Воздействие положения негров на американское общество 11 глава
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ 188 И ПРОБЛЕМЫ
вмешательства, а не каким-то одним из исторически сложившихся. По существу, это привело к формированию суперметода. Возникновение нового подхода сопровождалось его резкой критикой. Указывалось, что качественная помощь клиенту требует специализации и на практике, и в обучении. Отмечали также (Н. Джилберт и X. Шпехт, 1974), что действительный диапазон практической работы так широк, что стремление овладеть универсальным методом может обернуться некомпетентностью во многих, если не во всех, профессиональных сферах.
Однако социально-политический климат середины 60-х и начала 70-х годов подталкивал к пересмотру практических установок. "Война с бедностью" содействовала смещению акцента социальной работы на проблемы общин и на политические подходы к проблемам меньшинств в городских зонах. В ходи этого процесса ценность конкретной социальной работы, направленной на решение проблем отдельных клиентов, часто девальвировалась: последняя стала рассматриваться как периферийная по отношению к более широкому социальному движению с политическими целями. Из всех существующих методов социальной работы методы организации и управления социальной сферой казались более всего отвечающими требованиям времени. В тот же период многие профессиональные социальные работники пришли к выводу, что умение вырабатывать стратегию не обеспечивает достаточной основы для решения проблем таких областей социального обслуживания, как охрана здоровья, помощь престарелым и психотерапия. Практика социальной работы требовала компетенции в планировании, оценке потребностей и составлении программ практического вмешательства. Смещение акцентов практики социальной работы происходило таким образом, что организация сообщества стала рассматриваться в русле целенаправленного вовлечения каждого работника в планомерное изменение профессиональной деятельности (Р. Перлман и А. Гурин, 1972). Логическая и функциональная связь между планированием и организацией сообщества была столь сильна, что к 70-м годам многие виды планирования приобрели характер законодательно установленных норм и диктовались ожиданиями самих социальных работников.
Однако социальная работа в 70-е годы определялась не одним лишь развитием техники планирования. Социальное обслужива- 189 ние периода президентства Р. Никсона стало рассматриваться с точки зрения соотношения целей, затрат и выгод. "Эффективность", "достижение целей", "выгода" неуклонно входили в практическую деятельность социальных работников. Поскольку получать деньги для социальной сферы становилось все сложнее и приходилось думать об эффективном использовании скудных ресурсов, организации постепенно признали, что формальное образование и клиническая практика не учили социальных работников управлять агентствами, изыскивать ресурсы и тщательно подбирать штат. Школы социальной работы и агентства признали необходимость специальной подготовки таких профессионалов, которые могли бы быть администраторами, квалифицированно распоряжаться финансами, контролировать обслуживание и оценку программ. Вместе с тем стало ясно, что внешние факторы могут быть решающими для работы социальных агентств (Н. Джилберт и X. Шпехт, 1976). К ним относятся фондирование, общественные санкции, адекватность и эффективность социального обслуживания. Крепло убеждение, что образование должно научить социальных работников рассматривать свое агентство как сложную организацию, на которую влияют внешние силы, и решительно воздействовать, даже изменять в случае необходимости окружение. В 80-е годы в практике социальной работы закрепилось разделение труда. Оно отражает два уровня практической деятельности. Микропрактика — это непосредственная социальная работа с индивидами и группами, продолжающая играть ведущую роль. Комплекс взаимосвязанных приемов и навыков, позволяющих планировать качество социальных услуг, руководить этой сферой как на уровне организации, так и на межорганизационном уровне включает в себя макропрактика. Термины "микро" и "макро" условны и обозначают крайние отрезки непрерывной шкалы реальной социальной практики.
