Пособия и социальные службы 13 глава
Социальные роль и статус детей В США статус ребенка в обществе определяется статусом его семьи. Основная ответственность за развитие детей падает на семью, и в первую очередь на родителей. Доступ к благам и правам обусловливается не статусом детей, а общественным положением их родителей. И в самом деле, невозможно определить условия жизни детей, не учитывая статус их родителей, поскольку общество обычно относится к детям не как к самостоятельным индивидам, а скорее как к продолжению своих родителей. Важнейшим является вопрос, должна или нет линия поведения в отношении детей зависеть от линии поведения по отношению к их семьям. Однако в действительности у аме- риканского общества нет общезначимого представления о том, каким должно быть его отношение как к детям, так и к их семьям. Определение ребенка с юридической точки зрения Во всех штатах страны совершеннолетие детей определяется возрастом. Несовершеннолетние имеют право на покровительство государства, и в то же время им отказано во многих правах, имеющихся у взрослых, таких, например, как покупка и продажа имущества, принятие на себя обязательств по контракту и т. п. Однако, хотя каждый штат провозглашает конкретный возраст, по достижении которого несовершеннолетний признается взрослым, сопутствующие этому права и обязанности в разных штатах различаются. Традиционно статус взрослого человека предоставляется раньше девочкам, чем мальчикам, и первые в более раннем возрасте могут вступить в брак. Установленные возрастные ограничения различны в разных жизненных ситуациях: при получении работы, вступлении в брак, при призыве на военную службу, сдаче экзамена на водительские права, получении избирательного права, приобретении алкогольных напитков, возложении ответственности за убытки, причиненные гражданам, при осуждении за насилие и во многих других случаях. Узаконенным возрастом для этого может быть 12, 16, 18 лет или 21 год. В любом случае верхние возрастные границы периода детства с правовой точки зрения следует рассматривать как относительные и динамичные.
Дети как часть населения В 1982 г. в США насчитывалось 62,7 млн детей. По возрастным группам они распределялись относительно равномерно: 20,6 млн составляли дети до 5 лет, 19,8 млн — от 6 до 11 лет и 22,3 млн — от 12 до 17 лет. После 1970 г. снижение числа детей происходило во всех возрастных группах, особенно в группе от6до 11 лет (с24,6до 19,8млн).Этнический состав детского населения за указанный период изменился следующим образом: численность белых детей уменьшилась с 59,1 до 51,4 млн, а чернокожих детей осталась постоянной и составила 9,5 млн. Что касается численности других небелых детей — индейцев, выходцев из азиатско-тихоокеанского региона, испаноязычных латиноамериканского происхождения, то она увеличилась с 1,1 до 1,8 млн человек. Численность детского населения колеблется в зависимости от показателей рождае- мости и смертности детей, количества женщин детородного возраста, жизненных перспектив взрослого населения. Общий показатель рождаемости, или показатель способности к воспроизводству потомства, на 1980 г. составлял 68 на 1 тыс. женщин в возрасте от 15 до 44 лет, что значительно ниже, чем это необходимо для естественного воспро -изводства населения. Продолжающееся снижение показателя рождаемости можно объяснить несколькими причинами, в том числе изменением образа жизни женщин и экономическими трудностями. При этом увеличивается рождаемость среди женщин, принадлежащих к младшей и старшей возрастным группам, резко снижается рождаемость в среднем детородном возрасте. Ожидается, что численность детского населения увеличится в 90-е годы за счет роста числа женщин, вступающих в детородный период, что поможет в определенной мере компенсировать снижение показателя рождаемости.
