Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И все же об актере-личности в массовом представлении 9 глава




"'Пиотровский А.И. Празднества 1920г. - В кн.: Пиотровский А.И. За советский театр. — Л.: 1925, с. 12—14.

|7:Эта особенность присуща и современным постановкам.

'"Организация массовых народных празднеств Речи и беседы пропагандиста, №16 — М.: Госиздат РСФСР, 1921.

|;4Всеволодский-Гсрнгросс В. История русского театра. — М.Л.: Теакинопсчать, 1929, Т. 2, с. 391

'^ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. I, д. 480, л. 85. Копия.

'"•Радлов С. Октябрьская инсценировка на Неве. —Л.: 1928.

'"Толстой В.П. Искусство рожденное Октябрем. — и кн. Агитаци­онно-массовое искусство. Оформление празднеств — М.: Искусство. 1984, с. 11.

""Варзин Н. Тамбовский агитатор. - В кн. Актеры-агитаторы, бойцы.-М: ВТО, 1970, с. 152-156.

|79Там же с. 151

""'Покровский Б.А. Ступени профессии. — М. ВТО, 1984. с 24.

""Вестник театра 1919, № 22, 29 апредм-2 мая, l 3—4.

|К2ГАМО, ф. 880, оп. I, д. 5, л. 81. Копия Цит. по кн.: Советское декоративное искусство. Материалы и докумсшы. 1917—1932. Агита­ционно-массовое искусство. Оформление празднеств. — М.: Искус­ство, 1984, с. 131-132.

"'В 1987 году в постановке театрализованною торжественного представления-открытия праздника «День города» на Красной пло­щади в Москве под руководством автора. В качестве режиссеров от­дельных эпизодов были руководители художественных коллективов московских домов и дворцов культуры и студенты МГИКа.

""Либретто «К мировой коммуне» — Правда. 1920. 19 июля.

1К1РадловС Десять лет в театре. — Л.: Прибои, 1929.

'"ЦГОАР г. Ленинграда, Ф. 1000, ОП. 25, Д. 34, Л. 108.

шЦехновицср О. Празднества Революции. — Л.: 1983.

'«Фаллов С. Э. Десять лет в театре. -Л.: 1929, с. 238-244.

'*чСсгодня редко встречаются (если не сказать — вообще не встре­чаются) аллегорические предегавлсния.

"На характер, приемы изображения таких масок oipoMnoc влия­ние оказывали художники-i рафики тою времени, и прежде всего плакаты окон РОСТА.

''"Пиотровский А. Хроника Ленинградских праздников 1919—1922 гг. В сб. Массовые празднества — Л/ Чкадсмия. 1926.

1ч:На банковском билете достоинством в К) рублей (червонце) было напечатано изображение известной скульптуры И Шадра «Сеятель».

т«Коллсктив массовых действии» осуществил целый ряд и дру­гих постановок, посвященных текущему моменту.

'^Представление состоялось 22 января 1922 года в Красном зале Выборгского райсовета.

|1ЬПиотровский А. Праздники революции.

'•"•Щеглов Д. У истоков. - В сб. У мешков. - М.: ВТО, 1960, с. 109.

|Ч7Пролеткультовцы считали, что такая их позиция имеет принци­пиально положи кмьную сторону — она приобщает к искусству массы трудящихся.

тЭти сонеты даны Дм. Щегловым, руководителем театральной сгудии Пстрофадского Пролеткульта. — Цит. по кн. У истоков. — М: ВТО, 1960, с. 41.

|Ч9Как ни странно, но и сеюдня в!сорстимсских изысканиях, ка­сающихся массовых форм Нетрадиционною театра, в частности мас­совых театрализованных представлении, можно сюлкнуться, правда, в завуалированном виде и другом повороте с рецидивом этой теории. Некоторые тсорешки объясняют почти полное отсутствие созданных профессиональными драма!ур!ами сценариев массовых представле­ний особенностью жанра. Хотя эю явление вызвано ор!анизацион-ными трудностями

:""Может быть сохранившиеся подспудно воспоминания, а скорее ощущения, позволили автору осуществить в Рязани театрализован­ное шествие-демонстрацию, посвященное 50-лсгию комсомола

О самом предегавлепин чуть позже.

