Пособия и социальные службы 11 глава
Используя другие критерии, С. Хантер и Д. Харман выделили два типа грамотности. Они использовали термин "обычная грамотность" для определения понятия грамотности на уровне традиционного начального курса, но посчитали этот термин устаревшим, а также понятие "функциональная грамотность", аналогичное "функциональной компетентности" техасских исследователей. Хантер и Харман пришли к выводу, что к 1984 г. при реалистичном подсчете численность функционально некомпетентных, другими словами, почти абсолютно неграмотных взрослых должна была составить по всей стране 60 млн человек. Несколько штатов разработали новаторские подходы к обучению функциональной грамотности. Так, в штате Нью-Йорк программа "Диплом средней школы экстерном" предоставляла взрослым жителям штата возможность получить диплом, продемонстрировав сумму профессиональных знаний и навыков; калифорнийская программа "Курс обучения взрослых функциональной компетентности" была разработана, чтобы компенсировать очень большой отсев учащихся с непопулярных массовых курсов, дающих диплом, равноценный школьному. Обе новые программы учитывали важную связь между обучением и социально-экономическим положением учащегося. Федеральное правительство откликалось на требования времени медленно, ограничиваясь отдельными мероприятиями и публичными заявлениями. Разработка общенациональной политики ликвидации неграмотности требовала комплексных мер, включая необходимость правильно определить задачи и стратегию, иметь ясное представление об эффективных методах преподавания и учебных материалах, умение тщательно соотносить предложенные решения с наличными возможностями и ресурсами. Важнейшее значение имело признание функциональной грамотности в качестве неотъемлемого права каждого гражданина.
Другие программы. В 60-е годы забота о бедных и представителях меньшинств привела к созданию программ по обучению грамоте на промышленных предприятиях, в вооруженных силах, в исправительных учреждениях. Все эти программы имели целью создать лучшие возможности для получения работы и подготовить учащихся к производственной деятельности на более высоком уровне. Эти программы можно рассматривать в русле усилий, предпринимаемых для борьбы с высоким уровнем безработицы, во многом определяемым неграмотностью среди взрослых. В целом то, что делалось, было вызвано потребностью в подготовленной рабочей силе, а не признанием самоценности грамотности. Программы, осуществляемые на предприятиях. Их цели совпадали с задачами учреждений, непосредственно занимающихся проблемами безработицы и повышением квалификации работников. Эффективность такого обучения, как правило, рассматривалась в свете сохранения работников на службе компании с обучением без отрыва от производства. Таким образом, обучение грамоте являлось лишь компонентом программы, имевшей целью повысить шансы учащихся иметь работу. Диапазон методов обучения оказался очень широким. Современные программы, спонсорами которых являются промышленные фирмы, часто представляют собой совместные мероприятия, где фирма вносит деньги, а добровольцы применяют методики, разработанные известными добровольческими организациями по распространению грамотности, такими, как "Добровольцы борьбы за грамотность в Америке" или "Программа Лаубаха". Диапазон программ обучения охватывает индивидуальные занятия с учениками и широкий круг тренинг-программ и имеет целью довести уровень знаний недостаточно грамотных сотрудников до уровня выпускников средней школы. Несколько крупных компаний приглашали учителей для занятий после рабочего дня; ряд программ обучения предусматривал преподавание английского языка иммигрантам. Многие компании установили связи с системой государственных школ в общинах, где расположены их предприятия, и направляли в школы своих сотрудников, которые консультировали учащихся по проблемам занятости и реальностям рынка рабочих мест.
