Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 2 глава
Такие уже встречавшиеся выше словесные выражения, как «множитель члена днф», «множители совершенной кнф» и т. п., становятся еще более понятными и оправданными после совершения еще одного, часто употребляемого в А. л. шага абстракции. Последний состоит в отождествлении И с числом 1, а л — с числом 0. Это еще больше сближает А. л. с обычной школьной алгеброй и арифметикой. Таблица конъюнкции при этом приобретает следующий вид: 0-0=0, 0-1 = 0, 1-0 = 0, 1-1 = 1, т. е. конъюнкция становится обычным умножением в области чисел 0 и 1. Вводится еще одна операция A-i-B, задаваемая таблицей: 0+0=0,0 + 1 = 1,1+0 = 1, 1 + 1=0. Она наз. сложением (точнее сложением по модулю 2; др. назв.: разделительная дизъюнкция; читается: «А плюс В», или «А не эквивалентно В», или «Либо А, либо В»), Всякую функцию А. л. можно представить через умножение (т. е. конъюнкцию), сложение и константу 1 (теорема Жегалки-на). В частности, верны следующие тождества: VIII. АУ В = АВ + А + В, А = А+ I IX. А-+ В = АВ + А + 1, А~В = А + В + 1. Обратные представления имеют вид X. А + В = АВ V АВ, 1 = А V А. Тождества VIII позволяют «переводить» выражения «языка» конъюнкции, дизъюнкции и отрицания (КДО) на «язык» умножения, сложения и единицы (УСЕ), а тождества X — осуществлять обратный «перевод». Только «переводы» эти таковы, что «переведя» по этим тождествам выражение с первого языка на второй, а то, что получится, обратно на первый, мы, как правило, получим не то выражение, из к-poro исходили, а более сложное, хотя, во всяком случае, и тождественно равное ему; пример: А V В = АВ + А +В = АВ + (,АВ~\АВ) = = АВАВ~\ АВ \/ ~АВ(АВ V АВ). Тождеств, преобразования можно производить и на «языке» УСЕ, что даже гораздо удобнее, чем на «языке» КДО, т. к. они при этом гораздо более похожи на те, к-рые привычны для всех, знающих школьную алгебру. В основе их лежат следующие тождества: XJ Ав ^ ВА> А + В = в + А (законы коммутативности);
XII. (АВ) С = А (ВС), (А + В) + С = А + (В + С) (законы ассоциативности); XIII. А (В + С) = АВ +АС (закон дистрибутивности); XIV. АА = А, А+ (В + В) = А XV. А-1 = А. Этих тождеств достаточно для того, чтобы из них по методу тождеств, преобразований можно было вывести любое (верное) тождество, обе части к-рого суть выражения «языка» УСЕ. А добавив к ним тождества VIII, мы сможем выводить и все тождества «языка» КДО. Выражение «языка» УСЕ наз. приведенным полиномом (п.п.), если оно есть 1 + 1 (т. е. нуль) или имеет вид 81, + в12 +...+8ls где каждый член 81; есть либо 1, либо буквенная переменная, либо произведение последних, причем ни в одном члене нет никаких повторений букв, никакие два члена не одинаковы (в том же смысле, что и выше), a s не обязательно больше 1 (т. е. знаков «+» может не быть). Примеры п. п.: 1, 1 + 1, А, В, А+В+1, ABC, A+AB + B + BCD, ABD + BCD + CD + CE + i. Всякое выражение А. л. можно привести к п. п. (теорема Жегал-кина). Для этого достаточно элиминировать в данном выражении 0 и знаки операций, отличные от «-» и «+», «переводя» их на «язык» УСЕ, а затем раскрыть скобки (по закону дистрибутивности, с использованием также, здесь и дальше, законов коммутативности и ассоциативности) и ликвидировать повторения букв в членах (по закону АА=А) и повторения членов (по законам А+В+В=А, А+А=1 + 1). Тождество 81 = S3 верно, если, и только если, 81 и S3 приводятся к одинаковым п. п. Кроме «языков» КДО и УСЕ, существуют и др. «языки», равносильные им в том смысле, что всякое выражение первых переводимо на последние и обратно (в этом смысле КДО и УСЕ тоже равносильны между собой). В основу такого «языка» достаточно положить любую систему операций (и констант), обладающую тем свойством, что через операции (и константы) этой системы можно представить всякую функцию А. л. Такие системы наз. (функционально) полными (см. Полнота функциональная).
