Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие положения негров на американское общество 11 глава





 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ 188 И ПРОБЛЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРА­НЕНИЯ. См. Здравоохранение в США; Здравоохранение: финансовая база.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ-ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В результате процесса разделения труда отдельные работники социальной сферы за­няты целиком деятельностью по руководству агентствами или ассоциациями агентств, со­зданию учебных программ и разработке учеб­ных курсов школ и факультетов социальной работы и не принимают участия в непосред­ственной работе с клиентами. Для характери­стики деятельности тех социальных работни­ков, которые профессионально занимаются только организацией и управлением, вклю­чая вопросы стратегии социальной работы и соответствующих образовательных про­грамм, используется термин "макропракти­ка". Макропрактика отражает эволюцию практики социальной работы и более широ­кий социально-политический контекст. Об­ладая множеством общих черт с практикой социальной работы в целом, макропрактика имеет ряд особенностей, которые порождают специфические проблемы. Истоки В историческом плане представляют ин­терес два момента: 1) как разделены функции в социальной работе и 2) политический и уп­равленческий климат 70—80-х годов. До недавнего времени социальная работа существовала в трех видах: индивидуальная работа с клиентами, работа с группами и организационная работа. В начале 70-х годов структура начала ме­няться. Выделился новый, "генералистский" подход к социальной работе, носящий общий характер и значимый для социальной сферы в целом. В качестве специфического метода этот подход предполагает, что социальные ра­ботники должны владеть многими способами

вмешательства, а не каким-то одним из исто­рически сложившихся. По существу, это при­вело к формированию суперметода. Возник­новение нового подхода сопровождалось его резкой критикой. Указывалось, что качест­венная помощь клиенту требует специализа­ции и на практике, и в обучении. Отмечали также (Н. Джилберт и X. Шпехт, 1974), что действительный диапазон практической работы так широк, что стремление овладеть универсальным методом может обернуться некомпетентностью во многих, если не во всех, профессиональных сферах.

Однако социально-политический климат середины 60-х и начала 70-х годов подталки­вал к пересмотру практических установок. "Война с бедностью" содействовала смеще­нию акцента социальной работы на проблемы общин и на политические подходы к пробле­мам меньшинств в городских зонах. В ходи этого процесса ценность конкретной соци­альной работы, направленной на решение проблем отдельных клиентов, часто девальвировалась: последняя стала рассматривать­ся как периферийная по отношению к более широкому социальному движению с полити­ческими целями. Из всех существующих ме­тодов социальной работы методы организа­ции и управления социальной сферой казались более всего отвечающими требова­ниям времени.

В тот же период многие профессиональ­ные социальные работники пришли к выводу, что умение вырабатывать стратегию не обес­печивает достаточной основы для решения проблем таких областей социального обслу­живания, как охрана здоровья, помощь пре­старелым и психотерапия. Практика соци­альной работы требовала компетенции в планировании, оценке потребностей и со­ставлении программ практического вмеша­тельства. Смещение акцентов практики со­циальной работы происходило таким образом, что организация сообщества стала рассматриваться в русле целенаправленного вовлечения каждого работника в планомер­ное изменение профессиональной деятельно­сти (Р. Перлман и А. Гурин, 1972). Логиче­ская и функциональная связь между планированием и организацией сообщества была столь сильна, что к 70-м годам многие виды планирования приобрели характер за­конодательно установленных норм и дикто­вались ожиданиями самих социальных ра­ботников.

Однако социальная работа в 70-е годы определялась не одним лишь развитием тех­ники планирования. Социальное обслужива-


189

ние периода президентства Р. Никсона ста­ло рассматриваться с точки зрения соотноше­ния целей, затрат и выгод. "Эффективность", "достижение целей", "выгода" неуклонно входили в практическую деятельность соци­альных работников. Поскольку получать деньги для социальной сферы становилось все сложнее и приходилось думать об эффек­тивном использовании скудных ресурсов, ор­ганизации постепенно признали, что фор­мальное образование и клиническая практика не учили социальных работников управлять агентствами, изыскивать ресурсы и тщательно подбирать штат. Школы соци­альной работы и агентства признали необхо­димость специальной подготовки таких про­фессионалов, которые могли бы быть администраторами, квалифицированно рас­поряжаться финансами, контролировать об­служивание и оценку программ.

