Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 10 глава
В большой степени на развитие философии повлияло развитие математики и математич. логики. Англ. философы наряду с математиками внесли ценный вклад в разработку формальной логики. С работ Гамильтона начинается сближение формальной логики с математикой, приведшее к созданию новой теории дедукции, значительно расширяющей и совершенствующей аристотелевскую логику. Гамильтон постановкой вопроса о квантификации предиката и основанной на этом возможности трактовки суждения как уравнения предвосхитил последующее развитие математич. логики в трудах О. Де Моргана, Буля, Джевонса. Качественно новым этапом на пути развития математич. логики были работы Рассела и прежде всего его ставший классическим фундамент, труд «Принципы математики», написанный совм. с Уайтхедом (см. Математическая логика). Роль Рассела в развитии совр. А. ф. не исчерпывается разработкой неореализма и обогащением логич. теории. Он, а также Мур являются вдохновителями того филос. учения, к-рое развивалось в Англии во 2-й четверти 20 в., вытеснив др. течения, в т. ч. и неореализм. Имеется в виду логический анализ — господствующая в наст, время в Англии форма субъективного идеализма, непосредственно примыкающая к логическому позитивизму. Развитие математич. логики используется этой школой для обновления махизма. Нити логического позитивизма тянутся к Венскому кружку, к идеям к-рого ближе всего Айер и К. Поппер. Больше других для внедрения этой философии в Англии сделал Рассел. Однако ту специфич. форму, в к-рую в наст, время в Англии выкристаллизовался «логический анализ», он приобрел под влиянием участника Венского кружка Витгенштейна и его последователей. Особенностью логического позитивизма, отличающей его от старого позитивизма, махизма и неореализма, является перенесение главного фронта борьбы против материализма с проблемы чувственного познания на проблему познания рационального. Если главным методом обоснования идеализма раньше была идеалистич. фальсификация чувственного восприятия, теперь им является идеалистич. истолкование логич. мышления. Учение о тавтологич. природе всякого логич. суждения и связанная с ним теория логич. конвенционализма является средоточием интересов неопозитивистов. Учение о всех суждениях, не поддающихся неиосредств. эмпирич. проверке и не сводимых к тавтологии, как «псевдосуждениях» используется при этом для того, чтобы с порога отвергнуть материализм и завуалировать идеалистич. сущность этой философии. Отрыв логики от объективной действительности и от опытного знания придает вместе с
тем логическому позитивизму характер своеобразного внутриидеалистич. «дуализма»: опыт и мышление вследствие этого выступают как две независимые ступени познания, требующие двух разнородных критериев истины. «Границы языка» превращаются в абсолют. Центр филос. интересов переносится на мелочные, скрупулезные лингвистич. проблемы семантики и прагматики. Влиятельным представителем «логического анализа» является Г. Райл, известный своей семантич. критикой психофизич. дуализма (в пользу бихевиоризма) и семантич. анализом логич. парадоксов. В совр. (витгенштейнианской) форме «логический анализ» представляет собой картину формалистич. деградации идеалистич. философии. Измельчание философии, утеря ею достойного настоящей философии содержания, замена филос. исканий бесцельным анализом ради анализа вызывают заслуж. осуждение даже со стороны представителей идеализма, понимающих социальную ответственность философов, и прежде всего со стороны Рассела, к-рый в ряде остроумных выступлений подверг логических аналитиков язвит, критике.
