И все же об актере-личности в массовом представлении 8 глава
Антикварной редкостью стали проникнутые гражданским пафосом представления на стадионах, массовые спектакли в Зеленых театрах и друг не массовые действа. Их заменили недоступные рядовому зрителю, человеку среднего достатка, грандиозные, эффектные, но порой не отличающиеся вкусом и высоким профессионализмом различные презентации, корпоративные мероприятия Все крупнейшие плошадки, особенно в Москве и Петербурге, отданы на откуп так называемым «концертам звезд», с участием в большинстве своем ненадолго вспыхивающих эстрадных звезд, раскручиваемых дельцами от шоу-бизнеса. Массовые представления уступили свое место коммерческим зрелищам Коммерциализация искусства практически охватила все ею области. Да и традиционный театр тоже стал испытывать заметные трудности. Появлению огромного числа частных антреприз, как мне представляется, мы обязаны не только появившейся свободе творческого выражения, но и возникшей возможности перестать драматическим актерам вести нищенскую жизнь. Ведь расцвет и упадок Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, преобладание в нем тех или других тенденции, его роль как определенного зрелища в духовной жизни связан с особенностями развития этого общества. А впрочем, чего сетовать: какие мы — такое сегодня и искусство И все же, несмотря на нынешнее весьма не!авидное состояние массовых представлении как одного из основных видов Нетрадиционною театра, Театра массовых форм, несмотря на проблему профессиональных творческих кадров режиссуры этого вида сценического искусства, я верю в то, что, основываясь на накопленные опыт, знания за mhoi ие годы существования Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, творчески их переосмысливая, будущие режиссеры массовых представлении, существенно обогатив этот вид сценическою искусе та. откроют новую страницу его истории
В какой-то мере свидетельство том\ — социологические исследования последнего времени, коюрые отмечают вошикшую в народе тягу ктем сценическим формам, которые вопреки модным выкрутасам многих сегодняшних режиссеров несут в себе реальные, в том числе и исторические события, в противовес демонстрации ужасов, убийств, которые, к сожалению, уже в конце 1980-х годов начали свое шествие по стране Мне могут возразить, мол, моя вера ни па чем не основана, так как я все время подчеркивал — и это подтверждено историей Театра массовых форм и историей массовых представлении, — что их возрождение и расцвет всегда был связан с революционными преобразованиями общества. Но это как понимав «революционное преобразование общества» как вооруженную борьб}, когда на смену одному общественному строю приходит другой? Или под «революционным преобразованием» понимать коренное изменение идеалов, осознанное неприятие обществом отрицательных сторон семидесятилетней истории нашей страны, избавление (да, мирным путем!) от деспотизма, террора правящей верхушки, прикрытых самой, казалось бы, передовой, гуманистической фразеологией? Я именно так понимаю свершившееся десять лет тому назад, по сути, мирное, пусть не всегда осознанное, коренное преобразование страны. Да, с издержками, да, с периодом «первоначального накопления», да, с расслоением общества. Но для меня все это как детская болезнь, как корь. Это надо пережить. Будучи оптимистом, я верю, во всяком случае надеюсь, что на этом история Нетрадиционного театра не закончилась и не закончится. Я верю, что недалеко то время, когда на огромном сценическом пространстве кто-нибудь из молодых режиссеров осуществит массовое действо, темой и основой зрелища которого, будет, скажем, 9-я симфония Бетховена. Вот почему я позволяю себе думать, что «Размышления» не только дадут читателю представление о истоках, становлении, развитии Нетрадиционного театра. Театра массовых форм, в частности массовых представлений, но и в будущем явятся толчком для возрождения жизни такого Театра.
