Оценка социальных программ
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 200 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
следствиям, чем констатирующие, так как они подразумевают скорее модификацию программ, чем их пролонгацию или упразднение. Кроме того, конструктивная оценка делает акцент на пользователях результатов оценки, и администрация и персонал агентства играют важную роль в оценке действенности. Акцент на потребности пользователя способствовал изменению роли экспертов программ, некоторые из которых консультировали персонал агентства, реализующего ту или иную программу. Такого рода изменения способствовали началу дискуссии об истинной роли экспертов. Описательные и корреляционные исследовательские планы наиболее часто применяются в исследовательской работе по оцениванию. Хотя споры о пользе контрольных групп, не подвергающихся лечению, продолжаются, тем не менее в современных экспериментах видна тенденция к их использованию. Достижения в области компьютерной технологии способствовали созданию методов анализа, которые дают возможность изучать комплексную взаимосвязь многочисленных факторов, воздействующих на результаты программы. Важно вместе с тем, что сохраняется подход к анализу данных на основе априорных формулировок, особенно при попытке выработать каузальные знания о деятельности в сфере социальной работы. Возникновение новых направлений В исследовательской работе по оцениванию применяется метаанализ. Метаанализ — это количественная процедура для агрегирования зависимых переменных, проводимая во время исследования или между исследованиями. Однако не существует согласия относительно требований, предъявляемых для агрегирования результатов различных обследований. Исследователям потребуется приобрести больший опыт в применении метаана-лиза, прежде чем они смогут полностью определить его преимущества и недостатки.
Программное оценивание является компонентом, связанным с развитием новых направлений исследований. Процедуры, связанные с программным оцениванием, такие, как исследование отдельных случаев и экспериментальные и квазиэкспериментальные планы, применяются в работе и в программах при полевых исследованиях. Результаты исследований по оцениванию обобщаются и суммируются при помощи как качественных, так и количественных процедур, например метаанализа. Затем они используются как информация для исследователей, которые заняты планированием социальной работы. Проблема генерализации является центральной, когда речь идет о выводах, делаемых при констатирующей оценке. Не существует точной, достоверной систематизации для использования процедур обобщения. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют, что исследователи применяют разнообразные методы — от качественных до количественных. Первые использовались для концептуальных обобщений, описания аналогичных данных, полученных входе различных исследований, последние — для целей статистического сравнения, статистических заключений, представительной выборки. Заключение Программное оценивание является важной областью прикладных исследований. Ис пользование исследований по программному оцениванию в социальных агентствах возросло, а в социальной работе и связанных с ней научных дисциплинах и профессиях происходит совершенствование методологии. Такие исследования используются для проверки новых направлений, готовых пакетов программ по социальной терапии и программ исследования деятельности, для оценки программ и результатов деятельности агентств. Использование агентствами компьютеризованных информационных систем может превратить программное оценивание в систематическую деятельность, зависящую только от получаемого объема информации, характеризующей эффективность и целесообразность программ. Такое оценивание настоятельно необходимо спонсорам и управляющим агентствами.
