Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономная этика-авторитет 21





А.у.в. означает слияние упоминания выражения с его употреблением в качестве имени; выражение, употребленное автонимно, — это и объект, и средство называния. В языках, допускающих А.у.в., может происходить смешение А.у.в. с их неавтонимным употреблением, что влечет парадоксы вида: «а=2; а= первая буква греч. алфавита; следовательно, 2— есть первая буква греч. алфавита». Известно, однако, что такого рода парадоксальные выводы хотя и возможны, но почти не встречаются в естеств. языках. Это объясняется тем, что А. у. в. не приводит к ошибкам в рассуждениях, если каж­дый случай А. у. в. отличим от случая неавтонимного употреб­ления того же выражения. Естеств. языки именно потому до­пускают А. у. в., что контекст речи и ситуация являются для них достаточно надежным критерием отличения автонимности от неавтонимности (что, однако, полностью не исключает воз­можность случая, когда такое отличение окажется затрудни­тельным). В таких языках каждое выражение (слово или его часть, предложение или часть предложения, буква и т. д.) в известных случаях может быть употреблено автонимно. Что касается исчислений, то в одних из них А. у. в. исключается, в других же сохраняется для определ. категории знаков. Так, в метаязыке (языке 2-й ступени), средствами к-рого выража­ются правила образования и преобразования выражений (син­таксис) нек-рого исчисления (языка 1-й ступени), нек-рые зна­ки могут употребляться автонимно. Напр., если <<А&. В-> А» — формула исчисления 1-й ступени, то обозначением ее в мета­языке может быть метаформула «Ф &ф-»Ф», в к-рой «Ф» есть обозначение для «А», <ф> — обозначение для «В», а «&.» и <(-м> употребляются автонимно, т. е. обозначают самих себя. В том случае, когда в языке один и тот же знак употребляется автонимно и неавтонимно, тогда формулируются правила, определяющие условия, при к-рых выражение считается упо­требленным автонимно и при каких — нет.

Лит.: К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер.
с англ., М., 1957, с. 68—69, 224—25; Т а р с к и й А., Введе­
ние в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ.,
М., 1948, с. 94—98, 294—95; Frege G., Grundgesetze der
Arithmetik, begriffsschriftlich abgeleitet, Bd 1, Jena, 1893,§4;
Carnap R., Logische Syntax der Sprache, W., 1934,
S. 153—60; Quine W. O., Mathematical logic, N. Y.,
1940, p. 23—37; Church A., Introduction to mathematical
logic, v. 1, Princeton, 1956, p. 58—63, 71 (примечание 156);
Rosier J. В., Logic for mathematicians, N. Y., 1953. p.
49—53. Б. Бирюков. Москва.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА (от греч. ouxovofios — неза­висимый, от осихйс — сам и vopio; — закон) — этика, осно­вывающая свои принципы будто бы на собственных законах, а не на началах, взятых извне; противопо­ставляется гетерономной этике. Различение авто­номной и гетерономной этики ненаучно и основано на отрицании того, что нравственность обусловлена объективными обществ. закономерностями. Принципы А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788, рус. пер. 1897). Выступая против этики франц. просветителей 18 в., он считал, что А. э. состоит в доказательстве независимости нравств. поведения от «чуждых» ему побуждений: личной заинтересован­ности, честолюбия, желания добра окружающим. Понятие «А.э.» Канта связано с его концепцией «долг ради долга», поведения, продиктованного «уважением к моральному закону» (см. Категориче­ский императив). Идея автономии индивидуальной воли впоследствии развивалась неокантианскими школами (марбургской и особенно баденской). Марк­систская этика не признает абс. автономии морали и исходит из рассмотрения нравств. побуждений как отражения объективных социальных законов, обществ, потребностей и интересов людей.

Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIX века. СПБ, 1888, гл 1; М и р т о в Д., Нравственная автоно­мия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]. А. Ладыженский. Москва.

АВТОРИТЕТ (от лат. auctorilas — власть, влия­ние)— понятие этики, означающее общепризнанное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ, жизни; как обществ, отношение А. пред­ставляет собой исторически изменяющуюся форму под­чинения действий людей обществ, нормам, средство под­держания обществ, дисциплины. А. имеет широкую сферу действия, проявляется в сфере науки, произ-ва, воспитания и т. д. В зависимости от экономич. и политич. отношений изменяются область примене­ния А., его основания и сам носитель А.

