Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 11 глава
Сеч.: Annotationes in logicam et metaphysicam..., M., 1782; Слово о свойствах познания человеческого.. 1770 года, в кн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952. вступит* статья И. Я. Щипанова; Слово... 1774 года, там же; Слово... 1783 года, там же. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 631, 633-36; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 206, 229, 233, 234. 240-41, 244, 249, 252 — 55; Петровский А. В.. Атеистическая диссертация в XVIH в.. «Вопр. философии», 1950. J* 1, Русский биографич. словарь, т. 2, СПВ, 1900. Е. Плимак. Москва. АННИГИЛЯЦИЯ (лат. annihilatio, букв.— уничтожение, от лат. ad — к и nihil — ничто) — такое взаимодействие частицы и античастицы, при к-ром они исчезают, превращаясь в другие частицы. Термин ♦ Л >> неточен. В рассматриваемом явлении происходит не уничтожение материи, а лишь превращение одной формы материи в другую. При таком превращении сохраняется как общая масса и энергия системы частиц, так и ее импульс, заряд и момент количества движения. Так, при столкновении позитрона с электроном обе частицы исчезают с образованием фотонов, it нея энергия пары электрон-позитрон переходит в анергию фотонов. Впервые аннигиляц. излучение наблюдалось в 1930, но окончательно А. была доказана в результате открытия Ф. Жолио-Кюри искусств, радиоактивности с испусканием позитронов, сопровождающейся аннигиляционным -у-излучением. Наблюдается также процесс, обратный А., т. н. образование пары позитрон-электрон. В связи с открытием новых элементарных частиц известна А. и др. пар, напр. протона и антипротона, при А. к-рых образуются А'-мезоиы. Ложное истолкование А. привело нск-рых физиков к физическому идеализму, т. е. к заключению, что «материя исчезает», что возможно «чистое движение» без материи.
Открытие А. имеет важное гносеологии, значение, т. к. опровергает метафизич. представление о неких вечных и неизменных первичных элементах материи. А. показывает, что нельзя абсолютно разграничить отд. формы материи и что при определенных условиях мементарные частицы способны превращаться друг друга. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,!оч.. 4 изд., 1. 14, гл. 5; Ш п о л ь с к и й Э. В., Атомная (йзика. т. 2, 3 изд., М.—Л., 1951; Странатан Д., «Час- Жцы» в современной физике, пер. с англ., М.—Л., 1949. АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033 — 21 апр. 1109)—архиепископ, представитель ср.-век. схоластики. В вопросе об отношении веры к знанию его позиция определяется положением: «Credo ut intelligent» (верю для того, чтобы понимать). В споре о природе универсалий А. с^оял на позициях крайнего реализма. В соч. «Прибавление к рассуждению» («Proslogion», гл. 2) развил т. н. онтологическое доказательство бытия бога, суть которого сводится к утверждению: «... вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и реально такой объект, выше которого нельзя помыслить». С критикой онтологич. доказательства выступил современник А. — Гонилон, считавший, что предста- вление о высшем существе не есть оно само. В последующей истории философии аргументация А. подвергалась всесторонней критике (см. Бог). С оч.: Opera omnia, v. 1—-5, Edin. — Romae, 1946—51. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории АНТАГОНИЗМ (от греч. ог/тсг/ш-Л^ия! _ борюсь против кого-либо или чего-нибудь) — одна из форм противоречия, характеризующаяся наивысшей остро-тод борьбы непримиримо враждебных тенденций, сил, обществ, классов, к-рая с неизбежностью приводит к такому радикальному способу разрешения противоречия, как революция. А. специфичен для рабовладельческой, феодальной и капиталистич. формаций, которые основаны на А. классов, причем существование угнетенного класса составляет «жизненное условие существования» каждого из этих обществ (см. Антагонистические формации). Маркс писал, что до тех пор, пока существует капитализм, «антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию. Впрочем, нужно ли удивляться, что общество, основанное на п р о-т и в о п о л о ж н о с т и классов, приходит, как к последней развязке, к грубому п р о т и воречию, к физическому столкновению людей?...
Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, со ц н-альные эволюции перестанут быть пол и-т и ч е с к и м и революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 184—85). См. Антагонистические противоречия. АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ (от греч. i-noqcoviinii; — противник) — общества, основанные на противоположности обществ, классов — эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных. К А. ф. относятся: рабовладельч., феодальное и капиталистич. общества. Основу А. ф. составляют отделение неносредств. производителей от всех или основных (феодализм) средств производства и обусловленная этим эксплуатация (подробнее см. Общественно-экономическая формация). Главной движущей силой развития всех А. ф. является борьба классов. В А. ф. необходимо существуют эксплуататорские гос-ва для подавления сопротивления угнетенных классов, на всех сторонах обществ, жизни лежит печать антагонизма, обществ, прогресс носит глубоко противоречивый характер. А. ф. различаются спе-цифич. формами эксплуатации, определяемыми способами соединения рабочей силы и средств произ-ва. Смена А. ф. закономерна и обусловлена развитием производит, сил, требующим соответств. изменений производств, отношений. Переход от одной А. ф. к другой выражает иоступат. характер развития общества, но отсюда не следует, что все народы в своем развитии обязательно проходят последовательно все А. ф. (см. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», 1951, с. 222). Некоторые страны и народы миновали в своем развитии рабовладельч. (Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия) или феод. (США) формации.
Совокупность А. ф. образует второй этап в развитии человеч. общества, пришедший на смену первобытнообщинной формации и сменяющийся высшим этапом — эпохой коммунизма. В рамках классового, антагонистич. общества совершен громадный скачок в развитии производства и др. сторон общественной жизни. Итог этого развития в различных странах различен, как различен общий для всех народов путь 70 АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ-«АНТИ-ДЮРИНГ» восходящего развития от первобытнообщинного строя к классовому обществу и путь развития в рамках А. ф. Необходимость ликвидации последней капитали-стич. А. ф. вытекает из внутр. противоречий самого капитализма. Капитализм создает материальные предпосылки для ликвидации всякой эксплуатации и перехода к новому этапу развития общества. Придав процессу произ-ва обществ, характер, капитализм подрывает тем самым свою собственную базу, ибо частнокапиталистич. форма собственности несовместима с обществ, характером процесса произ-ва. Развитие капитализма порождает т. о. экономич. необходимость появления неаптагонистич. обществ.-экономич. формации, основанной на обществ, собственности на орудия и средства произ-ва. «Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистического не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7—8). Путем пролет, социали-стич. революции совершается скачок от А. ф. к эпохе коммунизма.
АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — одна из форм противоречий, специфич. для способов произ-ва и всех общественных отношений эксплуататорского классового общества, разрешаемая путем социальной революции. А. п. — выражение непримиримости интересов угнетателей и угнетенных, эксплуататоров и эксплуатируемых. В совр. условиях А. п.—это противоречия между рабочим классом и капиталистами. Они могут исчезнуть лишь тогда, когда капиталистич. класс будет мирным или немирным путем лишен политич. власти и средств производства, а тем самым возможности эксплуатировать трудящихся. К числу А. п. относятся также противоречия между империалистич. странами, к-рые уже неоднократно приводили к войнам и до сих пор таят в себе эту возможность. К ним относятся и противоречия между империалистич. метрополиями, с одной стороны, и колониальными и зависимыми народами—с другой, к-рьте с необходимостью приводят к pf ввертыванию национально-освобо-дит. движения в колониальных и зависимых странах, к целой серии революций угнетенных и эксплуатируемых наций. Итогом этого движения является развал колониальной системы империализма, выход колониальных и зависимых народов на путь самостоят, развития — процесс, который все болгше и болгше растет и ширится в совр эпоху. Однако полностью исчезнуть А. п. между нациями могут лишь с исчезновением самого империализма. Антагонизм охватывает все стороны материальной и духовной жизни капиталистич. общества, оно все соткано из А. п. Отрицание антагонистич. при роды классовых противоречий в эксплуататорском об-ве неизбежно ведет к реформистскому взгляду о «примирении» классовых противоречий, «врастании» капитализма в социализм. С другой стороны, отождествление А. п. и противоречий вообще, забвение того, что А. п.—это лишь одна из форм развития противоречий (причем такая форма, к-рая препятствует свободному развертыванию противоречий и потому делает неизбежным взрыв), равносильно распространению антагонизмов и на социалистическое общество. С точки зрения практически-политической отождествление А. п. и противоречий вообще означает непонимание природы социалистич. строя, ее коренного отличия от природы всех антагонистич. обществ.-экономич. формаций. «Антагонизм и противоречие совсем не одно и то же,— писал Ленин.— Первое исчезнет, второе останется при социализме» (Ленинский сборник XI, 1929, с. 357) (подробнее см. Противоречие). «АНТИ-ДЮРИНГ» — название, под к-рым вошло в историю классич. произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». «А.-Д.»— полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Е. Дюринга, содержит всестороннее изложение грех составных час-i тей марксизма — диалектич. и историч. материалиэ-] ма, политич. экономии, теории науч. коммунизма.} «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Ленин В. И., Соч., 4 изд.. т. 2, с. 11).
