Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 8 глава
В технич. науках разработана т. н. теория подобия, к-рая дает возможность определить выполнение условий доказательности А. для физич. систем, описываемых математич. уравнениями. Выводы, полученные с помощью исследования моделей, созданных на основе применения теории подобия, носят доказат. характер. В последнее время применение моделей получило в технике очень широкое распространение, причем модель может представлять собой систему совершенно иной физич. природы, чем объект, на к-рый переносится признак, полученный при исследовании модели. Напр;, можно построить элек-трич. модель моста, состоящую из емкостей, индук-тивностей и сопротивлений, внешний вид к-рой не имеет ничего общего с формой моста. Умозаключения по А. находят все большее применение и в остальных областях знания — физике, математике, лингвистике, кибернетике и т. д. Разработка общих методов, с помощью к-рых можно было бы определить выполнение условий доказательности любого умозаключения по А., является важной задачей логики. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М.| 1955, с. 602; и х ж е, Избр. письма, [М. ], 1953, с. 316, 369,388—89; Маркс К., Капитал, т. 1, [М.], 1955, с. 63—64, 78-79; Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 42, 122, 126, 127, 134, 317, 349, 354; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 22, 42, 43, 200; Ленин В. И., Соч., 4 изд., 1.7, с. 442, т. 8, с. 294, 492—94, т. 10, с. 116—19, 196, т. 14, с. 185-86, т. 17, с. 52, 284—85, т. 23, с. 229, т. 24, с. 15—18, 47, т, 25, с. 44—45, 75—78, 233-34, 343, т. 27, с. 159 — 66; Гутенмахер Л. И., Электрические модели, М.—Л., 1949; Морозов А. И., Тайны моделей, [М.], 1955; Р у т-нпвский Л. 3., Основные типы умозаключений, в кн.: Избр. труды русских логиков XIX века, М., 1956, с. 278—84; Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., [М.], 1952 (Первая аналитика, кн. 2, гл. 24); Кант И., Логика, М., 1915; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 6, М., 1939, с. 140—44; М и л л ь Д. М., Система логики силлоги-чесной и индуктивной, пер. с англ., 2 изд., М., 1914 (кн. 3, га. 20); Максвелл Д. К., О фарадеевых силовых линиях, в его кн.; Избр. соч. по теории электромагнитного поля, пер. [сангл.], М., 1954 (ч. 1 —Введение); Мах Э., Сходство и аналогия, как руководящий мотив исследования, в его кн.: Познание и заблуждение, пер. с нем., [М., 1909]; Ольсон Г. Ф., Динамические аналогии, пер. с англ., М., 1947; П о й а Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., В.,1957; Bieganski W., Wnioskowanie z analogji, Lw., W09; P e I г о v i t с h M., La mecaiiiqne des phenoroenes, fendeesurles analogies, [P., 1906]; H б 1 f d i n g H., Dor Be-griff dcr Analogie, Lpz., 1924; Maurice Dor oil e, Le.•aisonnement par analogie, P., 1949. А. Уёмов. Иваново. АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (сер. 7 в.) — арм. фило-; соф, математик, астроном и географ. В целях изуче-I гая наук путешествовал по разным странам Востока, i в течение 8 лет обучался в Трапезунде, после: чего вернулся на родину, где имел мн. последова-■ телей.
Вопрос об отношении бога к природе А. Ш. решал в пользу первичности бога, к-рый, как он думал, есть «причина всего произведенного, видимого и познаваемого» («Космография и теория календаря» *, 1940, с предисл. А. Абрамяна, с. 2—3). Однако, сотворив мир, бог, по А. Ш., обычно не вмешивается в естеств. ход его развития. Сотворенная природа так же реальна, как реальна и природа производящего бога. В основу понимания природы А. Ш. положил учение о четырех элементах (огонь, воздух, вода и земля). Для огня и воздуха общим соединяющим началом является теплота, для воздуха и воды — влажность, для воды и земли — холод и, наконец, для земли и огня — сухость. Через эти посредствующие звенья имеет место взаимодействие, взаимосвязь элементов. Мир в целом, а также конечные вещи представляют собой смешение элементов. Исходя из взаимосвязи отд. частей мира, А. III. утверждал, что «возникновение есть начало уничтожения и уничтожение есть, в свою очередь, начало возникновения; из этого неумирающего противоречия мир приобретает вечность своего существования» (там же, с. 31). В космосе царит строгая закономерность. «Есть такие вещи, которые постигаются зрением, есть и такие, постижение которых совершается через разум» (Сочинения 2, 1944, с. 318).