Хотя в развитии методологии для социальных программ по оцениванию наблюдается значительный прогресс, имеется настоятельная потребность в усовершенствовании и движении вперед в области исследований качества и обобщения результатов программ. В области использования результатов оценивания заслуживают внимание два взаимосвязанных направления. Первое — необходимы большие усилия, чтобы ввести оценивание в практику социальной работы. Второе — следует продумать способы привлечения лиц, ответственных за принятие решений, к процессу планирования и анализа оценивания. Также требуется разработка точных, стандартизированных проектов классификации и анализа качественной информации по отдельным лицам, группам и организациям. Текущая работа по методологии сравнивания множественных случаев имеет определенные перспективы. Обобщение результатов исследований составляет сущность констатирующего оценивания. Нужно прикладывать больше усилий для разработки процедур по выведению общих результатов. Метаанализ и другие виды синтеза данных надо использовать для сравнения информации по программам, а ограничения в mi пользовании и перспективы этих процедур должны стать предметом исследования. Тони Триподи См. также: Измерения в социальной работе; Информационное обеспечение принятия управленческих решений; Информационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах. • AustinM. /., etal. (1982). Evaluating Your Agency's Programs. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Bloom M., fisher J. (1982). Evaluating Practice: Guidelines for the Account-uhle Professional. Englewood Cliffs, N. J.: I'rentice-Hall. • Cook T. D., Campbell D. T. H979). Quasi-Experimentation: Design and Analysis Issues for Field Settings. Chicago: Rand McNally & Co. • Crane J. A. (1982). The Evaluation of Social Policies. Boston: Kluwer- Nijhoff. • Epstein I., Tripodi T. (1977). Research Techniques for Program Planning, Monitoring and Evaluation. N. Y.: Columbia University Press. • Jayaratne S., Levy R. (1979). Empirical Clinical Practice. N. Y.: Columbia University Press. • Korr W. S. (1982). How Evaluators Can Deal with Role Conflict.— Evaluation and Program Planning, 5, 53—58. • Larsen D.L., et al. (1979). Assessment of Client/Patient Satisfaction: Development of a General Scale.— Evaluation and Program Planning, 2, 197—207. • PattonM.Q. (1980). Qualitative Evaluation Methods. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • ReidW. J.,HanrahanP. (1982). Recent Evaluations of Social Work: Grounds for Optimism.— Social Work, 27(4), 328—340. • Rutman L. (1977). Evaluation Research Methods: A Basic Guide. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Thomas E.J. (1984). Designing Interventions for the Helping Professions. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Toseland R. W., Rivas R. F., Chapman D. (1984). An Evaluation of Decision Making Methods in Task Groups.— Social Work, 29(4), 339—346. • Tripodi Т., Fellin P., Epstein J. (1978). Differential Social Program Evaluation. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • TripodiT, Fellin P., Meyer II. J. (1983).The Assessment of Social Research (2nd ed.). Itasca, III.: F. E. Peacock Publishers.
ПЕРВИЧНЫЕ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПЕНСИИ. См. Выход на пенсию и пенсионные программы; Доходы: система социальной, защиты; Социальное страхование. ПЕРВИЧНЫЕ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Первичная служба здравоохранения относится к уровню основного первичного контакта пациента со сферой медицинского обслуживания. Модель, хорошо известная уже в течение многих десятилетий, официально закреплена законом 1973 г. об организации здравоохранения. Первичная медицинская помощь включает лечение и наблюдение за пациентом. Разработаны организационные принципы здравоохранения, предусматривающие практику медицинского обслуживания семейных групп с предварительной оплатой, районные медицинские центры, службы первичной медико-санитарной помощи при амбулаторных клиниках, частную групповую практику. Качественное обслуживание на уровне первичной медицинской помощи достигается благодаря пяти компонентам: доступности, всеобъемлемости, координации, последовательности и подотчетности. Вследствие того что многие формы медицинской помощи финансируются через предварительную оплату на основе договоренности между работающим и предпринимателем, эта помощь, как правило, всегда доступна. Всеобъемлющая помощь предполагает лечение больных и врачебное наблюдение за здоровыми, ориентированное главным образом на профилактику заболеваний и раннее выявление физических и эмоциональных расстройств. Давно известно, что по поводу психических и эмоциональ-
