Автонймное употребление выражений
Стр 1 из 119Следующая ⇒ АВОВЯН—АБРАМОВСКИЙ И Лит.: Гаусрат А,, Средневековые реформаторы, т. 1, АВОВЯН, Хачатур (1805—48)— арм. писатель и педагог, просветитель-демократ, основоположник новой арм. литры. Род. в с. Канакер (близ Еревана). Учился в Эчмиадзинском монастыре, в 1824 поступил в семинарию «Нерсесян» (Тифлис). Находясь при Дерпт-ском (ныне Тартуском, Эст. ССР) ун-те (с 1830), приобрел основат. знания в области лит-ры, философии, в естеств. и историч. науках. 13 1836 А. вернулся в Закавказье, встретив здесь враждебное отношение ее стороны реакционного духовенства и охранителей казенной науки. В 1837 А. стал смотрителем уездного училища в Тифлисе, в 1843 переведен на такую же должность в Ереван, где работал вплоть до своего трагического исчезновения: 2(14) аир. 1848 А. пропал без вести. Творчество А. направлено против феод, и церк. идеологии. В первом арм. светском романе «Раны Армении»1 (1841, изд. 1858) А. заговорил с народом на понятном ему языке (ашхарабаре) о национальном достоинстве, о величии простых человеческих чувств. А. мечтал о таком обществе, где упразднятся эксплуатация и порабощение народа, где каждый будет хозяином своего груда, где в отношениях между людьми будет господствовать «естественный закон». Однако идеалы А. утопичны: путь социальных преобразований он видел в просвещении народа, в его моральном совершенствовании. Не отвергая полностью божеств, вмешательства в исторический процесс, А. подчеркивал решающую роль народа в истории; он утверждал, что, как величие дуба-великана зависит от той благодарной почвы, на к-рой он рос, так и величие личности определяется поддержкой ее народом. «Велик народ, он является действительно героическим вершителем великих дел» («Архив X. Абовяпа»2, т. 2, 1948, с. 63). А. отвергал религ. трактовку морали как результата божеств, откровения или провидения. Этика А., отрицающая христианскую заповедь о непротивлении злу и основанная на проповеди любви человека к человеку, допускает применение «сабли и оружия», если того требуют интересы освобождения народа.
Филос. воззрения А. противоречивы. Считая бога безличным разумным началом, сообщившим миру первый толчок, А., однако, усматривал высший источник всех жизненных благ во всемогущей природе. В противоположность религ. идее о «бренности» и «греховности» материального мира, А. прославлял любовь ко всему земному; небесную, «потустороннюю» жизнь он признавал лишь плодом фантазии. А. отрицал самостоят, существование души человека, считая, что способность мыслить развивается по мере физич. совершенствования человека. «Зачем говорить, что человек—это образ божий, имеет в себе его дух святой?— писал А.— На самом деле в только что родившемся человеке мы ничего не видим, кроме куска мяса. Лишь с годами он понемногу научается ходить, говорить, а затем уже у него появляются память и мысль» (Полное собр. соч., на арм. яз., т. 3, с. 171). Задачи познания, науки А. видел «...в том, чтобы познать названия, формы, цвета, состояния, цели, материалы, действия всего того, что мы видим и слышим» (там же, т. 5, с. 55). Для того чтобы познать смысл предметов и бесконечных явлений природы, надо сначала чувственно выявить их, а затем мыслью понять их порядок (см. там же, с. 53). Рассматривая суждение как форму мысли, отображающую свойства и связи предметов действительности, А. писал: «Когда человек обращает свой взор на окружающий мир, в его мыслях возникает множество суждений, т. е. он видит, каковы предметы, каковы их формы, цвета, материал и т. д.» (там же, с. 155). Понятие, по А., «...содержит в себе цельную мысль и как таковое оно является результатом суждений и умозаключений» (там же). А. требовал ничего не принимать на веру, все проверять опытом, разумом (см. там же, с. 107). А. высказал ряд интересных положений о связи языка п мышления. Он отвергал религиозно-идеалистич. измышления о том, что язык дан богом. С помощью языка «человек выражает свое внутреннее духовное состояние... Без языка ни личность, ни народ не в состоянии передавать свои мысли и чувства другим, а в особенности последующему поколению» (там же, с. 45). Критикуя религ.-схоластич.церк.лит-ру,А.утверждал, что «литература должна быть отражением реальных жизненных отношений и соответствовать идеям, чувствам, думам и чаяниям народа» (там же, т. 7, с. 391). Свои передовые эстетич. принципы А. воплотил в романе «Раны Армении», многочисл. стихотворениях, баснях и т. д. Как педагог А. отстаивал принцип гармонич. развития ребенка, требовал введения всеобщего обучения. Работы А. содержат богатый этно-графич. материал.
