Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 13 глава




Социальные роль и статус детей

В США статус ребенка в обществе опре­деляется статусом его семьи. Основная ответ­ственность за развитие детей падает на семью, и в первую очередь на родителей. До­ступ к благам и правам обусловливается не статусом детей, а общественным положением их родителей. И в самом деле, невозможно определить условия жизни детей, не учиты­вая статус их родителей, поскольку общество обычно относится к детям не как к самостоя­тельным индивидам, а скорее как к продол­жению своих родителей.

Важнейшим является вопрос, должна или нет линия поведения в отношении детей зависеть от линии поведения по отношению к их семьям. Однако в действительности у аме-


риканского общества нет общезначимого представления о том, каким должно быть его отношение как к детям, так и к их семьям.

Определение ребенка

с юридической точки зрения

Во всех штатах страны совершеннолетие детей определяется возрастом. Несовершен­нолетние имеют право на покровительство го­сударства, и в то же время им отказано во многих правах, имеющихся у взрослых, та­ких, например, как покупка и продажа иму­щества, принятие на себя обязательств по контракту и т. п. Однако, хотя каждый штат провозглашает конкретный возраст, по до­стижении которого несовершеннолетний признается взрослым, сопутствующие этому права и обязанности в разных штатах разли­чаются. Традиционно статус взрослого чело­века предоставляется раньше девочкам, чем мальчикам, и первые в более раннем возрасте могут вступить в брак. Установленные возра­стные ограничения различны в разных жиз­ненных ситуациях: при получении работы, вступлении в брак, при призыве на военную службу, сдаче экзамена на водительские пра­ва, получении избирательного права, приоб­ретении алкогольных напитков, возложении ответственности за убытки, причиненные гражданам, при осуждении за насилие и во многих других случаях. Узаконенным возра­стом для этого может быть 12, 16, 18 лет или 21 год. В любом случае верхние возрастные границы периода детства с правовой точки зрения следует рассматривать как относи­тельные и динамичные.

Дети как часть населения

В 1982 г. в США насчитывалось 62,7 млн детей. По возрастным группам они распреде­лялись относительно равномерно: 20,6 млн составляли дети до 5 лет, 19,8 млн — от 6 до 11 лет и 22,3 млн — от 12 до 17 лет. После 1970 г. снижение числа детей происходило во всех возрастных группах, особенно в группе от6до 11 лет (с24,6до 19,8млн).Этнический состав детского населения за указанный пе­риод изменился следующим образом: числен­ность белых детей уменьшилась с 59,1 до 51,4 млн, а чернокожих детей осталась посто­янной и составила 9,5 млн. Что касается чис­ленности других небелых детей — индейцев, выходцев из азиатско-тихоокеанского регио­на, испаноязычных латиноамериканского происхождения, то она увеличилась с 1,1 до 1,8 млн человек.

Численность детского населения колеб­лется в зависимости от показателей рождае-


мости и смертности детей, количества жен­щин детородного возраста, жизненных перс­пектив взрослого населения. Общий показатель рождаемости, или показатель способности к воспроизводству потомства, на 1980 г. составлял 68 на 1 тыс. женщин в воз­расте от 15 до 44 лет, что значительно ниже, чем это необходимо для естественного воспро -изводства населения. Продолжающееся сни­жение показателя рождаемости можно объяснить несколькими причинами, в том числе изменением образа жизни женщин и экономическими трудностями. При этом уве­личивается рождаемость среди женщин, принадлежащих к младшей и старшей возра­стным группам, резко снижается рождае­мость в среднем детородном возрасте. Ожидается, что численность детского населе­ния увеличится в 90-е годы за счет роста чис­ла женщин, вступающих в детородный период, что поможет в определенной мере компенсировать снижение показателя рож­даемости.

