Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 12 глава





Участие профессионалов

Несомненно, существует широкое поле возможного участия профессиональных ра­ботников в деятельности групп взаимопомо­щи. Однако в большинстве случаев взаимодействие между официальными орга­нами социальных служб и группами взаимо­помощи характеризуется напряженностью и даже соперничеством. Из-за прошлого пе­чального опыта сотрудничества с официаль­ными организациями члены групп взаимопомощи могут отрицательно отзы­ваться о деятельности официальных служб и призывать членов своих групп в случае необ­ходимости получения помощи рассчитывать только друг на друга. В прошлом профессио­налы часто пытались навязать организациям взаимопомощи свои профессиональные зна­ния, в результате чего многие группы взаимо­помощи рассматривают официальные органы просто как узурпаторов.

Когда группы обращаются за непосредст­венной помощью к официальным органам, то вместо сотрудничества может возникнуть со­перничество между ними. Группы нередко рассматривают официальные учреждения как угрозу своей независимости. Официаль­ные организации признают особую ценность помощи, оказываемой на равных членами групп друг другу, но, вместо того чтобы поощ­рять развитие групп, где у руководства стоят рядовые их члены, они стремятся к созданию таких групп, в которых создателями и руко­водителями групп взаимопомощи выступают профессионалы. В известном смысле такое положение неизбежно, поскольку лишь не­многие официальные органы могут на закон­ном основании помогать организациям, устав и руководители которых не находятся под их контролем.

Большинство организаций взаимопомо­щи не настроены против профессионалов, и, когда существует взаимопонимание и взаим­ное уважение, возникает полезное и ценное сотрудничество между двумя этими система­ми. Так, например, группы "Выздоровление" тесно связаны с официальными системами помощи. В их составе действуют профессио­нальные консультативные советы, снабжаю­щие медицинской информацией и инструктирующие, как ее использовать на благо членов организации. Эти группы счита­ют своей главной задачей эффективное со­трудничество и инструктаж своих членов в использовании необходимых услуг. Многие группы организуются профессионалами, ко­торые затем передают руководство самим членам групп. Обычно сотрудничество про-


фессионалов с организациями взаимопомо­щи протекает в следующих четырех направ­лениях:

1. Они могут находить лиц, нуждающих­ся в помощи группы. Эта деятельность предполагает сбор информации о наличествующих группах и направление к
ним клиентов в соответствии с их профилем.
С этой целью многие профессионалы содействовали созданию своего рода "обменных справочных центров" между группами взаимопомощи, специализирующихся в предо­ставлении сведений об оказываемой помощи и консультациях. Например, в Нью-Джерси такой центр компьютеризован и обслуживает
по восьмистам телефонам население всего
штата. Указанные центры созданы в ответ на
обращение Президентской комиссии по пси­хическому здоровью, которая призвала к более тесному сотрудничеству между
существующими системами помощи.

2. Профессионалы могут работать в кон­сультативных советах.

3. Социальные работники могут оказывать разовые консультации группам, которые обращаются за помощью в связи с конкретны­ми проблемами.

4. Профессионалы часто выступают инициаторами создания новых организаций взаимопомощи для решения проблем определенной группы клиентов.

Современные тенденции

Рост числа групп взаимопомощи приоб­ретает в современных условиях почти харак­тер эпидемии. Их списки имеются в библиотеках и в коммунальных информаци­онных центрах. Их объявления можно прочи­тать в магазинах. Во главе все большего их числа становятся профессионалы, поэтому трудно определить по названию группы, яв­ляется ли она официальной организацией или добровольным объединением. Те, кто об­ращается за помощью, далеко не всегда име­ют возможность определить ее характер. Однако, чем больше профессионалов участ­вует в этой работе, тем в большей мере эта деятельность походит на групповую терапию или подобное ей обслуживание, лишь под но­вым названием. Некоторые учебные заведе­ния, обучающие социальной работе, создают специальные курсы для подготовки профес­сионалов, желающих работать с группами взаимопомощи, поскольку обычная, ориен­тированная на работу в клинике, подготовка неприменима в работе с группами взаимопо­мощи.


ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ


170


 



Правительство ищет возможности сокра­тить свою поддержку, предлагая восполнить недостающие средства добровольным орга­низациям. Некоторые планирующие учреж­дения ошибочно выдвигают их в качестве альтернативных источников необходимых услуг, оказываемых профессионалами. Од­нако эти организации не могут заменить со­циальные службы, они лишь дополняют их деятельность. В то же время очевидна необхо­димость в разработке специальной стратегии для раскрытия специфики такой помощи, ис­следования сферы ее действия и изучения влияния групп на расширение возможностей отдельных их членов решать свои проблемы. Филлис Р. Сильверман


См. также: Естественные источники помо­щи; Территориальный аспект социаль­ной работы.

• Gartner A., RiessmanF. (Eds.) (1984). The Self-Help Revolution. N. Y.: Human Sciences Press. • LevyL. H. (1984). Issues in Research and Evaluation. In: A. Gartner, F. Riessman (Eds.). The Self-Help Revolution (p. 155— 172). N. Y.: Human Sciences Press. • Silverman P. R., Smith D. (1984). Helping in Mutual Help Groups for the Physically Disabled. In: A. Gartner, F. Riessman (Eds.). The Self-Help Revolution (p. 73—93). N. Y.: Human Sciences Press. • WillenM. L. (1984). Parents Anonymous: The Professional's Role as Sponsor. In: A. Gartner, F. Riessman (Eds.). The Self-Help Revolution (p. 109—119). N. Y.: Human Sciences Press.


ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ В КОМ­ПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЕ. См. Доку-ментация в практической социальной работе; Информационные системы: данные о клиентах.

ДВУХКАРЬЕРНАЯ СЕМЬЯ. См.

Семья нуклеарная.

ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ

В начале 1900-х годов появилась тенден­ция поиска альтернатив долговременному со­держанию людей в крупных стационарных учреждениях самого разного типа. Это каса­лось детей и престарелых, душевнобольных, умственно отсталых, правонарушителей. Процесс получил название "деинституциа-лизация". Определение деинституциализации дается в докладе Главной службы учета США (1977 г.). Это: 1) стремление избегать без крайней надобности помещения и содер­жания людей в стационарах, 2) организация подходящих альтернативных вариантов по месту проживания для размещения, лечения, профессиональной подготовки, обучения и реабилитации лиц, которых нет необходимо­сти содержать в стационарах, 3) улучшение условий ухода и лечения по месту жительства тех, кого раньше принято было помещать в стационары. Главный принцип подобного подхода заключается в том, чтобы предоста­вить человеку право находиться не в столь ограниченных условиях существования, как в стационарах, вести нормальный образ жиз­ни и жить настолько независимо, насколько он способен.


Концепция деинституциализации

Исследователи социальных проблем от­мечали негативные последствия содержания в стационарах и возрастающую стоимость ухода. Развитие социальных, психологиче­ских и медицинских наук показало, что огра­ничение и изоляция указанных групп в стационарах не соответствуют современным взглядам. Кроме того, развитие обширной си­стемы общедоступной помощи позволило за­менить содержание в стационарах системой предоставления пациентам денежных субси­дий. Все это было поддержано и одобрено представителями различных политических группировок. Консерваторы считали, что меньшее количество стационаров приведет к экономии денег, а либералы выступали за бо­лее гуманный и эффективный подход к ока­занию помощи.

В таких областях, как лечение душевно­больных, благосостояние детей, содержание умственно отсталых, правила принудитель­ного содержания пациента и тип лечения ус­танавливаются судебными инстанциями. Суды также определяют соотношение между количеством пациентов и персоналом. Руко­водители учреждений стараются искусствен­но занижать число пациентов, вместо того чтобы увеличивать персонал или построить дополнительные современные помещения. В Калифорнии, например, здания большинства исправительных учреждений были построе­ны 100 и более лет назад.