ных расстройств чаще обращаются к врачам первичной помощи, чем к профессиональным психиатрам или в психиатрические клиники. Лечащие врачи первичных служб здравоохранения взаимодействуют с другими службами, направляя пациентов к другим специалистам, в другие медицинские учреждения и госпитали, обеспечивая таким образом целостность медицинского обслуживания и его подотчетность. Комплектование кадрами осуществляется по-разному. Некоторые первичные службы здравоохранения включают только лечащих врачей основных специальностей, таких, как терапевт, педиатр и гинеколог-акушер. Другие придерживаются многопрофильного подхода к первичной медицинской помощи и имеют дополнительно штат специалистов, диетологов и работников социальных служб. Роль социальной работы Первичная помощь в здравоохранении обеспечивает обслуживание человека на протяжении всей его жизни. Как правило, у пациента есть определенный врач, который знаком с его медицинской картой (историей болезни) и состоянием здоровья. В зависимости от типа медицинского учреждения и организации врачебной практики можно выделить несколько этапов в установлении контакта между пациентом и социальным работником. В некоторых медицинских учреждениях все вновь поступившие пациенты направляются к социальному работнику для первоначальной процедуры психодиагностического обследования. С учетом групп и слоев населения приблизительно от 10 до 60 % пациентов, находящихся под наблюдением терапевта, в течение года имеют серьезные эмоциональные или психические отклонения. У многих пациентов этой группы обнаруживаются симптомы, которые не всегда связаны с органическими изменениями; как правило, это наблюдается У тex, кто максимально использует возможности системы здравоохранения. В процессе обследования социальный работник может выявить пациентов, испытывающих психосоциальный стресс или имеющих психические проблемы, и оказать им помощь. Многочисленные исследования свидетельствуют, что подобное взаимодействие социального работника и лечащего врача (или в некоторых случаях практикующей или терапевтической сестры) положительно сказывается на эффективном оказании медицинской помощи. Хотя врачи первичной помощи могут выявить психические или эмоциональные расстройства на ранней стадии, дефицит времени и недостаточный опыт лечения подобных заболеваний являются во многих случаях основными причинами для направления пациентов к психиатрам.
В других учреждениях первичного здравоохранения, особенно там, где большое количество пациентов создают трудности или даже делают невозможным проведение первоначального обследования, социальные работники выявляют потенциальные психосоциальные проблемы при помощи критериев обследования групп высокого риска. Иногда они ограничиваются только пациентами, направленными к ним лечащим врачом. Имея в распоряжении все три способа оценки Эмоциональных стрессов — раннее обследование лечащим врачом и социальным работником, использование критериев обследования групп высокого риска и направление врача, — модель первичной медицинской помощи позволяет наладить взаимодействие между врачом или группой медиков и пациентом, способствует адаптации пациента к эффективному психосоциальному лечению. Социальные работники первичных служб здравоохранения, тесно взаимодействуя с медиками, могут выполнять многообразные функции, подчинив их требованиям модели всеобъемлющего медицинского обслуживания. В зависимости от слоев и групп населения, охваченных первичной медицинской помощью, социальная работа включает участие в планировании программ и разработке политики, выявлении потребностей общества, представителями которого являются их пациенты. Стратегические направления для учебных заведений, обеспечение меди-11,инской информацией отдельных клиентов и ipynn, сформированных для изучения проблем, связанных с охраной здоровья и профилактикой заболеваний, стратегия поддержки, которая находит выражение в создании ipynn самопомощи и взаимной помощи, — все это входит в компетенцию социальных работников. Указанные направления социальной работы имеют важное значение для групповой практики, особенно для районных медицинских центров и больниц службы первичного здравоохранения, обеспечивающих медицинские