В англ. социологии 2-й пол. 19 в. преобладала вульгарно-эволюционистская, органич. социология, развитая Спенсером. Работы Кидда и др. пропагандировали социальный дарвинизм, основанный на неправомерном перенесении в историю биологич. принципа борьбы за существование. Колониалистская идеология прак-тич. политиков англ. империализма (С. Роде, Дж. Чемберлен и др.) нашла социологич. обоснование в работах холиста фельдмаршала Смэтса и сторонника расизма антрополога А. Кита. В социологии Хобхауза сохраняются элементы эволюционистского натурализма, однако в его либерально-индивидуа-листич. понимании истории гл. фактором обществ, прогресса является не борьба, а гармония. Особое место в разработке философии истории занимает Коллингвуд, обладающий (в противовес доминирующим в совр. А. ф. логическим аналитикам) нек-рым пониманием историзма. Его концепция истории —своеобразная идеалистич. диалектика, однако с явным релятивистским колоритом. Большой междунар. резонанс получила идеалистич. философия истории Тойнби (близкая по типу к учению Шпенглера). На огромном историч. материале Тойнби рассматривает всемирный нсторич. процесс как возникновение, развитие и гибель 22 замкнутых цивилизаций. В этой философии истории антидемократич. тенденция сочетается с ав-густинианской, религиозной. Критике материалистич. понимания истории, науч. социализма и принципа историч. закономерности вообще посвящены социологич. работы логич. позитивиста К. Поппера. Основоположники марксизма большую часть жизни прожили в Англии. Ее изучение давало им важт нейгаий материал для таких работ, как «К критике политической экономии», «Капитал» Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Энгельса. На творчество Маркса и Энгельса оказали большое влияние как англ. теоретики (А. Смит, Рикардо, Оуэн, Дарвин), так и развитие в этой стране массового рабочего движения, с к-рым они были тесно связаны. Однако господство реформизма в англ. рабочем движении, обусловленное привилегированным междунар. положением англ. капитализма, препятствовало распространению марксизма в Англии. Лидеры и теоретики лейборизма (Дж. Р. Макдональд, Ласки, Коул, Стрейчи) в большинстве своем придерживались и придерживаются открыто антимарксистских взглядов, следуя модным на данном историч. этапе бурж. теориям, популяризируемым ими среди рабочей аристократии и лейбористской и тред-юнионистской бюрократии. Этич.. фабианский (см. Фабианцы), гиль-
66 АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ—АНДО СЁЭКИ дейскии, как и христианский социализм отлично уживаются с идеалистич. философией и социологией, несовместимыми с науч. социализмом. В среде англ. лейбористов широко распространены идеи т. н. демократического социализма, утверждающего, что совр. капитализм уже перерастает в социализм, и строящего свою теорию на почве «опровержения» революционной теории Маркса. Немногие реформистские деятели, выдававшие себя за марксистов, распространяли ревизионистские теории или (как Г. М. Гайн-дман) вульгаризировали и опошляли марксизм. Б. Быховский. Москва. Пропагандистами марксизма в Англии были дочь Маркса Элеонора Эвелииг (1855—98), ее муж Эдуард Эвелинг (1851—98), к-рый принимал участие в переводе на англ. яз. 1-го т. «Капитала» К. Маркса, работы Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и др. Группа англ. социал-демократов, входивших в Британскую социалистическую партию (1911), во главе с Г. Кеелчем вела пропаганду и агитацию в марксистском духе. «Это,— писал Ленин,— величайшая историческая заслуга Квелча и его товарищей» (Соч., 4 изд., т. 19, с. 333). Победа Великой Октябрьской социалистич. революции в России, обострение классовой борьбы в Англии и организация в 1920 Коммунистической партии Англии вызвали среди трудящихся Англии значит, рост классовой сознательности, повышенный интерес к марксизму-ленинизму. На страницах «Communist Review» и «Labour Monthly» велась борьба против политич. и филос. реакции. В последующие годы в Англии развернулась борьба за единый народный фронт, против войны и фашизма. В 1938 начал выходить теоретич. журнал «The Modern Quarterly» (впоследствии «Marxist Quarterly»), ведущий борьбу против идеализма и популяризирующий марксистско-ленинские идеи.