Стоимость строительства одной тюрем­ной камеры сейчас колеблется от 20 до 30 тыс. долл. В дополнение к этому до 20 тыс. долл. в год стоит содержание одного правонарушите­ля в исправительном учреждении. Но, не­смотря на то что крупные учреждения достаточно дороги и значительная часть из них не отвечает современным требованиям, полный отказ от них в ближайшем будущем не предвидится.

Подсчитано, что от 20 до 50% бездомных в США — представители групп, затронутых


ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ


172


173


ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ


 


деинституциализацией. Это вызвало обще­ственное осуждение и привело к увеличению вложений в быстро приходящие в упадок ста­ционарные учреждения. Бюджет 1984 г. в Калифорнии был увеличен на 36 млн долл. для лечения душевнобольных, эти средства были полностью израсходованы на улучше­ние содержания в лечебницах штата. В дру­гих случаях основной целью все возрастающих расходов было сохранение ко­личества больничных коек в стационарах, по­скольку численность больных нельзя было уменьшать.

Пять групп населения, затронутых деинституциализацией

Положительными аспектами процесса деинституциализации следует считать тен­денцию свести к минимуму помещение лю­дей в стационары и сокращение сроков пребывания в них.

Этот процесс, предполагающий наличие альтернативных вариантов помощи по месту жительства, затрагивает пять групп населе­ния: психически больных, умственно отста­лых, правонарушителей, детей и престарелых.

Психически больные. Наиболее
распространенной формой обслуживания та­
ких больных ранее было помещение в психи­
атрические клиники.
Процесс
деинституциализации затронул эти клиники
в наибольшей степени. Количество психиат­
рических лечебниц в штатах и округах умень­
шилось на 77% (в 1955 г. — 553 тыс.; в
1981 г. — 126,4 тыс.). Количество пациентов
продолжает уменьшаться, в конце 1983 г. в
277 клиниках штатов и округов было 120 тыс.
больных. При резком падении числа стацио­
нарных больных значительно возросло число
посещений пациентами психиатрических
клиник штатов и округов. В 1950 г. в лечебни­
цах штатов и округов было 152,3 тыс. при­
емов больных и 512,5 больных в стационарах;
в 1970 г. было 348,5 тыс. посещений и
337,6 тыс. стационарных больных; и, нако­
нец, в 1981 г. — 358,1 тыс. посещений, а в
клиниках находилось 126,4 тыс. стационар­
ных больных. При лечении психических бо­
лезней уменьшилась продолжительность
госпитализации стационарных пациентов в
больницах.

Все это вполне оправданно. Сравнение результатов краткого и длительного курса ле­чения в психиатрических клиниках показа­ло, что длительный курс ничуть не эффективнее. Ученые-психиатры рекомен­довали использовать амбулаторное лечение


по месту жительства. Разнообразные клини­ческие исследования смогли убедить обще­ственность, что психотропные препараты дают возможность врачам держать под конт­ролем таких больных, поэтому нет необходи­мости их содержания в стационаре. Достаточно лишь время от времени помещать больных в клиники для интенсивного курса лечения.

Возможно, главным фактором снижения численности пациентов в психиатрических больницах было принятое в 1962 г. решение, позволяющее использовать федеральный фонд для оказания помощи выписанным из клиник людям. Эта помощь используется для предоставления финансовых пособий боль­ным, а также является экономическим стиму­лом развития медицинского обслуживания по месту жительства больных.

Движение за гражданские права также внесло свою лепту в борьбу с длительной гос­питализацией душевнобольных. Было покон­чено с принудительным помещением больных в психиатрические клиники и их обязательным содержанием в них. Все это бы­ло заменено краткими курсами лечения.