Я верю — грядет обновление. Залогом того — снова пробуждающийся интерес к массовому зрелищу. Люди стосковались по праздничному действу, говорящему о Человеке и прославляющему Мир и Добро, героическую историю нашей страны. ПРИМЕЧАНИЯ 'Лсви В. - М., Театр, 1977, № II, с. 85. -Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» Сочинения. - М.: ОГИЗ, 1949, с. 763. 'Надо заметить, что диапазоны зрительных возможностей в 70—80 годы XX иска необычайно расширились, даже по сравнению с 50-ми годами этого же века. аРитуал — исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий. В древних религиях служит главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества. большинство опубликованных работ о массовых представлениях и праздниках либо посвящены их пересказу, либо обмену опытом. ''Вера — убежденность, уверенность человека в чем-нибудь, в ком-нибудь, убежденность в существование бога, Верование — религиозное представление (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1981, с. 67.) Юбряд — введенный обычай, порядок в чем-либо; внешняя обстановка какого-либо действия условными околичностями; церемония; «чин». Даль В.И. Толковый словарь живого русскою языка. В 4 т. М., 1955, 2 т., с. 618, 619. *Миф (англ.) — народное предание, народная мудрость, созданная безымянными авторами. Повествование, передаваемое из уст в уста; (греч) — предание, сказание, повествование о богах и героях, отражающее фантастическое представление людей о мире, природе и человеческом бытие. ''Миф народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. I.e. 14. '"Пифон — чудовищный змей, порождение Геи. Аполлон, разыскивая место для оракула, пришел в долину, охранявшуюся Пифоном, убил его и основал на этом месте Дельфийский оракул.
"Почитание земли было свойственно веем земледельческим народам древности. Земля считалась первоначалом жизни, матерью всего сущего, которое в конечном счете возвращается в лоно земли. 12Дрсвнсгреческая верхняя женская одежда без рукавов, на которой изображались подвиги Афродиты в борьбе с Гигантами. пЭлсвсин — название города по имени одного из героев древнегреческого мифа — царя Элсвсина. «Элевсинии» - аграрные празднества в честь богини Дсмстры, которые происходили в этом городе. В этом празднике было множество таинственных обрядов |4По имени боы Линея, олицетворявшего силы природы. ИК сожалению, как правило, нам известно лишь содержание этих и других древне! рсческих праздников, а о том, как они проходили, действия участников в тог или другой момент праздника, их постановочное решение, сведении обо всем этом практически нет '^Большинство праздников в Древней Греции носило характер состязаний и игр Вообще, праздники в Древней Греции были весьма популярной формой препровождения времени. "Хороводы были традицией и в Древней Спарте Они были неотъемлемой частью Олимпийских игр. Как можно будет увидеть дальше, хороводы были частью почти всех древнерусских праздников и сохранились и нарочном, да и не только в народном, творчестве до наших дней. "Подошедшему чо нас мпф\, чри брата-близнеца Горации, чтобы закончить воину, вызвали на поединок своих двоюродных братьев Курнациев, сражавшихся во вражеском войске. Во время поединка двое Горациев были убиты. Но третий — Публии Горации — одержал победу над Курнациями, добыв тем самым победу Риму Второй миф гласил: юноша Муций Сцсвола проник в лагерь этрусского царя Порссны в надежде убить его Но был пойман. Чтобы доказать стойкость римских юношей, он сжег себе руку на очаге в присутствии Порсены. "Мадона А.Н. Цит. по кн. Казимсжа Жигульскою «Праздники и культура» - М., Прогресс, 1985, с. 206-207. 111 Риту ai — совокупность обрядов всякого культа, составляющие его внешнее выражении; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения: упорядоченная система действии, церемония.