С О Ч.; /if. U, р n i£ j ш bt Ьр1{Ьрр ipujtjuimiup tfnqni[u/&nL, S 4шитрп±, ЬркшЬ, 1947 — 1954. С о ч. в рус. пер.: Раны Армении. Ккорбь патриота, Ереван, 1955; Избранное, М., 1948; Стихотворения, Ереван, 1948. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 754—61; История философии, т. 2,М., 1957, с. 416—17, библиография, с. 679; Абов Г. А., Хачатур Абовян. Жизнь, творчество, Ереван, 1948; Хачатурян А. В., Великий армянский просветитель-демократ X. Абовян и передовая русская культура, «Вопр. философии», 1953, N° 5; С а н т р о с я н М. А., Хачатур Абовян — выдающийся армянский педагог, М., 1957. В. Сееян. Ереван. АБРАМОВСКИЙ (Abramowski), Эдвард (17 авг. 1868—21 июня 1918)— польский философ, социолог и психолог. Проф. психологии Варшавского ун-та (с 1915). Образование получил в Женеве. В конце 80-х гг. принимал участие в работе орг-ции «Пролетариат», примыкал к марксизму (статьи «Рабочий день» — «Dzien roboczy», «Рабочая революция» — «Revvolucja robotnicza» и др.). С 1892 по 1898 находился в эмиграции в Германии и Франции, где был членом правления Заграничного союза польских социалистов и постепенно перешел на позиции идеализма в философии и анархизма в политике. По возвращении на родину А. организовывал «кружки самосовершенствования», работал в Союзе товариществ обществ, взаимопомощи, основал кооп. секцию, преобразованную затем в Товарищество кооператоров.
Фплос. воззрения А. выражены в его идеалистич. теории «экспериментальной метафизики», рассматривающей в качестве исходного пункта индивидуальное подсознание (влияние Шопенгауэра, Бергсона). Физич. явление становится общественным лишь в том случае, если оно будет одухотворено сознат. чело- 12 АБСОЛЮТ-АБСТРАКЦИЯ печеской мыслью, психическое же — если оно будет объективировано. Считая экономику движущей силой обществ, развития, А. утверждал, что экономич. факторы влияют на надстройку через индивидуальные потребности, к-рые относил к сфере совести. Ядром социального является совесть человека, изменения к-рой лишь фиксируются политико-правовыми отношениями («Индивидуальные элементы в социологии» — «Pierwiastki indywidualne w socjo-logii», 1899). Путь к обществ, счастью, по А., лежит через «моральную революцию» («Этика и революция»— «Etyka a rewolucja», 1899) и «безгосударственный социализм» («Социализм и государство» — «Socjalizm a panstwo», 1904). Вокруг теоретич. концепций А. до сих пор ведутся дискуссии и идеологическая борьба. С оч.: Zagadnenia socjalizmu, Lw., 1899; Badania doswiad-czalne nad pami^cia.. t.l—3, Warsz., 1910—12; Zrodta podswiado-mosci i jei przejawy.WarSz., 1914; Pisma, t.l—4, Wavsz., 1924—28. Лит.: Шафф А., Критика польского ревизионизма кон АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный)— в идеалистич. философии вечная, неизменная первооснова мира (абс. дух, абсолютная идея, абс. личность и т. п.), синоним божества. Диалектич. материализм отвергает метафизич., ненауч. понятие А., признавая единств, основой мира материю.
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — понятие идеалистич. философии о сверхъестеств. и ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, «божественной» мысли, безличном разуме, порождающем реальный материальный мир — природу, человека, общество, а также человеч. мышление. Понятие «А. и.» содержится в ряде систем объективного идеализма, гл. обр. у Гегеля (Соч., т. 5, М., 1937, с. 636—45 и след.; т. 6, 1939, с. 296—319; т. 1, 1929, с. 339—44). В совр. бурж. философии понятие «А. и.» выражает теологич. тенденции реакц. мысли — неогегельянства (Р. Кронер, От Канта до Гегеля— R. Kroner, Von Kant bis Hegel, Bd 1—2, 1921—24, и др.), абсолютного идеализма (Ф. Брэдли, Явление и действительность — F. H. Bradley, Appearance and Reality, 1893). А. и. не имеет собств. содержания, а представляет собой возведенное в абсолют, оторванное от человека и обожествленное человеч. мышление. Даже у Гегеля, давшего наиболее развернутое учение об А. и., она, по словам Энгельса, «абсолютная лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 9). Понятие «А. и.» противоречит данным естеств. и обществ, наук и отвергается диалектич. материализмом. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — см. Истина. АБСОЛЮТНАЯ ЭТИКА — термин, введенный Спенсером для характеристики абстрактной системы совершенных нравств. норм, регулирующих поведение «идеального» человека в «идеальном» обществе; эту систему Спенсер использует в качестве мерила для оценки действия реальных людей в реальных условиях (см. «Основания этики», т. 1, ч. 1, СПБ, 1899, гл. 15). В совр. бурж. философии термином «А- э.» обозначаются также идеалистич. системы этики, утверждающие догматику непреходящих, вечных принципов морали, к-рые якобы не зависят от истории, нац., классовых различий и вытекают из «самой природы бога» (теологич. этика) или «основных потребкостей» абстрактного человека (категорический императив Канта). Системам абс. морали в бурж. философии противостоит этич. релятивизм, нашедший свое крайнее выражение в иррациональной этике ницшеанства, в этике прагматизма, экзистенциализма и т. д. Науч. решение вопроса о соотношении относит, и абс. элементов в морали впервые дано марксистской этикой. Признание марксизмом относительного характера морали, ее классовой обусловленности не исключает, а предполагает выработку в процессе историч. развития объективных норм нравственности, тех общеобязательных «элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития», к-рые в коммунистич. обществе будут соблюдаться «без насилия, без принуждения, без подчинения» (Ленин В. П., Соч., 4 изд., т. 25, с. 434) и превратятся в привычку поведения. Общечеловеческая мораль будущего подготовляется развитием коммунистич. морали в условиях борьбы трудящихся классов против капитализма, за построение социалистич. и коммунистич. общества (см. Мораль коммунистическая).
Лит.: Э н г е л т. с Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; АБСОЛЮТНЫЙ —1) Безусловный, неограниченный, безотносительный. 2) Совершенный, полный. АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ — понятие философии Гегеля, характеризующее абс. идею на той стадии ее развития, на к-рой она, пройдя ступени логики и природы, осуществляет познание самой себя посредством разума человека. А. д. представляет собой мистифицированные, оторванные от людей, от обществ, бытия формы обществ, сознания, сведенные к их абстрактному (логич.) содержанию. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — разновидность объективного идеализма, исходящая из ложного положения о существовании абсолютной идеи. А. и. развит в филос. системе Гегеля и его последователей. АБСТРАКЦИЯ, абстрактное (от лат. abstracts—отвлечение),— один из моментов процесса познания, к-рый заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных, общих его свойств, связей и отношений. Результатом А. являются понятия, категории, напр. материя, движение, развитие, закон, стоимость и т. п. Научные А. суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 187). Говоря об А., имеют иногда в виду такое рассмотрение предмета, при к-ром отвлекаются от нек-рого (или нек-рых) специально оговариваемого свойства предмета или отношений этого предмета к др. предметам (см. об этом Абстракция отождествления, Абстракция потенциальной осуществимости, Абстракция актуальной бесконечности). А. рассматривают как результат процесса абстрагирования — общее понятие. Часто А. понимают как синоним «мысленного», «понятийного», в противоположность чувственно-созерцаемому, наглядно-данному. Однако А. может быть не только понятие, не только мысленное отвлечение, но и чувственно-наглядный образ (например, геометрический чертеж, схема или произведения т. н. абстрактной живописи). В диалектике А. нередко имеет смысл одностороннего, бедного, неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней. А. выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного. Мышление и понятие «абстрактны» АБСТРАКЦИЯ 13 лишь в их оторванности от хода познания в целом, от практики, от предметной действительности. А. в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т. е. в процессе достижения конкретной истины. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (Лени н В. И., Философские тетради, 1947, с. 180). Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. А. тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Диалектика абстрактного и конкретного — это типичный случай диалектич. единства, взаимоперехода противоположностей. В известных случаях «абстрактность» оказывается признаком ложности понимания, его оторванности от жизни, от практики. В других случаях «абстрактность» отражает природу самого предмета. Напр., категория абстрактного труда выводится Марксом из понимания реального процесса сведения различных видов труда к однородному обществ, труду, к простой затрате рабочей силы: «Это сведение представляется абстракцией, однако, это такая абстракция, которая в общественном процессе производства происходит ежедневно»(М арке К., см. М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 17). д. Ильенков. Москва. Исторический обзор. В разработку проблемы А. и ее роли в познании большой вклад внесли древнеиндийские, древнекитайские и древнегреч. мыслители. В древнегреч. философии эту проблему на идеалистич. основе, начали разрабатывать Сократ, софисты и Платон. Особое внимание этому вопросу уделил Аристотель. Аристотель писал: «То, что называется абстракцией, [ум] мыслит, как бы он мыслил курносость: или как курносость в виде неотделимого свойства, или как кривизну, если бы кто действительно [ее] помыслил,— помыслил бы без тела, которому присуща кривизна; так [ум], мысля математические предметы, берет в отвлечении, [хотя они и] неотделимы [от тел]» («О душе», III 7, 431 в 15, рус. пер., М., 1937). В ср. века к вопросу об А. возвращается Боэций; на него опирается Абеляр, писавший, что материя и форма существуют совместно, но разум нашего духа имеет силу то брать материю саму по себе, то форму, то объединять их вместе. В новое время вопросы А. плодотворно разрабатывались материалистами - сенсуалистами (Ф. Бэкон, Докк и франц. материалисты). Заслугой Бэкона была разработка методов абстрагирования причинных связей между явлениями. Локк исследует процесс А. в связи с процессом образования общих понятий. Устраняют, напр., из «сложной идеи Петра и Якова, Марьи и Анны то, что было своеобразного в каждом лице,... и удерживают только то, что у них всех есть общего» и получают общую идею «человека» (см. Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, М., 1898, с. 405—406). Аналогичным образом процесс А. описывали Кондильяк («Трактат об ощущениях», М., 1935, гл. 1), Гельвеций («О человеке...», М., 1938, раздел 8, гл. 19), Дидро (Избр. филос. произв., М., 1941, с. 45—46). Против материалистического понимания А. выступили, с одной стороны, философы объективного идеалистического направления (Декарт, Лейбниц), выдвинувшие свое учение о врожденном знании, а с другой — субъективные идеалисты Беркли и Юм. Беркли отрицал реальность общих идей, связывая это отрицание с борьбой против материализма (см. «Трактат о началах человеческого знания...», СПБ, 1905, с. 38—49, 131, 158—59). Материалистич. точка зрения на процесс А. оспаривалась неокантианцами (Кас-сирер), позитивистами (Дж. С. Милль, Э. Мах) и гус-серлианцами. Гуссерль указывал, что познание оказывается возможным посредством особой «мнящей интенции», с помощью к-рой мы познаем родовые и абстрактные сущности предметов, независимо от единичных предметов. Постижение этих абстрактных сущностей в ходе сверхчувств, познания Гуссерль наз. идеацией, а осуществляющуюся при этом А. — идеирующей А. (см. «Логические исследования», СПБ, 1909). Современный позитивизм субъективно-идеалистически истолковывает А., рассматривая матема-тич. и логич. А. как