Представители политических группиро­вок, участвовавших в движении за сокраще­ние стационарных психиатрических учреждений, не задумывались о том, как бу­дут жить больные люди, требующие постоян­ного ухода. Большинство пациентов стало жить самостоятельно или в своих семьях, од­нако значительная часть (от 10 до 30%) ока­залась в альтернативных учреждениях или специальных местах для проживания, таких, как воспитательные дома, интернаты, гостиницы со специальным обслуживанием. Во многом эти специальные места для прожи­вания были похожи на стационарные психиатрические лечебницы, но они функ­ционировали как небольшие административ­ные учреждения.

Умственно отсталые. Деинституци-

ализация затронула и умственно отсталых людей, так как они содержались в тех же стационарах, что и душевнобольные. В 1950 г. в психиатрических лечебницах шта­тов и округов находилось 48 тыс. умственно отсталых, а в 1981 г. их число уменьшилось до 7,8 тыс. (соответственно они составляли 27 и 6% всех умственно отсталых, находивших­ся в других общественных учреждениях). Следовательно, число умственно отсталых в психиатрических лечебницах сократилось на 84%. Как и в случае с психически больными, деинституциализация умственно отсталых была ускорена специальными решениями о


предоставлении им прав на лечение и пребы­вание в условиях менее строгого режима.

То, что забота об умственно отсталых бы­ла перенесена по месту жительства, связано с ростом расходов на их содержание в крупных стационарах, а также с новыми научно-мето­дическими разработками. Речь шла в первую очередь о содержании и лечении умственно отсталых в обстановке, максимально прибли­женной к естественной.

Большое число умственно отсталых лю­дей после возвращения было помещено в спе­циально созданные по месту жительства учреждения: воспитательные дома, интерна­ты, дома по уходу, которые в определенной степени напоминали крупные стационары.

Правонарушители. Были разработа­ны масштабные программы адаптации право­нарушителей по месту жительства. В 1983 г. число досрочно освобожденных взрослых правонарушителей увеличилось на 38% по сравнению с 1979 г. Сейчас в США в условиях ослабленного режима по месту жительства содержится около 40 тыс. правонарушите­лей.

При разработке программ содержания преступников одной из целей было сокраще­ние числа заключенных в тюрьмах, что дол­жно было стать отличительной особенностью системы уголовного наказания в США, но этого не произошло, и число федеральных тюрем продолжает расти, увеличиваются расходы на строительство все новых мест за­ключения в штатах и округах. Количество за­ключенных под юрисдикцией федеральных тюрем и тюрем штатов возросло с 307,7 тыс. в 1978 г. до 438,4 тыс. в 1983 г., т. е. на 43%. Несмотря на введение более строгого наказа­ния, в 80-е годы наблюдался рост числа пре­ступлений. Это объясняется тем, что выросло многочисленное послевоенное поколение, следовательно, увеличилось общее количест­во молодых людей, традиционно более склон­ных к правонарушениям.

Таким образом, хотя тенденция найти альтернативные возможности содержанию в тюрьмах правонарушителей и имела место, но объективная ситуация не позволяла пойти на это.

Дети. Отход от институциального под­хода в воспитании детей сопровождается по­иском в национальном масштабе семей, готовых принять на воспитание ребенка. Чис­ло детей в воспитательных домах уменьши­лось с 500 тыс. в 1977 г. до 243 тыс. в 1982 г., и время содержания детей в них сократилось с 47 месяцев в 1977 г. до 35 месяцев в 1982 г. Помощь детям в стационарах все более диф-


ференцируется в зависимости от потребно­стей различных групп детей.

Существует пять основных направлений оказания помощи в стационарах особым груп­пам детей: обеспечение благополучной жизни зависимых, отверженных и угнетенных детей; заведения для несовершеннолетних правонарушителей; лечение психических от­клонений; защита от плохого обращения; создание особых условий для беременных подростков.