Вместе с тем стало ясно, что внешние фак­торы могут быть решающими для работы со­циальных агентств (Н. Джилберт и X. Шпехт, 1976). К ним относятся фондирование, общественные санкции, адекватность и эффективность социального обслуживания. Крепло убеждение, что образование должно научить социальных работников рассматривать свое агентство как сложную организацию, на которую влияют внешние силы, и решительно воздействовать, даже изменять в случае необ­ходимости окружение.

В 80-е годы в практике социальной работы закрепилось разделение труда. Оно отра­жает два уровня практической деятельности. Микропрактика — это непосредственная со­циальная работа с индивидами и группами, продолжающая играть ведущую роль. Комп­лекс взаимосвязанных приемов и навыков, позволяющих планировать качество соци­альных услуг, руководить этой сферой как на уровне организации, так и на межорганиза­ционном уровне включает в себя макропрактика. Термины "микро" и "макро" условны и обозначают крайние отрезки непрерывной шкалы реальной социальной практики.

Техника макропрактики

Макропрактика в социальной работе исключает четыре основные функциональные области: планирование, административное управление, оценка качества услуг и программ, организационная деятельность.

Планирование. Разумное планирова­ние предполагает оценку нынешней социаль­ной практики по отношению к желательному рс состоянию, представляемому обычно в ви­де идеальных целей (Р. Перлман и А. Гурин,


1972). Как рациональный процесс планиро­вание состоит из ряда следующих взаимосвя­занных шагов, каждый из которых требует определенных навыков: понимание пробле­мы в целом и ее спецификация по отдельным составляющим; формулировка разумных це­лей, учитывающая имеющиеся средства; постановка первоочередных и последующих задач, составление временного графика; разработка программ, направленных на вы­полнение целей; создание системы оценки проектирования и реализации программ. Со­циальные работники, знакомые с моделью планирования, используют его двояко. Иног­да они занимаются созданием и воплощением в жизнь программ или стратегий, направлен­ных на определенные цели в рамках внутри-или внеорганизационной политики. Можно сказать, что в этом случае макропрактика ориентирована на разработку социальных программ. Например, социальный работ­ник — директор программы может составить новую программу, отвечающую потребно­стям семей с одним родителем, например про­грамму продленного дня для подростков-школьников.

Социальные работники могут заниматься также планированием политики (А. Кан, 1969). Здесь макропрактик участвует в про­цессе, в котором особое значение придается анализу, выбору, разработке различных поли­тических стратегий и целей. Таким планиро­ванием социальные работники занимаются реже, чем планированием программ. В идеа­ле планирование программ осуществляется в рамках существующей политики, иногда, однако, планирование и оценка эффективно­сти текущих программ приводят к плани­рованию политики. Планирование политики включает изучение деятельности агентств, позволяющее либо утвердить их политику, либо переориентировать ее и переориентиро­вать агентства на другие проблемы и группы населения. Например, агентство, обслужива­ющее подростков и семьи подростков, имею­щих проблемы на почве злоупотребления наркотиками, может изменить характер своей деятельности. Такое изменение поли­тики может быть результатом осознания но­вых потребностей или переоценки имеющих­ся в общине ресурсов. Ясно, что такого рода планирование может оказать существенное влияние на будущее агентства. Планирова­ние не ограничивается, однако, одними лишь рациональными процедурами. Существенны здесь также ценностные суждения, ставящие под сомнение целесообразность планирова­ния, основанного лишь на рациональном рас-


ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ


190


191 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ

И ПРОБЛЕМЫ


 


чете, цели такого планирования и поднимаю­щие вопрос о том, какие люди должны участ­вовать в планировании.

Многие макропрактики считают, что за­интересованные партии, граждане и органи­зации должны активно вовлекаться в процесс планирования, причем как можно раньше. Социальные работники, придерживающиеся этой точки зрения на планирование, часто признают функциональную совместимость планирования социальной работы и конкрет­ной работы по организации сообщества.