?1Так как культ Кибелы был одним из наиболее грубых, Сенат запретил римским гражданам быть жрецами Великой матери А в 286 году н.э. этот культ Сенатом был запрещен. "У сенаторов эта кайма была широкой, и они носили башмаки с четырьмя ремнями. На пальце они носили золотое кольцо. Императоры носили пурпурные тоги. 31Семь холмов, на которых расположен Рим, носят названия: Капитолийский, Авснтинскии, Палатинскии, Квиринальный, Вини-мальныи, Эквилинскии, Пслиискии ?4Жигульскии Казимсж Праздники и культура — М: Прогресс, 1985, с. 195 л-Мыщкин М А История древнею Рима — М ОГИЗ, с 99 2ЬСанчурскии Н.В- Римские древности — М; МГУ, 1995, с. 127. "После битвы и победы Ганнибала над Римом ко игорои Пунической войне для ублажения богов и успокоения народа римляне вернулись к давно уже не практиковавшемуся жертвоприношению людей -"Санчурскии Н.В. Римские древности. — М.: МГУ, 1995, с. 129. -•Санчурскми Н-В. Там же. "Тенкин Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975, с. 26. "В начале II века до н.э. возникло дело, связанное со злоупотреблениями и преступлениями во время праздников, в частности Вакха, которые устроители вместо грех в юл\ стали проводить пять раз в месяц! Возмущенный известиями о злоупотреблениях Сена! предпринял следствие, которое закончилось вынесением суровою приговора. А в 186 году н э Сенат издал указ, запрещающий под страхом смерти участие в вакханалиях. Но тайно, конечно, не в таких масштабах и количествах, они просуществовали вплоть до V века н.э. ЧЛегионерам, солдатам и офицерам в это же время за спасение римского гражданина на юлову возлагали венок из дубовых листьеь. А тот, кто первым взобрался на cien> неприятельского города, награждался золотым венком ''Последнее обстоятельство даст возможность предположить отсутствие одной из особенностей, присушен современному Нетрадиционному театру — режиссерской трактовки таких праздников 14История западноевропейского театра. — М., 1956, Т. 1, с. 56 "Начиная с XI века городские праздники приурочивались к окончанию Великого поста. "•Сохранившиеся режиссерские планы мистерии XVI века. как. например, план постановки мистерии в Люнсрне, содержали подробную планировку и описание массовых сиен "Шекспир Гамлет Пер А И Kponcficpia - С П. 188S.T3.c20S '"Чтобы отличаться от исполнителей мистерии, на «организаторе игр» был надет нарядный кдфгаи, а на гочовс сю была высокая остроконечная шапка 1ЧВ ремарке к этой сиене было указано: «по своему выбору». 411 Наряду с развишми церковными праздниками существовали и такие, как распространенные в средневековой Европе «праздники глупцов».
4|Известно, что в 1530 году им было осуществлено в Париже грандиозное массовое представление —торжественная встреча Элеоноры Австрийской. ^Ренессанс (фр.) — возрождение. 41Кампанелда Т. Город Солнца. "Дживелегов Л., Бояджисв Г. История западноевропейского театра. — М., Искусство, 1941, с. 14. 4'Нсльзя не отметить, что большое число празднеств, поскольку эпоха Возрождения была отмечена множеством восстаний, не могло не носить явно бунтарский характер. 4ЬДля праздника на реке Темзе в честь короля Георга! композитор Гендель сочинил исполняемую до сегодняшнего дня знаменитую «Музыку на воде». "Конвсгп - высший законодательный и исполнительный орган Великой Французской революции. Просуществовал с 21 сентября 1792 года по 26 октября 1795 юда. 22 сентября 1792 года Конвент провозгласил Францию республикой. 4*Луи Давид Жак Луи (1748—1825) — французский живописец, представитель классицизма В годы Великой Французской революции — организатор художественной жизни республики, созда!сль портретов, исторических картин, посвященных актуальным современным событиям Например, «Смерть Марата». Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам. Был создателем проектов различных празднеств, приуроченных к знаменательным датам. 