Большинство детей живет в семьях, но многие семьи не имеют детей. В 1982 г. только 37,1 % семей в США имели одного или более проживающих с ними детей. К сожалению, не существует достоверных данных об отношении к детям со стороны других живущих в семье лиц. Широко распространено мнение, что количество семьи, состоящее из трех поколений, сокращается, а самое старшее и самое младшее поколения в них все более отдаляются друг от друга. Две трети всех детей живут в городах, что является отражением процесса урбанизации населения. При этом прослеживается отчетливое расовое различие в распределении детей по городам: 55% чернокожих детей и только 21,3% белых детей живут в больших городах. Семьи, в которых дети живут совместно с родителями, характеризуются двумя устойчивыми тенденциями. Во-первых, их все чаще возглавляют женщины, и, во-вторых, растет численность как замужних, так и незамужних матерей, работающих вне дома. Особенно быстро увеличивается число работающих среди матерей с детьми до 6 лет. В 1982 г. 20% детей жили только со своей матерью и 2% — только со своим отцом. Большинство детей жили с обоими родителями, в том числе: 63% — с обоими кровными родителями, 10% — с одним кровным и одним усыновившим родителем и 2% — с усыновившими их родителями. 2% детей живут с другими родственниками, 1 % — с попечителями или в приютах. Число детей, живущих только со своей матерью, возросло как среди белых, так и среди чернокожих, но количественное соотношение остается более высоким в пользу вторых — 47,2 и 15,3% соответственно. Общее число детей, живущих только с матерью, возросло с 1970 г. на 68 %, причем в большинстве случаев их матери были или разведены, или никогда не были замужем. Число детей, проживающих с вдовствующими матерями, снизилось на 17%. В течение десятилетий неуклонно увеличивалось участие матерей в наемном труде. В 1983 г. 65% матерей, имеющих детей в возрасте от 6 до 17 лет, работали по найму, а из матерей, имеющих детей до 6 лет, — 49,9%. Эти цифры находятся в зависимости от супружеского статуса матери и возраста детей. Самый низкий процент работающих женщин составляли замужние женщины с детьми до 6 лет — 48,7%, а в семьях, имеющих детей в возрасте 6—7 лет, работали уже 63,3% матерей. Что касается разведенных матерей, то среди них работали 67% имеющих детей младшего возраста и 83,6% с детьми в возрасте 6—7 лет. Процесс вовлечения женщин в трудовую деятельность значительно быстрее идет среди белых, поскольку преобладающая часть чернокожих женщин уже и в прежние годы работала по найму. Самый низкий показатель занятости приходится на испаноязычных матерей.
Увеличение числа детей, проживающих только с матерью, и детей, чьи матери работают по найму, усложняет ситуацию. Нельзя точно описать условия содержания детей, не принимая во внимание влияние внешней обстановки. По примерным подсчетам, 3,5 млн детей в возрасте до 13 лет были окружены ежедневной заботой, но не со стороны родителей. Предполагается, что половина из них находилась на попечении родственников. Большое беспокойство вызывают другие оценочные данные, из которых следует, что около 7 млн детей в возрасте до 13 лет ежедневно проводят много времени вообще без присмотра взрослых. Детские сады посещают (полный или неполный день) 64% детей в возрасте от 3 до 5 лет, матери которых как работают, так и не работают. В целом было бы неправильно считать, что в стране не существует политики в отношении детей. Однако, в лучшем случае, надежды возлагаются на механизм рынка, диктующий объем и разнообразие предоставляемой помощи. Задачи помощи детям неясны: должна ли она прежде всего способствовать развитию ребенка, или ДЕТИ 178 179 ДЕТИ
же просто быть вспомогательным средством повышения работоспособности женщин? Материальное положение детей Материальное положение детей непосредственно отражает материальное положение родителей. Данные о малоимущих семьях наглядно демонстрируют тяготы, выпавшие на одиноких и разведенных женщин и этнические меньшинства. Дети в семьях, где главой является женщина, вероятнее всего, бедны, дети из семей этнических меньшинств, наверное, так же бедны, а дети, подпадающие одновременно под эти две категории, по всей вероятности, еще беднее. В 1982 г. количество детей до 18 лет, живших ниже черты бедности, равнялось 21,3%. Для чернокожих детей этот показатель был равен 47,3%, для испаноязычных — 38,9%, для белых — 16,5%. Если же повысить пороговый уровень бедности на четверть, то уже 56,1 % чернокожих, 48,2% испаноязычных и 22% белых детей могут рассматриваться как живущие в нищете. Таким образом, фактически половина чернокожих детей и детей латиноамериканского происхождения живет в нищете или на пороге нищеты.