Хотя воззрения А. Ш. на мироздание противоречивы, он все же стремился критически подойти к пониманию сущности действительности и не довольствовался библейскими представлениями (см. «Армянская география VII века по Р. X....», рус. пер., СПБ, 1877, с. 1). Воззрению церкви о плоской, окруженной со всех сторон морем Земле он противопоставил положение о шарообразности Земли. «...Земля находится в середине, вокруг Земли имеется воздух, и небо окружает все со всех сторон» («Космография...», с. 10). «Все то, что окружено небом, шарообразно, это есть форма, достигшая совершенства; такова в своей форме и Земля» (Сочинения, с. 332— 333). Согласно А. III., между небом (эфиром) и Землей имеются промежуточные сферы огня, воды и воздуха. Отказавшись от мысли церковников о подпорках, держащих небо и Землю, А. Ш. пытался решить вопрос о том, на чем держится Земля в безбрежном пространстве, указанием на вихревое движение воздуха, не позволяющее ей «упасть вниз» (см. «Космография...», с. 9—10). Слова псалма, будто «имеются под морем столпы, которые держат тяжесть Земли», вызывали у А. III. «недоумения» и сомнения (см. там же, с. 12). Своеобразно у А. Ш. разделение неба на 7 сфер; оно не встречается в трудах А ри-стотеля и Птолемея и резко отличается от общепринятых ср.-век. теорий. А. III. боролся против астрологии (особенно халдейской), фатализма и колдовства. Соч. А. III. «Вопросы и решения...» (1918, на рус. яз., публ. и введ. акад. И. А. Орбели) — один из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике. Лит.: Пигулевская Н., Византия на путях в Индию, М. —Л., 1951: Ча л о ян В. К., Естественно-научные воззрения Анания Шнракаци, «Византийский временник», 1957, т. 12; е г о ж е, История армянской философии, Ер., 1959 (см. Именной указатель); История философии, т. 1. М., 1957, с. 258—59. U, п ш р Ь i j ш Ь U.t, Ц,ЬшЬрш V ррш^шдр, 9-pw. ш^рли-mnt-P. f/nt^ni[ui&nL. bpLuibp hj. U,pni[jujbp ujbi[, *Z ш j I/ш If шЬ uihtn. tfuihhuiiluipd. pbu-m., шп. 1, № 4t 1954* В. Чалоян. Ереван.
АНАНЬЕВ, Борис Герасимович [р. 1 (14) авг. 1907] — сов. психолог, д-р нед. наук (с 1940), проф. филос. ф-та Ленинградского ун-та им. А. А. Жданова (с 1944), ' U, Ь ш Ь /г ш Сррш^шдр, SphqhpujippmnLpftLb U ттГшр, ЬркшЬ, 1940* 2 Utppuj^uiiTjujb U,., Ц,ЬшЬрш & ppuilfiugnL ifuimh-btut^pnip/tubn, uptiiub, 19441 58 АНАРХИЗМ директор Ленинградского н.-и. ин-та педагогики (с 1951), действит. чл. АПН РСФСР (с 1955). Окончил Горский пед. ин-т (г. Орджоникидзе, 1928) и аспирантуру при Ин-те по изучению мозга имени В. М. Бехтерева (Ленинград, 1930). Первые науч. работы А. относятся к концу 20-х гг. Значит, часть работ А. посвящена исследованию ощущений, перехода от чувств, познания к мысли, внутр. речи, а также вопросам педа-гогич. психологии, психопатологии и истории рус. психологии. Соч.: Материалы к психологической теории ощущения, в сб.: Проблемы психологии, Л., 1948; Ассоциация ощущений, «Уч. зап. ЛГУ», Сер. филос. наук, вып. 8, [Л.], 1955. № 203; Некоторые вопросы теории восприятия, «Уч. зап. ЛГУ». Сер., филос. наук, вып. 3, Л., 1949, № 119; Проблема представления в советской психологической науке, в кн.: Философские записки, т. 5 - Вопросы психологии, М.