При первобытнообщинном строе, в к-ром обществ, порядок поддерживался без гос. принуждения,


дисциплина и распорядок труда держались «силой '
привычки, традиций, авторитетом или уважением,
которым пользовались старейшины рода или женщи­
ны...» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 438).
С возникновением рабовладельческого гос-ва мораль­
ный А. заменялся прямым насилием над рабами.
В средние века особое значение в нравств. за­
крепощении трудящихся приобрел А. бога и
лиц, признанных «святыми»; их А. санкциони­
ровал эксплуатацию крепостных и освящал христ.
добродетели. На А. «непогрешимых» опиралась также и
религ. догматика (см. Догматы). Развитие естество­
знания в эпоху Возрождения и в период нового
времени привело к разрушению религ. А. и догма­
тики в схоластич. науке. В 17 в. с критикой религ.
А. выступил англ. философ Гоббс. Отрицая религ. А.,
основанные на слепой вере в догматы, он указал на
значение нравств. А., основанного на доверии к зна­
ниям или мудрости какого-либо человека. «Авторите­
том я называю того, чьи предписания и чей пример
принимаются кем-либо к руководству из доверия
к мудрости этого своего образца» (Избр. соч., М.,
1926, с. 197). В 18 в. у франц. материалистов Голь­
баха, Гельвеция, Дидро А. бога заменялся разум^
ным правом. По словам Гольбаха, политика, «воз­
награждающая добродетель и карающая преступле­
ние, более способна внушить уважение к нравствен­
ности..., чем призрачный авторитет почитаемого
всеми бога» («Система природы...», М., 1940, с. 345).
Развитие бурж. индивидуализма привело к отрицанию
нравств. А. во имя утверждения автономии воли. В
этике Фихте, отразившей антимонархич. тенденции,
единств, критерием моральности является совесть
«чистого Я», а подчинение А. объявляется бессовест­
ностью (J. G. Fi hte, NachgelasseneWerke.Bd 3—System
der Sittenlehre, Bonn, 1835).B этике Ницше, отразившей
кризис бурж. нравственности, А. объявляется принци­
пом морали «рабов». Отрицание А. выступало у Ницше
как проповедь аморализма «сверхчеловека» (Полное
собр. соч., т. 9— Воля к власти, М., 1910). В совр.
бурж. этике существуют дополняющие друг друга
автономистская и авторитаристская тенденции. Так,
напр., нем. экзистенциалист Ясперс в работе «Сво­
бода и авторитет» (К. Jaspers, Freiheit und Autoritat,
1951), считая, что человек свободен в выборе той или
иной ситуации, указывает в то же время, что свобода
основана на «безусловности авторитета» и даже на
«авторитете власти». Бурж. этика обосновывает
непререкаемый А. «сверхличности», создающей ми-
стич. «сверхинтеллектуальную» мораль (А. Бергсон,
Два источника морали и религии — Н. Bergson, Les
deux sources de la morale et de la religion, P., 1932)
или же непререкаемый А. фашистского гос-ва, укре­
плению к-рого служат мораль и религия (Дж. Джен-
тиле, Фашизм и культура — G. Gentile, Fascismo e cul-
tura, Mil., 1943). О. Дробницкий. Москва.

Коммунистич. этика отвергает А., основанный на принуждении трудящихся масс эксплуататор­ским меньшинством, на страхе, обмане, демагогии, косной традиции, слепой вере и культе личности. В условиях классовой борьбы важную роль при­обретает А. политич. партий и их вождей. Ле­нин в работе «Детская болезнь „левизны" в ком­мунизме», решая вопрос об отношении между «вож­дями—партией — классом — массой», указывал на необходимость воспитания «наиболее авторитетных, влиятельных, опытных... лиц, называемых вождями» (Соч., 4 изд., т. 31, с. 24, 46). В борьбе рабочего класса за свое освобождение и построение социали-стич. общества сложился морально-политич. А. Коммунистич. партии и ее вождей, основанный, с одной стороны, на неразрывной связи партии с на­родом, ее преданности, верности и беззаветном слу-.


22 АГАЯН -АГОНИСТИКИ


жеяии интересам народа и, с другой, — на сознат. и добровольной дисциплине трудящихся, понимании ими политики партии, осознании своего обществ. долга, на развитии инициативы масс, на критике и самокритике. В социалистич. обществе демократизм и самодеятельность трудящихся масс соединяются с «железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда» (Л е н и н В. И., там же, т. 27, с. 241). В пери­од развернутого строительства коммунизма неуклон­но возрастает А. обществ, мнения, норм и правил социалистич. общежития. Н. С. Хрущев в докладе на XXI съезде КПСС отмечал, что с продвижением советского общества к коммунизму усиливается А. обществ, организаций трудящихся, берущих на себя различные функции государств. органов. Обществ. А. становится тем более действенным, чем полнее развивается самодеятельность и активность нар. масс, ИХ самоуправление. Е. Панфилов. Москва.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М.. 1957, с. 205—208; Энгельс Ф., Об авторитете, в кн.: Маркс К.иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; Ленин В. И., Речь на 111 Всероссийском съезде про­фессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Соч., 4 изд., т. 30, с. 473—77; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31, с. 24; его ж е, Об условиях приема новых чле­нов в партию, там нее. т. 33, с. 229; Tesse n-W с s i e r-s k i P., Der Autoritatsbe.in'ifi' in den Hauptphascn seiner histo-rischen Entwicklung, Paderborn, 1907; Strohal R., Autoritat, ihr Wesen lind ihre Funktion im Leben der Ge-meinschaft, Freiburg — W., 1955 (библиогр. S. 167—68).