Техника макропрактики Макропрактика в социальной работе исключает четыре основные функциональные области: планирование, административное управление, оценка качества услуг и программ, организационная деятельность. Планирование. Разумное планирование предполагает оценку нынешней социальной практики по отношению к желательному рс состоянию, представляемому обычно в виде идеальных целей (Р. Перлман и А. Гурин, 1972). Как рациональный процесс планирование состоит из ряда следующих взаимосвязанных шагов, каждый из которых требует определенных навыков: понимание проблемы в целом и ее спецификация по отдельным составляющим; формулировка разумных целей, учитывающая имеющиеся средства; постановка первоочередных и последующих задач, составление временного графика; разработка программ, направленных на выполнение целей; создание системы оценки проектирования и реализации программ. Социальные работники, знакомые с моделью планирования, используют его двояко. Иногда они занимаются созданием и воплощением в жизнь программ или стратегий, направленных на определенные цели в рамках внутри-или внеорганизационной политики. Можно сказать, что в этом случае макропрактика ориентирована на разработку социальных программ. Например, социальный работник — директор программы может составить новую программу, отвечающую потребностям семей с одним родителем, например программу продленного дня для подростков-школьников. Социальные работники могут заниматься также планированием политики (А. Кан, 1969). Здесь макропрактик участвует в процессе, в котором особое значение придается анализу, выбору, разработке различных политических стратегий и целей. Таким планированием социальные работники занимаются реже, чем планированием программ. В идеале планирование программ осуществляется в рамках существующей политики, иногда, однако, планирование и оценка эффективности текущих программ приводят к планированию политики. Планирование политики включает изучение деятельности агентств, позволяющее либо утвердить их политику, либо переориентировать ее и переориентировать агентства на другие проблемы и группы населения. Например, агентство, обслуживающее подростков и семьи подростков, имеющих проблемы на почве злоупотребления наркотиками, может изменить характер своей деятельности. Такое изменение политики может быть результатом осознания новых потребностей или переоценки имеющихся в общине ресурсов. Ясно, что такого рода планирование может оказать существенное влияние на будущее агентства. Планирование не ограничивается, однако, одними лишь рациональными процедурами. Существенны здесь также ценностные суждения, ставящие под сомнение целесообразность планирования, основанного лишь на рациональном рас-
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ 190 191 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
чете, цели такого планирования и поднимающие вопрос о том, какие люди должны участвовать в планировании. Многие макропрактики считают, что заинтересованные партии, граждане и организации должны активно вовлекаться в процесс планирования, причем как можно раньше. Социальные работники, придерживающиеся этой точки зрения на планирование, часто признают функциональную совместимость планирования социальной работы и конкретной работы по организации сообщества. Для социальных работников, занятых планированием, не является секретом, что все происходящее за пределами их организации, включая бюджетные сокращения и изменение приоритетов финансирующей стороны, не поддается полному учету в процессе планирования. Социальные работники-макропрактики используют свой опыт, чтобы помочь руководству и персоналу агентства предусмотреть возможные последствия внешних изменений или ограничений. В последние годы сокращение бюджетного финансирования социальной сферы серьезно затруднило осуществляемое агентствами планирование. Почти всем агентствам — и частным, и государственным — на основе нового обсуждения затрат и результатов приходилось, исходя из сложившейся ситуации, производить переоценку существующих программ и договоров, отделять реальное от нереального. Следовательно, планирование оказывает значительное влияние на распределение ограниченных средств.
Административное управление. Этот компонент макропрактики включает в себя совокупность действий и навыков, позволяющих функционально направить людские и иные ресурсы, имеющиеся в распоряжении агентства, на достижение поставленных целей (Дж. Майнер, 1973). Как правило, административное управление в социальной работе тесно связано с исполнительной политикой и целями, поставленными советом директоров или же обусловленными внешними факторами, такими, как законодательные ограничении или активность спонсоров. В этом контексте управление непосредственно связано с квалифицированной и эффективной реализацией программ. В сфере социального обслуживания административное управление исходит из предпосылки, что деятельность почти всех агентств контролируется извне — законами, нормативами, целями финансирующей стороны и т. д. Администраторы агентств действуют с учетом этих факторов и должны обеспечить наилучшее использование человеческих и финансовых ресурсов, материалов и пр., имеющих отношение к целям, задачам и ближайшим