Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 11 глава




Используя другие критерии, С. Хантер и Д. Харман выделили два типа грамотности. Они использовали термин "обычная грамот­ность" для определения понятия грамотности на уровне традиционного начального курса, но посчитали этот термин устаревшим, а так­же понятие "функциональная грамотность", аналогичное "функциональной компетентно­сти" техасских исследователей. Хантер и Харман пришли к выводу, что к 1984 г. при реалистичном подсчете численность функционально некомпетентных, другими слова­ми, почти абсолютно неграмотных взрослых должна была составить по всей стране 60 млн человек.

Несколько штатов разработали новатор­ские подходы к обучению функциональной грамотности. Так, в штате Нью-Йорк про­грамма "Диплом средней школы экстерном" предоставляла взрослым жителям штата воз­можность получить диплом, продемонстри­ровав сумму профессиональных знаний и навыков; калифорнийская программа "Курс обучения взрослых функциональной компе­тентности" была разработана, чтобы компен­сировать очень большой отсев учащихся с непопулярных массовых курсов, дающих диплом, равноценный школьному. Обе новые программы учитывали важную связь между обучением и социально-экономическим по­ложением учащегося.

Федеральное правительство откликалось на требования времени медленно, ограничи­ваясь отдельными мероприятиями и публич­ными заявлениями. Разработка общенациональной политики ликвидации неграмотности требовала комплексных мер, включая необходимость правильно опреде­лить задачи и стратегию, иметь ясное пред­ставление об эффективных методах преподавания и учебных материалах, умение тщательно соотносить предложенные реше­ния с наличными возможностями и ресурса­ми. Важнейшее значение имело признание функциональной грамотности в качестве не­отъемлемого права каждого гражданина.

Другие программы. В 60-е годы забо­та о бедных и представителях меньшинств привела к созданию программ по обучению


грамоте на промышленных предприятиях, в вооруженных силах, в исправительных уч­реждениях. Все эти программы имели целью создать лучшие возможности для получения работы и подготовить учащихся к производ­ственной деятельности на более высоком уровне. Эти программы можно рассматри­вать в русле усилий, предпринимаемых для борьбы с высоким уровнем безработицы, во многом определяемым неграмотностью среди взрослых. В целом то, что делалось, было вы­звано потребностью в подготовленной рабо­чей силе, а не признанием самоценности грамотности.

Программы, осуществляемые на предприятиях. Их цели совпадали с задачами учреждений, непосредственно за­нимающихся проблемами безработицы и по­вышением квалификации работников. Эффективность такого обучения, как прави­ло, рассматривалась в свете сохранения ра­ботников на службе компании с обучением без отрыва от производства. Таким образом, обучение грамоте являлось лишь компонен­том программы, имевшей целью повысить шансы учащихся иметь работу. Диапазон ме­тодов обучения оказался очень широким. Со­временные программы, спонсорами которых являются промышленные фирмы, часто представляют собой совместные мероприя­тия, где фирма вносит деньги, а добровольцы применяют методики, разработанные извест­ными добровольческими организациями по распространению грамотности, такими, как "Добровольцы борьбы за грамотность в Аме­рике" или "Программа Лаубаха". Диапазон программ обучения охватывает индивиду­альные занятия с учениками и широкий круг тренинг-программ и имеет целью довести уровень знаний недостаточно грамотных со­трудников до уровня выпускников средней школы. Несколько крупных компаний при­глашали учителей для занятий после рабоче­го дня; ряд программ обучения предусматривал преподавание английского языка иммигрантам. Многие компании уста­новили связи с системой государственных школ в общинах, где расположены их пред­приятия, и направляли в школы своих со­трудников, которые консультировали учащихся по проблемам занятости и реально­стям рынка рабочих мест.

