Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 5 глава




Соч.: Избранные произведения, гпер. сказах.], Алма-Лта, 1957.

Лит.: С и т д ы к о в А. С,Педагогические идеи и просве­
тительная деятельность И. Алтынсарина, Алма-Ата, 1949;
Эфир о в А. Ф., Ибрай Алтынсарин. Алма-Ата, 1949;
Сулеймепов Б. С, Ибрагим Алтынсарин и передовая
общественная мысль Казахстана второй половины XIX века,
«Вестн. АН Каз. ССР», 1950, № 5 (62); Очерки по истории фило­
софской и общественно-политической мысли народов СССР,
т. 2, М., 1956, с. 791—93; Еейсембиев К., Из истории
общественной мысли Казахстана второй половины XIX века,
Алма-Ата, 1957. К. Бейсембиев. Алма-Ата.

АЛУНАН (Alunans), Юрис [1(13) мая 1832— 6(18) аир. 1864]— латышский поэт и обществ, деятель. По окончании Тартуского (Юрьевского) ун-та (1861) учился в Петербурге в Лесной академии. В 1860 из-


давал альманах «Двор, природа, вселенная» («Seta, daba, pasaule»). С 1862 был редактором «Peterburgas Avlzes» — органа «младолатышей» (см. Латышская философская и общественная мысль). А. сочувствовал стихийному движению крестьянства против нем. баро­нов. В публицистич. статьях и поэтич. произведениях он критиковал крепостнич. порядки и их защитников, боролся против религии и суеверий, пропагандировал материалистич. понимание природы. Он признавал, что мир материален, бесконечен и развивается в си­лу внутр.законов: «Все бесконечное пространство, по которому, вращаясь, движутся Солнце, звезды,— не пустота, а полно телесных частиц, из которых миры возникают и в которые миры, разрушаясь, возвра­щаются» (J. Alunans, Kopoli raksti, sej. 2, 1931, Ipp. 182). А. многое сделал для развития латыш, лит. языка.

Соч.: Kopoti raksti. sej. 1—3, Riga, 1929—32; Izlase Riga, 1956.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-по­литической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 837—39; История философии, т. 2, М., 1957, с. 424—25; Б у мб ер Я. [и др.], О характере младолатышского движения и о ди­скуссии по этому вопросу, «Коммунист Советской Латвии», 1960, № 1; Я не он И., Латышское общественно-культурное развитие и латышская литература, в кн.: Сборник латышской литературы, под ред. В Брюсова и М. Горького, П., 11916]; Alunans A., Jura Alunana dz'ive, Jelgava, 1910.

П. Валескалп. Рига.

АЛЬВЁРДИ (Alberdi), Хуан Баутиста (29 авг. 1810—18 июня 1884)— аргент. философ и обществ, деятель. Принимал участие в создании бурж.-демо-кратич. политич. организации «Молодая Аргентина» (1837). Был в эмиграции в Монтевидео и там по­знакомился с учением Сен-Симона. В центре его ра­бот — экономич. и политич. вопросы, при разрешении к-рых он опирался на бурж. политич. экономию А. Смита и эволюционистские идеи философии Спен­сера. Прогрессивные обществ.-политич. идеи А. ока­зали влияние на авторов бурж. конституции Арген­тины 1853 года.

С оч.: Obras completas..., v. 1—8, Buenos Aires, 1886—87; Obras escogidas, Mexico, 1946 (имеется библиогр. соч. А, и лит. о нем).

