Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 6 глава
Философии «здравого смысла» и эволюционистской школе противостояла получившая значит, влияние во 2-й пол. 19 в. сент-луисская школа, возглавляемая У. Т. Харрисом. Влияние нем. классич. идеализма, косвенно сказавшееся на трансценденталистах, в этой школе приобрело прямой и явный характер. Харрис и его друзья стали пропагандистами философии, очень близкой к правогсгельянству — теистич. и метафизич. истолкованию абс. идеализма. Сент-луисская школа проложила путь абс. идеализму в США, способствовала преодолению эмпирич. ограниченности и приобщению А. ф. к филос. культуре нем. классич. идеализма. Этой школой был основан первый в США филос. журн. «The Journal of Speculative Philosophy» в первое филос. общество — Сент-луисское (1867). Самым влият. философом абс. идеализма был Ройс, воинств, фидеист и спиритуалист. Как и др. представители амер. правогегельянства, Ройс вопринял у Гегеля идеалистич. спекуляцию, а не диалектич. метод; в его взглядах — ив этом их своеобразие — пробивалась сильная волюнтаристич. струя: абс. разум есть вместе с тем и абс. воля, а в акте познания конечного разума содержится вместе с тем и волевой акт. Центр, понятие его философии заключает в себе принцип целеполагания: идея как «внутренний смысл» противопоставляется им идее как «внешнему смыслу», как конкретной реализации идеи. Такая версия абс. идеализма, с одной стороны, теснее сближала его с теологией, с другой — отмечала характерный для амер. идеализма волюнтаризм — амер. идеалистич. выражение примата «практического разума». Вместе с тем — и это также стало характерной особенностью амер. форм идеализма — Ройс стремился подчеркнуть понимание абс. духа как субъекта и примирить бесконечный дух с самосто-
ятельностью конечных личностей. По своему социальному существу философия Ройса — идеология, оплот консерватизма. «Философия лойяльностш (J. Rоусе, «Philosophy of loyalty») —название работы Ройса, изданной в 1908, дает меткое определение его филос. целеустремлениям. Борьба внутри идеалистич. лагеря между эмпирич. и рационалистич. направлениями осложнилась в рассматриваемый период расхождением среди приверженцев объективного идеализма — между «монистами» и плюралистами. В то время как ортодокс, гегельянство таит в себе возможность пантеистич. истолкования, уже внутри сент-луисской школы (Дж. X. Хауисон) наметилась более созвучная теизму плюра-листич. или персоналистич. форма объективного идеализма, возрождающая лейбницианство и примыкающая у Боуна непосредственно к учению нем. философа Лотце. Как «монистическое» понимание духовного единства мира, так и его плюралистич. понимание (в виде иерархии духовных особей, «личностей» во главе с богом) оставались в рамках христианства. Сосредоточение на религ.-этич. проблемах и стремление к обоснованию божеств, гармонии характеризует обе эти формы идеализма. По своей социальной направленности то и другое течение освящало «гармонию» личности и общества, увековечивало существующий строй, рассматривая общество (и мир в целом) как «духовное сообщество» личностей. В дальнейшем развитии объективного идеализма часто стирались грани между его двумя разновидностями, уступая место промежуточным формам, стремившимся к уравновешению абсолютного духа и автономии «личностей» (Калкинс, Хокинг). Вся офиц. А. ф., преподаваемая в колледжах, независимо от различия направлений (философия «здравого смысла», эволюционизм, «монизм», персонализм), была явно религ. философией. Формула гарвардского философа Палмера о том, что религия завершает всякую философию, или вернее, что из нее проистекает всякая философия, в точности характеризует состояние А. ф. до конца 19 в. Страна быстрого развития капитализма и неутомимой предпринимат. энергии и инициативы была в то же время страной наибольшей идеологич. инерции. Лишь на грани 19 и 20 вв., в эпоху перехода к империализму, когда США достигли ранга мировой капиталистич. державы, в А. ф. осуществилось четкое разделение и соответств. размежевание между христианской теологией и идеалистич. философией. Разумеется, как и ранее, идеалистич. философия укрепляла религию или, по крайней мере, оставляла для нее путь открытым; однако философия перестала быть догматически огранич. богопознанием, она стала автономной как в отношении проблематики, так и в методологич. отношении. В последнее десятилетие 19 в. в США появились филос. журналы европ. типа: «The Philosophical Review» и «International Journal of Ethics». В 1902 была создана «Американская философская ассоциация».Первым президентом новой ассоциации был проф. Кор-неллского ун-та Дж. Э. Крайтон —характерная фигура для отмеч. процесса отделения философии от религии и теологии. Крайтон, находившийся под определяющим влиянием абс. идеализма Бозанкета, называл свое учение «спекулятивной философией. Его объективный идеализм отличался строго рационалистич., панлогич. характером. Даже берклианский идеализм Крайтон считал ненастоящим, нечистым идеализмом. Логицизм и отчуждение от религ. проблематики придают идеализму Крайтона форму, отличную от родственной ему по существу философии Ройса.