Зависимость между материальным положением детей, структурой и этнической принадлежностью их семей можно проследить на основе данных за 1979 г. о средних доходах семей с детьми до 18 лет. Среднегодовой доход всех семей с детьми составлял 19 732 долл. Для белых семей с двумя родителями эта цифра была 22 714 долл. В испаноязычных семьях только с одной матерью среднегодовой доход составлял лишь 5934 долл. Независимо от числа родителей — оба или только мать — средний годовой доход чернокожих и испаноязычных семей всегда был значительно ниже, чем у белых. Непосредственным фактором, способствующим детской нищете, является безработица матерей. Большинство женщин работают по найму, однако уровень безработицы среди этой категории работающих устойчиво возрастает. В 1982 г. безработица была особенно распространена среди одиноких матерей с детьми младшего возраста (20,1 %) и разведенных (14,6%). Для большинства неполных семей получение денег от отцов детей — не слишком надежный источник помощи. Только треть женщин с детьми получает алименты от не проживающих с ними отцов. Белая разведенная женщина с университетским образованием по большей части может ожидать помощи от отца ребенка и получать ее, чего не скажешь о чернокожей с невысоким образовательным уровнем. Существенную роль в поддержке детей играет Служба помощи семьям с находящимися на иждивении детьми. Несмотря на то что эта программа предназначена для оказания поддержки бедным детям, она осуществляется таким образом, что первостепенным фактором является не бедность, а наличие детей. Федеральное правительство платит половину пособия, его размер определяют сами штаты в соответствии с уровнем потребностей. В 1982 г. этот уровень в ряде штатов опустился гораздо ниже установленной федеральным правительством черты бедности. Параметры, требуемые для получения пособия, обусловлены не потребностями детей, а скорее множеством факторов, определяющих статус их родителей. Например, бедные дети работающих родителей и безработных отцов, по всей вероятности, не получат помощи. 27 штатов не участвуют в дополнительной программе, обеспечивающей помощь семьям, в которых один или оба родителя безработные. Однако и в остальных штатах такие семьи все еще не получают помощи. В целом, несмотря на то что Служба помощи семьям с находящимися на иждивении детьми могла бы стать наиболее важной программой оказания помощи бедным детям, реально пособия получают менее половины детей из малообеспеченных семей, и это пособие лишь незначительно облегчает жизнь его получателей.
Удельный вес получающих пособие детей снизился с 11,9% в 1975г. до 11,3% в 1981 г., в то время как доля детей, проживающих в нищете, за этот период увеличилась с 16,8 до 19,5%. Размер пособия варьируется от штата к штату в широких пределах. В 1982 г. средняя ежемесячная выплата семье составляла 310 долл., а самая низкая — 92 долл. Программа помощи семьям с находящимися на иждивении детьми — это не единственная форма общественных субсидий на удовлетворение потребностей бедных детей. Существуют также три программы питания: продовольственных талонов, школьных завтраков и программа дополнительного питания для женщин, детей и подростков. Численность получателей по каждой из этих программ устойчиво возрастает. Число детей, обслуживаемых школьными завтраками по национальной программе, в 1982 г. составляло 23,6 млн. Здоровье При рассмотрении проблем здоровья детей необходимо прежде всего остановиться на вопросе о младенческой смертности. Последняя характеризуется тремя устойчивыми тенденциями: во-первых, она постоянно снижается; во-вторых, по некоторым группам в США она выше, чем в других странах; и, в-третьих, показатель смертности чернокожих младенцев почти в два раза выше аналогичного показателя среди белых. После 1974 г. показатели детской смертности как для чернокожих, так и для белых детей снизились примерно на 3,5%, но в 1982 г. показатель для чернокожих детей составлял 19,6 смертей на 1 тыс. новорожденных, а для белых— 10,1. Имеются улучшения по некоторым другим показателям здоровья детей, но вновь наблюдается неравенство в зависимости как от расовой принадлежности, так и от уровня доходов семьи. Приблизительно одна треть чернокожих детей и менее чем 15% белых детей испытывают голод. В бедных семьях дети до 6 лет почти в два раза больше дней проводят в постели из-за болезни, чем это бывает в более обеспеченных семьях. Соответственно и количество дней, проведенных в больнице ребенком из бедной семьи, в четыре раза больше. Одно из самых существенных улучшений в детском здравоохранении наступило с введением контроля за инфекционными заболеваниями. Эти болезни, некогда являвшиеся основной причиной смерти детей всех возрастов, теперь представляют значительно меньшую опасность. Однако эти благоприятные изменения могут оказаться под угрозой, поскольку в настоящее время почти 60% детей дошкольного возраста не охвачены предохранительными прививками против такого рода заболеваний. Только благодаря требованиям детских садов 95 % посещающих их детей