Большинство детей живет в семьях, но многие семьи не имеют детей. В 1982 г. только 37,1 % семей в США имели одного или более проживающих с ними детей. К сожалению, не существует достоверных данных об отно­шении к детям со стороны других живущих в семье лиц. Широко распространено мнение, что количество семьи, состоящее из трех по­колений, сокращается, а самое старшее и са­мое младшее поколения в них все более отдаляются друг от друга. Две трети всех де­тей живут в городах, что является отражени­ем процесса урбанизации населения. При этом прослеживается отчетливое расовое раз­личие в распределении детей по городам: 55% чернокожих детей и только 21,3% бе­лых детей живут в больших городах.

Семьи, в которых дети живут совместно с родителями, характеризуются двумя ус­тойчивыми тенденциями. Во-первых, их все чаще возглавляют женщины, и, во-вторых, растет численность как замужних, так и не­замужних матерей, работающих вне дома. Особенно быстро увеличивается число рабо­тающих среди матерей с детьми до 6 лет. В 1982 г. 20% детей жили только со своей ма­терью и 2% — только со своим отцом. Боль­шинство детей жили с обоими родителями, в том числе: 63% — с обоими кровными роди­телями, 10% — с одним кровным и одним усыновившим родителем и 2% — с усыно­вившими их родителями. 2% детей живут с другими родственниками, 1 % — с попечите­лями или в приютах.


Число детей, живущих только со своей матерью, возросло как среди белых, так и сре­ди чернокожих, но количественное соотно­шение остается более высоким в пользу вторых — 47,2 и 15,3% соответственно. Об­щее число детей, живущих только с матерью, возросло с 1970 г. на 68 %, причем в большин­стве случаев их матери были или разведены, или никогда не были замужем. Число детей, проживающих с вдовствующими матерями, снизилось на 17%.

В течение десятилетий неуклонно увели­чивалось участие матерей в наемном труде. В 1983 г. 65% матерей, имеющих детей в воз­расте от 6 до 17 лет, работали по найму, а из матерей, имеющих детей до 6 лет, — 49,9%. Эти цифры находятся в зависимости от суп­ружеского статуса матери и возраста детей. Самый низкий процент работающих женщин составляли замужние женщины с детьми до 6 лет — 48,7%, а в семьях, имеющих детей в возрасте 6—7 лет, работали уже 63,3% мате­рей. Что касается разведенных матерей, то среди них работали 67% имеющих детей младшего возраста и 83,6% с детьми в возра­сте 6—7 лет. Процесс вовлечения женщин в трудовую деятельность значительно быстрее идет среди белых, поскольку преобладающая часть чернокожих женщин уже и в прежние годы работала по найму. Самый низкий пока­затель занятости приходится на испаноязыч­ных матерей.

Увеличение числа детей, проживающих только с матерью, и детей, чьи матери рабо­тают по найму, усложняет ситуацию. Нельзя точно описать условия содержания детей, не принимая во внимание влияние внешней об­становки. По примерным подсчетам, 3,5 млн детей в возрасте до 13 лет были окружены ежедневной заботой, но не со стороны роди­телей. Предполагается, что половина из них находилась на попечении родственников. Большое беспокойство вызывают другие оце­ночные данные, из которых следует, что око­ло 7 млн детей в возрасте до 13 лет ежедневно проводят много времени вообще без присмот­ра взрослых. Детские сады посещают (пол­ный или неполный день) 64% детей в возрасте от 3 до 5 лет, матери которых как работают, так и не работают. В целом было бы неправильно считать, что в стране не сущест­вует политики в отношении детей. Однако, в лучшем случае, надежды возлагаются на механизм рынка, диктующий объем и разно­образие предоставляемой помощи. Задачи помощи детям неясны: должна ли она прежде всего способствовать развитию ребенка, или


ДЕТИ


178


179


ДЕТИ


 


же просто быть вспомогательным средством повышения работоспособности женщин?

