Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 6 глава
Философии «здравого смысла» и эволюционистской школе противостояла получившая значит, влияние во 2-й пол. 19 в. сент-луисская школа, возглавляемая У. Т. Харрисом. Влияние нем. классич. идеализма, косвенно сказавшееся на трансценденталистах, в этой школе приобрело прямой и явный характер. Харрис и его друзья стали пропагандистами философии, очень близкой к правогсгельянству — теистич. и метафизич. истолкованию абс. идеализма. Сент-луисская школа проложила путь абс. идеализму в США, способствовала преодолению эмпирич. ограниченности и приобщению А. ф. к филос. культуре нем. классич. идеализма. Этой школой был основан первый в США филос. журн. «The Journal of Speculative Philosophy» в первое филос. общество — Сент-луисское (1867). Самым влият. философом абс. идеализма был Ройс, воинств, фидеист и спиритуалист. Как и др. представители амер. правогегельянства, Ройс вопринял у Гегеля идеалистич. спекуляцию, а не диалектич. метод; в его взглядах — ив этом их своеобразие — пробивалась сильная волюнтаристич. струя: абс. разум есть вместе с тем и абс. воля, а в акте познания конечного разума содержится вместе с тем и волевой акт. Центр, понятие его философии заключает в себе принцип целеполагания: идея как «внутренний смысл» противопоставляется им идее как «внешнему смыслу», как конкретной реализации идеи. Такая версия абс. идеализма, с одной стороны, теснее сближала его с теологией, с другой — отмечала характерный для амер. идеализма волюнтаризм — амер. идеалистич. выражение примата «практического разума». Вместе с тем — и это также стало характерной особенностью амер. форм идеализма — Ройс стремился подчеркнуть понимание абс. духа как субъекта и примирить бесконечный дух с самосто-
ятельностью конечных личностей. По своему социальному существу философия Ройса — идеология, оплот консерватизма. «Философия лойяльностш (J. Rоусе, «Philosophy of loyalty») —название работы Ройса, изданной в 1908, дает меткое определение его филос. целеустремлениям. Борьба внутри идеалистич. лагеря между эмпирич. и рационалистич. направлениями осложнилась в рассматриваемый период расхождением среди приверженцев объективного идеализма — между «монистами» и плюралистами. В то время как ортодокс, гегельянство таит в себе возможность пантеистич. истолкования, уже внутри сент-луисской школы (Дж. X. Хауисон) наметилась более созвучная теизму плюра-листич. или персоналистич. форма объективного идеализма, возрождающая лейбницианство и примыкающая у Боуна непосредственно к учению нем. философа Лотце. Как «монистическое» понимание духовного единства мира, так и его плюралистич. понимание (в виде иерархии духовных особей, «личностей» во главе с богом) оставались в рамках христианства. Сосредоточение на религ.-этич. проблемах и стремление к обоснованию божеств, гармонии характеризует обе эти формы идеализма. По своей социальной направленности то и другое течение освящало «гармонию» личности и общества, увековечивало существующий строй, рассматривая общество (и мир в целом) как «духовное сообщество» личностей. В дальнейшем развитии объективного идеализма часто стирались грани между его двумя разновидностями, уступая место промежуточным формам, стремившимся к уравновешению абсолютного духа и автономии «личностей» (Калкинс, Хокинг). Вся офиц. А. ф., преподаваемая в колледжах, независимо от различия направлений (философия «здравого смысла», эволюционизм, «монизм», персонализм), была явно религ. философией. Формула гарвардского философа Палмера о том, что религия завершает всякую философию, или вернее, что из нее проистекает всякая философия, в точности характеризует состояние А. ф. до конца 19 в. Страна быстрого развития капитализма и неутомимой предпринимат. энергии и инициативы была в то же время страной наибольшей идеологич. инерции. Лишь на грани 19 и 20 вв., в эпоху перехода к империализму, когда США достигли ранга мировой капиталистич. державы, в А. ф. осуществилось четкое разделение и соответств. размежевание между христианской теологией и идеалистич. философией. Разумеется, как и ранее, идеалистич. философия укрепляла религию или, по крайней мере, оставляла для нее путь открытым; однако философия перестала быть догматически огранич. богопознанием, она стала автономной как в отношении проблематики, так и в методологич. отношении. В последнее десятилетие 19 в. в США появились филос. журналы европ. типа: «The Philosophical Review» и «International Journal of Ethics». В 1902 была создана «Американская философская ассоциация».Первым президентом новой ассоциации был проф. Кор-неллского ун-та Дж. Э. Крайтон —характерная фигура для отмеч. процесса отделения философии от религии и теологии. Крайтон, находившийся под определяющим влиянием абс. идеализма Бозанкета, называл свое учение «спекулятивной философией. Его объективный идеализм отличался строго рационалистич., панлогич. характером. Даже берклианский идеализм Крайтон считал ненастоящим, нечистым идеализмом. Логицизм и отчуждение от религ. проблематики придают идеализму Крайтона форму, отличную от родственной ему по существу философии Ройса.