АГАЯН, Газарос (1840—1911)— арм. просвети­тель, писатель и педагог. Учился в Тифлисе. Работая наборщиком в Москве и Петербурге, посещал лекции в ун-тах. В соч. «Современная публицистика»1 (1898) А. выступил против несправедливого разделения людей на классы, вызванного, по его мнению, эго­измом господств, классов, за к-рым скрываются материальные интересы (см. указ. соч., с. 19). Сред­ством устранения обществ, неравенства А. считал ликвидацию частной собственности, порождающей ненависть в отношениях между людьми. Общий инте­рес, по А., «...заключается во всеобщей собственности....Источником счастья и благосостояния общества является его всеобщая собственность» (там же, с. 36, 44). Утопичность идеалов А. сказалась в отрицании революц. методов переделки общества.

С О Ч.'. U г[ ш j ш Ь 1 ш q ш fr п и, bfilfbp, ^шш. 14,

bpUmb, 1947 — 1950.

Лит.: III а у м я и С. Г., Газаросу Агаяну,— К 40-летию его деятельности, в его кн.: Избр. произв., т. 1, М-, 1957; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 780—82.

В. Чалоян. Ереван.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. cqvwato?— непознаваемый, от а — частица отрицания и i^mzioz — доступный по­знанию)— учение, к-рое отрицает познаваемость объ­ективного мира, отрицает абс. истину, ограничивает роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности.

Термин «А.» введен англ. естествоиспытателем Гексли в 1869 (L. Huxley, Life and loiters of Th. H. Huxley, 1900), к-рый противопоставлял А. ре-лиг, убеждению в существовании бога — гностицизму и, с другой стороны,— материалистич. утверждению о существовании бесконечного объективного мира и его познаваемости. Энгельс и Ленин называли таких мыслителей «стыдливыми материалистами», боящими­ся открыто признать существование объективного мира. «Агностик говорит: не знаю, есть ли объектив­ная реальность, отражаемая, отображаемая нашими


ощущениями, объявляю невозможным знать это» (Л е и и н В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 115). Ленин дал критику А. как учения, к-рое «не идет дальше ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение» (там же, с. 99). Эта компромиссная позиция А. приводит к идеали-стич. отрицанию объективности внешнего мира и объ­ективности законов его развития, что особенно харак­терно для представителей современной буржуазной философии.

Наиболее видными сторонниками А. в домарксист­ской философии были Юм и Кант, хотя элементы А. (сомнение в существовании объективного мира и в его познаваемости) присущи еще древним скепти­кам. Кант пытался систематически обосновать А. с помощью учения об априорном характере времени, пространства и всех категорий науки.

В эпоху империализма А. стал широко распро­страненным учением. А. оказывал и оказывает влия­ние на естеств. и обществ, науки. Т. п. физич. идеа­лизм, иероглифов теория связаны с А. Неокантиан­ство, неопозитивизм, экзистенциализм и др. течения совр. реакц. бурж. философии также проповедуют А. В своей современной форме А. рассматривает дей­ствительность как иррациональную.

Гносеологич. причиной живучести А. является относительность и историч. обусловленность знаний на каждой ступени их развития; социальной причиной в совр. капиталистич. обществе, в конце концов,— классовый интерес буржуазии, стремящейся удер­жать массы от познания действительности, от по­нимания сути вещей, законов развития общества. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец клас­сической немецкой философии, М., 1955, с. 17—18; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2,М., 1955, с. 89—92; его же, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл.2; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 2, М., 1956 (см. Материализм или кантианизм); Хасхачих Ф. И., О познаваемости мира, 2 изд., [М. ], 1950; Вардапетян К. Б., Критика агности­цизма и скептицизма, Ереван, 1956 (на армянском языке); Шафф А., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Ю м Д., Иссле­дование о человеческом уме, пер. с англ., 2 изд., П., 1916; Кант И., Критика чистого разума, пер. [с нем.], 2 изд., П., 1915; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Рассел Б., Человеческое позна­ние..., пер. [с англ.], М., 1957; Flint R., Agnosticism, N. Y., 1903; Du В о i s - R e у m о n d E., Uber die Gren-zen des Naturerkennens, Lpz., 1903; Ward J., Naturalism and agnosticism, 3 ed., v. 1—2, L., 1906; Wentsclier E., Englische Wege zu Kant, Lpz., 1931; Jaspers K., Von der Wahrheit, Munch., [1947]; The age of analysis, 20 century philosophers selected, [2 ed., N. Y.], 1956.

Т. Ойзерман. Москва. АГОНИСТИКИ (лат. agonistici, от греч. ifiDvuxixo? — способный к борьбе), или ц и р к у м-целлионы (лат. circumcelliones, букв. —.вокруг клетей бродящие),— члены христ. секты 4—5 вв., действовавшей на территории римской провинции Африки (совр. Алжир). В сов. науке высказывалось мнение о том, что А. и циркумцеллионы представ­ляли собой различные группировки (А. Д. Дмитрев, К вопросу об агонистиках и циркумцеллионах, «Вести, древней истории», 1948, №3).

