Пособия и социальные службы 14 глава
• Children's Defense Fund (1984). А Children's Defense Budget: An Analysis of the President's FY 1985 Budget and Children. Wash.,D. C: Children's Defense Fund. • Grant W. V., SnyderT. P. (1984). Digest of Education Statistics 1983—1984. Wash., D. C: National Center for Educational Statistics. • Hall G. S. (1904). Adolescence, Its Psychology and Its Relation to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion, and Education. N. Y.: D. Appleton & Co. • House of Representatives (1983). U.S. Children and their Families: Current Conditions and Recent Trends. N. Y.: Foundation for Child Development (Reprinted). • Kadushin A. (1980). Child Welfare. N. Y.: Macmillan Publishing Co. ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ Трудные подростки являются социальной проблемой США со времен первых колонистов. К их числу издавна относились такие категории, как бродяги, бездельники, скитальцы, прогульщики, уличные дети, дети-беглецы. Данная статья затрагивает проблемы беглецов, охватывая детей от 10 до 17 лет, которые по крайней мере одну ночь находились вне дома без чьего-либо присмотра. По статистике количество таких детей в США в разные годы составляет от 700 тыс. до 1,3 млн. Этой проблеме стали уделять большее внимание после того, как федеральное правительство в 1974 г. приняло специальный Акт о детях-беглецах — первый федеральный закон, касающийся проблемы детей-беглецов. Триста лет назад этот вопрос был затронут еще в колониальных законах. Исторические предпосылки Подростки, проживающие отдельно от своей семьи, были еще среди первых иммигрантов Нового Света. Условия жизни в новых колониях были трудными, и воспитание детей подчинялось строгому моральному кодексу. В отличие от Западной Европы в американских колониях предложение труда на рынке рабочей силы было довольно скудным, и дети бедняков, а порой и трудные подростки из обеспеченных семей рассматривались работодателями и собственными семьями как вполне готовые к трудовой деятельности задолго до достижения совершеннолетия. Было очевидно, что проблема детей-беглецов вскоре станет острой социальной проблемой в Америке. Число подростков, проживающих отдельно от родителей, росло вместе с увеличением количества поселений. Частично это происходило благодаря тому факту, что зависимость от семьи в большинстве случаев заканчивалась в период половой зрелости подростка. Не только подростковый возраст (от 14 до 21 года) влиял на выбор при формировании свободного или подчиненного мировоззрения, но и социальное положение. Дети из бедных семей раньше начинают покидать дом, чем дети богатых землевладельцев и городских жителей.
В XIX в. общественное мнение по отношению к детям-беглецам трансформировалось по мере снижения роли подростков в экономике страны. С распространением рабства в США более выгодно стало использовать полноценную рабочую силу и потребность в детском труде начала снижаться. Безработица стала острой проблемой молодежи в город- ских районах и внесла свой вклад в социальные неурядицы. После Гражданской войны в некоторых регионах были приняты законы о бродяжничестве, в которых делалась попытка ограничить число беглецов с помощью наказания правонарушителей заключением в тюрьму на срок от года до трех лет. В связи с появлением новых машин, заменяющих труд человека, молодые люди все больше теряли шансы на получение работы. Разрушительное влияние войн и индустриализации на жизнь семьи стало основным предметом заботы трудовых союзов, женских групп и политических активистов, что и привело к созданию организаций по защите семьи и детей. Среди них можно отметить Общество помощи детям, Ассоциации юношей-христиан и девушек-христианок, Армию спасения, организацию "Добровольцы Америки. В то время предпочтительным способом работы с детьми, в частности с детьми-беглецами, было помещение их в детские дома, открытие финансируемых из фондов штата школ для бродяжек и детей, находящихся на иждивении. Практиковалось и размещение детей в семьях. Однако проблема детских побегов не была решена с помощью этих усилий. К тому же увеличение размеров и разнородность больших городов ограничивали возможности властей следить за местопребыванием детей. В то же время растущее чувство снисходительности к детям привело к движению за замену наказания наблюдением за подростком и к созданию социальных программ умственного и физического развития. Считать подростка, не достигшего еще 16 лет, преступником только из-за бродяжничества или другого несерьезного проступка представлялось просто жестоким. Подростка в таких случаях стали рассматривать не как преступника, а как гражданского правонарушителя. Прогрессивное движение в защиту детей в конечном счете привело к созданию специальных судов для несовершеннолетних.
