Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 9 глава




В период между двумя мировыми войнами «вожди» А.-с. предпринимали попытки для консо­лидации сил. В этих целях в 1922 в Берлине была создана Междунар. ассоциация трудящихся (МАТ). Секретариат этой орг-ции в 1933 переехал в Барсе­лону, в 1934— в Париж, а с 1938 находится в Шве­ции. Количество членов секций МАТ во Франции, Англии, Австрии, Уругвае, Аргентине, Швеции, Дании, Нидерландах, Норвегии, ФРГ и Италии не превышает 24 тыс. чел. (1955). В последние годы руко­водство нек-рых секций МАТ под флагом «либер-гарного» синдикализма предложило «новую програм­му деятельности». В качестве осн. задачи в ней вы­двигается борьба за «индустриальную демократию», за увеличение обществ, влияния рабочих в делах каждого капиталистич. предприятия.

В совр. А.-с. существуют различные течения и группы, иногда противостоящие друг другу. Пос­ле победы исп. реакции (1939) нац. орг-ции анархо-синдикалистов эмигрировали во Францию, Сев. Афри­ку и Лат. Америку, где ведут работу среди рабочих эмигрантов, а также оказывают влияние на определен­ную часть трудящихся Испании. В исп. А.-с. разли­чаются 3 течения — унитарное, политич. и ортодо­ксальное. Характерной особенностью унитарного те­чения (одна из сильных групп к-рого находится в Мексике и издает газ. «Unidad») является требование пересмотра идейных и тактич. принципов анархизма и принятия нек-рых важнейших положений мар­ксизма. Анархисты-унитаристы считают, что рабочий класс может завоевать власть, лишь будучи руково­димым политич. партией, и выступают за создание анархистской партии. Два других течения исп. А.-с. враждебно относятся к марксизму и коммунистич. движению. Они выступают за союз с либераль­ными демократич. и др. оппозиционными силами, исключая коммунистов, в борьбе против диктату­ры Франко.

В целом А.-с. в наст, время продолжает оказывать тормозящее влияние на развитие междунар. рабочего движения, выступая как открытый противник ком­мунизма и социалистич. стран.

Теоретич. основой совр. А.-с, как и анархизма вообще, является идеалистич. философия, эклек­тически сочетающая традиц. положения анархист­ской идеологии с модными идеями совр. бурж. философии (экзистенциализма, персонализма и т. д.). Анархо-синдикалистские идеи возрождаются также совр. ревизионистами, отступившими от марксистско-ленинской теории и тактики. Совр. ревизионизм фак­тически борется за отказ от руководящей роли мар­ксистско-ленинской партии в революц. рабочем дви­жении, противопоставляя ей беспартийные рабочие организации, «производителей вообще», трудящиеся массы. Теория и тактика А.-с. разоблачены марк­сизмом-ленинизмом, опровергнуты практикой миро-f вого революц. движения, практикой строительства ■ коммунизма в Сов. Союзе, социалистич. строительства в Китае и странах нар. демократии.

Р. Маргимес, Л. Сентебое. Москва.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Т. Куно, 24 ннв. 1872 г, в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Избр. письма, [М.], 1953; Ленин В. И., Проекты резолюций к пятому съезду РСДРП, Соч., 4 изд., т. 12; е г о же, Предисловие к брошю­ре Воинова (А. В. Луначарского)..., там же, т. 13; е г о ж е, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; е г о ж е, Съезд итальянских социалистов, там же, т. 18; е г о ж е, В Швейцарии, там же; его же, Английское рабочее движение в 1912 году, там же; е г о ж е, Государство в революция, там же, т. 25; его же, Удержат ли большеви-


ки государственную власть?, там же, т. 26; его же, Доклад об очередных задачах Советской власти (Заседание ВЦИК 29 апр. 1918 г.), там же, т. 27; е г о ж е, Письмо Сильвии Панк-херст, там же, т. 29; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; е г о ж е, II Всероссийский съезд горнорабочих, там же, т. 32; е г о ж е, X съезд РКП(б) 8—16 марта 1921 г., там же; е г о ж е, Мы заплатили слишком до­рого, там же, т. 33; Пятый (лондонский) съезд РСДРП, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле­нумов ЦК, ч. 1, М., 1954; Десятый съезд РКП(б), там же;" Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народ­ного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на внеоче­редном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Пле­ханов Г. В., Соч., т. 16 (Вопросы социализма и рабоче­го движения), М.— Л., 1928; Канев С, Как партия преодолела анархо-синдикалистский уклон, М., 1958; Ку­зин В. В., Борьба Коммунистической партии с анархо-синдикалистским уклоном в 1920—22 гг., М., 1958; Майданик К. Л., Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936— 1939 гг., в кн.: Из истории освободительной борьбы испан­ского народа, М., 1959.