Особняком стоит в А. ф. 2-й пол. 19 в. теолог и философ Эббот, интересный и независимый мыслитель, вследствие своей назависимости лишенный доступа 50 АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ к академия, карьере и покончивший жизнь самоубийством после завершения своего гл. фил ос. труда — двухтомной «Силлогистической философии» (F. Abbot, The syllogistic philosophy, 1906), не привлекшей внимания современников. Гуманист и демократ, противник «империализма, милитаризма и коммер-циализма», Эббот в своей философии (непоследовательной, противоречивой, но несравненно более глубокой и содержательной, чем офиц. философия, к к-рой он был в оппозиции) находился под прямым влиянием учения Гегеля. Он отвергал консервативные выводы системы Гегеля, стремясь овладеть его диалектич. методом. При этом он отошел от абс. идеализма, приближаясь к спинозистскому пониманию субстанции как единства протяжения и мышления, постоянно подчеркивал первичность объективного, первичность диалектики бытия по отношению к диалектике познания, боролся против различных форм агностицизма и вульгарного эволюционизма,отстаивая принцип единства противоположностей как внутр. источника движения, единства общего и единичного, рационального и эмпирического.
Волюнтаристские и персоналистские мотивы получили новое, резкое выражение в прагматизме — реакц. философии, явившейся, пожалуй, единств, самобытным порождением амер. идеализма. Попытки пересадить эту форму субъективного идеализма в страны Европы (Англию, Италию) не имели большого успеха, но на своей родине прагматизм в 1-й трети 20 в. получил самое широкое распространение и оказал большое влияние на различные области культурной жизни США. Вместе с тем возникновение прагматизма — одно из проявлений общего перехода бурж. философии эпохи империализма к иррационализму. Прагматизм — специфич. амер. форма этого перехода, подобно тому как интуитивизм и т. н. «философия жизни» были, соответственно, ого франц. и нем. формами. Этот поворот был выражением кризиса идеализма и своеобразной реакцией на диалектич. форму материализма, сменившую метафизич. материализм. Явная неспособность метафизич. концепции развития и связанной с ней метафизич. концепции познания противостоять диалектич. материализму побудила философов-идеалистов противопоставить метафизике и диалектич. концепции различные вариации иррационализма, алогизма. Подобно тому как на кризис физики идеализм откликнулся формулой «материя исчезла», на кризис метафизич. методологии он ответил формулой «логика исчезла». С предельной отчетливостью это обнаруживается в критике рационализма, данной лидером прагматизма Джемсом, психологом и одним из крупнейших амер. философов. Основателем этого направления по праву признается Пирс, в своей ст. «Как сделать наши идеи ясными» (Ch. Peirce, How to make our ideas clear, 1878) давший первую формулировку праг-матич. понятия истины, послужившую краеугольным камнем всей философии прагматизма. Велико влияние Пирса (особенно посмертное) на последующее развитие А. ф. Его «тахизм» (теория случайности), направленный против науч. понятия закономерности и трактовавший законы и рациональное вообще как привычки, образовавшиеся на основе случайности, наконец, его семантич. тенденция стали исходными для различных идеалистич. течений. Значителен вклад Пирса в развитие символич. логики.