После 2-й мировой войны англ. марксисты выступают в передовых рядах борцов против идеологии англо-амер. империализма. Англ. коммунисты (Г. Поллит, П. Датт, Дж. Голлан и др.) решительно борются против открытого и замаскированного реформизма и ревизионизма, искажающих принципы марксистской философии в интересах империализма. Англ. философы-марксисты (М. Корнфорт, Дж. Льюис, М. Добб) и опирающиеся на марксистскую философию ученые (Дж. Берна л и др.), исходя из основных положений диалектического и исторического материализма, показывают в своих работах и на страницах марксистских журналов «Marxist Quarterly» и «Marxism Today», что все современные формы англ. идеализма являются отражением реакц. идеологии империализма. Они критикуют идеалистич. воззрения бурж. ученых на материю, время, пространство, причинность, закономерность. Борьба за науку и материглизм, за мир и демократию имеет огромное значение для англ. народа. Е. Помогаева. Москва. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1Р55, гл. 6, с. 138—48; М а р к с К., Чартисты.там же, т. 8, М., 1957; Маркс К. иЭнгельсФ., Об Англии, М., 1952; Энгельс Ф., Развитие согизлизма от утопии к науке, М., 1953 (см. Введение к английскому изданию); История философии, т. 1—3, [М.], 194 0—43; История философии, т. 1—3, М., 1957-59; Квитко Д. Ю., Очерки современной англо-американской философии, М. —Л., 1936; Г о-л о с о в В.. Очерки по истории английского материализма XVII —XVIII вв., [Красноярск], 1958; Rogers А. К., Eng-lis 1 and American philosophy since 1800, N. Y.,1922;For-syt a Th. M., Englisa philosophy..., L., 1910'; Seth J., English philosophers and schools of philosophy, N. Y., 1912, Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Contemporary British philosophy. Personal statements, ed. by J. H. Muirhead, v. 1—2, L. —N. Y., 1924—25; Paul I.., The English philosophers, L., 1953; Metz R., A hundred years of British philosophy, L., 1938; U г m s о n J. O., Phi- losophical analysis: its development between the two world wars, Oxf., 1956; Lewis H. D. (ed.), Contemporary British philosophy, I.., 1956: Pass more J. A., A hundred years of philosophy, L,., H57; War nock G. J., English philosophy since 1900, L. — Oxf., 1958; Britis i philosoph - in the mid-century, ed. by С A. Mace, L,., [1957]. Основные английские философские журналы: «Mind», орган АНДО СЁЭКИ (р. ок. 1700— ум. в 50-х гг. 18 в.) — япон. философ-материалист и атеист, автор утопич. теории бесклассового общества. Род. в г. Акита. Врач по профессии, А. С. изучал медицину, зоологию, ботанику. На филос. развитие А. С. оказали влияние мате-риалистич. идеи др.-кит. философии. В соч. «Истинно действующие законы природы» («Сидзэн синэйдо»), «Истинное сообщение о всеобщем (едином) пути» («Тодо синдэн»), «Обзор жизни и деятельности Конфуция» («Коси иссэй банки») выступал против религии — конфуцианства и неоконфуцианства, буддизма, даосизма и синтоизма, придерживаясь мнения, что сама материальная природа наделена «чувствующей» или «божественной» одухотворенностью. Гл. причиной несчастий народа считал учение конфуцианцев и князей буддийской церкви, подавляющее разум, волю и стремление людей. Отрицая мис-тич. теорию неоконфуцианцев о «великом пределе» (тайкёку) или «беспредельном» (мукёку), А. С. считал, что природа не имеет начала и конца, что она едина и действует самопроизвольно. Ее истинным законом является непрерывное становление, в к-ром жизнь и смерть диалектически связаны. «Жизнь и смерть это не раздельные '-ещи. Расширение (продолжение) от этого к тому мы называем жизнью для этого и смертью для другого. Сокращение (отступление) от этого к тому мы называем смертью для этого и жизнью для другого» («Истинно действующие законы природы», Собр. соч. по япон. философии, т. 9, Токио, 1936, с. 258, на япон. яз.). А. С. требовал равенства между людьми, указывал на частную собственность как на источник социального неравенства. Он учил, что общность имущества «исцеляет от болезни эгоистических страстей». А. С. считал необходимым возвращение «к возделыванию земли собственным трудом», т. е. к обществ, строю, где все обязаны трудиться и где коллективный труд является основой благополучия и процветания общества, не знающего над собой ни светских, ни духовных властителей — князей, самураев и др. паразитирующих лиц и групп, «обворовывающих естественные законы природы».