Материальное положение детей

Материальное положение детей непос­редственно отражает материальное положе­ние родителей. Данные о малоимущих семьях наглядно демонстрируют тяготы, вы­павшие на одиноких и разведенных женщин и этнические меньшинства. Дети в семьях, где главой является женщина, вероятнее все­го, бедны, дети из семей этнических мень­шинств, наверное, так же бедны, а дети, подпадающие одновременно под эти две кате­гории, по всей вероятности, еще беднее. В 1982 г. количество детей до 18 лет, живших ниже черты бедности, равнялось 21,3%. Для чернокожих детей этот показатель был равен 47,3%, для испаноязычных — 38,9%, для бе­лых — 16,5%. Если же повысить пороговый уровень бедности на четверть, то уже 56,1 % чернокожих, 48,2% испаноязычных и 22% белых детей могут рассматриваться как жи­вущие в нищете. Таким образом, фактически половина чернокожих детей и детей латино­американского происхождения живет в ни­щете или на пороге нищеты.

Зависимость между материальным поло­жением детей, структурой и этнической при­надлежностью их семей можно проследить на основе данных за 1979 г. о средних доходах семей с детьми до 18 лет. Среднегодовой до­ход всех семей с детьми составлял 19 732 долл. Для белых семей с двумя родителями эта цифра была 22 714 долл. В испаноязыч­ных семьях только с одной матерью среднего­довой доход составлял лишь 5934 долл. Независимо от числа родителей — оба или только мать — средний годовой доход черно­кожих и испаноязычных семей всегда был значительно ниже, чем у белых. Непосредст­венным фактором, способствующим детской нищете, является безработица матерей. Боль­шинство женщин работают по найму, однако уровень безработицы среди этой категории работающих устойчиво возрастает. В 1982 г. безработица была особенно распространена среди одиноких матерей с детьми младшего возраста (20,1 %) и разведенных (14,6%).

Для большинства неполных семей полу­чение денег от отцов детей — не слишком на­дежный источник помощи. Только треть женщин с детьми получает алименты от не проживающих с ними отцов. Белая разведен­ная женщина с университетским образовани­ем по большей части может ожидать помощи


от отца ребенка и получать ее, чего не ска­жешь о чернокожей с невысоким образова­тельным уровнем.

Существенную роль в поддержке детей играет Служба помощи семьям с находящи­мися на иждивении детьми. Несмотря на то что эта программа предназначена для оказа­ния поддержки бедным детям, она осуществ­ляется таким образом, что первостепенным фактором является не бедность, а наличие де­тей. Федеральное правительство платит по­ловину пособия, его размер определяют сами штаты в соответствии с уровнем потребно­стей. В 1982 г. этот уровень в ряде штатов опустился гораздо ниже установленной феде­ральным правительством черты бедности. Параметры, требуемые для получения посо­бия, обусловлены не потребностями детей, а скорее множеством факторов, определяю­щих статус их родителей. Например, бедные дети работающих родителей и безработных отцов, по всей вероятности, не получат помо­щи. 27 штатов не участвуют в дополнитель­ной программе, обеспечивающей помощь семьям, в которых один или оба родителя без­работные. Однако и в остальных штатах та­кие семьи все еще не получают помощи. В целом, несмотря на то что Служба помощи семьям с находящимися на иждивении деть­ми могла бы стать наиболее важной програм­мой оказания помощи бедным детям, реально пособия получают менее половины детей из малообеспеченных семей, и это пособие лишь незначительно облегчает жизнь его получате­лей.

Удельный вес получающих пособие детей снизился с 11,9% в 1975г. до 11,3% в 1981 г., в то время как доля детей, проживающих в нищете, за этот период увеличилась с 16,8 до 19,5%. Размер пособия варьируется от штата к штату в широких пределах. В 1982 г. сред­няя ежемесячная выплата семье составляла 310 долл., а самая низкая — 92 долл.

Программа помощи семьям с находящи­мися на иждивении детьми — это не единст­венная форма общественных субсидий на удовлетворение потребностей бедных детей. Существуют также три программы питания: продовольственных талонов, школьных за­втраков и программа дополнительного пита­ния для женщин, детей и подростков. Численность получателей по каждой из этих программ устойчиво возрастает. Число детей, обслуживаемых школьными завтраками по национальной программе, в 1982 г. составля­ло 23,6 млн.