Мероприятия военных. Военные имели свои программы набора, обучения и профессиональной подготовки. Одна из по­пулярных программ — План 100 тысяч -— ставила задачу привлечь неграмотных на во­енную службу и дать им необходимое образо-


вание для эффективного ее прохождения. Эта программа была сокращена до 10 тыс. чело­век в связи с тем, что после окончания вьет­намской войны требовалось меньше военных и военное руководство больше не считало не­обходимым призывать в армию неграмотных. Программа "Реалистик" была еще одной попыткой военных в начале 70-х годов обес­печить уровень функциональной грамотно­сти, необходимый для выполнения определенных работ в вооруженных силах, соответствующих подобным же работам в гражданской области. Изучались два связан­ных между собой понятия: уровень знаний, который необходимо достичь при обучении взрослых с целью обеспечения их занятости в дальнейшем, и уровень грамотности, опреде­ляемый задачами конкретной работы. Оказа­лось, что руководства для персонала военных частей, как правило, были написаны на го­раздо более высоком уровне, чем получаемые в школе знания.

Исправительные учреждения. Определенные программы ликвидации не­грамотности действуют и в исправительных учреждениях. Нет точной статистики о степе­ни неграмотности и грамотности заключен­ных в тюрьмах, хотя корреляция между преступностью и неграмотностью высока. В докладе Ассоциации корректировочного обу­чения Вирджинии, к примеру, указывается, что 63% заключенных в исправительных уч­реждениях штата не закончили среднюю школу, в то время как для населения штата эта цифра составляет 33%. Вирджинские власти подсчитали, что грамотность заклю­ченных, как правило, фактически на два или три класса ниже, чем значится в их школьном аттестате.

Программы обучения грамоте в тюрьмах разрабатывались в сочетании с планами реа­билитации. Один из примеров подобной про­граммы, финансировавшейся из федеральных фондов, — создание Комиссии по исправительным учреждениям при Аме­риканской ассоциации адвокатов в начале 70-х годов. Целью комиссии было активизи­ровать работу по ликвидации неграмотности в исправительных учреждениях по стране пу­тем сбора данных о неграмотности и сущест­вующих программах обучения с последующим распространением этой ин­формации в правительственных учреждени­ях и среди заинтересованных сотрудников исправительных учреждений. В наши дни многие тюрьмы предоставляют заключенным возможность в той или иной форме обучаться грамоте. Преподавание ведут специально


ГРАМОТНОСТЬ


164


165


ГРАМОТНОСТЬ


 


приглашенные для этой цели учителя или до­бровольцы. Независимо от того, связано ли непосредственно криминальное поведение с уровнем неграмотности, как считалось до са­мого последнего времени, процент функцио­нально или почти полностью нефамотных среди заключенных значительно выше, чем среди взрослого населения в целом, что тре­бует внимания.

Движение добровольцев. Добро­вольческие организации учат фамоте в инди­видуальном порядке и непосредственно по месту работы; некоторые из них добились по­вышения уровня фамотности среди взрос­лых. Наиболее известные из них "Добровольцы борьбы за фамотность в Аме­рике" и "Профамма Лаубаха". Вместе они ежегодно обслуживают более 70 тыс. взрос­лых и детей. Организация "Добровольцы Америки..." была основана в 1962 г. Руфью Колвин в Сиракузах в штате Нью-Йорк, что­бы помочь ликвидировать нефамотность в этой общине. Ее деятельность за два десяти­летия приобрела широкие масштабы и была направлена на "содействие распространению фамотности в Соединенных Штатах и в Ка­наде". Сейчас действует 175 местных программ в 28 штатах и в 10 штатах по ее программам работает еще 10 добровольче­ских организаций, обучающих грамоте. Са­ми добровольцы обучаются у профессионалов — специалистов по препо­даванию чтения, чтобы затем обучать взрос­лых и подростков, нуждающихся в помощи для получения первоначальных навыков в чтении и письме. В расширении деятельности указанной организации большую роль сыграла государственная поддержка.