'"-Такие физкультурные парады проводились и и друг их городах, в частности, в столицах всех республик.

21Г'Извсстнып псслсдовагель средневековой культуры М.П.Бахтин вообще считал карнавал единственным всенародным праздником, который зачастую противостоит официальным торжествам.

'"••Практически с первых дней войны профессиональные артисты совместно с армейской художественной самодеятельностью стали выступать даже на передовой перед воинским частями.

-'пБолсе подробно о фронтовых бригадах можно прочесть в кн. Рубб А.А. Публицистический театр 1917—1980 годов. Виды и формы. Поиски и находки. — М.: Российский институт переподготовки ра­ботников культуры, искусства и туризма. 1996, ч. 3.

1("'Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М.: АПН, 1983 (изд. 5).

3(|7Кноблок Б.Г. Грани признания. - М. ВТО, 1986, с.367.

-""Как правило, массовые стадионные театрализованные предста­вления для зрителей были зрелищем бесплатным.

^'Всего с 1947 по 1985 год включительно было проведено 12 Все­мирных фестивалей молодежи и студентов.

'"'Кноблок Г.Б. Грани признания, - М.: ВТО, 1986, с. 385-391, 400-401.

;|1К сожалению, свою лепту is то, чю в большинство этих «праз­дников» не отличались орипшальностью сценариев, неожиданно­стью режиссерских решении, самостоятельностью, внесли выходив­шие в тс годы многочисленные пособия, сборники статей, различные методические указания, которые но существу для каждого вида меро­приятий публиковали примерные сценарии, носiроенные по одной и той же схеме.

"•''Многие годы членом этого Совета был автор «Размышлений».

:пИосиф Михаилович был постановщиком практически всех Всемирных фестивалей молодежи и студентов, О|крытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году, постановщиком боль­шого числа торжественных театрализованных концертов на сцене Кремлевского Дворца съездов и многих;ipyi их массовых действ.

""Некоторые авторы книг о массовых театрализованных предста­влениях и праздниках отсчет этой традиции ведут с 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. Но до начала 50-х годов такие праздники были единичными явлениями.

-^Орлеанский А. «Алые паруса». В к и Театрализованные праз­дники и зрелища 1964—1972. — М.: Искусство, 1976, с. 72-76.

""•Калинин И.Е. Записки клубника. — Псков, 1995, с 134

"'Тснкин Д.М. 900 блокадных дней. В кн. Театрализованные праз­дники и зрелища 1964—1972. — М.: Искуеспю, 1976, с. 89-97.

7|<*Мы еще вернемся к работам А.Д. Силина.

-'•'Торжественные представления реквиемы проводились и прово­дятся во многих городах страны. Здесь и реквием на Мамаевом курга­не в Волгограде, и в Брестской крепости, и в Xaiunn, и в Одессе у мо­гилы Неизвестного солдата, и во ммошх дру[нх, связанных с Отече­ственной войной памятных местах.

-"Часто понятие «театрализованный концерт» употребляется, имея в виду музыкально-литературную композицию или концерт, ко­торый кроме специально написанною Продок! никаких элементов театрализации не имеет, или наличие в нем сцен из спектаклей.

"'Такие концерты принято называть «!еатралпзованныи темати­ческий концерт».

'"Постановочная группа была создана за юд до начала Олимпий­ских игр, как только было вынесено решение МО К о проведении Игр

в Москве. Председателем Оргкомитета был назначен зампред Совета министров СССР, председатель Госстроя СССР И.Т. Новиков.

"•Заместитель главною режиссера - народный артист Украины и России М. Ошсровский, ыавпыи режиссер по спортивной части - на­родный артист России Б. Петров манный балетмейстер - народный ар­тист СССР М. Годенко, главный режиссер фона — лауреат Госпрсмии СССР Л. Немчик, композитор - народная артистка СССР А. Пахмуто­ва, главный дирижер и музыкальный руководитель — народный артист СССР О. Димитриади, главный \ормсис!Ср — народный артист СССР В. Соколов, тайный художник - Р Казачек

114Тут И.Т. Новиков не совсем точен. Этот юржсствснныи проезд трех ведомых юношами древнегреческих квадрш с девушками-воз­ницами не только олицетворял преемственность олимпийского дви­жения, но и был как бы восстановлением начала древнегреческих конных ристалищ.