Как ни отличны друг от друга воззрения отд. прагматистов (схоластич. «реализм» и схематизм Пирса от номинализма и релятивизма Джемса, фидеизм и индивидуализм Джемса от позитивизма и «социальности» Дьюи и Мида), всем им обще стремление построить теорию познания на основе субъективизма и утилитаризма, распространить принципы этич. «теории полезности» на гносеологию. Мышление и познание вообще рассматриваются не как отражение действительности, а в аспекте ситуации, задачи, действия и его результатов. Идеи рассматриваются не как образы мира, а как сродства к цели, как орудия. Они расцениваются в зависимости от того, успешно ли они «работают», справляются ли с поставленной перед ними задачей, «окупают» ли себя; понятие объективной истины выбрасывается за борт. Субъективно-идеалистич. гносеология прагматизма отличается от старого сенсуалистич. идеализма тем, что порывает с созерцательностью последнего. Практичность, целесообразность, действенность абсолютизируются прагматизмом, отрываются им от объективной реальности объективной истины, становясь основой иррационалистич., антинауч. мировоззрения (как ни старался Дьюи придать ему «строго научный» вид) и реакц. соц.-политич. выводов, прикрытых словесным радикализмом. Подобно тому как радикальный антидогматизм Джемса привел к откровенному фидеизму, оппортунистич. радикализм (мелиоризм, рассматривающий движение как самоцель) Дьюи привел сначала к апологии бурж. демократии, а затем и к ограничению ее, и к политике силы Бентли, новой, империалистич. версии старой социология, теории насилия. Огромное влияние оказали идеи Дьюи на амер. педагогику: прагматизм в педагогике ставит на первый план выработку воли и характера «дельца» в ущерб освоению знаний. Выступление на филос. арену во 2-м десятилетии 20 в. «реалистических» направлений — неореализма и критического реализма — внесло значит, оживление в филос. жизнь США. То не были филос. школы в обычном смысле: среди отд. приверженцев каждого направления имелись существ, расхождения, иногда по коренным вопросам философии (напр., критические реалисты Селлерс, с одной стороны, и панпсихист Ч. О. Стронг или утонченный платонист Сантаяна — с другой). Их объединяло единство взглядов по вопросу о характере взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания. Неореалисты решали эту проблему в духе эмпириокритицизма, критические реалисты — в духе половинчатого агностицизма, близкого к теории иероглифов.
Статья виднейшего представителя неореализма Перри «Эгоцентрический предикамент» (R. Perry, The ego-centric predicament, «J. Philos., Psychol, and Sci. Methods», 1910, v. 7, № 1) сыграла в А. ф. роль, аналогичную той, которую в англ. философии сыграла статья Мура «Опровержение идеализма» (G. Moore, The refutation of idealism, 1922). Убедительно вскрывая несостоятельность основ субъективного идеализма (берклианского) и кровное родство объективного и субъективного идеализма, неореализм вместе с тем (подобно махизму) под видом критики «дуализма» объекта и субъекта борется против материа-листич. теории отражения. Независимость объекта от субъекта, провозглашаемая неореалистами,— это только «независимость» содержания сознания от акта индивидуального сознания в пределах «опыта». Полемика неореалистов против идеализма предназначена лишь для замены явного идеализма тщательно скрытым, замаскированным субъективным идеализмом. Характерной чертой амер. неореализма является сочетание теории познания с бихевиоризмом. Большое значение в развитии А. ф. имела аксиология Перри — очень влият. форма идеалистич. понимания обществ, явлений. Критический реализм выступил против критики неореалистами «дуализма» объекта и субъекта и вместе с тем против их «наивного реализма», к-рый отнюдь не является ни наивным, ни реализмом. Выясняя активную роль субъекта в процессе познания, кри- АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 51 тич. реализм направлял свою