И все же об актере-личности в массовом представлении 7 глава
Надо заметить, что в большинстве случаев предложения членов художественно-постановочной группы не только конкретизируют, но и обогащают воплощение задуманного режиссером-автором сценария. Обыкновенно окончательный вариант сценария создается тогда, когда режиссер вносит в исто вес ic поправки, с которыми он согласился. Это естественно и закономерно. Только после этого режиссер, исходя из объема предстоящей работы и сроков, отведенных на создание представления, приступает к составлению плана-графика работы над представлением (Приложение № 1). РЕПЕТИЦИИ Думаю, что этот этап работы режиссера над созданием массового представления не только так же важен, как и рождение режиссерского замысла, но и более ответственен. Ведь именно от результата репетиции зависит судьба представления. Да, к моменту начала репетиции режиссер уже знает творческие силы, он имеет в своем распоряжении порядок и конкретное содержание эпизодов и всего представления, каким будет оформление, как будет решено сценическое пространство, где, когда и какая будет звучать музыка, в какие моменты действия возникнут те или другие спецэффекты, кинокадры, слайды, какие будут звучать шумы и т.д. и т.п. И все это не в его мысленном представлении — все зафиксировано на бумаге, на полях сценария, в партитуре. Все обговорено, уточнено с помощниками, с постановочной группой, каждый из них знает, что и с кем ему надо делать Произнося слово «репетиция», обычно подразумевают весь период подютовки и создания сценического произведения. Именно поэтому в большинстве не только театроведческих работ, но и всяких пособии, связанных с непосредственной практической работой, эго! этап называется «репетиционным периодом». Пожалуй, такое определение этой стадии создания массовою действа, как и любого другого сценическою произведения, наиболее соответствует такому определению Убеждает меня в этом, прежде всего, то, что понятие «репетиционный период» при обшей конечной цели — создание определенного сценическою действа — как бы вобрало в себя целый ряд конкретных задач и последовательных действии, по своей сути, по своему содержанию достаточно отличающихся друг от друга. Не случайно каждая отдельная составляющая «репетиционного периода» имеет свое название, в какой-то степени выражающее суть содержания той или другой репетиции.
Размышления о репетиционном периоде массовою представления убеждают меня, что при всех задачах, которые требуют решения режиссером-постановщиком во время этого этапа, цель у него такая же, как любого, ставящего спектакль театрального режиссера — практически за репетиции создать задуманное представление Правда, в отличие от театральною режиссера, режиссер массовою действа осуществляет постановку значительного по масштабам зрелища, с офомным количеством участников, порою достигающим нескольких тысяч человек. Причем осуществляет, как я уже не раз подчеркивал, в сжатые до предела, минимальные сроки. Нет нужды говорить, что эти обстоятельства — число участников и дефицит репетиционного времени — создают условия, во многом принципиально отличающиеся от условии, в которых репетирует театральный режиссер А значит, изменяют приемы, характер и содержание самих репетиции, составляющих весь репетиционный период Создан «партитуру представления», режиссер-постановщик совместно с постановочной группой приступает к репетициям будущего представления, во время которых пречсгоит - свести отдельные (отобранные номера) в эпизоды, введя в них (в эпизоды и номера) нужные дополнительные игровые моменты,