В XX в. изменились многие аспекты социальной и экономической деятельности в США, что оказало непосредственное влияние на положение семьи и поведение молодежи. Введение обязательного образования и Сокращение числа рабочих мест для молодежи привело к тому, что период зависимости молодого человека от семы i увеличился. Экономическая самостоятельность являлась только романтической мечтой для большинства молодых людей. В момент стресса, при возникновении конфликтной ситуации или по другим причинам молодой человек зачастую может прибегнуть к "голосованию с помощью ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ 184 185 ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ
ног" по вопросу, придерживаться ли образа жизни, который одобряется взрослыми и обществом. Новые социальные организации и агентства, ориентированные на групповую работу с клиентами, поддержали усилия церкви по организации конструктивной деятельности подростков во всех больших и маленьких городах Америки. Распространение опасностей, связанных с миграцией и распадом семей, привело к созданию агентств нового типа, занимающихся проблемами, связанными с передвижением семей. Ухудшение социальных и экономических условий в период между двумя мировыми войнами привело к созданию сети служб по оказанию различных услуг находящимся в пути людям. Они занимались, например, постройкой при дорогах временного жилья для стариков и молодых людей. Дети-беглецы были огромной проблемой и во время вьетнамской войны, когда активность подростков была подогрета антивоенными призывами. В 60-х и 70-х годах тысячи выступающих против войны подростков концентрировались в таких крупных городах, как Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, устраивали сидячие забастовки и другие акции протеста, которые телевидение донесло до миллионов американцев. Можно утверждать, что поведение убегающих из дома подростков подвергалось и подвергается влиянию быстро меняющихся социальных условий в полной противоречий жизни Америки.
Сегодня социальные теории и политика рассматривают трудных подростков отдельно от других социальных и возрастных групп. В своих обособленных группах подростки создают и поддерживают особую культуру с собственной моралью и ценностями в таких областях, как образование, отдых, здоровье, секс, политика, экология. Проблемы социализации и взаимоотношений между детьми и взрослыми в США привели к распространению семей, в которых отношения с подрастающим поколением строились на основе равноправия и невмешательства в жизнь подростка. Явление бродяжничества среди детей, как и в доиндустриальной Америке, зачастую связывается с экономическим положением или поиском новых возможностей. Но сегодня причины бегства подростков из дома часто имеют еще и другие корни. Беглецы из бедных семей до сих пор находятся экономически в очень невыгодном положении. Однако и дети из благополучных семей с достаточными доходами сталкиваются с проблемами отчуждения и депрессии. В последние годы быстро находит признание социальная политика, уделяющая большее внимание детям-беглецам. В1972 г. были закрыты некоторые исправительные заведения для малолетних преступников из-за их высокой стоимости и отсутствия положительного результата. Подростки стали привлекаться для общественной работы, продолжения образования, помощи в осуществлении социальных программ. В 1974 г. конгресс США принял Акт о детях-беглецах, по которому федеральные фонды направлялись на создание временных приютов и обеспечение ухода, в службы помощи и на исследовательские программы по проблемам детей-беглецов. Забота о потерявшихся детях росла и в 80-е годы, когда средства информации при службах социальной помощи стали публиковать большое количество материалов о психических и сексуальных злоупотреблениях над такими детьми и подростками. Все это привело к принятию в 1984 г. Акта об оказании помощи потерявшимся детям. Этот акт предусматривал использование специально выделяемых средств на создание служб помощи бездомным детям, на формирование общенациональной "горячей линии" для детей-беглецов и на расширение координации между усилиями федеральных и местных властей по оказанию помощи потерявшимся детям.