А. составляли наиболее радикальное крыло до-натизма. Они были в основном выходцами из экс­плуатируемых слоев сельского населения — коло­нов и рабов. А. проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, добровольное мученичество. Рассматри­вая официальную церковь как «предательскую», они преследовали ее священников, иногда выступали во главе стихийных вооруж. восстаний сел. населения. Сыграли значит, роль в борьбе нар. масс против рабовладельч. Римской империи и санкционировав­шей ее власть ортодоксальной христианской церкви.


АГОСТИ—АД 23


Лит.: Ма ш к и н Н. А., Движение агонистиков, «Исто­
рик-марксист», 1935, К 1; его же, Агонистики, или цир-
кумцеллионы, в кодексе Феодосия, «Вести, древней истории»,
1938, № 1; Д и л и г е н с и и й Г. Г., Вопросы истории народ­
ных движений в поздней Римской Африке, «Вестн. древней
истории», 1957, JMb 2. Г. Дилигенский. Москва.

АГОСТИ (Agosti), Эктор (р. 1911)— аргент. социо­лог и лит. критик. Член Коммунпстпч. партии Арген­тины. Участник движения Университетской реформы, идеолог его левого крыла. Неоднократно подвер­гался преследованиям за свои политич. взгляды. В своих работах А. пропагандирует идеи социали­ста, реализма.

Соч.: El hombre prisionero, Buenos Aires, [1938]; Cri-
lica de la reforma univcrsitaria, (Buenos Aires, 1934]; Emilio
Zola, Buenos Aires, 1941; Literature francesa, Buenos Aires,
1944; Defensa del realisrao, [2 ed., Buenos Aires, 1955]; Jose
lngenieros. Cuidadano de la juventud, 2 ed., Buenos Aires,
1950; Cuarierno de bitacora, Buenos Aires, 1949; Echeverria,
Buenos Aires, 11951]. II. Григулевич. Москва.

АГРЕГАТ (в логике) (от лат. aggrego — при­соединяю, включаю)— совокупность однородных пред­метов, свойства к-рых (фиксируемые в понятии об этой совокупности) принадлежат лишь этой совокуп­ности в целом как особому предмету (напр., «созвез­дие Большая Медведица», «N-й полк» и т. п.). А., как и индивидуальные предметы, обозначается собств. име­нем. А. отличается от множеств (классов) предметов, в к-рые объединяются единичные предметы по общим для них свойствам, принадлежащим каждому из еди­ничных предметов этого множества.

А. состоит из предметов, к-рые упорядочиваются Dпространственно-временных отношениях, отношениях соподчинения, цели и т. п. Множество же составляется из единичных предметов в результате операции отож­дествления по общим для них свойствам. Понятия, соответствующие А., носят название собират. понятий.

Лит.: К а р И и с к и й М. И., Классификация выводов,
в кн.: Избр. труды русских логиков XIX века, М.. 1956,
о. 75, 111, 132, 133, 188. Д. Горский. Москва.

АГРЙКОЛА (Agricola), Г ю и с м а н; голл. X ё й с-ман (Huysman), Рудольф (февраль или август 1443 — 27 или 28 окт. 1485)— гуманист и фило­соф. Родился в Бафло, близ Гронингена (Голландия), учился в Голландии и Германии. В 1468—79 жил в Италии. Переехав в Германию, развил энергичную деятельность по распространению гуманистич. идей. В своих публичных лекциях в Гейдельберге и Вормсе, в многочисл. письмах и стихах А. резко нападал на схоластику и призывал к утверждению науч. метода, основанного на здравом смысле. Борьбе со схоластикой посвящено его соч. «О диалектическом нахождении» («De inventione dialectica», 1480). Дру­гое его соч. «О построении изучения» («De formando studio», 1484) считалось в свое время сводом гу­манистич. педагогич. знаний. В этом же произве­дении А. утверждал, что изучение философии (в к-рую он включал и физику) является лучшим средством распространения образования; требовал, чтобы лат. яз. всегда пояснялся немецким.

С о ч.: In laudem pliilosophiae et reliquarum arlium oralio, «Arch. Geschichte Pliilos.», В., 1922, Bd 34; Lucubrationes..., Bd 1, Coloniae, 1539.

Лит.: I h m G.. Der Humanist Budolf Agrikola. sein I.eben und seine Schriften, Lfg 1—2. Paderborn, 1893; V e 1-ilin H. E. J. M. van der, Rudolpbus Agricola..., Leiden, 1911; Faust A., Die Dialektik Rudolf Agricolas, «Arch. Ocschichte Philos.», В., 1922, Bd 34; P r a n t 1 C, Geschicb-te der LoKik im Abendlande, Bd 4, В., 1957, S. 167—69.

M. Слшрин. Москва.

АГРЙППА (греч. 'A-ypfjnta;, лат. Agrippa) (1 — '1 вв.)— древнеримский философ, представитель позд-лейшего скептицизма, входящий в одну группу с Энесиде.чом и Секстом Эмпириком. Об А. известно только то, что он к 10 «тропам воздержания» (аргу­ментам против возможности постижения истины) лнесидема прибавил еще 5 (Diog. L. IX 88). Эти же г) тропов излагал и Секст Эмпирик («Пирроновы


положения», рус. пер., СПБ, 1913), к-рый, не называя самого А., говорил о младших скептиках.

