Воздействие положения негров на американское общество 12 глава
ному критическому разбору со стороны тех, кто их финансирует. Внимательное изучение программ отвечало интересам общества с его противоборствующими точками зрения по поводу социальных программ и самой социальной работы как профессии. Подходы к оценке программ Многообразные подходы, применяемые при оценке программ, затрагивают и теорию, и практику, они взаимосвязаны и смещают центр внимания со специфических процедур, используемых при оценивании, на различные акценты социальных ценностей, философию и идеологию применения программ. Может быть выделено пять моделей для изучения социальных программ. Первая из них — модель результата — оценивает все достижения программы, в то время как в го-рая — модель цели — фокусирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей. Системный анализ, или третья модель, изучает позитивное и негативное воздействие других организаций и окружения на социальные программы. Эта модель исследует взаимоотношения большого количества переменных величин, которые могут касаться программных изменений. Четвертая — стоимостная аналитическая модель — использует затраты как независимые переменные для определения их влияния на результат действия программы, что характеризует ее эффективность Пятая — дескриптивная модель — служит для корректировки программ, опирающихся на предписанные стандарты. Целью оценивания здесь является наблюдение за тем, в какой степени персонал и управляющие программами придерживаются стандартов. Отмечаются три подхода к оценке социальных программ: научное исследование, управляемое социальное изменение и теория социальной справедливости. Первый подход — научное исследование — заимствован из естественных или общественных наук и посвящен изучению взаимодействия переменных. Он представляет собой либо тестирование теорий социальных наук, скажем экономики или образования, либо же применение научного эксперимента. Другой подход — управляемое социальное изменение — акцентирует внимание на использовании результатов оценки и роли оценивающего во взаимодействии и сотрудничестве с потенциальными пользователями. Подход к оцениванию с позиции теории социальной справедливости основан на достижениях прикладной социальной философии.
Возможно, наиболее существенным является отличие суммирующего и развивающего подходов в оценивании (М. Скрайвен, 1967) Суммирующее оценивание обобщает результаты с точки зрения других программ, ситуаций и групп населения. Сведения, полученные при суммирующем оценивании, используются при принятии решений о закрытии старых или создании новых программ аналогичного типа. В то же время развивающее оценивание концентрирует внимание на модификации самой программы. Результаты 1акого оценивания применяются для того, чтобы сделать ее более эффективной и квалифицированной. Процесс исследования по оценке программ Процесс исследовательской работы по оценке программ динамичен и состоит из взаимосвязанных задач и решений. Он включает ряд последовательных этапов: определение 1 ого, что подлежит оценке; выявление подходящих потребителей результатов исследования; поощрение сотрудничества руководителей программы и персонала; установление цели программы; выбор переменных; разработка плана исследования; проведение исследования; анализ и интерпретация полученных данных; составление отчетов и внедрение результатов исследования. Для определения того, что подлежит оцениванию, проводятся обсуждения среди руководителей программы или персонала, снятого ее реализацией. Число и характер участников процесса планирования зависят от объема и сложности программы. Первым встает вопрос о том, следует ли проводить оценивание и имеются ли для исследования достаточные средства, персонал, время и деньги. С этим вопросом связан и другой — определение потребителя (или потребителей) результатов программы. Главным потребителем часто бывает спонсор исследования. Другими потребителями могут быть спонсоры программы, руководство, персонал или клиентура. Во всех случаях оценщикам необходимо заручиться поддержкой руководства программы и ее штата, что позволяет поднять компетентность оценки. Важно, чтобы полученная информация помогла программе или организации и при этом облегчала сбор данных.
В целях изучения эффективности программы должны быть отчетливо определены ее направления. В случае, когда направления не выделены, оценивание может быть преждевременным. Если программные цели неяс- ны, то какая-либо информация о программе все же может оказаться полезной, и тогда целесообразно изучить изменения в тех переменных, которые, по-видимому, имеют отношение к оцениваемой программе. Иными словами, может быть использован системный подход, при котором оценщик изучает переменные, потенциально связанные с решениями по данной программе. Данные для измерения переменных должны содержаться в имеющихся документах и отчетах или быть собраны в процессе анкетирования и интервьюирования. Главной задачей в оценивании является сбор, классификация и измерение подходящих данных. План исследования — это логическая стратегия, которая используется для выработки доказательств, связанных с желаемыми уровнями познания. Необходимо составлять планы, квалифицированные и реальные с точки зрения целей оценивания, с развитием идей и гипотез. При внедрении исследовательских проектов эксперты должны максимально учитывать социополитические условия, в которых реализуется программа, и должны принимать во внимание возможные изменения в ней. В конечном итоге оценка обобщает результаты исследования, причем должны быть учтены другие программы и группы населения. Полученные данные должны передаваться потребителю в понятной и доступной форме, а в выводах и рекомендациях факты должны быть четко отделены от гипотез, нуждающихся в апробации.