Примеры полных систем: а) конъюнкция и отрицание (примеры представлений: А\В=АВ, А^В=АВ, А~В=АВ~-АВ, А-\-В = АВ • АВ, 0=АА, 1=АА); б) дизъюнкция и отрицание (примеры представлений — тождества, двойственные предыдущим); в) им пликация и отрицание [примеры представлений: АВ=А-*Тз, А\>В=~А-+В, А + В=(А-*В)->В~4^ 0=А^-А, (= =А-*А); г) импликация и 0 [примеры представлений: АВ= = (А-»(В->-0))-»-0, А\В = (А-^В)->В, А=А-+0, 1=0-+0]; д) умножение, эквиваленция и 0 [примеры представлений: АуВ— =АВ~А~В, А^В = АВ~А, А=А~0, 1=0-0]; е) штрих Шеф-фера А\В [определение: А\В—АВ; примеры представлений: АВ= =(A|B)[(A|B),AVB = (A|A)|(B|B),A-»B = (A|B)|A,Z=A1A.A + B= = ((А|В)|А)|(А|В)|В), 1 = (А|А)|А)1', ж) медиана (А,В,С), отрицание и 1 [определение: (А,В, С)=АВ\АС\'ВС; примеры представлений: АВ = (А1В,1), АуВ = (А, В, 1), А-»В = (А, В, 1), А~В = = (А,В,1),(А,В, 1),1) 0 = 1]; и) медиана,эквиваленция и сложение [примеры представлений: 0 = А + А, 1=А~А, А = А~(А + А) АВ = (А, В, А + А), A\JB = (A, В, А~А)]. Заметим, что для медианы имеет место ряд своеобразных тождеств; например (А, А, В) = А, (А, А, В) = В, (,А~Гв7~С) = = (А, В, С) (закон самодвойственности), (А, В, С)= (В, С, А) = = (А, С, В) (законы симметричности), (А, В, С)+В= = (A-\-D, B + D, C+D) (закон дистрибутивности сложения относительно медианы), «А, В, С), D, Е) =((A, D, Е), (В, D,!-.), (С, D,Е)) (закон самодистрибутивности), ((А, В, С), D, А) = = (А, В. (С. D, А)) (закон частичной ассоциативности) и др. Можно, очевидно, строить и такие «языки», в основе к-рых лежат системы операций, не являющиеся полными (напр., конъюнкция и дизъюнкция, сложение и отрицание, медиана и отрицание, медиана и сложение, импликация и конъюнкция, отрицание и константы). Если рассматривать не только те операции, к-рые встречались выше, но вообще всевозможные операции А. л., допускающие табличное задание (т. е., по существу, всевозможные функции А. л.), то таких «языков» можно построить бесконечно много. Среди них даже найдется бесконечно много попарно неравносильных «языков» (в смысле отсутствия взаимной «переводимости» с одного «языка» на другой). Однако для всякого «языка», построенного на основе тех или иных операций А. л., существует такая конечная система тождеств этого «языка», что всякое тождество этого «языка» выводимо по методу тождеств, преобразований из тождеств этой системы (теорема Линдона). Такая система тождеств наз. (дедуктивно) полной системой тождеств (п. с. т.) данного «языка» (см. Полнота дедуктивная). Напр., тождества I—VI составляют п. с. т. «языка» КДО (если считать, что константы И и Л тоже входят в этот «язык»); тождества XI—XV — п. с. т. «языка» УСЕ, тождества I—IV — п. с. т. «языка» конъюнкции и дизъюнкции, тождестваХ1— XIV— п.с. т. «языка» умножения и сложения, тождества I—Villi, с. т. «языка» конъюнкции, дизъюнкции, отрицания, импликации и эквпваленции. Впрочем, последний «язык» мало отличается от «языка» КДО из-за того, что импликация и эквиваленция могут быть в нем элиминированы (по тождествам YL1).