критику ие только против неореалистич. идеи тождества объекта и субъекта, но и против материалистич. теории отражения. Хотя его сторонники и выступают против кан-товского агностицизма, они противопоставляют ему лишь более умеренную форму агностицизма, напоминающую теорию иероглифов. В понимании же онто-логич. природы независимого объективного мира отд. критические реалисты придерживаются совершенно различных воззрений: объективного идеализма, дуализма и даже материализма, как, напр., самый значительный из философов этого направления Селлерс. «Неоматериализм» Селлерса является непоследо-ват. материализмом. Продолжая материалистич. традицию амер. просветительской философии (Пристли, Купер), опираясь на выводы совр, естествознания и шаг за шагом логически преодолевая идоалистич. заблуждения, Селлерс шел по пути к материализму. Его критика совр. течений амер. идеализма является веской и убедительной. Неоматериалистом Селлерс называет себя в противовес старому, механистич. материализму. Он явно недооценивает тот факт, что старый материализм преодолен и оставлен далеко позади диа-лектич. материализмом задолго до него. Непоследовательность философа состоит прежде всего в том, что, будучи материалистом в понимании природы и процесса познания, он остается идеалистом в понимании обществ, явлений. Его теория ценностей — наглядное тому свидетельство. Но идоалистич. понимание общества ограничивает и его теорию познания — не дает возможности понять материальные основы историч. развития познания как социального процесса и роли обществ, практики в познании. Наконец, его «критическое» учение о познаваемости объективной реальности толкует теорию соответствия не как теорию отражения, а как структурное соответствие, изоморфность. При этом Селлерс отдает нек-рую дань агностицизму, не доходя до понимания диалектики относит, и абс. истин. Особняком на правом фланге критических реалистов стоял Сантаяна, созерцат. зстетский идеализм к-рого часто служил предметом восхищения амер. идеалистов, но не вызывал у них стремления к подражанию, не имел последователей. Над материальным царством «животной веры» у Сантаяны возвышается царство идеальных «сущностей», сочетающих черты платоновских «идей», гуссерлианских «эйдосов» и томистских «эссенций». К взглядам критических реалистов близок логический реализм Коэна, ра-цноналистич. учение к-рого в известной мере продолжает линию, намеченную Эбботом. Совр. А. ф. представляет собой очень пеструю картину. Интенсификации филос. работы способствовал переезд в США перед 2-й мировой войной и поело нее мн. европ. философов-идеалистов. За последние десятилетия в США получила распространение крайне реакц. католич. философия неотомизма, ранее отсутствовавшая в США (И. Зивек, Э. Пшивара, В. Дж. Бе'рк, Ф. Шин, неокатолик М. Адлер). Традиц. протестантская религ. философия существует как в форме «монизма» (Хокинг), так и в форме персонализма (Брайтмен, Флюэллинг). Традиции объективного идеализма сохраняются в разных формах (панвита-лизм школы А. Н. Уайтхеда, разработавшего версию физического идеализма, близкую к идеям Бергсона, платоновская линия Б. Бленшарда, У. Т. Стейса, Ф. С. К. Нортропа, аксиология Эрбена). Прагматизм как самостоят, филос. школа потерял былое значение, оставив, однако, неизгладимый след на учениях философов-идеалистов различных течений и послужив почвой для активной борьбы против марксизма в праг-матистском ревизионизме Хука. Влият. формой физи- ческого идеализма является операционализм (Бридж-мен), занимающий промежуточное положение между прагматизмом!! логич. позитивизмом и рассматривающий все науч. понятия как операции мышления. «Реализм» расчленился, и в последние годы его сторонники пытаются консолидироваться на платформе неоаристотелизма и гуссерлианства (Уайлд). Очень разнородны и приверженцы феноменологич. школы, сочетающие феноменологич. метод с различными идеалистич. теориями, а в отд. случаях выступающие даже как союзники материализма (Фарбер). На авансцене амер. филос. идеализма в наст, время находятся: школа логич. позитивизма (Карнап, Ч. Моррис), интенсивно разрабатывающая мате-матич. логику; семантич. идеализм, принадлежащий к школе А. Кожибского (Хаякава); т. и. натурализм (Э. Нагель, Е. X. Крикорьян и др.)