—создать и отработать массовые номера; —ввести в эпизоды фоновую \i\3i.ik>, шумы, свет и другие по —затем свести все это в единое целое Раскрытие технологии репетиции по созданию массового представления не входит в мою задачу. Мне важно понять и выявить отличия, свойственные тому или другому виду репетиции Естественно, законов ведения репетиции не существует, да и не может существовать. У каждою режиссера своя «метода», свои привычки, свои приемы их проведения, свои приемы работы с исполнителями Нетрудно понять, что на этих репетициях окончательно складываются мизансцены, устанавливается порядок выходов и уходов исполнителей, отрабатываются монтажные переходы — связки между номерами, добивается четкость, слаженность и точность исполнения эпизодов и т.д. Конечно, любая репетиция — творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссера. Следя за тем, что происходит на сценической площадке, постановщик не только проверяет правильность действий исполнителей, но и мысленно соотносит получающийся результат с задуманным и, если это необходимо для более выразительного действия, вносит определенные коррективы. Естественно, что мнение режиссеры прежде чем приступить к репетициям, предварительно намечают для себя схему тех же мизансцен и переходов исполнителей, принципы смены зрелищных элементов и т.д. помня при этом весьма важное обстоятельство, смысл которого томно выразил один из выдающихся советских режиссеров А.Д. Попов: «...нельзя лепить мизансцены из пассивной актерской массы. Необходимо иметь разбуженного к действию, целесообразно действующего актера»'". Действительно, несмотря на предварительную наметку передвижения исполнителей, все равно репетиция не является механической «разводкой» по заранее намеченным местам, а акг творческий, при котором режиссер добивается у исполнителей осознанного действия. Но при всем этом я убежден, что успех репетиции массового представления напрямую зависит и от того, как она организована, каков ее порядок. Например, к какому времени репетиции вызывается тот или друюй участник, тот или другой номер. Но как па репетициях кого-либо спектакля, так и на репетициях массового представления очень важна (правда, опыт подсказывает, что гораздо важнее, чем на репетициях спектакля) творческая атмосфера, в какой она проходит. Режиссер массового представления понимает важность не только организационной стороны репетиций, но и элементарного внимания к людям. Например, не помотает сохранять на репетиции творческую атмосферу, когда режиссер держит всех вызванных людей до конца репетиции по принципу «а вдруг понадобятся». До сих пор помню, как у одного режиссера, не отпускавшего всех вызванных до конца репетиции, нужны они были ему или не нужны, участники, перефразируя популярную в те 1960-е годы песню, пели: «Есть у репетиции начало, нету репетиции конца». Вообще, умение вссги репетицию в ритме, без пауз, без потери времени, в творческой обстановке — важный фактор в успехе работы режиссера-постановщика.
Думаю, что содержание репетиции эпизодов не нуждается в особых рассуждениях «по поводу». Практически главное здесь -успеть отрепетировать все намеченное и необходимое количество отведенных на каждый эпизод репетиции и времени. При этом само собой разумеется, что постановочная группа принимает непосредственное участие в каждой репетиции, исходя из того, что (согласно графику) нужно сделать, чего нужно добиться именно на этой репетиции от участников репешции. Репетиции с массовкой Создание массовых с цен и характер и\ репетиций имеют свои, причем решающие особенности. Сказанное хорошо известно тому, кто хоть раз осуществлял постановку массовою представления. К сожалению, ни кнш, пи учебников о законах и особенностях репетиций с массовкой до сих пор нет. Поэтому неудивительно, что многое в моих рассуждениях будет опираться на собственный опыт. Обычно еще до встречи с участниками массовых сцен, мысленно представляя себе их деиспшя, режиссер составляет схемы планировки, построения мизансцен, переходов и т.д. То есть все. от чего организационно зависит плодотворность проведения репетиций, обдумывается заранее.