Здоровье

При рассмотрении проблем здоровья де­тей необходимо прежде всего остановиться на вопросе о младенческой смертности. По­следняя характеризуется тремя устойчивыми тенденциями: во-первых, она постоянно снижается; во-вторых, по некоторым груп­пам в США она выше, чем в других странах; и, в-третьих, показатель смертности черно­кожих младенцев почти в два раза выше ана­логичного показателя среди белых. После 1974 г. показатели детской смертности как для чернокожих, так и для белых детей сни­зились примерно на 3,5%, но в 1982 г. пока­затель для чернокожих детей составлял 19,6 смертей на 1 тыс. новорожденных, а для бе­лых— 10,1.

Имеются улучшения по некоторым дру­гим показателям здоровья детей, но вновь на­блюдается неравенство в зависимости как от расовой принадлежности, так и от уровня до­ходов семьи. Приблизительно одна треть чер­нокожих детей и менее чем 15% белых детей испытывают голод. В бедных семьях дети до 6 лет почти в два раза больше дней проводят в постели из-за болезни, чем это бывает в более обеспеченных семьях. Соответственно и ко­личество дней, проведенных в больнице ре­бенком из бедной семьи, в четыре раза больше.

Одно из самых существенных улучшений в детском здравоохранении наступило с вве­дением контроля за инфекционными заболе­ваниями. Эти болезни, некогда являвшиеся основной причиной смерти детей всех возра­стов, теперь представляют значительно мень­шую опасность. Однако эти благоприятные изменения могут оказаться под угрозой, по­скольку в настоящее время почти 60% детей дошкольного возраста не охвачены предохра­нительными прививками против такого рода заболеваний. Только благодаря требованиям детских садов 95 % посещающих их детей им­мунизируются.

В подростковом и юношеском возрасте главными причинами смерти являются не­счастные случаи, насилия, самоубийства. После 1960 г. количество самоубийств среди американских, подростков увеличилось почти вдвое. Самое большое количество само­убийств совершается юношами, причем бе­лыми. Число женатых юношей среди самоубийц в три—пять раз выше, чем замуж­них молодых женщин.

Одним из важных показателей действен­ности медицинской помощи является коли­чество посещений врача. Здоровым детям нет необходимости посещать врача, но регуляр-


ное медицинское обследование может пред­отвратить заболевание. В 1981 г. было уста­новлено, что каждый десятый ребенок не посещал врача два года и более. Среди млад­ших детей 2,7 %, а среди детей в возрасте от 6 до 16 лет 13,4% не получали медицинского обслуживания. Что касается лечения зубов, то один из трех детей ни разу не посещал зубного врача в течение года. Около 75% всех детей получают медицинскую помощь, опла­ченную родителями за счет частной страхов­ки здоровья. Скорее всего, это дети из более образованных и обеспеченных семей, имею­щие обоих родителей. В то же время половина чернокожих детей и около половины детей без отцов такой возможности не имеют. Пра­вительственная программа "Медикейд" явля­ется главным источником медицинской помощи для самых бедных детей. Однако эта программа ориентирована на заботу о боль­ных, а не на профилактику заболеваний. Тем не менее программа "Медикейд" позволила уменьшить различия в охвате медицинской помощью детей, родители которых имеют разные доходы.

Образование

Что касается образования, то после 1970 г. из-за снижения общей численности детского населения уменьшилось и число де­тей, поступивших в школу. Доля поступив­ших в школу из всех детей, достигших школьного возраста, уже давно стабилизиро­валась на уровне 94%. Около 500 тыс. детей включаются в субсидируемую за счет феде­ральных средств начальную программу для четырехлетних. Приблизительно 90% таких детей в дальнейшем посещают бесплатные средние школы.

Число закончивших учебные заведения продолжает увеличиваться, однако серьез­ную озабоченность вызывают подростки, бро­сающие учебу. В 1981 г. покинули школу 12,1 % белых и 17,9% чернокожих. Сущест­вуют и значительные региональные разли­чия. Так, согласно некоторым оценкам, до половины молодых людей, обучающихся в провинции, легко могут бросить учебу.