Многие неграмотные страдают ограни-ченной способностью усвоения или имели большие пробелы в знаниях и, как правило, страдали от этого в прошлом. Лаубах в учеб­ном процессе исходит именно из этого обсто­ятельства. Он обучает учителей относиться к учащимся как к равным и подходить прагма­тически к анализу задач и приобретению на­выков. Питер Уэйт, национальный директор "Программы Лаубаха", жаловался на трудно­сть установления связи с теми, кто наиболее нуждается в помощи. Опыт Лаубаха вызвал сдержанную реакцию со стороны общества, которое часто ограничивает возможности обучения для тех, кто в этом особо нуждается.

В последние годы все больше доброволь­цев обучали английскому языку (в качестве второго языка) приезжих из других стран. Все преподавание ведется бесплатно на много­численных курсах в общинах, центрах мик-


рорайонов и институтах. В 1984 г. 14 тыс. до­бровольцев Америки обучили 20 тыс. функ­ционально неграмотных американских взрослых и подростков, а "Программой Лау­баха" было охвачено 50 тыс. человек.

Современное положение

По данным Бюро переписей, в 1979 г. не­грамотность в Соединенных Штатах была практически ликвидирована — примерно 99,5% жителей официально считались грамотными, в то же время уровень грамотности среди национальных меньшинств составлял примерно 96%. Однако федеральное Управ­ление производственного обучения и образо­вания взрослых в июне 1983 г. опубликовало данные, согласно которым 74 млн взрослых американцев функциональны с точки зрения грамотности лишь в малой степени. Данные Управления просвещения, полагающего, что число неграмотных составляет треть взросло­го населения, подтверждают эту цифру. Оче­видно, что существует несколько подходов для оценки современного состояния грамот­ности.

Путаница в определениях. Она ле­жит в основе противоречий, имеющихся в официальных данных об уровне неграмотности, а также имеет место в вопросе о том, какой линии следует придерживаться в этой области. Общепризнанным стало понятие "функциональная грамотность" (термин бо­лее всеобъемлющий и практически более удобный, чем традиционное понятие грамот­ности), однако в последние годы имели рас­пространение оба этих понятия. Исследования последних нескольких лет по­казали, что дети, эффективно и вовремя получающие основные знания, практически не рискуют стать неграмотными во взрослом возрасте. Если этот вывод верен, то тенденция к лучшей успеваемости, находящая отраже­ние в успехах младших детей, обучающихся с помощью новых методов и новых материа­лов, должна положить начало уменьшению числа неграмотных среди взрослых.

Понятие "функциональная грамотность" получило расширительное толкование и включает теперь и квалификацию в своей сфере деятельности. Это явилось результатом пересмотра Программы первоначального обучения взрослых и более углубленного изу­чения нужд неграмотных взрослых. Были внесены серьезные предложения по измене­нию традиционных методов, с тем чтобы они в большей мере соответствовали профессио­нальным нуждам неграмотных взрослых, а также создавали условия для получения ими


первоначальных навыков в чтении, письме и счете.

Доступность грамотности. Резуль­таты, полученные за 10 лет исследований в области приобретения грамотности, а также эксперименты с различными методиками преподавания постепенно привели к призна­нию того факта, что "чтение, понимание и осмысление языка и печатного слова суть яв­ления культуры". Культура преподавания в американских школах — это замкнутая куль­тура белых семей, относящихся к среднему классу, культура, к которой не принадлежат и никогда не будут принадлежать миллионы американцев. Практически эта система пре­подавания ведет к тому, что множество детей изучает образ жизни людей, непохожий на их собственный. Лишь в последнее время было обращено внимание на расистский подтекст в некоторых учебниках, однако внесенные коррективы очень мало что дали в плане включения в эти учебники информации о различных социоэкономических и культур­ных группах. Очевидно, что доступ к получе­нию функциональной грамотности гораздо сложнее, чем просто право посещать государ­ственную школу, где нет сегрегации. Если то, чему учат в школе, не имеет смысла для уча­щегося как личности, он учится плохо или вовсе ничему не может научиться.