Первый троп —«о противоречии», когда из наличия противоречивых и несогласуемых мнений по к.-л. вопросу делается вывод о необходимости вообще воз­держиваться от суждения по данному вопросу. Вто­рой троп —«об удалении в бесконечность», когда оказывается, что одно суждение основывается на другом, другое — на третьем, третье — на четвер­том и т. д. Третий троп —«об относительности»— сводится к утверждению того, что все существует не само по себе, а только в отношении познающего субъекта и потому не является чем-нибудь опре­деленным. Четвертый троп — «о предположении», когда исходят из какого-нибудь недоказуемого пред­положения с целью избежать «удаления в бесконеч­ность». Наконец, пятый троп —«о взаимной доказу­емости» (в совр. терминологии «предвосхищение осно­вания»— peLitio principii, см. Логические ошибки).

Этими пятью тропами А. стремился доказать песси-мистич. мысль скептиков о необходимости воздержания от суждений, т. к. никакая мысль не представима без этих тропов. Ленин отмечал в них диалектич. момент, направленный против догматизма (см. В. И. Ленин, Соч.. 4 изд., т. 38, с. 296).

Лит.: Лени н В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд.,
т. 38. с. 293—97; История философии, т. 1, [М.], 1940,
с. 359—60; Рихтер Р., Скептицизм в философии..., т. 1,
СПБ, 1910; Z е I 1 е г Е., Die Philosophie der Griechen, Tl 3,
АЬИ. 2. 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 47—49. А. Лосев. Москва.

АГРЙППА (Agrippa) Неттесхеймский (Ген­рих Корнелий Агриппа из Неттесхейма, деревни к С. от Кёльна) (14 септ. 1486—18 февр. 1535)— нем. гуманист. А. сочувствовал Реформации, хотя открыто не примкнул к протестантизму; вел энергичную полемику с монахами и подвергался за свое свободо­мыслие преследованиям духовенства. В 1519 А. выиграл процесс женщины, обвинявшейся инквизи­цией в колдовстве. В соч. «О сокровенной философии» («De occulta philosophia libri lib), написанном в юности и напечатанном впервые в 1531—33, А. попы­тался изложить учение о магии, основанное на пред­ставлении о всеобщей связи вещей. В соч. «О недо­стоверности и тщете всех наук и искусств» («De incerti-tudine et vanitale omnium scientiarum et artium», 1530) А. подвергал критике тогдашние науки и «ис­кусства» (в том числе лжемагию, или чернокнижие). Оба сочинения в 16 в. были внесены церковью в ин­декс запрещенных книг. Большой историко-культур­ный интерес представляет переписка А. Противоре­чивая фигура А. была изображена В. Брюсовым в романе «Огненный ангел».

Соч.: Opera, t. 1—2, Lyon, 1660.

Лит.: О р с ь е Ж., Агриппа Неттесгеймский, знамени­тый авантюрист XVI в., пер. [с франц.], М.,1913; Р г о s t A., Les sciences et les arts occultes au XVI siecle. Corneille Agrippa. sa vie et ses oeuvres, v. 1—2,P., 1881—82. В. Зубов. Москва.

АД (от греч. 'Aib-tfi или "AtBr,?) — в системе представлений большинства религий место наказания душ «грешников». Представление об А. возникла из первобытных представлений о возможности самостоятельного существования души, ее бессмер­тии, о загробной жизни в глубине земли, где душа якобы продолжает свое земное существование. Это представление получило дальнейшее развитие в ре­лигиях Древнего Востока, в к-рых А. изображался в виде места, где «грешники» терпели кару в проти­воположность «праведникам», получавшим награж­дение. В др.-греч. мифологии существовало пред­ставление о царстве теней, где тени мертвых охраняют свои земные атрибуты и положение в обществе. Царство теней у древних греков делилось на тартар— место обитания злых, и элизий — добрых и мудрых.

Библейские представления об А. постоянно изменя­лись. В религии иудеев А. (шеол)— подземная область,


24 АДВЕНТИСТЫ-АДЛЕР


куда нисходят тени всех умерших, как грешников, так и праведников; затем выработалось представление об А. как месте, где подвергаются мучениям души «грешников» в наказание за «грехи». В кн. Исайи (XVI, 24) даже указывается точное местонахождение А. в окрестностях Иерусалима, в долине Гинном (отсюда — геенна). Воспринятые христианством, эти представления об А. были приспособлены к учению об искуплении, воскрешении мертвых и страшном суде. Христ. представления об А. стали предметом теологии; они излагались в трактатах Терпгуллиана, Лактанция, Августина и др. Православная и като-лич. церкви сохраняют ср.-век. представление об А. По учению православной церкви, муки А. вечны. В католицизме А. делится на постоянный (собственно А.) и временный (чистилище), откуда души грешников могут быть выкуплены заступничеством церкви. Нек-рые протестантские богословы утверждают, что вечные муки А. заключаются в угрызениях совести и что А., т. о., — явление субъективное.

