Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 4 глава
Уточнения понятия А. и сопутствующих понятий. Получение результатов о несуществовании А. невозможно без дальнейшего уточнения и формализации понятия «А.». Уточнение этого понятия возможно лишь в виде описания нек-рого конкретного класса А., претендующего на то, что любой А. может быть заменен равносильным А. из этого класса. Подобные уточнения стали появляться начиная с 1936, когда Э. Л. Пост и англ. ученый А. М. Тьюринг независимо друг от друга предложили сходные определения абстрактных вычислит, машин, предназнач. для выполнения алгоритмич. процессов. (Замечательно, что эти определения, появившиеся до создания быстродейств. вычислит, машин, предвосхитили многие существ, черты последних). В 1950 А. А. Марков описал спец. класс А. (названных им «нормальными алгорифмами»), осуществляющих преобразование слов; на базе этого уточнения он впервые разработал систематич. теорию А. В 1953 А. Н. Колмогоров ввел в рассмотрение А. перерабатывающие топология, комплексы. Существуют и другие уточнения понятия А. Все они исходят из след. общих представлений (или легко могут быть сведены к этим общим представлениям). Алго- 42 АЛГОРИТМ—АЛЕКСАНДР ритмич. процесс расчленяется на отдельные, достаточно элементарные шаги. Каждый шаг состоит в смене одного состояния процесса другим (начальное данное и служит начальным состоянием). Переход от к.-л. состояния к непосредственно следующему происходит на основе т. н. правил не-посредств. переработки, предполагаемых достаточно элементарными. Нек-рые состояния опознаются как заключительные (на основе достаточно элементарных правил окончания) и из них извлекается окончат, результат (также на основе достаточно элементарных правил). При применении А. к к.-л. объекту возможны три пути протекания алгоритмич. процесса: 1) каждое состояние сменяется следующим, и процесс никогда не останавливается; 2) на нек-ром шаге возникает состояние, к к-рому не применимы ни правила непосредств. переработки, ни правила окончания, и происходит безрезультатная остановка; 3) на нек-ром шаге возникает состояние, опознаваемое как заключительное, и происходит результативная остановка, сопровождающаяся получением окончат, результата. А., следовательно, применим лишь к тем объектам, для к-рых алгоритмич. процесс развивается по третьему пути.
Каждое из известных уточнений понятия А. состоит, по существу, в том, что фиксируется нек-рый конкретный вид правил непосредств. переработки, правил окончания и правил извлечения окончат, результата. При этом неизбежным образом фиксируется также и совокупность (или совокупности) конструктивных объектов, к объектам к-рой (или к-рых) имеет смысл применить указ. правила. Для каждого уточнения выдвигается осн. гипотеза, заключающаяся в том, что для произвольного А. может быть указан равносильный ему А. из класса А., описываемых данным уточнением. (Равносильность, грубо говоря, означает, что оба А. приводят к одним и тем же результатам. Само понятие равносильности нуждается, однако, в дальнейшем уточнении, т. к. первонач. А. может быть применим к таким объектам, к-рые вообще не являются возможными начальными данными для А., описываемых рассматриваемым «уточнением»). Эта осн. гипотеза не может быть предметом ма-тематич. доказательства, потому что в ее формулировку входит понятие произвольного А. Она имеет характер естеств.-науч. гипотезы, подобной, напр., законам физики. Для каждого из предлож. уточнений соответств. гипотеза хорошо согласуется с практикой. В пользу этих гипотез говорит и то, что все предлож. уточнения оказались в нек-ром естеств. смысле эквивалентны друг другу (последнее утверждение уже подлежит доказательству и действительно может быть доказано).