Мероприятия военных. Военные имели свои программы набора, обучения и профессиональной подготовки. Одна из популярных программ — План 100 тысяч -— ставила задачу привлечь неграмотных на военную службу и дать им необходимое образо- вание для эффективного ее прохождения. Эта программа была сокращена до 10 тыс. человек в связи с тем, что после окончания вьетнамской войны требовалось меньше военных и военное руководство больше не считало необходимым призывать в армию неграмотных. Программа "Реалистик" была еще одной попыткой военных в начале 70-х годов обеспечить уровень функциональной грамотности, необходимый для выполнения определенных работ в вооруженных силах, соответствующих подобным же работам в гражданской области. Изучались два связанных между собой понятия: уровень знаний, который необходимо достичь при обучении взрослых с целью обеспечения их занятости в дальнейшем, и уровень грамотности, определяемый задачами конкретной работы. Оказалось, что руководства для персонала военных частей, как правило, были написаны на гораздо более высоком уровне, чем получаемые в школе знания. Исправительные учреждения. Определенные программы ликвидации неграмотности действуют и в исправительных учреждениях. Нет точной статистики о степени неграмотности и грамотности заключенных в тюрьмах, хотя корреляция между преступностью и неграмотностью высока. В докладе Ассоциации корректировочного обучения Вирджинии, к примеру, указывается, что 63% заключенных в исправительных учреждениях штата не закончили среднюю школу, в то время как для населения штата эта цифра составляет 33%. Вирджинские власти подсчитали, что грамотность заключенных, как правило, фактически на два или три класса ниже, чем значится в их школьном аттестате.
Программы обучения грамоте в тюрьмах разрабатывались в сочетании с планами реабилитации. Один из примеров подобной программы, финансировавшейся из федеральных фондов, — создание Комиссии по исправительным учреждениям при Американской ассоциации адвокатов в начале 70-х годов. Целью комиссии было активизировать работу по ликвидации неграмотности в исправительных учреждениях по стране путем сбора данных о неграмотности и существующих программах обучения с последующим распространением этой информации в правительственных учреждениях и среди заинтересованных сотрудников исправительных учреждений. В наши дни многие тюрьмы предоставляют заключенным возможность в той или иной форме обучаться грамоте. Преподавание ведут специально ГРАМОТНОСТЬ 164 165 ГРАМОТНОСТЬ
приглашенные для этой цели учителя или добровольцы. Независимо от того, связано ли непосредственно криминальное поведение с уровнем неграмотности, как считалось до самого последнего времени, процент функционально или почти полностью нефамотных среди заключенных значительно выше, чем среди взрослого населения в целом, что требует внимания. Движение добровольцев. Добровольческие организации учат фамоте в индивидуальном порядке и непосредственно по месту работы; некоторые из них добились повышения уровня фамотности среди взрослых. Наиболее известные из них "Добровольцы борьбы за фамотность в Америке" и "Профамма Лаубаха". Вместе они ежегодно обслуживают более 70 тыс. взрослых и детей. Организация "Добровольцы Америки..." была основана в 1962 г. Руфью Колвин в Сиракузах в штате Нью-Йорк, чтобы помочь ликвидировать нефамотность в этой общине. Ее деятельность за два десятилетия приобрела широкие масштабы и была направлена на "содействие распространению фамотности в Соединенных Штатах и в Канаде". Сейчас действует 175 местных программ в 28 штатах и в 10 штатах по ее программам работает еще 10 добровольческих организаций, обучающих грамоте. Сами добровольцы обучаются у профессионалов — специалистов по преподаванию чтения, чтобы затем обучать взрослых и подростков, нуждающихся в помощи для получения первоначальных навыков в чтении и письме. В расширении деятельности указанной организации большую роль сыграла государственная поддержка.
Многие неграмотные страдают ограни-ченной способностью усвоения или имели большие пробелы в знаниях и, как правило, страдали от этого в прошлом. Лаубах в учебном процессе исходит именно из этого обстоятельства. Он обучает учителей относиться к учащимся как к равным и подходить прагматически к анализу задач и приобретению навыков. Питер Уэйт, национальный директор "Программы Лаубаха", жаловался на трудность установления связи с теми, кто наиболее нуждается в помощи. Опыт Лаубаха вызвал сдержанную реакцию со стороны общества, которое часто ограничивает возможности обучения для тех, кто в этом особо нуждается. В последние годы все больше добровольцев обучали английскому языку (в качестве второго языка) приезжих из других стран. Все преподавание ведется бесплатно на многочисленных курсах в общинах, центрах мик- рорайонов и институтах. В 1984 г. 14 тыс. добровольцев Америки обучили 20 тыс. функционально неграмотных американских взрослых и подростков, а "Программой Лаубаха" было охвачено 50 тыс. человек. Современное положение По данным Бюро переписей, в 1979 г. неграмотность в Соединенных Штатах была практически ликвидирована — примерно 99,5% жителей официально считались грамотными, в то же время уровень грамотности среди национальных меньшинств составлял примерно 96%. Однако федеральное Управление производственного обучения и образования взрослых в июне 1983 г. опубликовало данные, согласно которым 74 млн взрослых американцев функциональны с точки зрения грамотности лишь в малой степени. Данные Управления просвещения, полагающего, что число неграмотных составляет треть взрослого населения, подтверждают эту цифру. Очевидно, что существует несколько подходов для оценки современного состояния грамотности. Путаница в определениях. Она лежит в основе противоречий, имеющихся в официальных данных об уровне неграмотности, а также имеет место в вопросе о том, какой линии следует придерживаться в этой области. Общепризнанным стало понятие "функциональная грамотность" (термин более всеобъемлющий и практически более удобный, чем традиционное понятие грамотности), однако в последние годы имели распространение оба этих понятия. Исследования последних нескольких лет показали, что дети, эффективно и вовремя получающие основные знания, практически не рискуют стать неграмотными во взрослом возрасте. Если этот вывод верен, то тенденция к лучшей успеваемости, находящая отражение в успехах младших детей, обучающихся с помощью новых методов и новых материалов, должна положить начало уменьшению числа неграмотных среди взрослых.