Особняком стоит в А. ф. 2-й пол. 19 в. теолог и философ Эббот, интересный и независимый мыслитель, вследствие своей назависимости лишенный доступа 50 АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Волюнтаристские и персоналистские мотивы получили новое, резкое выражение в прагматизме — реакц. философии, явившейся, пожалуй, единств, самобытным порождением амер. идеализма. Попытки пересадить эту форму субъективного идеализма в страны Европы (Англию, Италию) не имели большого успеха, но на своей родине прагматизм в 1-й трети 20 в. получил самое широкое распространение и оказал большое влияние на различные области культурной жизни США. Вместе с тем возникновение прагматизма — одно из проявлений общего перехода бурж. философии эпохи империализма к иррационализму. Прагматизм — специфич. амер. форма этого перехода, подобно тому как интуитивизм и т. н. «философия жизни» были, соответственно, ого франц. и нем. формами. Этот поворот был выражением кризиса идеализма и своеобразной реакцией на диалектич. форму материализма, сменившую метафизич. материализм. Явная неспособность метафизич. концепции развития и связанной с ней метафизич. концепции познания противостоять диалектич. материализму побудила философов-идеалистов противопоставить метафизике и диалектич. концепции различные вариации иррационализма, алогизма. Подобно тому как на кризис физики идеализм откликнулся формулой «материя исчезла», на кризис метафизич. методологии он ответил формулой «логика исчезла». С предельной отчетливостью это обнаруживается в критике рационализма, данной лидером прагматизма Джемсом, психологом и одним из крупнейших амер. философов. Основателем этого направления по праву признается Пирс, в своей ст. «Как сделать наши идеи ясными» (Ch. Peirce, How to make our ideas clear, 1878) давший первую формулировку праг-матич. понятия истины, послужившую краеугольным камнем всей философии прагматизма. Велико влияние Пирса (особенно посмертное) на последующее развитие А. ф. Его «тахизм» (теория случайности), направленный против науч. понятия закономерности и трактовавший законы и рациональное вообще как привычки, образовавшиеся на основе случайности, наконец, его семантич. тенденция стали исходными для различных идеалистич. течений. Значителен вклад Пирса в развитие символич. логики.
Как ни отличны друг от друга воззрения отд. прагматистов (схоластич. «реализм» и схематизм Пирса от номинализма и релятивизма Джемса, фидеизм и индивидуализм Джемса от позитивизма и «социальности» Дьюи и Мида), всем им обще стремление построить теорию познания на основе субъективизма и утилитаризма, распространить принципы этич. «теории полезности» на гносеологию. Мышление и познание вообще рассматриваются не как отражение действительности, а в аспекте ситуации, задачи, действия и его результатов. Идеи рассматриваются не как образы мира, а как сродства к цели, как орудия. Они расцениваются в зависимости от того, успешно ли они «работают», справляются ли с поставленной перед ними задачей, «окупают» ли себя; понятие объективной истины выбрасывается за борт. Субъективно-идеалистич. гносеология прагматизма отличается от старого сенсуалистич. идеализма тем, что порывает с созерцательностью последнего. Практичность, целесообразность, действенность абсолютизируются прагматизмом, отрываются им от объективной реальности объективной истины, становясь основой иррационалистич., антинауч. мировоззрения (как ни старался Дьюи придать ему «строго научный» вид) и реакц. соц.-политич. выводов, прикрытых словесным радикализмом. Подобно тому как радикальный антидогматизм Джемса привел к откровенному фидеизму, оппортунистич. радикализм (мелиоризм, рассматривающий движение как самоцель) Дьюи привел сначала к апологии бурж. демократии, а затем и к ограничению ее, и к политике силы Бентли, новой, империалистич. версии старой социология, теории насилия. Огромное влияние оказали идеи Дьюи на амер. педагогику: прагматизм в педагогике ставит на первый план выработку воли и характера «дельца» в ущерб освоению знаний. Выступление на филос. арену во 2-м десятилетии 20 в. «реалистических» направлений — неореализма и критического реализма — внесло значит, оживление в филос. жизнь США. То не были филос. школы в обычном смысле: среди отд. приверженцев каждого направления имелись существ, расхождения, иногда по коренным вопросам философии (напр., критические реалисты Селлерс, с одной стороны, и панпсихист Ч. О. Стронг или утонченный платонист Сантаяна — с другой). Их объединяло единство взглядов по вопросу о характере взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания. Неореалисты решали эту проблему в духе эмпириокритицизма, критические реалисты — в духе половинчатого агностицизма, близкого к теории иероглифов.
