Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 9 глава
В период между двумя мировыми войнами «вожди» А.-с. предпринимали попытки для консолидации сил. В этих целях в 1922 в Берлине была создана Междунар. ассоциация трудящихся (МАТ). Секретариат этой орг-ции в 1933 переехал в Барселону, в 1934— в Париж, а с 1938 находится в Швеции. Количество членов секций МАТ во Франции, Англии, Австрии, Уругвае, Аргентине, Швеции, Дании, Нидерландах, Норвегии, ФРГ и Италии не превышает 24 тыс. чел. (1955). В последние годы руководство нек-рых секций МАТ под флагом «либер-гарного» синдикализма предложило «новую программу деятельности». В качестве осн. задачи в ней выдвигается борьба за «индустриальную демократию», за увеличение обществ, влияния рабочих в делах каждого капиталистич. предприятия. В совр. А.-с. существуют различные течения и группы, иногда противостоящие друг другу. После победы исп. реакции (1939) нац. орг-ции анархо-синдикалистов эмигрировали во Францию, Сев. Африку и Лат. Америку, где ведут работу среди рабочих эмигрантов, а также оказывают влияние на определенную часть трудящихся Испании. В исп. А.-с. различаются 3 течения — унитарное, политич. и ортодоксальное. Характерной особенностью унитарного течения (одна из сильных групп к-рого находится в Мексике и издает газ. «Unidad») является требование пересмотра идейных и тактич. принципов анархизма и принятия нек-рых важнейших положений марксизма. Анархисты-унитаристы считают, что рабочий класс может завоевать власть, лишь будучи руководимым политич. партией, и выступают за создание анархистской партии. Два других течения исп. А.-с. враждебно относятся к марксизму и коммунистич. движению. Они выступают за союз с либеральными демократич. и др. оппозиционными силами, исключая коммунистов, в борьбе против диктатуры Франко.
В целом А.-с. в наст, время продолжает оказывать тормозящее влияние на развитие междунар. рабочего движения, выступая как открытый противник коммунизма и социалистич. стран. Теоретич. основой совр. А.-с, как и анархизма вообще, является идеалистич. философия, эклектически сочетающая традиц. положения анархистской идеологии с модными идеями совр. бурж. философии (экзистенциализма, персонализма и т. д.). Анархо-синдикалистские идеи возрождаются также совр. ревизионистами, отступившими от марксистско-ленинской теории и тактики. Совр. ревизионизм фактически борется за отказ от руководящей роли марксистско-ленинской партии в революц. рабочем движении, противопоставляя ей беспартийные рабочие организации, «производителей вообще», трудящиеся массы. Теория и тактика А.-с. разоблачены марксизмом-ленинизмом, опровергнуты практикой миро-f вого революц. движения, практикой строительства ■ коммунизма в Сов. Союзе, социалистич. строительства в Китае и странах нар. демократии. Р. Маргимес, Л. Сентебое. Москва. Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Т. Куно, 24 ннв. 1872 г, в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Избр. письма, [М.], 1953; Ленин В. И., Проекты резолюций к пятому съезду РСДРП, Соч., 4 изд., т. 12; е г о же, Предисловие к брошюре Воинова (А. В. Луначарского)..., там же, т. 13; е г о ж е, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; е г о ж е, Съезд итальянских социалистов, там же, т. 18; е г о ж е, В Швейцарии, там же; его же, Английское рабочее движение в 1912 году, там же; е г о ж е, Государство в революция, там же, т. 25; его же, Удержат ли большеви- ки государственную власть?, там же, т. 26; его же, Доклад об очередных задачах Советской власти (Заседание ВЦИК 29 апр. 1918 г.), там же, т. 27; е г о ж е, Письмо Сильвии Панк-херст, там же, т. 29; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; е г о ж е, II Всероссийский съезд горнорабочих, там же, т. 32; е г о ж е, X съезд РКП(б) 8—16 марта 1921 г., там же; е г о ж е, Мы заплатили слишком дорого, там же, т. 33; Пятый (лондонский) съезд РСДРП, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, М., 1954; Десятый съезд РКП(б), там же;" Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Плеханов Г. В., Соч., т. 16 (Вопросы социализма и рабочего движения), М.— Л., 1928; Канев С, Как партия преодолела анархо-синдикалистский уклон, М., 1958; Кузин В. В., Борьба Коммунистической партии с анархо-синдикалистским уклоном в 1920—22 гг., М., 1958; Майданик К. Л., Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936— 1939 гг., в кн.: Из истории освободительной борьбы испанского народа, М., 1959.