Понятие "функциональная грамотность" получило расширительное толкование и включает теперь и квалификацию в своей сфере деятельности. Это явилось результатом пересмотра Программы первоначального обучения взрослых и более углубленного изучения нужд неграмотных взрослых. Были внесены серьезные предложения по изменению традиционных методов, с тем чтобы они в большей мере соответствовали профессиональным нуждам неграмотных взрослых, а также создавали условия для получения ими первоначальных навыков в чтении, письме и счете. Доступность грамотности. Результаты, полученные за 10 лет исследований в области приобретения грамотности, а также эксперименты с различными методиками преподавания постепенно привели к признанию того факта, что "чтение, понимание и осмысление языка и печатного слова суть явления культуры". Культура преподавания в американских школах — это замкнутая культура белых семей, относящихся к среднему классу, культура, к которой не принадлежат и никогда не будут принадлежать миллионы американцев. Практически эта система преподавания ведет к тому, что множество детей изучает образ жизни людей, непохожий на их собственный. Лишь в последнее время было обращено внимание на расистский подтекст в некоторых учебниках, однако внесенные коррективы очень мало что дали в плане включения в эти учебники информации о различных социоэкономических и культурных группах. Очевидно, что доступ к получению функциональной грамотности гораздо сложнее, чем просто право посещать государственную школу, где нет сегрегации. Если то, чему учат в школе, не имеет смысла для учащегося как личности, он учится плохо или вовсе ничему не может научиться. В Соединенных Штатах заключенные в тюрьмах дают самый высокий процент неграмотности взрослых в стране — более 60% заключенных не умеют читать даже на уровне средней школы. Хотя преступность объясняется многими другими факторами помимо неграмотности, связь между ними очевидна: по подсчетам Министерства юстиции СИТА (1983), около 7 млн долл. ежегодно расходуется на заключенных, чьи преступления непосредственно связаны с функциональной неграмотностью. Подобная же связь существует между неграмотностью взрослых и безработицей. Сенатский комитет по равным возможностям получения образования (1972) подсчитал, что недополученный заработок функционально неграмотных мужчин в возрасте от 25 до 34 лет мог бы составить до 237 млрд долл. Экономисты предупреждают о наличии в стране двойного рынка рабочей силы с четким и увеличивающимся водоразделом между теми, кто хорошо образован и имеет квалификацию и неквалифицированными работниками, имеющими лишь незначительную возможность получить работу. Федеральные власти тратят ежегодно миллиарды долларов на социальное обеспечение детей и пособия по безработице для взрослых, чей уровень подготовки не отвечает даже минимальным требованиям для получения работы. И наконец, невозможно учесть, во что обходится неграмотность тем, кто из-за этого попадает в зависимое положение от других, более образованных людей, контролирующих доступ к ресурсам, к получению специальности. США есть чему поучиться в плане ликвидации неграмотности у других стран. Двуязычие (билингвизм). Людей, чей родной язык — не английский, обычно называют в США "двуязычными". Однако такое употребление термина часто неверно, — многие из этих людей фактически не говорят по-английски. В то же время этот язык навязывается им системой школьного образования и другими институтами общины, в которой они живут, и условиями работы, поскольку в США английский является официальным языком и его доминирующее положение закреплено как социоэкономический факт. Для того чтобы получить на равных с белыми детьми доступ к образованию и к работе, требующей высокого образовательного уровня, дети меньшинств должны овладеть официальным английским языком. Проблему двуязычной грамотности обычно связывают с иммиграцией иностранцев. За первыми неофициальными программами, такими, как курсы подготовки к ассимиляции и учебные группы в домах для переселенцев, последовали отдельные мероприятия на федеральном уровне с целью обучения этих "двуязычных". Закон о начальном и среднем образовании 1968 г. предусматривал выделение фондов для реализации учебных программ, предполагающих преподавание в школе на двух языках. В 1970 г. всем школам по стране, где 5% и более детей не знали английского языка, предписывалось принять решительные меры для устранения языкового барьера, препятствовавшего нормальным занятиям. Хотя необходимые меры были приняты во многих районах, их результаты не были столь успешными, как ожидалось. Это объяснялось отсутствием разработанной системы преподавания английского в качестве второго языка и неуверенностью в педагогических кругах, следует ли стремиться к одно-язычию или к подлинному двуязычию. В то же время постоянный приток иммигрантов и беженцев увеличил нагрузку на школы и добровольческие организации в общинах, oбучавших взрослых английскому как второму языку. Для тех же иммигрантов, которые были неграмотны на своих родных языках, вообще не существовало постоянных программ обучения. / ГУ11111,1 111 ЛИМНОЙ ПОМОЩИ 166 167 ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