В Соединенных Штатах заключенные в тюрьмах дают самый высокий процент неграмотности взрослых в стране — более 60% за­ключенных не умеют читать даже на уровне средней школы. Хотя преступность объясня­ется многими другими факторами помимо неграмотности, связь между ними очевидна: по подсчетам Министерства юстиции СИТА (1983), около 7 млн долл. ежегодно расходу­ется на заключенных, чьи преступления не­посредственно связаны с функциональной неграмотностью. Подобная же связь сущест­вует между неграмотностью взрослых и без­работицей. Сенатский комитет по равным возможностям получения образования (1972) подсчитал, что недополученный зара­боток функционально неграмотных мужчин в возрасте от 25 до 34 лет мог бы составить до 237 млрд долл. Экономисты предупреждают о наличии в стране двойного рынка рабочей силы с четким и увеличивающимся водораз­делом между теми, кто хорошо образован и имеет квалификацию и неквалифицирован­ными работниками, имеющими лишь незна­чительную возможность получить работу. Федеральные власти тратят ежегодно милли­арды долларов на социальное обеспечение де­тей и пособия по безработице для взрослых,


чей уровень подготовки не отвечает даже ми­нимальным требованиям для получения ра­боты. И наконец, невозможно учесть, во что обходится неграмотность тем, кто из-за этого попадает в зависимое положение от других, более образованных людей, контролирую­щих доступ к ресурсам, к получению специ­альности. США есть чему поучиться в плане ликвидации неграмотности у других стран.

Двуязычие (билингвизм). Людей, чей родной язык — не английский, обычно называют в США "двуязычными". Однако та­кое употребление термина часто неверно, — многие из этих людей фактически не говорят по-английски. В то же время этот язык навя­зывается им системой школьного образова­ния и другими институтами общины, в которой они живут, и условиями работы, по­скольку в США английский является офици­альным языком и его доминирующее положение закреплено как социоэкономический факт. Для того чтобы получить на рав­ных с белыми детьми доступ к образованию и к работе, требующей высокого образователь­ного уровня, дети меньшинств должны овла­деть официальным английским языком.

Проблему двуязычной грамотности обыч­но связывают с иммиграцией иностранцев. За первыми неофициальными программами, такими, как курсы подготовки к ассимиляции и учебные группы в домах для переселенцев, последовали отдельные мероприятия на фе­деральном уровне с целью обучения этих "двуязычных". Закон о начальном и среднем образовании 1968 г. предусматривал выделе­ние фондов для реализации учебных программ, предполагающих преподавание в школе на двух языках. В 1970 г. всем школам по стране, где 5% и более детей не знали английского языка, предписывалось принять решительные меры для устранения языкового барьера, препятствовавшего нормальным за­нятиям. Хотя необходимые меры были при­няты во многих районах, их результаты не были столь успешными, как ожидалось. Это объяснялось отсутствием разработанной сис­темы преподавания английского в качестве второго языка и неуверенностью в педагоги­ческих кругах, следует ли стремиться к одно-язычию или к подлинному двуязычию. В то же время постоянный приток иммигрантов и беженцев увеличил нагрузку на школы и до­бровольческие организации в общинах, oбучавших взрослых английскому как второму языку. Для тех же иммигрантов, которые бы­ли неграмотны на своих родных языках, вообще не существовало постоянных программ обучения.


/ ГУ11111,1 111 ЛИМНОЙ ПОМОЩИ


166


167


ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ


 