^Медвежонок был официальным талисманом ХХ11 Олимпий­ских игр в Москве. Его автором был художник В. Чижиков.

"'•Новиков И Т Олимпийский меридиан Москвы. — М.: Физ­культура и спорт. 1983, с. 85—86.

-:7В средствах массовой информации он назывался «Первый День города Москвы». Но справс;пнвости ради следует вспомнить, что пер­вый День города в Москве должен был состояться 22 июня 1941 года.

'"Впервые прием «наплывов» одного места действия в другое, од­ного эпизода на другой был осуществлен режиссером М.В. Соколь­ским в спектаклях лснишрадскою ТРАМа в 1925 году.

"•Только перечисление его современных видов и жанров может занимать не одну строчку в общем списке сценических искусств.

П"В наше время массовые театрализованные представления осу­ществляемся прежде всего как самостоятельное действо, которое в конце XX века чаще всего становилось синонимом праздника. Весь­ма часто эта форма массового театра использовалась в качестве куль­минации того или иного праздника.

'"Конечно, к Театру массовых форм относятся и карнавалы Но попытки сделать это действо традиционным, с нашей точки зрения, так и не увенчаюсь успехом.

•^Стремление выиш на площадь было вызвано желанием найти в истоках театра ответ на многие вопросы, которые стояли тогда, да и теперь стоят, перед современным Театром. Не случайно в массовых представлениях мы часто видим элементы балагана, обряда и ритуала.

-"Вообще же стремление театра выши на площадь — традиция, идущая с давних времен.

211Охлопков Н.П. О сценических площадках — М.: Театр, № 1, 1959.

-''Силин А.Д. Специфика работы режиссера при иосчановкс массо­вых театрализованных представлении под открышм небом и на нетра­диционных сценических площадках. — М1 ВИПКРК, 1987,4 1,с 16.

-"Театрализация подразумевает использование приемов и выра­зительных средств Театра: сценическое действие, создание сцениче­ской атмосферы, мизансцснированис и т.п. ко имя создания художе­ственного образа. (Иногда приемы театрализации бывают парадок­сальными) В то же время театрализация не можег быть самоцелью ре­жиссера.

217В том числе и таким где номера подчинены какой-либо теме. Например, творчеству определенного композитора.

21*Во многих языках название нерабочею дня связано с его сак­ральным, то есть религиозным, духовным содержанием.

71чДаль В.И. Толковый словарь живою великорусского языка. -М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1955. Т 3, с. 381

~4"Ссров С.Я. Календарный праздник и ею место в европейской культуре. В сб. Календарные обряды и обычаи в сiранах зарубежной Европы. - М.: Наука, 1983, с. 39

2"Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса — М.: с. 11

24-Там же. С. 12.

'41Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М.: Наука, 1978, с. 177.

-'•"Луначарский А.В. О театре и драматур! пи Т. 1,с. 196.

24>В праздниках оформление, как правило, носит шутливый ха­рактер.

24ЬГенкин Д.М. Массовые праздники — М/ Просвещение, 1975. с. 91.

г47Совстский энциклопедический словарь. — М. 1989, с. 1064

24*Даль В. Толковый словарь живою великорусского языка. — М. 1955. Т 3, с. 389.

:4'Я обращаю на это внимание, прежде всею потому, что считаю: в каждом понятии содержится не только содержание и форма, но и жанровая, видовая специфика.

25<)Под определением «монументальное по форме» я понимаю укрупненный стиль сценическою действия, который создастся отбо­ром определенных выразительных и постановочных средств, прису­щих монументальному искусству.

"'«Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнею» и jipyinv

шСмнльгис Э. В сб. Массовые праздники и зрелища. — М.: Ис­кусство, 1961, с. 188.

'-''Более подробно обо всем зтом — разговор дальше.

-"Розовский М.Г. Режиссер зрелища. — М.: Советская Россия, 1973, с. 21.

-"Одна из которых, драматург знакомый с особенностями и зако­нами массовых представлении — явление весьма редкое.