Для социальных работников, занятых планированием, не является секретом, что все происходящее за пределами их организа­ции, включая бюджетные сокращения и из­менение приоритетов финансирующей сто­роны, не поддается полному учету в процессе планирования. Социальные работники-мак­ропрактики используют свой опыт, чтобы по­мочь руководству и персоналу агентства пре­дусмотреть возможные последствия внешних изменений или ограничений. В последние годы сокращение бюджетного финансирова­ния социальной сферы серьезно затруднило осуществляемое агентствами планирование. Почти всем агентствам — и частным, и госу­дарственным — на основе нового обсуждения затрат и результатов приходилось, исходя из сложившейся ситуации, производить пере­оценку существующих программ и догово­ров, отделять реальное от нереального. Сле­довательно, планирование оказывает значительное влияние на распределение ог­раниченных средств.

Административное управление. Этот компонент макропрактики включает в себя совокупность действий и навыков, по­зволяющих функционально направить люд­ские и иные ресурсы, имеющиеся в распоря­жении агентства, на достижение поставленных целей (Дж. Майнер, 1973). Как правило, административное управление в социальной работе тесно связано с исполни­тельной политикой и целями, поставленны­ми советом директоров или же обусловлен­ными внешними факторами, такими, как законодательные ограничении или актив­ность спонсоров. В этом контексте управле­ние непосредственно связано с квалифициро­ванной и эффективной реализацией программ.

В сфере социального обслуживания ад­министративное управление исходит из предпосылки, что деятельность почти всех агентств контролируется извне — законами, нормативами, целями финансирующей стороны и т. д. Администраторы агентств


действуют с учетом этих факторов и должны обеспечить наилучшее использование чело­веческих и финансовых ресурсов, материа­лов и пр., имеющих отношение к целям, за­дачам и ближайшим намерениям агентства.

Социальные работники, занятые в адми­нистративном управлении, часто должны на­бирать штат, направлять и оценивать его дей­ствия и следить за тем, чтобы последние ориентировались на интересы клиентов. Е последние годы администраторам часто при­ходится проявлять изобретательность в по­исках денег, выбивать дотации и заключать контракты с финансирующими организаци ями и даже с частными корпорациями. Во многих случаях, однако, поиск ими необхо­димых денежных средств ведет к свертыва­нию менее перспективных направлений ра­боты.

Управляющий должен создать в агентст­ве такую атмосферу, когда сотрудники зна­ют, что их мнения и рекомендации ценятся и являются составной частью процесса приня­тия решений. Работник макроуровня должен содействовать открытому двустороннему ди­алогу с сотрудниками.

Макросоциальные работники, выполня­ющие обязанности по административному управлению, часто оказываются вовлеченны­ми и в разработку социальных программ, и в политическое планирование. Такая деятель­ность включает составление характеристики населения (какой контингент людей живет в районе деятельности социального агентства, каковы его вероятные потребности), учет ре­сурсов (какие еще организации и группы мо­гут предложить свою помощь), анализ состо­яния дел и оценку перспектив.

Оценка программ. С возникновени­ем в 70-е годы практики планирования и уп­равления стали развиваться также контроль и оценка эффективности разработок (П. Рос-си и У. Уильяме, 1982; К. Вайсе, 1972). Оценка программ считается частью рацио­нального планирования социальных услуг и неотъемлема от него. Логика планирования требует критического изучения программ, которое позволило бы выяснить, действи­тельно ли достигнуты желаемые результаты

В 70-е годы усиливалось также давление на социальных работников, которые отныне должны были обосновывать использование денежных средств, выделяемых на социаль­ные услуги. Социальным работникам прихо­дилось доказывать, что эффективность про­грамм соответствовала расходам.

Социальные работники, ответственные за контроль и оценку, занимаются самой раз-


нообразной деятельностью. Они могут, на­пример, осуществлять сбор информации о том, как персонал распределяет свое рабочее время, или же контролировать доступность программ для клиентов. Социальные работ­ники макроуровня определяют также, кто ис­пользует социальные программы. Они могут сопоставить потребности клиентов, учтенных в программах агентства, с возможными по­требностями ближайших к ним слоев населе­ния. Социальные работники макроуровня оценивают работу персонала и эффектив­ность разработанных программ.

Изучение эффективности услуг и их пре­доставления заставило социальных работни­ков освоить формальные способы и методы оценки. Необходимость таких навыков про­диктована подотчетностью социальных ра­ботников финансирующей стороне, населе­нию и клиентам.