Место и роль социальной работы

Осознание того факта, что прочитанное должно быть не только понято, но и стать полезным в повседневной жизни человека, высвечивает значение статистических дан­ных но неграмотности: именно те, кто чаще всего оказываются неграмотными, — бедняки, престарелые, представители цветных меньшинств, жители перенаселенных районов, где особенно велика безработица, и те, дни кого английский язык не родной — мень­ше всего могут рассчитывать на должности, требующие высокого уровня образования. В то же время неграмотность не вызвана биоло­гической неспособностью к овладению грамотой, неграмотность отражает лишь существующую социоэкономическую страти-фикицию общества и индивидуальные различия, порожденные разной культурной средой. Поскольку обучение грамоте должно строиться не только на квалифицированном преподавании и применении эффективных пособий, но и на использовании в качестве стимулов возможностей практического при­менения полученного образования, необхо­димость в грамотности для миллионов гpaждан ставит серьезные задачи перед соци-альными работниками. Работая среди мало-обеспеченных групп, они признали, что для этой деятельности необходимы специаль­ные знания и профессиональные навыки, и подготовили большое количество литературы но практической социальной работе среди национальных меньшинств и других относи­тельно бесправных групп населения.

Требования к практикующему социаль­ному работнику касаются прежде всего его личных качеств, в частности навыков вер-бального и невербального общения, способно­сти оценивать личностные и культурные различия. Школьные социальные работники должны уметь распознавать специфические проблемы у детей, не имеющих элементар­ных навыков грамотности, независимо от причины этого явления, и оказывать таким детям помощь. Речь может идти о трудности усвоения, о недостаточном понимании анг­лийского языка или о социоэкономических различиях. С точки зрения административ­ного контроля социальные работники могут наблюдать за деятельностью добровольцев-преподавателей в общинах, в исправитель­ных и других учреждениях и в особенности на промышленных предприятиях и в вооружен­ных силах.

Социальные работники по самой сути их работы не могли не прийти к пониманию про­цессов, порожденных дискриминацией, и к


сочувствию тем, кто постоянно испытывает эту дискриминацию на себе. Поскольку пред­полагается, что грамотность должна быть от­несена к числу навыков, которыми владеют почти все американцы (хотя на деле их не имеют очень многие), социальная работа с неграмотными имеет также политический аспект. Важно обратить внимание на необхо­димость улучшения социально-экономиче­ского положения тех групп населения, среди которых наиболее распространена неграмот­ность, и принять самые решительные меры для того, чтобы обеспечить доступность обу­чения тем, кто наиболее в этом нуждается.

Грейс Е. Харрис, Джудит Б. Брэдфорд

Chall J. S. (1983). Stages in Reading Development. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Commonwealth of Virginia, Department of Education. (1984). Illiteracy. Richmond, Va.: Author. • HunterC, Harman D. (1979). Adult Literacy in the United States. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • KozoU. (1985). Illiterate America. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co. • Rogers J.J. (1984). Maintaining Volunteer Participation in Adult Literacy Programs.— Lifelong Learning, 9(1), 22—24. • Ryan J. B. (1985). Literacy and Numeracy: Policies. In: T. Husen & T. N. Postlethwaite (Eds.). International Encyclopedia of Education: Re­search and Studies (p. 3105—3109). Oxford, England: Pergamon Press.

ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ

помощи

Взаимная помощь становится реально­стью, когда люди, перед которыми стоят об­щие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных дей­ствий в решении этих проблем. Подобная по­мощь обычно основывается на собственном опыте членов таких групп в решении конк­ретных проблем. Эти группы называются ор­ганизациями самопомощи. Но термин "группы взаимопомощи" представляется бо­лее точным, поскольку подобная помощь яв­ляется обоюдной, а не односторонней. Самопомощь может быть первым шагом: че­ловек сталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Термин "взаимопо­мощь" более точно передает процессы взаи-


мообмена и взаимного участия — типичные для такого рода групп.