Материалы по А.-с: Коль Г., Гильдейский соци­ализм, пер. с англ., М., 1925; К р и т с к а я К., Лебе­дев Н., История синдикалистского движения во Франции (1789—1907), М., 1908; May рин X., Анархо-синдикализм в Испании, М., 1925; Л а г а р д е л ь Г., Всеобщая стачка и социализм. Международная анкета. Мнения и документы, СПБ, 1907; Л е о н э Э., Синдикализм, М., 1907; П а т о Э. и Пуже Э., Как мы совершим революцию, М.—П., 1920; С о 1 I i n e t M., L'Ouvrier francais, Esprit du syndi-calisme, P.. 1952. См. также литературу к ст. Анархизм.

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Англия — страна, имеющая длит, история, традицию развития филос. мысли. Сохраняя нац. самобытность, А. ф. с самого начала [Алкуин (ок. 735—804), Иоанн Скот Эриуге­на] развивалась в тесном взаимодействии с философией других стран. Своеобразие А. ф. определяется, в ко­нечном счете, ранним развитием капитализма в Англии и связанными с этим особенностями идеологич. борьбы. Условия перехода в Англии от феодализма к капита­лизму, а затем ее привилегированное положение как мировой колониальной державы обусловили особен­ности классовой борьбы в этой высокоразвитой ка­питалистич. стране.

При всем разнообразии течений, сменявших друг друга и сталкивавшихся между собой в ходе истории А. ф., для нее характерна прочная и давняя материалистич. традиция. «Материализм — при­рожденный сын Великобритании» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Значение англ. материализма выходит за нац. рамки. А.ф. свойственна эмпирическая, индуктивная, ана-литич. тенденция, насыщенный богатым эмпирич. материалом углубленный анализ отд. филос. проблем, к-рый преобладал над созданием универсальных ра-ционалистич. конструкций и всеобъемлющих систем. Для истории А. ф. характерны также тесная связь с развитием естествознания (достаточно упомянуть роль Ньютона и Дарвина в формировании воззре­ний англ. философов) и большое внимание к про­блемам этики.

Неоплатонич. система ирландца Эриугены (9 в.) — первое значит, филос. построение в Европе после упад­ка антич. цивилизации. В 12—13 вв. выступает Алек­сандр из Гэльса — один из провозвестников схоластич. философии. Однако деятельность их протекала гл. обр. во Франции и отражала сложившуюся там идеологич. обстановку. Крупнейших английских ср.-век. фило­софов Р. Бэкона, Дунса Скота и У.Оккама объединяет, при всем существ, различии их учений, дух самосто­ятельности, оппозиции к господствовавшей католич. догматике. Р. Бэкон в полном контрасте с господст­вовавшим схоластич. мировоззрением предвосхитил грядущий поворот философии в сторону опытной нау­ки и начертал контуры науч. метода познания мира. Столь отличный от Бэкона мыслитель, как Дуне Скот, сам являвшийся воплощением схоластич. учености, в борьбе против школы Фомы Аквинского способство­вал расколу схоластич. лагеря, чем подготовил идей­ную почву для разграничения веры и знания, оказавше-


62 АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


гося вскоре опорным пунктом для прогрессивных мыслителей, отстаивавших автономию рационального мышления. По характеристике К.Маркса, он заставил «самоё теологию проповедовать материализм» (там же). Вершиной ср.-век. А. ф. был Оккам. Борьба за независимость от папства приняла в его учении двоякое выражение: защиты принципа независимости светских властей от Ватикана и разрыва с томизмом и схоластич. реализмом вообще. Обоснованный Окка-мом номинализм в сочетании с четкдм отграничением знания от веры, естеств. опыта от сверхопытного откровения знаменовал недвусмысл. материалистич. тенденцию, насколько она была возможна в преде­лах схоластики. Номинализм сделался одной из наи­более действенных традиций в истории А. ф. (сохра­няющейся и поныне), а столкновение его с реализ­мом стало выражением борьбы двух лагерей в фило­софии. Учение Оккама, последнего выдающегося представителя англ. схоластич. философии, несло в себе идеи, подрывавшие самые основы схоластики.