Характеристика детей-беглецов Из самых различных источников могут быть почерпнуты данные для характеристики детей-беглецов с точки зрения основных демографических, психологических и других их особенностей. 45 тыс. детей-беглецов было обслужено в 1982 г. в различных федеральных центрах; Из них 56,7% составляли деточки и 43,3% мальчики, причем число девочек преобладало во всех возрастных группах, кроме 12- и 16-летних. Средний возраст беглецов составлял 15,1 лет для девочек и 15,5 для мальчиков. По расовой принадлежности они распределялись следующим образом: 70% — белые, 18,7% — чернокожие, 7,2% — испаноязычные, 1,8% — американские индейцы или коренные жители Аляски, ],5% — азиаты. С точки зрения образования и полученной подготовки имеются следующие данные: 8% детей оказались заядлыми прогульщиками, 17% были исключены из школы, 5% временно прекратили обучение, 69% учились и 1% — окончили школу. Из числа детей-беглецов 70% попадали в приюты того же округа, в котором они постоянно проживали, 16% жили в том же штате, 10% имели место жительства в других штатах. Большая часть беглецов проживали в городах и пригородах, реже — на селе. В любом обзоре по этому поводу отмечается несравнимо более высокий процент детей-беглецов из семей с низким доходом. Социальный портрет беглеца. Большинство беглецов — это дети из распавшихся семей или семей, в которых постоянно возникают конфликты. Очень редко убегают из дома, в котором сложились теплые отношения между членами семьи. Беглецы обычно меньше времени проводят в семье, а предпочитают общество своих друзей и знакомых. У них более низкие оценки в школе, они часто прогуливают или пропускают уроки, их чаще отчисляют из школы. Они избегают любой социальной деятельности и знакомства с уравновешенными, поддерживающими традиции сверстниками.
Психологический фактор. Дети-беглецы во многом похожи на своих ровесников, но у них есть и отличия. У детей-беглецов существует тенденция к пониженному самоуважению, и их действия часто бывают неадекватны ситуации, что происходит из-за разочарования в семье или школе. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, у них возникают проблемы при выборе сферы трудовой деятельности. Необходимо также отметить, что беглецы часто импульсивны и их действия во многих случаях не соответствуют ситуации. Причины ухода из дома Наиболее простая схема делит причины ухода из дома на две категории: "побег от" и "побег к". Такое деление показывает, какие подростки убегают в поисках приключений, а какие — из-за притеснений. У тех, кто часто убегал из дома, имеются серьезные проблемы в школе, а в последующие годы на работе, во внутрисемейных отношениях. У тех же, кто убегал всего один раз, эти проблемы менее обострены. Основываясь на межличностных и зависящих от ситуаций факторах, можно разделить беглецов на четыре основные группы, приняв в качестве отправной точки шкалы отсчета детей, ни разу не совершавших побега из дома. Такими группами являются: 1)"исследователи" и искатели приключений, 2)дети, желающие добиться своего в конф хого отношения со стороны родителей — алкоголиков или наркоманов. Современная теоретическая модель поведения детей-беглецов использует выводы теорий наследования и контроля отклонений. Отмечается, что неадекватное поведение чаще зависит от социальных факторов, чем от импульсов, вызванных патологическими отклонениями отдельного человека. Такое поведение рассматривается как форма адаптации к личным неудачам. Непосредственным стимулом побега в большинстве случаев оказывается сильное волнение, вызванное неудачей в достижении целей, хотя сама такая неудача часто является следствием отхода от семейных норм. Вероятность совершения побега напрямую зависит от окружающей обстановки. Теория контроля отклонений утверждает, что в процессе социализации формируются два типа контроля: 1) личный контроль — результат принятия индивидом социальных норм и признания их в качестве регуляторов поведения, 2) социальный контроль — внешние силы через определенные институты поощряют или подавляют те или иные формы поведения человека. В соответствии с этими типами могут быть выделены и два типа связей: 1) социальные, или внешние, которые интегрируют общество, наделяя индивидов определенными социальными ролями и побуждая их проявлять активность в общественных делах, и 2) личные, или