Первыми вариантами уточнения понятия эффективного порождающего процесса следует считать появившиеся еще в 19 в. (впервые в работах нем. логика Г. Фреге) логистич. системы с формально описанными правилами вывода. Впоследствии при формализации все более и более широких областей математики (гл. обр. в работах англ. логиков А. Н. Уайт-хеда и Б. Рассела) появились исчисления достаточно мощные, Чтобы посредством задаваемых ими порождающих процессов можно было определить (в смысле, разъясненном ранее) любую вычислимую функцию. Это дало возможность Геделю уже в 1934, еще до появления первых уточнений понятия А., определить вычислимую функцию как функцию, определяемую правилами вывода в нек-ром исчислении. После работ Поста и Тьюринга оказалось возможным определить вычислимую функцию на базе предлож. ими уточнений понятия А. (определения вычислимой функции возможны, конечно, и на базе других уточнений). Одновременно Клини предложил определение вычислимой функции, не зависящее от какого бы то ни было уточнения понятия А. или порождающего процесса. (Все эти определения понятия вычислимой функции оказались эквивалентными друг другу). Не опирающееся на понятие А. определение вычислимой функции представляет интерес как логический (поскольку обнаруживается, что понятие вычислимой функции имеет свое, не зависимое от понятия А., содержание), так и математический (поскольку в целом ряде задач нет нужды строить А. явно, а достаточно установить вычислимость соответств. функции). Такие осн. понятия, как понятия перечислимого и разрешимого множества, могут быть определены через понятие вычислимой функции (не апеллируя к понятию А.). Разумеется, в конечном счете ценность вычислимых функций состоит именно в том, что для каждой из них можно указать вычисляющий ее А. В наст, время вычислимые функции с натуральными аргументами и значениями идентифицируются с т. н. частично-рекурсивными функциями, допускающими строгое математич. определение (см. Рекурсивные функции и предикаты).
Лит.: По общим вопросам: А д я н С. И., Проблема алгоритма, «Наука и жизнь», 1957, № 8, с. 13—14; Колмогоров А. Н. и Успенский В. А., К определению алгоритма, «Успехи матем. наук», 1958, т. 13, вып. 4, с. 3—28; Марков А. А., Теория алгорифмов, «Тр. Матем. ин-та АН СССР», 1951, т. 38, с. 176—89; его же, Теория алгорифмов, там же, 1954, т. 42 (см. Введение, гл. 1, § 1—2 и п. 1—5 из § 3, гл. 2, § 1—2 и п. 1—6 из § 3, п. 1—5 из § 4, § 5); П е-т е р Р., Рекурсивные функции, пер. с нем., М., 1954,§ 20, 21; Т р а х т е н б р о т Б, А., Алгоритмы и машинное решение задач, М., 1957, с. 95; Шанин Н. А., О некоторых логических проблемах арифметики, «Тр. Матем. ин-та АН СССР», 1955, т. 43 (см. Введение. § 1, § 4, § 5—6). По отдельным вопросам: Вычислимые ф у н к-ции — Успенский В. А., К теореме о равномерной не- прерывности, «Успехи матем. наук», 1957, т. 12, вып. 1, § 2. Определения по индукци и—К лини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, §§ 6, 53, имеется общая библиогр.; Конструктивное истолкование математических предложений — Kolmogoroff A., Zur Deutung der intuitio-nistischen Logik, «Math. Z.», 1932, Bd 35, H. 1, S. 58—65; Успенский В. А., К теореме о равномерной непрерывности, «Успехи матем. наук», 1957, т. 12, вып. 1, § 3; Шанин Н. А., О конструктивном понимании математических суждений, «Труды Третьего Всесоюзного математического съезда», 1956, т. 1, с. 189—90; е г о ж е. О конструктивном понимании математических суждений, «Тр. Матем. ин-та АН СССР» 1958, т. 52, с. 226—311; Проблема тождества — Ляпунов А. А., Яблонский СВ., Крупный вклад в математику, «Природа», 1957, № 8, с. 54—56; Вычислительные машины и связь теории алгоритмов с вычислительной математикой— Келдыш М. В., Ляпунов А. А., Шура-Бура М. Р., Математические вопросы теории счетных машин,в кн.: Сессия АН СССР по научным проблемам автоматизации производства 15—20 октября 1956 г. Пленарные заседания, М., 1957, с. 100 — 30; Ляпунов А. А., Шесто-пал Г. А., Начальные сведения о решении задач на электронных счетных машинах, «Матем. просвещение», 1957, вып. 1, с. 57 — 74; Марков А. А., Математическая логика и вычислительная математика, «Вестн. АН СССР», 1957, № 8, с. 21 — 25; Р о s t E. L., Finite combinatory processes — formulation I, «J. Symbolic Logic», Menasha (Wis..), 19S6, v.l.M» 3, p. 21—25; Ляпунов А. А.,Ше-c т о п а л Г. А., Об алгоритмическом описании процессов управления, «Математическое просвещение», 1957, вып. 2, с. 81—95.
