Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.1.3 Исследование слухового анализатора




4. 1. 3 Исследование слухового анализатора

Исследование слуха начинают со сбора анамнеза, проводят наружный осмотр и пальпацию, отоскопию функциональные исследования уха. Осмотр уха следу проводить после обследования носа и глотки.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание следующие жалобы:

• боли в ушах, локализацию и характер;

• наличие отделяемого, корочек, мокнутья;

• зуд в наружном слуховом проходе;

• заложенность ушей, снижение слуха, глухоту;

• шум в ушах, ощущение переливающейся жидкости и т. д.;

• ухудшение общего состояния, головную боль, повышение температуры.

Необходимо уточнить длительность настоящего заболевания, состояние полости носа и носоглотки.

Проведение отоскопии

Цель исследования: определение состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

Необходимое оснащение: источник света, лобный рефлектор, ушная воронка (отоскоп), ушной зонд, вата, вазелиновое масло.

Проведению отоскопии предшествует осмотр ушной раковины, осмотр и пальпация заушной области. Затем следует выпрямить наружный слуховой проход, для чего оттянуть ушкую раковину у взрослых назад и кверху, у грудных детей — назад и клину. Необходимо оценить состояние кожи наружного слухового прохода, обратить внимание на его содержимое (сера, гнойное отделяемое, инородное тело). При осмотре барабанной перепонки оценить положение и цвет, выявить опознавательные признаки:

рукоятку молоточка, наружный отросток, световой конус, переднюю и заднюю складку.

Исследование слуховой функции производится с помощью шёпотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шёпотной и разговорной речью не представляет сложности для персонала пациента и может быть использовано средним медицинским работником для получения представления о состоянии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия:

• помещение должно быть звукоизолирующим;

• необходимо соблюдать полную тишину;

• длина комнаты должна быть не менее б метров.

В норме человек слышит шёпотную речь на расстоянии б метров, разговорную — на 20 метров. Проверку производят с помощью набора слов из специальной таблиц Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т. д. На практике иногда используют двойные числительные. Произносить слова шёпотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают исследование со здорового ил лучше слышащего уха на расстоянии б метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, в обходимо стать рядом с обследуемым, постепенно увеличивая расстояние.

 

Исследование слуховой функции камертонами

В практической деятельности чаще всего используют камертоны с низким звуком — 128 Гц и высоки звуком — 2048 Гц. С помощью камертонов определяют воздушную и костную проводимость.

Для определения воздушной проводимости звучащий камертон подносят к отверстию наружного слухового прохода. Для определения костной проводимости звучащий камертон ставят на темя или сосцевидный отросток.

При нормальном слухе воздушная проводимость больше костной.

Дифференциальная диагностика между заболеваниями звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов проводится камертоном С-128 при помощи следующих опытов:

Опыт Ринне (сравнение костной и воздушной проводимости).

Звучащий камертон ставят на сосцевидный отросток. Когда пациент перестает слышать звук, камертон подносят к ушной раковине. В норме через кость звук воспринимается примерно 45 секунд, через воздух — 90 секунд.

Опыт Ринне положительный (R+) в норме и при поражении звуковоспринимающего аппарата. Опыт Ринне отрицательный при поражении звукопроводящего аппарата.

Опыт Вебера (латерализация звука). Звучащий камертон ставят на темя пациента и просят сказать, каким ухом он лучше слышит. При нормальном слухе или одинаковом поражении звук воспринимается с равной громкостью. При поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка, перфорация барабанной перепонки) лучше слышит больное ухо, так как на него не воздействует маскирующий звуковой фон. При поражении звуковоспринимающего аппарата лучше слышит здоровое ухо. Результат опыта обозначается стрелкой в сторону латерализации (W).

Опыт Швабаха проводится с целью сравнения костной проводимости здорового и больного уха. В норме костная проводимость обоих ушей совпадает, разница может быть в 2—4 секунды. Такой опыт Швабаха обозначается как норма (N). Звучащий камертон ставят на сосцевидный отросток здорового уха и определяют время звучания, а затем повторяют тоже на больном ухе и сравнивают результаты. При заболевании звуковоспринимающего аппарата длительность восприятия звука укорачивается (кондуктивный тип поражения), при поражении звукопроводящего — удлиняется (нейросенсорный тип поражения).

Результаты, полученные при исследовании слуховой функции речевым и камер тональным способами, слуховой (акуметрический паспорт)

АD (правое ухо) б м         + ­     =  (или удлин. сек)

                        Ш. р. (Р. р. ) R  W  Sch

АS (левое ухо) 6м           + ¯    =  (или укороч. сек)

 

 

С помощью камертона С 2048 определяется уха к восприятию высоких частот. Снижение этой способности отмечается в пожилом возрасте и при поражении звуковоспринимающего аппарата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...