И все же об актере-личности в массовом представлении 9 глава
"'Пиотровский А.И. Празднества 1920г. - В кн.: Пиотровский А.И. За советский театр. — Л.: 1925, с. 12—14. |7:Эта особенность присуща и современным постановкам. '"Организация массовых народных празднеств Речи и беседы пропагандиста, №16 — М.: Госиздат РСФСР, 1921. |;4Всеволодский-Гсрнгросс В. История русского театра. — М.Л.: Теакинопсчать, 1929, Т. 2, с. 391 '^ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. I, д. 480, л. 85. Копия. '"•Радлов С. Октябрьская инсценировка на Неве. —Л.: 1928. '"Толстой В.П. Искусство рожденное Октябрем. — и кн. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств — М.: Искусство. 1984, с. 11. ""Варзин Н. Тамбовский агитатор. - В кн. Актеры-агитаторы, бойцы.-М: ВТО, 1970, с. 152-156. |79Там же с. 151 ""'Покровский Б.А. Ступени профессии. — М. ВТО, 1984. с 24. ""Вестник театра 1919, № 22, 29 апредм-2 мая, l 3—4. |К2ГАМО, ф. 880, оп. I, д. 5, л. 81. Копия Цит. по кн.: Советское декоративное искусство. Материалы и докумсшы. 1917—1932. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. — М.: Искусство, 1984, с. 131-132. "'В 1987 году в постановке театрализованною торжественного представления-открытия праздника «День города» на Красной площади в Москве под руководством автора. В качестве режиссеров отдельных эпизодов были руководители художественных коллективов московских домов и дворцов культуры и студенты МГИКа. ""Либретто «К мировой коммуне» — Правда. 1920. 19 июля. 1К1РадловС Десять лет в театре. — Л.: Прибои, 1929. '"ЦГОАР г. Ленинграда, Ф. 1000, ОП. 25, Д. 34, Л. 108. шЦехновицср О. Празднества Революции. — Л.: 1983. '«Фаллов С. Э. Десять лет в театре. -Л.: 1929, с. 238-244. '*чСсгодня редко встречаются (если не сказать — вообще не встречаются) аллегорические предегавлсния. |Ч"На характер, приемы изображения таких масок oipoMnoc влияние оказывали художники-i рафики тою времени, и прежде всего плакаты окон РОСТА.
''"Пиотровский А. Хроника Ленинградских праздников 1919—1922 гг. В сб. Массовые празднества — Л/ Чкадсмия. 1926. 1ч:На банковском билете достоинством в К) рублей (червонце) было напечатано изображение известной скульптуры И Шадра «Сеятель». т«Коллсктив массовых действии» осуществил целый ряд и других постановок, посвященных текущему моменту. '^Представление состоялось 22 января 1922 года в Красном зале Выборгского райсовета. |1ЬПиотровский А. Праздники революции. '•"•Щеглов Д. У истоков. - В сб. У мешков. - М.: ВТО, 1960, с. 109. |Ч7Пролеткультовцы считали, что такая их позиция имеет принципиально положи кмьную сторону — она приобщает к искусству массы трудящихся. тЭти сонеты даны Дм. Щегловым, руководителем театральной сгудии Пстрофадского Пролеткульта. — Цит. по кн. У истоков. — М: ВТО, 1960, с. 41. |Ч9Как ни странно, но и сеюдня в!сорстимсских изысканиях, касающихся массовых форм Нетрадиционною театра, в частности массовых театрализованных представлении, можно сюлкнуться, правда, в завуалированном виде и другом повороте с рецидивом этой теории. Некоторые тсорешки объясняют почти полное отсутствие созданных профессиональными драма!ур!ами сценариев массовых представлений особенностью жанра. Хотя эю явление вызвано ор!анизацион-ными трудностями :""Может быть сохранившиеся подспудно воспоминания, а скорее ощущения, позволили автору осуществить в Рязани театрализованное шествие-демонстрацию, посвященное 50-лсгию комсомола 1ЩО самом предегавлепин чуть позже. '"-Такие физкультурные парады проводились и и друг их городах, в частности, в столицах всех республик. 21Г'Извсстнып псслсдовагель средневековой культуры М.П.Бахтин вообще считал карнавал единственным всенародным праздником, который зачастую противостоит официальным торжествам.
