Автономная этика-авторитет 21
А.у.в. означает слияние упоминания выражения с его употреблением в качестве имени; выражение, употребленное автонимно, — это и объект, и средство называния. В языках, допускающих А.у.в., может происходить смешение А.у.в. с их неавтонимным употреблением, что влечет парадоксы вида: «а=2; а= первая буква греч. алфавита; следовательно, 2— есть первая буква греч. алфавита». Известно, однако, что такого рода парадоксальные выводы хотя и возможны, но почти не встречаются в естеств. языках. Это объясняется тем, что А. у. в. не приводит к ошибкам в рассуждениях, если каждый случай А. у. в. отличим от случая неавтонимного употребления того же выражения. Естеств. языки именно потому допускают А. у. в., что контекст речи и ситуация являются для них достаточно надежным критерием отличения автонимности от неавтонимности (что, однако, полностью не исключает возможность случая, когда такое отличение окажется затруднительным). В таких языках каждое выражение (слово или его часть, предложение или часть предложения, буква и т. д.) в известных случаях может быть употреблено автонимно. Что касается исчислений, то в одних из них А. у. в. исключается, в других же сохраняется для определ. категории знаков. Так, в метаязыке (языке 2-й ступени), средствами к-рого выражаются правила образования и преобразования выражений (синтаксис) нек-рого исчисления (языка 1-й ступени), нек-рые знаки могут употребляться автонимно. Напр., если <<А&. В-> А» — формула исчисления 1-й ступени, то обозначением ее в метаязыке может быть метаформула «Ф &ф-»Ф», в к-рой «Ф» есть обозначение для «А», <ф> — обозначение для «В», а «&.» и <(-м> употребляются автонимно, т. е. обозначают самих себя. В том случае, когда в языке один и тот же знак употребляется автонимно и неавтонимно, тогда формулируются правила, определяющие условия, при к-рых выражение считается употребленным автонимно и при каких — нет.
Лит.: К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. АВТОНОМНАЯ ЭТИКА (от греч. ouxovofios — независимый, от осихйс — сам и vopio; — закон) — этика, основывающая свои принципы будто бы на собственных законах, а не на началах, взятых извне; противопоставляется гетерономной этике. Различение автономной и гетерономной этики ненаучно и основано на отрицании того, что нравственность обусловлена объективными обществ. закономерностями. Принципы А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788, рус. пер. 1897). Выступая против этики франц. просветителей 18 в., он считал, что А. э. состоит в доказательстве независимости нравств. поведения от «чуждых» ему побуждений: личной заинтересованности, честолюбия, желания добра окружающим. Понятие «А.э.» Канта связано с его концепцией «долг ради долга», поведения, продиктованного «уважением к моральному закону» (см. Категорический императив). Идея автономии индивидуальной воли впоследствии развивалась неокантианскими школами (марбургской и особенно баденской). Марксистская этика не признает абс. автономии морали и исходит из рассмотрения нравств. побуждений как отражения объективных социальных законов, обществ, потребностей и интересов людей. Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIX века. СПБ, 1888, гл 1; М и р т о в Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]. А. Ладыженский. Москва.
АВТОРИТЕТ (от лат. auctorilas — власть, влияние)— понятие этики, означающее общепризнанное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ, жизни; как обществ, отношение А. представляет собой исторически изменяющуюся форму подчинения действий людей обществ, нормам, средство поддержания обществ, дисциплины. А. имеет широкую сферу действия, проявляется в сфере науки, произ-ва, воспитания и т. д. В зависимости от экономич. и политич. отношений изменяются область применения А., его основания и сам носитель А. При первобытнообщинном строе, в к-ром обществ, порядок поддерживался без гос. принуждения, дисциплина и распорядок труда держались «силой '