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 565—66; Р а 1 а с i о s A. L., Alberdi. constructor en el desierto, Bue­nos Aires, [1944]; Rojas Paz P., Alberdi. el cindadano dela Soledad, 2 ed., Buenos Aires, [1945]. P. Бургете. Москва

АЛЬБЕРТ (Albert), Франтишек (29 апр. 1856 —
22 июля 1923)— чешский общественный деятель.
Врач по образованию. До 1917 А. участвовал в либе-
рально-бурж. «Прогрессивной партии», руководимой
Масариком. На дальнейшее развитие мировоззрения А.
оказала влияние Великая Октябрьская социалистич.
революция. А. писал, что революция есть не только
перемещение власти из рук капитала в руки рабочих,
но и полный переворот всех представлений о человеке
и обществе. А. примыкал к левому крылу с.-д-тии,
принимал участие в создании Коммунистич. партии
Чехословакии (1921). В ряде статей выступал с про­
пагандой идей историч. материализма и коммунизма
Работы А. изданы в кн. «Собрание сочинений. Жизнь,
история, природа» («Sebrane spisy. Zivotem, dejinami,
pfirodou», Praha, 1924). о. Штросс. Чехословакия.

АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЬШТЕДТ, или Альберт Великий (Albert von Bollstadt; Albertus Magnus) (p. 1193, по др. данным, 1206 или 1207—ум. 15 ноября 1280),—нем. философ, естествоиспытатель и богослов, монах-доминиканец, представитель ортодоксальной схоластики. Учился в Падуе, преподавал в Париже, в Кёльне и др. нем. городах. А. фон Б. способствовал схоластизации аристотелизма и вместе со своим уче­ником Фомой Ak.uhci.um вел постоянную борьбу против передовых течений в схоластике и ересей (Сигер Брабантский, Давид Динанский, Гильом из Сент-Амура) и против аристотелизма в его «ерети­ческой» арабской интерпретации (аверроизм), хотя сам испытал на себе влияние арабоязычной философии


46 АЛЬБИГОЙЦЫ—АЛЬТРУИЗМ


(Фараби, Ибн Сины и др.). В соч. «Сумма теологии» («Summa theologiae»), «О причинах и о возникновении всеобщего» («De causis et processu universalitatis») и др. он стремился с помощью схоластизированного Аристотеля создать единую систему католич. бого­словия. В соответствии с порядком аристотелевских произведений (см. Аристотель) филос. соч. А. фон Б. образуют три большие группы: книги по логике, фи­зике и этике. Его оригинальные естеств.-науч. трак­таты (о минералах, о растениях, о животных) содержат значит, количество непосредств. наблюдений наряду с наивными и фантастич. легендами и грубыми суе­вериями. А. фон Б. не создал самостоят, учения, однако славился своей эрудицией и получил титул «всеобъемлющего доктора». Книга «О тайнах женщин» («De secretis mulierum»), приписывавшаяся А. фон Б. и переведенная в 17 в. на русский язык, на самом деле ему не принадлежит, как и пек-рые алхимич. трактаты, распространявшиеся под его именем.

Соч.: Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 12, 19, 28, [Miinster], 1951 — 1955—; De vegelabilibus Ubri VII, В., 1867; О растениях, в кн.: Агрикультура в памятни­ках Западного средневековья, [Сб. ст.1, М.—Л., 1936, с. 231—83.

Лит.: ТрахтенбергО. В., Очерки по истории за­падноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 101—03; Sighart J., Albertus Magnus. Sein Leben und seine Wissenschaft, Regensburg, 1857; H e r t 1 i n g G. von, Albertus Magnus, 2, Aufl., Miinster, 1914; E n d г i s s G., Albertus Magnus als Interpret der aristotelischen Metaphysik, Munch., 1886 (Diss.): Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Grofien, Freiburg, 1920; В alss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttgart, 1947; Liertz R., Albert der GroBe, Miinster, 1948.

В. Зубов. Москва.