Материалы по А.-с: Коль Г., Гильдейский социализм, пер. с англ., М., 1925; К р и т с к а я К., Лебедев Н., История синдикалистского движения во Франции (1789—1907), М., 1908; May рин X., Анархо-синдикализм в Испании, М., 1925; Л а г а р д е л ь Г., Всеобщая стачка и социализм. Международная анкета. Мнения и документы, СПБ, 1907; Л е о н э Э., Синдикализм, М., 1907; П а т о Э. и Пуже Э., Как мы совершим революцию, М.—П., 1920; С о 1 I i n e t M., L'Ouvrier francais, Esprit du syndi-calisme, P.. 1952. См. также литературу к ст. Анархизм. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Англия — страна, имеющая длит, история, традицию развития филос. мысли. Сохраняя нац. самобытность, А. ф. с самого начала [Алкуин (ок. 735—804), Иоанн Скот Эриугена] развивалась в тесном взаимодействии с философией других стран. Своеобразие А. ф. определяется, в конечном счете, ранним развитием капитализма в Англии и связанными с этим особенностями идеологич. борьбы. Условия перехода в Англии от феодализма к капитализму, а затем ее привилегированное положение как мировой колониальной державы обусловили особенности классовой борьбы в этой высокоразвитой капиталистич. стране. При всем разнообразии течений, сменявших друг друга и сталкивавшихся между собой в ходе истории А. ф., для нее характерна прочная и давняя материалистич. традиция. «Материализм — прирожденный сын Великобритании» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Значение англ. материализма выходит за нац. рамки. А.ф. свойственна эмпирическая, индуктивная, ана-литич. тенденция, насыщенный богатым эмпирич. материалом углубленный анализ отд. филос. проблем, к-рый преобладал над созданием универсальных ра-ционалистич. конструкций и всеобъемлющих систем. Для истории А. ф. характерны также тесная связь с развитием естествознания (достаточно упомянуть роль Ньютона и Дарвина в формировании воззрений англ. философов) и большое внимание к проблемам этики.
Неоплатонич. система ирландца Эриугены (9 в.) — первое значит, филос. построение в Европе после упадка антич. цивилизации. В 12—13 вв. выступает Александр из Гэльса — один из провозвестников схоластич. философии. Однако деятельность их протекала гл. обр. во Франции и отражала сложившуюся там идеологич. обстановку. Крупнейших английских ср.-век. философов Р. Бэкона, Дунса Скота и У.Оккама объединяет, при всем существ, различии их учений, дух самостоятельности, оппозиции к господствовавшей католич. догматике. Р. Бэкон в полном контрасте с господствовавшим схоластич. мировоззрением предвосхитил грядущий поворот философии в сторону опытной науки и начертал контуры науч. метода познания мира. Столь отличный от Бэкона мыслитель, как Дуне Скот, сам являвшийся воплощением схоластич. учености, в борьбе против школы Фомы Аквинского способствовал расколу схоластич. лагеря, чем подготовил идейную почву для разграничения веры и знания, оказавше- 62 АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ гося вскоре опорным пунктом для прогрессивных мыслителей, отстаивавших автономию рационального мышления. По характеристике К.Маркса, он заставил «самоё теологию проповедовать материализм» (там же). Вершиной ср.-век. А. ф. был Оккам. Борьба за независимость от папства приняла в его учении двоякое выражение: защиты принципа независимости светских властей от Ватикана и разрыва с томизмом и схоластич. реализмом вообще. Обоснованный Окка-мом номинализм в сочетании с четкдм отграничением знания от веры, естеств. опыта от сверхопытного откровения знаменовал недвусмысл. материалистич. тенденцию, насколько она была возможна в пределах схоластики. Номинализм сделался одной из наиболее действенных традиций в истории А. ф. (сохраняющейся и поныне), а столкновение его с реализмом стало выражением борьбы двух лагерей в философии. Учение Оккама, последнего выдающегося представителя англ. схоластич. философии, несло в себе идеи, подрывавшие самые основы схоластики.
