатов, федеральные законодатели также начали использовать свои полномочия, чтобы выработать законы о гражданских правах, которые действовали бы как в масштабах страны, так и в каждом штате. Хотя эти зако­ны были прежде всего нацелены на то, чтобы обеспечить гражданские права чернокожего населения, форма, в которую они были обле­чены, обеспечивала каждому защиту от дискриминации по признаку национального происхождения, религиозной принадлежно-


сти или политических убеждений. В то же время эти законы не защищали тех, чьи права ущемлялись по признаку пола или возраста.

XX век

Лишь в 1920 г. девятнадцатая поправка дала женщинам право голоса, что явилось важным шагом в борьбе женщин за равенство с мужчинами. С началом второй мировой войны, пользуясь своими прерогативами Вер­ховного главнокомандующего, президент Франклин Д. Рузвельт издал распоряжение № 8802 от 25 июня 1941 г., в соответствии с которым запрещалось отказывать в приеме на работу в оборонных отраслях, исходя из расо­вой принадлежности, цвета кожи, убежде­ний или национального происхождения. Дополнительные распоряжения потребовали ликвидировать в вооруженных силах дискри­минацию по тем же признакам.

50-е ГОДЫ. На движение за равные пра­ва в это десятилетие самое серьезное влияние оказали два решения Верховного суда. Рас­сматривая дело "Шелли против Крамера" (1948), Верховный суд постановил, что не мо­гут признаваться законными принимаемые частными лицами меры, направленные на со­хранение расовой сегрегации в жилищах. В ходе рассмотрения дела "Браун против Сове­та по образованию" (1954) была отвергнута действовавшая с 1896 г. в школах доктрина "разделены, но равны". Расовая сегрегация школьников признавалась антиконституци­онной, даже если качественные условия обу­чения были одинаковыми. Вслед за этим решением расовая сегрегация была в конеч­ном счете ликвидирована в общественных местах, на транспорте, в гостиницах, ресто­ранах, театрах, аудиториях, парках, зонах отдыха и парикмахерских. Однако лишь по­сле многолетних усилий решение по делу Брауна удалось внедрить в американскую жизнь. В период с 1955 по 1970 г. чернокожие американцы организовали так называемые группы давления для защиты своих граждан­ских прав. Это движение, опиравшееся на собственные силы, породило таких выдаю­щихся лидеров, как преподобный Мартин Лютер Кинг-младший.

60-е ГОДЫ. Закон о гражданских правах 1964 г. расширил избирательные права граж­дан США. Жертвы дискриминации по при­знаку расы, цвета кожи, религии или национального происхождения в определен­ных случаях (когда дело касалось торговли между штатами) могли теперь обращаться в суд с просьбами о защите своих интересов, предписать выполнение определенных дей-


ствий в их защиту. Министерство юстиции США было уполномочено провести десегре­гацию государственной системы образова­ния. В рамках любой программы, получающей государственные дотации, за­прещалась дискриминация по указанным выше признакам. Закон требовал, чтобы на всех предприятиях, имеющих производст­венные контакты с другими штатами, обеспе­чивались равные возможности при приеме на работу. Для контроля за соблюдением этого требования была создана Комиссия по обес­печению равных возможностей при трудо­устройстве. После того как Верховный суд подтвердил право судов предписывать меры, направленные против дискриминации в час­тных владениях, используемых для обще­ственных целей, граждане обрели серьезное орудие для защиты своих прав.

Позже были приняты и другие федераль­
ные законодательные акты в сфере избира­
тельного права, жилищного
законодательства и занятости. Более того,
американские индейцы и женщины впервые
обрели защиту своих гражданских прав на
федеральном уровне. За первыми было юри­
дически признано суверенное право племен
на принадлежащие им земли и на экономиче­
ское развитие с целью улучшения материаль­
ных и социальных условий. Закон о равных
возможностях в сфере занятости предоставил
женщинам законное право добиваться рав­
ной платы за равный труд и открытия для них
рабочих мест практически по каждой про­
фессии.

Важная мера Верховного суда в области гражданских прав была направлена на обес­печение защиты для всех сторон, вовлечен­ных в уголовный процесс на федеральном уровне, в штатах и на местах. Персоналу пра­воохранительных органов предписывалось соблюдать права граждан при аресте, обыске, изъятии вещественных доказательств, содер­жании под стражей и освобождении под за­лог.