'"••Практически с первых дней войны профессиональные артисты совместно с армейской художественной самодеятельностью стали выступать даже на передовой перед воинским частями. -'пБолсе подробно о фронтовых бригадах можно прочесть в кн. Рубб А.А. Публицистический театр 1917—1980 годов. Виды и формы. Поиски и находки. — М.: Российский институт переподготовки работников культуры, искусства и туризма. 1996, ч. 3. 1("'Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М.: АПН, 1983 (изд. 5). 3(|7Кноблок Б.Г. Грани признания. - М. ВТО, 1986, с.367. -""Как правило, массовые стадионные театрализованные представления для зрителей были зрелищем бесплатным. ^'Всего с 1947 по 1985 год включительно было проведено 12 Всемирных фестивалей молодежи и студентов. '"'Кноблок Г.Б. Грани признания, - М.: ВТО, 1986, с. 385-391, 400-401. ;|1К сожалению, свою лепту is то, чю в большинство этих «праздников» не отличались орипшальностью сценариев, неожиданностью режиссерских решении, самостоятельностью, внесли выходившие в тс годы многочисленные пособия, сборники статей, различные методические указания, которые но существу для каждого вида мероприятий публиковали примерные сценарии, носiроенные по одной и той же схеме. "•''Многие годы членом этого Совета был автор «Размышлений». :пИосиф Михаилович был постановщиком практически всех Всемирных фестивалей молодежи и студентов, О|крытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году, постановщиком большого числа торжественных театрализованных концертов на сцене Кремлевского Дворца съездов и многих;ipyi их массовых действ. ""Некоторые авторы книг о массовых театрализованных представлениях и праздниках отсчет этой традиции ведут с 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. Но до начала 50-х годов такие праздники были единичными явлениями. -^Орлеанский А. «Алые паруса». В к и Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. — М.: Искусство, 1976, с. 72-76. ""•Калинин И.Е. Записки клубника. — Псков, 1995, с 134 "'Тснкин Д.М. 900 блокадных дней. В кн. Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. — М.: Искуеспю, 1976, с. 89-97. 7|<*Мы еще вернемся к работам А.Д. Силина. -'•'Торжественные представления реквиемы проводились и проводятся во многих городах страны. Здесь и реквием на Мамаевом кургане в Волгограде, и в Брестской крепости, и в Xaiunn, и в Одессе у могилы Неизвестного солдата, и во ммошх дру[нх, связанных с Отечественной войной памятных местах.
-"Часто понятие «театрализованный концерт» употребляется, имея в виду музыкально-литературную композицию или концерт, который кроме специально написанною Продок! никаких элементов театрализации не имеет, или наличие в нем сцен из спектаклей. "'Такие концерты принято называть «!еатралпзованныи тематический концерт». '"Постановочная группа была создана за юд до начала Олимпийских игр, как только было вынесено решение МО К о проведении Игр в Москве. Председателем Оргкомитета был назначен зампред Совета министров СССР, председатель Госстроя СССР И.Т. Новиков. "•Заместитель главною режиссера - народный артист Украины и России М. Ошсровский, ыавпыи режиссер по спортивной части - народный артист России Б. Петров манный балетмейстер - народный артист СССР М. Годенко, главный режиссер фона — лауреат Госпрсмии СССР Л. Немчик, композитор - народная артистка СССР А. Пахмутова, главный дирижер и музыкальный руководитель — народный артист СССР О. Димитриади, главный \ормсис!Ср — народный артист СССР В. Соколов, тайный художник - Р Казачек 114Тут И.Т. Новиков не совсем точен. Этот юржсствснныи проезд трех ведомых юношами древнегреческих квадрш с девушками-возницами не только олицетворял преемственность олимпийского движения, но и был как бы восстановлением начала древнегреческих конных ристалищ. ^Медвежонок был официальным талисманом ХХ11 Олимпийских игр в Москве. Его автором был художник В. Чижиков. "'•Новиков И Т Олимпийский меридиан Москвы. — М.: Физкультура и спорт. 1983, с. 85—86. -:7В средствах массовой информации он назывался «Первый День города Москвы». Но справс;пнвости ради следует вспомнить, что первый День города в Москве должен был состояться 22 июня 1941 года. '"Впервые прием «наплывов» одного места действия в другое, одного эпизода на другой был осуществлен режиссером М.В. Сокольским в спектаклях лснишрадскою ТРАМа в 1925 году.