Библиография: Клини С. К., Введение в метаматематику,пер. с англ., М., 1957, с. 493 — 509. В. Успенский. Москва. АЛЕКСАНДЕР (Alexander), Самюэл (6 янв. 1858— 13 сент. 1938) — англ. философ, представитель неореализма, сторонник идеалистич. теории эмер-джентной эволюции. Известен также своими работами по этике, эстетике и истории философии: «Моральный миропорядок и прогресс; анализ этических понятий» («Moral order and progress; an analysis of ethical conceptions», 1899), «Локк» («Locke», 1908), «Спиноза и время» («Spinoza and time», 1921), «Искусство и материал» («Art and the material», 1925), «Красота и другие формы ценностей» («Beauty and other forms of value», 1933). Исходный пункт философии A.— понятие «пространства — времени», сформулированное на основе объективно-идеалистич. истолкования спец. теории относительности и концепции четырехмерного пространства Минковского. «Пространство — время», по А., — бесконечная и непрерывная целостность всех субстанций, существующая до всех субстанций и являющаяся материалом, из к-рого «конструируется материя и все вещи» («Пространство, время и божество»—«Space, time and deity», v. 1, 1927, p. VI). «Пространство — время» состоит из «точек — моментов», к-рые должны рассматриваться «не как физические электроны, но как метафизические элементы» — «идеальные действительности» (там же, р. 325). Согласно А., многообразие мира возникает из «пространства — времени» в результате внезапных скачков — эмердженций. Но, признавая недостаточность своей философии для объяснения подлинных причин этого возникновения, А. приходит к теистическим выводам, к признанию бога («Some explanations», «Mind», 1921, v. XXX, № 120, p. 410). Соч.: Philosophical and literary pieces, L., 1939. АЛЕКСАНДР АФРОДИЗИЙСКИЙ—АЛЕКСАНЯН 43 чего по универсалиям — идеям или божеств, прототипам. Гл. соч. А.—«Сумма всеобщей теологии» («Summa universae theologiae», 1475) — систематизировало католич. богословие. Используя аристотелевскую философию и опираясь на Августина, а также черпая аргументы у греч., араб, и евр. философов, А. в этом сочинении впервые применил ту форму схоластич. метода, к-рая послужила образцом для «сумм» Альберта фон Болъштедта и Фомы Аквинского и стала впоследствии господствующей. Подлежащая исследованию проблема разлагалась на несколько положений, представлявших различные точки зрения по данному вопросу; приводились я разбирались аргументы («за» и «против»); заключение опиралось на авторитет или же выводилось логич. путем, представляя собой новое различение. Эта форма, заключаемая, по мере возможности, в рассуждение посредством силлогизмов, явилась лишь дальнейшим развитием метода «да» и «нет», впервые выдвинутого Абеляром.