70 —- 80-е ГОДЫ. В эти десятилетия произошло дальнейшее расширение граж­данских прав в сфере уголовного процесса. Так, доказательства, изъятые правительст­венным агентом с нарушением установленно­го порядка, теперь не могут использоваться против обвиняемого. Как правило, запреща­ется вторжение полиции в жилище без ордера на обыск. Установлено, что материально нуждающийся обвиняемый имеет право на юридическую защиту за счет правительства.

В 1985 г. положение об "изъятии с нару­шением установленного порядка" было ис-


пользовано, чтобы провалить закон штата Теннесси, разрешавший полиции открывать огонь при попытке подозреваемого к бегству во время ареста. Только когда подозреваемый представляет опасность для жизни и здоровья полицейских и других граждан, полиция мо­жет применить оружие в качестве последнего средства при аресте, но она не имеет такого права в случае бегства невооруженного и не представляющего опасности подозреваемого лица.

Дело "Миранда против штата Аризона" (1966) послужило толчком к повсеместному использованию предусмотренного пятой по­правкой права освобождения от дачи показа­ний, которые могут быть использованы против человека. С того времени жесткие правила требуют, чтобы при аресте полиция разъяснила гражданину его право не отвечать на вопросы и право на юридическую защиту. Любые признания, показания и другие дока­зательства, полученные без этого предупреж­дения, не могут быть использованы против обвиняемого. Однако обычная остановка полицией транспорта не требует такого пре­дупреждения, поскольку речь не идет об арес­те гражданина. Верховный суд также начал делать исключения из этого жесткого прави­ла — предупреждение не требуется, когда оно может удержать подозреваемого от отве­тов на вопросы, от которых зависит предотв­ращение непосредственной угрозы общественной безопасности.

Равноправие в сферах образования и за­нятости вызвало к жизни много новых юри­дических решений. Когда Калифорния установила квоту для чернокожих граждан при приеме в медицинское училище при уни­верситете, одному белому абитуриенту при более высоких оценках было отказано в при­еме. Он обратился к юридической процедуре для защиты от этой "дискриминации наобо­рот". В ходе рассмотрения дела "Администра­ция Калифорнийского университета против Бакке" (1978) Верховный суд постановил, что никому не может быть отказано в поступле­нии только из-за его принадлежности к той или иной расе в связи с системой квот. Расо­вая принадлежность может, однако, быть фактором, который учитывается при приеме, когда нужно обеспечить многорасовый состав студенческого коллектива.

Подобное положение сложилось и в отно­шении квот при реализации программ в области занятости. Когда Департамент по­жарной охраны в Мемфисе (штат Теннесси) уволил с работы белого старшего пожарного, чтобы отдать преимущество чернокожему


 


ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА


158


159


ГРАМОТНОСТЬ


 


младшему пожарному, исходя только из кво­ты занятости лиц различных рас, эта акция была признана незаконной.

Акт о гражданских правах 1871 г. недавно получил новую интерпретацию. Теперь му­ниципалитеты не могут отказать своим слу­жащим в реализации их гражданских прав, установленных на федеральном уровне. Вер­ховный суд распространил также примене­ние средств судебной защиты (что вытекает из Закона о гражданских правах) на взыска­ние ущерба, причиненного преступным без­действием при отказе лицу в обеспечении его гражданских прав. Жертвы такого обраще­ния могут теперь получить компенсацию в объеме реально причиненного ущерба, а так­же дополнительное вознаграждение за счет виновных в нарушении закона.

Вместе с тем в настоящее время многие мужчины и женщины добиваются принятия дополнительных поправок к конституции о равных правах, которая обеспечила бы им равную защиту в осуществлении всех прав и свобод. Так, женщинам удалось добиться рас­ширения своих прав, когда дело касается при­ема и увольнения с работы в государственных учреждениях. Штат Вашингтон признал тео­рию "сопоставимой ценности" при вознаг­раждении за проделанный труд. Равная плата за равный труд стала правом женщин. Сейчас их задачей стало достижение равной платы за труд, сопоставимый (но не обяза­тельно равный) по опыту и квалификации, которые необходимы для его выполнения. Лица с физическими недостатками и умст­венно отсталые также утверждают свое право на защиту со стороны закона. Инвалиды ак­тивно добиваются устройства пандусов и спе­циальных подъездов в общественных зданиях, соответствующего оборудования улиц и транспорта. Умственно отсталые на­стаивают, чтобы их программы обучения бы­ли в главных чертах эквивалентны программам для средних учеников.