Встреча с участниками массовых сцен, как правило, начинается не с частностей, а с их знакомства с общей картиной, общим рисунком массовых сцен, порядком действий и с объяснения их смысла в общей концепции всего представления. При этом режиссер-постановщик старается не загружать собравшихся многими задачами и избегает длинных речей. Участники массовых сцен ждут от режиссера не речей, а действии. На этой же встрече обычно обговариваются все «реплики» (cm налы — визуальные, музыкальные и т.п. и их последовательное!!,), по которым участникам придется так или иначе действовать. Одна из решающих особенностей репетиции массовых сцен заключается в том, что, как показывает практика, проводится она не со всеми участниками, а с руководителями групп, которые создаются заранее."11 Трудно не согласится с И.М. Тумановым, который справедливо подчеркивал, что «условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их испольювапия громадный».ш Дело в том, что чаше всего из-за недостатка времени группа, которую возглавляет ее «руководитель», действует по принципу «делай, как я!». Именно каждый руководитель группы во время представления следит за командами ведущего представление режиссера и руководит своей группой. Обычно еще до проведения обшей «прогонной» репепшии, прикрепленные к руководителям групп ассистенты режиссера, оговорив задачи групп — рисунок их движений, ритм и темп, сигналы для того или другого действия и т.д. — проводят с ними отдельные репетиции. Они прослушивают фонограмму, с ними проходят схему, как правило, довольно элементарных движений (нетал, перешел, повернулся, поднял правую руку и т.д.), характер пластики. Конечно, все пластические композиции репетирую 1ся по фрагментам, причем чаше всего «под счет». Потом, когда на репетицию вызываются все участники массовых сцен, эти пластические композиции рспежруются подряд, одна за другой, от начала до конца их действия в представлении. Это нужно не только исполнителям, но и самому режиссеру. Ведь все, что отрабатывается на этой репетиции, не самоцель. Синхронность перестроений, четкость исполнения, темпоритм движения — все направлено на главное — создание художественного образа. Конечно, то, о чем я говорю, лишь схема. На деле все гораздо сложнее. После репетиции представления по частям (эпизодам) наступает время сводной репетиции, которая проводится после монтировочной репетиции
Монтировочная репетиция Но прежде несколько слов о еще одной очень важной репетиции, которая предшествует сводной. Я имею в виду моптировочную репетицию, или, как ее называют, «монтировку». Задача этой репетиции ничем не отличается от монтировочной репетиции в театре: установить, собрать и подогнать (смонтировать) все элементы оформления массового представления То есть отработать все, что связано с оформлением и технической стороной представления, и окончательно определить декорационное и световое решение представления (на что и в театре уходит львиная доля репетиции). Дело в другом: в ее специфических условиях и масштабах, вызванных нестандартным, офомным по сравнению с театральной сценой сценическим пространством, не имеющим стандартного технического оборудования, да еше порой с архитектурными и ландшафтными особенностях!п. Если театральная сцена имес! одежду сцены (кулисы, падуги, занавесы), штанкетные подъемы и т.п., дающие возможность в нужный по ходу действия моментчю-ю поднял.,, что-то опустить, сменить часть декораций, то в сценическом пространстве, в котором разворачивается массовое действо, как правило, этого просто нет. Поэтому монтировочная репетиция массовою представления - это не просто установка, а чаще всею строительство (сборка из привезенных деталей) различных сценических площадок, станков, ступеней, пандусов, усидповка специальных подъемных механизмов, осветительной аппаратуры и всех необходимых декорационных и других элементов, не только создающих зрительный образ массового представлении, но и помюляюших вести на этом сценическом пространстве непрерывное действие.147 Сводная репетиция Нетрудно понять, почему только после монтировочной репетиции проводится репетиция сводная. Уже само название говорит о ее содержании. Собственно, все, что наработано, найдено, определено, утверждено режиссером-постановщиком и постановочной группой в процессе предшествующих репетиций исполнителями, техническими и прочими службами, впервые проходится подряд от начала до конца. Именно на этой репетиции (или есть возможность — этих репетиций) вводятся все постановочные компоненты.