Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 7 глава
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95—98; L е у Н., Studie zur Geschiclite des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; С a p e 1 1 e G. C, Autour du deeret de 1210. III. Amaury de Bene, P., 1932; PregerW., Geschiclite der deutschen Mystik im Mittelalter, Tl 1, Lpz., 1874; H a u-гёаи В., Histoire de la philosophie scolastique, t. 1, pt. 1, P., 1880, p. 83—107; Duhem P., Le systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon й Со-pernic, t. 5, P., 1917, p. 244—49; Grundrip der Geschiclite dor Philosophie, 12 Aufl., Bd 2, В., 1928. Б. Ромм. Ленинград. ЛМ0Р03У, Лима Алсеу—см. Лима, Алсеу Аморозу. АМФИБОЛИЯ (греч. ац-^фоШ — двусмысленность)— см. Логические ошибки. АМФИТЕАТРОВ, Егор Васильевич [24 апр. (6 мая) 1815—17(29) мая 1888]— рус. эстетик и историк литры. Автор работ по истории лит-ры и философии, из к-рых особое значение имеет «Исторический очерк учений о красоте и искусстве», изд. в 1890 в Харькове на основе отд. статей А. в журн. «Вера I разум» (1889—90). Сочинения А.— первый в рус. филос. лит-ре опыт создания истории эстетики. А. подробно изложил учения антич. мыслителей, склоняясь к Аристотелю, отрицательно характеризовал ср.-век. эстетику; в истории новой эстетики подробно изложил работы Лессинга, критиковал Канта, сближаясь с Гердером и Шиллером. Высоко оценивал эстетич. взгляды Золъгера, считая их промежуточным звеном между эстетикой Шеллинга и Гегеля. Несмотря на идеалистич. характер своего мировоззрения, А. отчетливо противопоставлял романтизму учение Гегеля и «эстетику реализма», представителем к-рой А. ошибочно считал Гербарта. О диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) А. говорил как о «замечательном произведении смелости русского ума» (указ. соч., с. 178). Лит.: Русский биографический словарь, т. 2, СПБ, 1900. А. Сидоров. Москва.
АМЭНОМОРИ ХОСЮ (А д з у м а) (1668—1755) — япон. философ-идеалист, эклектик. Ученик конфуцианца Киносита Дзюнан. В соч. «Наставления Хосю» («Хосю кодзю»), «Краткие рассуждения о Корее» («Тёсэн рякусэцу»), «Беседы за чашкой чая («Киссо тява») А. X. стремился соединить «учение буддизма об извечной пустотности мира», даоское учение о природе и «учение о разумном, идеальном принципе», истолкованном в духе неоконфуцианского дуализма кит. философов 12 в. Чжу Си и Чэн Хао. А. X. признавал также ряд положений субъективно-идеалистич. философии Лу Сянь-гяаня и Ван Ян-мина. А. X. писал о незыблемости отношений феод, общества. Его этич. и политич. воззрения отражали углублявшиеся обществ, противоречия периода подъема абсолютистского гос-ва Токугава. Лит: Ивахаси Дзюнсэй, Дай шгапон ринри си-со хаттэн си (История развития японских этических идей), т. 1, Токио, 1916, с. 191—204; Радул ь-3 атуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.—Л., 1947, с. 295. Я. Радуль-Затуловспий. Ленинград. АНАБАПТИСТЫ, «перекрещенцы» (от греч. сЬсфат1т(Си> — перекрещиваю, букв. — вновь погружаю), — последователи возникшего в Германии и Швейцарии в эпоху Реформации 16 в. плебейского движения, принявшего форму религ. ереси. А. требовали, чтобы акт крещения совершался не над детьми, а над взрослыми, способными осознать вытекающие из этого акта обязательства этич. поведения. Первоначально движение А. носило пассивный характер. Его последователи, недовольные Лютером и Цвингли, проповедовали близость мирового переворота, в результате к-рого будет установлено «царство божье» и социальное равенство. Ожидая наступления этого переворота, А. ограничивались требованиями смирения и самосовершенствования. Центром движения А. был г. Цвиккау (Саксония), где оно возглавлялось подмастерьем Н. Шторхом. С начала Крестьянской войны (лето 1524) А. отказались от сектантской замкнутости, широко распространяли учение Мюнцера о том, что суд божий над феодалами, богачами и князьями уже начался, что его совершают восставшие крестьяне и плебеи, выступающие «ревнителями дела бога» по искоренению зла из мира. В обстановке подъема крестьянско-плебейского движения социальные взгляды А. приобрели революц., антифеод, характер. После подавления Крест, войны многие А., подвергавшиеся жестоким преследованиям, бежали в Моравию и др. страны и большей частью вернулись к сектантской замкнутости и пассивному ожиданию божеств, переворота. В сер. 30-х гг. 16 в. наступил новый подъем анабаптизма, крупнейшим проявлением к-рого было восстание в г. Мюнстере [напр., Мюнстерская коммуна (1534—35)]. Тюрингские А. вплоть до конца 16 в. сохранили антифесд. характер своего учения, приспособив его пропаганду к условиям наступавшей княжеской реакции. А. провозгласили своим религ. догматом неповиновение властям и призывали не доверять лютеранскому духовенству, считали, что совершенства человек достигает только активными действиями, а не путем пассивного «вкушения» бога в обряде причащения. В результате ожесточ. преследований секта А. распалась. Уже в конце 30-х гг. 16 в. в ряде мест возникла секта «умеренных» А. — меннонитов. Учение А. оказало влияние на формирование взглядов индепендентов в Англии и «чешских братьев» в Чехии.
Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, АНАКСАГОР—АН АКСИМЕН ' АНАКСАГОР ('Ачо^орач) из Клазомен в М.Азии (ок. 500—428 до н. э.) — древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовла-дельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.
А. принадлежит ряд глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н. э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмнедоклу, бесконечное количество п, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и понятие о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у него понимание математич. бесконечности. Разделяя все чувств, качества па элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал «семенами» или «вещами», позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т. о., в своей натурфилософии принцип «всё во всём» (там же, В 5—6). Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; се приводит в движение ум (чоа~), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель, Соч., т. 9, 1932, с. 288 и ел.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и ел.). На самом деле А. понимал ум в виде некой топкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная причина (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и ел.; Г. Гом-перц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).
В занятиях астрономией и метеорологией А. стремился объяснить материальную действительность из нее же самой. Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А. > Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104—61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты), сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5—44. Лит.: Дынник М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107 —18; Л у р ь е С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.—Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.— Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92—94; В rocker W., Die Le'ire des Anaxagores, «Kantstudien», В., 1942—43, Bd 42, S. 176— 89. А. Лосев. Москва. АНАКСИМАНДР ('АчаЬихачЪроч) Милетский (ок. '610—546 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист милетской школы, автор первого в Греции стихийно-материалистич. и иаивно-диалектич. соч. «О природе», не дошедшего до нас. Впервые ввел в философию понятие «архэ» («принцип»), под к-рым он разумел то, из чего все вещи возникают и во что они, уничтожаясь, разрешаются и что лежит в основе их бытия. Таким первоначалом всего существующего, к-рое А. называл апейрон (aTteipov— беспредельное), «неопределенной материей», является единая, вечная, бесконечная материя; она находится в вечном движении и порождает из себя бесконечное многообразие всего существующего: первовещество выделяет из себя противоположности теплого и холодного, и мировой процесс состоит в борьбе противоположностей, к-рая является причиной закономерного, совершающегося в определенном временном порядке возникновения и разрушения вещей. А. учил о бесчисленности миров, к-рые закономерно возникают и гибнут, о развитии животного мира. Т. о., его филос. концепция содержала значит, диалектич. моменты. Истолкование философии А. касалось гл. обр. понятия «апейрон». А. выдвинул учение о бесчисленности миров, что, вопреки ясному свидетельству первоисточников, отрицают нек-рые историки философии: Эд. Целлер («История греческой философии» — Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen, TI 1, 1844), П. Таннери («Первые шаги древнегреческой науки», рус. пер. 1902). Аэций же (Анаксимандр, А 17, Diels) в своем перечне философов, признававших бесчисленность миров, на первое место ставит А. Он же (там же) сообщает, что, по мнению А., бесчисл. миры отстоят друг от друга на равном расстоянии. Симпликий (там же) говорит, что в своем учении о бесчисленности миров Левкипп, Демокрит иЭпикур были последователями А.
А. считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и своим учением о трех небесных кольцах (солнечном, лунном и звездном), вращающихся вокруг Земли, положил начало теории небесных сфер. По свидетельству Диогена Лаэртского (II 2), а также Агафемера (Анаксимандр, А6, Diels) и Страбона (там же), ссылающихся на Эратосфена, А. составил первую географич. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты. Ф. Энгельс («Диалектика природы», 1955, с. 147) и В. И. Ленин («Философские тетради», 1947, с. 233) отмечали учение А. о развитии в органич. мире. А. учил о происхождении животных из воды без к.-л. участия божеств, сил. В частности, он утверждал, что люди произошли от рыб, к-рые, очутившись на земле, под влиянием новых условий жизни изменились в строении и функциях своего организма. Соч.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81—90; Маковельский A., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25—27. Лит.. -Маковельский А., Астрономические учения древних философов (до Платона), Баку, 1925 (с. 116—18 учение А. о небесных кольцах); Дынник М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 22—23; Л у р ь е С. Я., Очерки по истории, античной науки, М.—Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 76 — 77; Но Is с her U., Anaximander und die Anfange der Philosophie, «Hermes», Wiesbaden, 1953, Bd 81, H. 3, 4. См. также лит. к статье Апейрон. А. Маковельский. Баку. AHAKCIIMEH('Ava|i(j.eMYi<;) М и л е т с к и й (р. ок. 588 — ум. ок. 525 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист милетской школы, ученик Анаксимандра. А. считал воздух тем первоначалом, из к-рого все возникает и в к-рое все снова возвращается. По учению А., все вещи возникают путем различных степеней сгущения воздуха (образование воды, земли, камней и т. п.) или его разрежения (образование огня). Т. о., у А. впервые в греч. философии выступает идея перехода количества в качество. Душа, по учению А., есть воздух и она «сдерживает» тело (процесс дыхания сохраняет жизнь), подобным образом бесконечный воздух объемлет Вселенную и сохраняет ее, являясь «всеобщей средой» (см.Ф. Эн- АНАЛИЗ 55 гельс, Диалектика природы, 1955, с. 147). Первоначало (воздух) А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.А. первый указал на различие между неподвижными звездами и планетами; установил более правильное, чем Анак-симандр, расположение светил, выдвинул гипотезу, объяснявшую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Объяснения А. метеорологич. явлений близки к современным, а нек-рые (объяснения снега и града) признаются приемлемыми и теперь. Лит.; Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Д ы н и и к М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 33 — 35; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки,М,—Л., 1947, с. 42, 97, 370, История философии, т. 1, М., 1957, с. 76—77; Карийский М., Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене, «Христианское чтение», 1881, № 9—10. А.Маковельский. Баку. АНАЛИЗ (от греч. iviXuais — разложение, расчленение)— операция расчленения вещи, явления, свойства или отношения между предметами на составные элементы, выполняемая в процессе познания игграк-тич. деятельности. А. неразрывно связан с синтезом, к-рый состоит в соединении выделенных в А. элементов. Как познават. процесс А. изучается, с одной стороны, психологией, с другой — теорией познания и логикой. Психология изучает А. как психич. процесс отражения действительности в мозгу животных и человека; логика и теория познания исследуют его как один из логич. приемов (частных методов) получения новых познават. результатов. А. играет важную роль на чувств, ступени познания; он включен в процесс ощущений и восприятий и в своих элементарных формах присущ не только человеку, но и животным. Нервно-физиологич. основу ощущений и восприятий составляют аппарат анализаторов и механизм образования временных связей в нервной системе (см. Рефлекс). У высших животных и человека центром аналитич. деятельности становится кора больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов писал, что «большие полушария есть совокупность анализаторов, которые разлагают сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы...» (Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1, 1951, с. 222). Аналитико-синтетич. деятельность животных непосредственно включена в их внешние действия. Простое разбивание ореха обезьяной есть аналитич. процесс, однако он не предварен мысленным А. У человека возникает высшая форма А. —логич. А., что обусловлено обществ.