"'•Правда, им всем был не чужд и литературный дар. Но даже в том случае, koi,m режиссер не «владеет пером», то все равно в основе созданного л in оратором или группой л итераторов сценария лежит за­мысел режиссера

:'тЮрснсв Р Александр Довженко. — М.: 1959, с. 30.

^"Пиотровский А Театр, Кино, Жизнь. —Л. 1969, с. 93.

'-'Там же, с 95.

''''Лауреат Гос>дарс1 ценной премии СССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Анатолии Дмитриевич Силин, по­жалуй, один из самых востребованных режиссеров-авторов, поста­новщиков различных массовых представлений и праздников в конне XX и начале XXI веков Неудивительно, что в качестве современных примеров чаще всею используется ею творчсспю

3(>|Силин А.Д Площади -- наши палитры. — М.: Советская Рос­сия, 1982, с 64

^Любопытно, что солирующий актер чаще всего является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным, легко узнаваемым героем своею време­ни, или символическим аллсюрическим персонажем.

-'''Роден О. Сборник статей о творчестве. — М.: 1960, с. 59.

'"Речь идет не о бесконфликтности и не об отсутствии дей­ственной линии, а о совершенно другой природе конфликта, по­строенной чаше всего на борьбе заранее известных противоречий или столкновении жанров, или строится на столкновении происхо­дящего на сцене и происходящем действии на киноэкране как разо­блачение первого.

^Кульминация массовою представления — наиболее значимая эмоциональная вершина, к которой стремится все дсистиис.

-'•'•Ромм М.И Беседы о кинорсжиссурс. — М. 1975. с 210.

2('"Эпизодом массового представления может быть и отдельный масштабный номер.

1(АОтбор номеров для каждого эпизода диктуемся режиссерским замыслом массового представления. Критерием отбора служат: его художественное достоинство, свежесть и неожиданность решения и возможность его пластического решения.

''•''Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре гсафализованных предста­влений. — М.: Советская России, 1977, с. 28.

""Иногда поэтому режиссеру приходится в какой-то мере перера­батывать или сокращать отбираемые номера, чаше всего хореографи­ческие из-за их порой затянуюсги, для сохранения общего ритма дей­ствия. (Необычно при этом действует он через постановщика номера.)

-"'Во 2 томе Избранных сочинений (в 6 томах) С.М Эйзенштей­на, на странице 157 можно прочесть. «Дна каких-либо куска, поста­вленные рядом, неминуемо соединяемся в понос представление, воз­никающее из этою сопоставления как новое качество».

'"Шкловский В. Эйзенштейн. — М.. 1973, с 84.

-"Эйзенштейн С.М. Собр. соч., т. 2, с. 433.

274 Иначе говоря, продумывание режиссером-автором монтажа номеров, эпизодов, отбор номеров, выразительных средств происхо­дит уже на уровне создания сценария.

Э71Яхонтов В. В. Театр одного актера.

2'пВсс тексты песен для этого представления написаны Б. Пурга-линым.

277В представлении использованы тексты подлинных документов того времени.

-'"Довженко А.П. Собр Соч. Т. 4. с. 370.

-'^Причем следует подчеркнуть — образное видение всегда инди­видуально.

-""Гончаров А.А. Режиссерские тетради. — М.: ВТО, 1980, с 161.

-"'Материалы 11 Всесоюзною съезда советских писателей. Стено­графический отчет - М.: 1958, с. 335.

-*:История массовых представлении знает случаи, когда тему при­думывает сам режиссер-автор.

2*'Эстетика. Словарь. — М.: Политиздат, 1989, с. 99.

'"-'Чаплин Ч. Моя биография. — М: 1966, с. 249.

-Товстоногов ГА. Зеркало сцены С. 54.

2!"То, что режиссер-постановщик массового представления в большинстве случаен является автором сценария, или его замысел становится первоосновой сценария написанною другими авторами — мы уже выяснили.

'^'Розовский М Г Режиссер зрелища. — М: Советская Россия. 1973, с.

-""Товстоногов ГЛ. Зеркало сцены. — Л.: Искусство, 1984. Т. 1, с. 98.

^Туманов И.М. Тсагр под открытым небом. С. 25.