потребности групп с низким социально-экономическим положением, для которых особенно характерна недисциплинированность в общении с врачами. Социальные работники могут также заниматься изучением населения, определяя с помощью социоэпидемиологических методов группы повышенного риска и получая таким образом важную информацию для развития функционирования служб здравоохранения. Социальные работники способствуют восприятию медиками их деятельности в качестве обязательной, и не только в обслуживании отдельных клиентов и семей, но и в сфере охраны здоровья и профилактики заболеваний в целом. Социальные работники трудятся в учреждениях первичной медицинской помощи, которые имеют разную кадровую структуру и систему вознаграждения. Например, больницы часто прикрепляют социальных работников к своим клиникам первичной медицинской помощи, они входят в состав многих медицинских бригад, а также учреждений групповой медицинской практики, которые оплачивают их работу с пациентами, получившими направление от лечащего врача. Другие учреждения здравоохранения используют социальных работников в качестве консультантов при врачах первой помощи, осуществляющих наблюдение за пациентом. Что мешает работе Хотя имеются все основания считать, что модель первичной медицинской помощи будет иметь распространение и в дальнейшем, проблемы остаются, как остаются и факторы, которые способны помешать социальной работе. Многие учреждения групповой медицинской практики укомплектованы исключительно врачами-специалистами, которые придают решающее и даже единственное значение диагнозу и лечению заболевания, т. е. медицинской модели, и именно они нуждаются в услугах социальных работников. Еще одна проблема, которая может иметь отрицательное воздействие на социальных работников, касается превратностей рынка. Рынок способствует развитию конкуренции, в том числе и в области первичной медицинской помощи. Если доходы будут расти мед- ПЕРВИЧНЫЕ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 204 205 ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ
ленно, а число пациентов не будет увеличиваться в нужных пропорциях, участие социальных служб в системе здравоохранения станет редким явлением. Сдерживающими факторами в отношении социальной службы могут быть и состав клиентов и их представления о предпочтительном типе медицинского учреждения. Многие медицинские службы отражают социальный, экономический или этнический состав общества. Более того, их клиентура в основном состоит из представителей среднего класса, имеющих работу, и может включать тех, кто обладает правом на государственное медицинское обслуживание, кто может позволить себе предварительную оплату врачебной помощи благодаря страхованию либо за наличный расчет. Врачи, имеющие дело с таким контингентом, часто убеждены в том, что платежеспособные пациенты не нуждаются в услугах социальной службы. Кроме того, многие вообще предпочитают довольствоваться услугами частных врачей. Клиентура социальных работников Пока службы первичного здравоохранения не расширят поле своей деятельности, социальные работники будут иметь дело лишь с бедными, пожилыми людьми, недавними иммигрантами, сельскими жителями и лицами, не имеющими средств на медицинскую помощь. Многие больницы, функционирующие на добровольной основе, создают клиники первичной медицинской помощи и аналогичные учреждения-спутники. Муниципальные больницы и департаменты здравоохранения также расширяют программы по организации первичной медицинской помощи. Почти 15 городов изменили структуру своих муниципальных клиник. Они получили частичную поддержку из фондов Программы муниципальных служб здравоохранения, целью которой является оказание помощи городским больницам в расширении их собственных программ по первичному здравоохранению Районы, имеющие учреждения первичной медицинской помощи, испытывают необходимость в социальных работниках, обладающих профессиональными навыками, чтобы точно и быстро провести психосоциальную оценку, определить характер вмешательства, снять стресс. Такие проблемы, как подростковая беременность, алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и женами, депрессивные состояния, острые и хронические психические заболевания, час- то впервые выявляются в системе здравоохранения. Службы первичного здравоохранения нередко могут не только выявлять, но и предупреждать потенциально опасные или вредные симптомы. Последние статистические данные и высказывания ведущих деятелей