—пестрое течение, включающее как сторонников наукообразных форм идеализма, так и «стыдливых» естеств.-науч. материалистов. На левом фланге этого течения—прогрессивные бурж. мыслители, активно выступающие против иррационализма, фидеизма и идеалистич. реакции, участники сборника «Философия для будущего» («Philosophy for the future...», 1949). К этой (также неоднородной) группе философов принадлежат: Селлерс, Фарбер, Дж. Мак-Гилл, Ламонт, Соммервилл. На противоположном полюсе — распространенные в США проповедники всевозможных суеверий (сведен-боргианцы, парапсихологи, дианоэтики и пр. мракобесы). Многих, притом влиятельных амер. философов нельзя причислить к той или иной школе вследствие заведомо эклектич. характера их воззрений (У. Г. Шел-дон, Монтегю, М. Уайт). В амер. филос. лит-ре и в университетском преподавании очень широкое распространение получило изучение социологии. После того как амер. социология прошла бурж.-демократич. стадию теории общественного договора, в ней укрепились органическая школа и социальный дарвинизм (У. Г.Самнер), а к концу 19— пач. 20 вв. решит, преобладание получили разные оттенки психологической школы (Уорд, Гиддингс,Ч.Х. Кули, Росс). В совр. идеалистич. социологии соперничают между собой в борьбе против материалистич. понимания истории: социальный бихевиоризм (Мид), структурная социология (Парсонс), функционально-динамич. социология (Огборн), разные варианты объективно- и субъективно-идеалистич. теории ценностей, микросоциология (Дж. Л. Морено), для к-рой первичным элементом обществ, жизии является пе индивидуальная, групповая или социальная психология, а межиндивидуальное пси-хологич. отношение, волюнтаристская теория силы (А. Бентли,Г.И. Моргентау), наконец,семантич. школа (Чейэ). Наиболее характерной чертой развития амер. социологии в последнее время является полное ее отделение от философии, взаимное отчуждение философии и социологии, мелочный ползуче-эмпирич. характер социологич. исследований, чурающихся широких теоретич. обобщений и обслуживающих частные, конъюнктурные, практич. потребности империализма. В 20-х гг. 19 в. в США получили нек-рое распространение идеи утопич. социализма. В 1825 в США читал лекции великий английский утопист Оуэн, организовавший там быстро распавшуюся колонию «Новая гармония»; спустя 20 лет он созвал в Нью-Йорке «всемирный конгресс» своих последователей. В 40-х гг. распространилось социалистич. учение Фурье, к-рое пропагандировали журналист Г. Грили, философ Эмерсон, публицист Дана, писатель А.Брисбен; были созданы многочисленныефурьеристскиефаланстеры, в т. ч.сравнительно крупная колония «Брукфарм». В 50-х гг. в страну проникли идеи науч. социализма, гл. обр. через нем. эмигрантов — Р. Роза, Ф. Якоби, Э. Мейе- 52 АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — АМОРАЛИЗМ ра, Зорге, к-рый в 1852 основал вместе с Вейдемейером Пролетарскую лигу и играл большую роль в амер. рабочем движении и пропаганде марксизма. В 1857 в Нью-Йорке был создан Коммунистический клуб, связанный с филиалами в др. городах США и с марксистскими орг-циями в Европе; в 1867 по инициативе Зорге и Вейдемейера была организована в США секция 1-го Интернационала. В числе амер. марксистов 50-х гг. следует назвать А. Дауэя, Г. Мейера. Симпатизировал марксизму А. Стьюард, изучавший «Капитал» Маркса. Исследователь первобытного общества Л. Г. Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи..., 1953, с. 3). В 80-е гг. в США в социалистич. печати принимает участие нем. философ-материалист И. Дицген, лично знавший Маркса. Дицген редактировал социал-демократич. органы «Der Socialist» и «Chicagoer Arbeiter-Zeitung». Нек-рую роль в распространении идей марксизма сыграли деятели левого крыла социалистич. движения Ю. Дебс (1855-1926), Д. Де Леон (1869-1914), У. Хейвуд (1869—1928). В 1919 возникла Коммунистич. партия США. Ее основатели и виднейшие деятели (Ч. Рутенберг, ум. 1927; У. Фостер, Ю. Деннис и др.) прилагали и прилагают все усилия для пропаганды марксистского мировоззрения, идей мира и социализма. Борьбу против реакц. идеологии империализма и его философии, а также разработку проблем марксистской философии проводят в своих работах Г. Аптекср, Дж. Аллен и др. Непрекращающиеся преследования, травля, полная недоступность для марксистов преподават. деятельности, предельные ограничения лит. деятельности мешают амер. философам-марксистам проявить свои силы, а также сдерживают передовых ученых в их стремлении к изучению диалектич. материализма. Распространению марксизма препятствовало также господство оппортунизма среди лидеров амер. рабочих. Тем не менее влияние марксистско-ленинской теории на прогрессивные слои амер. интеллигенции и передовых рабочих неуклонно возрастает. Огромное значение для правильного понимания амер. народом идей мира, всеобщего разоружения и социализма имела поездка Н. С. Хрущева в США в 1959 (см. «Жить в мире и дружбе! Пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в США», М., 1959; «Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н. С. Хрущева в США», М., 1959). Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 444 — 65; История философии, т. 1 — 2, М., 1957 (т. 1, гл. 8, т. 2, гл. 7), г. 4, М., 1959, гл. 5; Квитко Д. Ю..Очерки современной англо-американской философии, М. —Л., 1936; Фостер У. 3., Очерк политической истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М.,1955;Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, М., 1957; К о э н М. Р., Американская мысль, пер. с англ., М., 1958; Черкасов И. И., Из истории распространения марксизма в США (1848—1865 гг.), «Новая и новейшая история», 1958, № 3; Данэм Б., Гигант в цепях, пер. с англ., М., 1958;Боднар Ян, О современной философии в США, пер. со словац.,М., 1959;Р а г г i n g t о n V. L., Main currents in American thought, v. 1—3, N. Y.,11927—30]; American philosophic addresses, 1700—1900, N. Y., 1946; Riley I. "W., American philosophy, the early schools, N. Y., 1907; Fay В., L'esprit revolutionnaire en France et aux Etats-Unisala findu XVlIlsiecle, P., 1925; BecelaereE. G. L. van, La philosophie en Amfirique..., 1607 —1900, N. Y., 11904]; Rogers A. K., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1928; Townsend H. G., Philosophical ideas in the United States, N.Y., 1934; A n d e rs о n P. R. and PischM. H., Philosophy in America; from the Puritans to James.., N. Y., 1939; Development of American philosophy,ed. by W. G. Muelder and L. Sears, N. Y.—Boston, 1940: S с h n e i d e r H. W., A liistory of American philosophy, [2 ed. J, N. Y.H946]; WerkmefsterW.H., History of philosophical ideas in America, N. Y., 1949; В 1 a u J. L., Men end movements in American philosophy, [3 ed. ], N. Y., [1954]; Dele-dalle G., Histoire de la philosophie amencaine, P., 1954; Contemporary American philosophy, ed. by G. P Adams and W. P. Montague,v. 1—2,L. —N. Y., 1930; P e г г у R. В., Philosophy of the recent past, N. Y., 1926; его же, Present philosophical tendencies..., N. Y., 1955; Contemporary idealism in America, cd. by С Barrett, N. Y., 1932; M til ler G., Amerikanische Philosophie, Stuttgart, 1936; Philosophic tho АМИЛАХВАРИ, Александр Дмитриевич (1750— 1802)— груз, литератор, сторонник «просвещенного» абсолютизма. Вследствие оппозиции царю Ираклию II был изгнан из Грузии, эмигрировал в Россию (1771). По мнению А., люди «рождены равными», и жизнь народа развивается успешно, когда этот «естественный взгляд» приобретает господство. Придерживаясь принципа веротерпимости, А. осуждал насилие духовенства над душой человека. Церковь, согласно А., первоначально была призвана к пресечению зла, но духовенство в своем стремлении к господству само прибегало к оружиго. В воззрениях А. па гос. законодательство сказалось влияние идей Монтескье. С О ч.: joo^ifco^no б-, omonoo й"оЗспЬ^зс?