"•Только перечисление его современных видов и жанров может занимать не одну строчку в общем списке сценических искусств. П"В наше время массовые театрализованные представления осуществляемся прежде всего как самостоятельное действо, которое в конце XX века чаще всего становилось синонимом праздника. Весьма часто эта форма массового театра использовалась в качестве кульминации того или иного праздника. '"Конечно, к Театру массовых форм относятся и карнавалы Но попытки сделать это действо традиционным, с нашей точки зрения, так и не увенчаюсь успехом. •^Стремление выиш на площадь было вызвано желанием найти в истоках театра ответ на многие вопросы, которые стояли тогда, да и теперь стоят, перед современным Театром. Не случайно в массовых представлениях мы часто видим элементы балагана, обряда и ритуала. -"Вообще же стремление театра выши на площадь — традиция, идущая с давних времен. 211Охлопков Н.П. О сценических площадках — М.: Театр, № 1, 1959. -''Силин А.Д. Специфика работы режиссера при иосчановкс массовых театрализованных представлении под открышм небом и на нетрадиционных сценических площадках. — М1 ВИПКРК, 1987,4 1,с 16. -"Театрализация подразумевает использование приемов и выразительных средств Театра: сценическое действие, создание сценической атмосферы, мизансцснированис и т.п. ко имя создания художественного образа. (Иногда приемы театрализации бывают парадоксальными) В то же время театрализация не можег быть самоцелью режиссера. 217В том числе и таким где номера подчинены какой-либо теме. Например, творчеству определенного композитора. 21*Во многих языках название нерабочею дня связано с его сакральным, то есть религиозным, духовным содержанием. 71чДаль В.И. Толковый словарь живою великорусского языка. -М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1955. Т 3, с. 381 ~4"Ссров С.Я. Календарный праздник и ею место в европейской культуре. В сб. Календарные обряды и обычаи в сiранах зарубежной Европы. - М.: Наука, 1983, с. 39 2"Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса — М.: с. 11 24-Там же. С. 12. '41Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М.: Наука, 1978, с. 177. -'•"Луначарский А.В. О театре и драматур! пи Т. 1,с. 196. 24>В праздниках оформление, как правило, носит шутливый характер. 24ЬГенкин Д.М. Массовые праздники — М/ Просвещение, 1975. с. 91. г47Совстский энциклопедический словарь. — М. 1989, с. 1064 24*Даль В. Толковый словарь живою великорусского языка. — М. 1955. Т 3, с. 389.