результат только творчества ума, игнорируя объективное содержание А. Совр. позитивисты утверждают, что и реалистич. и номина-листич. т. зр. на А. равноправны, если их рассматривать лишь как возможные интерпретации фактов языка, с к-рыми мы только и имеем дело, рассуждая о мышлении. Однако, полагают они, нужно при этом иметь в виду, что эти интерпретации условны, и мы предпочитаем ту или иную из них ради удобства или в силу различных вкусов (см. Р. Карнап, Эмпиризм, семантика и онтология, в прилож. к его кн.: Значение и необходимость, М., 1959). В конкретно-научном плане вопросы А. плодотворно разрабатывались математиками и логиками (см. Математическая логика). О видах А. и способах образования А. см. Изолирующая абстракция, Обобщающая абстракция, Принцип абстракции, Определение через абстракцию, Оператор абстракции, Класс, Множество, Предмет, Объемности принципы. Д. Горский. Москва. Абстрагирование, процесс абстракции, состоит в отвлечении, в мысленном отбрасывании (временном) тех предметов, свойств и связей, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом виде», необходимое на данном этапе изучения. Чтобы мысленно воспроизвести предмет исследования в «чистом виде», «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, 1933, с. 468; см. также В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 1, с. 77). Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости прежде всего от природы изучаемого объекта и тех задач, к-рые ставятся практикой перед исследованием. Так, напр., для механики, изучающей простейшую форму движения материи — перемещение тел в пространстве, безразличны физико-химич. свойства изучаемых ею тел (кроме их массы), безразлична также физич. природа их взаимодействия (кроме количеств, выражения их силы). Ученый-механик выделяет массу тел и количеств, выражение их силы, отвлекаясь от других физич. свойств тел. Если же исследователь ставит своей целью изучить возникновение и развитие какого-либо явления, то выделяются свойственные данному явлению внутр. противоречия, стороны этого противоречия в их единстве, что дает возможность понять движущие силы и направление развития явления; в этом случае исследователь отвлекается от привходящих обстоятельств, затрудняющих это понимание. При этом объект исследования мысленно воспроизводится не только в свободном от посторонних влияний, т. е. в «чистом виде», но и в идеально развитом состоянии, достигшем в своем развитии значения всеобщности, а не в случайной единичной форме (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 4, а также 14 АБСТРАКЦИЯ В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 4, с. 74—76, т. 6, с. 112). Только в развитом состоянии предмета развертываются и выявляются свойственные ему закономерности, внутренние противоположности и противоречия. Так, напр., открытие законов антагонистического общества с его противоположными классами и их противоречиями, составляющими одну из движущих сил развития эксплуататорских обществ, стало возможным лишь в условиях капитализма. А. — это движение мысли в глубь предмета, его расчленение, выделение существенных моментов, «переработка созерцания и представлений в понятия» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 727). Посредством А., возникли все житейские и науч. понятия и категории, в к-рых отражаются существенно общие свойства и отношения предметов и явлений действительности. Способность к А.— это и продукт и вместе с тем необходимая предпосылка развития науки и науч. мышления, к-рое не может проникнуть в глубь предмета, мысленно не рассекая его на отд. стороны и не изучая их по отдельности, в «чистом виде» с тем, чтобы понять затем целое. В итоге этой мысленной «разорванности» предметов, их свойств и отношений человек временно отходит от действительности, т. к. в его голове целостные предметы превращаются в своего рода «осколки»— односторонние А. Разрыв первично нерасчлененного чувств, образа предмета и его познание, выделение определенных свойств и отношений вещей отражает некий реальный момент действительности, а именно: относит, независимость предметов от ряда