Лит.: ТрахтенбергО. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 99—100; Picavet F., Abdlard et Alexandre de Hales, crea-teures de la methode scolastique, P-, 1896. А. Рубин. Москва. АЛЕКСАНДР АФРОДИЗИЙСКИЙ ('A^avopos o'A-fpoSicE'J;, по прозвищу ' Е^т^т-/^ — Истолкователь) из г. Афродизиады в М. Азии (конец 2— нач. 3 вв.)— греч. философ, представитель перипатетической школы, комментатор и последователь Аристотеля, преподаватель философии в Афинах (198— 211). А. А. составил дошедшие до нас комментарии к сочинениям Аристотеля: «Метафизике», 1-й кн. «Первой аналитики», «Топике» и др. А. А. выступил против стоицизма, опираясь на материалистич. идеи аристо-телизма (первичность вещей по отношению к общим понятиям, развитый в материалистич. смысле тезис о первенстве восприятия по отношению к мышлению), высказывая здесь идеи, позже получившие название номинализма; в этике А. А. отклонялся от стоич. фатализма в сторону учения о свободе воли. В 16 в. учение А. А. оказало влияние на Помпонацци. Сохранились также соч. А. А. «О судьбе» («De fato», ed. Orelli, Turici, 1824) и «О душе»(«Бе anima»); оба напечатаны в кн.: Omnia Themistii opera..., ed. V. Trincavelli, Venetiis, 1534. (См. также «Quaestionum naturalium et moralium ad Aristotelis philosophiam illustrandam libri quattuor», ex recens. L. Spengel, Monachii, 1842). Два медицинских сочинения, приписываемых А. А., ему не принадлежат. Соч.: Die Abhandlung iiber den Intellect. Aus handschr. Quellen zum ersten Male hrsg., В., 1886; Die durch Averroes erhaltenen Fragmente zur Metapliysik des Aristoteles, В., 1885. Лит.: История философии, т. 1, М.. 1940, с. 268; Z е 1 1 е г Е., Die Pbilosoplrie der Griechen, Tl. 3, Abt. 1, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 817—31; Ley H.. Studie zur Geschichte des Ma-terialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен). АЛЕКСАНДРЙИСКАЯ.ШКОЛА античной ф и-лософии (по названию г. Александрии в Египте) — 1) В широком смысле А. ш. охватывает идеалистич. филос. направления позднего эллинизма (1 в. до н. э.— 6 в. н. э.), связанного с разложением рабовладельч. строя. В А.ш. входит иудейско-александрийская философия с Филоном Александрийским во главе, неопифагореизм, стоич. и вообще эклектич. платонизм 1—2 вв. н. э. и неоплатонизм, имевший свои школы в Риме, в Сирии, в Пергаме, в Афинах; последняя школа неоплатонизма 4—6 вв. опять-таки носит название «александрийского неоплатонизма». Объединение этих филос. школ под назв. «А. ш.» имело под собой осно- шиие: все они более или менее связаны с мистич. умозрениями и философией мифологии, стараясь, по словам молодого Маркса, «насильственным путем доказать „вечную истину" греческой мифологии и её полное соответствие..результатам научного исследования"» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 99). 2) В узком смысле — иудейско- александрийская философия (.1 в. до н.э.); отличалась от традиционно относимых к А. ш. прочих школ тем, что она, во-первых, проповедовала монотеизм (в то время как все прочие направления А. ш. придерживались типичного языческого политеизма); во-вторых, тем, что обосновывала учение о творении мира (в то время как все другие направления А. ш. учили либо о вечности мира, либо о его периодич. возникновении, но всегда как о чем-то самостоятельном и независимом от личной воли единого божества). В-третьих, иудейско-александрийская философия основывалась на толковании Библии с применением аллегории, методов и аппарата категорий стоич. платонизма. Лит..-История философии, т. 1, fM.], 1940, разд. 4, гл. 6; АЛЕКСАНДРОВ, Александр Данилович [р. 22 июля (4 авг.) 1912]— сов. ученый-математик, занимающийся также филос. вопросами естествознания. Чл.