В 80-е годы гомосексуалистами была со­здана организация для защиты их прав и сво­бод. Верховный суд при поровну разделившихся голосах (четыре против четы­рех) подтвердил решение Апелляционного суда, отменившего закон штата Оклахома, по которому педагог подлежит увольнению или временному отстранению от должности в слу­чае защиты, поощрения или стимулирования публичных или частных гомосексуальных действий. Это запрещение было сочтено слишком огульным и ущемляющим свободу слова учителей-гомосексуалистов вне испол­нения ими своих школьных обязанностей.


В середине 80-х годов гражданские права и свободы стали испытывать воздействие двух мощных подводных течений. Одно из них вы­зывалось озабоченностью многих людей, что возникшая "правовая индустрия" (где на пер­вом плане оказались юристы-правозащитни­ки, активисты правозащитного движения, судебные клерки и профессора-правоведы) заняла доминирующее место в сознании на­ции в ущерб пониманию гражданами своей ответственности и своих обязанностей. Дру­гим фактором было политическое решение администрации президента Рейгана отка­заться от прерогатив исполнительной власти (или урезать их) в плане обеспечения граж­данских прав населения. С позиций новой консервативной политической философии символичной стала реорганизация Феде­ральной комиссии по гражданским правам путем введения в нее белых и чернокожих граждан — мужчин и женщин, сочувство­вавших идее уменьшения роли исполнитель­ной власти.

Еще одной серьезной проблемой для Со­единенных Штатов стала растущая иммигра­ция. В подходе к ней, с одной стороны, признается необходимость традиционно де­ржать открытыми двери Америки как без­опасного пристанища для лиц, подвергающихся политическим преследова­ниям, а с другой — потребность преградить въезд тем, кто ищет не политического, а эко­номического убежища. Религиозные группи­ровки и церковь, дающие приют таким нелегально въезжающим иностранцам, жи­вут воспоминаниями о временах движения за отмену рабства, когда белые северяне созда­вали "подпольную железную дорогу" для бег­лых черных рабов с Юга, ищущих свободу в Канаде или в северных штатах.

По мере того как американское общество идет навстречу XXI в., проблема граждан­ских прав и свобод занимает все более важное место в его жизни благодаря здравому смыслу и приобретенному опыту. Продолжаются публичные дебаты вокруг таких вопросов, как отделение церкви от государства, обязатель­ная доставка автобусами учащихся государ­ственных средних школ, "дискриминация наоборот" в результате введения квотных про­грамм, ограничение прерогатив сотрудников правоохранительных органов при арестах и судебном преследовании преступников, на­рушение законности при попытках предотв ратить насилие и терроризм в общинах, защита отдельных лиц и институтов частного сектора от правительства, извращение кон­ституционных прав и свобод вследствие ус-


ложнения юридических и технических фор­мальностей и процедур.

Социальная работа и гражданские права

Важную роль в защите гражданских прав играют социальные службы. Сама по себе со­циальная работа формируется по мере разви­тия промышленности, технических наук, возрастания общего уровня коммуникабель­ности общества в условиях урбанизации и бюрократизации жизни людей после 1900 г. Сегодня, опираясь на научное знание о зако­нах человеческого поведения и социальной проблематики — в особенности в том, что ка­сается молодых и старых, больных и здоро­вых, граждан и нелегальных иммигрантов, — социальные работники должны заниматься противоречиями, возникающими между пра­вами индивида и правительственными уста­новками.

В 30-х годах экономические и социаль­ные права всех граждан сводились к призна­нию минимальных гарантий их личного здоровья, жизненного уровня и возможно­стей. После второй мировой войны была осоз­нана необходимость достижения более высокого уровня гарантий в сфере здравоох­ранения, образования, отдыха, благосостоя­ния. Независимо от того, занимается ли социальный работник отдельным случаем, работает ли он в составе группы или в рамках организации, участвует в реализации нацио­нальной программы или занят научными ис­следованиями, вопросы защиты гражданских прав в применении к современным экономи­ческим и социальным проблемам являются высшими приоритетами. Профессиональный социальный работник служит надежным по­мощником юристу в утверждении личных прав и свобод гражданина. Если юрист спосо­бен эффективно реализовать юридические и политические права, предусмотренные кон­ституцией, социальный работник помогает обозначить и обеспечить современные эконо­мические и социальные права.