АЛЬБИГОЙЦЫ (лат. albigenses, франц. albi-geois) — христианская секта, существовавшая в Юж. Франции (пров. Лангедок), ветвь ср.-век. ереси катаров. Название получили от области Альби-жуа [традиция связывает термин «А.» с г. Альби (лат. Albiga)]. Впервые термин «А.» появился в 1181 в хронике лимузинского аббата Готфрида, но под др. названиями еретики известны были уже в 1-й четверти 12 в. А. придерживались дуалистич. взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (бога — творца духовного) и злого (дьявола — творца мате­риального). Из этого дуализма вытекало отвержение всего земного, что в условиях средневековья означало отрицание феод, порядков. Дуализм А. служил теоре-тич. основой оппозиц. отношения к католич. церкви и ее догматам. А. резко критиковали церковь, особен­но за обладание богатствами, что вело к требованию секуляризации. Они отрицали легенду о страданиях Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католич. церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением; отрицали учение о предстоящем страшном суде, существование ада и рая. Большая часть А. не признавала Ветхий завет, что имело немаловажное значение, поскольку в то время «библейские тексты получили во всяком суде силу закона» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360).

Ересь А. представляла собой оппозицию феодализ­му со стороны гор. населения, составляющего осн. массу еретиков, к к-рым также примкнули большая часть мелкого дворянства и нек-рыо крупные феода­лы, заинтересованные в секуляризации церк. имуще­ства. Деятельность А. сводилась к широкой пропа­ганде ереси. От насильств. действий они отказывались, осуждая всякую войну, в т. ч. оборонительную, что тормозило развитие борьбы масс. Решающий удар движению А. нанесли крестовые походы феодалов Сев. Франции (1209—15; 1216—29).

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, Л., 1938; О с о к и н Н., История альбигойцев и их времени, т. 1—2, Казань, 1869—72;


Belperron P., La croisade contre les Albigeois et l'uni-on du Languedoc a la France (1209—1249), P., 1942; R u n с i-man S.. Tlie Medieval Maniehee..., L. — Camb., 1947; N i e 1 Т., Albigeois et Catbares, P., 1956.

H. Бортник. Свердловск. АЛЬБОРНОС (Albornoz), Бартоломе де — исп. ученый, представитель передовой обществ.-политич. мысли Испании 16 в. С 1551— проф. права ун-та г. Мехико. В «Искусстве договоров» («Arte de los conlractos», 1573) А. выступал поборником свободы негров, осуждал рабство как обществ, несправед­ливость, к-рая не поддается оправданию разумом и не соответствует «естественному закону». Лишение человека свободы и отдача его в рабство, по А., равносильны смерти. В противовес церковникам А. утверждал, что «свобода души не должна оплачиваться рабством тела». А. считал захватнич. войны неспра­ведливыми и требовал от каждого, чтобы он пе ста­новился соучастником обществ, зла. Книга А. была запрещена инквизицией.

Лит.: Obras escogidas de fil6soios, Madrid, 1873 (Bibl. de
autores esparioles, t. 65); Хрестоматия испанской литературы
с XII по XV111 век, 2 изд., сост. В. С. Узин, М., 1948 (текст
на исп. яз.). Д. Претелъ. Москва.

АЛЬСАТЕ-И-РАМИРЕС (Alzate у Ramirez), Аыто-нио (1729—2 февр. 1790)— мекс. просветитель, есте­ствоиспытатель и философ. Созданная им газета («Diario literario de Mexico») стала трибуной передовой мысли в борьбе против схоластики, особенно томизма и схоластизиров. Аристотеля, к-рым А.-и-Р. противо­поставлял философию Декарта, Гассенди, Ньютона и особенно материалиста Бэкона (учеником которого часто его называют). Осн. цель философии А.-и-Р. видел в содействии достижению счастья людей на земле.

Лит.: Ramos S., Historia de la filosofia en Mexico, Me­xico, 1943.

АЛЬТЕРНАТИВА [франц. alternative, от лат. alternus — попеременный (alter, здесь — один из двух)] — необходимость выбора между двумя или не­сколькими исключающими друг друга возможностя­ми. В формальной логике А. — каждый из членов суждений типа: «S есть или Р, или не Р2» и «S, есть Р, или S2 есть Р2». В математич. логике под А. пони­мают функцию-высказывание, в к-рой два аргумента связаны союзом «или» (символически знаком «V» или «-)-»), чаще называемую дизъюнкцией.