—Л., 1950, Ин-т филос. АН СССР; Пространственное различие, Л. 1955; К теории внутренней речи в психологии, «Уч. зап. Ленингр. гос. ин-та им. А. И. Герцена», т. 53—Психология речи, Л., 1946; Очерки истории русской психологии XVIII—XIX веков, [М.], 1947; Человек как общая проблема современной науки,«Вестн. ЛГУ», 1957,Сер. эконом., филос. и права, вып. 2, № 11; Осязание в процессах познания и труда, М., 199 (совм. с др.); Вклад советской психологической науки в теорию ощущений, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959. АНАРХИЗМ (от греч. а-шруЫ — безначалие, безвластие) — мелкобурж. обществ.-политич, течение, для к-рого характерны: индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм; отрицательное отношение ко всякой государств, власти, в т. ч. к диктатуре пролетариата, и любой др. политич. организации; непонимание роли крупного производства, защита мелкой частной собственности и мелкого х-ва на земле; авантюристич. тактика «прямого действия» и требование немедленной социальной революции, немедленного уничтожения всякого гос-ва. Переход к обществу будущего анархисты предполагают ^осуществить без организованной политич. борьбы пролетариата с буржуазией, без создания пролетарской партии; под видом отрицания политики они подчиняют пролетариат бурж. политике (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 5, с. 303).
А. зародился в 40-х гг. 19 в. в странах с значительным удельным весом мелкотоварного производства. Мелкий собственник, разоряемый в процессе развития капиталистич. произ-ва, выступает за его уничтожение, требуя в то же время сохранения мелкой частной собственности. Стремление анархистов положить мелкую частную собственность в основу новой социальной организации по своему существу крайне консервативно, ибо оно выражает не будущее бурж. строя, идущего ко все большему обобществлению труда, а «настоящее и даже прошлое этого строя, господство слепого случая над разрозненным, одиноким, мелким производителем» (Л евин В. П., там же, т. 10, с. 55). Непосредств. воздействие на представителей раннего А. оказали: философия Гегеля, истолкованная в духе субъективизма и волюнтаризма, субъективно-идеалистич. философия Фихте, естественно-правовая теория гос-ва Гоббса, Локка и особенно Ж. Ж. Руссо, нек-рые идеи утопич. социалистов (в частности, несомненна связь идеи А. об уравнении классов путем отмены права наследования с соответствующими моментами учения Сен-Симона). Большое влияние на А. оказали И утопич. взгляды Годвина, к-рого можно считать предтечей А. Первый этап в развитии А. хронологически совпадает с эпохой пром. капитализма. Основоположниками А. были М, Штирнер («Единственный и его собственность», 1845, рус. пер. 1906), Прудон, к-рому принадлежит термин «А.» («Что такое собственность?», 1840— 1841, рус. пер. 1907), и Бакунин. Штирнер и Прудон в своих работах выдвинули осн. теоретич. положения А. Превращением в политич. течение А. обязан Бакунину. Основываясь на своей волюнтаристской полит-экономич. теории, согласно к-рой стоимость создается якобы в сфере обращения, Прудон рисует утопич. картину будущего социального строя, основанного на т. н. «системе взаимности», предполагающей равноправный и равноценный обмен услугами между членами общества, состоящего из мелких и самостоят, производителей—хозяйчиков. Такие отношения, складывающиеся между производителями в результате добровольного их согласия, «социального договора», по мнению Прудона, уничтожают всякую необходимость в гос-ве, ведут к немедленной ликвидации гос-ва. Учение Прудона является утопией, оторванной от реального историч. процесса, основанной на отвлеченных представлениях о раз навсегда данной и неизменной справедливости, соответствующей абстрактно понимаемой природе человека.