Место и роль социальной работы Осознание того факта, что прочитанное должно быть не только понято, но и стать полезным в повседневной жизни человека, высвечивает значение статистических данных но неграмотности: именно те, кто чаще всего оказываются неграмотными, — бедняки, престарелые, представители цветных меньшинств, жители перенаселенных районов, где особенно велика безработица, и те, дни кого английский язык не родной — меньше всего могут рассчитывать на должности, требующие высокого уровня образования. В то же время неграмотность не вызвана биологической неспособностью к овладению грамотой, неграмотность отражает лишь существующую социоэкономическую страти-фикицию общества и индивидуальные различия, порожденные разной культурной средой. Поскольку обучение грамоте должно строиться не только на квалифицированном преподавании и применении эффективных пособий, но и на использовании в качестве стимулов возможностей практического применения полученного образования, необходимость в грамотности для миллионов гpaждан ставит серьезные задачи перед соци-альными работниками. Работая среди мало-обеспеченных групп, они признали, что для этой деятельности необходимы специальные знания и профессиональные навыки, и подготовили большое количество литературы но практической социальной работе среди национальных меньшинств и других относительно бесправных групп населения. Требования к практикующему социальному работнику касаются прежде всего его личных качеств, в частности навыков вер-бального и невербального общения, способности оценивать личностные и культурные различия. Школьные социальные работники должны уметь распознавать специфические проблемы у детей, не имеющих элементарных навыков грамотности, независимо от причины этого явления, и оказывать таким детям помощь. Речь может идти о трудности усвоения, о недостаточном понимании английского языка или о социоэкономических различиях. С точки зрения административного контроля социальные работники могут наблюдать за деятельностью добровольцев-преподавателей в общинах, в исправительных и других учреждениях и в особенности на промышленных предприятиях и в вооруженных силах. Социальные работники по самой сути их работы не могли не прийти к пониманию процессов, порожденных дискриминацией, и к сочувствию тем, кто постоянно испытывает эту дискриминацию на себе. Поскольку предполагается, что грамотность должна быть отнесена к числу навыков, которыми владеют почти все американцы (хотя на деле их не имеют очень многие), социальная работа с неграмотными имеет также политический аспект. Важно обратить внимание на необходимость улучшения социально-экономического положения тех групп населения, среди которых наиболее распространена неграмотность, и принять самые решительные меры для того, чтобы обеспечить доступность обучения тем, кто наиболее в этом нуждается. Грейс Е. Харрис, Джудит Б. Брэдфорд • Chall J. S. (1983). Stages in Reading Development. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Commonwealth of Virginia, Department of Education. (1984). Illiteracy. Richmond, Va.: Author. • HunterC, Harman D. (1979). Adult Literacy in the United States. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • KozoU. (1985). Illiterate America. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co. • Rogers J.J. (1984). Maintaining Volunteer Participation in Adult Literacy Programs.— Lifelong Learning, 9(1), 22—24. • Ryan J. B. (1985). Literacy and Numeracy: Policies. In: T. Husen & T. N. Postlethwaite (Eds.). International Encyclopedia of Education: Research and Studies (p. 3105—3109). Oxford, England: Pergamon Press. ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ помощи Взаимная помощь становится реальностью, когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем. Подобная помощь обычно основывается на собственном опыте членов таких групп в решении конкретных проблем. Эти группы называются организациями самопомощи. Но термин "группы взаимопомощи" представляется более точным, поскольку подобная помощь является обоюдной, а не односторонней. Самопомощь может быть первым шагом: человек сталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Термин "взаимопомощь" более точно передает процессы взаи- мообмена и взаимного участия — типичные для такого рода групп. Основные цели Группы взаимопомощи сосредоточивают свое внимание на различных областях жизни. Некоторые из них стремятся пробудить общественный интерес к проблемам, касающимся их членов, пытаясь добиться изменения соответствующего законодательства и отношения к ним в обществе. Примером здесь может служить женское движение и движение гомосексуалистов. Программы защиты потребителей снабжают членов своих групп необходимой информацией для последующих действий. Имеющие проблемы с умственным развитием взрослые и родители отстающих в развитии детей создали организации, чтобы обеспечить своим членам необходимые социальные услуги, на которые они имеют право. Другие группы заняты прежде всего помощью своим членам. "Анонимные алкоголики:' — старейшая из ныне существующих групп такого типа. Большинство групп действуют в нескольких направлениях. Группа взаимопомощи существует до тех пор, пока ее члены контролируют ее ресурсы и активно участвуют в осуществлении программ, опирающихся на собственный опыт. В разнородном, мобильном обществе конца XX в. наблюдается увеличение числа групп взаимопомощи по интересам. Это может быть объяснено тем, что люди ищут новые формы помощи, которую не предоставляют существующие учреждения и системы обслуживания. Например, инвалиды создают свои группы, поскольку испытывают потребность найти других людей, имеющих аналогичные проблемы (в чем им не могут помочь существующие социальные службы). Во многих случаях люди ищут поддержку у других людей, находящихся в том же положении, когда им не могут помочь семья, друзья и профессиональные службы помощи. При этом каждую организацию взаимопомощи можно идентифицировать, исходя из организационной структуры, отличающей ее от других подобных институтов, существующих среди семей или в общине и конкретной программы. Характерные черты групп Группы взаимопомощи обладают рядом характерных черт, отличающих их от официальной структуры государственных или профессиональных организаций. Прежде всего, это гибкая структура, определяющая их мобильность в оказании помощи, связь между теми, кто получает помощь, и теми, кто ее оказывает. Эта же мобильность позволяет потребителям помощи или членам групп контролировать ресурсы и принимать решения, определяющие их деятельность. Когда группа выходит за рамки свободной ассоциации, ее члены официально оформляют программу своей деятельности и свои практические мероприятия. Многие группы, такие, как" Родители без партнеров", приобретают форму клуба, который следует парламентской практике создания комитетов и выбора должностных лиц. Другие группы, например "За свободы для пациентов психиатрических больниц", принимают решения путем консенсуса. Эти группы часто резко критикуют официальные учреждения помощи. Они считают, что эти учреждения плохо их обслуживают. Такие движения, даже в ущерб эффективности своей работы, отвергают любую форму иерархической структуры, чтобы обеспечить своим членам максимальное участие в жизни организации. Некоторые группы представляют собой организации помощи, руководимые сверху, с центрами на национальном уровне. Их руководство назначается по довольно сложной схеме (по восходящей линии — от штата к общенациональному институту). Однако руководство всегда комплектуется из числа людей, посещающих собрания группы и в свое время получавших от нее помощь. Даже при существовании иерархии руководители не имеют в своем распоряжении системы поощрений и санкций в качестве силового средства. Члены группы покидают ее, когда она перестает соответствовать их нуждам. Политику группы обычно определяет неформальный консенсус, а ее жизнеспособность объясняется тем, что в своей деятельности г группа опирается на правила, которые могут меняться каждый раз, когда это необходимо. Большинство групп невелико по составу — число их членов ограниченно, и они постоянно вынуждены бороться за выживание. Иногда они обращаются за помощью к персоналу официальных учреждений общины. Некоторые группы устанавливают постоянные связи с известными и престижными организациями, например Американским онкологическим обществом, хотя ценой таких связей нередко оказывается потеря самостоятельности. Группы поддерживают себя путем объединения с другими себе подобными, создавая местные конфедерации или коалиции организаций с одинаковой программой. Такие коалиции, например, созданы группами
ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ 168 169 ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
женщин, столкнувшихся с трудностями. Цель этих коалиций — оказание помощи в организационных вопросах и в выработке программы действий. Существует несколько типов национальных организаций, к которым местные федерации могут присоединиться в качестве филиалов. Простейшей формой является свободная сеть автономных групп. Однако наиболее распространенный тип сотрудничества — официально оформленная национальная ассоциация, имеющая в своем составе местные отделения или филиалы, использующие ее название. Взносы таких филиалов часто идут на содержание центрального аппарата ассоциации, где освобожденные сотрудники разрабатывают программные материалы для местных групп. Некоторые группы направляют консультантов для региональных органов, чтобы помочь в создании сильных филиалов. Растет также число групп взаимопомощи, спонсорами которых являются профессиональные организации. Тогда спонсоры производят отбор членов в эти группы. Они же обычно созывают собрания, оказывают техническую поддержку в проведении мероприятий и обеспечивают непрерывность деятельности групп. Функции групп В организациях взаимопомощи реализуются различные функции групп. Так, их члены: 1) получают рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; 2) в случае необходимости получают материальную помощь; 3) чувствуют к себе внимание и поддержку. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживших подобные же затруднения. Помогающий и тот, кому помогают, становятся равными хотя бы в том, что перед ними стоят одинаковые проблемы. Обнаружив, что казавшиеся им исключительными обстоятельства выпадают и на долю других, люди больше не чувствуют себя одинокими в борьбе с этими обстоятельствами. Их эмоции и переживания как бы легитимизированы, к тому же обнаруживаются и пути преодоления возникающей ситуации. Каждая организация создает собственный информационный центр и вырабатывает свою стратегию для решения стоящих перед ней задач. Наиболее известны в этом плане 12 ступеней "Анонимных алкоголиков", которыми заинтересовались другие группы, в частности занимающиеся проблемами азартных игр, обжорства и жестокого обращения с детьми. Группы, связанные с вопросами нетрудоспособности или с такими житейскими проблемами, как потеря близких, подходят к решению стоящих перед ними проблем достаточно гибко. Однако во всех этих организациях помощь оказывают прежде всего те их члены, которые уже имеют опыт решения подобных проблем и готовы им поделиться. Существуют различия между накопленным в этих организациях личным опытом их членов и знаниями, полученными в учебных заведениях и являющимися основой для оказания профессиональной помощи. Имеющийся опыт в сочетании со стремлением членов организации оказать подобную помощь делает ее в своем роде уникальной и очень действенной. Не все члены группы готовы помогать, но такая возможность им предоставляется. В группах, как правило, действует принцип "врачующей помощи", при котором всегда присутствуют взаимность и взаимообмен. Помощь, оказываемая группами, может принимать различные формы, в том числе обмена опытом между отдельными лицами, взаимной критики, общеобразовательных семинаров — нерегулярных или постоянных, охватывающих темы, связанные с конкретной проблемой, общей для членов группы. Проводятся и общественные мероприятия по обмену мнениями для решения возникших проблем в неофициальной обстановке и при участии небольшого числа людей. У некоторых групп есть свои "горячие линии", которыми нуждающиеся могут пользоваться для получения немедленной помощи в связи с изменившейся ситуацией. Другие группы разработали программы активных действий, в соответствии с которыми опытные члены групп предлагают свою помощь, не дожидаясь просьб потенциальных коллег. Так, например, члены группы "Оперированное сердце" посещают больных в госпиталях до и после операций на сердце. Многие программы помощи овдовевшим предполагают установление связи с ними сразу же после похорон. Ряд организаций взаимопомощи учредили курсы для своих членов, готовящие их для добровольной работы с населением, в том числе в качестве организаторов дискуссий в небольших группах. Именно с помощью такого рода организационных методов члены групп — будь то излечившиеся алкоголики, бывшие пациенты психиатрических учреждений или молодые родители — находят пути для возвращения в нормальную жизнь обще-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|