внутренние, появляющиеся как результат принятия индивидом на себя обязательств подчиняться общему порядку. Беглецами обычно являются подростки со слаборазвитыми как первым, так и вторым типом связей. Опасности, подстерегающие беглецов Существует ряд весьма серьезных опасностей для беглецов, а подростки-беглецы из-за своих физиологических особенностей и психологических склонностей особенно уязвимы при столкновении с любой опасностью. Чернокожие и испаноязычные, убегая из дома, рискуют больше, чем их белые ровесники. Вероятность попадания чернокожих подростков в специализированны - учреждения, если они столкнутся с представителями властей в неприятной для ниу ситуации, более велика. Подростки—представь ели расовых меньшинств не чувствуют себя безопасности в приютах, где преобладают белые подростки. Необходимо уделить особое внимание группам детей и подростков, испытавших на ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ 186 187 ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
себе физическое или сексуальное насилие со стороны взрослых. Детей-беглецов часто подвергают насилию: от 20 до 40% беглецов претерпевают физическое насилие и около 8% — сексуальное. Впоследствии с этими детьми очень трудно работать: часто случается так, что они всеми силами отказываются от ухода за ними и сопротивляются ему как только могут. Чтобы достичь каких-либо успехов в контакте с ними, необходимо терпение и высокий профессионализм. Сексуально активные девушки-подростки представляют собой группу особенно высокого риска. Беременность девушек, покинувших свой дом, является темой, к которой привлекается все большее внимание. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, весьма высока, и те девушки, которые еще не достигли даже среднего возраста девушек-беглецов (около 15,1 лет), имеют высокий риск преждевременно забеременеть. Среди факторов, ведущих к неиспользованию контрацептивов, можно отметить молодость, недостаточный опыт, невысокую заинтересованность партнера и др. К моральному стрессу, который испытывает забеременевшая девушка-подросток, следует добавить реальную опасность, стоящую перед еще не родившимся ребенком. Эмбриональное развитие может быть нарушено, если девушка чем-то больна, курит или злоупотребляет алкоголем, употребляет наркотики, если с нею плохо обращаются и если она не уделяет достаточного внимания правильному питанию. Современные проблемы Детей-беглецов рассматривают как особую категорию правонарушителей, — это значит, что для них предусмотрены наказания за такие проступки, которые не ведут к применению какого-либо наказания при совершении их взрослыми. Несмотря на широкомасштабные усилия по воплощению в жизнь Акта о предотвращении преступности среди молодежи и о подростковом правосудии, многие суды не хотят рассматривать дела о правонарушениях подростков отдельно от уголовно наказуемых дел, совершенных взрослыми. В обзоре, сделанном Фондом защиты детей, отмечалось, что в тюрьмах США в 1978 г. находилось 50 тыс. подростков, из них 18 % были квалифицированы как правонарушители в силу того, что они не достигли совершеннолетия, а 4% вообще не совершали преступления. Среди причин, по которым подростков заключают во взрослые тюрьмы, можно отметить: 1) ограждение от неблагоприятной домашней обстановки; 2) обеспечение появления подростка на суде; 3) в целях "преподнести подростку урок"; 4) из-за экономии денег, которые пришлось бы потратить для отправки подростка в более дорогостоящее заведение для детей. Подростки, сталкивающиеся с органами правосудия, плохо знают свои законные права. Проведя часть своей жизни в приютах, приемниках-распределителях для несовершеннолетних или в специализированных школах, они находятся в группе повышенного риска. Необходимо узаконить атмосферу заботы о детях в различных воспитательных заведениях, а также создать фонд для содержания специальных служб для детей, которые не имеют возможности платить за себя. Оценка социальных программ Различные учреждения, включая приюты, поддерживаемые федеральным правительством, службы без обеспечения проживания, приемники-распределители, частные агентства обеспечивают социальную помощь беглецам. Федеральное правительство истратило в 1983 г. 17 млн долл. на 228 центров для детей-беглецов и бездомных детей, которые расположены в 50 штатах, а также в округе Колумбия. Федеральные