Статья виднейшего представителя неореализма Перри «Эгоцентрический предикамент» (R. Perry, The ego-centric predicament, «J. Philos., Psychol, and Sci. Methods», 1910, v. 7, № 1) сыграла в А. ф. роль, аналогичную той, которую в англ. философии сыграла статья Мура «Опровержение идеализма» (G. Moore, The refutation of idealism, 1922). Убедительно вскрывая несостоятельность основ субъективного идеализма (берклианского) и кровное родство объективного и субъективного идеализма, неореализм вместе с тем (подобно махизму) под видом критики «дуализма» объекта и субъекта борется против материа-листич. теории отражения. Независимость объекта от субъекта, провозглашаемая неореалистами,— это только «независимость» содержания сознания от акта индивидуального сознания в пределах «опыта». Полемика неореалистов против идеализма предназначена лишь для замены явного идеализма тщательно скрытым, замаскированным субъективным идеализмом. Характерной чертой амер. неореализма является сочетание теории познания с бихевиоризмом. Большое значение в развитии А. ф. имела аксиология Перри — очень влият. форма идеалистич. понимания обществ, явлений. Критический реализм выступил против критики неореалистами «дуализма» объекта и субъекта и вместе с тем против их «наивного реализма», к-рый отнюдь не является ни наивным, ни реализмом. Выясняя активную роль субъекта в процессе познания, кри- АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 51
«Неоматериализм» Селлерса является непоследо-ват. материализмом. Продолжая материалистич. традицию амер. просветительской философии (Пристли, Купер), опираясь на выводы совр, естествознания и шаг за шагом логически преодолевая идоалистич. заблуждения, Селлерс шел по пути к материализму. Его критика совр. течений амер. идеализма является веской и убедительной. Неоматериалистом Селлерс называет себя в противовес старому, механистич. материализму. Он явно недооценивает тот факт, что старый материализм преодолен и оставлен далеко позади диа-лектич. материализмом задолго до него. Непоследовательность философа состоит прежде всего в том, что, будучи материалистом в понимании природы и процесса познания, он остается идеалистом в понимании обществ, явлений. Его теория ценностей — наглядное тому свидетельство. Но идоалистич. понимание общества ограничивает и его теорию познания — не дает возможности понять материальные основы историч. развития познания как социального процесса и роли обществ, практики в познании. Наконец, его «критическое» учение о познаваемости объективной реальности толкует теорию соответствия не как теорию отражения, а как структурное соответствие, изоморфность. При этом Селлерс отдает нек-рую дань агностицизму, не доходя до понимания диалектики относит, и абс. истин. Особняком на правом фланге критических реалистов стоял Сантаяна, созерцат. зстетский идеализм к-рого часто служил предметом восхищения амер. идеалистов, но не вызывал у них стремления к подражанию, не имел последователей. Над материальным царством «животной веры» у Сантаяны возвышается царство идеальных «сущностей», сочетающих черты платоновских «идей», гуссерлианских «эйдосов» и томистских «эссенций». К взглядам критических реалистов близок логический реализм Коэна, ра-цноналистич. учение к-рого в известной мере продолжает линию, намеченную Эбботом. Совр. А. ф. представляет собой очень пеструю картину. Интенсификации филос. работы способствовал переезд в США перед 2-й мировой войной и поело нее мн. европ. философов-идеалистов. За последние десятилетия в США получила распространение крайне реакц. католич. философия неотомизма, ранее отсутствовавшая в США (И. Зивек, Э. Пшивара, В. Дж. Бе'рк, Ф. Шин, неокатолик М. Адлер). Традиц. протестантская религ. философия существует как в форме «монизма» (Хокинг), так и в форме персонализма (Брайтмен, Флюэллинг). Традиции объективного