Представления об А. существуют и в вост. рели­гиях — исламе, брахманизме, буддизме. Напр., в буд­дистской религии существует понятие «нарака», близ­кое по значению понятию «чистилище». Господств, классы используют представления об А. для запугива­ния трудящихся вечными муками с целью держать их в повиновении, утверждая, что место в А. уго­товано всем непокорным.

Лит.: Л а ф а р г П., Измышление ада, в его кн.: Эконо­мический детерминизм К. Маркса, Соч., т. 3, М. —Л., 1931; С к в о р ц о в-С тепанов И. И., Благочестивые размыш­ления об аде и рае..., М., 1958; Bautz Y., Die Holle, Mainz, 1882.

АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие) — христ. секта, приверженцы к-рой верят в скорое «второе пришествие Христа», к-рый якобы будет чинить «страшный суд» и установит «тысячелетнее царство божие» на земле. Впервые адвентизм возник в США в 30-х гг. 19 в. Амер. баптист У. Миллер в 1833 выпустил книгу «Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о его личном царствовании в про­должение 1000 лет» (W. Miller, Evidences from scripture and history of the second coming of Christ about the year 1843 etc.). В этой книге отразилось мировоззрение разоряющихся фермеров, в сознании к-рых крах их хозяйства воспринимался как признак крушения всего мира. После 1843 даты пришествия Христа постоянно переносились.

По вероучению и культу адвентизм близок к бап­тизму (см. Баптисты); он признает триединого бога, богооткровенность Библии, воскресение мертвых, от­вергает иконы, «святых угодников», крест и т. п. Отличие адвентизма от баптизма, помимо веры в скорое «пришествие Христа», заключается в особых представлениях о душе, согласно к-рым душа че­ловека умирает и воскресает вместе с телом. Под вли­янием классовых противоречий в среде А. выдвину­лись различные группы: «адвентисты-христиане», про­поведующие, что в конце тысячелетнего царствия все «грешники» будут уничтожены; «адвентисты-еван­гелисты», признающие бессмертие; «адвентисты седь­мого дня», празднующие субботу как день «отдыха бога». Центр междунар. организации А. находится в США, где к 1956 насчитывалось ок. 3 тыс. общин с 313 тыс. членов, гл. обр. «адвентистов седьмого дня». Благодаря интенсивной миссионерской деятельности А. имеются во мн. странах. В России А. появились в 80-х гг. 19 в. К 1910 их насчитывалось 4 тыс. Руко­водители А. поддерживали политику самодержавия, Враждебно отнеслись к Октябрьской революции и Сов. власти. В СССР имеются общины А., преиму­щественно «адвентистов седьмого дня». Встре­чаются также немногочисл. группы т. н. адвенти-


стов-реформистов, проповедующих антиобществ, взгляды (отказ от службы в Сов. Армии, отказ от работы в субботние дни и т. д.). Мировоззрение А. проникнуто пессимизмом, пассивностью, ожиданием скорого «пришествия Христа» и «страшного суда». Борьба против адвентизма — актуальный участок науч.-атеистич. пропаганды.

Лит.: Адвентизм седьмого дня, сост. С.Д. Бондарь, СПБ,
1911; Клибанов А. Л., Адвентисты, [Л.],1931; Ф р и-
з е и Г., Рейнмарус А., Адвентисты, М., 1930;Shel-
d о n H. С, Studies in recent adventism, N.Y., 1915; Muel-
lerW., Die Adventisten, was man von ihnen wissen muB,
Hamb.. 1947. Л. Митрохин. Москва.

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравнен­ный, равный)— равный, соответствующий, тождест­венный. Адекватное познание — познание, к-рое верно отражает существ, свойства и отношения предметов объективного мира.

АДЖЙВИКА (происхождение термина спорное) — материалистич. учение Др. Индии, возникшее, по-видимому, в 6 в. до н. э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали, к-рый совместно с материа­листами Аджита Кешакамбалин, Пурана Кашьяпа и Пакудха Катьяяна организовал особую секту — Аджи-вика. Наибольшим влиянием учение А. обладало в период правления династии Маурьев в рабовладельч. гос-ве Магадха, после чего значение его уменьшилось, и вплоть до 14 в. оно сохраняло лишь местное значение. Источником для изучения А. являются лишь полемич. выступления против него сторон­ников буддизма и джайнизма. Приверженцы А. отвергали религ. доктрину о переселении душ. Ост новами бытия они признавали семь начал: четыре веществ, элемента (вода, земля, воздух, огонь), жизнь, радость и страдание. По их мнению, эти эле­менты обладают крепостью гор и прочностью колонн, нерастворимостью и неразрушимостью, первич­ностью и неизменностью. Учение А. в нек-ром отно­шении предваряло атомистич. теорию строения мира. Весь миропорядок, по А., так же как и поведение индивида, определяется не брахманскими догмами кармы, самсары или мокши, а объективным принципом нияти (судьба, необходимость). Учение о нияти направлено против господствовавших религ.-мифо-логич. представлений о подчиненном божеств, воле и непознаваемом универсуме.