ш В том числе оформление и реквизит, которые обычно к этому моменту уже готовы. Как правило, «сводная репетиция» массового представления, в отличие от репетиции спектакля, весьма долгая1"1' — с постоянными остановками для уточнения и поправок. Поначалу все не ладится, вроде бы даже все разваливается. Это закономерно. Ведь впервые все службы, обеспечивающие представление, работают вместе, одновременно. Им надо приладиться друг к другу и к исполнителям. Недаром первую сводную реиепщию называют «адовой». Кажется, что ей нет конца и края. Здесь делается все — стыкуются, переходя ог эпизода к эпизоду, вводятся сводные номера, окончательно уточняется световая и звуковая парштуры, все монтажные (в том числе и монтировочные) переходы, выверяется оформление и т.д. и т.п. Словом, проверяются в действии все элементы, создающие целое тын образ массового представления. Иначе говоря, впервые собрано все представление Кстати, чаще всего всю массу исполнителей режиссер-постановщик видит впервые именно па хгои репетиции Само собой разумеется, что только после того, как все представление пройдено от начала и до копна, все учасшики (исполнители и службы) практически начинают понимать свой «маневр» в общем действии. Но, как эю ни покажется неестественным, представление еще не родилось. Происходит это только на прогонных репетициях. Прогонные репетиции Именно па этих репетициях режиссер наглядно видит все достоинства и недостатки содеянного им. Именно на этих репетициях, вернее, уже па первой из них. обнаруживаются (если они есть) ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры», то есть выверяется ритм эпизодов, их смены, устанавливается темп представления и т.д. Словом, во время прогонных репетиций (а их, как правило, меньше двух практически не бывает) окончательно шлифуется все представление и впервые возникает сценическая атмосфера. Собственно, именно на прогонных репетициях становится зримым результат проделанной режиссером и постановочной группой работы по созданию представления. Нечего и говорить, что успех этих репетиции зависит от того, как они организованы, оттого, насколько на прогонах четко работают все службы. Знаменательно и го, чк> именно на прогонных репетициях происходит окончательная шлифовка всего представления, закрепляется его правильный темпоршм и верная сценическая атмосфера. А дальше — известное дело — генеральная репетиция и... Да! Само представление! УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ Казалось бы, на этом «Размышления» об особенностях создания массового театрализованного представления и ею особенностях можно было бы закончить, если бы не одно весьма важное обстоятельство, связанное именно с тем, от чего по многом зависит успех у зрителей этою вида, как и других видов. Нетрадиционного театра — от продуманности и оркшизации управления ходом представления, во многом отличающееся от оркшизации управления ходом традиционного спектакля. Не секрет, что от четкости работы центрального поста управления, откуда осуществляется руководство представлением, вообще зависит многое. Например, своевременность выхода той или другой группы исполнителей, и прежде всего участников массовых сцен, синхронность их действий, смена фонов, включение тех или других спецэффектов и г.д. А если к этому прибавить четкость и слаженность работы всех вспомогательных служб, то становится понятным, от кого и чет о зависят слаженность и темпоритм идущего представления. Обычно вопросы управления продумываются еще при создании партитуры представления (темпы отдельных эпизодов, продолжительность nayj, стоп-кадров, момсшы смены картинок фона и т.д.). Осуществляя постановку этого массового представления (как, между прочим, и других),черезвычайно подробно была продумана схемыа организации управления и связи, в котором помимо членов художественно-постановочной группы было привлечено более 55 человек. Удивительное дело, вспоминаю, как было устроено управление этим представлением, а и iолове все время мысль: если исключить современные способы связи, то такои же принцип построения управления был еше в 1920-е годы, когда осуществлялись вошедшие в историю советского театра массовые постановки в Петрограде. Из воспоминаний свидетелей становится ясно, что уже тогда управление всем действием представления велось с центрального пункта, где располагался главный штаб и куда сходились все нити представления. Отсюда по команде руководителя-режиссера один эпизод представления сменялся другим. Для передачи команд использовались самые различные средства связи: от телефонной до зрительной (флажки, плакаты с порядковыми цифрами, звонки и т.