Исследовательские проекты для оценки программ Логика планирования. Цели оценивания выводятся из четырех требуемых уровней знаний: гипотетически-эволюционный, количественно-описательный, корреляционный и каузальный. Гипотетически-эволюционные знания относятся к качественным описаниям и гипотезам социальных программ; количественно-описательные знания включают факты, описывающие программы, работников и клиентуру; корреляционные знания касаются эмпирических связей между" переменными величинами программ и ожидаемыми результатами; каузальные знания показывают, какие переменные величины программ ответственны за происшедшие в них изменения. _ При разработке планов исследования эксперт рассматривает обоснования, необходимые для получения знаний. Эта процедура помогает добиться эффективности плана, так как разные планы целесообразны и уместны
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 196 197 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
в зависимости от тех уровней знаний, под которые они пытаются подвести основу. Под исследуемостью гипотезы понимается та степень, до которой данная гипотеза поддается исследованию. Гипотезы должны быть четко сформулированы и включать категории, которые можно измерить и соотнести с определенным временем и определенным пространством. Количественно-описательные знания требуют точного, достоверного и обоснованного измерения переменных — критерий, необходимый для получения корреляционных и каузальных знаний. Как корреляционный, так и каузальный уровень знаний требуют обоснования эмпирических связей между программными переменными величинами и теми переменными, которые используются для демонстрации результатов программ. Кроме того, каузальные знания требуют обоснования того, что никакие другие факторы, кроме переменных, не были ответственны за те или иные изменения в программе. Эксперт принимает решение о том, в какой степени нужно обобщить результаты. Если оценка имеет суммирующую цель, то эксперт должен решить, для кого и для какой ситуации следует обобщать полученные данные.
Экспериментальные и квазиэкспериментальные проекты. Экспериментальные планы давно рассматривались как основная исследовательская стратегия для выработки каузальных знаний об эффективности социальных программ. Такие планы необходимы для обнаружения позитивных и негативных результатов программ. В базовой модели эксперимента определяются предметы исследования, с одной стороны, для экспериментальной группы, пользующейся программой, а с другой — для контрольной группы, не пользующейся такой программой. Затем проводятся измерения для обеих групп по зависимым переменным до и после выполнения программы. Изменения, происшедшие в экспериментальной и контрольной группах, сравниваются. У. Рид и П. Ханрахан (1982) отобрали 22 исследования в области социальной работы и суммировали каждый эксперимент, описав основную проблему, клиентов и условия; план и размер выборки; сущность программы; результаты, связанные с полученными наблюдениями, сделанными по окончании исследования. Исследованные типы деятельности включали групповое обсуждение, поведенческую терапию, групповую социальную работу, психотерапию и т. д. Обзор показал, что результаты 19 из 22 исследо- ваний могли быть расценены как позитивные, т. е. социальные работники сочли последствия желательными. Квазиэксперименты приблизительно соответствуют подлинным экспериментам. Сравнительные группы и многократные измерения используются в целях устранения побочных факторов, которые могут повлиять на наблюдаемые изменения. Наиболее часто используемым квазиэкспериментом является план исследования неэквивалентной контрольной группы. Учитывая, что экспериментальная и контрольная группы могут быть различны по ряду переменных и что эти различия могут быть причиной отмеченных изменений, базовой стратегией для квазиэкспериментального плана является обоснование способов сравнения этих групп. Так, для программы лечения группы, бросающей курить, был использован квазиэкспериментальный план. Измерения, касающиеся привычек, связанных с курением, были проведены до и после лечения, а также во время последующего трехмесячного наблюдения лиц из экспериментальной и контрольной групп. Лица в контрольную группу были набраны при помощи газетных объявлений. Делалась попытка уравнять мотивацию желания бросить курить путем поиска лиц контрольной группы, которые хотели этого, но не были включены в программу лечения. Результаты пришлось интерпретировать весьма осторожно из-за отсутствия контроля за такими возможными факторами воздействия, как неэквивалентность групп, дифференциация в составе выбывших и т. д. Результаты программы были оценены как умеренно позитивные.