Коммунистич. этика отвергает А., основанный на принуждении трудящихся масс эксплуататорским меньшинством, на страхе, обмане, демагогии, косной традиции, слепой вере и культе личности. В условиях классовой борьбы важную роль приобретает А. политич. партий и их вождей. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», решая вопрос об отношении между «вождями—партией — классом — массой», указывал на необходимость воспитания «наиболее авторитетных, влиятельных, опытных... лиц, называемых вождями» (Соч., 4 изд., т. 31, с. 24, 46). В борьбе рабочего класса за свое освобождение и построение социали-стич. общества сложился морально-политич. А. Коммунистич. партии и ее вождей, основанный, с одной стороны, на неразрывной связи партии с народом, ее преданности, верности и беззаветном слу-. 22 АГАЯН -АГОНИСТИКИ жеяии интересам народа и, с другой, — на сознат. и добровольной дисциплине трудящихся, понимании ими политики партии, осознании своего обществ. долга, на развитии инициативы масс, на критике и самокритике. В социалистич. обществе демократизм и самодеятельность трудящихся масс соединяются с «железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда» (Л е н и н В. И., там же, т. 27, с. 241). В период развернутого строительства коммунизма неуклонно возрастает А. обществ, мнения, норм и правил социалистич. общежития. Н. С. Хрущев в докладе на XXI съезде КПСС отмечал, что с продвижением советского общества к коммунизму усиливается А. обществ, организаций трудящихся, берущих на себя различные функции государств. органов. Обществ. А. становится тем более действенным, чем полнее развивается самодеятельность и активность нар. масс, ИХ самоуправление. Е. Панфилов. Москва.
Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М.. 1957, с. 205—208; Энгельс Ф., Об авторитете, в кн.: Маркс К.иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; Ленин В. И., Речь на 111 Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Соч., 4 изд., т. 30, с. 473—77; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31, с. 24; его ж е, Об условиях приема новых членов в партию, там нее. т. 33, с. 229; Tesse n-W с s i e r-s k i P., Der Autoritatsbe.in'ifi' in den Hauptphascn seiner histo-rischen Entwicklung, Paderborn, 1907; Strohal R., Autoritat, ihr Wesen lind ihre Funktion im Leben der Ge-meinschaft, Freiburg — W., 1955 (библиогр. S. 167—68). АГАЯН, Газарос (1840—1911)— арм. просветитель, писатель и педагог. Учился в Тифлисе. Работая наборщиком в Москве и Петербурге, посещал лекции в ун-тах. В соч. «Современная публицистика»1 (1898) А. выступил против несправедливого разделения людей на классы, вызванного, по его мнению, эгоизмом господств, классов, за к-рым скрываются материальные интересы (см. указ. соч., с. 19). Средством устранения обществ, неравенства А. считал ликвидацию частной собственности, порождающей ненависть в отношениях между людьми. Общий интерес, по А., «...заключается во всеобщей собственности....Источником счастья и благосостояния общества является его всеобщая собственность» (там же, с. 36, 44). Утопичность идеалов А. сказалась в отрицании революц. методов переделки общества. С О Ч.'. U г[ ш j ш Ь 1 ш q ш fr п и, bfilfbp, ^шш. 1 — 4, bpUmb, 1947 — 1950. Лит.: III а у м я и С. Г., Газаросу Агаяну,— К 40-летию его деятельности, в его кн.: Избр. произв., т. 1, М-, 1957; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 780—82. В. Чалоян. Ереван. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. cqvwato?— непознаваемый, от а — частица отрицания и i^mzioz — доступный познанию)— учение, к-рое отрицает познаваемость объективного мира, отрицает абс. истину, ограничивает роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности.