Иногда совершают еще один важный дальнейший шаг абстракции. Он состоит в том, что, рассматривая тот или иной из упомянутых выше «языков» вместе с нек-рой п. с. т. этого «языка», отвлекаются от табличного задания операций, лежащих в основе этого «языка», и от того, что значениями его буквенных переменных являются высказывания. Вместо этого допускаются различные интерпретации рассматриваемого «языка», состоящие из той или иной совокупности объектов (служащих значениями буквенных переменных) и системы операций над объектами это- АЛГЕБРА ЛОГИКИ 37 го множества, удовлетворяющих тождествам из п. с. т. этого «языка». «Язык» КДО в результате такого шага абстракции превращается в «язык» т. н. булевой алгебры, «язык» УСЕ — в «язык» т. II. булева кольца (с единицей), «язык» конъюнкции и дизъюнкции — в «язык» т. н. дистрибутивной структуры. Булевой алгеброй паз. любая совокупность элементов (объектов), среди к-рых выделены два элемента, обозначенные соответственно: О и 1, и в применение к любым элементам к-рой определены операции АВ, А\/В и А, удовлетворяющие тождествам I—VI (если Л в V заменить на 0, а И в VI— на 1; вместо знака «V» в «языке» булевой алгебры чаще употребляют знак «+»). Аналогично определяются понятия булева кольца, дистрибутивной структуры, структуры (последнее связывается с тождествами 1-Ш). Важным примером булевой алгебры является алгебра классов, в к-рой роль элементов играют подмножества (классы) нек-рого фиксированного множества (т. н. универсума) U, роль 0 — пустое множество л, роль 1— само V, роль АВ, А\'В и А — теоретико-множеств. операции пересечения, объединения и дополнения, соответственно. Пересечением множеств А и В наз. их общая часть, т. е. множество всех элементов, принадлежащих и А и В одновременно; объединением множеств А и В наз. множество всех элементов, принадлежащих А или В; дополнением множества А наз. множество всех элементов универсума, не принадлежащих А, Другим примером булевой алгебры является алгебра предикатов (определенных на нек-рой области предметов, тоже играющий роль универсума), в н-pofi роль 0 играет тождественно лот- ный предикат (т. е. ложный при всех значениях своих аргументов), роль 1—тождественно истинный предикат, роль АВ, А\'В и А — так же, как и в случае обычной алгебры высказываний, — конъюнкция, дизъюнкция и отрицание, соответственно. Связь между алгеброй классов, алгеброй предикатов и алгеброй высказываний, этими тремя важнейшими интерпретациями абстрактной А. л. — «языка» булевой алгебры, состоит в следующем: первая переходит во вторую путем замены множеств (классов! их т. н. характеристическими предикатами (т. е. множества А -- предикатом (хеА, гласящим: «х принадлежит множеству А»), если при этом соответствующим образом преобразуются также операции и константы 0 и 1, а вторая переходит в третью при подстановке во все предикаты на место ик аргументов нек-рого фиксированного их значения. Вернее, при таком переходе от алгебры классов к алгебре предикатов получается алгебра не всех предикатов (определенных на универсуме), а лишь алгебра одноместных предикатов — частный случай алгебры предикатов. Другим важным частным случаем последней является алгебра двуместных предикатов, называемых чаще отношениями. С ней тесно связана т. н. алгебра отношений, отличающаяся от нее только тем, что в последней, кроме трех операций булевой алгебры, имеются еще две операции.