Лит.: Строго вич М. С, Логика, М., 1949; Д ж е- в о н с [В. С]. Основания логики, пер. 1с англ.], СПБ, 1878; Mostowski A., Logika matematyczna. Warsz.— Wr., 1948.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter—дру­гой) — этич. принцип, заключающийся в бескорыстной заботе о «благе ближнего»; противопоставляется эгоиз­му. Термин «А.» введен О.Контом. Элементы А. появляются в религ. морали древних индусов, затем в христ. морали (завет «Люби ближнего, как самого се­бя»). Религ. альтруистич. заповеди о «служении ближнему» затушевывали классовые антагонизмы обществ, морали. Позже это стало специфич. чертой этич. учений, основанных на А.

А. как гл. принцип морального учения стал разраба­тываться в 18 в. в бурж. этике англ. и франц. просвети­телями: Шефтсбери, Хетчесоном, А. Смитом, Руссо. Уче­ние об А.пыталось противопоставитьчастным эгоистич. интересам другой, индивидуалистич. моральный прин­цип—заботу о благе другого и помощь ближнему; оно рассматривало обществ, отношения как отношения отд. личностей и предлагало путем альтруистич. воспитания смягчить эгоистич. стремления людей. В 19 в. учение об А., сознательно игнорирующее классовую природу морали, приняло лицемерный и ханжеский характер. Эгоистич. природу бурж. А. и его индивидуалистич. основу вскрыл Чернышевский («Что делать?», 1863). Этика Ницше вообще отбросила принцип А. как «даря­щую добродетель», «мораль слабых» и цинично проти вопоставила ему «право сильного» и «волю к власти».


АЛЬТУЗИЙ—АМЕГИНО 47


Марксизм-ленинизм, видя основу моральных прин­ципов в материальных отношениях людей, показы­вает лицемерие альтруистич. морали в бурж. об­ществе и невозможность преодолеть противоречия между эгоизмом и А. в сфере морального сознания. Это преодоление возможно лишь при разрешении материальных противоречий общества; с уничтоже­нием социальных антагонизмов между людьми й по­явлением новых моральных принципов коллективиз­ма уничтожаются и противоречия между эгоиз­мом и А. «...Коммунисты не выдвигают ни эгоиз­ма против самоотверженности, ни самоотвержен­ности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность...; они, наоборот, раскрывают её материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (Маркс К. и ЭнгельсФ-, Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). В социалистич. обществе, где уничтожены классовые антагонизмы,отношения между личностями основываются на принципах коллективи­зма, сотрудничества и взаимопомощи, что снимает вся­кое противопоставление эгоизма и А. Коммунистиче­ская мораль в основу поведения человека кладет труд не только на себя или в пользу «ближнего», но и «даль­него», труд «на пользу всего общества» (ЛенинВ.И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 394; т. 31, с. 274).

Лит.: Л е н и н В. И., Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920, Соч., 4 изд., т. 31; Карее» Н., Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике, Зизд., СПБ, 1905, гл. 3; Я р о ц к и й А. И., Альтруи­стическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование, Юрьев, 1914; Спенсер Г., Основания науки о нравствен­ности, СПБ, 1880, §§ 54 — 69, 75 — 81; Смит А., Теория нравственных чувств, СПБ, 18Э5, гл. 6; Dargun L., Sozio-logisclie Studien, H. 1 — Eeoismus unci Altruismus in der Nationalokonomie, Lpz., 1885; Gusti D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903; К anal P. V., Altruism, Moga (Punjab, India), 1956.