Тестирование в школах показало, что в чтении и математике больших успехов, по сравнению с белыми, добиваются черноко­жие и испаноязычные дети. В период 70 — 80-х годов на 10% возросли успехи в чтении чернокожих детей и только на 3% у белых. Улучшились знания по математике у 6,5% чернокожих и испаноязычных детей, тогда как этот показатель среди белых детей в два


ДЕТИ


180


181


ДЕТИ


 


раза ниже (хотя общий уровень их успевае­мости по математике на 13 % выше).

В некоторых районах США, где велика доля иммигрантов, весьма актуален вопрос о двуязычном образовании. Однако возникли проблемы, касающиеся способов обучения детей, чей родной язык не является англий­ским, усугубляемые к тому же незначитель­ным размером бюджетных ассигнований на эту программу, которые составляли лишь около 3,5 млн долл., хотя количество зачис­ленных в такие школы детей увеличилось на 12%.

Специальные программы предусматри­вают выделение средств для обучения детей с отклонениями в умственном развитии, с за­медленной речью, ослабленным зрением или слухом, с эмоциональными расстройствами. Численность таких детей остается постоян­ной. Отметим, что, несмотря на существенное увеличение числа детей, получающих специ­альное школьное пособие, только половина нуждающихся в нем имеет доступ к соответ­ствующему виду помощи.

Дети со специфическими нуждами

Что касается социального обслуживания ослабленных детей и детей с физическими недостатками, то основная политика направ­лена, как и в случае со взрослыми, на сокра­щение срока их пребывания в специальных учреждениях и объединение, по возможно­сти, с ровесниками. Эта ориентация оказа­лась удачной. Число детей, находящихся на длительном попечении в социальных учреж­дениях, продолжает снижаться, в то время как. системе образования оно возрастает. Де­тям, которым требуются особые условия про­живания, теперь чаще всего предоставляются места в небольших специализированных за­ведениях и приютах.

Психическое здоровье. Состояние психического здоровья детей в ряде случаев даже невозможно определить. При необходи­мости дети могут получить помощь в специ­альных лечебных учреждениях, таких, как психиатрические больницы и местные поли­клиники, или в частных больницах. Однако проблемами психического здоровья детей за­нимается и много других служб, включая агентства семейных социальных служб, ме­дицинские пункты в школах и исправитель­ных заведениях. Необходимость и эффективность таких служб даже в специ­альных психиатрических учреждениях оста­ется проблематичной. Дело в том, что детской терапией занято крайне малое число специа­листов, а стационары, если они вообще име-


ются, не приспособлены к потребностям де­тей. Хотя благодаря движению общественно­сти за психическое здоровье гражданские права взрослых, находящихся в психиатри­ческих лечебницах, строго определены, дети не имеют такой специализированной защиты их прав. Помимо всего прочего, успехи, достигнутые при лечении психических забо­леваний взрослых, не гарантируют аналогич­ного результата тех же методик при лечении детей. Таким образом, многие дети, имеющие проблемы психического здоровья, могут ока­заться не только без необходимого лечения, но и без предварительно установленного офи -циального диагноза. Отсутствует точная ста­тистика типологии заболеваний, способов проведенного лечения, количества детей, получающих помощь.

Были разработаны и усовершенствованы методы диагностики психического здоровья детей, включая следующие отклонении: де­тский аутизм, гиперкинез, боязнь школы, специфические расстройства в процессе обу- чения и поведения. Однако, пока не произой­дет полного отделения детских служб от служб, предназначенных для взрослых, лече­ние нуждающихся в психиатрической помо­щи детей и подростков будет недостаточно продуктивным.

Наибольшее внимание привлекают две проблемы, относящиеся к психическому здо­ровью детей. Это — упомянутые ранее подро­стковые самоубийства, а также злоупотребление алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами. Граница между применением препаратов в лечебных целях и злоупотреблением ими является спорной, что же касается потребления алко­голя и использования наркотиков в учебных заведениях, то имеющиеся данные говорят об их продолжающемся распространении. По сведениям за 1981 г., 71 % выпускников вы­сших учебных заведений употребляли алко­голь, 32% курили марихуану, 16% использовали стимуляторы, 6% — кокаин и 8% — героин и другие наркотики. Среди мо­лодых людей, не обучающихся в институтах, эти показатели, вероятнее всего, будут еще выше. Широко распространившийся подро­стковый алкоголизм превращается в серьез­ную проблему. Несмотря на то что существуют специально разработанные про­граммы для детей и юношества, названные проблемы — серьезная угроза для будущего.