-трудовой деятельностью. Логич. А., в отличие от чувственного, совершается с помощью отвлеченных понятий. Путем логич. А. человек отделяет предмет от всех случайных, привходящих отношений, в к-рых он дан ему в чувств, познании. А. самого предмета открывает возможность раздельного изучения его частей, свойств, отношений, процессов его изменения и развития. При этом к А. (протекающему в единстве с синтезом) присоединяются операции абстрагирования (процесс абстракции) и обобщения, для к-рых А. является необходимым условием и предпосылкой. Процесс А. и синтеза в конечном счете приводит к образованию общих понятий о вещах и явлениях материального мира, к формулированию общих суждений, выражающих законы природы и общества. А. выступает в качестве одного из логич. методов науки.Формы А. разнообразны. Одной из них является логич., а часто и экспериментальное расчленение целого на части. А., выявляющий строение целого, предполагает не только познание частей, из к-рых состоит целое, но и выяснение тех отношений, к-рые существуют между частями. Так, А. строения живого организма не будет эффективным, если, помимо уста- новления его структурных элементов, частей костного скелета, мышц, внутр. органов и пр. и их функций, не будут выявлены взаимоотношения между этими элементами, между их функциями. Предмет, подлежащий А., может рассматриваться как единичное целое. Так обстоит дело, напр., в литературоведении, когда анализируют отд. произведение или творчество к.-л. писателя. Но анализируемый предмет может рассматриваться и как представитель нек-рого класса предметов, объединенных наличием общих свойств. Именно с этой т. зр. подходят анатомия и физиология к анализу строения живых организмов. Обнаружение тождества структуры различных объектов имеет большое значение для познания. Если между частями двух сложных целых (к-рые могут быть совершенно различны по содержанию своих частей) осуществляется взаимнооднозначное соответствие и каждому отношению (учитываемому па данном уровне А.) между частями одного целого соответствует нек-рое определенное отношение между соответств. частями другого целого и наоборот, то оба сложных целых имеют (с т. зр. данных отношений) тождеств, структуру (см. Изоморфизм). Если дда сложных целых обладают одинаковой структурой (с т.. зр. нек-рых отношений), то каждому истинному.^суждению о к.-л. особенности структуры одного из них соответствует истинное суждение об определенной особенности структуры другого и наоборот. Это значит, что на основании знания об одном сложном предмете мы можем получить знание о другом сложном предмете. Напр., между картой местности и самой местностью имеется структурное тождество, поэтому из знаний, получ. путем изучения карты, можно получить знания о самой местности. Тождество строения предметов лежит в основе процессов моделирования в науке и технике. Изучение моделей —искусственно созданных человеком сложных целых, имеющих ту же структуру, что и моделируемый объект, позволяет получать новые знания об этом объекте. Другим видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между ними. В этом случае свойство или отношение разделяется на составляющие свойства и отношения, одни из к-рых становятся предметом дальнейшего А., а от других отвлекаются; на следующем этапе объектом изучения становится то, от чего отвлеклись на предшествующих этапах исследования, и т. д. Так, в физике при изучении отношения между давлением газа, его объемом и темп-рой изучаемое отношение расчленяют на отношение между давлением газа и его объемом и отношение между объемом газа и темп-рой; при рассмотрении первого отношения отвлекаются от изменений темп-ры газа (закон Бойля — Мариотта); при изучении второго отношения отвлекаются от изменения давления, предполагая его постоянным (закон Гей-Люссака). А. общих свойств и отношений приводит к более простым свойствам и отношениям. Напр., свойство (а) быть натуральным числом, к-рое больше двух, можно разложить на более простые свойства: (б) быть положительным числом (т. к. всякое натуральное число положительно), (в) б ы т ь ц е л ы м ч и с л о м (т. к. всякое натуральное число есть целое число), (г) быть больше двух. Свойства (б), (в), (г) более общи, чем сложное свойство (а), так как, например, свойство (б)присущене только натуральнымчислам начинаясЗ, но и числам 1 и 2, а также мн. др. числам, напр. дробям, к-рые больше 0. Понятие о сложном свойстве логически подчинено каждому из понятий о составляющих свойствах. Т. о.,в результате А. свойств мы сводим понятия о них к более общим и простым понятиям. 