Пособия и социальные службы 12 глава
Участие профессионалов Несомненно, существует широкое поле возможного участия профессиональных работников в деятельности групп взаимопомощи. Однако в большинстве случаев взаимодействие между официальными органами социальных служб и группами взаимопомощи характеризуется напряженностью и даже соперничеством. Из-за прошлого печального опыта сотрудничества с официальными организациями члены групп взаимопомощи могут отрицательно отзываться о деятельности официальных служб и призывать членов своих групп в случае необходимости получения помощи рассчитывать только друг на друга. В прошлом профессионалы часто пытались навязать организациям взаимопомощи свои профессиональные знания, в результате чего многие группы взаимопомощи рассматривают официальные органы просто как узурпаторов. Когда группы обращаются за непосредственной помощью к официальным органам, то вместо сотрудничества может возникнуть соперничество между ними. Группы нередко рассматривают официальные учреждения как угрозу своей независимости. Официальные организации признают особую ценность помощи, оказываемой на равных членами групп друг другу, но, вместо того чтобы поощрять развитие групп, где у руководства стоят рядовые их члены, они стремятся к созданию таких групп, в которых создателями и руководителями групп взаимопомощи выступают профессионалы. В известном смысле такое положение неизбежно, поскольку лишь немногие официальные органы могут на законном основании помогать организациям, устав и руководители которых не находятся под их контролем. Большинство организаций взаимопомощи не настроены против профессионалов, и, когда существует взаимопонимание и взаимное уважение, возникает полезное и ценное сотрудничество между двумя этими системами. Так, например, группы "Выздоровление" тесно связаны с официальными системами помощи. В их составе действуют профессиональные консультативные советы, снабжающие медицинской информацией и инструктирующие, как ее использовать на благо членов организации. Эти группы считают своей главной задачей эффективное сотрудничество и инструктаж своих членов в использовании необходимых услуг. Многие группы организуются профессионалами, которые затем передают руководство самим членам групп. Обычно сотрудничество про-
фессионалов с организациями взаимопомощи протекает в следующих четырех направлениях: 1. Они могут находить лиц, нуждающихся в помощи группы. Эта деятельность предполагает сбор информации о наличествующих группах и направление к 2. Профессионалы могут работать в консультативных советах. 3. Социальные работники могут оказывать разовые консультации группам, которые обращаются за помощью в связи с конкретными проблемами. 4. Профессионалы часто выступают инициаторами создания новых организаций взаимопомощи для решения проблем определенной группы клиентов. Современные тенденции Рост числа групп взаимопомощи приобретает в современных условиях почти характер эпидемии. Их списки имеются в библиотеках и в коммунальных информационных центрах. Их объявления можно прочитать в магазинах. Во главе все большего их числа становятся профессионалы, поэтому трудно определить по названию группы, является ли она официальной организацией или добровольным объединением. Те, кто обращается за помощью, далеко не всегда имеют возможность определить ее характер. Однако, чем больше профессионалов участвует в этой работе, тем в большей мере эта деятельность походит на групповую терапию или подобное ей обслуживание, лишь под новым названием. Некоторые учебные заведения, обучающие социальной работе, создают специальные курсы для подготовки профессионалов, желающих работать с группами взаимопомощи, поскольку обычная, ориентированная на работу в клинике, подготовка неприменима в работе с группами взаимопомощи.
ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ 170
Правительство ищет возможности сократить свою поддержку, предлагая восполнить недостающие средства добровольным организациям. Некоторые планирующие учреждения ошибочно выдвигают их в качестве альтернативных источников необходимых услуг, оказываемых профессионалами. Однако эти организации не могут заменить социальные службы, они лишь дополняют их деятельность. В то же время очевидна необходимость в разработке специальной стратегии для раскрытия специфики такой помощи, исследования сферы ее действия и изучения влияния групп на расширение возможностей отдельных их членов решать свои проблемы. Филлис Р. Сильверман См. также: Естественные источники помощи; Территориальный аспект социальной работы. • Gartner A., RiessmanF. (Eds.) (1984). The Self-Help Revolution. N. Y.: Human Sciences Press. • LevyL. H. (1984). Issues in Research and Evaluation. In: A. Gartner, F. Riessman (Eds.). The Self-Help Revolution (p. 155— 172). N. Y.: Human Sciences Press. • Silverman P. R., Smith D. (1984). Helping in Mutual Help Groups for the Physically Disabled. In: A. Gartner, F. Riessman (Eds.). The Self-Help Revolution (p. 73—93). N. Y.: Human Sciences Press. • WillenM. L. (1984). Parents Anonymous: The Professional's Role as Sponsor. In: A. Gartner, F. Riessman (Eds.). The Self-Help Revolution (p. 109—119). N. Y.: Human Sciences Press. ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЕ. См. Доку-ментация в практической социальной работе; Информационные системы: данные о клиентах.
ДВУХКАРЬЕРНАЯ СЕМЬЯ. См. Семья нуклеарная. ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ В начале 1900-х годов появилась тенденция поиска альтернатив долговременному содержанию людей в крупных стационарных учреждениях самого разного типа. Это касалось детей и престарелых, душевнобольных, умственно отсталых, правонарушителей. Процесс получил название "деинституциа-лизация". Определение деинституциализации дается в докладе Главной службы учета США (1977 г.). Это: 1) стремление избегать без крайней надобности помещения и содержания людей в стационарах, 2) организация подходящих альтернативных вариантов по месту проживания для размещения, лечения, профессиональной подготовки, обучения и реабилитации лиц, которых нет необходимости содержать в стационарах, 3) улучшение условий ухода и лечения по месту жительства тех, кого раньше принято было помещать в стационары. Главный принцип подобного подхода заключается в том, чтобы предоставить человеку право находиться не в столь ограниченных условиях существования, как в стационарах, вести нормальный образ жизни и жить настолько независимо, насколько он способен. Концепция деинституциализации Исследователи социальных проблем отмечали негативные последствия содержания в стационарах и возрастающую стоимость ухода. Развитие социальных, психологических и медицинских наук показало, что ограничение и изоляция указанных групп в стационарах не соответствуют современным взглядам. Кроме того, развитие обширной системы общедоступной помощи позволило заменить содержание в стационарах системой предоставления пациентам денежных субсидий. Все это было поддержано и одобрено представителями различных политических группировок. Консерваторы считали, что меньшее количество стационаров приведет к экономии денег, а либералы выступали за более гуманный и эффективный подход к оказанию помощи. В таких областях, как лечение душевнобольных, благосостояние детей, содержание умственно отсталых, правила принудительного содержания пациента и тип лечения устанавливаются судебными инстанциями. Суды также определяют соотношение между количеством пациентов и персоналом. Руководители учреждений стараются искусственно занижать число пациентов, вместо того чтобы увеличивать персонал или построить дополнительные современные помещения. В Калифорнии, например, здания большинства исправительных учреждений были построены 100 и более лет назад.