АЛЬТУЗИЙ (Althusius), Иоганн (1557 — 12 авг. 1638)— голл. полнтич. деятель, теоретик права; сто­ронник кальвинизма, видный теоретик Реформации в период нидерл. бурж. революции 16 в. В своей «Поли­тике» («Politica...», 1603, 2 изд., доп. 1610) А. одним из первых обосновывал теории естественного права и общественного договора. Задача политики, по А., — проведение естеств. нравств. закона и воли бога в обществе. Науками, изучающими задачи политики, являются философия и теология. Один из теоретиков монархомахов, А. задолго до Руссо утверждал идею верховенства и неотчуждаемости суверенитета народа, перед к-рым ответственны но­сители правительств, власти.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 77; В и с h-hoi z W.. Rousseau und Althusius. Eine staatsreclitliche Unter, euc'mn?, Breslau, 1922 (Diss.); GierkeO., Johannes Althu­sius und die EntwickJung der naturrechtliehen Staatstheorien, 4 Aiis?., Preslau, 1929; R e i b s t e i n E., Johannes Althu­sius als Fortsetzer der Schule von Salamanca, Karlsruhe, 1955; A n t h о 1 z H. W., Die politische Wirksamkeit des Johannes Althusius in Emden, Leer (Ost(riesland), 1954.

В. Соколов. Москва.

АЛЬ-ФАРАБИ — см. Фараби.

АМАЛЬРИКАНЕ — последователи секты, возник­шей в конце 12 — нач. 13 вв. в Париже и распростра­нившейся на С.-В. Франции. Название секты происхо­дит от имени мыслителя А мори. А. исповедовали мистич. пантеизм, считали себя чистыми от греха, свободными в своих поступках и, следуя учению о трех эпохах мира, соответствующих трем лицам христ. троицы, ожидали скорого пришествия «святого духа» и установления «царства божьего на земле», понимая под этим торжество правды, мира и свободы. Из крайних пантеистич. представлений, сводившихся к убеждению, будто «все — единое, т. к. все, что существует, есть бог», А. приходили к сугубо спиритуалистич. выводам, заявляя, напр., что с?кечь их невозможно, т. к. в каждом из них воплощен бог. Они отрицали христ. представления о «страшном суде»,


заявляя, что принятие учения Амори достаточно для перехода к новому физич. и духовному состоянию «божественной любви». В этом, по их представлениям, и заключается «спасение», а также «воскресение», благодаря к-рому происходит слияние души «воскрес­шего» с богом.

А. отрицали всякую церковь, религ. обряды и
таинства (крещение, культ святых), существование
ада и рая, объявляя райским блаженством «познание
истинной веры», к-рым считали свое учение. Они резко
критиковали духовенство, папу называли антихри­
стом, а Рим — Вавилоном. Представления А. выража­
ли обществ, протест против феод, гнета и социального
неравенства, против основ христ. догматики. Мн.
идеи А. близки учению Иоахима Флорского, хотя
прямых связей между этими сектами не установлено.
В 1210 церкви удалось захватить руководителей
секты, среди к-рых было шесть преподавателей Па­
рижского ун-та. В Париже был созван церк. собор,
осудивший А. на сожжение. Этим же приговором были
преданы сожжению и запрещены трактат Давида Ди-
нанского
«О частях» («De tomis»), а также естеств.-науч.
соч. Аристотеля и др. книги, в т. ч. катехизис, написан­
ный на народном языке. Б. Pouui. Ленинград.

Лит. см. при ст. Амори Венский.

АМВАРЦУМЯН (Амбарцумиан), Виктор Амазаспович [р. 5(18) сент. 1908]—сов. ученый-астро­ном, академик (с 1953), президент АН Арм. ССР (с 1947). Член ряда зарубежных науч. академий. Член КПСС с 1940. В 1928 окончил Ленинградский ун-т, в 1934—45—проф. там же, с 1947—проф. Ереван­ского ун-та. Осн. труды А., посвященные теоретич. астрофизике и звездной астрономии, имеют большое значение для исследования происхождения и развития небесных тел. Обнаружение (1947) и изучение А. звездных ассоциаций — очагов формирования звезд в Галактике — привело его к выводу о том, что об­разование звезд в Галактике, начавшееся неск. миллиардов лет назад, интенсивно продолжается и в наст, время, что опровергает идеалистич. утверж­дения нек-рых зарубежных ученых о единовременном возникновении всех звезд в отдаленную эпоху. Сталин­ские премии (1946, 1950).