Период первонач. накопления был для А. ф. периодом застоя. В 15—16 вв. А. ф. отстала от блестящего свободомыслия гуманистов Возрождения. В философии преобладал схоластич. аристотелизм (Дж. Кейз, Р. Сандерсон). Антиаристотелевские, примыкавшие к взглядам Раме выступления У. Темпла, как и утопия Т. Мора, занимающего в истории мировой обществ, мысли особое место, не меняли существ, образом общей картины задержки развития философии перед новым скачком в 17 в. В 17 в. подъем А. ф., особенно англ. материализма, был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни страны и прежде всего с англ. буржуазной революцией. Великие англ. мыслители 17 в. Ф. Бэкон, Гоббс и Локк оказали огромное влияние на философию в других странах. Ф. Бэкон по праву считается в марксистской истории философии родоначальником англ. материализма и опытной науки нового времени. В его философии, учитывающей, как отмечал Маркс, наследие антич. материализма (Демокрита, Анаксагора), получила всестороннее развитие науч. тенденция, намеченная еще Р. Бэконом. Прогрессивное значение его философии заключалось гл. обр. в принципиальном изменении отношения философии к фактам, к опытной науке, к естествознанию. Провозглашенный им новый, индуктивный метод — манифест нового строя филос. мысли, направленный к выработке науч. миропонимания,— оказал большое влияние на дальнейшее развитие англ. науки, особенно естествознания. Его соч. «О достоинстве и усовершенствовании наук», своеобразным научно-технич. дополнением к к-рому должна была стать незаконченная утопия «Новая Атлантида», является первым наброском грандиозного для того времени плана науч. работ, предназначенных для создания новой, капиталистич. цивилизации; в нем нет, однако, духа революц. борьбы. Продолжатель Ф.Бэкона — Гоббс разработал филос. систему, опирающуюся на совр. ему открытия механико-математич. естествознания и выражающую самый дух этого естествознания, его руководящие принципы. В философии Гоббса материализм обрел четкие очертания механистич. материализма, соответствовавшего уровню, характеру и задачам развития науки в ту история, эпоху. Вместе с тем Гоббс покончил с теологич. предрассудками материализма Бэкона, обнажив социальную сущность религии. Гоббс своей теорией общественного договора, своей теорией государства сделал попытку противопоставить рациональное (хотя еще не материалистическое) понимание обществ, явлений теологическому. Самым слабым звеном философии Гоббса была узловая проблема перехода от чувств, к рациональному познанию. Локк
сосредоточил внимание на обстоят, разработке этой проблемы, обосновав сенсуалистич. учение о происхождении понятий и идей из ощущений и восприятий. В философии Локка бурж. идеология высвобождается от характерной для революц. периода зависимости от религ. мировоззрения. В то же время материализм у Локка не является последовательным, он открывает лазейки для агностицизма и субъективизма, отражает, как и социология:, воззрения Локка, дух классового компромисса 1688, завершение бурж. революции. История, влияние идей Локка чрезвычайно велико и разносторонне. Для А. ф. после Локка традиционным становится эмпиризм. Исходя из сенсуализма Локка, в 18 в. философию разрабатывали как в материалистич. (франц. материализм), так и в идеалистич. (Беркли, Юм) направлениях (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144; В. И. Ленин, Соч, 4 изд., т. 14, с. 113). Развитие материалистич. линии в А. ф. совершалось в упорной борьбе против идеализма и религии. Вслед за теологич. противниками материализма (Р. Филмер, Дж. Бремхолл, Р. Гревилл) против него в 17 в. выступили кембриджские платоники (Г. Мор, Кедворт и др.). В обоих случаях борьба против материализма совпадала с борьбой против науч. познания. Преодолевая критику справа, прогрессивные приверженцы философии Локка продолжали материалистич. тенденцию, содержавшуюся во взглядах их учителя, и образовали в 1-й пол. 18 в. школу англ. деизма. Предшественниками этого направления были Херберт (лорд Чербери) и Болингброк. Деисты (Толанд, друг и ученик Локка Коллинз, М. Тиндаль,Т. Вулстон, Додуэлл Младший), опираясь на учение Локка и открытия Ньютона, в борьбе с теологич. истолкованием ньютонианства Кларком представляли прогрессивную линию в