Термин «А.» введен англ. естествоиспытателем Гексли в 1869 (L. Huxley, Life and loiters of Th. H. Huxley, 1900), к-рый противопоставлял А. ре-лиг, убеждению в существовании бога — гностицизму и, с другой стороны,— материалистич. утверждению о существовании бесконечного объективного мира и его познаваемости. Энгельс и Ленин называли таких мыслителей «стыдливыми материалистами», боящимися открыто признать существование объективного мира. «Агностик говорит: не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это» (Л е и и н В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 115). Ленин дал критику А. как учения, к-рое «не идет дальше ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение» (там же, с. 99). Эта компромиссная позиция А. приводит к идеали-стич. отрицанию объективности внешнего мира и объективности законов его развития, что особенно характерно для представителей современной буржуазной философии. Наиболее видными сторонниками А. в домарксистской философии были Юм и Кант, хотя элементы А. (сомнение в существовании объективного мира и в его познаваемости) присущи еще древним скептикам. Кант пытался систематически обосновать А. с помощью учения об априорном характере времени, пространства и всех категорий науки. В эпоху империализма А. стал широко распространенным учением. А. оказывал и оказывает влияние на естеств. и обществ, науки. Т. п. физич. идеализм, иероглифов теория связаны с А. Неокантианство, неопозитивизм, экзистенциализм и др. течения совр. реакц. бурж. философии также проповедуют А. В своей современной форме А. рассматривает действительность как иррациональную. Гносеологич. причиной живучести А. является относительность и историч. обусловленность знаний на каждой ступени их развития; социальной причиной в совр. капиталистич. обществе, в конце концов,— классовый интерес буржуазии, стремящейся удержать массы от познания действительности, от понимания сути вещей, законов развития общества. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955, с. 17—18; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2,М., 1955, с. 89—92; его же, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл.2; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 2, М., 1956 (см. Материализм или кантианизм); Хасхачих Ф. И., О познаваемости мира, 2 изд., [М. ], 1950; Вардапетян К. Б., Критика агностицизма и скептицизма, Ереван, 1956 (на армянском языке); Шафф А., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Ю м Д., Исследование о человеческом уме, пер. с англ., 2 изд., П., 1916; Кант И., Критика чистого разума, пер. [с нем.], 2 изд., П., 1915; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Рассел Б., Человеческое познание..., пер. [с англ.], М., 1957; Flint R., Agnosticism, N. Y., 1903; Du В о i s - R e у m о n d E., Uber die Gren-zen des Naturerkennens, Lpz., 1903; Ward J., Naturalism and agnosticism, 3 ed., v. 1—2, L., 1906; Wentsclier E., Englische Wege zu Kant, Lpz., 1931; Jaspers K., Von der Wahrheit, Munch., [1947]; The age of analysis, 20 century philosophers selected, [2 ed., N. Y.], 1956. Т. Ойзерман. Москва. АГОНИСТИКИ (лат. agonistici, от греч. ifiDvuxixo? — способный к борьбе), или ц и р к у м-целлионы (лат. circumcelliones, букв. —.вокруг клетей бродящие),— члены христ. секты 4—5 вв., действовавшей на территории римской провинции Африки (совр. Алжир). В сов. науке высказывалось мнение о том, что А. и циркумцеллионы представляли собой различные группировки (А. Д. Дмитрев, К вопросу об агонистиках и циркумцеллионах, «Вести, древней истории», 1948, №3). А. составляли наиболее радикальное крыло до-натизма. Они были в основном выходцами из эксплуатируемых слоев сельского населения — колонов и рабов. А. проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, добровольное мученичество. Рассматривая официальную церковь как «предательскую», они преследовали ее священников, иногда выступали во главе стихийных вооруж. восстаний сел. населения. Сыграли значит, роль в борьбе нар. масс против рабовладельч. Римской империи и санкционировавшей ее власть ортодоксальной христианской церкви. АГОСТИ—АД 23 Лит.: Ма ш к и н Н. А., Движение агонистиков, «Исто АГОСТИ (Agosti), Эктор (р. 1911)— аргент. социолог и лит. критик. Член Коммунпстпч. партии Аргентины. Участник движения Университетской реформы, идеолог его левого крыла. Неоднократно подвергался преследованиям за свои политич. взгляды. В своих работах А. пропагандирует идеи социалиста, реализма. Соч.: El hombre prisionero, Buenos Aires, [1938]; Cri- АГРЕГАТ (в логике) (от