Всякую булеву алгебру можно «переделать» в булево кольцо, определив операцию А+В согласно X (и отбросив операцию A\jB). Напр., в случае алгебры множеств роль А-\-В играет т. н. симметрическая разность множеств А и В (состоящая из всех тех элементов универсума, к-рые принадлежат одному и только одному из множеств А или В). Обратно, всякое булево кольцо (с единицей) можно «переделать» в булеву алгебру. Т. о., теория булевых алгебр и теория булевых колец (с единицей) — лишь разные варианты одной и той же, по существу, теории. Терминологически понятия булевой алгебры и булева кольца связываются с именем Дж. Буля. Однако оформились эти понятая (не говоря уже о терминах) значительно позже.
В 17 в., когда проблема создания общих методов для решения возможно более широких классов задач была в центре внимания ученых и когда в качестве одного из таких методов (для решения математич. задач) возникла буквенная алгебра. Лейбниц первым предпринял попытку создания аналогичных общих методов (алгоритмов) и для решения задач логики. Однако решить эту задачу ему не удалось. Параллелизм между нек-рыми логич. и алгебраич. операциями подметили также ученики Лейбница, братья Якоб и Иоганн Бернулли (1685). К идеям Лейбница возвращались в дальнейшем Плуке (1763), Ламберт (1764—65), Кастнйон (1805) и др. Однако первую А. л. создали (в 1847) только Дж. Буль и А. де Морган. При этом А. л. у Буля носила форму скорее не булевой алгебры, а булева кольца (т. е. была ближе к «языку» УСЕ, чем к «языку» КДО). А. л. в виде булевой алгебры разработали в дальнейшем Джевонс (1864), Пирс (начиная с 1867), Шредер (начиная с 1877), П. С. Порецкий (начиная с 1880). Пирсу и Шредеру принадлежит также разработка начал алгебры отношений. С более общей т. зр., связывающей А. л. с теорией групп, А. л. занимался также в своих первых работах Уайтхед (1898—1903). Строгое построение А. л. как кольца вычетов по модулю 2 (арифметики четного и нечетного, в виде «языка» УСЕ) осуществил (в 1927— 1928) И. И. Жегалкин. Первые работы по А. л. были посвящены задачам: а) выражения логических соотношений между объемами понятий (соответственно, высказываниями) в виде уравнений (равенств), б) построения алгоритмов решения логич. уравнений ц систем уравнений с целью автоматизировать способы извлечения из данных посылок (или систем посылок) содержащейся в них (неявно) информации (того или иного рода). Для обоснования правомерности и практич. целесообразности разработанных ими методов А. л. авторы этих работ нередко предлагали Для реше- ния различные логич. задачи. В их числе можно указать, напр., следующую простую задачу, сохранившуюся в истории математич. логики под назв. задачи Венна (1876): известно, что члены (а) правления одной страховой компании суть либо владельцы облигаций (ft),либо владельцы акций (с), но не те и другие одновременно. Случайно оказалось, что все владельцы облигаций компании входят в состав ее правления. Что можно сказать на основании этих сведений о соотношении между владельцами акций и владельцами облигаций этой компании? — Естественно, сказать можно, что ни один, вообще, владелец акций не есть, владелец облигаций (*.с = 0). Однако, по свидетельству Венна, когда он предложил эту задачу в двух разных классах: обычных студентов-логиков и студентов, изучающих А. л., последние справились с ней значительно лучше. В наст, время А. л. развивается гл. обр. под влиянием задач, встающих в области ее приложений. Из них самую важную роль играют приложения в теории электрич. схем, включая первоначально, начиная с работ В. И. Шестакова и К. Шеннона (30—40-е гг. 20 в.), теорию релейно-коитактных схем, а позднее и схем с иными элементами: электронными лампами, сопротивлениями, полупроводниковыми, ферритовыми элементами и пр. В простейших случаях здесь мы имеем дело еще с одной интерпретацией абстрактной А. л. Она связана, в частности, с тем, что у мн. элементов электрич. схем необходимо различать лишь два