развитии А. ф. Споры разгорелись вокруг проблемы бессмертия души; отношение к этой проблеме сделалось пробным камнем для определения филос. позиций. Самым значительным из англ. материалистов этого времени был Толанд. Его учение о единстве пространства и материи (против Ньютона) и обоснование идеи о том, что движение внутренне и неотрывно присуще материи (против метафизики Спинозы), были ценным вкладом в развитие материализма. В эту эпоху утверждения капитализма предметом интенсивного обсуждения стали проблемы нравственности. Кларк, сторонник метафизически-идеали-стич. концепции морального порядка и гармонии, деистически настроенный Шефтсбери, противопоставивший эвдемонизму теорию врожденного «морального чувства», его продолжатель Хетчесон, их противник Мандевиль, прославивший себя филос. сатирой на господствовавшее этич. лицемерие и показавший реальные нравы современного ему общества, являлись осн. представителями этич. течений этого периода. Самым видным деятелем идеалистич. реакции был Беркли, проповедник «мистического идеализма в английской философии» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 63).Беркли придал новый вид борьбе против материализма, против укрепившегося на основе ньютоновской физики материалистич. деизма, обосновывая религ. мистич. выводы не при помощи теологич. доводов, а отталкиваясь от софистич. анализа чувств, опыта. Его объек-тивно-идеалистич. и теологич. выводы находились в противоречии с субъективно-идеалистич. основоположениями его философии. Последующие представители англ. идеализма, приглушив откровенно мистич. выводы Беркли, опирались в борьбе против материализма на его идеалистич. обработку сенсуализма. Наиболее крупным из них был Юм, оказавший прочное и длит, влияние на развитие идеализма Капта, позитивизм, идеалистич. философию конца 19—20 вв. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ' 63 Юм сделал последоват. феноменалистич. выводы из субъективно-идеалистич. версии сенсуализма. Его скептицизм преследовал сразу две цели: отвергнуть гл. противника —материализм, и вместе с тем оградить опытное естествознание от тоологич. догм. Его философия знаменовала переход от буржуазных прогрессивных идей 17 в. к идеологии буржуазии, установившей свое господство; то была философия просвещ. либеральной буржуазии, еще не порвавшей с принципами просветителей, но обломавшей их революц. острие. В этих историч. условиях материализм потерял свое прежнее влияние, однако материа-листич. традиция сохранялась в продолжение всей истории А. ф. В сер. 18 в. материализм отстаивал Гар-тли, а затем выдающийся ученый-химик, приверженец франц. революции Пристли. Во всеоружии совр. им науч. знаний они смело и талантливо боролись против господствовавших школ идеализма и религ. суеверий. Во 2-й трети 18 в. сложилась шотландская школа, выступавшая под знаменем «здравого смысла» (Рид, Дж. Освальд, Д. Стюарт и др.). Под видом «наивного реализма» эта школа подвергла философию Юма критике справа, отстаивая от его скептицизма религ. догмы. Защита объективной реальности служила лишь средством обоснования дуализма и бытия бога. Убедит, критика основоположений этой философии была дана уже Пристли. В результате пром. переворота в полной мере развернулся англ. капитализм, утвердивший свое господство во всех сферах общества. В оформлении идеологии развивающегося капитализма большую роль сыграли классич. экономич. учения Смита и Рикардо и тесно связанное с ним этич. учение утилитаризма, в к-ром бурж. делячество идет рука об руку с апологией капитализма. В утилитаризме Бентама и примыкавших к нему учениях (Дж. С. Милль и др.) 4урж. самодовольство и ограниченность вытеснили Жылую революционность; «радикал» Бентам выступил против демократич. идей франц. якобинцев и лежащей в их основе теории естественного права. Аналогично тому, как исходящая из сенсуализма теория познания шла двумя противоположными путями —материалистич. и антиматериалистическим, в противоположных направлениях—буржуазном и антибуржуазном разрабатывалась основанная на сенсуализме этика. По своему идейному содержанию и социальной функции этика Бентама и этика Год-«ша находились в явном противоречии: первая — это, по выражению Маркса и Энгельса, «теория эксплуатации», гимн гармонии