лат. aggrego — присоединяю, включаю)— совокупность однородных предметов, свойства к-рых (фиксируемые в понятии об этой совокупности) принадлежат лишь этой совокупности в целом как особому предмету (напр., «созвездие Большая Медведица», «N-й полк» и т. п.). А., как и индивидуальные предметы, обозначается собств. именем. А. отличается от множеств (классов) предметов, в к-рые объединяются единичные предметы по общим для них свойствам, принадлежащим каждому из единичных предметов этого множества. А. состоит из предметов, к-рые упорядочиваются Dпространственно-временных отношениях, отношениях соподчинения, цели и т. п. Множество же составляется из единичных предметов в результате операции отождествления по общим для них свойствам. Понятия, соответствующие А., носят название собират. понятий. Лит.: К а р И и с к и й М. И., Классификация выводов, АГРЙКОЛА (Agricola), Г ю и с м а н; голл. X ё й с-ман (Huysman), Рудольф (февраль или август 1443 — 27 или 28 окт. 1485)— гуманист и философ. Родился в Бафло, близ Гронингена (Голландия), учился в Голландии и Германии. В 1468—79 жил в Италии. Переехав в Германию, развил энергичную деятельность по распространению гуманистич. идей. В своих публичных лекциях в Гейдельберге и Вормсе, в многочисл. письмах и стихах А. резко нападал на схоластику и призывал к утверждению науч. метода, основанного на здравом смысле. Борьбе со схоластикой посвящено его соч. «О диалектическом нахождении» («De inventione dialectica», 1480). Другое его соч. «О построении изучения» («De formando studio», 1484) считалось в свое время сводом гуманистич. педагогич. знаний. В этом же произведении А. утверждал, что изучение философии (в к-рую он включал и физику) является лучшим средством распространения образования; требовал, чтобы лат. яз. всегда пояснялся немецким. С о ч.: In laudem pliilosophiae et reliquarum arlium oralio, «Arch. Geschichte Pliilos.», В., 1922, Bd 34; Lucubrationes..., Bd 1, Coloniae, 1539. Лит.: I h m G.. Der Humanist Budolf Agrikola. sein I.eben und seine Schriften, Lfg 1—2. Paderborn, 1893; V e 1-ilin H. E. J. M. van der, Rudolpbus Agricola..., Leiden, 1911; Faust A., Die Dialektik Rudolf Agricolas, «Arch. Ocschichte Philos.», В., 1922, Bd 34; P r a n t 1 C, Geschicb-te der LoKik im Abendlande, Bd 4, В., 1957, S. 167—69. M. Слшрин. Москва. АГРЙППА (греч. 'A-ypfjnta;, лат. Agrippa) (1 — '1 вв.)— древнеримский философ, представитель позд-лейшего скептицизма, входящий в одну группу с Энесиде.чом и Секстом Эмпириком. Об А. известно только то, что он к 10 «тропам воздержания» (аргументам против возможности постижения истины) лнесидема прибавил еще 5 (Diog. L. IX 88). Эти же г) тропов излагал и Секст Эмпирик («Пирроновы положения», рус. пер., СПБ, 1913), к-рый, не называя самого А., говорил о младших скептиках. Первый троп —«о противоречии», когда из наличия противоречивых и несогласуемых мнений по к.-л. вопросу делается вывод о необходимости вообще воздерживаться от суждения по данному вопросу. Второй троп —«об удалении в бесконечность», когда оказывается, что одно суждение основывается на другом, другое — на третьем, третье — на четвертом и т. д. Третий троп —«об относительности»— сводится к утверждению того, что все существует не само по себе, а только в отношении познающего субъекта и потому не является чем-нибудь определенным. Четвертый троп — «о предположении», когда исходят из какого-нибудь недоказуемого предположения с целью избежать «удаления в бесконечность». Наконец, пятый троп —«о взаимной доказуемости» (в совр. терминологии «предвосхищение основания»— peLitio principii, см. Логические ошибки). Этими пятью тропами А. стремился доказать песси-мистич. мысль скептиков о необходимости воздержания от суждений, т. к. никакая мысль не представима без этих тропов. Ленин отмечал в них диалектич. момент, направленный против догматизма (см. В. И. Ленин, Соч.. 4 изд., т. 38, с. 296). Лит.: Лени н В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., АГРЙППА (Agrippa) Неттесхеймский (Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхейма, деревни к