Оценивание отдельных программ. Такие планы могут быть использованы для оценки эффективности программы или для работы с отдельными клиентами, группами, организациями или общинами. Основной план включает проведение повторяющихся измерений по зависимым переменным, пока не достигается стабильность. Затем осуществляется работа и проводятся повторные измерения по тем же зависимым переменным за определенные периоды. Сравнения серии измерений проводятся до и после проведения работы. Например, при осуществлении плана множественных базисных линий деятельность может планироваться для двух или более субъектов, если у них есть примерно одинаковая потребность в помощи. Повторные измерения проводятся для всех субъектов до тех пор, пока не появится стабильная базисная линия для каждого. Тогда с одним из клиентов проводится работа, а с другим не проводится. Все клиенты спустя какое-то время подвергаются повторному измерению по зависимым переменным. Если клиент, с которым проводилась работа, доби-пается желаемых изменений, а у других зависимые переменные существенно не изменились, то работа проводится со вторым клиентом, и процесс повторяется. Если изменения отмечаются у каждого клиента только в случае проведения работы, становится очевидным ее значение. Таким образом оценивалась эффективность программы тренировки, запланированной для изменения привычек, связанных с приемом пищи, у лиц с отставанием в умственном развитии, помещенных в лечебницу. Чтобы получить относительно стабильные базисные линии для трех групп субъектов, измерения осуществлялись ежедневно. Тренинг по использованию столовых приборов проводился с первой группой, пока не было отмечено улучшение поведения во время еды; у других субъектов изменения не были отмечены. Вторая группа также проходила тренинг до тех пор, пока не было зафиксировано желаемое изменение. Никаких изменений, связанных с приемом пищи, в поведении третьей группы не произошло. Тогда был проведен тренинг и с этой группой, и здесь также наблюдались существенные изменения. Таким образом, были установлены условия для плана множественных базисных линий. Когда тренинг проводился в течение короткого периода, а затем прекращался, наблюдался эффект реверсирования. Затем тренировки возобновлялись, и вновь наблюдались желаемые изменения. Корреляционные исследования. Целью этих неэкспериментальных исследований является обоснование связей между запрограммированными переменными и предполагаемыми результатами программ. Основными корреляционными планами являются групповой сравнительный план и план оценивания результатов для одной группы до и после осуществления программы. При групповом сравнительном плане сопоставляют контрастирующие формы деятельности, проводят измерения зависимых переменных и в конечном итоге получают корреляции, или статистически значимые ассоциации. Речь идет об определении отношения зависимых переменных к различным формам воздействия программных переменных. Например, при оценивании программы пo консультированию, целью которой являются овладение определенной работой, может иметь место следующий сценарий. Все участники программы, завершившие ее, тестиру ются на предмет их познаний в области применения работы. Затем проводятся статистические сравнения между данными участниками и членами группы сравнения, которые или не были задействованы в программе, или участвовали в отдельных ее частях. Наиболее популярным корреляционным исследованием является оценивание результатов для одной группы до и после осуществления программы. При этом плане одна и та же группа участников программы измеряется по зависимым переменным до и после программного воздействия. Различия в зависимых переменных сравниваются с изменениями, полученными при участии в идентифицируемой программе и без такого участия. Например, такой план был использован для оценивания программы, направленной на повышение родительских навыков и предназначенной для молодых, малоимущих, незамужних чернокожих матерей. Эта программа должна была оказывать благоприятное воздействие на душевное здоровье их детей. При этом работники, изучающие условия жизни неблагополучных семей и оказывающие им помощь, составили контрольные списки для измерения взаимодействия "родитель—ребенок", а также видов деятельности, связанных со здоровьем и питанием. Оценивание осуществлялось в начале работы и после 90-дневного интервала. Изменения в этом взаимодействии и видах деятельности наблюдались между началом действия программы и временем возникновения последующих уровней, при этом никаких угроз внутренней стабильности семьи не отмечалось. Описательно-обзорные проекты. Главной целью обзоров проектов является точное качественное описание, которое может быть обобщено для отдельных категорий населения. Базовая стратегия этих проектов опирается на процедуру достаточно представительной выборки. Как правило, участники дают интервью или заполняют анкету, а полученные данные анализируются средствами корреляционной статистики. В дополнение к получению измерений по зависимым переменным в различные моменты времени обзорные обследования могут быть использованы для оценивания потребностей и для определения удовлетворенности клиентов программами. Обзорные обследования для оценивания потребностей предназначаются для населения общины, общинных агентств, оказывающих социальные услуги и услуги здравоохранения, а также для руководителей общины. Исследование относительных достоинств со-