Бакунин, так же как и Прудон, отрицает необходимость гос-ва и политич. борьбы. Процесс обществ, развития он рассматривает как движение от «животного начала» к «человеческому началу», как борьбу власти и анархии, а осн. причиной этого движения он считает идейные мотивы. Первобытный человек-животное был одарен «в большей степени, чем животные других пород, двумя драгоценными способностями -способностью мыслить и склонностью к протесту, к бунту, к революции. Многообразные комбинации этш двух способностей и составляют движущую силу исторического процесса, ведущего к полному торжеству человеческого начала над животным» (ВакунияМ, Бог и государство, 1918, с. 5). Из животного состояния и невежества анархисты выводили появление религии (первое заблуждение) и появление гос-ва (второе заблуждение). Гос-во, будучи порождением животного начала, противоречит «человеческой справедливости! и является, т. о., источником всех социальны! зол —экономия, неравенства, эксплуатации, капитала, Отсюда —борьба анархистов против всех форм авторитета и призыв к немедленной ликвидации гос-ва, Критикуя утопич. представления Бакунина о будущем «свободном» обществе, Энгельс писал: «В это» обществе, прежде всего, не существует никакой авторитета, так как авторитет — государство -абсолютное зло. (Каким образом эти господа собираются пустить в ход фабрики и железные дороги, ynpai-лять кораблем без воли, решающей в последней инстанции, без единого руководства,— этого они на» конечно, не говорят.) Прекращается также и влася большинства над меньшинством. Каждая личность каждая община автономны, но каким образом обще ство, состоящее хотя бы из двух человек, возможи без того, чтобы каждый из них не поступился чек нибудь из своей автономии,— об этом Бакунин сноп умалчивает» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр письма, 1953, с. 278). Отрицая необходимость политич. борьбы прол? тариата, анархисты на деле превращают подпавшш под их влияние трудящихся в пассивных участники бурж. политики. Вступив в 1-й Интернационал, б(кулисты своей борьбой против марксизма стреи лись дезорганизовать междунар. рабочее движет» Полем их деятельности были страны с многочисленно мелкобурж. прослойкой (Испания, Италия, Швещ рия, юг Франции). Маркс и Энгельс решительно выступили против А вскрыв (в работах «Святое семейство», «Немеци идеология», «Нищета философии» и др.) классов)! природу, теоретич. беспомощность и политич. вре; ность его идеологии. Гснсовет 1-го Интернациона.! отказался принять в междунар. товарищество paft чих. «Альянс социалистической демократии» —лр| вую междунар. орг-цию анархистов, созданну Бакуниным. Когда Бакунин пошел на фиктивщ АНАРХИЗМ 59 роспуск «Альянса» и члены его, войдя в Интернационал, начали вести подрывную работу, Маркс и Энгельс разоблачили анархистов, а Гаагский конгресс (1872) исключил Бакунина и его сподвижников из Интернационала. В работах Маркса и Энгельса, относящихся к этому периоду,— «Мнимые расколы в Интернационале», «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих», «Бакунисты за работой» и др.— дана глубокая критика теоретич. к тактич. взглядов анархистов того периода. Разоблачение бакунистов привело к разброду среди анархистов и распаду их орг-ций на длит. срок. В эпоху империализма наблюдается заметное оживление А., вызванное, с одной стороны, усилением процесса экспроприации широких слоев мелких и средних собственников и, с другой стороны, разочарованием рабочих масс оппортунистич. политикой 2-го Интернационала и его партий. Часть рабочих примкнула к анархистскому движению, увлеченная его внешней революционностью. «Анархизм нередко являлся своего рода наказанием, за оппортунистические грехи рабочего движения»,—писал Ленин (Соч., 4 изд., т. 31, с. 16). Возрождение А. происходило в новых формах. Распространение идей марксизма вширь после Парижской Коммуны 1871 заставило А. перестраиваться. В борьбе за место в рабочем движении А. не мог открыто развивать свои индивидуалистич. теории. Как главенствующее течение внутри А. оформляется т. н. коммунистический А. (П. Кропоткин, Э. Реклю, Ж. Грав, Э. Малатеста, П. Черкезишвили и др.). Претерпевают соответственно пек-рые изменения филос. и социологич. построения А. Если в произведениях ранних анархистов были элементы диалектики, то теперь А. полностью переходит на позиции плоского эволюционизма и вульгарного механицизма. Для А. этого периода характерно увлечение позитивизмом Спенсера и Копта, значение к-рого в качестве «всемирной науки», по словам Бакунина, «безмерно» (см. «Федерализм, Социализм и Антителеологизм», Избр. соч., т. 3, 1920, с. 153—58). Это увлечение сказалось на обществ.