21>"Ильинский И.В. Со зрителем наедине. — М.: Молодая гвардия, 1964, с.96.

""О нашем понимании роли художника-сценографа в создании массового представления — позже

"''Пиотровский A Teaip Кино. Жизнь. — Л 1969, с. 93.

'1>'В различных видах искусства мастер, создающий го или иное художественное произведемте, воспринимает пространство не как мертвую площадь, а как часть действия.

""Зрители этою представления разметались на берегах озера.

Смильгис Э.Я В сб. Массовые праздники и зрелища. — СПб. Ис­кусство, 1961, с. 128.

-Ч1Позжс мы еще вернемся к разговору о пространстве.

2%В психологии под термином «образ» подразумевается не только зрительное представление, но и слуховые, и осязательные восприятия и ощущения — все богатство впечатлении быгия.

^Гончаров А.А. Режиссерские тетради. — М.: 1980, с. 160.

^Станиславский 1C.С. Собр. соч Т 4, с. 150.

^'Гснки Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975, с. 101.

'""Кстати заметим, умение композиционно выстроить действие относится к одному из качеств, определяющих степень профессио­нальности режиссера-автора.

""К сожалению, с точки зрения нскоюрых режиссеров постанов­ка массового предскшлсния сводится к постановке пролога и финала, а между ними — это простои показ концертных номеров. Нечего и го­ворить, что такое понимание ничего общего с массовым представле­нием не имеет.

3|11Поиск, определение жанра представления осложняется тем, что существующие в литературоведении определения жанров слиш­ком общи. Даже дополнительные эпитеты: представление-реквием, документальное представление, представление-хроника и т.д. не мо­гут по всей полноте раскрыть предполагаемый жанр представления.

'"'Довженко А.П. Собр. соч. Т. 4, с. 305.

""Довженко А.П. Собр. соч. Т. I, стр. 64-65.

""Надо заметить, ч го новое представление о предмете не отменя­ет два других, а как бы «просвечивается» сквозь них.

"Словарь литературоведческих [срминов. — М.: Просвещение, 1974, с. 348.

""Тудоровская Е. Фольклор и эгнофафпи. - М, 1974, с. 84.

щСоддатская каска стала символом воины, патефон — предвоен­ных лет и т.п. Следует заметить, что в японском традиционном театра вообще многие предметы в руках исполнителен становятся символа­ми того или другого события, действия. 11апрпмср, хлыст в руках ис­полнителя обозначает, что он всадник.

^Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализо­ванного концерта — Л.. 1974. с. II.

""Динамо — название электромашины, _ысктро1енсраторы. ос­новные части которого — ста гор и ротор.

'"Основная беда многих сценариев массовых представлений в последнее время — засилье в них слова, подмена литературного текста славословием, псевдолитературой.

''-Акимов Н.П. О театре. Л.- М.: Искусство, 1962, с. 328.

'"Немирович-Данченко В.И. «Режиссер должен быть сам по се­бе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с коюрым ему приходится иметь дело. Когда он начинает работать, он и как художник, и как гражданин, и просто как член человеческого общества должен обладать чуткостью в вопросах этики, идейности, политической устремленности, граж­данственности, что и составляс! сущность социальности». Статьи. Речи. Беседы. Письма. — М., 1963, т. I.e. 25.

'"Пудовкин В. Собр. соч. в 2-х т. — М.. 1974, т 1. с 33.

'"Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 1, с 30.

'"•Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 г. Т 2, с. 219.

3|7То, что мы видим на сцене концертного зала «Россия», — боль­шие эстрадные представления, основой которых в разных ипостасях сольные концерты, осуществляемые высокопрофессиональным ре­жиссером Грсшиловои.

""Этой стороне рабо!ы режиссера-постановщика массовою представления посвящены учебники и методические пособия Такая литература, правда, весьма нсзначшсльная, имеется Большинство из них указаны в списке литературы. Поэтому позволю себе в приложе­нии № 1 высказатьлишь несколько общих мыслей о процессе работы режиссера над постановкой массового представления

"Товстоногов ГА О профессии режиссера — М: ВТО, 1967, с. 194

""Там же.