-корр. АН СССР (с 1946). Член КПСС с 1951. В 1933 окончил Ленинградский ун-т. Проф. (с 1944) и ректор (с 1952) Ленинградского ун-та. Осн. труды посвящены геометрии. Работает также в области тео-ретич. физики, выступает по общим вопросам диалектики. Дал новое построение основ теории относительности (см. Относительности теория), исходя из идеи о единстве пространственно-временной и причинно-следств. структуры мира. Сталинская премия (1942). Соч.: Философское содержание и значение теории относительности, М., 1958 (Материалы к Всесоюз. совещанию по философским вопросам естествознания; на правах рукописи); Теория относительности (теоретико-познавательное значение), Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 31, М., [1955]; О сущности теории относительности, «Вестн. ЛГУ», 1953, № 8, Сер. математики, физики и химии, вып. 3; По поводу некоторых взглядов на теорию относительности, «Вопр. философии», 1953, № 5; Об идеализме в математике, «Природа», 1951, № 7; Ленинская диалектика и математика, там же. 1951, № 1; Общий взгляд на математику, в кн.: Математика, ее содержание, методы и значение, М., 1956; О логике, «Вопр. философии», 1951, № 3; Диалектика и наука, «Вестн. АН СССР», 1957, № 6. АЛЕКСАНДРОВ, Георгий Федорович [р. 25 марта (7 апр.) 1908]— сов. философ, профессор (с 1936), академик (с 1946). Член КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и философии (1932). В течение ряда лет занимался обществ.-политич. деятельностью, был директором Ин-та философии АН СССР (1947—54). Научную работу А. ведет гл. обр. по истории зарубежной философии и социологии. По книге А. «История западноевропейской философии» в 1947 при ЦК КПСС была проведена всесоюзная филос. дискуссия, на к-рой эта книга подверглась Всестороннему обсуждению и критике (см. «Вопросы философии», 1947, № 1). С 1955 А. работает в Ин-те философии АН БССР. Сталинские премии (1943, 1947). Соч.: Философские предшественники марксизма, М., 1939; Марксизм-ленинизм о научном предвидении, [М.], 1939; Аристотель, М., 1940; Диалектика и политика, «Под знаменем марксизма», 1940, № 8, 9, 12, 1941, Кг 1; Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, М., 1940; Библия людоедов, М., 1941; О современных буржуазных теориях общественного развития, М., 1946; Труды И. В. Сталина о языкознании и вопросы исторического материализма, LM.), 1952; История социологии как науки, Минск, 1958; Очерк истории социальных идей в древней Индии, Минск, 1959; История социологических учений. Древний Восток, м., 1959 (имеется библиогр.); А.— один из авторов кн.: История философии, т. 1—3, [М.],1940—43; Диалектический материализм, М., 1954; О «Философских тетрадях» В. И.Ленина, М., 1959. АЛЕКСАНЯН, Тигран Алексанович [р. 6(18) апр. 1906 ]—сов. философ, д-р филос. наук (с 1954). Член КПСС (с 1930). Окончил филос. ф-т Моск. ин-та исто- 44 ' АЛЕКСЕЕВ—АЛЛЕН рии и философии (1934). Ведет преподавательскую работу ио философии (с 1932). Зав. кафедрой философии и политич. экономии Ереванского мед. ин-та (с 1959). Работает в области критики совр. бурл;. социологии, а также над нек-рыми проблемами историч. материализма и истории философии. СОЧ.. U,[bpUwbjUlb S., бчЦ^шЪшЦшЬрд p/ILptfnLUjt/шЬ ung/ininqputlppujjp пЬшЬдрпЬ £nt.f}jnibp r upliiub, 1954* Щ p ш t{ if mm faifp q.pul^hbtnpbiul{ujb ifuimhppuj ipt^ilp ujifbbuj-l/wuruiq/i PibuitSpb £, ЪркшЬ, 1955. ITui/upqifp U Jiuiiiublu-ЬшЬрп pnLpdnLiuhuib фр1рипфшjni.ffjfubp, upliusb, 1959. АЛЕКСЕЕВ, Митрофап Николаевич [р. 25 июля (7 авг.) 1915 ] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1958), профессор (с 1959). Член КПСС с 1949. Окончил филос. ф-т Моск. ун-та (1947). Преподает философию с 1946. Зав. кафедрой логики Моск. ун-та (с 1958). Работает преимущественно над проблемами логики. Соч.: К вопросу о логике и ее изучении, «Большевик», 1952, № 11; О диалектической природе суждения, «Вопр. философии», 1956, № 2; О диалектике понятия, «Изв. АН Арм ССР», 1959, № 3 (Сер. Общественные науки); Диалектика умозаключения, «Научн. докл. высшей школы. Филос. науки», 1959, № 3; Что такое диалектическая логика, в кн.: Проблемы диалектической логики, [М.], 1959; Диалектика форм мышления, [М.], 1959. АЛЕКСИЕВ, Никола (9 июля 1877—4 ноября 1912)— болг. психолог и философ-идеалист, родоначальник эксперимент, психологии в Болгарии. А. разделял взгляды Вундта, учеником к-рого он был в Лейпциге, на психофизический параллелизм, подвергал критике учение Фехнера об универсальном характере психофизич. параллелизма («Уче-нието на Густав Теодор Фехпер за отпошението между душа и тело», 1910). В соч. «Иполит Ten и неговата философия на историята» (1915) А. выступал против упрощенного сведения социальной закономерности к биологической и, пытаясь установить специфику историч. законов, ошибочно утверждал, будто они носят характер психич. закономерности. Соч.: Основни форми на чувствата, Пловдив, 1907; При АЛЛАХ_(араб.)