Американский опыт вносит некоторые новые измерения в концепцию гражданских прав, поскольку учитывает разнородность групп населения, образующих нацию. Среди этих групп, стремящихся обеспечить свои права, чернокожие американцы, американ­ские индейцы, женщины, безработные, ре­лигиозные меньшинства, лица с физическими недостатками, заключенные, гомосексуалисты, психически неполноцен­ные, умственно отсталые дети, борцы против абортов и пациенты, ставшие объектами ме-


дицинских экспериментов. Продолжается изучение вопросов, связанных с сохранением личной тайны и доверительности в отноше­ниях отдельных лиц между собой и с прави­тельством. С того момента, когда права и свободы в качестве воплощения американ­ской мечты были зафиксированы в Деклара­ции независимости и в конституции, стало неизбежным, что они будут подвергаться не­прерывным испытаниям в разнообразных и меняющихся условиях американского обще­ства. Эти права и свободы выжили потому, что, приспосабливаясь к новым требованиям каждого десятилетия, они непрерывно ре­формировались по мере того, как изменялись экономические и социальные условия и сам народ.

Оливер Шройдер-младший

См. также: Неполноценность психическая; Неполноценность физическая; Расовая дискриминация и неравенство; Социаль­ная дискриминация женщин; Цветные меньшинства; Ценности и этика; Эт­нические группы: проблемы взаимоот­ношений.

• Firefighters Local Union No 1784 v. Stotts. (1984). 104 S. Ct. 2576. • National Gay Task Force v. Board of Education of the City of Oklahoma City (1985). 105 S. Ct. 1858.

ГРАМОТНОСТЬ

Несмотря на официальные заверения о почти поголовной грамотности взрослого на­селения, США сталкиваются с положением, при котором все увеличивающееся число мужчин и женщин не умеют читать достаточ­но хорошо, чтобы справляться с требованиями повседневной жизни. Поскольку почти пол­ная или абсолютная неграмотность обнаружи­вается прежде всего среди пожилых людей, представителей цветных меньшинств, безра­ботных подростков и взрослых, заключенных и недавних иммигрантов, неграмотность при­обретает значение социальной проблемы — ее наличие с очевидностью свидетельствует о не­справедливости и безразличии общества к значительному числу ее членов.



ГРАМОТНОСТЬ


160


161


ГРАМОТНОСТЬ


 


История и сущность проблемы

Успешная политика ликвидации негра­мотности должна включать три основных ас­пекта: а) всеобщее начальное образование; б) программу внешкольного обучения моло­дежи и взрослых; с) создание экономических и социальных условий, благоприятных для распространения и поддержания грамотно­сти.

Программы ликвидации негра­мотности. Начало программам борьбы с не­грамотностью было положено в 1919 г., когда была объявлена кампания по ликвидации не­грамотности в России. В тот момент количе­ство неграмотных в этой стране составляло 70%, а сама страна находилась в состоянии послевоенной экономической и социальной разрухи. Результаты этой кампании показы­вают, чего можно достигнуть, объединяя уси­лия на национальном уровне. К 1939 г. уровень неграмотности снизился до 13%. Первоначальный период импровизации ус­тупил место более тщательно разработанной стратегии и более реалистическому представ­лению о сложности задачи. Многое делалось для разработки программ обучения и учебных материалов, координировались усилия для охвата образованием всех детей. Но, возмож­но, важнее всего оказалось то обстоятельство, что революционная установка, рожденная в годы войны, помогла создать необходимую атмосферу и общий оптимизм в отношении программы распространения грамотности.

После второй мировой войны программы ликвидации неграмотности приобрели все­мирное распространение — новые независи­мые государства начали фронтальную атаку на массовую неграмотность и необразован­ность. Типичными мерами для достижения этой цели стали охват обязательным образо­ванием всех детей и распространение грамот­ности среди взрослых, с ориентацией на требования работы, которую они выполняли. Так, кампания ликвидации неграмотности на Кубе в 1961 г. за 10 месяцев снизила число неграмотных в стране с 20% до менее 5%. В последующих отчетах сообщалось, что три четверти овладевших грамотностью взрослых кубинцев продолжали свое образование и значительное их число — около 9% — посту­пили в университеты. В Индии обучение не­грамотных и полуграмотных крестьян проводилось под эгидой Министерства про­свещения в сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства и охватило более 300 тыс. крестьян в первые же пять лет. Уча­стие ЮНЕСКО в решении проблем неграмот­ности началось с момента образования этой


организации и продолжается по настоящее время. Деятельность ЮНЕСКО доказала, что во всем мире существует связь между негра­мотностью и бедностью, показав важную роль грамотности в экономическом развитии.

Государственные школы в США.