Стоимость строительства одной тюремной камеры сейчас колеблется от 20 до 30 тыс. долл. В дополнение к этому до 20 тыс. долл. в год стоит содержание одного правонарушителя в исправительном учреждении. Но, несмотря на то что крупные учреждения достаточно дороги и значительная часть из них не отвечает современным требованиям, полный отказ от них в ближайшем будущем не предвидится. Подсчитано, что от 20 до 50% бездомных в США — представители групп, затронутых ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ 172 173 ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ
деинституциализацией. Это вызвало общественное осуждение и привело к увеличению вложений в быстро приходящие в упадок стационарные учреждения. Бюджет 1984 г. в Калифорнии был увеличен на 36 млн долл. для лечения душевнобольных, эти средства были полностью израсходованы на улучшение содержания в лечебницах штата. В других случаях основной целью все возрастающих расходов было сохранение количества больничных коек в стационарах, поскольку численность больных нельзя было уменьшать. Пять групп населения, затронутых деинституциализацией Положительными аспектами процесса деинституциализации следует считать тенденцию свести к минимуму помещение людей в стационары и сокращение сроков пребывания в них. Этот процесс, предполагающий наличие альтернативных вариантов помощи по месту жительства, затрагивает пять групп населения: психически больных, умственно отсталых, правонарушителей, детей и престарелых. Психически больные. Наиболее
Все это вполне оправданно. Сравнение результатов краткого и длительного курса лечения в психиатрических клиниках показало, что длительный курс ничуть не эффективнее. Ученые-психиатры рекомендовали использовать амбулаторное лечение по месту жительства. Разнообразные клинические исследования смогли убедить общественность, что психотропные препараты дают возможность врачам держать под контролем таких больных, поэтому нет необходимости их содержания в стационаре. Достаточно лишь время от времени помещать больных в клиники для интенсивного курса лечения. Возможно, главным фактором снижения численности пациентов в психиатрических больницах было принятое в 1962 г. решение, позволяющее использовать федеральный фонд для оказания помощи выписанным из клиник людям. Эта помощь используется для предоставления финансовых пособий больным, а также является экономическим стимулом развития медицинского обслуживания по месту жительства больных. Движение за гражданские права также внесло свою лепту в борьбу с длительной госпитализацией душевнобольных. Было покончено с принудительным помещением больных в психиатрические клиники и их обязательным содержанием в них. Все это было заменено краткими курсами лечения. Представители политических группировок, участвовавших в движении за сокращение стационарных психиатрических учреждений, не задумывались о том, как будут жить больные люди, требующие постоянного ухода. Большинство пациентов стало жить самостоятельно или в своих семьях, однако значительная часть (от 10 до 30%) оказалась в альтернативных учреждениях или специальных местах для проживания, таких, как воспитательные дома, интернаты, гостиницы со специальным обслуживанием. Во многом эти специальные места для проживания были похожи на стационарные психиатрические лечебницы, но они функционировали как небольшие административные учреждения. Умственно отсталые. Деинституци- ализация затронула и умственно отсталых людей, так как они содержались в тех же стационарах, что и душевнобольные. В 1950 г. в психиатрических лечебницах штатов и округов находилось 48 тыс. умственно отсталых, а в 1981 г. их число уменьшилось до 7,8 тыс. (соответственно они составляли 27 и 6% всех умственно отсталых, находившихся в других общественных учреждениях). Следовательно, число умственно отсталых в психиатрических лечебницах сократилось на 84%. Как и в случае с психически больными, деинституциализация умственно отсталых была ускорена специальными решениями о предоставлении им прав на лечение и пребывание в условиях менее строгого режима. То, что забота об умственно отсталых была перенесена по месту жительства, связано с ростом расходов на их содержание в крупных стационарах, а также с новыми научно-методическими разработками. Речь шла в первую очередь о содержании и лечении умственно отсталых в обстановке, максимально приближенной к естественной. Большое число умственно отсталых людей после возвращения было помещено в специально созданные по месту жительства учреждения: воспитательные дома, интернаты, дома по уходу, которые в определенной степени напоминали крупные стационары. Правонарушители. Были разработаны масштабные программы адаптации