Период первонач. накопления был для А. ф. периодом застоя. В 15—16 вв. А. ф. отстала от блестя­щего свободомыслия гуманистов Возрождения. В фи­лософии преобладал схоластич. аристотелизм (Дж. Кейз, Р. Сандерсон). Антиаристотелевские, примы­кавшие к взглядам Раме выступления У. Темпла, как и утопия Т. Мора, занимающего в истории миро­вой обществ, мысли особое место, не меняли существ, образом общей картины задержки развития философии перед новым скачком в 17 в.

В 17 в. подъем А. ф., особенно англ. материализма, был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни страны и прежде всего с англ. буржуазной революцией. Великие англ. мыслители 17 в. Ф. Бэкон, Гоббс и Локк оказали огромное влияние на философию в других странах. Ф. Бэкон по праву считается в марксистской истории философии родоначальником англ. материализма и опытной науки нового времени. В его философии, учиты­вающей, как отмечал Маркс, наследие антич. материа­лизма (Демокрита, Анаксагора), получила всесторон­нее развитие науч. тенденция, намеченная еще Р. Бэконом. Прогрессивное значение его философии за­ключалось гл. обр. в принципиальном изменении отно­шения философии к фактам, к опытной науке, к естест­вознанию. Провозглашенный им новый, индуктив­ный метод — манифест нового строя филос. мыс­ли, направленный к выработке науч. миропонима­ния,— оказал большое влияние на дальнейшее раз­витие англ. науки, особенно естествознания. Его соч. «О достоинстве и усовершенствовании наук», свое­образным научно-технич. дополнением к к-рому дол­жна была стать незаконченная утопия «Новая Атлан­тида», является первым наброском грандиозного для того времени плана науч. работ, предназначенных для создания новой, капиталистич. цивилизации; в нем нет, однако, духа революц. борьбы. Продолжатель Ф.Бэко­на — Гоббс разработал филос. систему, опирающуюся на совр. ему открытия механико-математич. естество­знания и выражающую самый дух этого естествозна­ния, его руководящие принципы. В философии Гоббса материализм обрел четкие очертания механистич. материализма, соответствовавшего уровню, харак­теру и задачам развития науки в ту история, эпоху. Вместе с тем Гоббс покончил с теологич. предрассуд­ками материализма Бэкона, обнажив социальную сущность религии. Гоббс своей теорией обще­ственного договора, своей теорией государства сделал попытку противопоставить рациональное (хотя еще не материалистическое) понимание обществ, явлений теологическому. Самым слабым звеном философии Гоббса была узловая проблема пере­хода от чувств, к рациональному познанию. Локк


сосредоточил внимание на обстоят, разработке этой проблемы, обосновав сенсуалистич. учение о проис­хождении понятий и идей из ощущений и воспри­ятий. В философии Локка бурж. идеология высвобож­дается от характерной для революц. периода зави­симости от религ. мировоззрения. В то же время ма­териализм у Локка не является последовательным, он открывает лазейки для агностицизма и субъекти­визма, отражает, как и социология:, воззрения Локка, дух классового компромисса 1688, завершение бурж. революции. История, влияние идей Локка чрез­вычайно велико и разносторонне. Для А. ф. после Локка традиционным становится эмпиризм. Исходя из сенсуализма Локка, в 18 в. философию разраба­тывали как в материалистич. (франц. материализм), так и в идеалистич. (Беркли, Юм) направлениях (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144; В. И. Ленин, Соч, 4 изд., т. 14, с. 113).

Развитие материалистич. линии в А. ф. совершалось в упорной борьбе против идеализма и религии. Вслед за теологич. противниками материализма (Р. Филмер, Дж. Бремхолл, Р. Гревилл) против него в 17 в. вы­ступили кембриджские платоники (Г. Мор, Кедворт и др.). В обоих случаях борьба против материализма совпадала с борьбой против науч. познания.