Между 1965 и 1981 гг. число учреждений в системе социального обеспечения детей ма­ло изменилось — с 1424 до 1770; число служб защиты интересов подростков возросло с 647 до 1642; число лечебниц для душевнобольных увеличилось почти в 4 раза — с 315 до 1204; число заведений для лечения от наркомании, которые вообще не существовали в 1966 г., достигло 85 в 1981 г.; число учреждений по обслуживанию несовершеннолетних бере­менных уменьшилось с 212 в 1965 г. до 115 в 1981 г. Эти цифры показывают определенное перераспределение функций внутри доста­точно стабильной системы, а не увеличение мест в стационарах. Одновременно происхо­дит переход от крупных учреждений к созда­нию мелких заведений — число домов, в которых постоянно проживают 7—12 детей, за 1965—1981 гг. увеличилось почти в 9 раз. Однако они имеют примерно столько же мест, как и заведения, способные обслужи­вать более 300 детей (11 — 12 % общего числа койко-мест). Последние тенденции в работе с несовершеннолетними правонарушителями в Калифорнии показывают одинаковое стремление к перевоспитанию и ограниче­нию посредством специального режима или лечения в особых условиях для душевноболь­ных.

Престарелые. Начиная с 1900 г. в США наблюдается постоянное увеличение числа престарелых, находящихся в стацио­нарных заведениях. Количество престаре­лых, живущих в стационарах различного типа, увеличилось на 267% в 1910—1970 гг. В 1940 г. перепись населения показала, что число престарелых в стационарах составляет 4,1% общего количества пожилых людей; 40,5% жили в нестационарных заведениях (гостиницы, пансионы и т. п.); 33% — в до­мах для престарелых и нуждающихся, в до­мах по уходу за престарелыми, домах персонального ухода и др. и 23% — в психи­атрических клиниках. С 1960 по 1980 г. на­блюдалось уменьшение на 71 % числа престарелых, находящихся в психиатриче­ских клиниках, и на 13% — в стационарных


ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ


174


175


ДЕТИ


 


лечебных заведениях при одновременном возрастании и 3,2 раза числа находящихся в домах для престарелых. В 1980 г. примерно 1,1 млн пожилых находились в таких заведениях, из них 92% — в домах для престаре­лых, 4% — в психиатрических клиниках, 4,4% — в других стационарных лечебных заведениях. В 1982 г. специальная комиссия се­ми та прогнозировала рост обитателей в домах дли престарелых до 1,95 млн человек в 2000 г. it до 2,95 млн в 2030 г.

Три федеральные программы оказали не­посредственное воздействие на развитие час­тых домов по уходу за престарелыми и индустрии резидентного ухода: Закон о социальной защите от 1935 г., программы "Медицинский уход" ("Медикэр") и "Меди­цинская помощь" ("Медикейд"). По Закону о социальной защите были созданы фонды для престарелых пенсионеров, помогающие им жить самостоятельно или оплачивать уход в домах для престарелых. В 1950 г. недостаток коек в больницах общего типа заставил на­правлять хронических больных в специаль­ные дома по уходу, чтобы освободить места для случаев острых заболеваний. Программа "Медикэр" со времени своего принятия в 1965 г. была направлена на уход за остронуждающимися больными, предоставляя 74% фондов больницам и только 1 % домам по ухо­ду. Для хронических больных, требующих постоянного ухода в специализированных до­мах, средства выделялись из федеральной программы "Медикейд" и средств штатов, рассчитанных на бедных. В 1979 г. из госу­дарственной программы было оплачено 57% расходов домов по уходу. Эти же программы были главным источником оплаты расходов в частных домах по уходу.

Престарелые — это особая группа насе­ления, и процесс деинституциализации отра­зился, по существу, лишь на тех из них, кто содержался в психиатрических клиниках. В большинстве случаев их переводили из боль­ниц в дома по уходу, или же просто менялось название заведения, и все осталось по-преж­нему. Подсчитано, что 80% лиц старше 65 лет, находящихся в домах для престаре­лых, имеют те или иные отклонения психики (1985 г.). Упор в настоящее время делается на дсинституциализацию лишь наиболее круп­ных домов для престарелых и обеспечение постоянным обитателям этих домов домашне­го ухода. Это происходит во многом потому, что осуществление программ "Медикэр" и "Медикейд" обходится государству достаточ­но дорого.