С. от Кёльна) (14 септ. 1486—18 февр. 1535)— нем. гуманист. А. сочувствовал Реформации, хотя открыто не примкнул к протестантизму; вел энергичную полемику с монахами и подвергался за свое свободомыслие преследованиям духовенства. В 1519 А. выиграл процесс женщины, обвинявшейся инквизицией в колдовстве. В соч. «О сокровенной философии» («De occulta philosophia libri lib), написанном в юности и напечатанном впервые в 1531—33, А. попытался изложить учение о магии, основанное на представлении о всеобщей связи вещей. В соч. «О недостоверности и тщете всех наук и искусств» («De incerti-tudine et vanitale omnium scientiarum et artium», 1530) А. подвергал критике тогдашние науки и «искусства» (в том числе лжемагию, или чернокнижие). Оба сочинения в 16 в. были внесены церковью в индекс запрещенных книг. Большой историко-культурный интерес представляет переписка А. Противоречивая фигура А. была изображена В. Брюсовым в романе «Огненный ангел». Соч.: Opera, t. 1—2, Lyon, 1660. Лит.: О р с ь е Ж., Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в., пер. [с франц.], М.,1913; Р г о s t A., Les sciences et les arts occultes au XVI siecle. Corneille Agrippa. sa vie et ses oeuvres, v. 1—2,P., 1881—82. В. Зубов. Москва. АД (от греч. 'Aib-tfi или "AtBr,?) — в системе представлений большинства религий место наказания душ «грешников». Представление об А. возникла из первобытных представлений о возможности самостоятельного существования души, ее бессмертии, о загробной жизни в глубине земли, где душа якобы продолжает свое земное существование. Это представление получило дальнейшее развитие в религиях Древнего Востока, в к-рых А. изображался в виде места, где «грешники» терпели кару в противоположность «праведникам», получавшим награждение. В др.-греч. мифологии существовало представление о царстве теней, где тени мертвых охраняют свои земные атрибуты и положение в обществе. Царство теней у древних греков делилось на тартар— место обитания злых, и элизий — добрых и мудрых. Библейские представления об А. постоянно изменялись. В религии иудеев А. (шеол)— подземная область, 24 АДВЕНТИСТЫ-АДЛЕР куда нисходят тени всех умерших, как грешников, так и праведников; затем выработалось представление об А. как месте, где подвергаются мучениям души «грешников» в наказание за «грехи». В кн. Исайи (XVI, 24) даже указывается точное местонахождение А. в окрестностях Иерусалима, в долине Гинном (отсюда — геенна). Воспринятые христианством, эти представления об А. были приспособлены к учению об искуплении, воскрешении мертвых и страшном суде. Христ. представления об А. стали предметом теологии; они излагались в трактатах Терпгуллиана, Лактанция, Августина и др. Православная и като-лич. церкви сохраняют ср.-век. представление об А. По учению православной церкви, муки А. вечны. В католицизме А. делится на постоянный (собственно А.) и временный (чистилище), откуда души грешников могут быть выкуплены заступничеством церкви. Нек-рые протестантские богословы утверждают, что вечные муки А. заключаются в угрызениях совести и что А., т. о., — явление субъективное. Представления об А. существуют и в вост. религиях — исламе, брахманизме, буддизме. Напр., в буддистской религии существует понятие «нарака», близкое по значению понятию «чистилище». Господств, классы используют представления об А. для запугивания трудящихся вечными муками с целью держать их в повиновении, утверждая, что место в А. уготовано всем непокорным. Лит.: Л а ф а р г П., Измышление ада, в его кн.: Экономический детерминизм К. Маркса, Соч., т. 3, М. —Л., 1931; С к в о р ц о в-С тепанов И. И., Благочестивые размышления об аде и рае..., М., 1958; Bautz Y., Die Holle, Mainz, 1882. АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие) — христ. секта, приверженцы к-рой верят в скорое «второе пришествие Христа», к-рый якобы будет чинить «страшный суд» и установит «тысячелетнее царство божие» на земле. Впервые адвентизм возник в США в 30-х гг. 19 в. Амер. баптист У. Миллер в 1833 выпустил книгу «Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о его личном