д.) по заранее обговоренной и установленной отделом связи схеме. Позволю себе привести отрывок из книги постановщика одного из таких представлении режиссера С. Радлова «Десять лет в театре». Вот, что он пишет: «Начинается спектакль. Мы на капитанском мостике около Невы и против Биржи. В наших руках флаги, телефоны. Элекфические звонки. На ступени Биржи выходят актеры. Я нажимаю звонок. И они садятся послушно. Я выдерживаю паузу, ту самую, точно ту самую, какую мне нужно, звоню еще раз. И они снимают шляпы. Еще — и раскрываются книги...»140 Естественно, что при таком способе ведения представления, да еще при отсутствии твердого текста (существовал только ею каркас) его темп, длительность пауз, появление световых и звуковых эффектов зависели от воли ведущего режиссера, который «дирижировал» всем течением представления. Вот, пожалуй, все, чю мне хотелось сказать, раздумывая об организационно-творческой работе режиссера, ставящего массовое представление. Глава X ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Заканчивая «Размышления» о возникновении, становлении, развитии Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, и в частности об одном из основополагающем его виде — массовых театрализованных представлениях, об особенности их драматургии, их режиссуры, невольно возникает желание осмыслить, как бы подытожить все, о чем говорилось на страницах этой книги. Прежде всего, в результате этих рассуждений я еще больше утвердился втом, что Нетрадиционный театр, Театр массовых форм, при всех его особенностях и отличиях — одна из полноправных и равноценных ветвей искусства Театра, театральною искусства. Глубоко осознанное стремление выйти на площадь к огромной аудитории, говорить народу о великих свершениях самого народа, о Мире, Свободе, Равенстве, Братстве, говорить о судьбах народа, о его героических делах всегда отличало подлинного режиссера-художника. Так же. как умение чутко ощушать. чем се-годня живет общество, что это общество волнует Несмотря на все разнообразие видов и форм Нетрадиционного 1еатра, его драматургия, ею режиссура, являясь частью общего теафального дела, в своей основе on ал ки вас i см от тех же творческих и художественных принципов, тсч же законов, что и всякое другое искусство Театра. Вот почему в данных «Размышлениях» я рассматривал искусство Нетрадиционного театра, и в частности массовых представлений, как часть общего опьпа всего Театра. В ходе раздумий о судьбе этой ветви Театра мне очень важно было подчеркнуть, что становление и развитие массовых театрализованных представлении, динамика их развития, самым тесным образом связана с политическими, социальными преобразованиями общества, с общественным развитием страны, с устремлениями передовой, прогрессивной части общества и его эстетических воззрений. К любому массовому представлению, массовому действу нельзя подходить в отрыве от исторической обстановки. В массовых героических представлениях-зрелищах (а массовые формы театра — это искусство героическое), с их масштабностью, монументальностью, эпической силой, в образно-художественном воплощении выразилось оптимистическое восприятие народом свершившегося революционного преобразования. Наиболее ярко это проявилось в празднествах Великой Франц>зскои революции, а в России — в годы после Октябрьской революции. когда со всей силой выявилась снромная тяга победившего народа к массовым представлениям, чтобы выразить свое отношение к свершившемуся. Не случайно первое слово в истории массовых представлении в нашей стране в послереволюционные годы суждено было сказать Петрограду, а затем Москве и другим городам послереволюционной России. Хотя не так уж трудно заметить, что в «Размышлениях» речь идет лишь о тех постановках, в которых, с моей точки зрения, с большей полнотой выразились особенности массовых представлении и праздников тех лет, поскольку и тогда и позже были массовые представления, весьма далекие от