Организационная деятельность в

территориальной общине. Организа­цию населения можно рассматривать как де­ятельность, направленную на создание и под­держку групп лиц, которые в конечном счете способны самостоятельно решить все сто­ящие перед ними проблемы. Ее можно рассматривать также как некий проблемно-ориентированный процесс, т. е. как коорди­нацию различных видов деятельности и технических приемов, позволяющую гаран­тировать завершение определенной работы или достижение конкретной цели.

Когда социальные работники макроуров­ня фокусируют внимание на создании и под­держке групп, им часто приходится содейст­вовать налаживанию связей между разными лицами, группами и даже организациями. Как правило, макросоциальные работники придерживаются дружеского стиля общения, подчеркивая взаимопонимание. На самом де­ле создание стабильной группы является важной задачей, даже более важной, чем реше­ние какой-то отдельной проблемы.

Примером может служить социальный работник в Совете по проблемам инвалидов детства, на которого возложена обязанность организовать группы заинтересованных граждан, желающих сотрудничать с советом.

Социальный работник макроуровня, слу­жащий в государственном агентстве, должен составить подробный план социального об­служивания инвалидов детства и их семей и помощи им в различных жизненных ситуа­циях. Работник может обратиться к совету или группе граждан или даже создать специ­альную группу ad hoc. Однако в этом случае основной задачей социального работника яв-


ляется разработка выполнимого и технически грамотного плана, а не развитие и сохранение данной группы.

Социальный работник макроуровня мо­жет быть также ведущим штатным сотрудни­ком в местном отделении Ассоциации по про­блемам отстающих в развитии. В таких ситуациях социальный работник часто вы­ступает за или против той или другой из ока­зываемых услуг или даже за или против какого-то пункта предложенного плана. Со­циальный работник защищает определенные интересы и помогает сформулировать страте­гию достижения конкретных целей.

Те макропрактики, которые занимаются организацией населения близлежащих райо­нов, участвуют в самой разнообразной дея­тельности. Они могут добиваться одобрения и узаконения социальных программ или полу­чения более точной информации для оцени­вания степени остроты проблемы. Они могут попытаться максимально увеличить сумму коммунальных средств, выделяемых для ока­зания услуг, или содействовать большей до­ступности и лучшему использованию предо­ставляемых агентством услуг.

Организация и управление в целом

Независимо от конкретной практической деятельности социальные работники макро­уровня в основном занимают те должности, которые связаны с функционированием агентств. Агентство может предоставлять, субсидировать или планировать услуги, — в любом случае социальный работник макро­уровня обеспечивает адекватную по отноше­нию к внешней среде деятельность агентства. Агентство может зависеть от таких внешних обстоятельств, как изменяющиеся потребно­сти, предшествующий опыт агентства, поли­тические факторы и формы субсидирования. Поэтому социальные работники макроуров­ня часто бывают обеспокоены деятельностью и существованием агентства как эффектив­ной организации. Они призваны обеспечи­вать эффективное и адекватное сотрудниче­ство агентства с его социальными и политическими партнерами, источниками финансирования, потребителями и снабжен­цами. Одним словом, все социальные работ­ники макроуровня заняты сохранением и из­менением крупных систем — агентства и общины.

Двоякая цель макросоциальной рабо­ты — организационная поддержка и соответ­ствующие внешней среде изменения в opгaнизации — требует особой подготовки


ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ 192

И ПРОБЛЕМЫ


193 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ

И ПРОБЛЕМЫ


 


социальных работников. Они должны уметь оценивать функционирование агентства, изучать и интерпретировать информацию о социальном и политическом окружении, в котором работает их агентство.

Социальные работники макроуровня яв­ляются профессионалами, и, подобно всем профессионалам, они стараются, чтобы прак­тическая деятельность агентства соответство­вала данной ситуации. Эта норма означает, что макросоциальные работники должны уметь принять обоснованное решение, кото­рое окажется более соответствующим ситуа­ции и более эффективным, чем другие. Про­цесс выбора опирается на комплекс смежных знаний — теоретических, эмпирических и методологических, важных и для обществен­ных наук, и для социальной работы. Эти зна­ния, наряду с пониманием ценностей соци­альной работы, нацеливают социального работника макроуровня на основанную на за­коне и информационно обоснованную прак­тику.