медицины дали ясно понять, что любое разграничение между профилактикой заболевания и его лечением неправомерно, поскольку в теории и на практике профилактика болезней и медицинская помощь дополняют друг друга. Многопрофильная бригада — не только желаемый, но и обязательный элемент для решения задач, стоящих перед первичным здравоохранением. Это связано с тем, что ни один медицинский работник, особенно в эпоху высоких технологий, не в состоянии оказать тот объем услуг, который определен новыми финансовыми и организационными принципами. Придерживаясь современного биопсихосоциального подхода, лечащий врач не может действовать единолично. Бригадный метод отвечает принципу всеобъемлющего медицинского обслуживания пациентов с момента их первого контакта со службами здравоохранения. Таким образом, тот, кто обеспечивает медицинское обслуживание, и тот, кто его получает, действуют на взаимной основе в направлении, которое отвечает их интересам. Предполагаемое введение порядка, регулирующего стоимость медицинских услуг путем оплаты персонала системы здравоохранения не из расчета стоимости лечения, а в зависимости от тарифа, соответствующего каждому заболеванию определенной диагностической группы; усиление внимания к профилактическим мерам; амбулаторное лечение заболеваний; содержание пациентов в домашних условиях вместо их длительного нахождения в лечебном учреждении — все это свидетельствует о появлении новых тенденций в здравоохранении. Они требуют перемещения его ресурсов в службы, функционирующие на многопрофильной основе В свободном обществе результат будет зависеть от тех, у кого есть мужество попытаться пойти новой дорогой и мудрость заручиться необходимой поддержкой. Росалинд С. Миллер См. также: Здравоохранение: планирование, Профилактика в здравоохранении. • Goldberg M., Neill J.E. (1972). Social Work in General Practice. London, England George Allen & Unwin. • RoemerM. I. (1984) The Value of Medical Care for Health Promotion.— American Journal of Public Health, 74(3), 243—248. ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ Утрата (или потеря) и горе очень долго не признавались специалистами в области соци-нльной работы важными моментами, определяющими состояние личности. Только в 60-х годах потеря и утрата и ее спутники — горе, утрата и реабилитация — начали привлекать внимание тех, кто посвятил себя облегчению человеческих страданий. Утрата и связанные с нею страх и одиночество существенны для жизненного опыта человека, и именно эти переживания часто скрываются за разными жизненными проблемами и диагнозами, квалифицирующими различные патологические отклонения. В теоретическом осмыслении них всеобщих и устойчивых переживаний существуют сложные проблемы, что отражается и на профессиональном обучении социальных работников. Для компетентного профессионального вмешательства необходимо, чтобы полный цикл — утрата, горе, скорбь и последующая реабилитация либо депрессия — был понят во всей его динамической сложности. Специалисты должны охватить широкий круг нормальных и патологических реакций на горе и выяснить, как они связаны с прежним состоянием здоровья человека, с от патологиями и травмами, а также проследить последующее его состояние. Кроме того, и современном мире с его широко распространенной миграцией населения при изучении состояния личности, испытывающей утрату, горе, а также стресс, связанный с изменением культурной среды, необходимо принимать во внимание культурные факторы. Понимание утраты Утрата определяется как "лишение человека чего-то близкого и ценного для него" (Д Перец, 1970). Утрата близкого и дорогого человека может быть одним из самых болезненных переживаний в жизни. Она приводит к чувству пустоты, которое люди стремятся изжить, к духовной боли, называемой горем. Смерть — это невосполнимая утрата. Во все времена у всех народов это событие сопровождалось каким-либо ритуалом, символизирующим конец жизни. Но бывает также много потерь и разлук, называемых 'маленькими смертями". Специалисты обязаны понимать разницу между ситуацией, когда человек никогда не имел чего-то, и ситуацией, когда он что-то имел и затем утратил, продолжая при этом ценить утраченное. Эти два состояния требуют совершенно различного подхода. Утраты могут быть разделены на четыре категории: утрата близкого человека, частичная потеря своей личности, потеря материальных предметов и потеря в процессе развития. Рассматривая прежде всего последнюю категорию, следует