фонды финансировали около 33% текущих расходов. Программы создания специализированных домов для детей-беглецов и работа различных социальных служб в целом эффективны, но существуют и некоторые недостатки: ограниченный масштаб помощи, необходимой для реабилитации подростков; нехватка рабочей силы и плохое использование свободного времени подростка для развития навыков, необходимых ему в быту и в общении с окружающими; все службы находятся в огромной зависимости от добровольных работников. Первоначально они были задуманы как краткосрочные для оказания помощи находящимся в кризисе детям, затем стало ясно, что необходимо выполнять и такие функции, как оказание помощи в учебе, при поиске работы, в приобретении навыков самостоятельной и независимой жизни. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов Социальная работа по проблемам детей-беглецов осуществляется людьми, работающими в различных социальных агентствах, в центрах по работе с семьей и др. Существует профессиональная дилемма: с одной сторо- ны, дети-беглецы и их семьи нуждаются в профессиональной помощи служащих официальных агентств, а с другой — трудные подростки и чувствующие свою вину родители часто считают более безопасным и удобным обратиться в неформальное альтернативное агентство. Тем не менее службы помощи детям-беглецам, несомненно, могут улучшить свою работу, углубив связи между альтернативными и традиционными социальными агентствами. Как защитникам прав детей, социальным работникам необходимо стать имеющими вес фигурами в законодательных органах на федеральном и местном уровнях. Сотрудники центров для детей-беглецов должны быть в курсе тех возможностей, которые существуют для решения многих проблем, требующих долгосрочного вмешательства. Новые программы могут быть созданы с помощью развития связей между существующими социальными агентствами. Одно из экспериментальных нововведений построено на том, что торговые центры с множеством магазинов являются местом скопления огромного числа подростков. В этих местах организовываются профессиональные службы помощи детям-беглецам и другим категориям детей. Далеко не все беглецы принимают ту помощь, которую профессионалы хотят и могут им предложить. Однако необходимо продолжать усилия социальных работников, занятых в различных центрах по обеспечению постоянной поддержки подростков, по предупреждению побегов детей, склонных к уходу из семьи и дома. Хотя оказание помощи и различных услуг клиентам, этого не желающим, редко вознаграждается, все же такая деятельность необходима, и никакие альтернативы здесь неприемлемы. Россо Д. Анджело См. также: Вмешательство в кризисную ситуацию; Молодежь и социальные службы; Несовершеннолетние преступники и правонарушители; Несовершеннолетние преступники и правосудие; Подростки. • Coler G.L. (1984). In the Forefront: Removal of Juveniles from Adult Jails. In: U. S. House, 98th Congress, 2nd Session, Juvenile Justice, Runaway Youth, and Missing Children's Act Amendments of 1984 (No. 376810, p. 516— 548). Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Grieco E. S. (1984). Feelings and Perceptions of Parents of Runaways.— Child Welfare, 63(2), 159—166. • Olson L. et al. (1980). Runaway Children Twelve Years Later: A Follow Up.— Journal of Family Issues, 1 (2), 165—188. • Young R.I. el al. (1983). Runaways: A Review of Negative Consequences.— Family Relations, 32(2), 275—281.» ZelnickM.,Kantm-rJ. K, FordK. (1981). Sex and Pregnancy in Adolescence. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ Материальная помощь детям подразумевает перевод некоторых денежных сумм на имя ребенка, оба родителя которого живы, но один из них, обычно отец, не живет в семье. Развод или раздельное проживание родителей, факт незаконного рождения дают основание для оказания детям материальной помощи. Дети наряду с людьми пожилого возраста, нетрудоспособными и инвалидами составляют непропорционально большую часть клиентов социальных служб, и профессиональные социальные работники социальной сферы играют решающую роль в формировании политики, направленной на помощь детям. О значимости оказания материальной помощи детям убедительно свидетельствует такой факт: сегодня почти 50% всех детей являются потенциальными претендентами на материальную помощь до достижения ими совершеннолетия. Система оказания помощи детям Система