Поскольку макропрактика частично оп­ределяется общей целью и нормами профес­сионального поведения, растет понимание того, что социальные работники макроуровня должны быть сведущи в трех ключевых сфе­рах:

— территориальная община как единое
для всех место жизнедеятельности, как группа особых интересов, как сеть организаций;

— комплексная организация социально­
го агентства: структуры и процессы, функции
и дисфункции в агентстве и в отношениях
между агентствами;

— ресурсы и власть: типы власти и ее
использование, способы активизации или
нейтрализации различных источников влияния.

В идеале макросоциальный работник должен быть знаком с основами знаний в этих областях и с соответствующими методиками. При анализе практических ситуаций соци­альный работник исходит из этих знаний, на их же основе делаются выводы о характере необходимых практических действий.

Проблемы

Современная макросоциальная практи­ческая работа порождает множество про­блем — как непосредственно практических, так и в сфере образования. С самого начала социальная работа пыталась применять кон­цепции социальной науки к различным практическим ситуациям и нуждам. Когда работа акцентировалась на условиях жизни социально незащищенных групп населения,


практические работники пользовались одни­ми понятиями социальных наук. Когда ос­новными проблемами были организационная поддержка и контроль бюрократических зло­употреблений, работники использовали дру­гие понятия науки.

Различия практических приоритетов яв­ляются давней проблемой, влияющей на со­временную микропрактику. В эту проблему входят также взаимоотношения социального работника и агентства по вопросам укрепле­ния и изменения своей организации (Т. Ми-неган, Р.Вашингтон и Р. Райен, 1982). И агентство, и социальный работник должны остерегаться доминирования в своей деятель­ности какой-либо одной цели, когда внима­ние фокусируется или на проблемах укрепле­ния агентства в ущерб нуждам клиента и территориальной общины, или на потребно­стях общины без адекватного учета средств агентства и осуществимости конкретных це­лей.

Другая проблема касается профессио­нального долга работников макроуровня ис­пользовать все свои ресурсы на практике. Благодаря своему положению в агентстве и технической компетентности макропрактики могут менять направления деятельности агентства. Однако многие проблемы, с кото­рыми сталкиваются социальные работники, находятся вне сферы прямого контроля или влияния. В этих случаях макропрактики дол­жны понимать, что их деятельность включает не просто использование чисто технических навыков, что они часто имеют доступ к клю­чевым фигурам в совете директоров и в территориальной общине, которые могут привлечь дополнительные ресурсы для до­стижения важных социальных целей. В по­следнее время эти способы активизации политических ресурсов недооценивались или не использовались в должной мере, потому что макропрактики в основном были погло­щены чисто технической работой.

Третья проблема непосредственно связа­на с предшествующей. Как только возникают технические трудности, тут же появляются "эксперты", которые стремятся навязать свои представления. Диапазон компетенции мак-росоциальных работников довольно широк и превосходит соответствующие показатели у других социальных работников. Эти знания могут сделать деятельность агентств более эффективной, однако иногда они ведут к слишком значительной степени влияния мак­ропрактиков на выработку решений в конк­ретных областях. Если социальные работни­ки макроуровня не понимают, что их


техническая компетентность должна согласо­вываться с ценностями социальной работы и с признанием прав клиентов, персонала и об­щины, появляется риск отрыва макропракти­ков от их социального окружения. Вопрос не в том, следует ли использовать их знания, а в том, как именно их применять.

Родственные проблемы и вопросы прояв­ляются и в сфере образования. Основной воп­рос здесь следующий: как учреждения образования должны внедрять в сферу соци­альной работы ценности, знания и навыки? Одинаковые ли знания необходимы для соци­альных работников микро- и макроуровня? До какой степени практика микро- и макро-социальной работы может быть обобщена в одних и тех же понятиях? В какой мере вновь возникающие реалии требуют дополнитель­ных, особых понятий для макропрактики?

Помимо этого существует проблема спо­собности профессиональных социальных ра­ботников создать на основе своих специаль­ных знаний доступное и отвечающее дидактическим целям учебное пособие. Мно­гие люди, которые отвечают за подготовку студентов в области макропрактики, фор­мально не имеют требующегося для этого об­разования. Это создает дополнительные трудности. Иногда предпочтение отдается профессорско-преподавательскому составу, не имеющему особого опыта социальной рабо­ты, но компетентному в вопросах макропрак-тики.