56 АНАЛИЗ—АНАЛОГИЯ Формой А. является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (непересекающиеся подмножества данного множества). Такого рода А. наз. процессом классификации и состоит в разделении предметов к.-л. совокупности на составляющие классы, производимом на основании принадлежности к.-л. свойства (или свойств) всем предметам данного составляющего класса и отсутствия этого свойства (свойств) у всех остальных предметов совокупности. А.— только один из моментов познават. деятельности. В отрыве от синтеза и др. логич. приемов он лишен познават. значения, ибо нельзя познать сущность предмета с помощью одного только расчленения на части: предмет не есть простая сумма частей или механич. совокупность свойств; любая часть предмета не может быть понята, если нет необходимых знаний о целом. Чтобы получить такое знание, необходим синтез, т. е. объединение в единое целое частей, свойств, отношений, уже выделенных и исследованных в А. и абстракции. А. выступает как прием исследования, подчиненный общим требованиям диалектич. метода. Изучение закономерностей развития объекта предполагает аналитич. расчленение его на различные стороны, аспекты происходящих в нем изменений, и т. д. Исследование истории предмета невозможно без разделения ее на отд. этапы. Выделение противоположностей в предметах и явлениях, обнаружение противоречий действительности производятся прежде всего с помощью А. Материалистическая диалектика рассматривает А. как один из процессов, ведущих к бесконечному углублению познания объекта. Результаты А. на данном этапе познания всегда относительны, но они содержат (если А. правилен) объективную истину. То, что принимается в качестве далее не расчленяемых частей объекта на одном этапе познания, рассматривается на следующем этапе как нечто, имеющее сложное строение и становится предметом дальнейшего А., ведущего к объективной истине, более глубоко отражающей действительность. Классики марксизма-ленинизма широко пользовались А. и синтезом. «Капитал» Маркса является величайшим образцом применения А. «У Маркса в.Капитале" сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой „клеточке" буржуазного общества) все противоречия (respective зародыш всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в X (в сумме — Ред.) его отдельных частей, от его начала до его конца» (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 328).: Свой метод исследования экономич. законов Маркс называл аналитическим. Метод Маркса основан на движении мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретному, но уже изученному на основе А. В этом движении на всех стадиях исследования Маркс пользовался как А., так и синтезом. В результате аналитико-синтетич. процесса конкретное целое изображается во всем богатстве его свойств и отношений, как единство законов и форм их существования в конкретной действительности (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). А. является не только методом получения новых знаний, но и способом систематич. изложения уже имеющихся науч. истин. В своей более элементарной форме он широко применяется в педагогич. процессе, О другом смысле термина «А.», исторически сложившемся в науке в связи с рассмотрением логики. дедуктивных доказательств (прежде всего в математике), см. Синтез. Лит-: М а р к с К., Введение (Из экономических рукописей 1857 — 1858 годов), ь кн.: Маркс К. и ЭнгепьсФ., Соч., 2 изд., т. 12, М., 1958; его же, Капитал, т. 1, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 40; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 176, 180, 181; Ленин В. И., Философские тетради, Соч.. 4 изд., т. 38; е г о же, Карл Маркс,там же, т.21, с. 43—54; е г о ж е, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 23; Розенталь М., Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса. М., 1955, гл. 8 и 10; Р у б и н ш т е й н С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2 и 3; С т р о г о в и ч М. С, Логика, [М.], 1949, с. 80—83; Р а с с е л Б., Человеческое познание..., пер. с англ., М., 1957, ч. 4, гл. З.