Соч. А. С.—«Истинно действующие законы природы» : («Сидзэн синэйдо»). В условипх жестокой цензуры при току-гавском режиме соч. было ксилографировано в сокращ. варианте в 1753. Полный рукописный текст состоял из 100 рлл-делов. В 90-х гг. 19 в. историк и текстолог Кано Кош.чн обнаружил рукопись. Однако, опасаясь преследований, он се не опубликовал и передал текст сочинения в б-ку Токийского ун-та, где в 1923 во время землетрясения значит, его часть погибла от пожара. В наст, время сохранилось всего 15 разделов этого соч. Лит.: Кано Кокити, Андо Сёэки, в сб.: Сэкай сити (Идейные течения в мире), т. 3, Токио, 1928; Н а г а т а X и-р о с и, Нихон юйбуцурон си (История материализма в Японии), Токио, 1949, с. 22—31; Иэнага Сабур о, Нихон киндай сисо си кэнкю (Исследование истории современной японской философии), Токио, 1954, с. 39—80; Сайгу-са Хирото, Нихон но юйбуцуронея (Японские материалисты), Токио 1956, с. 150—77; Р а д у л ь-3 а т у-ловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.—Л., 1947, с. 181, 259, 346; История философии, т. 1, М., 1957, с. 207 — 10. Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград. АНДРЕЙ—АНИМИЗМ,87 АНДРЕИ (Andrei), Петре (1891 —1940) — рум. социолог, идеалист. В работе «Проблема метода в социологии» («Das Problem der Methode in der Sozio-logie», 1927) А. указывал, что поскольку социология должна пользоваться наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, классификацией и обобщением, постольку метод ее должен быть эклектическим. А. признавал существование обществ, классов и классовой борьбы. Однако рассматривая общество как духовную сферу, А. не считал классовую борьбу движущей силой обществ, развития. С утопич. позиций он высказывался за гармонич. общество, в клиром ведущая роль принадлежит верхушке интеллигенции. А. выступал с критикой фашистских теорий, в особенности расизма. В период установления фашизма в Румынии А. покончил жизнь самоубийством. Соч.: Probleme de sociologie, Buc, 1927; Die Soziologi-scl.e Auffassung des Krkenntnis, Lpz., 1923; Sociologie general.]. Craiova, [1936]. .'lnm.: Da 11 E., Sociologia burgheza din Rorainia, Buc, АНДРОНИК ('Avofivmos) Родосски й—глава перипатетиков (см. Перипатетическая школа) в 1 в. до н. э, Издатель и комментатор сочинений Аристотеля, к-рыс до него не имели критически проверенного текста. Л. распределил все сочинения Аристотеля в предметном порядке, в отличие от Теофраста, расположившего их в алфавитном порядке, сохраненном также Диогеном Лаэртским. Филос. позиция А. неясна, но известно (из Комментариев к Аристотелю Элия — lliae in Porphyrii lsagogen et Aristolelis Kategorias wmmentaria, В., 1900, p. 117 и ел.), что особенное иачение он придавал логике, понимая ее по-аристотелевски как орудие философии, и отходил от Аристотеля в отд. пунктах учения о категориях и психологии. Под именем А. сохранилось два сочинения: «Об аффектах» и парафразы из «Никомаховой этики» Аристотеля. Оба произведения подложны. Лит..'История философии, т. 1, |М.], 1940, с, 181, 268, J08.Litt.igF., Andronikos von Rhodos, Bd 1 — 3, Munch.— Brlan^n, 1890. 95. АНИМАТИЗМ (от лат. animatus — одушевленный)— вера в безличную одушевленность природы или отд. ее частей, характерная черта первобытных религий. Термин «А.» введен англ. ученым Р. Мареттом в 1900. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах. Мн. ученые считают А. более ранней стадией развития религии, чем анимизм. Сов. ученый Штернберг («Первобытная религия в свете этнографии», 1936) выделил 3 ступени развития первобытного ре-лиг, мировоззрения: 1) вера в одушевленность всей природы (аниматизм), 2) «открытие духов» — личных нематериальных существ в природе, 3) вера в душу (собственно анимизм). Богораз-Тан различал 5 ступеней развития первобытного мировоззрения, первые три из к-рых относятся к А.: 1) всем предметам природы приписывается такая же жизнь, как у человека; 2) подмечается сходство отд. предметов с отд. частями человеч. тела; 3) предметы наделяются как бы двойной природой, они могут менять свою сущность, превращаться друг в друга; 4) появляется идея о том, что одна из этих двух сущностей—внешняя, видимая, а другая—внутренняя, скрытая, и эта последняя мыслится как человекообразное существо; 5) внутр. сущность предмета рассматривается как свободный, не связанный с материальной оболочкой дух (стадия А.) (см. В. Г. Богораз-Тан, Чукчи, ч. 2, I, 1939, с. 1—4). Однако, выдвигая 5 ступеней формирования первобытной религии, Богораз-Тан указывал, что их различие условно, т. к. в иствительности они взаимосвязаны и существуют одновременно. В современной науке остается спорным вопрос —можно ли считать А. явлением, предшествующим анимизму. Лит: Marett R., The threshold of religion, L., 1909. С. Токарев. Москва. АНИМИЗМ (от лат. anima — дух, душа) — вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами и явлениями окружающего мира; ложное воззрение, согласно к-рому люди, животные, растения и предметы природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым активным, независимым от телесной природы началом — душой. А. — одна из существ, сторон всякой религии. От анимистит. представлений необходимо отличать магические (см. Магия), связанные с верой в непосредств. воздействие самого человека сверхъестеств. путем на материальный предмет, а также аниматические (см. Аниматизм), т. е. веру в безличную одушевленность природы. Термин «А.» впервые был употреблен нем. химиком и физиологом Г. Э. Шталем (1660—1734). Основы ани-мистич. теории были заложены уже англ. материаг листами 18 в. Гоббсом, Толандом, Пристли, к-рые видели истоки религии в возникновении у первобытного человека веры в духов и души. У Танлора, а затем у Спенсера, Липперта и др. понятие «А.» было связано с анимистич. теорией происхождения рели гии. Согласно этой теории, наиболее существ, признак всякой религии («минимум религии») есть «вера в духовные существа»; простейшей формой этой веры является представление о душе человека, как о некоем сидящем внутри него двойнике. Корни этого представления Тайлор видел в чисто психологич. области. По его мнению, представление первобытного человека о душе возникло как попытка объяснения загадочных явлений — сна, сновидения, болезней, галлюцинаций и т. д. Являясь двойником человека, душа может покидать его тело как временно (сон, болезнь, обморок), так и навсегда (смерть). Отсюда происходило отождествление души с дыханием, кровью, тенью и пр. По аналогии с собой первобытный человек признавал существование души у животных, растений и предметов нежиЕОЙ природы. Представ: ление о душе породило веру в переселение душ в загробный мир, куда души направляются после смерти; возникли обычаи кормления покойников, культ предков и т. д. В дальнейшем развитии представлений А. души умерших превращаются в духрв, демонов, богов; завершается это развитие верой в единого бога-вседержителя. Анимистич. теория явилась шагом вперед в изучении истории религии. Она пришла, на смену мифо-логич. теории происхождения религии, построенной на очень огранич. историч. материале. Достоинствами анимистич.