Преодолевая критику справа, прогрессивные при­верженцы философии Локка продолжали материали­стич. тенденцию, содержавшуюся во взглядах их учителя, и образовали в 1-й пол. 18 в. школу англ. деизма. Предшественниками этого направления были Херберт (лорд Чербери) и Болингброк. Деисты (Толанд, друг и ученик Локка Коллинз, М. Тиндаль,Т. Вулстон, Додуэлл Младший), опираясь на учение Локка и открытия Ньютона, в борьбе с теологич. истолкова­нием ньютонианства Кларком представляли про­грессивную линию в развитии А. ф. Споры разгоре­лись вокруг проблемы бессмертия души; отношение к этой проблеме сделалось пробным камнем для опреде­ления филос. позиций. Самым значительным из англ. материалистов этого времени был Толанд. Его учение о единстве пространства и материи (против Ньютона) и обоснование идеи о том, что движение внутренне и неотрывно присуще материи (против метафизики Спинозы), были ценным вкладом в развитие материа­лизма. В эту эпоху утверждения капитализма пред­метом интенсивного обсуждения стали проблемы нрав­ственности. Кларк, сторонник метафизически-идеали-стич. концепции морального порядка и гармонии, деистически настроенный Шефтсбери, противопоста­вивший эвдемонизму теорию врожденного «морального чувства», его продолжатель Хетчесон, их противник Мандевиль, прославивший себя филос. сатирой на господствовавшее этич. лицемерие и показавший реальные нравы современного ему общества, являлись осн. представителями этич. течений этого периода.

Самым видным деятелем идеалистич. реакции был Беркли, проповедник «мистического идеализма в анг­лийской философии» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 63).Беркли при­дал новый вид борьбе против материализма, против укрепившегося на основе ньютоновской физики материалистич. деизма, обосновывая религ. мистич. выводы не при помощи теологич. доводов, а отталки­ваясь от софистич. анализа чувств, опыта. Его объек-тивно-идеалистич. и теологич. выводы находились в противоречии с субъективно-идеалистич. основополо­жениями его философии. Последующие представители англ. идеализма, приглушив откровенно мистич. вы­воды Беркли, опирались в борьбе против материализ­ма на его идеалистич. обработку сенсуализма. Наи­более крупным из них был Юм, оказавший прочное и длит, влияние на развитие идеализма Капта, пози­тивизм, идеалистич. философию конца 19—20 вв.


АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ' 63


Юм сделал последоват. феноменалистич. выводы из субъективно-идеалистич. версии сенсуализма. Его скептицизм преследовал сразу две цели: отвергнуть гл. противника —материализм, и вместе с тем огра­дить опытное естествознание от тоологич. догм. Его философия знаменовала переход от буржуазных прогрессивных идей 17 в. к идеологии буржуазии, установившей свое господство; то была философия просвещ. либеральной буржуазии, еще не порвав­шей с принципами просветителей, но обломавшей их революц. острие. В этих историч. условиях матери­ализм потерял свое прежнее влияние, однако материа-листич. традиция сохранялась в продолжение всей истории А. ф. В сер. 18 в. материализм отстаивал Гар-тли, а затем выдающийся ученый-химик, приверженец франц. революции Пристли. Во всеоружии совр. им науч. знаний они смело и талантливо боролись против господствовавших школ идеализма и религ. суеверий.

Во 2-й трети 18 в. сложилась шотландская шко­ла, выступавшая под знаменем «здравого смысла» (Рид, Дж. Освальд, Д. Стюарт и др.). Под видом «наив­ного реализма» эта школа подвергла философию Юма критике справа, отстаивая от его скептицизма религ. догмы. Защита объективной реальности слу­жила лишь средством обоснования дуализма и бытия бога. Убедит, критика основоположений этой фило­софии была дана уже Пристли.

В результате пром. переворота в полной мере раз­вернулся англ. капитализм, утвердивший свое гос­подство во всех сферах общества. В оформлении идео­логии развивающегося капитализма большую роль сыграли классич. экономич. учения Смита и Рикардо и тесно связанное с ним этич. учение утилитариз­ма, в к-ром бурж. делячество идет рука об руку с апологией капитализма. В утилитаризме Бентама и примыкавших к нему учениях (Дж. С. Милль и др.) 4урж. самодовольство и ограниченность вытеснили Жылую революционность; «радикал» Бентам высту­пил против демократич. идей франц. якобинцев и лежащей в их основе теории естественного права.