состояния, что соответствует паре значений 0 и 1. Так, напр., у контакта имеются два состояния: 1) контакт замкнут, что соответствует 1, 2) контакт разомкнут, что соответствует 0; у 2-полюсной контактной схемы есть два состояния: 1) проводимость между полюсами имеется (в этом случае она считается равной 1), 2) проводимость между ними отсутствует (и считается равной 0). АВ при этом соответствует последовательному соединению схем, А\/В — параллельному соединению. Уже здесь, в случае произвольной контактной схемы, возникает ряд осложнений по сравнению с положением соответствующих вещей в А. л. Для преодоления нек-рых из связанных с ними трудностей была построена (гл. обр. в работах А. Г. Лунца, 1950—52) алгебра матриц над булевой алгеброй, родственная алгебре отношений. Да и вопросы, касающиеся понятий самой А. л., но встающие под влиянием запросов теории контактных схем (такие, как, напр., вопросы т. н. минимизации и вообще упрощения выражений А. л. путем тождеств, преобразований, а также вопросы различных связанных с этим оценок), приводят к проникновению в А. л. не-алгебраич. методов (таких, как табличные, топологические, дескриптивные) и вследствие этого к постепенному выделению из А. л. самостоят, области — теории функций А. л. (или иначе, теории булевых функций). В случае исследования более сложных схем, чем контактные, приходится часто отказываться от использования лишь обычной двузначной А. л. и рассматривать те или иные ее многозначные обобщения, отличные от булевых алгебр и булевых колец (см. Многозначная логика и Трехзначнаялогика). В нек-рых работах, тоже в этой связи, намечается выход в область алгебры предикатов (или даже предикатов от предикатов, хотя и принимающих лишь два значения), причем алгебры, более богатой операциями, чем обычная булева алгебра предикатов; напр., Б. А. Трахтенброт рассматривает в алгебраич. аспекте выражения с кванторами по переменным одноместным предикатам и с огранич. кванторами по предметным переменным. Др. направлением совр. развития А. л. является т. н. алгебраич. логика, связанная с именем Керри и др. Она интересна, напр., тем, что выдвигает и частично решает задачу построения алгебр неклассич. логик, т. е. таких вариантов А. л., к-рые соответствуют тем или иным неклассич. исчислениям высказываний, подобно тому, как обычная классич. А. л., т. е. булева алгебра (с импликацией, к-рая в ней, однако, элиминируется, т. к. представима через другие операции), соответствует классич. исчислению высказываний. Соответствие при этом должно быть таким: любое произвольное тождество 'Д=а* должно быть верным в данной А. л., если, и только если, формула >д~5И доказуема (или обе формулы *l—-S8 и!В->*(доказуемы) в соответствующем ей исчислении высказываний; а формула 'Л должна быть доказуема в данном исчислении высказываний, если, и только если, тождество VI =1 верно в соответствующей ему А. л. Оказывается, что, напр., алгеброй минимальной логики является импликативная структура (или, вернее, теория таких структур), а алгеброй интуиционистской логики является импликативная структура с нулем. В обоих этих случаях свободная импликативная структура и, соответственно, свободная импликативная структура с нулем так же связаны с соответствующими исчислениями высказываний, как свободная булева алгебра с классич. исчислением высказываний. Наконец, еще нек-рые тенденции возможного дальнейшего развития А. л. как совокупности алгебраич. методов логики намечаются в связи с бурным развитием ряда областейкак совр. алгебры, так и математич. логики. Одна из них связана с мощным ростом теоретико-множеств. алгебры как наиболее развитой ветви общей алгебры, позволяя всякую операцию рассматривать как алгебраич. операцию. Такое рассмотрение, напр., т. н. операций замыкания, в т. ч. функционального замыкания и дедуктивного замыкания, позволяет вопросы функциональной полноты и вопросы дедуктивной полноты и связанные с ними вопросы представимости, непротиворечивости, непополнимости и т. п. рассматривать алгебраически, что дает возможность охватить алгебраич. методами значит, часть совр. математич. логики. 