правонарушителей по месту жительства. В 1983 г. число досрочно освобожденных взрослых правонарушителей увеличилось на 38% по сравнению с 1979 г. Сейчас в США в условиях ослабленного режима по месту жительства содержится около 40 тыс. правонарушителей. При разработке программ содержания преступников одной из целей было сокращение числа заключенных в тюрьмах, что должно было стать отличительной особенностью системы уголовного наказания в США, но этого не произошло, и число федеральных тюрем продолжает расти, увеличиваются расходы на строительство все новых мест заключения в штатах и округах. Количество заключенных под юрисдикцией федеральных тюрем и тюрем штатов возросло с 307,7 тыс. в 1978 г. до 438,4 тыс. в 1983 г., т. е. на 43%. Несмотря на введение более строгого наказания, в 80-е годы наблюдался рост числа преступлений. Это объясняется тем, что выросло многочисленное послевоенное поколение, следовательно, увеличилось общее количество молодых людей, традиционно более склонных к правонарушениям. Таким образом, хотя тенденция найти альтернативные возможности содержанию в тюрьмах правонарушителей и имела место, но объективная ситуация не позволяла пойти на это. Дети. Отход от институциального подхода в воспитании детей сопровождается поиском в национальном масштабе семей, готовых принять на воспитание ребенка. Число детей в воспитательных домах уменьшилось с 500 тыс. в 1977 г. до 243 тыс. в 1982 г., и время содержания детей в них сократилось с 47 месяцев в 1977 г. до 35 месяцев в 1982 г. Помощь детям в стационарах все более диф- ференцируется в зависимости от потребностей различных групп детей. Существует пять основных направлений оказания помощи в стационарах особым группам детей: обеспечение благополучной жизни зависимых, отверженных и угнетенных детей; заведения для несовершеннолетних правонарушителей; лечение психических отклонений; защита от плохого обращения; создание особых условий для беременных подростков. Между 1965 и 1981 гг. число учреждений в системе социального обеспечения детей мало изменилось — с 1424 до 1770; число служб защиты интересов подростков возросло с 647 до 1642; число лечебниц для душевнобольных увеличилось почти в 4 раза — с 315 до 1204; число заведений для лечения от наркомании, которые вообще не существовали в 1966 г., достигло 85 в 1981 г.; число учреждений по обслуживанию несовершеннолетних беременных уменьшилось с 212 в 1965 г. до 115 в 1981 г. Эти цифры показывают определенное перераспределение функций внутри достаточно стабильной системы, а не увеличение мест в стационарах. Одновременно происходит переход от крупных учреждений к созданию мелких заведений — число домов, в которых постоянно проживают 7—12 детей, за 1965—1981 гг. увеличилось почти в 9 раз. Однако они имеют примерно столько же мест, как и заведения, способные обслуживать более 300 детей (11 — 12 % общего числа койко-мест). Последние тенденции в работе с несовершеннолетними правонарушителями в Калифорнии показывают одинаковое стремление к перевоспитанию и ограничению посредством специального режима или лечения в особых условиях для душевнобольных. Престарелые. Начиная с 1900 г. в США наблюдается постоянное увеличение числа престарелых, находящихся в стационарных заведениях. Количество престарелых, живущих в стационарах различного типа, увеличилось на 267% в 1910—1970 гг. В 1940 г. перепись населения показала, что число престарелых в стационарах составляет 4,1% общего количества пожилых людей; 40,5% жили в нестационарных заведениях (гостиницы, пансионы и т. п.); 33% — в домах для престарелых и нуждающихся, в домах по уходу за престарелыми, домах персонального ухода и др. и 23% — в психиатрических клиниках. С 1960 по 1980 г. наблюдалось уменьшение на 71 % числа престарелых, находящихся в психиатрических клиниках, и на 13% — в стационарных ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ 174 175 ДЕТИ
лечебных заведениях при одновременном возрастании и 3,2 раза числа находящихся в домах для престарелых. В 1980 г. примерно 1,1 млн пожилых находились в таких заведениях, из них 92% — в домах для престарелых, 4% — в психиатрических клиниках, 4,4% — в других стационарных лечебных заведениях. В 1982 г. специальная комиссия семи та прогнозировала рост обитателей в домах дли престарелых до 1,95 млн человек в 2000 г. it до 2,95 млн в 2030 г. Три федеральные программы оказали непосредственное воздействие на развитие частых домов по уходу за престарелыми и индустрии резидентного ухода: Закон о социальной защите от 1935 г., программы "Медицинский уход" ("Медикэр") и "Медицинская помощь" ("Медикейд"). По Закону о социальной защите были созданы фонды для престарелых пенсионеров, помогающие