сказать, что развитие как таковое предполагает отрицание предыдущего его этапа — скажем, отнятие от груди, приобретение гигиенических навыков, начало обучения в школе, окончание школы, брак, появление детей, уход детей из дома в свою семью, уход на пенсию, старение. Эти потери более или менее предсказуемы. Другие потери менее предсказуемы, это — развод, рождение неполноценного ребенка, смерть в молодом возрасте и самоубийство. С ростом насилия в обществе даже потери в результате изнасилования, убийства и других форм жестокого обращения становятся предсказуемыми если не в отношении какого-то отдельного лица, то по крайней мере статистически Стихийные бедствия, в том числе землетрясения, пожары и голод, также реальности на -шей жизни. Утрата может быть реальной или символической, перманентной или временной, легкой или травмирующей и даже катастрофической. Она может быть единичной или волнообразной, очевидной или незаметной, внезапной или предвидимой, полной или частичной. Одни женщины воспринимают как утрату отсутствие детей, другие — материнство. Утрата отрицательно влияет на самоуважение, которое всегда остается хрупким и уязвимым. Можно сказать, что человек переживает утрату всякий раз, когда задевается его чувство собственного достоинства. Угроза утраты может также оказывать разрушительное воздействие на психику и эмоциональное состояние человека. Боль прежних утрат хранится в подсознании, но она всегда может вернуться под влиянием новых утрат или их угрозы. В подсознании нет понятия времени: в реакции на утраты зачастую прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино. Подсознание также не знает различия между временным расставанием и постоянной разлукой, между большей и меньшей утратой. В глубине подсознания любая большая утрата вызывает страх смерти. ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ 206 207 ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ
Это находит объяснение в рассматриваемой ниже концепции "поведения привязанности". Значение самосознания Горе невозможно понять, не зная утраты потерпевшего и утешителя, с которым субъект в какой-то момент переживания вступает в контакт. В связи с тем что современное западное общество ориентировано на компетентность, адекватность и силу личности, человеку, перенесшему утрату, чаще всего не с кем поделиться своими чувствами. В случае отсутствия социальной опоры люди, перенесшие утрату, часто обращаются к специалистам, которые, даже имея сходный социальный и культурный опыт, не всегда могут им помочь. Особое значение здесь приобретает самосознание, которое всегда было краеугольным камнем профессиональной социальной работы. Никто еще не избежал утрат, и никто не может быть гарантирован от них в будущем. Для того чтобы понять горе утраты других людей, социальные работники должны прежде всего осознать, что означает утрата для них самих. Скорбь предполагает временное выпадение индивида из заведенного хода жизни. Поэтому человек, переживающий горе, отличается от других. Если специалисты этого не поймут, они поставят неверный диагноз, неправильно истолкуют поведение человека и только усугубят его страдание. Отношение специалиста к человеку, переживающему горе, имеет важное значение. Обнажение своих глубоко скрытых страхов, сомнений, безумных мыслей и бурных переживаний, столь понятное в состоянии горя, может оказаться гибельным для человека, если в ответ на все это его утешают банальностями, сурово осуждают или фактически отвергают, не уделяя ему достаточного внимания. Этим часто грешат профессионалы, причем независимо от их звания, престижа или чувства долга. Если человек, переживающий горе, сталкивается с непониманием со стороны специалиста, то его психическая стабильность, а также ощущение целостности своей личности, и без того подорванные утратой, могут еще более ослабеть. Это может привести к замешательству и даже к отчаянию или спровоцировать саморазрушительное поведение или насилие, направленное на других. Объединяя, уравнивая всех людей, горе пробуждает человечность. В этом смысле нет никакой разницы между переживающим горе человеком и оказывающим ему помощь специалистом. Тот, кто сегодня помогает, завтра может оказаться в числе страдающих. А переживающий горе сегодня завтра сам может стать чутким и отзывчивым утешителем. Горе демократично. Понимание горя и скорби по умершему Горе — это сильное эмоциональное страдание, вызванное утратой. Траур имеет такой же смысл, но он