Тс00^^ й^Э д.оБЪАоЬз^ ЭоЬо, „ЭгоэЭод", 1902, Jsfo 2; 3 о b о 3 д, jgn>Ajoo-БдС^о obf^ro&oi (cM&j3. адЛгоБфо ^o^cndob ЗодЛ), „ЭБаото оо", 1939, № 8, coio^obo. Соч. в рус. пер.: История Георгианская о юноше князе Амилахорове..., СПБ, 1779. Лит.: Акопашвили Г. Д., Политические взгляды грузинского феодала XVIII в. (Ал. Амилахвари), Тб., 1951 (Автореф. дисс). 303°> (5°3°С?0^0> 1933. Ш. Хидашели. Тбилиси АММОН (Amnion, Отто (7 дек. 1842—14 янв. 1916)—нем. социолог, представитель т. и. социального дарвинизма, расист. По своим взглядам близок к Лапужу и Гумпловичу. Выступая против историч. материализма, А. предлагал в объяснении социальных явлений исходить из «естеств. природы» человека, руководствуясь законом борьбы за существование и естеств. отбора в органич. природе. По А., трудящиеся — потомки низших рас, и поэтому необходимо, чтобы «дети, предназначенные для высокого жизненного положения, не посещали школ, предназначенных для детей пролетариев...», и путем особой системы расового воспитания заранее готовились к руководству гос-вом («Die Gesellschafts-ordmmg und ihre naturlichen Grundlagen», 3 Aufl., Jena, 1900, S. 81). Антинауч. взгляды А. получили широкое признание в гитлеровской Германии. Соч.: Zur Anthropologic der Badener, Jena, 1899. M. Баскин. Москва. АММОНИЙ САККАС ('A^omo? Xaxxas) (род. около 175 — умер около 242 н. э.)—древнегреческий философ-идеалист, учитель Плотина, глава неоплатонизма. Источники (Гиерокл у Фотия, Cod. 214, с. 172а ел.; Cod. 251, с 461а 32 ел.) выдвигают его как сторонника сочетания учений Платона и Аристотеля (хотя в этом синтезе заметно преобладал Платон). Лит.: Владиславлев М., Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы, СПБ, 1868, с. 268—274. АМОРАЛИЗМ (от греч. а — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный)—отрицание моральных норм, провозглашение безнравственности принципом обществ поведения. А. характерен для господств, классов в пер иод разложения обществ.-экономич.формации; АМОРИ — АНАБАПТИСТЫ 53 А. как отрицание норм нравственности не содержит в себе положит, критики офиц. морали и, сбрасывая лицемерный покров, лишь узаконивает фактически существующую безнравственность. См. Мораль. АМОРЙ (Amaury), или Амальрик (Amalric) Шартрский (de Chartres), или Венский (de Bene) (12 в. —1206), — франц. мыслитель, пантеист. Преподавал в Парижском ун-те светские науки и теологию. Учение А. известно только по ряду его утверждений, приводимых враждебными ему авторами, гл. обр. Альбертом фон Болъштедтом и Фомой Аквинским. Пантеизм А. в сочетании с мистич. учением о Христе оказывался в непримиримой оппозиции к офиц. церкви. В 1204 А. предстал для объяснений перед папой Иннокентием III, осудившим его учение и обязавшим его публично отречься от своих идей. А. учил, что «все — есть бог», «бог — есть все», каждый верующий есть «подлинный член тела Христа». Бог понимался им как субстанциональная сущность всех вещей. В разрез с церк. догмой, изображающей человека как «тварь божию» от природы греховным, а весь материальный мир объявляющей «тленом» («суетой сует»), учение А. поднимало значение каждого человека, усматривая в нем присутствие бога, утверждало авторитет материального мира. Истоки пантеистич. учения А. находятся в идеях Иоанна Скота Эриу-гены и в натурфилос. традициях шартрской школы. Несомненна также связь идей А. с учением Иоахима Ф.юрского. Учение А. получило широкое распространение среди горожан Парижа, а также среди сельского населения ряда провинций (см. Амалърикане). В 1215 папа Иннокентий III на 4-м Латеранском соборе запретил учение А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|