:4'Я обращаю на это внимание, прежде всею потому, что считаю: в каждом понятии содержится не только содержание и форма, но и жанровая, видовая специфика. 25<)Под определением «монументальное по форме» я понимаю укрупненный стиль сценическою действия, который создастся отбором определенных выразительных и постановочных средств, присущих монументальному искусству. "'«Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнею» и jipyinv шСмнльгис Э. В сб. Массовые праздники и зрелища. — М.: Искусство, 1961, с. 188. '-''Более подробно обо всем зтом — разговор дальше. -"Розовский М.Г. Режиссер зрелища. — М.: Советская Россия, 1973, с. 21. -"Одна из которых, драматург знакомый с особенностями и законами массовых представлении — явление весьма редкое. "'•Правда, им всем был не чужд и литературный дар. Но даже в том случае, koi,m режиссер не «владеет пером», то все равно в основе созданного л in оратором или группой л итераторов сценария лежит замысел режиссера :'тЮрснсв Р Александр Довженко. — М.: 1959, с. 30. ^"Пиотровский А Театр, Кино, Жизнь. —Л. 1969, с. 93. '-'Там же, с 95. ''''Лауреат Гос>дарс1 ценной премии СССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Анатолии Дмитриевич Силин, пожалуй, один из самых востребованных режиссеров-авторов, постановщиков различных массовых представлений и праздников в конне XX и начале XXI веков Неудивительно, что в качестве современных примеров чаще всею используется ею творчсспю 3(>|Силин А.Д Площади -- наши палитры. — М.: Советская Россия, 1982, с 64 ^Любопытно, что солирующий актер чаще всего является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным, легко узнаваемым героем своею времени, или символическим аллсюрическим персонажем. -'''Роден О. Сборник статей о творчестве. — М.: 1960, с. 59. '"Речь идет не о бесконфликтности и не об отсутствии действенной линии, а о совершенно другой природе конфликта, построенной чаше всего на борьбе заранее известных противоречий или столкновении жанров, или строится на столкновении происходящего на сцене и происходящем действии на киноэкране как разоблачение первого. ^Кульминация массовою представления — наиболее значимая эмоциональная вершина, к которой стремится все дсистиис. -'•'•Ромм М.И Беседы о кинорсжиссурс. — М. 1975. с 210. 2('"Эпизодом массового представления может быть и отдельный масштабный номер. 1(АОтбор номеров для каждого эпизода диктуемся режиссерским замыслом массового представления. Критерием отбора служат: его художественное достоинство, свежесть и неожиданность решения и возможность его пластического решения. ''•''Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре гсафализованных представлений. — М.: Советская России, 1977, с. 28. ""Иногда поэтому режиссеру приходится в какой-то мере перерабатывать или сокращать отбираемые номера, чаше всего хореографические из-за их порой затянуюсги, для сохранения общего ритма действия. (Необычно при этом действует он через постановщика номера.) -"'Во 2 томе Избранных сочинений (в 6 томах) С.М Эйзенштейна, на странице 157 можно прочесть. «Дна каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяемся в понос представление, возникающее из этою сопоставления как новое качество». '"Шкловский В. Эйзенштейн. — М.. 1973, с 84. -"Эйзенштейн С.М. Собр. соч., т. 2, с. 433. 274 Иначе говоря, продумывание режиссером-автором монтажа номеров, эпизодов, отбор номеров, выразительных средств происходит уже на уровне создания сценария. Э71Яхонтов В. В. Театр одного актера. 2'пВсс тексты песен для этого представления написаны Б. Пурга-линым. 277В представлении использованы тексты подлинных документов того времени. -'"Довженко А.П. Собр Соч. Т. 4. с. 370. -'^Причем следует подчеркнуть — образное видение всегда индивидуально. -""Гончаров А.А. Режиссерские тетради. — М.: ВТО, 1980, с 161. -"'Материалы 11 Всесоюзною съезда советских писателей. Стенографический отчет - М.: 1958, с. 335. -*:История массовых представлении знает случаи, когда тему придумывает сам режиссер-автор. 