царствовании в продолжение 1000 лет» (W. Miller, Evidences from scripture and history of the second coming of Christ about the year 1843 etc.). В этой книге отразилось мировоззрение разоряющихся фермеров, в сознании к-рых крах их хозяйства воспринимался как признак крушения всего мира. После 1843 даты пришествия Христа постоянно переносились. По вероучению и культу адвентизм близок к баптизму (см. Баптисты); он признает триединого бога, богооткровенность Библии, воскресение мертвых, отвергает иконы, «святых угодников», крест и т. п. Отличие адвентизма от баптизма, помимо веры в скорое «пришествие Христа», заключается в особых представлениях о душе, согласно к-рым душа человека умирает и воскресает вместе с телом. Под влиянием классовых противоречий в среде А. выдвинулись различные группы: «адвентисты-христиане», проповедующие, что в конце тысячелетнего царствия все «грешники» будут уничтожены; «адвентисты-евангелисты», признающие бессмертие; «адвентисты седьмого дня», празднующие субботу как день «отдыха бога». Центр междунар. организации А. находится в США, где к 1956 насчитывалось ок. 3 тыс. общин с 313 тыс. членов, гл. обр. «адвентистов седьмого дня». Благодаря интенсивной миссионерской деятельности А. имеются во мн. странах. В России А. появились в 80-х гг. 19 в. К 1910 их насчитывалось 4 тыс. Руководители А. поддерживали политику самодержавия, Враждебно отнеслись к Октябрьской революции и Сов. власти. В СССР имеются общины А., преимущественно «адвентистов седьмого дня». Встречаются также немногочисл. группы т. н. адвенти- стов-реформистов, проповедующих антиобществ, взгляды (отказ от службы в Сов. Армии, отказ от работы в субботние дни и т. д.). Мировоззрение А. проникнуто пессимизмом, пассивностью, ожиданием скорого «пришествия Христа» и «страшного суда». Борьба против адвентизма — актуальный участок науч.-атеистич. пропаганды. Лит.: Адвентизм седьмого дня, сост. С.Д. Бондарь, СПБ, АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравненный, равный)— равный, соответствующий, тождественный. Адекватное познание — познание, к-рое верно отражает существ, свойства и отношения предметов объективного мира. АДЖЙВИКА (происхождение термина спорное) — материалистич. учение Др. Индии, возникшее, по-видимому, в 6 в. до н. э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали, к-рый совместно с материалистами Аджита Кешакамбалин, Пурана Кашьяпа и Пакудха Катьяяна организовал особую секту — Аджи-вика. Наибольшим влиянием учение А. обладало в период правления династии Маурьев в рабовладельч. гос-ве Магадха, после чего значение его уменьшилось, и вплоть до 14 в. оно сохраняло лишь местное значение. Источником для изучения А. являются лишь полемич. выступления против него сторонников буддизма и джайнизма. Приверженцы А. отвергали религ. доктрину о переселении душ. Ост новами бытия они признавали семь начал: четыре веществ, элемента (вода, земля, воздух, огонь), жизнь, радость и страдание. По их мнению, эти элементы обладают крепостью гор и прочностью колонн, нерастворимостью и неразрушимостью, первичностью и неизменностью. Учение А. в нек-ром отношении предваряло атомистич. теорию строения мира. Весь миропорядок, по А., так же как и поведение индивида, определяется не брахманскими догмами кармы, самсары или мокши, а объективным принципом нияти (судьба, необходимость). Учение о нияти направлено против господствовавших религ.-мифо-логич. представлений о подчиненном божеств, воле и непознаваемом универсуме. Лит.: TlieDigba-Nikaya, ed. by T. W. Rhys Davids and J. Estlin Carpenter, v. 1, L., 1890; Bash am A. L.., History and doctrines of the Ajivikas, L., 1951. H. Аникеев. Москва. АДЛЕР (Adler), Макс (15 янв. 1873—28 июня 1937)— австр. философ, один из гл. представителей австромарксизма и неокантианского ревизионизма. Проф. Венского ун-та. Издатель (совм. с Р. Гильфер-дингом) «Marx-Studien». Трактуя «вещь в себе» Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как «мысленную вещь», А. активно боролся против материалистич. теории отражения. На словах признавая диалектич. метод, А. превращал его (в соответствии с требованием «физич. идеализма») в релятивистское учение о процессах, в учение о сведении всего существующего к функциональным связям, отношениям между явлениями,в к-рых«уже нет места для материальной субстанции». А. старается уверить, будто материалистич.