умения постановщика интересно, впечатляюще раскрывать все величие, всю глубину события из истории нашей страны Массовое представление — это подлинно народное действо, истоки которого, несомненно, лежат в самых различных праздниках; это действо, вобравшее и себя многовековой опыт мирового театра, и, прежде всею, площадного театра. Массовое представление — это не сборник разных видов и жанров искусств, это зрелище-действо, в котором все виды и жанры ор-1анически сплавлены в сiройное полифоническое, единое, яркое, зрелищное сценическое прои знедение. Не случайно режиссуру массовых представлении называют «живописной режиссурой». Именно «живописной». Как нетрудно было заметить, читая данные размышления и рассуждения, что у искусства Театра массовых форм гораздо больше возможностей, чем, скажем, у театра, или кино, или телевидения. Не могу удержаться, чтобы не привести по этому поводу еще одно знаменательное высказывание Б.Г. Кнобло-ка, человека весьма сведущего в этом виде сценического искусства: «Как же мал диапазон каждого искусства в сравнении с поистине безграничными возможностями искусства массовых народных празднеств, представлении, фестивалей»'" Созданный режиссером-автором сценарии будущего представления (а это непреложный факт, присущий большинству видов и жанров Нетрадиционного театра) по своему существу, по своей драматургии есть театрализация (инсценировка) либо мифа, либо предания, либо явления, либо события, дающая возможность превратитьею (миф, предание, явление, собыше) в сценическое действие, в сценическое произведение. Друшми словами, драматургии массового представления всегда есть драма ivpi ия какою-либо события. Глобальность события, ею темы, являясь существом содержания массового представления, неуклонно требует постоянною поиска самых разнообразных выразшельных средств Причем тематическому и жанроио-спиисшческом) решению драматургии представления подчиняется вся его структура. И выражается она тоже сплавом старых, переосмысленных режиссурой форм с новыми формами, образуя тем самым повое, качественно самостоятельное произведение, отвечающее эстетическим требованиям современности. Еще один из выводов, касающихся,ip«i\iuiypi ии массовых представлений, напрашивается сам собой Режиссер-автор уже на уровне создания сценария, в поисках (через сюжетный ход, сквозное действие, содержание каждого эпизода, сценической атмосферы представления) наиболее точною и яркою выражения темы и идеи представления вюргастся во все виды и жанры искусств. А это означает, что в сценарии массовою представления еше на уровне его создания закладывается синтетичность представления. Таким образом, — и это тоже становится ясно — сценарий массового представления есть сценарии синтетического действа. Другой вывод из всего рассуждения о судьбе Нетрадиционного театра, и особенно его истории, заключается в том, что к началу 1980-х годов массовые представления получили широкое и многообразное воплощение в чудожесшеппо убедительных сценических действиях Именно в те юды формы и жанры массовых представлений, их диапазон постоянно расширялся Появились новые тенденции в их развитии Влияние массовых представлений, метод превращения того иди друюю события, той или другой темы в сценическое действие, как можно было заметить, получил широкое распространение Более того, становится понятным, что именно в те годы массовые деисгва, их самые различные формы существенно расширили границы искусства Нетрадиционною театра. Пожалуй, именно те годы были [ворческои и организационной вершимой, инком в развитии и жизни Нетрадиционного театра в России. Стала ярко проявляться плодотворность взаимодействия обоих ветвей искусства Театра. Именно в эти годы, как нетрудно заметить, массовый Театр обретал новые формы. Вспомним: здесь и шествия-манифестации, и представления в форме митингов, и попытки создать карнавальные шествия и т.д. В те годы жанр массовых представлений, массовых действ постоянно расширялся. Постоянно обновлялась динамическая форма образного воплощения представлений. Появились новые тенденции в их развитии. Влияние массовых представлений, метод театрализации того или иного действа той или иной темы вообще получил широкое распространение. Ведь массовые формы существенно расширили фашшы искусства Театра. Массовый театр в те годы был боевым, острым, одновременно обращавшимся к огромным массам зрителем.