Аналогично тому, как исходящая из сенсуализма теория познания шла двумя противоположными пу­тями —материалистич. и антиматериалистическим, в противоположных направлениях—буржуазном и анти­буржуазном разрабатывалась основанная на сен­суализме этика. По своему идейному содержанию и социальной функции этика Бентама и этика Год-«ша находились в явном противоречии: первая — это, по выражению Маркса и Энгельса, «теория экс­плуатации», гимн гармонии капиталистического общества; вторая —осуждала капитализм и как эконо­мич. и как моральную систему, вскрывая его дисгар­монию и социальную несправедливость. «Исследова­ние о политической справедливости» Годвина (1793) и ответ на нее Мальтуса были ярким идеологич. отражением социальных конфликтов; за гармонией, воспевавшейся утилитаристами, таилась суровая борьба классов. Человеконенавистнич. тенденция капиталистич. «прогресса» явственно обнаружилась в мальтузианстве. Социальная философия Мальтуса была направлена против «утопизма» подлинно гума-нистич. идей, выражавших идеалы и стремления трудящихся масс. Между тем идеи утопич. социализ­ма, осуждавшие частнособственнич. действитель­ность и противопоставлявшие ей мечту об общности имущества и труда, не умирали в истории англ. обществ, мысли. Заложенная Мором традиция уто­пич. социализма возродилась век спустя во время англ. бурж. революции. Ярким ее представителем был деятель движения диггеров Уинстэнли, отстаивав­ший радикальные, но утопич. идеалы потребитель­ского коммунизма. От Мора к «Республике Океа­нии» Гаррингтона (1656), далее к Годвину и от него


к Оуэну и У. Моррису — из века в век влекло пере­довые умы к социалистич. идеалу. Учение Оуэна способствовало подготовке величайшей революции в истории филос. идей—возникновению марксизма.

Следующим этапом в развитии субъективно-идеали­стич. эмпиризма, восходящего к Юму, был англ. по­зитивизм. Два крупнейших имени знаменуют собой два периода в развитии англ. позитивизма: Дж. С. Милль и Спенсер.У Милля и его сторонников скептич. философия как бы поворачивается с негативной сто­роны на позитивную: она направлена на разработку эмпирич. метода познания в рамках, определенных отказом от возможности познания объективной реаль­ности. Содействуя развитию опытного, эксперимент, знания, англ. позитивисты дали обстоят, исследо­вания в отдельных спец. областях (учение об индук­ции в логике Милля,учение об ассоциациях в психо­логии А. Бэна, позднее учение о закономерности в социологии Бокля), но их философия в целом не дает материализму доступа в науку и вместе с тем от­крывает путь религ. вере.

Обострение противоречий капитализма, рост клас­сового самосознания пролетариата, выступившего как самостоят.сила в чартистском движении (наиболее ра­дикальными представителями к-рого были Гарни и Джонс), возникновение массовой организации рабоче­го класса—тред-юнионов,деятельность в Англии твор­цов науч. коммунизма—Маркса и Энгельса, развитие материалистич. идей естеств.-науч. мысли—такова об­становка, в условиях к-рой была создана материали­стич. эволюц. теория Дарвина. Учение об эволюции видов и о происхождении человека дало могучий тол­чок развитию материализма и атеизма.В течение деся­тилетий продолжались жестокие столкновения науки и религии вокруг учения великого биолога. Наконец, эволюц. теория Дарвина дала ценнейший материал Марксу и Энгельсу для дальнейшей разработки мате­риалистич. диалектики. Дарвинизм послужил отправ­ным пунктом для естественнонаучного материализма прямого преемника Дарвина—Т. Г. Гексли и близ­кого к его воззрениям Дж. Роменса. Дарвинизмоказал влияние также и на развитие англ. позитивизма. Позитивистский эволюционизм Спенсера опирался на теорию Дарвина. Спенсер завершил философию своих предшественников созданием энциклопедической по масштабу позитивистской филос. системы. Признание запретной зоны «непознаваемого» и ограничение по­знания сферой явлений крепко связывали Спенсера с линией Юма. Вместе с тем две отличит, особенности характеризуют его позитивизм. Во-первых, Спенсер всесторонне разработал метафизич. концепцию раз­вития— эволюционизм, направленный, с одной сто­роны, против теорий, игнорировавших всякое разви­тие, с другой—против диалектич. и революц. концеп­ции развития. Во-вторых, Спенсер использовал вели­кое науч. открытие Дарвина в интересах укрепления идеологич. позиций буржуазии. Органич. социология Спенсера,основанная на ложномантидиалектич.прин­ципе сведения высших форм движения к низшим, и весь ого эволюционизм в социологии в течениедлит.пе­риода широко применялись в борьбе против революци-онно-социалистич. идей (см. Социальный дарвинизм).