4ЧИз-за невозможности целиком пересказывать дошедшие до нас план праздника, его сценарии и режиссерские заметки Давида, приводятся (в пересказе) лишь отрывки, которые, по моему мнению, представляют интерес в данной работе. "Впоследствии вместо «Тс Дсум» хор пел: «Будем до смерти преследовать оскорбляющего нас врага» (опера Глюка «Армида»). 51 Разучи вал и Гимн заранее на специальных репетициях. ?'гКак мы видим, некоторые ритуальные моменты повторялись во многих празднествах. "Дж. Байрон, П. Шелли, В. Гюго, К. Гуцкои и другие. ;4Э. Ожьс, В. Сарду, Дюма-сын и другие "Э. Золя, Г. Гауптман, Б Шоу. Л. Стрмндбсрг и другие. ;(1Будсм пока придерживаться существующий терминологии. >'Роллан Р. Народный театр, с. 120. 1ХПискатор Э. Политический ieaip. С. 14. /И.Г. Шароева Режиссура эстрады и массовых представлении, с.253 1УСилин А.Д. Площади — наши палтры. М., Советская Россия, 1982, 106-107. Ы'О представлениях «Звук и cbci» и их истории мы расскажем более подробно в главах, посвященных представлениям Нетрадиционного театра в России. (''К созданию многих своих сценариев Робср Оссеин привлекал французских историков Жоржа Сарма и Алена Дско. •'-Карассва Е. Долгая дорога к признанию Интервью с Робером Оссеином. Советская культура, 11 июня 1983, с 7 '•'Среди известных нам массовых представлении большинство из них стало традиционными. Например, проводимое ассоциацией А\,а-ганда традиционное ежегодное массовое представление «Живые и ах-маты», восстанавливающее события, произошедшие 4 века тому назад, когда бургомистр Брюсселя проиграл партию в шахматы королю Карлу V. Действие, в котором участвовало 1200 человек, происходило на площади, превращенной в шахматную доску. 6jBce славянские божества изображались в виде деревянных или каменных столбов-идолов с резной человеческой годовой. Ставили их обычно на холмах Чтобы умилостивить своих боюв, славяне-язычники приносили им дары-жертвы, сопровождавшиеся, надо полагать, определенными ритуальными дсйсшиями. б1Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни (рождение, свадьба и т.д.). Обряд отличает в первую очередь его назначение. Обычно обряд — аллегорическое или символическое действо -являлся центром праздника. От игрового действа обряд отличался магическими, закл и нательным и функциями. "•Мифы народов мира. В 2 тт. Советская энциклопедия, 1982. т. 2, с. 452. Русалки — как правило, существа вредоносные, в которых превращались умершие девушки, преимущественно утопленницы. Представлялись в виде красивых девушек. "При всем разнообразии в честь кого и чего проводились праздники, по какому поводу и какому событию они были посвящены, в исторических и других исследованиях их обычно разделяют на «календарные», «церковные» и «бытовые». "Гуляние — прополи ib ирсмя в увеселениях, сборищах в определенный день. Забава. (В. Дать. Толковый словарь) Гораздо позднее гуляния перешли из крсаьянекого быта в мещанскую и купеческую среду. ^Понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий, пятница — тещины вечерки, суббота — золовки-ны посиделки, воскресенье — проводы и прошеный день. '"Этот и все остальные тексты песен и колядок цитируются по кн. Круглый год. Русским земледельческий календарь. Составитель Нс-крылова А.Ф. — М., Прапда, 1991. И Русский фольклор. Хрестоматия. Составители Зусиа ТВ, Кирдан Б.П. — М., Флинта, Наука, 1998. 7|При этом слслус] помнить, что первый испеченный блин обычно клали на слуховое окошко — «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули всех умерших. "Некрылова А.Ф. Kpyuibiii год. Русский земледельческий календарь - М.: Правда, 1991, с. 441-442. "Круглый юл. Русский земледельческий календарь. С. 449. 