С о ч.; Теоретическая астрофизика, М., 1952 (совм. с Э. Р. Мустель, А. Б. Северным и В. В. Соболевым): Эволюция звезд и астрофизика, Ереван, 1947; Современная астрофизика и кос­могония, в кн.; Общее собрание АН СССР, посвященное три­дцатилетию Великой Октябрьской социалистической револю­ции. Доклады, М.— Л., 1948; О происхождении и развитии звезд и звездных систем. Доклад..., в кн.: Труды второго сове­щания по вопросам космогонии, 19—22 мая 1952 г., М., 1953; Удар по идеализму,«Правда», 1950, 5 марта, № 64,с. 2;Пробле-ма возникновения звезд в свете новых работ советских астро­физиков. [Доклад на Общем собрании АН СССР, 23 окт. 1953], «Вести. АН СССР», 1953, 12; Некоторые методологические вопросы космогонии, М., 1957 (на правах рукописи); Некоторые вопросы космогонической науки, «Коммунист», 1959, № 8; Наука о Вселенной и религия, «Наука и религия», 1959, № 1.

Лит.: Виктор Амазаспович Амбарцумян, Ереван, 1954 (АН АрмССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР).

АМЕГИНО (Ameghino), Флорентино (1854—6 авг. 1911) — аргентинский ученый-материалист. Препо­давал в муниципальном колледже г. Мерседес, директор Нац. музея Аргентины (с 1902). Филос. идеи А. изложены в ряде работ, писем и выступлений [«Филогения» («Filogenia», 1884), содержащая его эволюционистскую концепцию; «Мое кредо» («Mi credo», 1906); Письмо писателю Карлосу М. Мойену; «Происхождение и продолжительность жизни. Мате­рия, жизнь, смерть и бессмертие» («Origen у persislen-cia de la vida. La materia, la vida, la muerte у la in-morlalidad», изд. посмертно)].

Считая космос взаимосвязанным единством четырех бесконечных: пространства, материи, движения и вре­мени, А. рассматривал естеств.законы как различные отношения между этими бесконечными, развиваю-


48 АМЕНХОТЕП IV—АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


щимися вместе с изменением условий движения. Постоянно действующим А. считал только закон веч­ности материи и движения. Жизнь, по А., развилась из неживой природы. Однако живая субстанция, со­стоящая из той же материи, что и неживая, является не простой комбинацией элементов, а результатом последоват. синтезов.

А. выдвинул гипотезу о том, что человек впервые появился в Юж. Америке.

Соч.: Obras completas у correspondencia cientifica, v. 1—24, La Plata, 1913—36.

Лит.: Ingenieros [Jose], Las doctrinas de Ameg-hino..., Buenos Aires, 1919; Babini J о s e, La evolucion del pensamiento cientifico en la Argentina, Buenos Aires, 1954.

P. Вургете. Москва.

АМЕНХОТЕП IV (Э х н а т о н) — релит, рефор­матор, др.-егип. фараон 18-й династии (даты цар­ствования спорны, нек-рые сов. ученые придерживают­ся даты 1424—1388 до н. э., см. В. В. Струве, Подлин­ный Манефоновский список царей Египта и хроноло­гия Нового царства, «Всстп. древней истории», 1946, № 4, с. 9—25). Заменил традиц. егип. многобожие культом единого бога Солнца Атона. А. подверг запрету фиванский культ Амона, к-рый признавался ранее верховным богом Египта, сменил свое имя Аменхотеп («Амон покоится») на Эхнатон («блеск Атона»). Согласно учению А., Атон есть творец всего окружающего. Его проявлением и одновременно дарами, посылаемыми людям, являются заполняющие мир солнечные лучи, жизнь, любовь, красота, радость, истина (маат) и покой. Реформа была направлена против чрезмерно усилившегося жречества, особенно фиванского, и тесно с ним связанной верхушки знати и имела своей целью усиление власти фараона. А. стремился использовать ставший общегосударствен­ным культ Атона для сплочения различных областей (номов) Египта и зависимых от него стран. Однако уже при ближайших преемниках А. жречество вос­становило свое влияние, утвердив прежний культ богов (см. Древнеегипетская религия).