идеализма сохраняются в разных формах (панвита-лизм школы А. Н. Уайтхеда, разработавшего версию физического идеализма, близкую к идеям Бергсона, платоновская линия Б. Бленшарда, У. Т. Стейса, Ф. С. К. Нортропа, аксиология Эрбена). Прагматизм как самостоят, филос. школа потерял былое значение, оставив, однако, неизгладимый след на учениях философов-идеалистов различных течений и послужив почвой для активной борьбы против марксизма в праг-матистском ревизионизме Хука. Влият. формой физи- ческого идеализма является операционализм (Бридж-мен), занимающий промежуточное положение между прагматизмом!! логич. позитивизмом и рассматривающий все науч. понятия как операции мышления. «Реализм» расчленился, и в последние годы его сторонники пытаются консолидироваться на платформе неоаристотелизма и гуссерлианства (Уайлд). Очень разнородны и приверженцы феноменологич. школы, сочетающие феноменологич. метод с различными идеалистич. теориями, а в отд. случаях выступающие даже как союзники материализма (Фарбер). На авансцене амер. филос. идеализма в наст, время находятся: школа логич. позитивизма (Карнап, Ч. Моррис), интенсивно разрабатывающая мате-матич. логику; семантич. идеализм, принадлежащий к школе А. Кожибского (Хаякава); т. и. натурализм (Э. Нагель, Е. X. Крикорьян и др.)—пестрое течение, включающее как сторонников наукообразных форм идеализма, так и «стыдливых» естеств.-науч. материалистов. На левом фланге этого течения—прогрессивные бурж. мыслители, активно выступающие против иррационализма, фидеизма и идеалистич. реакции, участники сборника «Философия для будущего» («Philosophy for the future...», 1949). К этой (также неоднородной) группе философов принадлежат: Селлерс, Фарбер, Дж. Мак-Гилл, Ламонт, Соммервилл. На противоположном полюсе — распространенные в США проповедники всевозможных суеверий (сведен-боргианцы, парапсихологи, дианоэтики и пр. мракобесы). Многих, притом влиятельных амер. философов нельзя причислить к той или иной школе вследствие заведомо эклектич. характера их воззрений (У. Г. Шел-дон, Монтегю, М. Уайт). В амер. филос. лит-ре и в университетском преподавании очень широкое распространение получило изучение социологии. После того как амер. социология прошла бурж.-демократич. стадию теории общественного договора, в ней укрепились органическая школа и социальный дарвинизм (У. Г.Самнер), а к концу 19— пач. 20 вв. решит, преобладание получили разные оттенки психологической школы (Уорд, Гиддингс,Ч.Х. Кули, Росс). В совр. идеалистич. социологии соперничают между собой в борьбе против материалистич. понимания истории: социальный бихевиоризм (Мид), структурная социология (Парсонс), функционально-динамич. социология (Огборн), разные варианты объективно- и субъективно-идеалистич. теории ценностей, микросоциология (Дж. Л. Морено), для к-рой первичным элементом обществ, жизии является пе индивидуальная, групповая или социальная психология, а межиндивидуальное пси-хологич. отношение, волюнтаристская теория силы (А. Бентли,Г.И. Моргентау), наконец,семантич. школа (Чейэ). Наиболее характерной чертой развития амер. социологии в последнее время является полное ее отделение от философии, взаимное отчуждение философии и социологии, мелочный ползуче-эмпирич. характер социологич. исследований, чурающихся широких теоретич. обобщений и обслуживающих частные, конъюнктурные, практич. потребности империализма. В 20-х гг. 19 в. в США получили нек-рое распространение идеи утопич. социализма. В 1825 в США читал лекции великий английский утопист Оуэн, организовавший там быстро распавшуюся колонию «Новая гармония»; спустя 20 лет он созвал в Нью-Йорке «всемирный конгресс» своих последователей. В 40-х гг. распространилось социалистич. учение Фурье, к-рое пропагандировали журналист Г. Грили, философ Эмерсон, публицист Дана, писатель А.Брисбен; были созданы многочисленныефурьеристскиефаланстеры, в т. ч.сравнительно крупная колония «Брукфарм». В 50-х гг. в страну проникли идеи науч. социализма, гл. обр. через нем. эмигрантов — Р. Роза, Ф. Якоби, Э. Мейе- 52 АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — АМОРАЛИЗМ