иммунизируются. В подростковом и юношеском возрасте главными причинами смерти являются несчастные случаи, насилия, самоубийства. После 1960 г. количество самоубийств среди американских, подростков увеличилось почти вдвое. Самое большое количество самоубийств совершается юношами, причем белыми. Число женатых юношей среди самоубийц в три—пять раз выше, чем замужних молодых женщин. Одним из важных показателей действенности медицинской помощи является количество посещений врача. Здоровым детям нет необходимости посещать врача, но регуляр- ное медицинское обследование может предотвратить заболевание. В 1981 г. было установлено, что каждый десятый ребенок не посещал врача два года и более. Среди младших детей 2,7 %, а среди детей в возрасте от 6 до 16 лет 13,4% не получали медицинского обслуживания. Что касается лечения зубов, то один из трех детей ни разу не посещал зубного врача в течение года. Около 75% всех детей получают медицинскую помощь, оплаченную родителями за счет частной страховки здоровья. Скорее всего, это дети из более образованных и обеспеченных семей, имеющие обоих родителей. В то же время половина чернокожих детей и около половины детей без отцов такой возможности не имеют. Правительственная программа "Медикейд" является главным источником медицинской помощи для самых бедных детей. Однако эта программа ориентирована на заботу о больных, а не на профилактику заболеваний. Тем не менее программа "Медикейд" позволила уменьшить различия в охвате медицинской помощью детей, родители которых имеют разные доходы. Образование Что касается образования, то после 1970 г. из-за снижения общей численности детского населения уменьшилось и число детей, поступивших в школу. Доля поступивших в школу из всех детей, достигших школьного возраста, уже давно стабилизировалась на уровне 94%. Около 500 тыс. детей включаются в субсидируемую за счет федеральных средств начальную программу для четырехлетних. Приблизительно 90% таких детей в дальнейшем посещают бесплатные средние школы. Число закончивших учебные заведения продолжает увеличиваться, однако серьезную озабоченность вызывают подростки, бросающие учебу. В 1981 г. покинули школу 12,1 % белых и 17,9% чернокожих. Существуют и значительные региональные различия. Так, согласно некоторым оценкам, до половины молодых людей, обучающихся в провинции, легко могут бросить учебу. Тестирование в школах показало, что в чтении и математике больших успехов, по сравнению с белыми, добиваются чернокожие и испаноязычные дети. В период 70 — 80-х годов на 10% возросли успехи в чтении чернокожих детей и только на 3% у белых. Улучшились знания по математике у 6,5% чернокожих и испаноязычных детей, тогда как этот показатель среди белых детей в два ДЕТИ 180 181 ДЕТИ
раза ниже (хотя общий уровень их успеваемости по математике на 13 % выше). В некоторых районах США, где велика доля иммигрантов, весьма актуален вопрос о двуязычном образовании. Однако возникли проблемы, касающиеся способов обучения детей, чей родной язык не является английским, усугубляемые к тому же незначительным размером бюджетных ассигнований на эту программу, которые составляли лишь около 3,5 млн долл., хотя количество зачисленных в такие школы детей увеличилось на 12%. Специальные программы предусматривают выделение средств для обучения детей с отклонениями в умственном развитии, с замедленной речью, ослабленным зрением или слухом, с эмоциональными расстройствами. Численность таких детей остается постоянной. Отметим, что, несмотря на существенное увеличение числа детей, получающих специальное школьное пособие, только половина нуждающихся в нем имеет доступ к соответствующему виду помощи. Дети со специфическими нуждами Что касается социального обслуживания ослабленных детей и детей с физическими недостатками, то основная политика направлена, как и в случае со взрослыми, на сокращение срока их пребывания в специальных учреждениях и объединение, по возможности, с ровесниками. Эта ориентация оказалась удачной. Число детей, находящихся на длительном попечении в социальных учреждениях, продолжает снижаться, в то время как. системе образования оно возрастает. Детям, которым требуются особые условия проживания, теперь чаще всего предоставляются места в небольших специализированных заведениях и приютах. Психическое здоровье. Состояние психического здоровья детей в ряде случаев даже невозможно определить. При необходимости дети могут получить помощь в специальных лечебных учреждениях, таких, как психиатрические больницы и местные поликлиники, или в частных больницах. Однако проблемами психического здоровья детей занимается и много других служб, включая агентства семейных социальных служб, медицинские пункты в школах и исправительных заведениях. Необходимость и эффективность таких служб даже в специальных психиатрических учреждениях остается проблематичной. Дело в том, что детской терапией занято крайне малое число специалистов, а стационары, если они вообще име- ются, не приспособлены к потребностям детей. Хотя благодаря движению общественности за