-политич. взглядах анархистов кропоткинского толка. Кропоткин, к-рый, в отличие от Бакунина, обращал гл. внимание не на разрушит., а на «созидат.» сторону А., не пошел дальше умозрит. конструкций будущего «справедливого» строя, рисуя его в виде различных союзов: территориальных, сельских и гор. общин, профессиональных и интеллектуальных союзов, основанных на частной собственности отдельных тружеников. После смерти Маркса и Энгельса лидеры 2-го Интернационала не вели серьезной идейной борьбы с новыми формами А. Выступления Бернштейна, Каутского и др. против А. в 90-х гг. сводились больше к критике провокаторской деятельности анархистов; они не затрагивали их идеологии. Серьезный удар по А. нанесла работа Плеханова «Анархизм и социализм» (1894), хотя и она не вскрыла коренного расхождения между марксизмом и А. по вопросу о диктатуре пролетариата. Ленин в тезисах «Анархизм и социализм» (1901) показал противоположность между марксизмом и А. В ряде работ, написанных в период революции 1905— 1907 («Третий шаг назад», «Две тактики», «Партийная организация и партийная литература», «Социализм и анархизм» и др.), Ленин дал анализ классовой сущности А., его философии и политики. «Анархизм за 35—40 лет... своего существования (а со Штирнера много больше лет) не дал ничего, кроме общих фраз против эксплуатации.... Недостает (а) понимания причин эксплуатации; (р) понимания развития общества, ведущего к социализму; (7) понимания классовой борьбы, как творческой силы осу-ществления социализма» (Л е и и н В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 300). Ленин показал, что кажущиеся противоположными взгляды А. и реформизма на деле представляют собой две стороны одной медали — оппортунизма. С особенной очевидностью это проявилось в годы 1-й мировой войны, когда виднейшие лидеры А. (Кропоткин, Грав, Эрве и др.), как и лидеры 2-го Интернационала, заняли шовинистич. позицию. Ленин еще в 1905 призывал употребить «все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор» (Соч., 4 изд., т. 10, с. 56). В 1906—07 в Грузии вышла работа Сталина «Анархизм или социализм?», непосредственно направленная против груз, анархистов, содержащая филос. критику А. В Москве вышла брошюра И. Лузина «Анархизм и рабочий класс» и др. Во время Октябрьской революции 1917 анархисты пытались вносить дезорганизацию в ряды восставшего народа, активно выступая против борьбы большевиков за установление революц. дисциплины. После 1917 А. в России окончательно превратился в контрреволюционное течение, зачастую принимавшее форму массового бандитизма (махновщина, «Всероссийская организация анархистов подполья» и т. д.). В первые годы Советской власти, в период иностранной военной интервенции и гражд. войны, в обстановке хоз. и воен. трудностей имело место проявление анархистских шатаний среди нек-рых члено! Коммунистич. партии («левые коммунисты», «рабочая оппозиция» и др.), поддавшихся влиянию мелко-бурж. стихии. Успехи социалистич. строительства, ликвидация социальной базы А. и решительная борьба КПСС против анархистских идеек и шатаний привели к тому, что А. перестал существовать как обществ.-политич. течение в СССР. В нач. 20 в. А. начинает терять свои позиции и во франц., итал. и швсйц. рабочем движении. Только в Испании и ряде латиноамер. стран он сохраняет свое влияние в широких слоях мелкой буржуазии и в рабочей среде. Возникает особая разновидность А. — анархо-синдикализм (конец 19—нач. 20 вв.). После 2-й мировой войны бакунизм и прудонизм по-прежнему остаются осн. оружием филос. и социологич. спекуляций А. Эклектич. смесь различных метафизич. и идеалистич. взглядов составляет существ, черту философии совр. А., все более смыкающегося с реакц. бурж. филос. течениями — экзистенциализмом и персонализмом. Возросший авторитет марксистских партий, а также дальнейший рост и укрепление прогрессивных профессиональных объединений во Франции, Италии, в Лат. Америке, Индонезии и др. странах ведет к изоляции анархистов. Отд. анархистские организации постепенно отходят от принципов А., иногда сближаясь с марксизмом (унитарное течение в исп. А.). В совр. условиях анархич. тенденции проявляются в