74Там же. 71 Все даты даны по православному календарю. '''Правда, некоторые богослужения включали и шествие, так называемый крестный ход. '"Литургия — цснфалыюс богослужение православной церкви. В народе се называют обедней. Литургия включает в себя чтение отрывков из Библии, песнопения и молитвы и евхаристии (освящения хлеба и вина). "Вертеп — обычно небольшой двухъярусный ящик — подобие той Вифлеемской псшсры, в которой, по преданию родился Христос. Ящик венчает звезда («вифлеемская звезда»). Вертеп, получивший распространение в XVII—XIX веках, был по сути уже тогда своеобразным народным кукольным театром. Укрепленные на проволоке фигурки изображали пастухов, вола и овечек. Тут же размещались фигурки волхвов, восточных мудрецов, принесших драгоценные дары Христу. Приводились в движение фигурки исртспшиком. Варнскс. История русского театра. — М.: Искусство, 1939, с. 1 1. 'По некоторым источникам, «Пешноедейство» течение многих веков разьпрывалось за неделю ло Рождества. ""Вес приводимые примеры цитирую tot по китам: Круглый год. — М.: Правда, 1991; Месяцеслов. Забьная книга. - М.: Художественная литература, 1990. "Точно не известно когда «Псщнос дсиспю» было исключено из церковного обихода. По некоторым источникам, за внедрение светского элемента в церковную обрядность, вызывавшее недовольство духовной власти, произошло 'это в конце XVII века, а по другим источникам — в XVIII веке к:Кроме гадания на суженою, гадали и на возвращение мужа с войны, на удачу в жизни и т.д. "'Стоглав — сборник решении Стоыаною собора 1551 г. Состоит из ста глав, определяющих правовые нормы жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государеiком ^Жуковский В.А. Светлана. Сочинения — М.: ГИХЛ. 1954. с. 122 '"Библейская энциклопедия, и 2 томах. — М Центурион — апс., 1991. Т. 2, с. 58. "'•Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М Правда, 1991, с. 456 *"По замечанию театроведа С С. Данилова, с которым трудно не согласиться, «цитируя за обедней евангельские слова Христа, священник не играет «роль Христа», а лишь произноси! известную Mai и-чсскую формулу вне всякой эмоциональной образности». "^Круглый год. Русский земледельческим календарь — М.: Правда, 1991, с. 457. "''Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.. Правда, 1991, с. 459. '"'Там же, с. 460. "Там же, с, 461. ч-Как правило, свадьбы игрались в так называемые свадебные недели, длящиеся с начала января вплоть до Масленицы. "Свадебный «сценарии» прсдполатл помимо невесты, жениха и их родителей участие сватов, дружек, подруг невесты и т.д. Весьма ответственна была роль дружки. Он был телохранителем молодых, и распорядителем всех свадебных действии. Поэтому роль эту исполнял опытный в этом деле человек. •"Данилов С С Очерки но истории русского драматического театра. — М.-Л.: Искусство, 1946, с. 29. Ч5В девишникс принимали участие только ближайшие подруги. Жених, дружка и даже братья в избу, где проводился дсвишник. не допуска.] ись "•Русский фольклор Хрестоматия. Составители ТВ. Зуева, Б.П Кир-дин. - М.: Флинта. Наука, 1998, с 71. ч7Русскии фольклор Хрестоматии, с. 66. '"В русских народных обычаях есть целый ряд песен, которые сопровождаются игровыми, чаше всего пантомимическими сценами. •"Данилов С.С. Очерки по истории русскою драматического театра. С 29. ""'Мсрцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988, с 38 1П1Там же, с. 40 '"'Данилов С С Очерки по истории русского драматического театра. С 29-30. "'Песня — небольшое (обычно куплетное) музыкально-поэтическое произведение Один из се видов — хоровая песня. Песни отличаются по происхождению: крестьянские, городские и т.д. ""Дорохов Г Пятницкий — создатель русскою народного хора. -Воронеж: Облиздаг, 1950, с 5. 1(1 Воронец О Любшь русскую песню. — М Учительская газета, 1975, 18 ноября ""Русский фольклор Хрестоматия, с. 46, 43. ""Советский энциклопедический словарь — М Советская энциклопедия, 1989, с 1486 "1йДаль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М. Иностранных и национальных словарей 1955, т 2. с. 7 ""Некоторые историки театра считают, чго земледельческие ифы на Руси «до мелочей совпадали с древнегреческими посевными играми». ""Варнеке Б История русскою театра XVII—XIX веков — М.