"Туманов И М Режиссура массового зрелища - М, ВТО, 1964, с 33

'"При этом нельзя забывать, что в выборе той или другой формы большую роль играет личное пристрастие режиссера.

'"'Краткий энциклопедический словарь. — М, 1989.

"4Смышлясв В Техника обработки сценическою зрелища. — М., 1922, с. 122. / Всршковскою Э.В. Режиссура клубных массовых пред­ставлении -Л,19К1,с 47,48.

;'\Эго не означает, что в массовом предаав ichhh не может быть использовано действие именно толпы

''Мы не имеем в виду ролевую дифференциацию участников массовой спсны, как эю свойственно традиционному театру. Напри­мер, в «Горе от ума» Более юго, чрезмерное увлечение режиссера в нахождении особенно на первых на репетициях индивидуальных черт приводит к отрицательному результату, поскольку в массовых пред­ставлениях отсутствует детальная психологическая разработка образа.

Ч17Сегал М.Д. Сб. Массовые театрализованные представления и праздники. — М: ВТО, с. 40.

12кЭизенштсин С.М. Избранные произведения. Т 5, с. 327.

32ЧСледует заметить, что хор — один из самых консервативных эл­ементов любого представления.

""Попов А.Д. Художественная целостность спектакля — М: ВТО, 1959, с. 178.

'"Попытка создать полнокровный психологический образ в мас­совом представлении обречена на провал.

•"Жесты и позы, выражающие страх, гнев, удивление, внимание и т.д

11 Белинский В. Содержание и задачи риторики. В кн. Об оратор­ском искусстве. — М., 1973, с. 115.

"JPo зоне кий М Г Режиссер зрелища. — М Советская Россия, 1973, с. 69-70.

""Особенно в представлениях, идущих под открытым небом

'"Церемония — 1 Торжественный, официальный акт, при пропс-дсппп которого установлен определенный порядок — церемониал (Энциклопедический словарь) 2 Установленный или обычный имсш-нии порядок, обряд, чин, цсрсмониак Установленный порядок тор­жественного дела (Даль)

П7Всршковскип Э Режиссура массовых клубных прсдставде-шш. - Л.: ЛГИК, 1981, с. 5

""Гладков А. К Tcaip Воспоминания и размышления -М Ис­кусство, 1980,с Х5

''•Дидро Д Избранные произведения М-Л, 1951

'•"'Обрат Л.Е Попек пластической правды — В сб Театрализо­ванные пращники и зрслпша 1964-1972. — М.: Искусство. 1976, с til

'-"Ainop и посыновшпк пантомимы И Г Pvi6epi

14? Попов А.Д. Художссшспная выраштслыюиь снекыкля — М. 1959,с 207

'•"Термин «iCMnopniM» введен в пракшку театра К.С. Станислав­ским В сценическом искусстве понятия «темп» и «ритм» взаимосвя­заны Дсиспше па сцене не может проходить (действующее чино, ис­полнитель не может жить на сцепе) только it ригмс или icmiic Ноло не озпачас!, чю темп и рщм в toi пли друюи момент денеi пня обяза-тстьно совпадают Все записи! oi предлагаемых обсюятсльсш

14 Попои А.Д.Хуложсст пенная целостность спектакля — М, 1958, с 169-170.

'^Естественно, чю, ыбоысьоб обшсн динамике чснсгпия пред-станлсния, режиссер добиваемся верного посфоенпя ритма linvrpn кажлого лшзода

'"Так, уже к одном из первых массовых предсывлспин «Гимна освобожденного труда» шссшие рабон шло под зпуки похоронного марша Шопена Светлое царе i no xapaKTepiuoitajiocb отрывками in «Ло-энгрппа» Bat пера, шествие угпеытслси — под звуки разухабист ых пьпапскпх песен, заглушавшихся Марсельезой, хоровод вокру! «де­рева Свободы» — под музыку из оперы «Садко» Рпмского-Корсакова

шКс1аги, эти последние символы стали для скульптора И. Шадра своею рода ОСПО1ЮП д^1Я создания знаменитых скульшурпых nopipe-юв красноармейца, рабочею, сеятеля. Затем репродукции лпх работ были воспроизведены на первых советских почтовых марках А кре­стьянин-сеятель — па первых советских чсрионнах

""Так, уже в Средние иска цвет носил символический характер Например, голубой олицспзорял покоп, нежность, а красный — сил> воинственность смелость

'-''Вообще, мне представляется, что зримый зрительный художе­ственный образ, а значит и ею создание, ив wcicm одной из важней­ших сторон любою зрелищною искусства

""Б.Г Кноблок и книге «Грани призвания» довольно часто слово «представление» заменяет словом «концерт».