Еще одна проблема состоит в явном отсут­ствии единой согласованной теории макро­практики. Из-за этого факультеты социаль­ной работы зачастую разделяют свою учебную программу на два самостоятельных курса: микро- и макропрактики. Хотя подо­бная стратегия и позволяет сформировать ряд учебных курсов, однако они не дают целост­ной теоретической перспективы. Они могут научить скорее отдельным полезным практи­ческим навыкам. В этом отношении макро-практику социальной работы можно рассмат­ривать как практику, еще ждущую своей теории.

Проблемы будущего

Основываясь на вышеизложенном ана­лизе макропрактики, можно определить ос­новные перспективы ближайшего будущего:

1. Поиск способов развития профессио­нальных связей между социальными работ­никами макро- и микроуровня. Реальность такова, что эти два вида социальной работы часто оказываются отделены один от другого. Отчасти это можно объяснить различием их


задач, хотя в ряде случаев практические со­циальные работники вынуждены играть роль макропрактиков. К тому же эти два типа ра­ботников часто преследуют разные цели и пользуются разной профессиональной лекси­кой. Несмотря на все различия, работники обоих типов принадлежат к одному цеху, по­этому необходимы действия, которые позво­лили бы подчеркнуть, что оба эти вида дея­тельности воплощают в жизнь одни и те же профессиональные ценности.

2. Поиск способов укрепления связей
между компонентами макропрактики. В мак­
ропрактике имеет место устойчивое развитие
знаний и технических приемов, но недостает
интегрирующей теории. Макропрактики мо­
гут принять решение о первостепенной зна­
чимости развития целостной теории макро­
практики. Однако возможен и иной
вариант — продолжать развитие конкретных
функций макропрактики, отслеживая воз­
можные связи между ее компонентами. Этот
второй подход предполагает, что макропрак­
тика в конечном итоге выработает сразу не­
сколько теорий, которые отразят разные сте­
пени интеграции.

3.Движение к открытости макропракти­
ки для других, не профессионалов и профес­
сионалов. В современной профессиональной
среде недостает подготовленных макроработ­
ников. Это значит, что необходимо обучать
новых людей и максимально пополнить ряды
макропрактиков. Это означает также, что
макропрактики должны подумать об опти­
мальном взаимоотношении с другими людь­
ми, которые подвергают сомнению и способы,
и даже идеи социальных работников макро­
уровня.

4.Поиск равновесия между потребностя­
ми организации и клиентов. Понятие "по­
требность" включает в себя потребности орга­
низаций, клиентов или общины. Это значит,
что социальные работники должны избегать
рассуждений в терминах полярностей типа:
или организация, или клиент (община).

Серьезное обсуждение этих вопросов должно побудить макропрактиков продумать и сделать более конструктивными ценности социальной работы.

Томас М. Минеган

См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Администра­тивное управление: внешние аспекты; Женщины: участие в организации и уп­равлении социальной работой; Органи­зационные аспекты социальной работы,


ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ


194


195


ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ


 


Организационные изменения по инициа­тиве сотрудников; Организационные связи местной общины; Оценка социаль­ных программ; Планирование и управле­ние; Социальное планирование; Социальное планирование и организация в местных общинах; Управление финан­сами; Участие граждан в социальных программах.

Gilbert N.. Specht H. (1974). The Incomplete Professional.— Social Work, 19(6), 665—674. • KahnAJ. (1969). Theory and Practice of Social Planning. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Mayer R. R. (1972). Social Planning and Social Change. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • Meenaghan Т., Washington R., Ryan R. (1982). Macro Practice in the Human Services. N. Y.: Free Press. • Miner J. B. (1973). The Management Process: Theory, Research and Practice. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Perlman R., GurinA. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • Rossi P.H., Williams W. (Eds.) (1972). Evaluating Social Programs: Theory, Practice and Politics. N. Y.: Seminar Press. • Schwartz E. E. (1977). Macro Social Work: A Practice in Search of Some Theory.— Social Service Review, 51 (2), 207—227. • Weiss С. Н. (1972). Evaluation Research. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩИНЫ. См. Община территориальная; Планирование в территориальной общине.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Цель оценки социальных программ за­ключается в том, чтобы получить информа­цию, которая может быть использована для их усовершенствования и повышения их дей­ственности. В 70 — 80-е годы программы, об­щей целью которых являлось предоставление услуг здравоохранения, образования и соци­ального обеспечения, подверглись присталь-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...