намерениям агентства. Социальные работники, занятые в административном управлении, часто должны набирать штат, направлять и оценивать его действия и следить за тем, чтобы последние ориентировались на интересы клиентов. Е последние годы администраторам часто приходится проявлять изобретательность в поисках денег, выбивать дотации и заключать контракты с финансирующими организаци ями и даже с частными корпорациями. Во многих случаях, однако, поиск ими необходимых денежных средств ведет к свертыванию менее перспективных направлений работы. Управляющий должен создать в агентстве такую атмосферу, когда сотрудники знают, что их мнения и рекомендации ценятся и являются составной частью процесса принятия решений. Работник макроуровня должен содействовать открытому двустороннему диалогу с сотрудниками. Макросоциальные работники, выполняющие обязанности по административному управлению, часто оказываются вовлеченными и в разработку социальных программ, и в политическое планирование. Такая деятельность включает составление характеристики населения (какой контингент людей живет в районе деятельности социального агентства, каковы его вероятные потребности), учет ресурсов (какие еще организации и группы могут предложить свою помощь), анализ состояния дел и оценку перспектив. Оценка программ. С возникновением в 70-е годы практики планирования и управления стали развиваться также контроль и оценка эффективности разработок (П. Рос-си и У. Уильяме, 1982; К. Вайсе, 1972). Оценка программ считается частью рационального планирования социальных услуг и неотъемлема от него. Логика планирования требует критического изучения программ, которое позволило бы выяснить, действительно ли достигнуты желаемые результаты В 70-е годы усиливалось также давление на социальных работников, которые отныне должны были обосновывать использование денежных средств, выделяемых на социальные услуги. Социальным работникам приходилось доказывать, что эффективность программ соответствовала расходам. Социальные работники, ответственные за контроль и оценку, занимаются самой раз- нообразной деятельностью. Они могут, например, осуществлять сбор информации о том, как персонал распределяет свое рабочее время, или же контролировать доступность программ для клиентов. Социальные работники макроуровня определяют также, кто использует социальные программы. Они могут сопоставить потребности клиентов, учтенных в программах агентства, с возможными потребностями ближайших к ним слоев населения. Социальные работники макроуровня оценивают работу персонала и эффективность разработанных программ. Изучение эффективности услуг и их предоставления заставило социальных работников освоить формальные способы и методы оценки. Необходимость таких навыков продиктована подотчетностью социальных работников финансирующей стороне, населению и клиентам. Организационная деятельность в территориальной общине. Организацию населения можно рассматривать как деятельность, направленную на создание и поддержку групп лиц, которые в конечном счете способны самостоятельно решить все стоящие перед ними проблемы. Ее можно рассматривать также как некий проблемно-ориентированный процесс, т. е. как координацию различных видов деятельности и технических приемов, позволяющую гарантировать завершение определенной работы или достижение конкретной цели. Когда социальные работники макроуровня фокусируют внимание на создании и поддержке групп, им часто приходится содействовать налаживанию связей между разными лицами, группами и даже организациями. Как правило, макросоциальные работники придерживаются дружеского стиля общения, подчеркивая взаимопонимание. На самом деле создание стабильной группы является важной задачей, даже более важной, чем решение какой-то отдельной проблемы. Примером может служить социальный работник в Совете по проблемам инвалидов детства, на которого возложена обязанность организовать группы заинтересованных граждан, желающих сотрудничать с советом. Социальный работник макроуровня, служащий в государственном агентстве, должен составить подробный план социального обслуживания инвалидов детства и их семей и помощи им в различных жизненных ситуациях. Работник может обратиться к совету или группе граждан или даже создать специальную группу ad hoc. Однако в этом случае основной задачей социального работника яв- ляется разработка выполнимого и технически грамотного плана, а не развитие и сохранение данной группы. Социальный работник макроуровня может быть также ведущим штатным сотрудником в местном отделении Ассоциации по проблемам отстающих в развитии. В таких ситуациях социальный работник часто выступает за или против той или другой из оказываемых услуг или даже за или против какого-то пункта предложенного плана. Социальный работник защищает определенные интересы и помогает сформулировать стратегию достижения конкретных целей. Те макропрактики, которые занимаются организацией населения близлежащих районов, участвуют в самой разнообразной деятельности. Они могут добиваться одобрения и узаконения социальных программ или получения более точной информации для оценивания степени остроты проблемы. Они могут попытаться максимально увеличить сумму коммунальных средств, выделяемых