2*'Эстетика. Словарь. — М.: Политиздат, 1989, с. 99. '"-'Чаплин Ч. Моя биография. — М: 1966, с. 249. -Товстоногов ГА. Зеркало сцены С. 54. 2!"То, что режиссер-постановщик массового представления в большинстве случаен является автором сценария, или его замысел становится первоосновой сценария написанною другими авторами — мы уже выяснили. '^'Розовский М Г Режиссер зрелища. — М: Советская Россия. 1973, с. -""Товстоногов ГЛ. Зеркало сцены. — Л.: Искусство, 1984. Т. 1, с. 98. ^Туманов И.М. Тсагр под открытым небом. С. 25. 21>"Ильинский И.В. Со зрителем наедине. — М.: Молодая гвардия, 1964, с.96. ""О нашем понимании роли художника-сценографа в создании массового представления — позже "''Пиотровский A Teaip Кино. Жизнь. — Л 1969, с. 93. '1>'В различных видах искусства мастер, создающий го или иное художественное произведемте, воспринимает пространство не как мертвую площадь, а как часть действия. ""Зрители этою представления разметались на берегах озера. Смильгис Э.Я В сб. Массовые праздники и зрелища. — СПб. Искусство, 1961, с. 128. -Ч1Позжс мы еще вернемся к разговору о пространстве. 2%В психологии под термином «образ» подразумевается не только зрительное представление, но и слуховые, и осязательные восприятия и ощущения — все богатство впечатлении быгия. ^Гончаров А.А. Режиссерские тетради. — М.: 1980, с. 160. ^Станиславский 1C.С. Собр. соч Т 4, с. 150. ^'Гснки Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975, с. 101. '""Кстати заметим, умение композиционно выстроить действие относится к одному из качеств, определяющих степень профессиональности режиссера-автора. ""К сожалению, с точки зрения нскоюрых режиссеров постановка массового предскшлсния сводится к постановке пролога и финала, а между ними — это простои показ концертных номеров. Нечего и говорить, что такое понимание ничего общего с массовым представлением не имеет. 3|11Поиск, определение жанра представления осложняется тем, что существующие в литературоведении определения жанров слишком общи. Даже дополнительные эпитеты: представление-реквием, документальное представление, представление-хроника и т.д. не могут по всей полноте раскрыть предполагаемый жанр представления. '"'Довженко А.П. Собр. соч. Т. 4, с. 305. ""Довженко А.П. Собр. соч. Т. I, стр. 64-65. ""Надо заметить, ч го новое представление о предмете не отменяет два других, а как бы «просвечивается» сквозь них. "Словарь литературоведческих [срминов. — М.: Просвещение, 1974, с. 348. ""Тудоровская Е. Фольклор и эгнофафпи. - М, 1974, с. 84. щСоддатская каска стала символом воины, патефон — предвоенных лет и т.п. Следует заметить, что в японском традиционном театра вообще многие предметы в руках исполнителен становятся символами того или другого события, действия. 11апрпмср, хлыст в руках исполнителя обозначает, что он всадник. ^Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта — Л.. 1974. с. II. ""Динамо — название электромашины, _ысктро1енсраторы. основные части которого — ста гор и ротор. '"Основная беда многих сценариев массовых представлений в последнее время — засилье в них слова, подмена литературного текста славословием, псевдолитературой. ''-Акимов Н.П. О театре. Л.- М.: Искусство, 1962, с. 328. '"Немирович-Данченко В.И. «Режиссер должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с коюрым ему приходится иметь дело. Когда он начинает работать, он и как художник, и как гражданин, и просто как член человеческого общества должен обладать чуткостью в вопросах этики, идейности, политической устремленности, гражданственности, что и составляс! сущность социальности». Статьи. Речи. Беседы. Письма. — М., 1963, т. I.e. 25. '"Пудовкин В. Собр. соч. в 2-х т. — М.. 1974, т 1. с 33. '"Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 1, с 30. '"•Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 г. Т 2, с. 219. 