психическое здоровье гражданские права взрослых, находящихся в психиатрических лечебницах, строго определены, дети не имеют такой специализированной защиты их прав. Помимо всего прочего, успехи, достигнутые при лечении психических заболеваний взрослых, не гарантируют аналогичного результата тех же методик при лечении детей. Таким образом, многие дети, имеющие проблемы психического здоровья, могут оказаться не только без необходимого лечения, но и без предварительно установленного офи -циального диагноза. Отсутствует точная статистика типологии заболеваний, способов проведенного лечения, количества детей, получающих помощь. Были разработаны и усовершенствованы методы диагностики психического здоровья детей, включая следующие отклонении: детский аутизм, гиперкинез, боязнь школы, специфические расстройства в процессе обу- чения и поведения. Однако, пока не произойдет полного отделения детских служб от служб, предназначенных для взрослых, лечение нуждающихся в психиатрической помощи детей и подростков будет недостаточно продуктивным. Наибольшее внимание привлекают две проблемы, относящиеся к психическому здоровью детей. Это — упомянутые ранее подростковые самоубийства, а также злоупотребление алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами. Граница между применением препаратов в лечебных целях и злоупотреблением ими является спорной, что же касается потребления алкоголя и использования наркотиков в учебных заведениях, то имеющиеся данные говорят об их продолжающемся распространении. По сведениям за 1981 г., 71 % выпускников высших учебных заведений употребляли алкоголь, 32% курили марихуану, 16% использовали стимуляторы, 6% — кокаин и 8% — героин и другие наркотики. Среди молодых людей, не обучающихся в институтах, эти показатели, вероятнее всего, будут еще выше. Широко распространившийся подростковый алкоголизм превращается в серьезную проблему. Несмотря на то что существуют специально разработанные программы для детей и юношества, названные проблемы — серьезная угроза для будущего. Правонарушения, в сфере детской и подростковой преступности в последние десятилетия стали явными две тенденции, характеризующие систему наказания. Режим содержания под стражей детей, осужденных за серьезные преступления, ужесточается, тогда как режим осужденных за преступления, присущие только детям, смягчается, или их вообще не заключают под стражу. Эти тенденции обусловлены тем, что система правосудия отказалась от наказания, которое следует преступнику, в пользу наказания, соответствующего преступлению. Применение этого положения к детской и юношеской среде привело к тому, что многие несовершеннолетние, совершившие серьезные преступления, предстают перед судом для взрослых. В то же время к детям, совершившим деяния, являющиеся преступлениями, только если они совершены детьми (бродяжничество, побеги и т. д.), подход был противоположным. Во многих штатах такие дети не могут быть заключены в тюрьму, и поэтому количество судимых несовершеннолетних заметно снизилось. Данные свидетельствуют, что некоторые из них были помещены в отделения психиатрических учреждений с таким диагнозом, как "отклоняющееся поведение", или переданы службам по защите детей как находящиеся "вне надзора родителей" или как "дети, подвергшиеся жестокому обращению". Число несовершеннолетних, помещенных в исправительные учреждения штатов, снизилось за счет их распределения по местным учреждениям и условного освобождения на поруки. Подростковые беременность и материнство. Подростковая внебрачная беременность всегда была предметом заботы социальных работников. В настоящее время число родов в подростковом возрасте существенно увеличилось, причем многие молодые матери предпочитают самостоятельно заниматься воспитанием своих детей, а не отдавать их на усыновление. Поэтому социальные работники должны теперь оказывать помощь не только беременным и роженицам-подросткам, но и подросткам, занимающимся воспитанием детей. Показатели рождаемости увеличились среди подростков всех возрастов, хотя относительные показатели среди разных возрастных групп существенно отличаются. Для девочек в возрасте до 14 лет показатель рождаемости в 30 раз ниже, чем для 15 — 17-летних. Показатели рождаемости среди негритянок, принадлежащих к этим возрастным группам, в нисколько раз выше, чем для белых. Однако среди последних показатель рождаемости в настоящее время возрастает, а среди чернокожих снижается. Несомненно, подростковая беременность создает проблемы как для матери, так и для ребенка. Рожают юные женщины в браке или нет, они в период беременности, как правило, пренебрегают своими обязанностями, вес их новорожденных младенцев низкий, а показатель смертности младенцев высокий. Для решения этих проблем на государственном уровне при Государственной службе здоровья США создано специальное Ведомство подростковой беременности. В государственном и частном секторах Социальных служб появилось множество программ, направленных на поддержку молодых матерей. В первую очередь программы нацелены на завершение