обычно связан с общепринятыми внешними проявлениями скорби, такими, например, как черная одежда. Скорбь от утраты есть совокупность состояния ума, чувств и поступков, являющихся следствием потери любимого или ценимого объекта. Некоторые используют это понятие для обозначения чувства утраты только в связи со смертью близкого человека. Переживаемое человеком горе является противоположностью тому, что характеризует его психическое здоровье, а именно способность справляться с обстоятельствами, любить и работать. Горе может вызывать или обострять физическое заболевание. Оно расстраивает психику и игнорирует логику. Оно может привести к ошибочным суждениям, ослабить контроль над "Я' и "Сверх-я", помрачить рассудок, сместить границы понятий времени, места, людей и событий. Оно вызывает сомнения в причинности явлений, в Боге, судьбе, удаче, добре и зле. В эмоциональном отношении сильное горе сопровождается шоком, острой тоской. У одних оно вызывает потребность говорить о своей потере, у других — уйти в себя, дать волю подсознательным эмоциям, чувствам гнева, печали, опустошенности, беспомощности, отчаяния, безнадежности либо облегчения и надежды. Скорбящие от утрат люди разрываются между прошлым и настоящим. Эта двойственность, лишающая их энергии, может принять форму открытых или скрытых противоречивых устремлений. Желание быть наедине с собой вступает в конфликт с желанием общаться, а стремление избежать болезненных напоминаний о прошлом — с потребностью постоянно думать о своей утрате. Идет борьба между пассивностью и активностью, зависимостью и независимостью, деятельностью и бездеятельностью, а также между потребностью отвлечься и страхом оттолкнуть окружающих. Горе, как болезнь, может завершиться полным или частичным его преодолением, оставив или не оставив след в психике человека. Непреодоленное горе остается в подсознании очагом ранимости, всегда способным проявиться вновь прямо или косвенно. Такое горе может стать причиной для ряда физических, эмоциональных и психических расстройств. Многими из них занимаются психиатры. Другие отражаются в статистике преступлений, несчастных случаев или смертей. Траур выполняет особую психологиче-скую задачу — разорвать эмоциональные связи с тем, что утрачено, и постепенно перемести свою привязанность на живых людей и другие объекты. Нежелание отказаться от утраченного и тяготение к продолжению жизни представляют собой два противоположных устремления перенесшего утрату человека. Между ними находится неизбежное состояние остро переживаемого горя, являющегося той ценой, которую люди платят за свои привязанности. Дж. Баулби (1969) отошел от теории "двух влечений" 3. Фрейда, постулировав идею особого биологического пути, который он назвал "поведением привязанности". Ученый полагает, что врожденная связь между младенцем и матерью характерна для всех млекопитающих. Она защищает детеныша от хищников и таким образом в конечном итоге обеспечивает выживание вида. В человеке этот потенциал привязанности сохраняется в течение всей его жизни и постепенно переносится с матери на других людей, другие объекты и абстрактные понятия, такие, как духовные интересы и ценности. В соответствии с теорией привязанности состояние, именуемое горем, служит напоминанием о воссоединении субъектов привязанности путем взаимных сигналов. Специалисты различают привязанность и зависимость. Этими терминами часто пользуются как однозначными, но Баулби следующим образом проясняет различие между ними; "В то время как зависимость максимальна сразу после рождения и более или менее постоянно уменьшается по достижении зрелости, привязанность совершенно отсутствует при рождении и не имеет четких проявлений до достижения ребенком шести месяцев. Общепризнано, что зависимость хуже для человека, чем независимость. Привязанность членов семьи друг к другу, напротив, с читается прекрасным чувством". Горе, обусловленное предчувствием собственной смерти или смертью дорогих людей, является наиболее сильным чувством. При этом интенсивность переживаний различна в взависимости от вида утраты, от личности перенесшего ее человека, его возраста, пола, способности страдать и утешаться, от обычаев семьи, общественных норм и уровня культуры. Горе при благоприятных условиях и способности к реабилитации может привести не только к выздоровлению, но и к развитию и большей целостности личности. Там же, где реабилитация неосуществима, депрессия может продолжаться и становиться все более