Лит.: Авдиев В., Древне-египетская реформация,
М., [1924]; Ant lies R., Die Maat des Echnaton von Amar-
na, Bait., 1952. А. Сухов. Москва.

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (вернее, фило­софия в США) зародилась в 18 в. Деятельность амер. философов весьма интенсивна и разнообразна, хотя интерес к философии охватывает сравнительно узкие круги, пройм, научной интеллигенции.

В первой пол. 18 в. идеологич. жизнь англ. коло­нии в Сев. Америке находилась во власти религии. Здесь царил кальвинистский фанатизм, враждебный всяческим проявлениям независимой мысли и науч. миропониманию. Философия видела свое назначение в укреплении религ. догматов и проповеди суровой пуританской морали. Наиболее влият. философству­ющие богословы этого периода Эдуарде и С. Джонсон опирались на идеалистич. учения англ. епископа Беркли и кембриджских платоников. Религ. идеализм Эдуардса, отстаивавшего, в отличие от более близкого к берклианству Джонсона, кальвинистскую доктрину предопределения, стал в сер. 18 в. офиц. философией амер. пуританизма. Представителем прогрессивной линии в философии этого периода был врач К. Кол-ден. Будучи дуалистом, он в пределах физики дер­жался материалистически-механистич. тенденции,при­знавая материю вечной и самодеятельной. В области этики он выступал против религ. санкции морали и защищал естественные — чувственные и рациональ­ные — основы нравственности.

Война за нац. независимость (1775—83) вызвала подъем всей идейно-политич. жизни страны. Идео­логи нац.-освободит, движения в борьбе с церк. дог­матизмом и теократич. концепцией гос. власти от­стаивали усволюц. бурж.-демократич. идеи, прин­ципы свободолюбивого, оптимистич. мировоззрения,


основанного на убеждении в могуществе человеч. разу­ма и проникнутые стремлением к земному человеч. счастью. Представители амер. просветит, философии были энциклопедически образованными людьми и разносторонними обществ. деятелями — гума­нистами, сочетавшими пропаганду передовых теорий с активной политич. борьбой за нац. независи­мость, к-рую многие из них возглавляли (Джеф-ферсон, Франклин, Пейн). Источниками их воззре­ний явились учения Локка, англ. деистов и франц. просветителей наряду с естественнонауч. идеями Ньютона. Амер. просветители не поднялись до ате-истич. миропонимания и оставались деистами, но превосходили франц. материалистов революцион­ностью своих социально-политич. воззрений. Теории естественного права и общественного договора при­обрели у них более демократич. звучание. Джеффер-сон, Франклин, Пейн, И. Аляен —властители дум рево-люц. эпохи — положили начало прогрессивной тра­диции амер. обществ, мысли. «Век разума» Пейна (Th. Paine, The age of reason. 1794) и «Разум — един­ственный оракул человека» Аллена (Е. Allen, Reason, the only oracle of man, 1784) — самые яркие филос. произведения передовой амер. мысли этого периода. Революц.-демократич. идеи этого времени оказали непосредств. влияние на идеологию франц. бурж. революции конца 18 в. Материалистич. направле­ние амер. просветительской философии представ­лено врачами Купером (учеником англ. материа­листа Пристли, переселившегося вслед за Купером в Америку), Б. Рашем, Дж. Выокененом, продол­жавшим разработку проблемы души и тела по пути, намеченному французской школой Ламетри — Ка-баниса.