3|7То, что мы видим на сцене концертного зала «Россия», — большие эстрадные представления, основой которых в разных ипостасях сольные концерты, осуществляемые высокопрофессиональным режиссером Грсшиловои. ""Этой стороне рабо!ы режиссера-постановщика массовою представления посвящены учебники и методические пособия Такая литература, правда, весьма нсзначшсльная, имеется Большинство из них указаны в списке литературы. Поэтому позволю себе в приложении № 1 высказатьлишь несколько общих мыслей о процессе работы режиссера над постановкой массового представления "Товстоногов ГА О профессии режиссера — М: ВТО, 1967, с. 194 ""Там же. "Туманов И М Режиссура массового зрелища - М, ВТО, 1964, с 33 '"При этом нельзя забывать, что в выборе той или другой формы большую роль играет личное пристрастие режиссера. '"'Краткий энциклопедический словарь. — М, 1989. "4Смышлясв В Техника обработки сценическою зрелища. — М., 1922, с. 122. / Всршковскою Э.В. Режиссура клубных массовых представлении -Л,19К1,с 47,48. ;'\Эго не означает, что в массовом предаав ichhh не может быть использовано действие именно толпы ''Мы не имеем в виду ролевую дифференциацию участников массовой спсны, как эю свойственно традиционному театру. Например, в «Горе от ума» Более юго, чрезмерное увлечение режиссера в нахождении особенно на первых на репетициях индивидуальных черт приводит к отрицательному результату, поскольку в массовых представлениях отсутствует детальная психологическая разработка образа. Ч17Сегал М.Д. Сб. Массовые театрализованные представления и праздники. — М: ВТО, с. 40. 12кЭизенштсин С.М. Избранные произведения. Т 5, с. 327. 32ЧСледует заметить, что хор — один из самых консервативных элементов любого представления. ""Попов А.Д. Художественная целостность спектакля — М: ВТО, 1959, с. 178. '"Попытка создать полнокровный психологический образ в массовом представлении обречена на провал. •"Жесты и позы, выражающие страх, гнев, удивление, внимание и т.д 11 Белинский В. Содержание и задачи риторики. В кн. Об ораторском искусстве. — М., 1973, с. 115. "JPo зоне кий М Г Режиссер зрелища. — М Советская Россия, 1973, с. 69-70. ""Особенно в представлениях, идущих под открытым небом '"Церемония — 1 Торжественный, официальный акт, при пропс-дсппп которого установлен определенный порядок — церемониал (Энциклопедический словарь) 2 Установленный или обычный имсш-нии порядок, обряд, чин, цсрсмониак Установленный порядок торжественного дела (Даль) П7Всршковскип Э Режиссура массовых клубных прсдставде-шш. - Л.: ЛГИК, 1981, с. 5 ""Гладков А. К Tcaip Воспоминания и размышления -М Искусство, 1980,с Х5 ''•Дидро Д Избранные произведения М-Л, 1951 '•"'Обрат Л.Е Попек пластической правды — В сб Театрализованные пращники и зрслпша 1964-1972. — М.: Искусство. 1976, с til '-"Ainop и посыновшпк пантомимы И Г Pvi6epi 14? Попов А.Д. Художссшспная выраштслыюиь снекыкля — М. 1959,с 207 '•"Термин «iCMnopniM» введен в пракшку театра К.С. Станиславским В сценическом искусстве понятия «темп» и «ритм» взаимосвязаны Дсиспше па сцене не может проходить (действующее чино, исполнитель не может жить на сцепе) только it ригмс или icmiic Ноло не озпачас!, чю темп и рщм в toi пли друюи момент денеi пня обяза-тстьно совпадают Все записи! oi предлагаемых обсюятсльсш 14 Попои А.Д.Хуложсст пенная целостность спектакля — М, 1958, с 169-170. '^Естественно, чю, ыбоысьоб обшсн динамике чснсгпия пред-станлсния, режиссер добиваемся верного посфоенпя ритма linvrpn кажлого лшзода '"Так, уже к одном из первых массовых предсывлспин «Гимна освобожденного труда» шссшие рабон шло под зпуки похоронного марша Шопена Светлое царе i no xapaKTepiuoitajiocb отрывками in «Ло-энгрппа» Bat пера, шествие угпеытслси — под звуки разухабист ых пьпапскпх песен, заглушавшихся Марсельезой, хоровод вокру! «дерева Свободы» — под музыку из оперы «Садко» Рпмского-Корсакова шКс1аги, эти последние символы стали для скульптора И. Шадра своею рода ОСПО1ЮП д^1Я создания знаменитых скульшурпых nopipe-юв красноармейца, рабочею, сеятеля. Затем репродукции лпх работ были воспроизведены на первых советских почтовых марках А крестьянин-сеятель — па первых советских чсрионнах ""Так, уже в Средние иска цвет носил символический характер Например, голубой олицспзорял покоп, нежность, а красный — сил> воинственность смелость '-''Вообще, мне представляется, что зримый зрительный художественный образ, а значит и ею создание, ив wcicm одной из важнейших сторон любою зрелищною искусства ""Б.