Когда общенациональной проблемой в 70-х годах в США стало то обстоятельство, что все больше детей было не в состоянии хорошо читать и писать, основное внимание было со­средоточено на государственных школах. От­сутствие точного представления о том, каково отставание детей школьного возраста, и рас­тущее понимание того, что миллионы людей живут в бедности и преодолевают трудности экономической и социальной дискримина­ции, ускорили проведение общенациональ­ных мероприятий, имеющих целью дать начальное образование всем детям. Многое предпринималось на протяжении последую­щих 10 лет. Ряд программ, финансируемых из федеральных фондов, ставили перед собой задачу повысить грамотность американских школьников, изучить процессы, связанные с обучением чтению. В масштабе всей страны осуществлялась проверка достижений в чте­нии, оценка уровня полученных навыков и качества преподавания. Значительно вырос­ло число профессиональных ассоциаций, за­нимающихся изучением проблем грамотности, и научных публикаций по воп­росам чтения и письма. В рамках междисцип­линарного подхода к проблеме свои усилия по подъему уровня грамотности объединили учителя, администраторы, многочисленные специалисты по проблемам чтения, письма и дефектологии, в частности, изучающие про­блемы затрудненного восприятия у детей, ис­следователи в области просвещения и разработки новых программ.

К концу десятилетия упорной работы был подготовлен отчет Общенациональной экс­пертизы прогресса в области образования (1981), в котором отмечалось, что в соответ­ствии со стандартными тестами девятилетние дети (4-й класс) значительно опережали девятилеток 1971 г. по всем параметрам: в буквальном понимании текста, в умозаклю­чениях, из него вытекающих, и в способности соотнести содержание со связанными с ним фактами. Старшие дети не показывали таких хороших результатов. Тринадцатилетние (8-й класс) опережали своих сверстников 1971 г. только в буквальном понимании тек­ста, а семнадцатилетние (12-й класс) в 1981 г. отставали от сверстников 1971 г. во всех областях, в особенности в части умозак­лючений из текста. Эти результаты подтвер-


дили правильность мнения об эффективности изменений, внесенных в преподавание чте­ния за 10 лет до этой проверки. Они также укрепили единодушное мнение специали­стов по проблемам чтения, что им больше из­вестно о методах преподавания в начальной школе, чем о методике, годной для старших классов. В других отчетах подтверждалась целесообразность усиления программ по чте­нию в начальной школе и высказывались со­ображения по поводу причин явного отсутствия подобных успехов в старших клас­сах: младшие дети больше доверяют учите­лям и учебникам; индивидуальные занятия или занятия в небольших группах облегчают усвоение, а учебники для младших классов содержат сведения, которые уже известны детям.

Начальное чтение включает в себя то, что Дж. Чолл (1983) назвал "устной традицией". Однако по мере взросления детей и перехода в старшие классы чтение начинает зависеть от способности воспринимать "литературную традицию", существующую за пределами по­вседневного опыта читающего, и здесь остро встает вопрос о значении социоэкономиче-ских различий. После третьего класса дети начинают читать книги более сложные по своему характеру и требующие абстрактного мышления, и относительные различия в ус­пехах по мере перехода в старшие классы мо­гут быть частично объяснены различными требованиями к читающим. Существует два типа чтения: 1) то, что требуется в начальных классах и опирается на понимание слов, и 2) то, что характерно для старших классов и требует более высокого уровня усвоения как в лингвистическом отношении, так и с точки зрения способности познания. Между тем развитие познавательной способности и более высокий лингвистический уровень зависят не только от успешного овладения первоначаль­ными знаниями, но и от социальной среды, которая способствует (или нет) постижению идей и понятий, неприменимых непосредст­венно в повседневной жизни. Школы, как бы они хороши ни были, не могут компенсиро­вать недостаток духовности дома и в общине.

Обучение взрослых в США. в 20-е

годы оно осуществлялось на курсах "ассими­ляции", в 30-е — в организациях Корпуса ох­раны граждан, начиная со второй мировой войны — в армии и во множестве домов для переселенцев, в центрах микрорайонов, в ме­стных школах, церковных организациях и женских клубах. Систематическая работа в этом направлении на федеральном уровне на­чалась вместе с началом наступления на бед-