Основные цели

Группы взаимопомощи сосредоточивают свое внимание на различных областях жизни. Некоторые из них стремятся пробудить обще­ственный интерес к проблемам, касающимся их членов, пытаясь добиться изменения соот­ветствующего законодательства и отношения к ним в обществе. Примером здесь может слу­жить женское движение и движение гомосек­суалистов. Программы защиты потребителей снабжают членов своих групп необходимой информацией для последующих действий. Имеющие проблемы с умственным развитием взрослые и родители отстающих в развитии детей создали организации, чтобы обеспе­чить своим членам необходимые социальные услуги, на которые они имеют право. Другие группы заняты прежде всего помощью своим членам. "Анонимные алкоголики:' — старей­шая из ныне существующих групп такого ти­па. Большинство групп действуют в нескольких направлениях. Группа взаимопо­мощи существует до тех пор, пока ее члены контролируют ее ресурсы и активно участву­ют в осуществлении программ, опирающихся на собственный опыт. В разнородном, мо­бильном обществе конца XX в. наблюдается увеличение числа групп взаимопомощи по интересам. Это может быть объяснено тем, что люди ищут новые формы помощи, кото­рую не предоставляют существующие уч­реждения и системы обслуживания. Например, инвалиды создают свои группы, поскольку испытывают потребность найти других людей, имеющих аналогичные про­блемы (в чем им не могут помочь существую­щие социальные службы). Во многих случаях люди ищут поддержку у других людей, нахо­дящихся в том же положении, когда им не могут помочь семья, друзья и профессиональ­ные службы помощи. При этом каждую орга­низацию взаимопомощи можно идентифицировать, исходя из организацион­ной структуры, отличающей ее от других по­добных институтов, существующих среди семей или в общине и конкретной програм­мы.

Характерные черты групп

Группы взаимопомощи обладают рядом характерных черт, отличающих их от офици­альной структуры государственных или про­фессиональных организаций. Прежде всего, это гибкая структура, определяющая их мо­бильность в оказании помощи, связь между


теми, кто получает помощь, и теми, кто ее оказывает. Эта же мобильность позволяет по­требителям помощи или членам групп конт­ролировать ресурсы и принимать решения, определяющие их деятельность.

Когда группа выходит за рамки свободной ассоциации, ее члены официально оформля­ют программу своей деятельности и свои практические мероприятия. Многие группы, такие, как" Родители без партнеров", приоб­ретают форму клуба, который следует парла­ментской практике создания комитетов и выбора должностных лиц. Другие группы, например "За свободы для пациентов психи­атрических больниц", принимают решения путем консенсуса. Эти группы часто резко критикуют официальные учреждения помо­щи. Они считают, что эти учреждения плохо их обслуживают. Такие движения, даже в ущерб эффективности своей работы, отверга­ют любую форму иерархической структуры, чтобы обеспечить своим членам максималь­ное участие в жизни организации. Некоторые группы представляют собой организации по­мощи, руководимые сверху, с центрами на национальном уровне. Их руководство назна­чается по довольно сложной схеме (по восхо­дящей линии — от штата к общенациональному институту). Однако ру­ководство всегда комплектуется из числа лю­дей, посещающих собрания группы и в свое время получавших от нее помощь. Даже при существовании иерархии руководители не имеют в своем распоряжении системы поощ­рений и санкций в качестве силового средст­ва. Члены группы покидают ее, когда она перестает соответствовать их нуждам. Поли­тику группы обычно определяет неформаль­ный консенсус, а ее жизнеспособность объясняется тем, что в своей деятельности г группа опирается на правила, которые могут меняться каждый раз, когда это необходимо.

Большинство групп невелико по соста­ву — число их членов ограниченно, и они постоянно вынуждены бороться за выжива­ние. Иногда они обращаются за помощью к персоналу официальных учреждений общи­ны. Некоторые группы устанавливают посто­янные связи с известными и престижными организациями, например Американским онкологическим обществом, хотя ценой та­ких связей нередко оказывается потеря само­стоятельности.