38 АЛГОРИТМ Другая из этих тенденций связана больше с другой ветвью общей алгебры — ст. н. алгоритмич. алгеброй, к-рая появилась в сер. 20 в. в связи с успехами теории алгоритмов, позволившей уточнить ряд алгоритмич. проблем алгебры, и последовавшим решением (положительным или отрицательным) (Пост, Марков, Новиков, Адян и др.) нек-рых из них. Тенденция эта состоит в объединении алгоритмич. алгебры с самой теорией алгоритмов и попытках алгебраизации последней, т. е. построения алгебраич. теории алгоритмов. Именно, с помощью рассмотрения операций перехода от значений параметров алгоритмич. проблемы к значению ответа на нее алгебраич. операции сведения произвольной алгоритмич. проблемы (весьма общего вида) к нек-рой проблеме тождества (см. Тождества проблемы), а также нахождения нек-рых критериев разрешимости последней (связанных с алгебраизацией понятия рекурсивной функции) удается дать общий алгебраич. критерий существования алгоритма для данной алгоритмич. проблемы. Эта постепенная алгебраизация (наряду с охватом и другими чисто математич. методами) все большего числа сторон матема-тич. логики будет, по-видимому, содействовать наилучшему выделению и ее чисто логич. сторон, для того чтобы изучать последние уже иными методами. Лит.: Яновская С. А., Основания математики и мате АЛГОРИТМ (алгорифм)— одно из основных понятий логики и математики. Под А. понимают точное предписание, задающее вычислит, процесс, ведущий от начальных данных, к-рые могут варьировать, к искомому результату. Встречающиеся выше слова «вычисления», «вычислительный» не следует понимать в узком смысле цифровых вычислений. Так, уже в школьном курсе алгебры говорят о буквенных вычислениях, и хотя здесь буквы играют еще роль заместителей чисел, уже в арифметич. вычислениях появляются символы, не обозначающие никаких величин: скобки, знак равенства, знаки арифметич. действий. Можно пойти дальше и рассматривать вычисления с произвольными символами и их комбинациями; именно в таком широком смысле и понимают термин «вычисления» при описании понятия «А.». Так, можно говорить об А. перевода с одного языка на другой, об А. работы поездного диспетчера (перерабатывающего информацию о движении поездов в приказы) и др. примерах алгоритмич. описания процессов управления, изучаемых кибернетикой. Значение А. Само слово «А.» восходит к 9 в. (оно происходит от Algoritmi, являющегося, в свою очередь, лат. транслитерацией, произведенной, по-видимому, в 12 в., арабского имени хорезмийского математика аль-Хорезми). В наши дни простейшие А. появляются уже в начальной школе — это А. арифметич. действий (в ср.-век. Европе А. как раз и называлась совр. школьная арифметика, т. е. десятичная позиционная система счисления и искусство счета в ней, поскольку трактат аль-Хорезми был одним из первых, если не самым первым, благодаря к-рому Европа познакомилась с позиционной системой). Подчеркнем, что в начальной школе обучают именно А. счета. Говоря об умении человека складывать числа, имеют в виду не то, что он для любых двух чисел рано или поздно сумеет найти их сумму, а то, что он владеет нек-рым единообразным приемом сложения, применимым к любым двум конкретным записям чисел, т. е., иными словами, А. сложения (примером такого А. является известный А. сложения чисел «столбиком»). А. встречаются в науке на каждом шагу, умение решать задачу «в общем виде» всегда означает, по существу, владение нек-рым А. Понятие задачи «в общем виде» уточняется при помощи понятия массовой проблемы. Под термином «проблема» можно понимать задачу нахождения объекта, обладающего теми или иными свойствами; этот объект наз. решением проблемы (в частности, для проблемы нахождения ответа на какой-то вопрос решением является ответ «да» или «нет» на поставл. вопрос). Проблема неразрешима, если она не имеет решения, т. е. не существует объекта, обладающего нужными свойствами. Ясно поэтому,что неразрешимость проблемы не дает основапий для агностич. выводов; напротив, установление неразрешимости конкретной проблемы есть важный позна-ват. акт. Массовая проблема задается серией отдельных, «единичных» проблем и состоит в требовании найти общий метод (т.