ность в 60-е годы и принятием Закона об об­разовании взрослых в 1966 г. Под руководст­вом Департамента по экономическим возможностям был намечен ряд программ, имеющих целью устранить отставание в об­ласти образования среди представителей бед­ных слоев населения. Федеральные власти брали на себя обязанность дать всем амери­канцам в возрасте 16 лет и старше возмож­ность получить знания в объеме восьми классов школы в чтении, письме и арифмети­ке, а в штатах, где этот уровень уже был до­стигнут, поддержать создание курсов, дающих образование в пределах средней школы. В соответствии с требованиями нового закона федеральное правительство выдели­ло средства для обучения учителей, органи­зации исследовательских работ и наглядной пропаганды, а также Национальному кон­сультативному совету по образованию взрос­лых для обеспечения расчетов и оценок по коммерческим операциям. Штаты вносили 10% суммы необходимых ассигнований и принимали на себя ответственность за прове­дение соответствующих мер, обучение персо­нала и разработку и осуществление учебных планов.

Было разработано много программ, де­лившихся на три типа: программы занятий с преподавателями для первоначального обу­чения, построенные по традиционной схеме обучения в обычной школе; программы, учитывающие профессию обучающихся, непос­редственно ориентированные на их дальнейшую работу, и программы с привле­чением средств массовой информации — те­левидения и радио. Наиболее широко финансировались программы первого типа, проводившиеся в рамках проекта Общее об­разование взрослых Федерального управле­ния просвещения, имеющие целью дать учащимся возможность получить диплом, примерно соответствующий диплому об окончании средней школы. При полном наборе учащихся программы этого управления ох­ватывали 2 млн человек в год, на что расходовалось 100 млн долл. Ежегодный от­сев составлял в среднем 40%, при этом не­сколько сот тысяч месяцами ожидали возможности начать занятия в этой системе. Только 8,5% прошедших полный курс обуче­ния смогли получить работу или перейти на лучшую работу, и менее 2% сообщили, что в результате обучения впервые приняли уча­стие в голосовании.

Признание того факта, что Центр началь­ного образования взрослых не в состоянии оказать серьезного влияния на ликвидацию


ГРАМОТНОСТЬ


162


163


ГРАМОТНОСТЬ


 


широко распространенной неграмотности, привело в начале 70-х годов к созданию финансируемой из федеральных фондов про­граммы Уровень квалификации исполните­ля. Целью этой программы было проведение широкомасштабных исследований по всей стране, чтобы определить, каков должен быть уровень образования взрослого гражданина для того, чтобы иметь возможность нормаль­но существовать в американском обществе. Работа проводилась научными работниками Техасского университета в Остине, серьез­ные результаты этих исследований начали публиковаться в 1975 г. Исследователи уста­новили, что традиционное определение гра­мотности как умение читать и написать правильно свою фамилию представляет со­бой отсталую концепцию, не связанную с практическими задачами взрослых людей. Ученые рекомендовали более полное трех­ступенчатое определение "функциональной компетентности", соответствующее принято­му в других странах. Первая ступень — функционально некомпетентные взрослые, имеющие доход у черты бедности или ниже ее, образование в объеме восьми или менее классов школы и неквалифицированную ра­боту или не имеющие работы вообще. Вто­рая ступень — взрослые, относящиеся к группе "минимально функциональных", с до­ходом выше черты бедности, с девятью или одиннадцатью классами образования, заня­тые черной работой не по собственному выбо­ру. Третья ступень — взрослые, имеющие специальность, высокий доход, высокий уро­вень образования и престижную работу.

Применяя предложенные учеными стан­дарты, Федеральное управление просвеще­ния США подсчитало, что 57 млн взрослых американцев не имеют квалификации, необ­ходимой для выполнения простейшей рабо­ты, требующей минимума компетентности. Демографические переменные демонстриру­ют интересное соотношение с уровнем негра­мотности: хотя пол и размер семьи практически не имеют значения, этническая и расовая принадлежность значат очень мно­го. Так, 16% белых было отнесено к первой категории по сравнению с 44% чернокожих и 56% лиц с испанскими фамилиями. Очевид­ны были также различия, зависящие от рай­она проживания: северо-восточные, центральные, северные и западные районы страны насчитывали примерно равное число взрослых, отнесенных к первой, второй и третьей категориям, в то время как на юге было больше лиц первой категории и меньше третьей. Около 25% взрослых на юге оказа-


лись функционально некомпетентными по сравнению с 15% в других районах. Сельские районы по всей стране и города с более чем миллионным населением продемонстрирова­ли наибольшую концентрацию неграмотных взрослых — 27% в сельских районах и 21 % — в крупных городах — в сравнении со средней цифрой в 15% в небольших городах и пригородных районах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...