Успешное завершение войны за независимость и установление бурж. республики открыли широкие пути для развития амер. капитализма. С утвержде­нием господства буржуазии смелые идеи просвеще­ния и свободомыслия были оттеснены. На передний план выдвинулись идеалистич. течения, стремившиеся отвлечь обществ, мнение от непримиримых проти­воречий, обострявшихся вместе с развитием капита­лизма. Просветительские идеи сменились в нач. 19 в. религ.-этическими. Романтич. школа в А. ф., вдохно­вителями к-рой были бостонские трашценденталисты во главе с Эмерсоном, была неоднородным, проти­воречивым течением. Вопреки своему названию, она имела очень мало общего с трансцендентальным иде­ализмом Канта. Ее романтич. идеализм по своему на­строению и социальному содержанию отличен от реакц. нем. и англ. романтизма (несмотря на прямое влияние Карлейля и Колриджа). Источником его бы­ло несоответствие между революц. идеалами и после-революц. капиталистич. действительностью. Транс-ценденталисты были идеологами мелкобурж. демокра­тии, противниками рабства (Эмерсон, Г. Торо и др.) и милитаризма. Революц. бурж.-демократич. идеалы амер. просветителей уступили место туманному гума­низму и идеализации природы. Отдалившись от науки, философия сроднилась с поэзией. Логич. доводы усту­пили место эмоциональной экспрессии. Религиозность трансценденталистов находилась в явной оппозиции к церк. догме, приобретала иногда пантеистич. харак­тер. Гуманизм облекался в форму идеалистич. антро­пологизма. Бунтарский индивидуализм Торо, утопич. социализм Олкотта, пантеистич. мистика Г. Джемса-старшего представляли собой лишь различные от­ветвления этого умонастроения идеологов после-революц. эпохи в США, современников и непо­средств. очевидцев революц. событий 1848 в Европе, к-рых, однако, они не одобряли.

Открытой реакцией на просветительские идеи была утвердившаяся к сер. 19 в. в качестве господств, акаде-


АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 49


мич. философии амер. версия шотландской школы — трезвая, благонамеренная философия «здравого смыс­ла» господствовавшей буржуазии. Портер, Мак-Кош, Ф. Уэйленд, возглавлявшие эту школу, и их много-числ. сторонники восстановили теистич. догмы и христ. этику, не впадая при этом в фанатич. крайности субъ­ективного идеализма берклианского типа, предпочи­тая им плоский и умеренный дуалистический «реа­лизм».

Гражд. война в США (1861—65) и окончат, пора­жение сторонников рабства устранили последние пре­пятствия на пути амер. капитализма. Требование «свободы, равенства, братства» сменил лозунг «при­обретение, эксплуатация, прогресс».

Острая борьба развернулась в А. ф. этого пери­ода вокруг эволюц. идей Дарвина. Теологи встре­тили в штыки эти «богохульные» идеи, подрываю­щие авторитет священного писания. Даже ученые-натуралисты, такие, напр., как ботаник А. Грей, много сделавший для пропаганды учения Дарвина, вынуждены были отдать нек-рую дань требованиям церковников. Большое влияние в философии этого периода получила консервативная школа эволюци­онистов (Дж. Фиске, Дж. Леконт), не отвергав­шая, а извращавшая эволюц. теорию. Спенсери-анская трактовка эволюционизма подверглась в «космической философии» Фиске и его единомышлен­ников существ, преобразованиям. Половинчатый агно­стицизм позитивистов, открывавший лазейку фи­деизму, был заменен прямым фидеизмом. Под зако­номерность эволюц. процесса была подведена теистич. основа. По сути дела, эта философия превратила эволюционизм в вариант физико-телеологич. дока­зательства бытия бога. Тем не менее идея развития, хотя и в плоском эволюционистском, притом телеоло­гически извращенном понимании, вошла в филос. обиход.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...