В 1919 возникла Коммунистич. партия США. Ее основатели и виднейшие деятели (Ч. Рутенберг, ум. 1927; У. Фостер, Ю. Деннис и др.) прилагали и прилагают все усилия для пропаганды марксистского мировоззрения, идей мира и социализма. Борьбу против реакц. идеологии империализма и его философии, а также разработку проблем марксистской философии проводят в своих работах Г. Аптекср, Дж. Аллен и др. Непрекращающиеся преследования, травля, полная недоступность для марксистов преподават. деятельности, предельные ограничения лит. деятельности мешают амер. философам-марксистам проявить свои силы, а также сдерживают передовых ученых в их стремлении к изучению диалектич. материализма. Распространению марксизма препятствовало также господство оппортунизма среди лидеров амер. рабочих. Тем не менее влияние марксистско-ленинской теории на прогрессивные слои амер. интеллигенции и передовых рабочих неуклонно возрастает. Огромное значение для правильного понимания амер. народом идей мира, всеобщего разоружения и социализма имела поездка Н. С. Хрущева в США в 1959 (см. «Жить в мире и дружбе! Пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в США», М., 1959; «Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н. С. Хрущева в США», М., 1959). Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 444 — 65; История философии, т. 1 — 2, М., 1957 (т. 1, гл. 8, т. 2, гл. 7), г. 4, М., 1959, гл. 5; Квитко Д. Ю..Очерки современной англо-американской философии, М. —Л., 1936; Фостер У. 3., Очерк политической истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М.,1955;Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, М., 1957; К о э н М. Р., Американская мысль, пер. с англ., М., 1958; Черкасов И. И., Из истории распространения марксизма в США (1848—1865 гг.), «Новая и новейшая история», 1958, № 3; Данэм Б., Гигант в цепях, пер. с англ., М., 1958;Боднар Ян, О современной философии в США, пер. со словац.,М., 1959;Р а г г i n g t о n V. L., Main currents in American thought, v. 1—3, N. Y.,11927—30]; American philosophic addresses, 1700—1900, N. Y., 1946; Riley I. "W., American philosophy, the early schools, N. Y., 1907; Fay В., L'esprit revolutionnaire en France et aux Etats-Unisala findu XVlIlsiecle, P., 1925; BecelaereE. G. L. van, La philosophie en Amfirique..., 1607 —1900, N. Y., 11904]; Rogers A. K., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1928; Townsend H. G., Philosophical ideas in the United States, N.Y., 1934; A n d e rs о n P. R. and PischM. H., Philosophy in America; from the Puritans to James.., N. Y., 1939; Development of American philosophy,ed. by W. G. Muelder and L. Sears, N. Y.—Boston, 1940: S с h n e i d e r H. W., A liistory of American philosophy, [2 ed. J, N. Y.H946]; WerkmefsterW.H., History of philosophical ideas in America, N. Y., 1949; В 1 a u J. L., Men end movements in American philosophy, [3 ed. ], N. Y., [1954]; Dele-dalle G., Histoire de la philosophie amencaine, P., 1954; Contemporary American philosophy, ed. by G. P Adams and W. P. Montague,v. 1—2,L. —N. Y., 1930; P e г г у R. В., Philosophy of the recent past, N. Y., 1926; его же, Present philosophical tendencies..., N. Y., 1955; Contemporary idealism in America, cd. by С Barrett, N. Y., 1932; M til ler G., Amerikanische Philosophie, Stuttgart, 1936; Philosophic tho АМИЛАХВАРИ, Александр Дмитриевич (1750— 1802)— груз, литератор, сторонник «просвещенного» абсолютизма. Вследствие оппозиции царю Ираклию II был изгнан из Грузии, эмигрировал в Россию (1771). По мнению А., люди «рождены равными», и жизнь народа развивается успешно, когда этот «естественный взгляд» приобретает господство. Придерживаясь принципа веротерпимости, А. осуждал насилие духовенства над душой человека. Церковь, согласно А., первоначально была призвана к пресечению зла, но духовенство в своем стремлении к господству само прибегало к оружиго. В воззрениях А. па гос. законодательство сказалось влияние идей Монтескье. С О ч.: joo^ifco^no б-, omonoo й"оЗспЬ^зс?