теории были: последовательно выдержанная т. зр. прогресса, идея единства умств. развития человечества, широкая фактологич. база,, включающая огромный этнографич. материал; антиклерикальная направленность. Поэтому в 70—80-х гг. она получила широкое признание. Начавшаяся с 90-х гг. критика анимистич. теории-велась с двух противоположных сторон: со стороны ре-акц. католич. кругов (патер Шмидт и др.) и со стороны тех ученых (Маретт, Вундт и др.), к-рые выступили-против ее ограниченности и односторонности, пытаясь усовершенствовать анимистич. теорию, освободиться от наиболее заметных ее недостатков. Вундт в работе «Миф и религия» (1905—09, рус. пер. 191 3>j считал, что вначале была вера не только в «свободную' душу» («психе»), но и в душу «телесную», неотделимую' от тела; он признавал, кроме того, первенствующую роль аффектов (эмоций) в религии. Однако эти попытки улучшить анимистич. теорию не избавили ее от коренных пороков. Осн. недостатками анимистич. теории являются игнорирование социальных корвец 68 АНИМИЗМ — АНИЧКОВ религии, попытка свести религию к индивидуальной психологии человека, односторонне интеллектуа-листич. понимание религии как результата простых размышлений «дикарей-философов» (выражение Тай-лора), истолкование религ. верований как логически обоснованных понятий (душа, дух как причина, вызывающая психич. и др. явления); искусств, толкование многих религ. верований (фетишизм, магия, суеверные представления о покойниках), будто бы основанных на вере в духов; идеалистич.концепция имманентного развития религ. верований—одни из других. Энгельс («Людвиг Фейербах»), а также ряд других марксистских исследователей (Лафарг, Плеханов и др.) использовали отд. положит, стороны анимистич. теории и заложили основы материалистич. и историч. решения проблемы происхождения религ. сознания. Вопрос о происхождении А. связан с более общим вопросом о происхождении религии. Марксизм-ленинизм исходит из того, что возникновение религ. формы сознания является следствием низкого развития производительных сил«... Бессилие дикаря в борьбе с природой,—указывал Ленин,—порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. и.» (Соч., 4 изд., т. 10, с. 65). В силу узости обществ, практики первобытному человеку было недоступно понимание природы как извечно существующей данности. Он рассматривал бытие как нечто творимое. Точка зрения личного созидания, приводившая к религии и укрепляемая веками ею,' пустила глубокие корни в первобытном сознании. Поэтому «творение является таким представлением, которое весьма трудно вытеснить из народного сознания. Народному сознанию н е п о н я т-н о чрез—себя—бытие природы и человека, потому что это чрез—себя—бытие противоречит всем о с я-з а тельным фактам практической жизни» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 597). Жизнь природы, отношения вещей и явлений осмысливались человеком через призму знаний о жизни родового общества, об отношениях людей в этом обществе. Анимистич. образы (души, духи, демоны, бесы и др.) возникли как олицетворение непонятных и угрожавших первобытному человеку сил природы, а также сил самого человека и обществ, явлений. А.— явление историческое. Оно возникло на сравнительно поздней ступени развития человека, на стадии родового общества. Первоначально душа мыслилась телесно, как вещь в вещи, а затем уже стала мыслиться как нечто идеальное, как особая субстанция. Духи и души в начале развития А. непосредственно связаны с материальной вещью и даже разделяют ее судьбу. Напр., греч. гамадрпады, т. е. нимфы дерева, умирают вместе с порубкой самого дерева; но уже дриады переживают смерть дерева. В дальнейшем демон вещи становится все более сложным. Если Додонский дуб вначале и был самим Зевсом, то в дальнейшем он становится только вместилищем Зевса; а потом оказывается, что Зевс живет и не только в Додонском дубе, но и в других местах. Это постепенное обобщение доходит до своего предела в представлении одного божества для данной сферы действительности, а потом и для всей действительности вообще. Обществен-но-псторич. практика определила развитие и структуру анимистич. образов. В своем развитии родовая община переходила от стихийного коллективизма к более сложным и