—богвмусульм. религии. См. Ислам. АЛЛЕГОРИЯ (греч. i'KXr^opia — иносказание) — условное изображение абстрактных понятий в наглядных образах иск-ва. Гл. приемом аллегорич. изображений является олицетворение. Напр., в ср.-век. иск-ве понятия добродетели и порока, христианства и иудейства, наук и иск-в персонифицировались в наглядных образах людей или фаптастич. существ. А. основывается на несовпадении образа с выражаемым ею значением, являясь условным знаком изображаемого. Так, напр., изображение льва в А.имеет значение не само по себе, а лишь как иносказат. выражение чего-то иного — силы, могущества, власти. А. всегда дидактична, она является таким видом художеств, формы, в к-ром выражается заведомо нехудожеств, содержание: религ. догматы или моральные нормы, научные истины и абстрактные идеи, добытые путем рацион, познания. Поэтому восприятие А. не является непосредственным, оно требует работы абстрактного мышления. Впервые термин «А.» встречается в трактатах об ораторском иск-ве Псевдо-Лонгина («О высоком», СПБ, 1803, с. 178) и Цицерона («Оратор» 27, 94). Ср.-век.эстетика рассматривала А.в качество одного из четырех смыслов,к-рыми обладаетпроизведениеиск-ва: аллегорический смысл наряду с грамматическим (буквальным), моральным и апагогическим (воспитательным). В эпоху средневековья А. получает особенно широкое распространение; она проникает в лирику, в эпос («Роман о Розе», «Роман о Лисе») и т. д. В позднем средневековье связь образа и значения А. становится условной: не просто роза является А. богородицы, но и красный цвет, цвет лепестков розы, символизируя страдание, в свою очередь, является А. богородицы. А. широко используется иск-вом классицизма, к-рый в образах и сюжетах антич. мифологии иносказательно выражал абстрактные идеи добродетели, справедливости, добра и пр. Большое значение проблема А. получила в эстетике сер. 18 — нач. 19 вв., напр. у Винкельмана (см. Избр. произв. и письма, М.—Л., 1935, с. 128—33, 159—74). Гегель рассматривал А. как наиболее характерную форму символич. стадии развития иск-ва (см. «Лекции по эстетике», кн. 1, ч. 2, Соч., т. 12, М., 1938). В эстетике романтизма (Шеллинг, Зольгер) особое значение приобретает противопоставление А. и символа (Schilling, Philosophic der Kunst, см. «Werke», Bd 3, Lpz., 1907, S. 54—01, Solger, Vorlesungen uber Aesthe-lik, S. 127—36). А. и символ трактуются здесь пе просто как формальные художеств, приемы, а как всеобщие принципы, лежащие в основе историч. развития иск-ва. В эстетике 2-й пол. 19— нач. 20 вв. проблема А. теряет свое значение и отодвигается на задний план, уступая место многочисл. исследованиям по проблеме символа. Лит.: Амбодик [Максимович] Н. М., АЛЛЕН (Allen), Джеймс (р. 1906)— амер. социолог-марксист, автор работ по экономике и истории. Первые книги А. посвящены негритянскому вопросу и истории гражд. войны в США 1861—65. После второй мировой войны А. исследует проблемы развития мирового, в особенности американского, капитализма. Работа А. «Международные монополии и мир» («World monopoly and peace», [1946 ], рус. пер.— 1918) показывает роль капиталистам, монополий в подготовке и развязывании 2-й мировой войны. Имевшуюся в этом труде неверную трактовку гос.