их несуществ, свойств и отношений. Многовековая практика человечества и история науки доказали, что применение такого рода «осколков» дает гораздо больший познават. эффект, чем оперирование целостными суммарными образованиями. Таким образом, временный отход от действительности в конечном счете означает большую степень углубления в объект, проникновение в его сущность, в свойственные ему внутр. противоречия. В своей оторванности друг от друга понятия о предметах, их свойствах и отношениях являются А., к-рые содержатся в человеч. сознании и к-рые сами по себе односторонни и однобоки. Но в живой ткани логич. мышления они позволяют воспроизвести значительно более глубокую и точную картину мира, чем это можно сделать с помощью целостного чувственно-конкретного образа. Перед нами пример того, как «мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное... от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению йот него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 146—47). А. имеет свой предел, определяемый природой самих вещей, их свойств и отношений. Переход за этот предел ведет, как показали Маркс, Энгельс и Ленин, к бесплодным идеалистическим спекуляциям (см. «Святое семейство», гл. 5, §2 — «Тайна спекулятивной конструкции», «Нищета философии», гл. «Метафизика политической экономии», В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 2, с. 235—38, 314, 349, 421). Процесс абстрагирования заключает в себе возможность ухода мысли от действительности в область фантазии, идеализма. Разрывая в мысли неразрывное в объективном мире, а потом мысленно разорванное проецируя в реальный мир, идеалисты стали рассматривать А. как нечто реально существующее, как некие самостоят, сущности и даже существа (см. Религия). К «мертвым», схоластич. абстракциям Ленин относил идею бога, махистско-богдановское ощущение «вообще»: «...Мертвая абстракция: ничья мысль, ничье представление, ничье ощущение, мысль вообще (абсолютная идея, универсальная воля и т. п.)...» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 255, см. также с. 214 — 15). Ленин критикует «тощие» абстракции, когда изолируется и превращается в абсолют, в самостоятельное начало лишь одна сторона, свойство, отношение предмета и опускаются его всесторонние связи (см. там же, т. 3, с. 274—75), критикует метафизич. А., когда опускается самодвижение, развитие, изменение действительного предмета (см. там же, т. 32, с. 71—75), когда допускается неисторич. подход к действительности. Такого рода А. является гносеологич. основой идеализма, метафизики, догматизма. В общей ткани логич. мышления процесс абстрагирования является лишь моментом, тесно связанным с Ш.1— прзнават. процессами, такими, напр., как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Процесс А. представляет собой восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, а это —лишь первая фаза исследования, продолжение к-рой составляет восхождение от абстрактного к конкретному. Происхождение абстракции. Биологич. предпосылки А. имеют место у высших животных, у к-рых они выражаются в фиксации внимания на одних свойствах данного предмета и отвлечении от других его свойств в процессе действия с предметами, в процессе их потребления. Первой, специфически человеческой формой А. является возникшее в процессе труда мышление обобщенными представлениями. В отличие от животных, стадный человек, выделив тот или иной предмет из природы, включал его в процесс труда и вытекающую из него систему зарождавшихся обществ, связей.