дифференциров. отношениям, обусловленным обществ, разделением труда. Если ранний А. состоит из диких, страшных, стихийных, дисгармоничных, а иной раз даже уродливых образов (Медуза, Химера), то в дальнейшем, в связи с ростом производит, сил обществ», с овладением человеком лриродсй, все эти чудовища постепенно начинают оче- ловечиваться, становятся менее страшными и более антропоморфными (см. Антропоморфизм). Во главе мл. анимистич. образов становятся антропоморфные существа, обладающие разумной волей, а стихийные, уродливые образы становятся только рудиментами отдаленного прошлого. С развитием скотоводства, земледелия и ремесел появляются демоны, к-рые мыслятся уже покровителями соответств. областей обществ, практики. Наивный А. кончается вместе с общинно-родовой формацией. В рабовладельч. обществе, где связь индивида с обществом принимает антагонистич. характер, обусловленный развитыми классовыми отношениями, появилась новая форма А.: материя мыслилась одушевленной, но уже не антропоморфной; прежняя анимистич. мифология превращалась в натурфилософию. Элементы А. сохраняются и в мировых религиях. Как бы ни были сложны совр. богословские системы, в учениях христианства, ислама, иудаизма проявляется все тот же первобытный, «дикарский» А. Буквальная вера в духов проповедуется в совр. реакц. бурж. идеологии теософией, оккультизмом, спиритизмом и т. д. Плеханов во время борьбы с богоискательстшш успешно доказывал, что А. присущ всякой религии. В сов. науке проблема происхождения А. и его историч. роль в возникновении религий исследовалась И. Скворцовым-Степановым, Е. Ярославским, В. Никольским, А. Лукачевским. Критика анимистич. теории содержится в работах 10. Францева, И. Кры-велева, С. Токарева и др. Лит.: Маркс К., Теяисы о Фейеобахе, в кн.: Мао и с АНИЧКОВ, Дмитрий Сергеевич (1733 — 1 мая 1788) — рус. философ-просветитель, пытавшийся в рамках офии. идеологии проводить нек-рые прогрессивные для 18 в. филос. идеи. Выходец из разночинцев, Окончил Моск. ун-т (1761). Преподавал математику, затем логику и метафизику в Моск. ун-те. С 1771 -ординарный профессор. В работах 1761 и 1767 А. выступает как последователь философии X. Вольфа. В конце 60-х гг. он пытается отойти от вольфнанства. В написанной с но зиций деизма дисс. «... О начале и происшествии натурального богопочптания» (1769) А., примыкая к традиции религиозного вольнодумства 18 в., ставит вопрос о генезисе религии. Страх перед непонятными силами природы, игра воображения и обман невежественных людей жрецами и правителями—та ковы, по А., основные причины возникновения языческих верований. Несмотря на формальные и верения в истинности «откровенной» христ. веры, диссертация вызвала преследования духовенства и реакв, профессуры. В «Слове о свойствах познания человеческого...» (1770) А. стремится преодолеть дуалистич, вольфианскую трактовку процесса познания, отри цает вротсденные идеи. Однако полностью преодолев дуализм А. не удается (см. «Слова...» 1774, 1771, АННИГИЛЯЦИЯ-АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ,69 1779 и 1783^. Разбирая вопрос о взаимоотношении души и тела, А. отдает предпочтение теории перипатетической школы. Признавая зависимость всех понятий от перемен, происходящих в «чувственных наших органах», А. не умеет объяснить факт несовпадения чувственной видимости вещей с их сущностью и переход от ощущения к понятию. «Первым началом» и «внутренним видом» человека он объявляет душу, к-рая «сама в себе производит понятия» в момент воздействия внешних вещей. По мнению А., так истолкованная теория перипатетиков («система физического втечения») не противоречит догмату о бессмертии души (см Избр. произв. русских мыслителей второй половины XV111 века, г 1, 1952, с. 183—84).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|