теоретич. и практич. деятельности ревизионистских элементов внутри междунар. коммунистич. и рабочего движения. Они проявились, напр., у югославских ревизионистов, к-рые в своих выступлениях и программных документах (1958) ревизуют ленинское к учение о партии как руководящей силе в борьбе за | социализм, за построение коммунистич. общества и пытаются в анархистском духе истолковать марксистско-ленинское учение об отмирании социалистич. гос-ва (см. Государство, Ревизионизм). Марксисты,—писал Ленин,—«ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма», анархисты же «хотят полного уничтожу- 60 АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ ния государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения» (Соч., 4 изд., т. 25, с. 455). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Маркс К., Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Л е н и н В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Ярославский Ев., Анархизм в России, [М.], 1939; Ревизионизм — главная опасность, М., 1958; Против современного ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958; I Ь а г u r i D., A los trabajadores anarqui-stas, [s. 1.], 1953. Материалы по А.: Г од в и н В., О собственности, пер. с англ., М., 1958; Кропоткин П. А., Завоевание Хлеба, пер. с франц., СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция и идеал анархизма, М., 1906; Эльцбахер П., Анархизм, пер. с нем., СПБ, 1906; М а к к е й Дж. Г., Макс Штирнер, его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1907; Курчинский М. А., Апостол эгоизма. Макс Штирнер и его философия анархии, М., 1920; Стек лов Ю.М., Борцы за социализм. Очерки из истории общественных и революционных движений в России, М., 1918; его же, Интернационал (1864—1914 гг.), ч. 2— Анархический интернационал (1872-1881 гг.), Курск, 1923; Диль К., Социализм. Коммунизм. Анархизм, пер. с нем., [3 изд.], 1923; Ра мус П., Вильям Годвин, как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925; G о d w i nW„ An Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. 1—2, L., 1793; Mackay J. H., Die Anar-chisten, 5 Aufl., В., 1924; StammlerR., Die Theorie des Anarchismus, В., 1894; Borgius W., Die Ideenwelt des Anarcliismus, Lpz., 1904; Nettlau M., Der Vorfruh-ling der Anarchie, ihre historische Entwicklung von den Anfangen bis zum Jahre 1864, В., 1925; его же, Der Anarchismus von Proudhon zu Kropotkin, B.— Lpz., 1927; RusseUB., Proposed roads to freedom: socialism, anarchism and syndicalism, N. Y., [1931]; G u y-G r a n d G., La pensee de Proudhon, P., 1948; Sarno G., L'anarchia criti-camente dedotta dal sistema hegeliano, Bari, 1947; Serges! A., Harm el C, Histoire de l'anarehie, t. i,P., 1949; С о 1 e G. D. H., A history of socialist thought, v. 2 — Socialist thought, marxism and anarchism 1850—1890, L. — N. Y., 1954; Comin Colomer E., Historia del anarquismo espafiol, [2 ed.], t. 1—2, Barcelona, [1956]. Э. Баллер, Р. Мартинес. Москва. АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ — мелкобурж. оппор-тунистич. течение в междунар. рабочем, гл. обр. профсоюзном, движении, придающее самодовлеющее значение профсоюзам (по-французски sindicat) и переносящее в них анархистскую идеологию, политику я тактику (см. Анархизм). А.-с. отрицает руководящую роль пролетарской партии в рабочем движении, (необходимость диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к коммунизму. А.-с. возник 'в конце 19 в. во Франции под назв. революц. синдикализма, теоретич. основы к-рого были изложены в т. н. Амьенской хартии, принятой на конгрессе Всеобщей конфедерации труда в 1906. Рев. синдикализм во мн. странах «явился прямым и неизбежным результатом оппортунизма, реформизма, парламентского кретинизма» (Л е ни н В. И., Соч., 4 изд., т. 13, с. 146). Наибольшее влияние А.-с. оказал (кроме Франции) на профсоюзное движение Испании, Португалии, Италии и стран Центр, и Юж. Америки — Мексики, Бразилии, Аргентины и др. Возникновение и распространение А.-с. связано с усилившимся в эпоху империализма процессом разорения мелкой буржуазии и недовольством широких слоев рабочего класса оппортунистич. реформистской политикой партий 2-го Интернационала. Теоретиками А.-с. были Ж. Сорель, Г. Лагар-дель, Э. Пуже и др., к-рые в новых историч. условиях под видом «самой пролетарской социалистической теории» возрождали традиции прудонизма и бакунизма. Сорель совместно с Э. Бертом на страницах журнала «Le mouvement socialiste» в ряде статей разрабатывает эклектич. теорию А.