В последней трети 19 в. выросло и распространи­лось объективно-идеалистич. течение с явно выраж. религ. тенденцией известное как англ. гегельянская школа. Выступив с решит, критикой эмпирич. и пози­тивистской формы субъективного идеализма, крити­кой, к-рая стала традиционной для англ. бурж. философии, эта школа к концу века вытеснила влия­ние философии Милля и Спенсера и утвердилась в качестве господствующей.

Объективно-идеалистич. реакция опиралась в сво­ей борьбе на учение нем. идеалистов от Кан-


64 АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


та до Гегеля. Как известно, на формировании воззре­ний родоначальника нем. классич. идеализма Канта сказалось влияние Ньютона и Юма. В своем обратном воздействии на англ. философию кантианство было направлено против учений, сложившихся на почво механицизма Ньютона и эмпиризма Юма. Первонач. проявления рассматриваемого поворота англ. идеа­лизма от феноменализма к спиритуализму, от пси­хологизма к логицизму, от индукции и эмпиризма к спекулятивной дедукции наметились уже в фило­софии Гамильтона, пытавшегося в своем учении о «безусловном» развить учение шотландской школы путем соединения его с кантианским трансцендента­лизмом. Другим источником формирования англий­ского гегельянства были идеи реакционного роман­тизма, проповедовавшиеся Колриджем и Карлейлем, которые использовали фихтеанские и шеллингиан-ские идеи.

Гегельянство Грина, братьев Дж. и Э. Керд, а тем более Брэдли, Бозанкета, Дж. Э. Мак-Таггар~ та не совпадает с нем. гегельянством по своему теоретич. содержанию и социальной роли. В англ. гегельянстве нет той внутренне противоречивой двой­ственности, к-рая составляет самое существо нем. классич. идеализма. Англ. философов привлекала система абс. идеализма и «абсолютное» как логизи­рованная идея бога, но им остался совершенно чужд диалектич. метод. Даже у Мак-Таггарта, луч­шего знатока Гегеля среди приверженцев этой шко­лы, нет симпатии к идее развития.

Если феноменалисты вели борьбу против материа­лизма в сфере чувственного познания, то гегель­янцами эта борьба переносится в рациональную сфе­ру. Нельзя вместе с тем не признать, что изучение нем. философии расширило горизонты англ. идеали­стов. Самым ярким и самобытным из всех представи­телей англ. гегельянства был Брэдли. Однако в его релятивизме и во всестороннем обнажении им про­тиворечивости познания (причем принцип противоре­чивости у Брэдли, в отличие от Гегеля, не связан с принципом развития) уже обнаружилось начало рас­пада этого течения. Учение Мак-Таггарта, в свою очередь, хотя и по-другому, обнаруживает те же симптомы. Монистич. форма абс. идеализма (см. Мо­низм) перешла у него в плюралистич. форму (см. Плюрализм), а мистич. мотивы (религия любви) те­ряют связь с христ. богословием.

Прагматизм в форме «гуманизма» Ф. К. Шиллера, выступавшего с критикой гегельянства, не привился на англ. почве. Острая дискуссия между Брэдли и Шиллером способствовала уяснению слабых звеньев как той, так и др. формы идеализма. Впрочем, этому способствовала в более широком плане и вся борьба внутри идеалистич. лагеря между рационализмом ге­гельянцев и эмпиризмом юмистов, развернувшаяся на пороге эпохи империализма. Англ. гегельянство из­жило себя в начале 20 в. Оно не имело глубоких корней в нац. филос. традиции и было совершенно чуждо совр. естеств.-науч. мысли. На смену ему в качестве доминирующего направления англ. филос. идеализма пришел неореализм.

При всем индивидуальном различии осн. предста­вителей этого течения, столь мало похожих друг на друга, как Мур и Александер, Рассел и Броуд, нео­реализму присущи общие черты, позволяющие харак­теризовать его как особую филос. школу. Формально неореализм выступил как решит, оппозиция и против субъективного (феноменалистического) и против объек­тивного (гегельянского) идеализма. Формально он вос­становил в правах «наивный реализм» шотландской школы и занял позицию, претендующую на преодоле­ние как идеализма, так и материализма. По существу же своему неореализм является воинств, идеализмом,