-монополи-стич. капитализма в США А. успешно преодолевает в своих последующих исследованиях: «Атомная энергия и общество» («Atomic energy and society», [1949], рус. пер. —1950), «Атомный империализм» («Atomic imperialism», [19521, рус. пер. 1952). А. принадлежит одно из первых марксистских исследований проблемы влияния открытия атомной энергии на общество. С о ч.: The American negro, N. Y., П932]; Reconstruction. The battle for democracy (1865—1876), N. Y., (1937]; The negro question in the United States, N.Y., [1936 ]; Соч. в рус пер-—План Маршалла, М., 1949. В. Калбановский. Москва. АЛЛЕН (Allen), Итен (1737—11 февр. 1789)—амер. просветитель-демократ, участник освободит, войны североамер. колоний против Англии (1775—83), организатор партизанских отрядов. Автор первого антп-религ. памфлета, изданного в США, «Разум — единственный оракул человека» («Beason, the only oracle of man», 1784), в к-ром А. подвергал резкой критике библейские мифы, противопоставляя им рацион, познание законов природы. Атеистич. по своей тенденции, учение А. сохраняет теологич. оболочку, отдаленно напоминая учение Спинозы; он признавал природу нс-сотворенной, вечной как бог. Большая часть тиража памфлета А. была сожжена издателем. Лит.: История философии, т. 2, М, 1 941, с. 454 — 55; Hall Н., Ethan Allen..., N. Y., 1892; S p a r g о.1., Ethan Allen atTi-conderoga, Rutland, 1926; Pell J., Ethan Allen, Boston, 1929. Б. Быховский. Москва АЛОГИЗМ— АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЫЦТЕДТ 45 АЛОГИЗМ (от греч. i — частица отрицания и ///•;:3iios — разум) — концепция, отрицающая роль логики в познаний. Представителями А. являются Шопенгауэр, Ницше, Джентиле, Бергсон, Джемс, Ф. Шиллер и др.Они критиковали аристотелеву логику, а некоторые из них пытались «развенчать» и математич. логику (Ф. Шиллер, Н. О. Лосский), желая усмотреть наличие внелогич. (интуитивных) моментов в математич. рассуждениях; в этом— родство их «теорий» с концепцией чувственной интуиции Канта. Помимо классовых корней, концепция «кризиса разума» и А. имеют и гносеологич. источник, заключающийся в тех трудностях, к-рые связаны с проблемой отобра-жсиия движения в логике. Из этих трудностей представители А. сделали неправомерные пессимистич. выводы относительно способностей человеч. интеллекта вообще. На самом деле, упомянутые трудности, свидетельствуя лишь об известной ограниченности средств классич. логики, требуют диалектич. подхода и введения в формальную логич. систему категории движения. Лит.: В л а д и с л а в л е в М. И., Логика, [2 изд. ], АЛТМЫШБАЕВ, Асылбек Алтмышбаевич (р. в мае 1912) — сов. философ, акад. АН Кирг. ССР (с 1954). Член КПСС с 1940. Окончил Кирг. гос. пед. ин-т (1942). Зав. отделом философии и права АН Кирг. ССР (с 1958). Работает в области истории философии, гл. обр. по истории обществ.-политич. и филос. мысли кирг. народа [см. статью в журн. «Коммунист» — орган ЦК КП Киргизии — 1951, № 5 (совм. с А. Давлеткел-дпевым, М. Джунусовым) и статьи—там же, 1958, № 2; «Изв.АН Кирг. ССР», 1957, вып. 4], занимается исследованием проблем развития социалистич. культуры у народов, совершивших переход к социализму, минуя капиталистич. стадию. Соч.: Некоторые особенности формирования и развития социалистической культуры народов Советского Востока, Фрунзе, 1958; Некоторые пережитки прошлого в сознании людей в Средней Азии и роль социалистической культуры в борьбе с ними, Фрунзе, 1958; О некоторых особенностях формы перехода народов Средней Азии к социализму, Фрунзе, 1959. АЛТЫНСАРИН, Ибрай (1841—89) — казахский просветитель-демократ, ученый-этнограф, писатель. Был учителем рус.-казахской школы в Оренбурге (1860—69), инспектором казахских школ б. Тургай-ской обл. (1879—89). Мировоззрение А. противоречиво. Он верил в бога как первопричину мира, идеалистически понимал историч. развитие, видя его движущее начало в разуме и просвещении. В то же время А. выступал, хотя и непоследовательно, против догматов религии, критиковал байскую мораль, боролся за светскую школу, свободную от религ. схоластики, дающую действит. знания. Согласно А., знания человека являются результатом познания действительности. Они приобретаются людьми в жизненном опыте. Поборник изучения рус. науки и культуры, А. распространял произведения классиков рус. лит-ры в Казахстане, был организатором рус.-казахских школ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|