Правонарушения, в сфере детской и подростковой преступности в последние десятилетия стали явными две тенденции, ха­рактеризующие систему наказания. Режим


содержания под стражей детей, осужденных за серьезные преступления, ужесточается, тогда как режим осужденных за преступле­ния, присущие только детям, смягчается, или их вообще не заключают под стражу. Эти тен­денции обусловлены тем, что система право­судия отказалась от наказания, которое следует преступнику, в пользу наказания, со­ответствующего преступлению. Применение этого положения к детской и юношеской среде привело к тому, что многие несовер­шеннолетние, совершившие серьезные пре­ступления, предстают перед судом для взрослых. В то же время к детям, совершив­шим деяния, являющиеся преступлениями, только если они совершены детьми (бродяж­ничество, побеги и т. д.), подход был проти­воположным. Во многих штатах такие дети не могут быть заключены в тюрьму, и поэтому количество судимых несовершеннолетних заметно снизилось. Данные свидетельствуют, что некоторые из них были помещены в отде­ления психиатрических учреждений с таким диагнозом, как "отклоняющееся поведение", или переданы службам по защите детей как находящиеся "вне надзора родителей" или как "дети, подвергшиеся жестокому обраще­нию". Число несовершеннолетних, помещен­ных в исправительные учреждения штатов, снизилось за счет их распределения по мест­ным учреждениям и условного освобождения на поруки.

Подростковые беременность и

материнство. Подростковая внебрачная беременность всегда была предметом заботы социальных работников. В настоящее время число родов в подростковом возрасте сущест­венно увеличилось, причем многие молодые матери предпочитают самостоятельно зани­маться воспитанием своих детей, а не отда­вать их на усыновление. Поэтому социальные работники должны теперь оказывать помощь не только беременным и роженицам-подро­сткам, но и подросткам, занимающимся вос­питанием детей.

Показатели рождаемости увеличились среди подростков всех возрастов, хотя относи­тельные показатели среди разных возрастных групп существенно отличаются. Для девочек в возрасте до 14 лет показатель рождаемости в 30 раз ниже, чем для 15 — 17-летних. По­казатели рождаемости среди негритянок, принадлежащих к этим возрастным группам, в нисколько раз выше, чем для белых. Однако среди последних показатель рождаемости в настоящее время возрастает, а среди черноко­жих снижается.


Несомненно, подростковая беременность создает проблемы как для матери, так и для ребенка. Рожают юные женщины в браке или нет, они в период беременности, как правило, пренебрегают своими обязанностями, вес их новорожденных младенцев низкий, а показа­тель смертности младенцев высокий. Для ре­шения этих проблем на государственном уровне при Государственной службе здоровья США создано специальное Ведомство подро­стковой беременности. В государственном и частном секторах Социальных служб появи­лось множество программ, направленных на поддержку молодых матерей. В первую оче­редь программы нацелены на завершение об­разования, ибо прерванная учеба представляет для них самую большую мате­риальную угрозу.

Тенденции развития раннего материнст­ва не вполне ясны. С одной стороны, среди подростков возрастает добрачный сексуаль­ный опыт. Установлено, что свыше 70% под­ростков до 19 лет вполне опытны в половых отношениях. С другой стороны, широкая по­лемика по поводу аборта и распространение информации о противозачаточных средствах снижают остроту проблемы. Одно очевидно: в государственном масштабе вряд ли удастся овладеть ситуацией, связанной с ростом сек­суальной свободы подростков, и изменить их нравы.