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
циальных показателей и опросы показали, что руководители общины могут испытывать постороннее влияние, особенно если они говорят скорее от собственного имени, чем от имени людей, которых они представляют. Поэтому экспертам рекомендуется внимательно отбирать руководителей и дополнять информацию, полученную от них, данными обследований жителей общины и производителей услуг. Данные оценки потребностей могут использоваться для планирования социальных программ. Однако многие исследователи не уверены, что общепринятые модели обследования могут дать точные сведения в случаях, когда респонденты социально удалены от интервьюеров, будучи, к примеру, представителями различных этнических и культурных групп, слоев общества. Важно поэтому применить такую модель подготовки интервьюеров, чтобы они умели учитывать культурный уровень респондентов и вовлекать их в планирование и проведение обследований. Обследования, при которых измеряются уровни удовлетворенности клиентов, используются для контроля за качеством выполнения программ. Одним из наиболее широко используемых вопросников для оценки психотерапевтических программ является "Вопросник по удовлетворенности клиента". Вопросник включает восемь пятибалльных шкал. Шкалы содержат вопросы, например, такие: 1) Как Вы оцениваете качество предоставленного Вам обслуживания? 2) До какой степени наша программа соответствует Вашим потребностям? 3) Насколько в целом Вы удовлетворены обслуживанием? Следует при этом учесть, что выборка, хронометраж измерения удовлетворенности, предоставление инструментария, процент ответивших и т п. — все может влиять на оценки. Например, данные по удовлетворенности клиентов, собранные в конце курса лечения, могут разительно отличаться от данных, собранных во время лечения или последующего за лечением наблюдения. Оценивание одиночных объектов и качество проектов. Основной целью иследования отдельных случаев является оценка социальных программ и развитие взглядов и идей, касающихся расширения и внедрения лих программ. Для сбора данных используется множество процедур и стратегий, начинай с наблюдения за участвующими и интервьюирования и кончая анализом письменных документов. Длительные наблюдения могут отражать образцы развития программ с течением вре- мени. При этом зависимые переменные эффективности повторно измеряются, а качественная информация из журналов наблюдения, дневников, интервью может использоваться для определения возможных программных факторов, связанных с желаемыми изменениями. По-видимому, привлечение больших объемов данных дл проведения обобщений, касающихся контрастирующего опыта, является основным для трех качественных стратегий, которые предлагаются для программного оценивания: стратегия наблюдения за участвующими, стратегия сравнения многочисленных случаев и так называемый метод суда присяжных. Основной предпосылкой успешного на блюдения за участвующими является понимание того, как группы людей рассматриваю себя и свои виды деятельности, а для этой необходимо находиться как можно ближе к ним в их естественном окружении. Наблюдение за участвующими может быть полезно для описания процесса внедрения и действия программы, так же как и отношения к ней клиентов. Главной проблемой при использовании стратегии наблюдения за участвующими является то, как сформулировать достаточно точные выводы из объемистых заметок, сделанных во время наблюдения. Для решения этой проблемы может быть применен структурированный план исследования случаев в различных местах. Он включает: а) концептуальную основу, обеспечивающую наилучшую структуру; б) план выборки, предусматривающий достаточную представительность групп населения при выборе случаев; в) процедуру проведения исследований отдельных случаев, которые обеспечивают их сравнимость; г) перекрестный анализ, позволяющий установить ограничения при использовании этих данных. Имеется ряд примеров того, как можно использовать модель суда присяжных для оценки социальных программ. Например, таким образом оценивалась одна из программ подготовки выпускников, специализирующихся по психологии. В этих целях проводился как бы судебный процесс перед присяжными, в состав которых входили