понимание истории классиков марксизма не имеет ничего общего с филос. материализмом (см. «Энгельс как мыслитель», Л.—М., 1924, с. 86—87) и представляет собой история, позитивизм («теорию социального опыта»). «Социальное» А. рассматривает как особую форму восприятия, присущую нашему познанию, и исходит из идеалистич. принципа тождества обществ, бытия и сознания. Производств, отношения А. рассматривает как «явления духовной жизни». Филос. ревизионизм А. был попыткой теоретич. обоснования прикрытого «левыми» фразами реформизма. АДЛЕР-АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 25 Соч.: Marxistische Probleme, Stuttgart, 1913; Die Staatsauffassung des Marxismus, W., 1922; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, В., 1930—32; Das Ratsel der Gesellschaft, W., [1936]; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Kant und der Marxismus, В., 1925. Соч. в рус. пер. — Марксизм как пролетарское уче-ниео жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, пер. г с нем.], Л.-М., 1924. Лит.: Быховский Б., Враги и фальсификаторы АДЛЕР (Adler), Фридрих (р. 9 июля 1879)— австр. социал-демократич. деятель, один из теоретиков австромарксизма. А. — сторонник субъективно-идеа-листич. философии эмпириокритицизма. По образованию физик. В 1907 —11 А. —доцент Цюрихского ун-та. Одновременно редактировал орган швейц. социал-демократии «Volksrecht». В 1911 — 34 — редактор, а затем издатель «Kampf» — теоретич. органа с.-д. партии Австрии. В 1916 убил австр. премьер-министра Штюргка. А. — один из инициаторов создания 2К-го Интернационала (1921) и его последующего слияния со 2-м Интернационалом. С 1923 — секретарь исполкома 2-го Интернационала. Будучи реформистом в политике, А. в философии эклектически соединял элементы вульгаризированного им диа-лектич. материализма и эмпириокритицизма (фи-лос. статьи в «Neue Zeil», 1906—07, под псевдонимом Фриц Тишлер), пытался «дополнить» и теоретически «обосновать» марксизм с помощью махизма. А. считал махизм философией новейшего естествознания. В работе «Энгельс и естествознание» («Engels und Natur-wissenschaft», 1925) он не признает марксистскую философию как цельное мировоззрение. Критика философии А. дана в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., 4 изд., т. 14, с. 41, 52, 104, 207). С оч.; Ernst Machs C'berwindung des mechanischen Mate-rialismus, W., 1918; Vor dem Ausnahmegericht, [2. Ausg.], Jena, 1923; Die Erneuerung der Internationale. Aufsatze "aus der Kriegszeit, W., 1918; Ortszeit, Systemzeit, Zonenzeit und das ausgezeiclmete Bezugssystem der Elektrodynamik, W., 1920. Лит.: Л енин В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 336-37; т. 35, с. 191-92. АДОМАЙТИС (Adomaitis), Юозас (псевд.— Ш е р-н а с) (7 авг. 1859—5 авг. 1922)—литов. просветитель, публицист и популяризатор естественнонаучных, материалистич. знаний. Из крестьян. Преследуемый царской полицией, в 1895 уехал в США. Активно участвовал в эмигрантской бурж.-либеральной печати. Умер в Чикаго. Издал ок. 20 книг на литов.яз., написанных на основе трудов авторов ряда стран, но содержавших и собств. взгляды А.; написал много статей. Материя, согласно А., первична, вечна и никем не создана («Биология, или наука о живых существах» — «Biologija, arba mokslas^ apie gyvus daiktus», Pagal prof. Nusbaumq, sutaise Sernas, 1901). Все тела Вселенной состоят из одних и тех же элементов. «Строение всех предметов определяется не какой-либо случайностью, а твердыми постоянными законами природы» («Воздух, вода, свет и теплота». Лекции проф. Блохмана, сост. Шернас —«Oras, van-duo, sviesa ir Siluma», 1907). Рассматривая обществ, развитие с бурж.