-Л.: Искусство, 1939, с. 5-6. "Так, в «Материалах для словаря древнерусского языка» т. 1, 1893—1912, с 102! его автор И Срезневский приводит цитату из «Сборника поучении»: «Дела оставляйте собираются на игрищах». "?Надо сказать, что игриша вообще подвергались гонению и запретам, особенно с XVII века •"Всеволодский-Гсрнгросс В Русским театр. От истоков до середины XVIII века — М Академия наук СССР, 1957, с. 7. '"Впоследствии искусство скоморохов сделалось их профессией, ремеслом. "•Фольклорный театр — М.: Современник, 1988. С 58 '"Попытки церковников всеми способами отвлечь народ от языческих игр не очень им удавалась п7Любопытно, что во многих областях до сих пор сохранилось слово «позорище». ""Сказания русского народа, собранные И П. Сахаровым. — М.: Художественная литература, 1990, с 388,389 "''Вссволодскии-Гсрнгросс В. Русский театр от истоков до середины XVIII века. — М.: Академии наук, СССР, 1957, с 50 р|Даль В. Толковый словарь Т 3, с. 381. Там же. Т. 1, с. 407. 1 'Вообще, по своему содержанию и форме [учянис — явление скорее юродское, чем сельское р'Долгое время в городах праздничные гуляния назывались «под горами» или «под качелями» • дНекрылова А Ф. Русские народные юродские праздники, увеселения и зрелища Конец XVIII - начало XX века С 14. 24 1 Балаган — разборная, временная постройка но нремя ярмарок и гуляний, где разыгрывашсь для простои пубшкп нсботыпие, несложные интермедии. 1 'Нскрылова А.Ф Русские народные юродские праздники, увеселения и зрелища. '"Кстати, пантомима, о которой мы не раз }пошшшш, тогда, по сути, была простейшей формой театрализации ''"Человек всегда представлял себе внешний облик мифологического или сказочного персонажа. Даже оберег у человека имел внешнее воплощение. '^Следует заметить, что народная драма не оьчичалась большим разнообразием сюжетов. Специалисты говоря i, что их было около десяти Но в силу своею импровизационного характера они. эги сюжеты, имели великое множество карман юн Вот ozimh из вариантов «Царя Максимилиана» Влюбившись в прекрасную волшебницу грозный царь начинает поклоняться «кумеричсским» богам и требует того же от сына Адольфа. Тот отказывается, и царь за эго казнит его |")Первыс записи народных драм были сделаны только в конце XIX века, когда они как вид устною народною творчества обросли многими наслоениями. П1О6 особенностях сценариев праздников и массовых театрализованных представлений говорится в главе «Сценарии праздников и массовых театрализованных представлении». "-Так во времена Петра I начали называть триумфальные празднества в виде театрализованных шествий ряженых. Со в'юрой половины XVIII века маскарады чаше всего носили характер публичных балов. '"Морозов П. История русского театра. С. 326. пдПо некоторым источникам, это торжество состоял ось в 1720 году. Я склонен полагать, ч го дата 1714 более всрояша, так как именно в этом году под Гангутом был разгромлен шведский флот. п<Славя но-Грско-Латн некой академии п|1Полсвой Н. История Петра Великого С. 7. '"Там же. П*В маскараде 1720 юда в этом костюме участвовал гериог Гол-штинский. Он был одет в великолепный парчовый римский костюм, обложснний серебряными галунами, в каске с высоким пером, в римской обуви и с предводительским жезлом в руке. '"'Полевой Н. История Петра Великого. СПб., 1843, ч. 4, с. 187. Нскрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. —Л.: Искусство, 1984, с. 7. '""Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 147—149. ""Открытие французским химиком К. Бертоллс новых химических соединений (бертолетовой соли) послужило основой для создания цветных огней. '-"Крылов О.