глубокой. Способность к реабилитации особенно велика в раннем детстве и уменьшается к концу жизни. Горе и скорбь об умершем во взрослом возрасте Современное понимание горя у взрослых берет начало с работы Э. Линдемана (1944). Его знаменитая статья об остро переживаемом горе все еще используется в социальной работе, особенно в случае кризисных состояний. Поглощенность скорбящего мыслями об умершем он рассматривал как дисфункциональное явление, ненормальное для человека и делающее страдания еще более тяжелыми. Лишь через три десятилетия К. Паркес (1972) создал теорию, объясняющую эту поглощенность как нормальную и необходимую часть переживания горя. Фрустрация, вызванная постоянным осознанием различия между тем, что есть, и тем, что было, в конечном итоге приводит к отходу от утраченного. Линдеманн также сократил временные рамки переживаний. Он пришел к выводу, что в нормальных условиях можно снять неослож-ненное и еще не окрепшее чувство горя в течение четырех—шести недель путем десяти собеседований с психиатром. Люди, которым потребовалось для переживания утраты больше времени, рассматривались и оценивались многими как эмоционально неуравновешенные. Большое число исследований горя у взрослых посвящено проблеме вдовства или смерти близких. Сколько бы интенсивно горе ни переживалось, человека нельзя торопить забыть утрату. С каждой утратой связываются определенные даты, и они должны быть хотя бы однажды пережиты скорбящим по умершему. Боль, как бы онемевшая в первые месяцы в результате шока и неприятия случившегося, вновь становится очень острой. Специалисты сейчас склоняются к мнению, что большинство людей входят в стадию реабилитации не менее чем через два—четыре года после смерти супруга или другого близкого человека. В последние несколько десятилетий все больше внимания уделяется проблеме смерти и умирания. Начало положила работа Э. Кюблер-Росс (1969), в которой она рас- ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ 208 209 ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ
сматривает пять ступеней горя в предчувствии смерти. Считая эту работу моделью всех исследований горя, многие понимают под "утратой" только смерть. Это заблуждение понятно из-за большого сходства горя в предчувствии смерти и остро переживаемого горя в другой ситуации. Горе в младенчестве и в детстве Одно из самых больших несчастий в жизни человека — потеря родителей в детстве. Не существует "хорошего" возраста для потери маленьким ребенком кого-то из родителей. Они нужны ребенку для защиты, заботы, становления характера, для того, чтобы он мог представить себе взрослую жизнь с позиции обоих полов. Имеющиеся данные показывают, что дети, рано потерявшие одного из родителей, в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Имеются данные о заболеваниях, в особенности сердечных, полученных в результате стрессов раннего детского возраста (Дж. Линч, 1977). Многолетние исследования детей из семей, переживших развод, показывают, что дети еще долгое время после распада семьи остаются эмоционально неуравновешенными. Исследователи подчеркивают — и это относится также к другим утратам, — что на ребенка действуют не только расставание, но и следующий за ним распад семьи, а также переживания и тяжелое состояние того из родителей, с кем он остался. Детям необходимы оба родителя или двое взрослых для их поддержки, защиты и выживания. Степень ущерба, нанесенного ребенку потерей одного из родителей, зависит от ряда факторов — возраста, связанных с ней обстоятельств, подсознательного восприятия потери, от эгоцентрического взгляда ребенка на случившееся и от отношений с родителями до утраты. Факторы, следующие за потерей, зависят от отношения с оставшимся родителем, наличия человека, в какой-то мере заменяющего ушедшего, способности выражать переживания, понимания и сочувствия к горю со стороны окружающих, поддержки семьи из внешних источников и дальнейших перемен в жизни ребенка Воздействие смерти брата или сестры пока мало изучено исследователями. Связи между детьми в семье, начиная от привязанности и кончая скорбью от утраты, изучались на основании клинических данных С. Банка и М. Кана (1982). Проблема близнецов рассматривалась с точки зрения их привязанности и разлуки в результате вступления в брак. Другие случаи потери братьев и сестер еще ждут своего исследователя. Дети переживают горе от утрат так же открыто, как и взрослы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|