преподаватели и студенты. Защитник выступал в поддержку программы, его напарник — против нее. Были выслушаны показания свидетелей и представлены необходимые количественные и качественные данные. Оценивание также включало перекрестный допрос и представление контрдоказательств. Заключение суда присяжных, по-видимому, основывалось на качественных оценках, которые похожи на процессуальные нормы дачи пока-4ШШЙ, применяемые в суде. Использование информационных систем для оценки программ Информационная система — это серия технических приемов, при помощи которых ни. тематически собирается, сортируется и накапливается информация, используемая дли составления отчетов. Все социальные агентства имеют какой-либо вид информационной системы. Хорошо разработанная система, во-первых, предусматривает установленный порядок сбора и систематическое кодирование важных данных об особенностях клиента, о действии и результативности услуг и, во-вторых, использует компьютеры дли накопления, нахождения и умелого использования данных, содержащихся в системе. В социальной работе информационные системы разработаны для различных агентств, включая агентства по уходу за детьми и агентства общественного благосостояния. Такие системы могут быть использованы для количественного описания программной деятельности, включая особенности клиентов и социальных работников, их связи между собой, достижение поставленной цели. Кроме того, информационные системы могут способствовать развитию гипотез, касающихся эффективности и целесообразности программ, учитывая необходимость раздельного подхода по признакам национальности, социальной группы, возраста, пола и дохода. Соответствующие информационные системы могут обслуживать потребности клиницистов, практических работников, администраторов и исследователей. Информационные системы для клиентов должны включать данные о клиенте, описание плана лечения, его эффективность в процессе и по завершении лечения, а также при последующем наблюдении. Административные информационные системы должны включать сведения о наличии средств и обобщенные данные о клиентах. Все они используются для оценки стоимости и эффективности использования данной программы. В целом информационная система полезна для социальных агентств и программ в зависимости от того, насколько она соответствует шести критериям: 1) собранные данные должны иметь отношение к потенциальным пользователям; 2) данные должны быть достоверными и обоснованными, а их сбор и обработка должны проводиться при помощи установленных процедур; 3) необходим план обеспечения обратной связи для пользователей данных в определенные заранее моменты времени; 4) стоимость информационной системы должна быть доступной для агентства или программы; 5) информация должна быть полезной для принятия решений, связанных с развитием программы; б) система должна быть гибкой, позволять вносить изменения в процесс сбора данных. Качество и достоверность системы зависят от точных, правдивых и обоснованных анкет, а также от других средств сбора данных. Могут ли они использоваться для программного оценивания или нет, зависит от уровня знаний, требуемого для оценки. Например, разработка исследовательских гипотез не нуждается в том, чтобы переменные были точно измерены, хотя другие уровни знаний требуют этого. Есть и еще одна проблема, связанная с тем, что клиент имеет право на неразглашение тайны и конфиденциальных сведений о себе. Однако существует возможность злоупотреблений данными о клиентах, которые накапливаются в виде записей, анкет и в памяти компьютера. Поэтому здесь необходимо придерживаться профессиональной этической позиции в отношении тайны и конфиденциальности. Должны применяться процедуры, сводящие к минимуму возможность идентификации клиентов в компьютерных системах, необходимо установить строгие ограничения доступности указанных систем. Роль исследовательской работы по оценке программ Потребители результатов оценки социальных программ становятся все более требовательными к ним. В настоящее время существует огромный интерес к сравнению относительной эффективности программ и получению информации об их стоимости. Представляется, что не следует при оценке социальной работы обращаться к всеобъемлющим вопросам, таким, как вопросы эффективности работы по изучению условий жизни неблагополучных семей и помощи им Вместо этого они должны оценивать эффективность специфических форм деятельности, направленных на конкретные типы клиентов, их проблемы и окружение. Благодаря новой технологии многие агентства разрабатывают компьютеризованные информационные системы. Отметим также, что социальные агентства предпочитают использовать конструктивные, а не констатирующие подходы в оценке. Конструктивные оценки можно рассматривать как менее угрожающие по по-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|