В связи с возникновением и развитием труда, производств, отношений и речи у формировавшегося человека сложилась способность мыслить не только о непосредственно воздействующих на органы чувств предметах, но и о предметах, непосредственно не воздействующих на органы чувств, т. е. мыслить обобщенными представлениями, к-рые фиксировались речью. В представлениях моменты А. заключались в том, что большинство свойств предмета опускалось и выделялись те, к-рые были необходимы не только для непосредств. потребления вещей данным коллективом, но и для произ-ва. Так, напр., в камне выделялись прежде всего твердость, свойство определенным образом раскалываться. Эта способность выделять соответствующие свойства возникает как следствие самого процесса производства и общения людей. У человека совр. типа (Homo sapiens) в условиях родового общества, когда на базе материального произ-ва складывалась духовная культура, возникала и развивалась способность мыслить понятиями, к-рые фиксировались уже довольно дифференцированной системой лексических и грамматич. средств языка. Однако на ранней стадии родового общества процесс абстрагирования носил еще весьма ограниченный характер. Человек еще не мог свободно мыслить о свойствах вещей вне их непосредственной связи с вещами. Он не мог мыслить об отношениях вне их непосредств. связи с тем, что соотносится; он мог считать только реальные предметы и т. п. О чувств, конкретности по существу уже понятийного мышления человека свидетельствует обильный этнографический материал. Способность человека к абстрактно-теоретич. мышлению в собственном смысле этого слова сформирова- АБСТРАКЦИЯ 15 лась в связи с отделением умственного труда от физического, в связи с возникновением и развитием конкретных наук и философии. Способность человека к высокому уровню отвлечения сложилась с исторической необходимостью как непременное условие формирования способности к умозаключениям и вообще к теоретич. мышлению, к-рое носит относительно самостоят, характер. Данные совр. науки дают основание предполагать, что сознание стадного человека было обращено только на объективный мир п сами по себе представления не были предметом мысли, т. е. стадный человек не обладал самосознанием, в то время как человек совр. типа, фиксируя А. в словах достаточно развитого языка, получает возможность превращать А. в объект анализа: понятие становится предметом мысли. Обществ, человек оперирует А. сознательно. Он обладает самосознанием. Именно поэтому человек оказался в состоянии критически относиться к своему собственному сознанию. Являясь результатом обществ, труда и общения людей, способность к А., в свою очередь, сыграла колоссальную роль в развитии труда, в преобразовании человеком мира. Без способности человека к А. не могли бы возникнуть философия, наука, искусство и т. п. Единственным критерием истинности результатов А. является обществ, практика. д. Спиркин. Москва. Абстракция в политической экономии. Процесс экономич. исследования подразделяется на 2 фазы. Эти две фазы исследования четко прослеживаются в истории политич. экономии. На первых этапах развития этой науки исследования всегда начинались с суммарного целого, напр. с населения, нации; гос-ва, совокупности гос-в и т. п. От этих целостных объектов, воспринятых суммарно, исследователи неизменно приходили к необходимости выделять категории, носившие абстрактный характер, такие, как разделение труда, товарная стоимость, деньги и т. д. Это выделение производилось посредством отд. понятий, выражавших различные стороны кон-. кретного. Когда эти стороны и отражавшие их понятия были выделены, стали появляться целые i экономич. системы, в к-рых абстрактное, выработанное в первой фазе исследования, превратилось уже в исходный пункт последующих исследований. При этом первая фаза исследования не раскрывается в изложении результатов второй фазы исследования. В этом заключается причина несовпадения методов исследования и методов изложения: если бы они совпадали, то изложение должно было быть двойственным и дважды повторять содержание—один раз в одном, другой раз — в противоположном направлении. Лучше всего демонстрирует роль А. в политич. экономии «Капитал» Маркса. Так, товарная стоимость как один из моментов, выражающих наиболее общие черты конкретного, была абстрагирована задолго до Маркса. Однако это абстрагирование не было доведено до той степени, к-рая позволяла бы без логич. противоречий направить исследование на путь отражения конкретного во всем богатстве его определений. И Маркс начал свое изложение возникновения, развития и гибели капиталистич. способа произ-ва и свойственных ему производств, отношений с рассмотрения меновой стоимости, т. е. с той формы, в