для оказания услуг, или содействовать большей доступности и лучшему использованию предоставляемых агентством услуг. Организация и управление в целом Независимо от конкретной практической деятельности социальные работники макроуровня в основном занимают те должности, которые связаны с функционированием агентств. Агентство может предоставлять, субсидировать или планировать услуги, — в любом случае социальный работник макроуровня обеспечивает адекватную по отношению к внешней среде деятельность агентства. Агентство может зависеть от таких внешних обстоятельств, как изменяющиеся потребности, предшествующий опыт агентства, политические факторы и формы субсидирования. Поэтому социальные работники макроуровня часто бывают обеспокоены деятельностью и существованием агентства как эффективной организации. Они призваны обеспечивать эффективное и адекватное сотрудничество агентства с его социальными и политическими партнерами, источниками финансирования, потребителями и снабженцами. Одним словом, все социальные работники макроуровня заняты сохранением и изменением крупных систем — агентства и общины. Двоякая цель макросоциальной работы — организационная поддержка и соответствующие внешней среде изменения в opгaнизации — требует особой подготовки ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ 192 И ПРОБЛЕМЫ 193 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
социальных работников. Они должны уметь оценивать функционирование агентства, изучать и интерпретировать информацию о социальном и политическом окружении, в котором работает их агентство. Социальные работники макроуровня являются профессионалами, и, подобно всем профессионалам, они стараются, чтобы практическая деятельность агентства соответствовала данной ситуации. Эта норма означает, что макросоциальные работники должны уметь принять обоснованное решение, которое окажется более соответствующим ситуации и более эффективным, чем другие. Процесс выбора опирается на комплекс смежных знаний — теоретических, эмпирических и методологических, важных и для общественных наук, и для социальной работы. Эти знания, наряду с пониманием ценностей социальной работы, нацеливают социального работника макроуровня на основанную на законе и информационно обоснованную практику. Поскольку макропрактика частично определяется общей целью и нормами профессионального поведения, растет понимание того, что социальные работники макроуровня должны быть сведущи в трех ключевых сферах: — территориальная община как единое — комплексная организация социально — ресурсы и власть: типы власти и ее В идеале макросоциальный работник должен быть знаком с основами знаний в этих областях и с соответствующими методиками. При анализе практических ситуаций социальный работник исходит из этих знаний, на их же основе делаются выводы о характере необходимых практических действий. Проблемы Современная макросоциальная практическая работа порождает множество проблем — как непосредственно практических, так и в сфере образования. С самого начала социальная работа пыталась применять концепции социальной науки к различным практическим ситуациям и нуждам. Когда работа акцентировалась на условиях жизни социально незащищенных групп населения, практические работники пользовались одними понятиями социальных наук. Когда основными проблемами были организационная поддержка и контроль бюрократических злоупотреблений, работники использовали другие понятия науки. Различия практических приоритетов являются давней проблемой, влияющей на современную микропрактику. В эту проблему входят также взаимоотношения социального работника и агентства по вопросам укрепления и изменения своей организации (Т. Ми-неган, Р.Вашингтон и Р. Райен, 1982). И агентство, и социальный работник должны остерегаться доминирования в своей деятельности какой-либо одной цели, когда внимание фокусируется или на проблемах укрепления агентства в ущерб нуждам клиента и территориальной общины, или на потребностях общины без адекватного учета средств агентства и осуществимости конкретных целей. Другая проблема касается профессионального долга работников макроуровня использовать все свои ресурсы на практике. Благодаря своему положению в агентстве и технической компетентности макропрактики могут менять направления деятельности агентства. Однако многие проблемы, с которыми сталкиваются социальные работники, находятся вне сферы прямого контроля или влияния. В этих случаях макропрактики должны понимать, что их деятельность включает не просто использование чисто технических навыков, что они часто имеют доступ к ключевым фигурам в совете директоров и в территориальной общине, которые могут привлечь дополнительные ресурсы для достижения важных социальных целей. В последнее время эти способы активизации политических ресурсов недооценивались или не использовались в должной мере, потому что макропрактики в основном были поглощены чисто технической работой. Третья проблема непосредственно связана с предшествующей. Как только возникают технические трудности, тут же появляются "эксперты", которые стремятся навязать свои представления. Диапазон компетенции мак-росоциальных работников довольно широк и превосходит соответствующие показатели у других социальных