Дети, находящиеся в зависимо­сти. Выражение "дети, находящиеся в зави­симости" целесообразно использовать в традиционном смысле, чтобы обозначить тех, кто нуждается в службах охраны детства, по­печительстве и усыновлении, а также тех, кто подвергся жестокому обращению или наси­лию. В последнее время жестокое обращение с детьми стало признанной государством про­блемой, хотя уже более ста лет она является одной из важнейших в социальной работе. В разрешении проблемы принимают участие специалисты нескольких областей: медики, юристы, психиатры и социальные работни­ки, однако особая ответственность ложится на специализированные службы охраны дет­ства.

В 1980 г. Законом о содействии усыновле­нию и социальном обеспечении детей был провозглашен новый подход, подчеркиваю­щий важность сохранения семьи и предотв­ращения воспитания детей в домах попечителей, а также необходимость реше­ния проблемы незавидного существования детей, находящихся на государственном по­печении. Данный закон требует от штатов,


ДЕТИ


182


183


ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ


 


чтобы, организуя соответствующие службы, они преследовали цели: сохранения целост­ности семьи, воссоединения семей, если дети не живут с родителями, а в случае, когда это невозможно, передачи их на усыновление. В настоящее время штаты обеспечивают вы­полнение этих предписаний и принимают меры для достижения поставленных задач.

Социальная работа и дети

Социальная работа, направленная на оказание помощи детям, характеризуется как "терапия, помощь, реабилитация и социаль­ная защита особенно нуждающихся в помо­щи детей". Однако социальная работа, особенно профессиональная, долгое время была включена в службы, направленные на социализацию и развитие. Через такие орга­низации, как приюты, религиозно-ориенти­рованные группы и юношеские ассоциации, социальные работники на всех уровнях вклю­чались в воспитание детей и в процесс их развития. Например, социальные работники активно распространяли в школах профилак­тические программы для всех учащихся, не ограничиваясь только теми детьми, которые вызывают беспокойство.

Принимая во внимание принципиаль­ную позицию государственной политики в от­ношении детей, заключающуюся в возложении основной ответственности на ро­дителей, а не на общество, легко понять, по­чему столь незначительна роль социальной работы в общем развитии детей. Такое поло­жение останется и в будущем, и некоторые наблюдатели считают его нормальным. В защиту детей выступают многие государствен­ные организации, включая Американскую лигу социального обеспечения детей, Амери­канскую ассоциацию служб семьи, Детское отделение Американской гуманитарной ас­социации и Национальную ассоциацию со­циальных работников, а также Фонд защиты детей и Институт развития чернокожих де­тей. Эти организации занимаются защитой прав детей как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, а также сбором данных и осуществлением необходимой помощи в час­тном и в общественном секторах.

Социальные работники продолжают иг­рать двоякую роль по отношению к детям, обеспечивая непосредственную помощь прежде всего остро нуждающимся и одновре­менно формируя и защищая политику, необ­ходимую для улучшения положения большинства. Как правило, дети здоровы, об­разованны и свободны от проблем тогда, когда у них есть родители. Существуют, однако,


огромные различия в материальном положе­нии детей. Нищета продолжает оставаться господствующим фактором в формировании жизненной позиции значительной части де­тей, а расизм и сексизм усугубляют вредное влияние, которое нищета оказывает на их возможности и развитие.

Есть лозунг "Дети — наши самые важные ресурсы". Однако наступило время изменить это ориентированное на рынок изречение. Дети важны потому, что они дети, они важны для человечества такими, каковы они сейчас, а не только каковыми они могут стать. Как профессионалы и как нация мы должны пре­доставить им все необходимое для их разви­тия.

Жанна М. Джованнони

См. также: Дети, получающие материаль­ную помощь; Дети, пользующиеся служ­бами социального обеспечения; Дети: социальные услуги по уходу; Дети, стра­дающие от плохого обращения; Детские дома и приюты; Помощь семьям с зави­симыми детьми; Приемные дети; Пси­хическое здоровье и болезни; Сексуальное насилие над детьми; Семья: современ­ные тенденции; Социальная защита де­тей; Школа и социальная работа.; Эволюция человека: биологический ас­пект; Эволюция человека: психологиче­ский аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...