Б. Бирюков. Москва. АНАЛИЗАТОРЫ — см. Органы чувств. АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Анализ АНАЛОГИЯ (греч. яча/.о-^'а) — сходство предметов в к.-л. признаках или отношениях; умозаключение по А.— вывод, сделанный о свойствах одного предмета на основании его сходства с др. предметом. В Др. Греции под А. понимали сходство количеств, отношений, пропорцию (Эвклид, Аристотель). Вывод об одной единичной вещи на основании данных о др. вещи Аристотель называл примером (парадейгма). В ср. века А. называли одинаковое наименование различных вещей. Умозаключение по А. производится по схеме: предметам А и В присущи одинаковые признаки аь аъ..., ап, предмет А, кроме того, обладает признаком р, следовательно, В также обладает р. Напр., пусть модель корабля (Л) обладает такой же формой (dj), таким же отношением веса к объему (я2), такими же соотношениями между весом отдельных частей (а;),..., ап), как и строящийся корабль. Если при испытании модели в бассейне она затонула (р), то отсюда можно по А. сделать вывод о том, что затонет и корабль В, сделанный по этой модели. В зависимости от природы сравниваемых предметов и характера связи между признаками аь а2,..., а„, с одной стороны, и р —с другой, умозаключение по А. может приводить как к истинному, так и к ложному выводу. История развития человеч. мышления изобилует примерами заблуждений, возникавших на основе ложных А. Напр., в физике А. между распространением тепла и движением жидкости привела в 17—18 вв. к учению об особой тепловой жидкости.— теплороде. Такие;ке А. приводили к признанию существования электрпч. и магнитных жидкостей. Эти теории долго препятствовали выяснению подлинной сущности тепловых и электромагнитных явлений. Обилие ошибок, к-рые связаны с неверными А., обусловило скептич. отношение к А. вообще. Оно выражено во франц. пословице: comparaison n'est pas raison (сравнение — не доказательство). С другой стороны, А. часто приводили к важным открытиям. Так, А. с волнами на поверхности воды помогала выяснению законов распространения звука и света. А. с отбором в скотоводстве воспользовался Дарвин при создании своей теории естеств. отбора. А. играла большую роль в создании таких паук, как аналитич. геометрия и математич. логика. В большинстве работ по логике (Кант, Милль, Гёффдинг и др.) отношение к А. двойственное: признается эвристич. значение А. как умозаключения, ведущего к гипотезе, но отрицается доказат. сила этого умозаключения. Факт общности ряда признаков а1, 4;.,..., in у двух предметов не является достаточным основанном для того, чтобы считать общим и признак 3. Поэтому при отсутствии дальнейшего анализа этих признаков и сравниваемых предметов вывод по А. будет лишь вероятным, причем в очень малой степени. Увеличение вероятности вывода по А. требует выполнения нек-рых условий: 1) число общих для А ц В признаков аьа.,,...,ап должно быть возможно большим. 2) Признаки Я], а2,..., о.п должны быть существенными для сравниваемых предметов Л и II. 3) Общие АНАНИЯ ШИРАКАЦИ— АНАНЬЕВ 57 признаки доляшы охватывать разные стороны сравниваемых предметов, быть как можно более разнородными. 4) Переносимый признак 3 должен быть того жетипа,чтои а., а2,..., ап. Выполнение этих правил повышает вероятность вывода по А., хотя и не делает его вполне достоверным. Однако в практике мышления А. часто исполь-вуется и для доказательства. Напр., с целью показать несостоятельность рассуждения можно привести пример аналогичного рассуждения, несостоятельность к-рого очевидна. Умозаключение по А. приобретает доказат. характер в случае, если будет показано, что: 1) признаки Я], я2,..., ап в точности одинаковы у сравниваемых предметов и 2) связь признаков alt a2,..., о.п иР не зависит от специфики предмета Л, т. е. безразлично, каким предметам они принадлежат. При этом число признаков, их существенность для предметов:Нт. д., т. е. все приведенные выше условия повышения [вероятности вывода, теряют свое значение. Поскольку вероятные и достоверные выводы по А. получаются;С помощью различных логич. оснований, то, по существу, здесь имеют место два различных вида умозаключений (сравни гомология).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|