Тс00^^ й^Э д.оБЪАоЬз^ ЭоЬо, „ЭгоэЭод", 1902, Jsfo 2; 3 о b о 3 д, jgn>Ajoo-БдС^о obf^ro&oi (cM&j3. адЛгоБфо ^o^cndob ЗодЛ), „ЭБаото оо", 1939, № 8, coio^obo. Соч. в рус. пер.: История Георгианская о юноше князе Амилахорове..., СПБ, 1779. Лит.: Акопашвили Г. Д., Политические взгляды грузинского феодала XVIII в. (Ал. Амилахвари), Тб., 1951 (Автореф. дисс). 303°> (5°3°С?0^0> 1933. Ш. Хидашели. Тбилиси АММОН (Amnion, Отто (7 дек. 1842—14 янв. 1916)—нем. социолог, представитель т. и. социального дарвинизма, расист. По своим взглядам близок к Лапужу и Гумпловичу. Выступая против историч. материализма, А. предлагал в объяснении социальных явлений исходить из «естеств. природы» человека, руководствуясь законом борьбы за существование и естеств. отбора в органич. природе. По А., трудящиеся — потомки низших рас, и поэтому необходимо, чтобы «дети, предназначенные для высокого жизненного положения, не посещали школ, предназначенных для детей пролетариев...», и путем особой системы расового воспитания заранее готовились к руководству гос-вом («Die Gesellschafts-ordmmg und ihre naturlichen Grundlagen», 3 Aufl., Jena, 1900, S. 81). Антинауч. взгляды А. получили широкое признание в гитлеровской Германии. Соч.: Zur Anthropologic der Badener, Jena, 1899. M. Баскин. Москва. АММОНИЙ САККАС ('A^omo? Xaxxas) (род. около 175 — умер около 242 н. э.)—древнегреческий философ-идеалист, учитель Плотина, глава неоплатонизма. Источники (Гиерокл у Фотия, Cod. 214, с. 172а ел.; Cod. 251, с 461а 32 ел.) выдвигают его как сторонника сочетания учений Платона и Аристотеля (хотя в этом синтезе заметно преобладал Платон). Лит.: Владиславлев М., Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы, СПБ, 1868, с. 268—274. АМОРАЛИЗМ (от греч. а — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный)—отрицание моральных норм, провозглашение безнравственности принципом обществ поведения. А. характерен для господств, классов в пер иод разложения обществ.-экономич.формации; АМОРИ — АНАБАПТИСТЫ 53
АМОРЙ (Amaury), или Амальрик (Amalric) Шартрский (de Chartres), или Венский (de Bene) (12 в. —1206), — франц. мыслитель, пантеист. Преподавал в Парижском ун-те светские науки и теологию. Учение А. известно только по ряду его утверждений, приводимых враждебными ему авторами, гл. обр. Альбертом фон Болъштедтом и Фомой Аквинским. Пантеизм А. в сочетании с мистич. учением о Христе оказывался в непримиримой оппозиции к офиц. церкви. В 1204 А. предстал для объяснений перед папой Иннокентием III, осудившим его учение и обязавшим его публично отречься от своих идей. А. учил, что «все — есть бог», «бог — есть все», каждый верующий есть «подлинный член тела Христа». Бог понимался им как субстанциональная сущность всех вещей. В разрез с церк. догмой, изображающей человека как «тварь божию» от природы греховным, а весь материальный мир объявляющей «тленом» («суетой сует»), учение А. поднимало значение каждого человека, усматривая в нем присутствие бога, утверждало авторитет материального мира. Истоки пантеистич. учения А. находятся в идеях Иоанна Скота Эриу-гены и в натурфилос. традициях шартрской школы. Несомненна также связь идей А. с учением Иоахима Ф.юрского. Учение А. получило широкое распространение среди горожан Парижа, а также среди сельского населения ряда провинций (см. Амалърикане). В 1215 папа Иннокентий III на 4-м Латеранском соборе запретил учение А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|