им жить самостоятельно или оплачивать уход в домах для престарелых. В 1950 г. недостаток коек в больницах общего типа заставил направлять хронических больных в специальные дома по уходу, чтобы освободить места для случаев острых заболеваний. Программа "Медикэр" со времени своего принятия в 1965 г. была направлена на уход за остронуждающимися больными, предоставляя 74% фондов больницам и только 1 % домам по уходу. Для хронических больных, требующих постоянного ухода в специализированных домах, средства выделялись из федеральной программы "Медикейд" и средств штатов, рассчитанных на бедных. В 1979 г. из государственной программы было оплачено 57% расходов домов по уходу. Эти же программы были главным источником оплаты расходов в частных домах по уходу. Престарелые — это особая группа населения, и процесс деинституциализации отразился, по существу, лишь на тех из них, кто содержался в психиатрических клиниках. В большинстве случаев их переводили из больниц в дома по уходу, или же просто менялось название заведения, и все осталось по-прежнему. Подсчитано, что 80% лиц старше 65 лет, находящихся в домах для престарелых, имеют те или иные отклонения психики (1985 г.). Упор в настоящее время делается на дсинституциализацию лишь наиболее крупных домов для престарелых и обеспечение постоянным обитателям этих домов домашнего ухода. Это происходит во многом потому, что осуществление программ "Медикэр" и "Медикейд" обходится государству достаточно дорого. Оценка тенденций деинституциализации Проблемы, возникшие в связи с деинсти-туциализацией, не являются порождением самой концепции, а в значительной степени обязаны своим появлением ее чересчур прямолинейной реализации. Содержание множества служб по месту жительства, необходимых для обеспечения полноценного ухода, довольно дорого, и в результате жестокой инфляции 70-х годов пришлось отказаться от полномасштабного воплощения этой идеи. Правительственная экономия средств не позволила создать стройную систему общественной помощи, и великолепная идея погибла на стадии практической реализации в результате отсутствия необходимых ресурсов. В связи с этим в учреждениях по уходу по месту жительства была отброшена философия "маленькое — прекрасно", как контраст крупным заведениям. Многие дома по уходу, обслуживающие различные группы населения, стремясь оправдать расходы при своих небольших размерах, стали напоминать местные варианты больших учреждений, которые они были призваны принципиально заменить. Есть немало свидетельств тому, что деин-ституциализация возможна. Но, предполагая одновременно и улучшение деятельности необходимых крупных стационарных институтов, и создание условий по уходу по месту жительства, деинституциализация в период, когда следует экономить средства, представляет собой слишком дорогой эксперимент. Стивен П. Сегал См. также: Бездомные; Длительный уход за нетрудоспособными; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Психическое здоровье и социальная работа. • A Place for Foster Children (1984, June 27).— TheNew York Times, p. C15. • DoreM., Young Т., Pappenfort D. (1984). Comparison of Basic Data for the National Survey of Residential Group Care Facilities: 1966—1982.— Child Welfare, 63(6), 485—495. • Lerman P. (1982). Deinstitutionalization. New Brunswick. N. J.: Rutgers University Press. • National Institute of Mental Health (January, 1985). Patients in State and County Mental Hospitals. Rockville, Md.: Author. • Rotegard L, Bruininks R.H. (1983). Mentally Retarded People in State Operated Residential Facilities. Minneapolis: University of Minnesota. ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ. Бедность; Голод и недоедание; Дети., получающие материальную помощь; Доходы: распределение по группам населения; Доходы: система социальной защиты; Качество услуг: контроль; Компенсации безработным и работающим; Общая и специальная социальная помощь; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Помощь семьям с зависимыми детьми; Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики; Социальное обеспечение: финансирование; Социальное страхование; Федеральное социальное законодательство после 1961 г. ДЕТИ Невозможно понять детство в качестве особого периода жизни человека, если учитывать только биологические характеристики, ему присущие. Адекватное представление о феномене детства будет получено лишь при анализе социальной и культурной среды, в которых происходит развитие человека. Данная статья попытается представить детство, во-первых, с точки зрения индивидуального развития ребенка и, во-вторых, с точки зрения открываемой обществом перед ребенком социальной перспективы. Индивидуальное развитие В прежние