-с, сложившуюся под влиянием учений Пру дона, Лабриолы, Ренана и Ницше. Сорель приходит к выводу, что нолитич. борьба, как это показал парламентский реформизм партий 2-го Интернационала, представляет собой лишь скрытую форму классового сотрудничества и поэтому она не может привести к освобождению про- летариата. Пролетариату, по его мнению, нужна другая тактика, тактика насилия (осуществляемого гл. обр. через экономич. всеобщую стачку), к-рая разбудила бы в буржуазии «классовое сознание», усилила ее воинственность и вызвала бы тем самым обострение социальных противоречий. В ответ на это пролетариат в ходе всеобщей «социальной» (не политической) стачки сметет капиталистич. строй и придет к социалистич. обществу. Другой теоретик анархо-синдикализма—Пуже в своих работах утверждает, что осн. ячейкой будущего общества должна стать «производственная группа или синдикат». Для совершения социальной, а не политической революции Пуже считает необходимым прежде всего подготовку производителей к овладению произ-вом и организации его на новых началах. Для этого он требует объединения всего рабочего класса на экономич. основе, поскольку политич. средства, по его мнению, непригодны для совершения социальной революции. Гос-во, утверждал Пуже, должно умереть уже на другой день после социальной революции. Жизнь, по его мнению, сосредоточится в синдикальных федерациях, к-рые будут руководить произ-вом и распределением продуктов. Вместо централизованного политич. гос-ва господствующей формой грядущего общества будет экономич. федерализм и децентрализация. Критикуя бурж. общество, анархо-синдикалисты считают, что освобождение пролетариата может быть достигнуто лишь в результате независимой от политики экономич. борьбы труда с капиталом. Парламентскому реформизму социалистич. партий они противопоставляют т. н. «прямое действие»: демонстрации, забастовки, бойкот и саботаж. Всеобщая стачка, имеющая своей целью экспроприацию в пользу общества орудий и средств произ-ва и ведущая к замене бурж. гос-ва «федерацией советов синдикатов», по их мнению, является решающим и единств, средством перехода к социализму. Исходя из этих соображений, анархо-синдикалисты противопоставляют профсоюзы политич. партиям, отрицают роль пролетарской партии в рабочем движении, необходимость социалистич. революции, диктатуры пролетариата, гос. руководства произ-вом при социализме. А.-с, указывал Ленин, является «родным братом оппортунизма» (Соч., 4 изд., т. 25, с. 394). Теоретики А.-с. оказали известное влияние на отд. представителей совр. бурж. философии. Ж. Сорель, напр., оказал влияние на итал. неогегельянцев, в частности на Б. Кроче (см. М. Аббате, Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959, с. 129—32, 139, 149). В России А.-с. не получил сколько-нибудь широкого распространения (им нек-рое время увлекались экономисты Теплов и Кричевский), но большевистской партии не раз приходилось вести решит, борьбу против анархо-синдикалистских отступлений от марксизма. Под руководством Ленина партия на V съезде РСДРП (1907) строго осудила синдикалистскую идею меньшевиков о созыве беспартийного съезда представителей различных рабочих орг-ций и создании «широкой рабочей партии», поскольку осуществление этой идеи привело бы к ликвидации РСДРП. На X съезде ВКП(б) (1921) партия разгромила анар-хо-синдикалистский уклон т. н. «рабочей оппозиции», противопоставлявшей профсоюзы партии и гос-ву и требовавшей передачи управления нар. х-вом страны «всероссийскому съезду производителей». Показав всю опасность, к-рую таило в себе отрицание группой «рабочей оппозиции» руководящей роли пролетарского гос-ва в нар. х-ве, съезд строго осудил эту группу и объявил пропаганду ее взглядов несовместимой с принадлежностью к партии. Борьба партии против анархо-синдикалистского уклона «рабочей оппозиции» имела большое междунар. значение. АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ — АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 61 Под влиянием Октябрьской революции 1917 и последующих успехов социалистич. строительства в СССР рабочий класс капиталистич. стран все больше высвобождается из-под влияния А.-с. В анархо-синдикалистских орг-циях остались немногочисленные группы мелкобурж. интеллигентов и рабочих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|