капиталистического общества; вторая —осуждала капитализм и как экономич. и как моральную систему, вскрывая его дисгармонию и социальную несправедливость. «Исследование о политической справедливости» Годвина (1793) и ответ на нее Мальтуса были ярким идеологич. отражением социальных конфликтов; за гармонией, воспевавшейся утилитаристами, таилась суровая борьба классов. Человеконенавистнич. тенденция капиталистич. «прогресса» явственно обнаружилась в мальтузианстве. Социальная философия Мальтуса была направлена против «утопизма» подлинно гума-нистич. идей, выражавших идеалы и стремления трудящихся масс. Между тем идеи утопич. социализма, осуждавшие частнособственнич. действительность и противопоставлявшие ей мечту об общности имущества и труда, не умирали в истории англ. обществ, мысли. Заложенная Мором традиция утопич. социализма возродилась век спустя во время англ. бурж. революции. Ярким ее представителем был деятель движения диггеров Уинстэнли, отстаивавший радикальные, но утопич. идеалы потребительского коммунизма. От Мора к «Республике Океании» Гаррингтона (1656), далее к Годвину и от него к Оуэну и У. Моррису — из века в век влекло передовые умы к социалистич. идеалу. Учение Оуэна способствовало подготовке величайшей революции в истории филос. идей—возникновению марксизма. Следующим этапом в развитии субъективно-идеалистич. эмпиризма, восходящего к Юму, был англ. позитивизм. Два крупнейших имени знаменуют собой два периода в развитии англ. позитивизма: Дж. С. Милль и Спенсер.У Милля и его сторонников скептич. философия как бы поворачивается с негативной стороны на позитивную: она направлена на разработку эмпирич. метода познания в рамках, определенных отказом от возможности познания объективной реальности. Содействуя развитию опытного, эксперимент, знания, англ. позитивисты дали обстоят, исследования в отдельных спец. областях (учение об индукции в логике Милля,учение об ассоциациях в психологии А. Бэна, позднее учение о закономерности в социологии Бокля), но их философия в целом не дает материализму доступа в науку и вместе с тем открывает путь религ. вере. Обострение противоречий капитализма, рост классового самосознания пролетариата, выступившего как самостоят.сила в чартистском движении (наиболее радикальными представителями к-рого были Гарни и Джонс), возникновение массовой организации рабочего класса—тред-юнионов,деятельность в Англии творцов науч. коммунизма—Маркса и Энгельса, развитие материалистич. идей естеств.-науч. мысли—такова обстановка, в условиях к-рой была создана материалистич. эволюц. теория Дарвина. Учение об эволюции видов и о происхождении человека дало могучий толчок развитию материализма и атеизма.В течение десятилетий продолжались жестокие столкновения науки и религии вокруг учения великого биолога. Наконец, эволюц. теория Дарвина дала ценнейший материал Марксу и Энгельсу для дальнейшей разработки материалистич. диалектики. Дарвинизм послужил отправным пунктом для естественнонаучного материализма прямого преемника Дарвина—Т. Г. Гексли и близкого к его воззрениям Дж. Роменса. Дарвинизмоказал влияние также и на развитие англ. позитивизма. Позитивистский эволюционизм Спенсера опирался на теорию Дарвина. Спенсер завершил философию своих предшественников созданием энциклопедической по масштабу позитивистской филос. системы. Признание запретной зоны «непознаваемого» и ограничение познания сферой явлений крепко связывали Спенсера с линией Юма. Вместе с тем две отличит, особенности характеризуют его позитивизм. Во-первых, Спенсер всесторонне разработал метафизич. концепцию развития— эволюционизм, направленный, с одной стороны, против теорий, игнорировавших всякое развитие, с другой—против диалектич. и революц. концепции развития. Во-вторых, Спенсер использовал великое науч. открытие Дарвина в интересах укрепления идеологич. позиций буржуазии. Органич. социология Спенсера,основанная на ложномантидиалектич.принципе сведения высших форм движения к низшим, и весь ого эволюционизм в социологии в течениедлит.