к-рой товарная стоимость выступает на поверхности явлений обществ, жизни. Продолжая процесс абстрагирования, начатый задолго до него, Маркс из общеизвестного факта обмениваемости товаров выводит наличие равенства любой пары товаров, следовательно, всех товаров, взятых в нек-рой количеств, определенности. Из этого Маркс заключает, что во всех товарах содержится нечто общее, присущее всем товарам; это общее есть то, что все они являются результатом процесса труда, т. е. затраты рабочей силы. Но и этим не заканчивается процесс абстрагирования при рассмотрении товарной стоимости. Ведь труд представляется прежде всего как конкретный труд, как труд ткача, сапожника и т. п. Отвлекаясь от своеобразия различных видов конкретного труда, Маркс устанавтивает, что субстанция товарной стоимости есть обществ, труд, затрата рабочей силы вообще. Конкретные виды труда, по Марксу, сводятся все к одинаковому человеч. труду, к абстрактному труду. Пользуясь научной абстракцией, Маркс объяснил не только закон, регулирующий товарное производство, но и открыл двойственное содержание труда, т. е. то, что, кроме отношения человека к природе, труд выражает и общественные отношения. Это открытие является исходным пунктом учения Маркса в политической экономии (см. Труд). При исследовании прибавочной стоимости А. также имела первостепенное значение. Как и товарная стоимость, прибавочная стоимость выступает на поверхности явлений в более конкретных формах: в виде пром. прибыли, торговой прибыли, процента на капитал, ренты. Все эти формы затемняют свое содержание — прибавочную стоимость. Наиболее выдающимся исследователям до Маркса — Смиту и Рикардо — не удалось выявить прибавочную стоимость, они не сумели довести до конца абстрагирование и выделить то существ, единство, к-рое объединяет прибыль, процент и ренту. Их неспособность последовательно абстрагировать, выразившуюся в смещении всеобщности прибавочной стоимости с ее более конкретными формами, влекла за собой не только путаницу, но и приводила к противоречию с правильным пониманием законов прибавочной и даже товарной стоимости. Критикуя Рикардо, Маркс писал: «Мы видим, что если Рикардо упрекают в слишком большой абстрактности, то справедливым был бы противоположный упрек, а именно—в недостаточной силе абстракции, в неспособности при рассмотрении стоимостей товаров забыть прибыли — факт, встающий перед ним из сферы конкуренции» («Теории прибавочной стоимости», ч. 2, 1957, с. 184; см. также «Капитал», т. 1,1955, с. 86—87). Маркс, исследуя прибавочную стоимость, сначала отвлекается от многих факторов, действующих в процессах произ-ва и обращения. Ведь если товарная стоимость создается в процессе произ-ва, то и прибавочная стоимость создается в этом процессе. Но цена товара, как правило, отклоняется от стоимости. Маркс считает необходимым отвлечься от этих отклонений: «Если цены действительно отклоняются от стоимостей, то необходимо их сначала привести к последним, т. е. отвлечься от этого обстоятельства как совершенно случайного, чтобы получить в чистом виде явление образования капитала на почве товарного обмена и чтобы при исследовании его не дать ввести себя в заблуждение этим побочным обстоятельством, затемняющим истинный ход процесса» («Капитал», т. 1, 1955, с. 172). Но если отвлечься от влияния отклонения цен, то остается следующая проблема: где' возникает прибавочная стоимость; она не возникает в процессе обращения, но она не возникает и вне обращения. И Маркс нашел гениальный ответ, разрешивший эту, казалось бы неразрешимую, задачу: капиталист покупает на рынке, т. е в сфере обращения, особый товар, рабочую силу, к-рая при ее потреблении в процессе производства создает новую стоимость, большую, чем стоимость рабочей силы,—прибавочную стоимость. Это решение проблемы находится в основе объяснения законов движения капиталистич. способа произ-ва, в основе учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. 16 АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ-«АБХИНАВАБХАРАТИ» Результаты абстрагирующей деятельности мыш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|