' 'Кноблок Б Г Грани признания - М ВТО, 1986, с. 427-428

^Там же

"Там же, с. 423

ч^ Шьются кос!юмы только в исключительных случаях для все­мирных фестивалей, спарыкпа \ и друшх общегосударственных ме­роприятий- На практике, чаше всею в массовых представлениях ис­пользуются готовые кос номы коллективов.

Покровский Б.А Ступени профессии — М ВТО, 1984, l 24

Wi Бахтин А. Творчество Франсуа Рабле и народная к>лы>ра Сред­невековья и Ренессанса. — М.: Художественная лшсратура 1965, с 47.

"Козинцев I Собр соч. в5т — Л: Искусство, 1989, с. 384.

""Естественно, чю все >казапныс неградицпоппыс средства, в том числе и новые, не п юд фантазии автора, а либо использованные им самим, либо не раз виденные в самых различных массовых пред­ставлениях

'•"Варшавским ЯЛ Полиэкран начинается •- М, Всесоюзное бюро пропаганды, 1981, с 5

"В некоторых псючппках автором hbcihoio фона считается на­родный художник СССР — Б.Г. Кноблок

">Гдан Б Н Праздник всегда с нами. - М. СТД. 1988, с. 188

"Тл ад ко в А К. Teaip. Воспоминания и размышления — М! Ис­кусство, 1980,с 61

ir'Попои А.Д. Художественная целостность спектакля -М, 1959,с.81

"•••Автором создания приема так называемых «поточных движе­нии» был один из выдающихся балетмейстеров сфапы — Касьян Го-лсйзовскии

"•Руссо Жан-Жак Об искусстве. — Л.: Искусстио, 1059. с. 168

'"Ворошилов В Я Феномен игры. — М: Советская Россия, 1982, с 5.

"Ю других — позже.

вдРадловС 10 лет в театре. -Л.: Прибои, 1929, с 241 - 242

"'Обычно во время репетиции и особенно представления парти­тура находится «под р>камп» режиссера.

"'Либрстго «К мировой Коммуне» — Правда 1920, 19 июля.

"'См. приложение № 2.

' В традиционном театре режиссеру практически с многими ор­ганизационными вопросами прост не приходиться сталкиваться.

"'Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избранные статьи в 2т. - М, Искусство, 1958. Т. 1, с. 191.

'"Праида, и последние годы нередко можно наблюдать, когда в этой роли выступает сам режиссер-постановщик

"С учетом того, что от этого решении во многом будет зависеть характер мизансцсннроиания.

'"•В последнее время эскизы костюмов создает художник по ко­стюмам, который, естественно, входит в состав художественно-поста­новочной группы.

'"'Чаще всего работа но подбору и отбору музыкального материа­ла и созданию музыкальной парппуры представления начинается по­сле создания и >твсрждсния (приема) соответствующими заказчика­ми сценария и просмотра коллективов и исполнителей, намечаемых для участия в прсдсгавлснии

"Чаще всего музыкальным руководителем становится дирижер.

! 'Понятно, чю до написания сценария постановочная ipyiina не собирается.

'""Исходя из моего понимания роли художника-сценографа в массовом представлении, встреча и работа с ним чаше всего происхо­дит сшс на уровне создания сценария. Причем обычно у большинства режиссеров ecib художники, с коюрыми они постоянно сотруднича­ют Например, И.М. Туманов с Б.Г. Кпоблоком.

""Об особенностях составления режиссером-постановщиком плана-графика смотри Приложение № 2

* Обычно после npocMOipa прсдполашсмых исполнителей.

""Просмотр и отбор режиссер проводит вместе с главными спе­циалистами и ассистентами Одним из последних фиксирмотся все особснносш просматриваемых номеров: количество участников, протяженность, аккомпанемент и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...