Создание «А.-Д.» было обусловлено прямой политич. необходимостью. В 1875 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь из вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил со своей собств. разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли сочувств. отклик среди части членов только что объединившейся(1875) с.-д. партии Германии. Наиболее активным дюрингианцем в партии стал И. Мост. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счел своим парт, долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Так возникло произведение, страстно-полемич по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над «А.-Д.» в мае 1876.В рукописи он прочитал его Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, Маркс написал сам. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде большой серии статей в центр, органе с -д. партии—газ. «Vorwarts». Опубликование «А.-Д.» вызвало яростные нападки со стороны врагов марксизма. В 1877 на съезде с.-д. партии дюрингианцы пытались добиться прекращения публикации. После введения в 1878 исключит, закона против социалистов книга в Германии была запрещена. Соответственно трем составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трех осн. отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Осн. содержанием книги является борьба за последоват., диалектич, материализм. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга"» (Л е и и и В. И.. там же, т. 14, с. 323). Во введении Энгельс дает очерк развития филосо-j, фии и обосновывает историч. неизбежность возниК[| новения марксизма. Он доказывает закономерности смены осн. периодов в истории философии: наивная диалектика древности — метафизика 17 —18 вв.-идеалистич. диалектика классич. нем. философии — материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создает науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, превращения социализма из утопии в науку. Вместе с тем Энгельс показывает, как развитие естест^ вознания и развитие классовой борьбы обусловлл| вают развитие философии, а возникновение диалектич. материализма приводит к коренному изменению самого предмета философии (гл. I). В 1-м отделе Энгельс излагает решение осн. проблем материализма и диалектики, а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует последош- «АНТИ-ДЮРИНГ» 71 тельно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание — продукт человеч. мозга, а сам человек — продукт природы. Поэтому дакопы мышления и законы природы согласуются между собой. Мышление есть отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из дей-ствит. мира (гл. III). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; нос. истина осуществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. III и IX). Единство мира состоит в его материальности (гл. IV). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время — суть осн. формы всякого бытия (гл. V). Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение есть форма бытия материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя (гл. VI). Различные формы движения (механич., физич., химич., биологич.) являются предметом изучения различных наук (гл. VI—VII). Все науки можно разделить на 3 группы: наука о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выдсг я отся науки, исследующие законы человеч. мышления — формальная логика и диалектика (гл. IX). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика — это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеч. общества и мышления (гл. XIII). Осн. законы диалектики: противоречие как сущноеть движения, переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. XII—XIII). С т. зр. материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук: значение космогонич. гипотезы Канта (гл. I п VI) и эволюц. теории Дарвина (гл. VII), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. VIII); классовый характер морали (гл. IX), социальное равенство (гл. X), соотношение свободы и необходи- , иости (гл. XI) и т. д. | Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономии. v учение Маркса, дает определение предмета и метода политич. экономии (гл. I), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора об- , ществ. развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции и революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. II—-IV). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. V—IX). В написанной Марксом X гл. рассматриваются нек-рые проблемы истории политич. экономии, в частности дается разгадка «Экономической таблицы» Кенэ. В 3-м отделе Энгельс дает очерк истории и теории! научного социализма, показывает, что научный со-| циализм является теоретич. выражением пролетарского движения, и характеризует будущее, коммунистич. общество (см. Коммунизм). Энгельс, опираясь на мгтсриалистич. понимание истории, вскрывает осн. прэтиворечие капитализма — противоречие между производит, силами и производств, отношениями, между обществ, характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией производства на каждом отдельном предприятии и анархией производства во всем обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролетарской революции. Пролетариат берет власть в свои руки и превращает средства производства в обществ, собственность. Анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся развитие производит, сил. На этой основе исчезает] калечащее человека разделение труда. Все члены об-! щзства принимают участие в производит, труде; труд превращается из тяжелого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Коренным образом изменяется семья. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительно и сознательно господчми общества, а вследствие этого и господами прирчды. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы (см. Необходимость и свобода). «А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три!! десятилетия. Идеи этой книги получили дальней-1! шее развитие в работах Энгельса «Диалектика при-' роды», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»и в работах Ленина. «А.-Д.» стал «настольной книгой псякого сознательного рабочего» (Ленин В. И., там же, т. 19, с. 4). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. изд. (Лейпциг, 1878, Цюрих, 1886, Штутгарт, 1894). Г. Багатурия. Москва. Судьба «А.-Д.» в России. Благодаря тесной связи основоположников марксизма с рус. революц. движением «А.-Д.» появился в России уже в 1878: Лавров получил экземпляр книги от Энгельса, Ковалевский — от Маркса (в 1884 Энгельс выслал экземпляр «А.-Д.» также и Е. Паприц). В 1879 в редактируемом Ковалевским журн. «Критическое обозрение» (1879, № 15) была напечатана благожел-ат. рецензия на «А.-Д.» Зибера, большую часть к-рой составляли отрывки из книги. В журн. «Слово» (1879, № И) под назв. «Диалектика в ее применении к науке» Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, напечатал бзлыпое извлечение из «А.-Д.» (неполный перевод 1-го отдела и первых трех глав 2-го отдела книги). Обещанное продолжение не появилось из-за цензурных препятствий. Царская цензура, к-рая квалифицировала «А.-Д.» как «социалистический катехизис», «опасное орудие» с.-д. пропаганды, запрещала распространение и перевод книги (см. публикацию «Царская цензура о произведениях Ф. Энгельса», вступит, статья Ф. Константинова, «Красный архив», т. 4/71, М., 1935). Популяризация «А.-Д.» в России имела большое значение ввиду значит, распространения дюрингиан-, ства в кругах рус. интеллигенции (работы Козлова, П. Милославского и др.), среди революционно-настроенной молодежи (см. Г. А. Лопатин — Энгельсу, 17 апр. 1878, в кн.: «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», 1951, с. 225—26). Идеи Дюринга брались на вооружение мелкобурж. писателями — Лавровым (после знакомства с «А.-Д.» отношение Лаврова к Дюрингу существенно изменилось), Михайловским, Н. Русановым, Л. Тихомировым (см. В. Шульгин, «„Анти-Дюринг" в России 70-х годов», «Звенья», VIII, М., 1950). Поэтому нападки народнич. «Русского богатства» на книгу Энгельса (статьи Михайловского, а также И. Б[русилов ]ского, «Нечто о диалектическом методе», 1895, № 4; Н. Г. [X. Г. Житловского 1, «Материализм и диалектическая логика», 1898, №№ 6,7) не были случайны. В 80—90-е гг. было осуществлено неск. нелегальных изданий «А.-Д.». Напр., в нач. 80-х гг. сокращенный перевод «А.-Д.» был издан моек. «Обществом переводчиков и издателей» (см. О. Калекина, Издание марксистской литературы в России конца XIX в., 72 АНТИЛОГИЗМ 1957, с. 89). В нач. 90-х гг. участники моек, марк Идеи «А.-Д.» широко использовались в русской марксистской литературе, в частности в работах Г. В. Плеханова. Ленин на протяжении всей своей деятельности постоянно обращался к «А.