времена дети рассматривались как маленькие взрослые, которые по достижении биологической зрелости могли взять на себя ответственность взрослого человека. Впоследствии концепции детства базировались на понимании этого возраста как критического подготовительного периода в развитии зрелого человека. Утверждению этого взгляда способствовали идеи Дарвина относительно того, что жизнь является эволюционным процессом. Один из первых исследователей развития ребенка Дж. Хол (1904) утверждал, что человек проходит стадии развития, аналогичные эволюции всего животного мира. Фрейдовская теория, провозгласив зависимость функционирования психики взрослого человека от опыта раннего детства, показала, что особенности психики взрослого человека являются результатом воздействия на нее в детском возрасте. Современное понимание детства основывается на трех принципах. Первый состоит в том, что формирование взрослого человека базируется на жизненном опыте детства. Происходящее с человеком в детстве оказывает воздействие на всю его последующую жизнедеятельность. Второй принцип: развитие детей проходит ряд стадий. При этом результат развития на определенной стадии непосредственно зависит от степени развития ребенка на предшествующих стадиях. Третий принцип касается воздействия окружающей среды на развитие ребенка. Если генетические часы регулируют физический рост, то полное созревание и реализация потенциала развития детей находятся под положительным или отрицательным влиянием окружающей среды. По существу, детство — это время отсутствия "взрослой" ответственности и узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки взрослых. В Америке это обеспечивается законами о детском труде и обязательном всеобщем образовании. Существует также социальная ответственность в плане защиты детей, что должно обеспечить условия для их физического и умственного развития. Каждой стадии в развитии ребенка соответствует определенный возраст. Дети, не достигшие требуемых параметров развития в соответствующей возрасту стадии, отстают от окружающих сверстников. Возникает вопрос: является ли такое отставание обратимым и, если является, какой возмещающий механизм может восстановить нормальное развитие? При этом каждая стадия включает физическое, эмоциональное, социальное и моральное развитие. Хотя, аналитически, все они являются самостоятельными, но в процессе развития обнаруживается их взаимоза -висимость. Так, эмоциональные лишения могут задержать физическое созревание, ограничения в пище тормозят познавательное развитие, опыт социальной жизни нераздельно переплетается с моральными принципами. Далее ситуация усложняется, и развитие характеризуется как "здоровое", "нормальное" и "оптимальное" теперь уже, по сути, на основе суждений, оценивающих подростка не с точки зрения детских норм, а с точки зрения того, что является желаемым или нормальным для взрослого. Идея стадиальности развития тесно связана с концепцией о влиянии окружающей среды. Нормальное и тем более благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей или по крайней мере поддерживает ДЕТИ 176 177 ДЕТИ
развитие в пределах потенциальных способностей. Множество данных, хотя и не обладающих научной строгостью, все же подтверждают мысль, что воздействие среды на воспитание, образование, культуру и здоровье детей может дать положительный толчок развитию или, напротив, затормозить его. Не вполне ясно, какие именно воздействия необходимы и желательны, чтобы обеспечить оптимальное или хотя бы минимальное развитие. В некоторой степени эта неопределенность вызвана сложностью взаимодействия различных факторов, имеющих отношение к развитию детей. Дети привносят свои индивидуальные характерные особенности в любое взаимодействие. Вероятно, верно будет утверждение, что опыт, основанный на теории детского развития и проведенных с использованием ее методов исследованиях, большие результаты дал в области измерения параметров прогресса в развитии ребенка, чем в объяснении причин и факторов, способствующих развитию. На основе всего вышеизложенного очевидно, что детям в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости общество должно предоставить особый социальный статус. Признание их взрослыми временно откладывается, а забота и экономическая поддержка узакониваются. Обязанность воспитания, покровительства и образования детей возлагается на людей, их окружающих. Было бы ошибочным полагать, что в Соединенных Штатах нет социальных институтов, заинтересованных в развитии и совершенствовании жизни детей. По существу, семьи занимаются воспитанием своих детей, разделяя ответственность со множеством социальных институтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|