работников. Эти знания могут сделать деятельность агентств более эффективной, однако иногда они ведут к слишком значительной степени влияния макропрактиков на выработку решений в конкретных областях. Если социальные работники макроуровня не понимают, что их техническая компетентность должна согласовываться с ценностями социальной работы и с признанием прав клиентов, персонала и общины, появляется риск отрыва макропрактиков от их социального окружения. Вопрос не в том, следует ли использовать их знания, а в том, как именно их применять. Родственные проблемы и вопросы проявляются и в сфере образования. Основной вопрос здесь следующий: как учреждения образования должны внедрять в сферу социальной работы ценности, знания и навыки? Одинаковые ли знания необходимы для социальных работников микро- и макроуровня? До какой степени практика микро- и макро-социальной работы может быть обобщена в одних и тех же понятиях? В какой мере вновь возникающие реалии требуют дополнительных, особых понятий для макропрактики? Помимо этого существует проблема способности профессиональных социальных работников создать на основе своих специальных знаний доступное и отвечающее дидактическим целям учебное пособие. Многие люди, которые отвечают за подготовку студентов в области макропрактики, формально не имеют требующегося для этого образования. Это создает дополнительные трудности. Иногда предпочтение отдается профессорско-преподавательскому составу, не имеющему особого опыта социальной работы, но компетентному в вопросах макропрак-тики. Еще одна проблема состоит в явном отсутствии единой согласованной теории макропрактики. Из-за этого факультеты социальной работы зачастую разделяют свою учебную программу на два самостоятельных курса: микро- и макропрактики. Хотя подобная стратегия и позволяет сформировать ряд учебных курсов, однако они не дают целостной теоретической перспективы. Они могут научить скорее отдельным полезным практическим навыкам. В этом отношении макро-практику социальной работы можно рассматривать как практику, еще ждущую своей теории. Проблемы будущего Основываясь на вышеизложенном анализе макропрактики, можно определить основные перспективы ближайшего будущего: 1. Поиск способов развития профессиональных связей между социальными работниками макро- и микроуровня. Реальность такова, что эти два вида социальной работы часто оказываются отделены один от другого. Отчасти это можно объяснить различием их задач, хотя в ряде случаев практические социальные работники вынуждены играть роль макропрактиков. К тому же эти два типа работников часто преследуют разные цели и пользуются разной профессиональной лексикой. Несмотря на все различия, работники обоих типов принадлежат к одному цеху, поэтому необходимы действия, которые позволили бы подчеркнуть, что оба эти вида деятельности воплощают в жизнь одни и те же профессиональные ценности. 2. Поиск способов укрепления связей 3.Движение к открытости макропракти 4.Поиск равновесия между потребностя Серьезное обсуждение этих вопросов должно побудить макропрактиков продумать и сделать более конструктивными ценности социальной работы. Томас М. Минеган См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Административное управление: внешние аспекты; Женщины: участие в организации и управлении социальной работой; Организационные аспекты социальной работы, ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 194 195 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Организационные изменения по инициативе сотрудников; Организационные связи местной общины; Оценка социальных программ; Планирование и управление; Социальное планирование; Социальное планирование и организация в местных общинах; Управление финансами; Участие граждан в социальных программах. • Gilbert N.. Specht H. (1974). The Incomplete Professional.— Social Work, 19(6), 665—674. • KahnAJ. (1969). Theory and Practice of Social Planning. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Mayer R. R. (1972). Social Planning and Social Change. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • Meenaghan Т., Washington R., Ryan R. (1982). Macro Practice in the Human Services. N. Y.: Free Press. • Miner J. B. (1973). The Management Process: Theory, Research and Practice. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Perlman R., GurinA. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • Rossi P.H., Williams W. (Eds.) (1972). Evaluating Social Programs: Theory, Practice and Politics. N. Y.: Seminar Press. • Schwartz E. E. (1977). Macro Social Work: A Practice in Search of Some Theory.— Social Service Review, 51 (2), 207—227. • Weiss С. Н. (1972). Evaluation Research. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩИНЫ. См. Община территориальная; Планирование в территориальной общине. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Цель оценки социальных программ заключается в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для их усовершенствования и повышения их действенности. В 70 — 80-е годы программы, общей целью которых являлось предоставление услуг здравоохранения, образования и социального обеспечения, подверглись присталь-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|