е. А.) их решения. Неразрешимость массовой проблемы означает невозможность найти соответств. А. Массовые проблемы чрезвычайно характерны и важны для логики и математики. Даже решение единичных проблем часто ценно именно благодаря тому, что одновременно дает общий метод для решения целого класса проблем; в то же время постановка массовой проблемы означает превращение нек-рого класса проблем в единичную проблему — проблему нахождения А. для решения всех проблем этого класса; здесь проявляется связь таких категорий диалектики, как единичное, особенное и всеобщее. Ролью массовых проблем и определяется значение А. Установление неразрешимости той или иной массовой проблемы (т. е. отсутствия ед и н о г о алгоритма, позволяющего найти решения всех единичных проблем данной серии) является важнейшим познавательным актом, показывающим, что для решения конкретных единичных проблем принципиально необходимы специфические для каждой такой проблемы методы. Существование неразрешимых массовых проблем служит, т. о., конкретным воплощением неисчерпаемости процесса познания. Содержат, явления, к-рые легли в основу образования понятия «А.», издавна занимали важное место в науке. Многие задачи, возникавшие в математике и логике, заключились в поисках тех или иных конструктивных методов. Поиски таких методов, особенно усилившиеся в связи с созданием удобной математич. и логич. символики, а также осмысление принципиального отсутствия этих методов в ряде случаев — все это было мощным фактором развития науч. знания. Осознание невозможности решить любую задачу прямым вычислением привело к созданию в 19 в. теоретико-множеств. концепции. Лишь после периода бурного развития этой концепции (в рамках к-рой вопрос о конструктивных методах в совр. их понимании вообще не возникает) оказалось возможным в последние десятилетия вновь вернуться к вопросам конструктивности, но уже на новом уровне, обогащенном выкристаллизовавшимся понятием «А.» (еще одна иллюстрация к положению Ленина о спиралеобразном характере развития познания). И хотя понятие «А.» не является столь далеко идущей абстракцией, как, скажем, понятие «множество», нельзя считать АЛГОРИТМ 39 случайным, что исторически первое из этих понятий возникло позднее второго. Примеры А. Подобно понятиям «множество», «соответствие», «натуральное число», «отношение» и т. п., понятие «А.» является первичным логико-математич. понятием (одной из категорий логики и математики). Оно не допускает формального определения через более простые понятия, а (как и др. математич. категории) абстрагируется непосредственно из опыта. Понятие «А.» может быть усвоено лишь на примерах. П р и м е р 1. Возможными начальными данными являются конечные непустые комбинации, составленные из палочек (I), т. е. объекты I, II, 111 и т. д. А. состоит из след. правил (выполнять к-рые надлежит начиная с правила 1°): 1°. Подчеркни снизу крайнюю слева палочку и перейди к выполнению правила 2°. 2°. Надчеркни сверху крайнюю справа палочку и перейди к выполнению правила 3°. 3°. Рассмотри подчеркнутую палочку и, если она не надчеркнута, перейди к выполнению правила 4°. 4°. Рассмотри палочку непосредственно следующую за подчеркнутой; если она не надчеркнута, перейди к выполнению Правили 5", если же она надчеркнута, перейди к выполнению правила 7°. 53. Перенеси нижнюю черточку с подчеркнутой палочки на непосредственно за ней следующую и перейди к выполнению правила 6°. 6°. Перенеси верхнюю черточку с надчеркнутой палочки на Непосредственно ей предшествующую и перейди к выполнению правила 7°.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|