периода широко применялись в борьбе против революци-онно-социалистич. идей (см. Социальный дарвинизм). В последней трети 19 в. выросло и распространилось объективно-идеалистич. течение с явно выраж. религ. тенденцией известное как англ. гегельянская школа. Выступив с решит, критикой эмпирич. и позитивистской формы субъективного идеализма, критикой, к-рая стала традиционной для англ. бурж. философии, эта школа к концу века вытеснила влияние философии Милля и Спенсера и утвердилась в качестве господствующей. Объективно-идеалистич. реакция опиралась в своей борьбе на учение нем. идеалистов от Кан- 64 АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ та до Гегеля. Как известно, на формировании воззрений родоначальника нем. классич. идеализма Канта сказалось влияние Ньютона и Юма. В своем обратном воздействии на англ. философию кантианство было направлено против учений, сложившихся на почво механицизма Ньютона и эмпиризма Юма. Первонач. проявления рассматриваемого поворота англ. идеализма от феноменализма к спиритуализму, от психологизма к логицизму, от индукции и эмпиризма к спекулятивной дедукции наметились уже в философии Гамильтона, пытавшегося в своем учении о «безусловном» развить учение шотландской школы путем соединения его с кантианским трансцендентализмом. Другим источником формирования английского гегельянства были идеи реакционного романтизма, проповедовавшиеся Колриджем и Карлейлем, которые использовали фихтеанские и шеллингиан-ские идеи. Гегельянство Грина, братьев Дж. и Э. Керд, а тем более Брэдли, Бозанкета, Дж. Э. Мак-Таггар~ та не совпадает с нем. гегельянством по своему теоретич. содержанию и социальной роли. В англ. гегельянстве нет той внутренне противоречивой двойственности, к-рая составляет самое существо нем. классич. идеализма. Англ. философов привлекала система абс. идеализма и «абсолютное» как логизированная идея бога, но им остался совершенно чужд диалектич. метод. Даже у Мак-Таггарта, лучшего знатока Гегеля среди приверженцев этой школы, нет симпатии к идее развития. Если феноменалисты вели борьбу против материализма в сфере чувственного познания, то гегельянцами эта борьба переносится в рациональную сферу. Нельзя вместе с тем не признать, что изучение нем. философии расширило горизонты англ. идеалистов. Самым ярким и самобытным из всех представителей англ. гегельянства был Брэдли. Однако в его релятивизме и во всестороннем обнажении им противоречивости познания (причем принцип противоречивости у Брэдли, в отличие от Гегеля, не связан с принципом развития) уже обнаружилось начало распада этого течения. Учение Мак-Таггарта, в свою очередь, хотя и по-другому, обнаруживает те же симптомы. Монистич. форма абс. идеализма (см. Монизм) перешла у него в плюралистич. форму (см. Плюрализм), а мистич. мотивы (религия любви) теряют связь с христ. богословием. Прагматизм в форме «гуманизма» Ф. К. Шиллера, выступавшего с критикой гегельянства, не привился на англ. почве. Острая дискуссия между Брэдли и Шиллером способствовала уяснению слабых звеньев как той, так и др. формы идеализма. Впрочем, этому способствовала в более широком плане и вся борьба внутри идеалистич. лагеря между рационализмом гегельянцев и эмпиризмом юмистов, развернувшаяся на пороге эпохи империализма. Англ. гегельянство изжило себя в начале 20 в. Оно не имело глубоких корней в нац. филос. традиции и было совершенно чуждо совр. естеств.-науч. мысли. На смену ему в качестве доминирующего направления англ. филос. идеализма пришел неореализм. При всем индивидуальном различии осн. представителей этого течения, столь мало похожих друг на друга, как Мур и Александер, Рассел и Броуд, неореализму присущи общие черты, позволяющие характеризовать его как особую филос. школу. Формально неореализм выступил как решит, оппозиция и против субъективного (феноменалистического) и против объективного (гегельянского) идеализма. Формально он восстановил в правах «наивный реализм» шотландской школы и занял позицию, претендующую на преодоление как идеализма, так и материализма. По существу же своему неореализм является воинств, идеализмом, преднамеренно усложненным, камуфлированным феноменализмом, очень близким по своим основоположениям к махизму, несмотря на все различие их методологии. «Объективно реальные» «факты» и «события» неореалистов по субъективно-идеалистич. существу своему — родные братья эмпириокритич. «элементам» мира.