юатром, говорившим о проблемах мира, народа, жизни, истории страны. Конечно, огромную роль в его развитии сыграл и приток в те же послевоенные годы многих профессиональных театральных режиссеров, художников, балетмейстеров, повлекший за собой заметный рост уровня массовых действ и оказавший заметное влияние на рост художественного мастерства многочисленной армии их постановщиков. Коль скоро я подвожу итоги своих размышлений о становлении, развитии и становлении Нетрадиционного театра, я не могу не назвать вновь имена тех постановщиков, кто сыграл огромную роль в его утверждении как на Западе, так и в России. Вторжение в XX веке выдающихся режиссеров театра (на Западе — Э. Пискатора, П. Брука, П Шумана, Р. Оссеина; в России -В. Мейерхольда, С. Радлова, М. Туманова, Н. Петрова, Э. Смиль-гиса, Е. Гершупн, Г. Товстоногова, Л. Силина и многих других), режиссеров кино — С. Юткевича), художников — М. Ладура, Б. Кно-блока, А. Малькова, Р. Казачекаи других, балетмейстеров— П. Вир-ского, И. Моисеева, М. Годенко, Т Устиновой во все виды и жанры Нетрадиционною театра, создавших грандиозные представления и сказавших своей практикой новое слово в постановочных приемах, не могло не обогатить, и значительно обокггило, его (Нетрадиционного театра) художественно-творческие возможности Конечно, за последние восемь десятилетии прошлого XX века в истории массовых представлений были периоды то большей, то меньшей его активности. Но творческий поиск режиссеров практически не прерывался. Был накоплен огромный творческий и организационный опыт. Зрелым стало сценарно-режиссерское мастерство, значительно расширилась режиссерская палитра, которая стала использовать в массовых представлениях новейшие достижения науки и техники; видоизменилась и форма массовых представлений. Огромное влияние на развитие драматургических особенностей массовых представлении того времени оказало появление в те годы больших, чаше всего нетрадиционных сценических площадок, таких, как стадионы, Дворцы спорта. Зеленые театры, с их круговым обзором, многотысячной зрительской аудиторией. Не случайно в «Размышлениях» я постоянно подчеркивал, сколько же самых разнообразных выразительных средств, сколько еще возможностей таило в себе искусство массовых представлений, массовых действ. И это наиболее ярко показало Открытие и Закрытие Олимпийских игр в Москве летом 1980 года. В то же время — и это я тоже подчеркивал — именно в 1980-е годы, и особенно в их конце, в массовых представлениях, посвященных юбилейным датам всевозможных событий, сложился целый ряд штампов, которые не могли не привесш к отрииательномч восприятию таких действ. К сожалению, приходится констатировать, чгю историки театра практически не уделяли, да и до сих пор не уделяют достаточного внимания этому виду театрального искусства, вобравшего в себя и основополагающие выразительные среде 1ва драматического театра, и искусства эстрады, цирка, и приемы искусства кино и многих других искусств, создав тем самым особый синтетический вид сценического искусства, особый самостоятельный вид Театра. Еще в 30-е годы XX века С.М. Эизепппеии подчеркивал, что «театральное искусство героического плана и форм большого народного зрелища, к сожалению, у нас еще не заняло тою места, на которое оно вправе пре1еидовать. Все необходимые предпосылки для появления шкою leaipa, который, не копируя форм и приемов древне!реческого гетра, выполнял бы такую же большую воспитательную роль, у нас налицо И совершенно непонятно то равнодушие, коюрым окружена самая проблема ор!анизации такого театра»'': Уже со второй половины 1980-х годов и самого начала 1990-х, а точнее, с 1991 года, когда произошел развал Советского Союза, Нетрадиционный театр стал стремительно уступать завоеванные позиции. За прошедшее десятилетие ишерес к Театру массовых форм значительно снизился Мноюе из того, ч го было найдено и эффектно использовалось на протяжении многих лег (с 1950-х и до конца 1980-х юдон) в драмагурши, да и в самом сценическом действии, в сценографии, кос номах, в использовании таких выразительных средств, как плакат, маски, куклы, условный стилизованный костюм и in, ссюдняшнеи режиссурой и художниками забыто, практически не используется. Может быть, посчиталось ненужным, а может быть, и неведомо. Кго его знает?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|