Лит.: TlieDigba-Nikaya, ed. by T. W. Rhys Davids and J. Estlin Carpenter, v. 1, L., 1890; Bash am A. L.., History and doctrines of the Ajivikas, L., 1951.

H. Аникеев. Москва.

АДЛЕР (Adler), Макс (15 янв. 1873—28 июня 1937)— австр. философ, один из гл. представителей австромарксизма и неокантианского ревизионизма. Проф. Венского ун-та. Издатель (совм. с Р. Гильфер-дингом) «Marx-Studien». Трактуя «вещь в себе» Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как «мысленную вещь», А. активно боролся против ма­териалистич. теории отражения. На словах признавая диалектич. метод, А. превращал его (в соответствии с требованием «физич. идеализма») в релятивистское учение о процессах, в учение о сведении всего сущест­вующего к функциональным связям, отношениям меж­ду явлениями,в к-рых«уже нет места для материальной субстанции». А. старается уверить, будто материали­стич.понимание истории классиков марксизма не имеет ничего общего с филос. материализмом (см. «Энгельс как мыслитель», Л.—М., 1924, с. 86—87) и представля­ет собой история, позитивизм («теорию социального опыта»). «Социальное» А. рассматривает как особую форму восприятия, присущую нашему познанию, и ис­ходит из идеалистич. принципа тождества обществ, бытия и сознания. Производств, отношения А. рассмат­ривает как «явления духовной жизни». Филос. ре­визионизм А. был попыткой теоретич. обоснования прикрытого «левыми» фразами реформизма.


АДЛЕР-АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 25


Соч.: Marxistische Probleme, Stuttgart, 1913; Die Staatsauffassung des Marxismus, W., 1922; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, В., 1930—32; Das Ratsel der Gesellschaft, W., [1936]; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Kant und der Marxismus, В., 1925. Соч. в рус. пер. — Марксизм как пролетарское уче-ниео жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, пер. г с нем.], Л.-М., 1924.

Лит.: Быховский Б., Враги и фальсификаторы
марксизма, М.—Л., 1933. Б. Быховский. Москва.

АДЛЕР (Adler), Фридрих (р. 9 июля 1879)— австр. социал-демократич. деятель, один из теоретиков австромарксизма. А. — сторонник субъективно-идеа-листич. философии эмпириокритицизма. По образова­нию физик. В 1907 —11 А. —доцент Цюрихского ун-та. Одновременно редактировал орган швейц. социал-демократии «Volksrecht». В 1911 — 34 — редактор, а затем издатель «Kampf» — теоретич. органа с.-д. партии Австрии. В 1916 убил австр. премьер-министра Штюргка. А. — один из инициаторов соз­дания 2К-го Интернационала (1921) и его последую­щего слияния со 2-м Интернационалом. С 1923 — сек­ретарь исполкома 2-го Интернационала. Будучи ре­формистом в политике, А. в философии эклектиче­ски соединял элементы вульгаризированного им диа-лектич. материализма и эмпириокритицизма (фи-лос. статьи в «Neue Zeil», 1906—07, под псевдонимом Фриц Тишлер), пытался «дополнить» и теоретически «обосновать» марксизм с помощью махизма. А. считал махизм философией новейшего естествознания. В ра­боте «Энгельс и естествознание» («Engels und Natur-wissenschaft», 1925) он не признает марксистскую фи­лософию как цельное мировоззрение. Критика фило­софии А. дана в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., 4 изд., т. 14, с. 41, 52, 104, 207).

С оч.; Ernst Machs C'berwindung des mechanischen Mate-rialismus, W., 1918; Vor dem Ausnahmegericht, [2. Ausg.], Jena, 1923; Die Erneuerung der Internationale. Aufsatze "aus der Kriegszeit, W., 1918; Ortszeit, Systemzeit, Zonenzeit und das ausgezeiclmete Bezugssystem der Elektrodynamik, W., 1920.

Лит.: Л енин В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 336-37; т. 35, с. 191-92.

АДОМАЙТИС (Adomaitis), Юозас (псевд.— Ш е р-н а с) (7 авг. 1859—5 авг. 1922)—литов. просве­титель, публицист и популяризатор естественнонауч­ных, материалистич. знаний. Из крестьян. Преследуе­мый царской полицией, в 1895 уехал в США. Активно участвовал в эмигрантской бурж.-либеральной печати. Умер в Чикаго. Издал ок. 20 книг на литов.яз., напи­санных на основе трудов авторов ряда стран, но со­державших и собств. взгляды А.; написал много статей.

Материя, согласно А., первична, вечна и никем не создана («Биология, или наука о жи­вых существах» — «Biologija, arba mokslas^ apie gyvus daiktus», Pagal prof. Nusbaumq, sutaise Sernas, 1901). Все тела Вселенной состоят из одних и тех же элементов. «Строение всех предметов определяется не какой-либо случайностью, а твердыми постоянными законами природы» («Воздух, вода, свет и теплота». Лекции проф. Блохмана, сост. Шернас —«Oras, van-duo, sviesa ir Siluma», 1907).