Логич. усилия, софистич. искусство неореалистов направлены на дезориентацию в постановке и решении осн. вопроса философии как в теории познания, так и в теории бытия. В теории познания неореалистов снова в центре интересов — чувственное восприятие. Всячески лавируя между тождеством и различием восприятия и предмета, неореалисты стараются скрыть и затемнить коренную противоположность идеалистич. и материалистич. концепции, расчленяя и дробя вопрос, уводя мысль от основной проблемы. Для натурфилософии неореалистов характерно то же стремление к дезориентации в решении осн. вопроса философии. Материализму противопоставляют «нейтральный монизм», маскирующий свою идеалистич. природу стиранием граней между физическим и психическим — одухотворением, дематериализацией материи и материализацией духа [при посредстве бихевиоризма у Рассела, панвитализма (см. Витализм) у Уайтхеда и даже оккультизма у Броуда]. Рука об руку с «нейтрализацией» монизма (т. е. с борьбой против материального единства мира) путем стирания граней между физическим и психическим в том же направлении действует свойственная (при всем их различии) неореалистам Александеру, Ллойд-Моргану, Бро-уду плюралистич. тенденция—установление иерархич. лестницы форм бытия. Жизньидух превращаются из форм движения и свойств материи в ступени бытия наряду с материей. Если к этому добавить, что материя рассматривается как вторичное, надстроечное по отношению к пространству — времени и что устанавливается двоякое понимание эволюции форм бытия — от низшего к высшему и от высшего к низшему, — идеалистич. характер этой онтологии становится очевидным. Характерным для ряда неореалистов является также замена ими вульгарного эволюционизма как принципа развития эмерджентной эволюцией. Качеств, различие, скачки, возникновение нового получают права гражданства в этой теории. Механистич. сведение отвергается вместе с непрерывностью. Однако дискредитированный развитием науки вульгарный эволюционизм отбрасывается эмерджентными эволюционистами для того, чтобы противопоставить материалистич. диалектике другую, недиалектич. концепцию развития. В этой концепции нет диалектич. единства прерывности и непрерывности; перерывы постепенности осуществляются вопреки естеств. закономерности; переходы от низшего к высшему приобретают телеологич. (и даже теологическую — у Алексан-дера, Ллойд-Моргана) направленность. В результате эта натурфилософия отлично уживается у нек-рых ее приверженцев с религ. выводами, а у Броуда—даже с открытой проповедью спиритизма. Философы неореализма широко использовали кризис совр. физики для борьбы против материалистич. идей. Идеалистически истолковывая теорию относительности, квантовую механику, ломку физич. представлений о строении материи, они активно внедряли физический идеализм в среду естествоиспытателей и вместе с тем опирались на него в своих филос. учениях, превращавших материю, пространство и время из объективной реальности в логич. конструкции. Этому способствовала встречная волна физического идеализма, идущая из среды самих физиков-идеалистов. Широкому распространению в Англии (и за ее пределами) физического идеализма в большой мере способствовали популярные (и увлекательные по форме изложения) работы ряда крупных физиков, в АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 65 особенности астрономов-идеалистов (Дж. X. Джине, А. Эддингтон. Г. Дингл), пропагандирующих идеализм на основе ложных филос. выводов из новейших открытий естествознания. Эта пропаганда идеализма, исходящая от самих ученых, встретила отпор не только со стороны передовых англ. физиков (Бернал), но и со стороны отд. наиболее добросовестных и вдумчивых философов, близких к неореализму (Л. С. Стеббилг). Эта пропаганда часто основана не на идеалистич. филос. выучке, а на филос. беспомощности естествоиспытателей и слепой приверженности религ.-идеалистич. традиции. Явления, отмеченные в свое время Энгельсом в статье «Естествознание в мире духов» на примере англ. физика Крукса, сохраняются и поныне: спиритич. суеверия распространены и среди бурж. ученых, активно продолжается «изучение» парапсихич. явлений (psychical research). Физик О. Дж. Лодж, психологи У. Мак-Дугалл и Прайс, философ Броуд и пр.—наиболее активные проповедники суеверий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|