Оценка тенденций деинституциализации

Проблемы, возникшие в связи с деинсти-туциализацией, не являются порождением самой концепции, а в значительной степени обязаны своим появлением ее чересчур пря­молинейной реализации. Содержание мно­жества служб по месту жительства, необходимых для обеспечения полноценного ухода, довольно дорого, и в результате жесто­кой инфляции 70-х годов пришлось отказать­ся от полномасштабного воплощения этой идеи. Правительственная экономия средств не позволила создать стройную систему общественной помощи, и великолепная идея погибла на стадии практической реализации в результате отсутствия необходимых ресур­сов.

В связи с этим в учреждениях по уходу по месту жительства была отброшена филосо­фия "маленькое — прекрасно", как контраст крупным заведениям. Многие дома по уходу, обслуживающие различные группы населе­ния, стремясь оправдать расходы при своих небольших размерах, стали напоминать мес­тные варианты больших учреждений, кото­рые они были призваны принципиально заменить.

Есть немало свидетельств тому, что деин-ституциализация возможна. Но, предполагая одновременно и улучшение деятельности не­обходимых крупных стационарных институ­тов, и создание условий по уходу по месту жительства, деинституциализация в период, когда следует экономить средства, представ­ляет собой слишком дорогой эксперимент.

Стивен П. Сегал

См. также: Бездомные; Длительный уход за нетрудоспособными; Пожилые и пре­старелые: социальное обслуживание; Психическое здоровье и социальная рабо­та.

• A Place for Foster Children (1984, June 27).— TheNew York Times, p. C15. • DoreM., Young Т., Pappenfort D. (1984). Comparison of Basic Data for the National Survey of Residential Group Care Facilities: 1966—1982.— Child Welfare, 63(6), 485—495. • Lerman P. (1982). Deinstitutionalization. New Brunswick. N. J.: Rutgers University Press. • National Institute of Mental Health (January, 1985). Patients in State and County Mental Hospitals. Rockville, Md.: Author. • Rotegard L, Bruininks R.H. (1983). Mentally Retarded People in State Operated Residential Facilities. Minneapolis: University of Minnesota.


ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ. Бедность; Голод и недоедание; Дети., получающие ма­териальную помощь; Доходы: распределение по группам населения; Доходы: система со­циальной защиты; Качество услуг: конт­роль; Компенсации безработным и работающим; Общая и специальная соци­альная помощь; Пожилые и престарелые: со­циальное обслуживание; Помощь семьям с зависимыми детьми; Социальное обеспече­ние: тенденции и проблемы политики; Соци­альное обеспечение: финансирование; Социальное страхование; Федеральное соци­альное законодательство после 1961 г.

ДЕТИ

Невозможно понять детство в качестве особого периода жизни человека, если учитывать только биологические характери­стики, ему присущие. Адекватное представ­ление о феномене детства будет получено лишь при анализе социальной и культурной среды, в которых происходит развитие человека. Данная статья попытается предста­вить детство, во-первых, с точки зрения индивидуального развития ребенка и, во-вторых, с точки зрения открываемой об­ществом перед ребенком социальной перс­пективы.

Индивидуальное развитие

В прежние времена дети рассматрива­лись как маленькие взрослые, которые по до­стижении биологической зрелости могли взять на себя ответственность взрослого чело­века. Впоследствии концепции детства бази­ровались на понимании этого возраста как критического подготовительного периода в развитии зрелого человека. Утверждению этого взгляда способствовали идеи Дарвина относительно того, что жизнь является эво­люционным процессом. Один из первых ис­следователей развития ребенка Дж. Хол (1904) утверждал, что человек проходит ста­дии развития, аналогичные эволюции всего животного мира. Фрейдовская теория, про­возгласив зависимость функционирования психики взрослого человека от опыта раннего детства, показала, что особенности психики взрослого человека являются результатом воздействия на нее в детском возрасте.