оказания помощи детям включает в себя две основные части: Семейный суд и Службу помощи семьям с зависимыми детьми. Первая обязывает родителей выплачивать материальную помощь и устанавливает ее размеры, обеспечивает соблюдение указанных родительских обязанностей. Вторая связана с оказанием материальной и других видов помощи бедным детям и их опекунам. В последнее время федеральное правительство проводит политику интеграции указанных учреждений. Закон О Семье. Законодательство о семье традиционно является прерогативой штатов, большинство из которых ввело в свое законодательство положения, четко определяющие обязанность отсутствующих родителей оказывать детям материальную поддержку. Однако эти положения носят об- ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ 188 189 ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
щий характер, размер выплат определяется в каждом случае индивидуально. Например, законы штата Висконсин предписывают судам руководствоваться следующими критериями при назначении материальной помощи детям: финансовым положением обоих родителей, уровнем жизни ребенка в том случае, если бы брак не закончился разводом или разрывом отношений между родителями; желательностью постоянного пребывания в доме родителя-опекуна; стоимостью услуг по уходу за ребенком в течение дня, если родитель-опекун работает вне дома, или стоимостью опекунских забот родителей, если он (или она) остаются дома; потребностями ребенка в физическом и эмоциональном развитии, в образовании; налогами, которые в дальнейшем будут выплачиваться каждой из сторон (т. е. каждым из родителей), а также любыми другими факторами, которые суд сочтет необходимыми для рассмотрения. Суд обладает здесь большими полномочиями. В некоторых штатах при решении подобных вопросов законодательным путем судьи пользуются таблицами выплат материальной помощи детям, аналогичным налоговым таблицам. В большинстве случаев в Мичигане, например, при определении размера материальной помощи детям принимаются во внимание только два фактора: размер доходов отсутствующего родителя и число детей, нуждающихся в материальной помощи. Но использование подобных схем-таблиц является скорее исключением, чем правилом. В большинстве случаев родитель-опекун сам вынужден заботиться о взыскании средств с отсутствующего родителя. Наиболее эффективным средством для того, чтобы обязать к выплате материальной помощи, служит исполнительный лист — официальное уведомление работодателя, требующее удерживать из жалованья оставившего семью родителя определенную часть на содержание ребенка. На практике чиновники окружного суда не предпринимают никаких шагов, если задержка выплат не превышает трех или четырех месяцев. Крайней мерой для родителей, уклоняющихся от уплаты материальной помощи, является заключение в тюрьму. В Мичигане тысячи отцов, оставивших семью, каждый год приговариваются к тюремному заключению за невыполнение обязательств по выплате материальной помощи детям. Помощь семьям с находящимися на Иждивении детьми. Вторая часть системы оказания материальной помощи детям — старейшая и важнейшая общественная программа оказания материальной помощи детям из бедных семей и их родителям-опекунам. В 1935 г., когда согласно Закону о социальном обеспечении была принята программа помощи семьям с зависимыми детьми, к числу таких детей стали относить тех, кто утратил средства к существованию из-за смерти, потери трудоспособности родителя или его ухода из дома. Первоначально программа была ориентирована на оказание помощи только детям, но с 1950 г. помощь стали оказывать и родителям-опекунам. В 1961 г. штатам было разрешено помогать семьям с безработным отцом. В начале, когда система только создавалась, помощь получали в основном дети-сироты. Теперь материальную помощь получают главным образом те дети, чьи матери находятся в разводе, живут отдельно от мужа или никогда не выходили замуж (в 1983 г. 47% детей, получавших помощь, были незаконнорожденными, а вдов было менее 2%). В 1981 г. расходы на оказание помощи детям в общих затратах на поддержание благосостояния населения составили 17%. Материальная помощь выплачивалась 11 млн родителей-опекунов и их детям. Помимо выплаты денежных сумм большинство семей получали продовольственные карточки и бесплатные медицинские услуги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|