-либеральных и идеалистич. позиций, А. при этом уделял большое внимание вопросу о роли географич. среды и способу потребления в жизни общества («Этнология, или наука о народах мира». По д-ру М. Габерландту и Летурно, сост. Шернас, — «Ethnologija, arba mokslas apie zemes tautas», 1903). А. был противником войн, расового, колониального, нац. угнетения («География, или очерки земли». По Гейке, Налковскому и др., сост. Шернас, — «Geografija; arba zemes ap-rasymas», 1906). Он боролся против религ. суеверий, хотя и шел в нек-рых случаях на компромисс с католич. духовенством. Несмотря на непоследоват. характер мировоззрения А., работы его сыграли положительную роль в распространении естественно- материалистических и атеистических идей среди литов. населения. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 682 — 684; Барздайтис И., Из истории атеистической мысли в Литве, «Коммунист», Вильнюс, 1958, Кч 7. Я. Мацявичус. Вильнюс. АДОРАТСКИЙ, Владимир Викторович [7(19) авг. 1878—5 июня 1945]—сов. философ, академик (с 1932). Род. в Казани. Окончил юридич. ф-т Казанского ун-та (1903). С 1900—в революц. движении. С 1904—член РСДРП, большевик, в 1904—05 — член Казанского комитета РСДРП. В 1905 арестован, в 1906 выслан за границу. Будучи за границей (1903—04, 1905, 1906—08, 1911, 1911 — 12, 1914—18), неоднократно встречался с Лениным и выполнял его поручения.В 1908—12 работал над книгой «О государстве (К вопросу о методе исследования)», изд. в 1923. После Октябрьской революции 1917 работал в Наркомпросе и Центрархиве, преподавал в Ин-те красной профессуры и Коммунистич. ун-те им. Свердлова, был зам. директора Ин-та Ленина (1928—31), директором Ин-та философии Коммунистич. академии (1931—36), директором (1936—39) и старшим науч. сотрудником (1941 —44) Ин-та философии АН СССР, директором (1931—38) и гл. редактором (1938 — 41, 1944 — 45) Ин-та Маркса — Энгельса — Ленина. А. вел исследоват. работу в области теории государства и права, истории марксизма, работал также над науч. биографиями Маркса и Ленина. В. И. Ленин высоко ценил А. как «теоретика и пропагандиста», хорошо образованного, «знающего марксиста» (см. Ленинский сборник XXXVI, 1959, с. 101, 469, 470). А. — редактор мн. томов Сочинений Маркса, Энгельса, Ленина; составитель хрестоматии по историч. материализму из работ Маркса и Энгельса, хрестоматий по диалектическому и историческому материализму из работ Ленина. Под редакцией А. были изданы «Немецкая идеология» (первые полные публикации на нем. и рус.языках) Маркса и Энгельса, «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» (академич. издание на языке оригинала) Энгельса. «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» Ленина. В начале 30-х гг. А. принял участие в выступлениях против меныпевиствующего идеализма и механицизма. Соч.: Научный коммунизм Карла Маркса, ч. 1,М., 1923; О теории и практике ленинизма, М.—Л., 1924; Маркс, Энгельс, Ленин и Гегель (Марксизм-ленинизм и гегелевская диалектика), в сб.: Гегель и диалектический материализм, М.. 1932; К вопросу о научной биографии Ленина, М., 1933; О философских работах Ленина, в кн.: В. И. Ленин, Философские тетради, [м.], 1934. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 32, с. 437; т. 35, с. 379 и 440; Ленинские сборники: XVI, М.—Л., 1931, с. 97—98, XX, М., 1932, с. 349, ХХШ, М., 1933, с. 315 — 16, XXIV, М., 1933, с.291, XXXV, М., 1945, с. 341. Г. Багатурия. Москва. АЗЕВЁДУ (Azevedo), Фернанду ди (р. 2 апр. 1894) — браз. бурж. социолог, сторонник Дюркгейма. Пред. Бразильского об-ва социологии (с 1935), заместитель пред. Междунар. ассоциации социологии (1950—53). Автор учебника «Основы социологии» («Principios de sociologia», 1935, 6 изд., 1954). Выступает с гумани-стич. и просветительскими требованиями бесплатного обучения, против монополизации культуры привилегированным меньшинством («Социология образования» — «Sociologia jle la education», 1940, 3 изд., 1954). АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОС ОФСКАЯ И ОБЩЕ СТВЕННАЯ МЫСЛЬ. Зарождение филос. мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма.,. к-рый с разложением первобытного общества преобразуется в зороастризм (с 6 в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|