Современное понимание детства основы­вается на трех принципах. Первый состоит в


том, что формирование взрослого человека базируется на жизненном опыте детства. Происходящее с человеком в детстве оказы­вает воздействие на всю его последующую жизнедеятельность. Второй принцип: разви­тие детей проходит ряд стадий. При этом ре­зультат развития на определенной стадии непосредственно зависит от степени развития ребенка на предшествующих стадиях. Тре­тий принцип касается воздействия окружаю­щей среды на развитие ребенка. Если генетические часы регулируют физический рост, то полное созревание и реализация по­тенциала развития детей находятся под поло­жительным или отрицательным влиянием окружающей среды.

По существу, детство — это время отсут­ствия "взрослой" ответственности и узаконен­ной зависимости от заботы и экономической поддержки взрослых. В Америке это обеспе­чивается законами о детском труде и обяза­тельном всеобщем образовании. Существует также социальная ответственность в плане защиты детей, что должно обеспечить усло­вия для их физического и умственного разви­тия.

Каждой стадии в развитии ребенка соот­ветствует определенный возраст. Дети, не до­стигшие требуемых параметров развития в соответствующей возрасту стадии, отстают от окружающих сверстников. Возникает воп­рос: является ли такое отставание обратимым и, если является, какой возмещающий меха­низм может восстановить нормальное разви­тие? При этом каждая стадия включает физическое, эмоциональное, социальное и моральное развитие. Хотя, аналитически, все они являются самостоятельными, но в про­цессе развития обнаруживается их взаимоза -висимость. Так, эмоциональные лишения могут задержать физическое созревание, ог­раничения в пище тормозят познавательное развитие, опыт социальной жизни нераз­дельно переплетается с моральными принципами. Далее ситуация усложняется, и развитие характеризуется как "здоровое", "нормальное" и "оптимальное" теперь уже, по сути, на основе суждений, оценивающих подростка не с точки зрения детских норм, а с точки зрения того, что является желаемым или нормальным для взрослого.

Идея стадиальности развития тесно свя­зана с концепцией о влиянии окружающей среды. Нормальное и тем более благоприят­ное протекание детства во многом предопре­деляется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных спо­собностей или по крайней мере поддерживает


ДЕТИ


176


177


ДЕТИ


 


развитие в пределах потенциальных способ­ностей. Множество данных, хотя и не облада­ющих научной строгостью, все же подтверждают мысль, что воздействие среды на воспитание, образование, культуру и здо­ровье детей может дать положительный тол­чок развитию или, напротив, затормозить его. Не вполне ясно, какие именно воздейст­вия необходимы и желательны, чтобы обеспе­чить оптимальное или хотя бы минимальное развитие. В некоторой степени эта неопреде­ленность вызвана сложностью взаимодейст­вия различных факторов, имеющих отношение к развитию детей. Дети привносят свои индивидуальные характерные особен­ности в любое взаимодействие. Вероятно, верно будет утверждение, что опыт, основанный на теории детского развития и проведенных с использованием ее методов исследованиях, большие результаты дал в об­ласти измерения параметров прогресса в раз­витии ребенка, чем в объяснении причин и факторов, способствующих развитию.

На основе всего вышеизложенного оче­видно, что детям в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости обще­ство должно предоставить особый социаль­ный статус. Признание их взрослыми временно откладывается, а забота и экономи­ческая поддержка узакониваются. Обязан­ность воспитания, покровительства и образования детей возлагается на людей, их окружающих.

Было бы ошибочным полагать, что в Сое­диненных Штатах нет социальных институ­тов, заинтересованных в развитии и совершенствовании жизни детей. По сущест­ву, семьи занимаются воспитанием своих де­тей, разделяя ответственность со множеством социальных институтов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...