Рассматривая обществ, развитие с бурж.-либераль­ных и идеалистич. позиций, А. при этом уделял боль­шое внимание вопросу о роли географич. среды и способу потребления в жизни общества («Этнология, или наука о народах мира». По д-ру М. Габерландту и Летурно, сост. Шернас, — «Ethnologija, arba mokslas apie zemes tautas», 1903). А. был противником войн, расового, колониального, нац. угнетения («Гео­графия, или очерки земли». По Гейке, Налковскому и др., сост. Шернас, — «Geografija; arba zemes ap-rasymas», 1906). Он боролся против религ. суе­верий, хотя и шел в нек-рых случаях на компромисс с католич. духовенством. Несмотря на непоследоват. характер мировоззрения А., работы его сыграли по­ложительную роль в распространении естественно-


материалистических и атеистических идей среди ли­тов. населения.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 682 — 684; Барздайтис И., Из истории атеистической мыс­ли в Литве, «Коммунист», Вильнюс, 1958, Кч 7.

Я. Мацявичус. Вильнюс.

АДОРАТСКИЙ, Владимир Викторович [7(19) авг. 1878—5 июня 1945]—сов. философ, академик (с 1932). Род. в Казани. Окончил юридич. ф-т Казанского ун-та (1903). С 1900—в революц. движении. С 1904—член РСДРП, большевик, в 1904—05 — член Казанского ко­митета РСДРП. В 1905 арестован, в 1906 выслан за гра­ницу. Будучи за границей (1903—04, 1905, 1906—08, 1911, 1911 — 12, 1914—18), неоднократно встречался с Лениным и выполнял его поручения.В 1908—12 рабо­тал над книгой «О государстве (К вопросу о методе ис­следования)», изд. в 1923. После Октябрьской револю­ции 1917 работал в Наркомпросе и Центрархиве, препо­давал в Ин-те красной профессуры и Коммунистич. ун-те им. Свердлова, был зам. директора Ин-та Ленина (1928—31), директором Ин-та философии Коммуни­стич. академии (1931—36), директором (1936—39) и старшим науч. сотрудником (1941 —44) Ин-та филосо­фии АН СССР, директором (1931—38) и гл. редактором (1938 — 41, 1944 — 45) Ин-та Маркса — Энгельса — Ленина. А. вел исследоват. работу в области теории го­сударства и права, истории марксизма, работал также над науч. биографиями Маркса и Ленина. В. И. Ленин высоко ценил А. как «теоретика и пропагандиста», хорошо образованного, «знающего марксиста» (см. Ленинский сборник XXXVI, 1959, с. 101, 469, 470).

А. — редактор мн. томов Сочинений Маркса, Эн­гельса, Ленина; составитель хрестоматии по историч. материализму из работ Маркса и Энгельса, хрестома­тий по диалектическому и историческому материализ­му из работ Ленина. Под редакцией А. были изданы «Немецкая идеология» (первые полные публикации на нем. и рус.языках) Маркса и Энгельса, «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» (академич. издание на языке оригинала) Энгельса. «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» Ленина. В начале 30-х гг. А. принял участие в выступлениях против меныпевиствующего идеа­лизма и механицизма.

Соч.: Научный коммунизм Карла Маркса, ч. 1,М., 1923; О теории и практике ленинизма, М.—Л., 1924; Маркс, Энгельс, Ленин и Гегель (Марксизм-ленинизм и гегелев­ская диалектика), в сб.: Гегель и диалектический материа­лизм, М.. 1932; К вопросу о научной биографии Ленина, М., 1933; О философских работах Ленина, в кн.: В. И. Ленин, Философские тетради, [м.], 1934.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 32, с. 437; т. 35, с. 379 и 440; Ленинские сборники: XVI, М.—Л., 1931, с. 97—98, XX, М., 1932, с. 349, ХХШ, М., 1933, с. 315 — 16, XXIV, М., 1933, с.291, XXXV, М., 1945, с. 341.

Г. Багатурия. Москва.

АЗЕВЁДУ (Azevedo), Фернанду ди (р. 2 апр. 1894) — браз. бурж. социолог, сторонник Дюркгейма. Пред. Бразильского об-ва социологии (с 1935), заместитель пред. Междунар. ассоциации социологии (1950—53). Автор учебника «Основы социологии» («Principios de sociologia», 1935, 6 изд., 1954). Выступает с гумани-стич. и просветительскими требованиями бесплатного обучения, против монополизации культуры привилеги­рованным меньшинством («Социология образования» — «Sociologia jle la education», 1940, 3 изд., 1954).

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОС ОФСКАЯ И ОБЩЕ СТВЕННАЯ МЫСЛЬ. Зарождение филос. мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма.,. к-рый с разложением первобытного общества преоб­разуется в зороастризм (с 6 в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...