Г Кноблок и книге «Грани призвания» довольно часто слово «представление» заменяет словом «концерт». ' 'Кноблок Б Г Грани признания - М ВТО, 1986, с. 427-428 ^Там же "Там же, с. 423 ч^ Шьются кос!юмы только в исключительных случаях для всемирных фестивалей, спарыкпа \ и друшх общегосударственных мероприятий- На практике, чаше всею в массовых представлениях используются готовые кос номы коллективов. Покровский Б.А Ступени профессии — М ВТО, 1984, l 24 Wi Бахтин А. Творчество Франсуа Рабле и народная к>лы>ра Средневековья и Ренессанса. — М.: Художественная лшсратура 1965, с 47. "Козинцев I Собр соч. в5т — Л: Искусство, 1989, с. 384. ""Естественно, чю все >казапныс неградицпоппыс средства, в том числе и новые, не п юд фантазии автора, а либо использованные им самим, либо не раз виденные в самых различных массовых представлениях '•"Варшавским ЯЛ Полиэкран начинается •- М, Всесоюзное бюро пропаганды, 1981, с 5 1Ь"В некоторых псючппках автором hbcihoio фона считается народный художник СССР — Б.Г. Кноблок ">Гдан Б Н Праздник всегда с нами. - М. СТД. 1988, с. 188 "Тл ад ко в А К. Teaip. Воспоминания и размышления — М! Искусство, 1980,с 61 ir'Попои А.Д. Художественная целостность спектакля -М, 1959,с.81 "•••Автором создания приема так называемых «поточных движении» был один из выдающихся балетмейстеров сфапы — Касьян Го-лсйзовскии "•Руссо Жан-Жак Об искусстве. — Л.: Искусстио, 1059. с. 168 '"Ворошилов В Я Феномен игры. — М: Советская Россия, 1982, с 5. "Ю других — позже. вдРадловС 10 лет в театре. -Л.: Прибои, 1929, с 241 - 242 "'Обычно во время репетиции и особенно представления партитура находится «под р>камп» режиссера. "'Либрстго «К мировой Коммуне» — Правда 1920, 19 июля. "'См. приложение № 2. ' В традиционном театре режиссеру практически с многими организационными вопросами прост не приходиться сталкиваться. "'Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избранные статьи в 2т. - М, Искусство, 1958. Т. 1, с. 191. '"Праида, и последние годы нередко можно наблюдать, когда в этой роли выступает сам режиссер-постановщик "С учетом того, что от этого решении во многом будет зависеть характер мизансцсннроиания. '"•В последнее время эскизы костюмов создает художник по костюмам, который, естественно, входит в состав художественно-постановочной группы. '"'Чаще всего работа но подбору и отбору музыкального материала и созданию музыкальной парппуры представления начинается после создания и >твсрждсния (приема) соответствующими заказчиками сценария и просмотра коллективов и исполнителей, намечаемых для участия в прсдсгавлснии "Чаще всего музыкальным руководителем становится дирижер. ! 'Понятно, чю до написания сценария постановочная ipyiina не собирается. '""Исходя из моего понимания роли художника-сценографа в массовом представлении, встреча и работа с ним чаше всего происходит сшс на уровне создания сценария. Причем обычно у большинства режиссеров ecib художники, с коюрыми они постоянно сотрудничают Например, И.М. Туманов с Б.Г. Кпоблоком. ""Об особенностях составления режиссером-постановщиком плана-графика смотри Приложение № 2 * Обычно после npocMOipa прсдполашсмых исполнителей. ""Просмотр и отбор режиссер проводит вместе с главными специалистами и ассистентами Одним из последних фиксирмотся все особснносш просматриваемых номеров: количество участников, протяженность, аккомпанемент и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|