преднамеренно усложненным, камуфлированным фе­номенализмом, очень близким по своим основополо­жениям к махизму, несмотря на все различие их мето­дологии. «Объективно реальные» «факты» и «события» неореалистов по субъективно-идеалистич. существу своему — родные братья эмпириокритич. «элементам» мира.Логич. усилия, софистич. искусство неореалистов направлены на дезориентацию в постановке и решении осн. вопроса философии как в теории познания, так и в теории бытия. В теории познания неореалистов снова в центре интересов — чувственное восприятие. Всячески лавируя между тождеством и разли­чием восприятия и предмета, неореалисты старают­ся скрыть и затемнить коренную противоположность идеалистич. и материалистич. концепции, расчленяя и дробя вопрос, уводя мысль от основной пробле­мы. Для натурфилософии неореалистов характер­но то же стремление к дезориентации в решении осн. вопроса философии. Материализму противопостав­ляют «нейтральный монизм», маскирующий свою идеалистич. природу стиранием граней между физиче­ским и психическим — одухотворением, дематериали­зацией материи и материализацией духа [при посред­стве бихевиоризма у Рассела, панвитализма (см. Вита­лизм) у Уайтхеда и даже оккультизма у Броуда]. Рука об руку с «нейтрализацией» монизма (т. е. с борьбой против материального единства мира) путем стирания граней между физическим и психическим в том же на­правлении действует свойственная (при всем их разли­чии) неореалистам Александеру, Ллойд-Моргану, Бро-уду плюралистич. тенденция—установление иерархич. лестницы форм бытия. Жизньидух превращаются из форм движения и свойств материи в ступени бытия наряду с материей. Если к этому добавить, что мате­рия рассматривается как вторичное, надстроечное по отношению к пространству — времени и что устанав­ливается двоякое понимание эволюции форм бытия — от низшего к высшему и от высшего к низшему, — иде­алистич. характер этой онтологии становится оче­видным. Характерным для ряда неореалистов являет­ся также замена ими вульгарного эволюционизма как принципа развития эмерджентной эволюцией. Ка­честв, различие, скачки, возникновение нового полу­чают права гражданства в этой теории. Механистич. сведение отвергается вместе с непрерывностью. Од­нако дискредитированный развитием науки вульгар­ный эволюционизм отбрасывается эмерджентными эво­люционистами для того, чтобы противопоставить материалистич. диалектике другую, недиалектич. кон­цепцию развития. В этой концепции нет диалектич. единства прерывности и непрерывности; перерывы постепенности осуществляются вопреки естеств. зако­номерности; переходы от низшего к высшему приобре­тают телеологич. (и даже теологическую — у Алексан-дера, Ллойд-Моргана) направленность. В результате эта натурфилософия отлично уживается у нек-рых ее приверженцев с религ. выводами, а у Броуда—даже с открытой проповедью спиритизма.

Философы неореализма широко использовали кри­зис совр. физики для борьбы против материалистич. идей. Идеалистически истолковывая теорию отно­сительности, квантовую механику, ломку физич. пред­ставлений о строении материи, они активно внедряли физический идеализм в среду естествоиспытателей и вместе с тем опирались на него в своих филос. учениях, превращавших материю, пространство и вре­мя из объективной реальности в логич. конструкции. Этому способствовала встречная волна физического идеализма, идущая из среды самих физиков-идеали­стов. Широкому распространению в Англии (и за ее пределами) физического идеализма в большой мере способствовали популярные (и увлекательные по фор­ме изложения) работы ряда крупных физиков, в


АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 65


особенности астрономов-идеалистов (Дж. X. Джине, А. Эддингтон. Г. Дингл), пропагандирующих иде­ализм на основе ложных филос. выводов из новейших открытий естествознания. Эта пропа­ганда идеализма, исходящая от самих ученых, встретила отпор не только со стороны передовых англ. физиков (Бернал), но и со стороны отд. наиболее добросовестных и вдумчивых философов, близких к неореализму (Л. С. Стеббилг). Эта пропаганда часто основана не на идеалистич. филос. выучке, а на филос. беспомощности естествоиспытателей и слепой привер­женности религ.-идеалистич. традиции. Явления, от­меченные в свое время Энгельсом в статье «Естество­знание в мире духов» на примере англ. физика Крукса, сохраняются и поныне: спиритич. суеверия распро­странены и среди бурж. ученых, активно продол­жается «изучение» парапсихич. явлений (psychical re­search). Физик О. Дж. Лодж, психологи У. Мак-Дугалл и Прайс, философ Броуд и пр.—наиболее активные проповедники суеверий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...