Группы поддерживают себя путем объе­динения с другими себе подобными, создавая местные конфедерации или коалиции органи­заций с одинаковой программой. Такие ко­алиции, например, созданы группами


 


 


 


ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ


168


169


ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ


 


женщин, столкнувшихся с трудностями. Цель этих коалиций — оказание помощи в организационных вопросах и в выработке программы действий. Существует несколько типов национальных организаций, к кото­рым местные федерации могут присоеди­ниться в качестве филиалов. Простейшей формой является свободная сеть автономных групп. Однако наиболее распространенный тип сотрудничества — официально оформ­ленная национальная ассоциация, имеющая в своем составе местные отделения или фили­алы, использующие ее название. Взносы та­ких филиалов часто идут на содержание центрального аппарата ассоциации, где осво­божденные сотрудники разрабатывают про­граммные материалы для местных групп. Некоторые группы направляют консультан­тов для региональных органов, чтобы помочь в создании сильных филиалов. Растет также число групп взаимопомощи, спонсорами ко­торых являются профессиональные органи­зации. Тогда спонсоры производят отбор членов в эти группы. Они же обычно созыва­ют собрания, оказывают техническую под­держку в проведении мероприятий и обеспечивают непрерывность деятельности групп.

Функции групп

В организациях взаимопомощи реализу­ются различные функции групп. Так, их чле­ны: 1) получают рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; 2) в случае необходимости получают матери­альную помощь; 3) чувствуют к себе внима­ние и поддержку. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, пережив­ших подобные же затруднения. Помогающий и тот, кому помогают, становятся равными хотя бы в том, что перед ними стоят одинако­вые проблемы. Обнаружив, что казавшиеся им исключительными обстоятельства выпа­дают и на долю других, люди больше не чув­ствуют себя одинокими в борьбе с этими обстоятельствами. Их эмоции и переживания как бы легитимизированы, к тому же обнару­живаются и пути преодоления возникающей ситуации.

Каждая организация создает собствен­ный информационный центр и вырабатывает свою стратегию для решения стоящих перед ней задач. Наиболее известны в этом плане 12 ступеней "Анонимных алкоголиков", ко­торыми заинтересовались другие группы, в частности занимающиеся проблемами азарт­ных игр, обжорства и жестокого обращения с


детьми. Группы, связанные с вопросами нет­рудоспособности или с такими житейскими проблемами, как потеря близких, подходят к решению стоящих перед ними проблем доста­точно гибко. Однако во всех этих организаци­ях помощь оказывают прежде всего те их члены, которые уже имеют опыт решения по­добных проблем и готовы им поделиться. Су­ществуют различия между накопленным в этих организациях личным опытом их членов и знаниями, полученными в учебных заведе­ниях и являющимися основой для оказания профессиональной помощи. Имеющийся опыт в сочетании со стремлением членов ор­ганизации оказать подобную помощь делает ее в своем роде уникальной и очень действен­ной. Не все члены группы готовы помогать, но такая возможность им предоставляется. В группах, как правило, действует принцип "врачующей помощи", при котором всегда присутствуют взаимность и взаимообмен.

Помощь, оказываемая группами, может принимать различные формы, в том числе обмена опытом между отдельными лицами, взаимной критики, общеобразовательных се­минаров — нерегулярных или постоянных, охватывающих темы, связанные с конкрет­ной проблемой, общей для членов группы. Проводятся и общественные мероприятия по обмену мнениями для решения возникших проблем в неофициальной обстановке и при участии небольшого числа людей. У некото­рых групп есть свои "горячие линии", которы­ми нуждающиеся могут пользоваться для получения немедленной помощи в связи с из­менившейся ситуацией. Другие группы раз­работали программы активных действий, в соответствии с которыми опытные члены групп предлагают свою помощь, не дожида­ясь просьб потенциальных коллег. Так, на­пример, члены группы "Оперированное сердце" посещают больных в госпиталях до и после операций на сердце. Многие програм­мы помощи овдовевшим предполагают уста­новление связи с ними сразу же после похорон. Ряд организаций взаимопомощи учредили курсы для своих членов, готовящие их для добровольной работы с населением, в том числе в качестве организаторов дискус­сий в небольших группах. Именно с помощью такого рода организационных методов члены групп — будь то излечившиеся алкоголики, бывшие пациенты психиатрических учреж­дений или молодые родители — находят пути для возвращения в нормальную жизнь обще-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...