А. Основы фейерверочного искусства. — М.: Московская правда,1995, с. 17. '-"Известно, чго jtg представление состояло из двух частей. Первая называлась «Цветущее состояние империи в мирное время, сила и слава России в военное время». Вторая — «Богатство империи, почтение государства в чужестранных землях». ;А4Помимо маскарадов-шествий, начиная с Петра I и далее, во второй половине XVI11 века, царствующие особы любили проводить придворные увеселения - маскарады, которые по своей сути были костюмированными балами. |41Вместе с Ф.Г. Волковым авторами сценарии -< Торжествующей Минервы» были А.П. Сумароков и М.М. Херасков. |4''В этом утверждении автор ошибается. Можно предположить, что автор никогда не видел народных 1уляпии и празднеств, но это маловероятно. Скорее всего, этими словами Болотов хотел подчеркнуть необычность созданного Волковым эрслнша '^Имеется в виду Екатерина II. |4*Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, в 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 233—235. ''"Поскольку автором замысла наверняка был Волков, Сумароков и Херасков в этом триумвирате выступали как соанюры. •''Надо полагать, что это были самодеятельные хоры. Это говорит о том, что Волков привлек к участию в этом массовом действе артистов из народа, или, как бы мы сегодня сказали, самодеятельность. |ЧЖизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 3, с. 214—216. '"Надо полагать, что ранее режиссерами народных действ становились скоморохи. |МТаким был уже упомянутый нами Московский общедоступный художественный театр. 1'"Среди последних особенно известными были: в Харькове — антрепренер Н Н Незлобии, в Самаре, а затем в Туле и Калуге — антрепренер А.А. Рассказов, в Воронеже потом в Рост one-на-Дону — антрепренер Н.Н. Синельников, в Нижнем Новгороде и Астрахани —антрепренер Н.И. Собольшиков-Самарин. в Киеве, а после в Одессе — антрепренер Н.Н, Соловцсн. Мы перечислили далеко не все города, где успешно действовали провинциальные театры, и, конечно, далеко не вес имена антрепренеров. Но и перечисленное позволяет говорить о необычайно широкой географии работающих в России, и особенно в конце XIX века, профессиональных театров. И*К началу 30-х годов XIX века в России проводилось б.олее 1700 ярмарок. '"Дмитриев Ю.А. Михаил Лснювскин. С. 11)4—195. ''"Там же. с. 216 И1)Будучи разносторонним режиссером, А.Я. Алексеев-Яковлев ставил в театре «Развлечение и польза» спектакли, пантомимы, массовые представления. "•"Прием явно заимствованный из мистсрпапьных действ. Вспомним педжснты. "'Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир. — М.: Госполитиздат, 1958, с. 30. '«Елснина Р. Связной ревкома. — Московская правда. 1987, 1 ноября. "•'Любопытно отмешть: it тех юродах, где были здания цирков, концерты-М1ПИН1 и проводились именно в них. Можно предположить, что это было вызвано не только размерами залов, бывшими тогда самыми вмести ильными, по еще и тем, что is восприятии широких народных масс цирк был одним из самых демократичных, доступных видов искусства. И это отношение невольно переносилось на цирковые здания. По неси вероятности, устроители концертов-митингов интуитивно, а можег быть, и сознательно (в наши дни при выборе помещения режиссер учитывает отношение зрителей к последнему), учитывали это особое отношение народа к цирку. "•4Чудновскии М. Викторина Кршср. — М.: Искусство, 1964, с. 44. "'•Цессвич Платон Иванович (1879-1958) народный артист РСФСР, русский артист оперы (.бас). ""Талицкии В.Л Театр моей юности. — Л.: Искуссшо, 1984, с. 83. "Тенкин Д.М Массовые праздники. — М.: Просвещение. 1979. "•*Юфит Л. Фак1ы, документы, история. — Театр. 1966, № 6. "•''История советского театра в 6 т. — М.: Наука, 1966, Т. 3, с. 90 ""Представление поставлено в дни работы 2-го конгресса 111 Интернационала. Следует заметить, что, несмотря на быстроту постановок массовых представлений и одноразовость исполнения большинства, многие из них, как и другие аштационныс произведения тех лет, оказались непреходящими ценностями своей эпохи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|