образования, ибо прерванная учеба представляет для них самую большую материальную угрозу. Тенденции развития раннего материнства не вполне ясны. С одной стороны, среди подростков возрастает добрачный сексуальный опыт. Установлено, что свыше 70% подростков до 19 лет вполне опытны в половых отношениях. С другой стороны, широкая полемика по поводу аборта и распространение информации о противозачаточных средствах снижают остроту проблемы. Одно очевидно: в государственном масштабе вряд ли удастся овладеть ситуацией, связанной с ростом сексуальной свободы подростков, и изменить их нравы. Дети, находящиеся в зависимости. Выражение "дети, находящиеся в зависимости" целесообразно использовать в традиционном смысле, чтобы обозначить тех, кто нуждается в службах охраны детства, попечительстве и усыновлении, а также тех, кто подвергся жестокому обращению или насилию. В последнее время жестокое обращение с детьми стало признанной государством проблемой, хотя уже более ста лет она является одной из важнейших в социальной работе. В разрешении проблемы принимают участие специалисты нескольких областей: медики, юристы, психиатры и социальные работники, однако особая ответственность ложится на специализированные службы охраны детства. В 1980 г. Законом о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей был провозглашен новый подход, подчеркивающий важность сохранения семьи и предотвращения воспитания детей в домах попечителей, а также необходимость решения проблемы незавидного существования детей, находящихся на государственном попечении. Данный закон требует от штатов, ДЕТИ 182 183 ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ
чтобы, организуя соответствующие службы, они преследовали цели: сохранения целостности семьи, воссоединения семей, если дети не живут с родителями, а в случае, когда это невозможно, передачи их на усыновление. В настоящее время штаты обеспечивают выполнение этих предписаний и принимают меры для достижения поставленных задач. Социальная работа и дети Социальная работа, направленная на оказание помощи детям, характеризуется как "терапия, помощь, реабилитация и социальная защита особенно нуждающихся в помощи детей". Однако социальная работа, особенно профессиональная, долгое время была включена в службы, направленные на социализацию и развитие. Через такие организации, как приюты, религиозно-ориентированные группы и юношеские ассоциации, социальные работники на всех уровнях включались в воспитание детей и в процесс их развития. Например, социальные работники активно распространяли в школах профилактические программы для всех учащихся, не ограничиваясь только теми детьми, которые вызывают беспокойство. Принимая во внимание принципиальную позицию государственной политики в отношении детей, заключающуюся в возложении основной ответственности на родителей, а не на общество, легко понять, почему столь незначительна роль социальной работы в общем развитии детей. Такое положение останется и в будущем, и некоторые наблюдатели считают его нормальным. В защиту детей выступают многие государственные организации, включая Американскую лигу социального обеспечения детей, Американскую ассоциацию служб семьи, Детское отделение Американской гуманитарной ассоциации и Национальную ассоциацию социальных работников, а также Фонд защиты детей и Институт развития чернокожих детей. Эти организации занимаются защитой прав детей как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, а также сбором данных и осуществлением необходимой помощи в частном и в общественном секторах. Социальные работники продолжают играть двоякую роль по отношению к детям, обеспечивая непосредственную помощь прежде всего остро нуждающимся и одновременно формируя и защищая политику, необходимую для улучшения положения большинства. Как правило, дети здоровы, образованны и свободны от проблем тогда, когда у них есть родители. Существуют, однако, огромные различия в материальном положении детей. Нищета продолжает оставаться господствующим фактором в формировании жизненной позиции значительной части детей, а расизм и сексизм усугубляют вредное влияние, которое нищета оказывает на их возможности и развитие. Есть лозунг "Дети — наши самые важные ресурсы". Однако наступило время изменить это ориентированное на рынок изречение. Дети важны потому, что они дети, они важны для человечества такими, каковы они сейчас, а не только каковыми они могут стать. Как профессионалы и как нация мы должны предоставить им все необходимое для их развития. Жанна М. Джованнони См. также: Дети, получающие материальную помощь; Дети, пользующиеся службами социального обеспечения; Дети: социальные услуги по уходу; Дети, страдающие от плохого обращения; Детские дома и приюты; Помощь семьям с зависимыми детьми; Приемные дети; Психическое здоровье и болезни; Сексуальное насилие над детьми; Семья: современные тенденции; Социальная защита детей; Школа и социальная работа.; Эволюция человека: биологический аспект; Эволюция человека: психологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|