-Д.» при освещении различных науч. проблем. Первое легальное издание «А.-Д.» на рус. языке вышло в 1904 [изд. В. И. Яковенко, ПТБ., тираж 2 450, ок. 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова — «прямо плохой перевод, с ошибками» (Л спин В. П.. Соч., 4 изд., т. 12, с. 85)]. В СССР «А.-Д.» был издан 63 раза общим тиражом 2461 тыс. экз. на 18 языках (данные на 1 апр. 1960). А. Володин. Москва. Лит.: Л е н и н В. И., Что такое.друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1; его ж е, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; е г о ж е, Государство и революция, там же, т. 25, с. 367—73. Справочный материал к «А.-Д.» см. в жури. «В помощь марксистско-ленинскому образованию», 1941, Ml 1 — 5 и 9; А го л И. И., Основы марксизма («Анти-Дюринг» Ф. Энгельса), 3 изд., М., 1926; II о з н е р В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, «Под знаменем марксизма», 1940, № 11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Вопр. философии», 1952, № 6; И л ь и ч е в Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», [М.], 1953; Макаров А. Д., О произведении Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг», М., 1953; П е р е л ы-г и н Н. С, Вопросы социализма и коммунизма в труде Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», М., 1955(Автореф. дисс); Нарек и й И. С, Развитие марксистской философии в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельса, |М.], 1958; Момджян X., Мощное оружие в борьбе за революционный марксизм, «Коммунист». 1958, № 10. АНТИЛОГИЗМ (от греч. am — приставка, означающая противоположность, и Х<фО[Аб«— разум, рассуждение)—формула логики, выражающая несовместимость посылок категорич. силлогизма с отрицанием его заключения. А. основан па свойстве логического следования, состоящем в том, что следствие не может быть ложно при истинности посылки (или посылок). Утверждение, что суждение Ч* есть следствие из посылки Ф (к-рая, в частности, может быть составлена из более простых посылок), означает, что случай, когда Ф истинно, а чг ложно исключается; это можно выразить так; Ф->4' (эквивалентно)—(Ф&^Ч). (1), Здесь знак- обозначаетотношение логического следования знак &. обозначает логич. союз «и» (конъюнкцию), а-^слу-жит для образования отрицания данного суждения; мысль о ложности заключения >г выражена в форме утверждения истинности его отрицания. В силу (1), если выражение Ф-»ч-" («из Ф следует 4"») истинно, то выражение Ф&-^>Г («и Ф, и отрицание Ч' оба истинны») ложно. Всякий А.есть формула последнего вида, но с той особенностью, что роль Ф играет в ней конъюнкция посылок силлогизма, а роль w — его заключение. Теория А. применима к такой силлогистике, в к-рой допускаются понятия с пустым объемом (см. Пустое), т. е. к неаристотелевой силлогистике (см. Силлогизм). В логике Аристотеля предполагается существование предметов, мыслимых в понятиях, являющихся терминами силлогизма; пустые классы не допускаются. В аристотелевой силлогистике имеется 19 правильных модусов, в т. ч. модусы Darapti, Fclapton, Bramantip и Fesapo. Но если ввести пустой класс, то названные 4 модуса станут неправильными, т. к. в них заключение не будет следовать из посылок. Неаристотелева силлогистика содержит только 15 правильных модусов. Одним из способов построения силлогистики является формализация теории силлогизма средствами исчисления -классов с добавлением аппарата исчисления высказываний (т. н. комбинированное исчисление) Поскольку в исчисление классов вводится пустой класс, постольку теория силлогизма, формулируемая на языке комбинированного исчисления, является неаристотелевой, модусы силлогизма в комбинированном исчислении выражаются так. Пусть а, Ь и с обозначают произвольные классы (объемы понятий), точка (знак, к-рый может и опускаться)обозначает операцию пересечения классов, а штрих — операцию образования дополнения к классу (к-рая соответствует получению отрицат. понятия из данного положительного). Обозначим символом 0 пустой класс, а знаком = выразим полное совпадение двух классов. Тогда формы общеутвердительного («все а суть Ь»), общеотрицателыюго («ни одно а не есть о»), частноутвердительного («некоторые а суть Ь») и частноотрицательного («некоторые а не суть Ь») суждений будут соответственно выражены формулами; а-Ь' = 0 (пересечение класса а с дополнением к классу Ъ совпадает с пустым классом, т. е. пусто), аЬ = 0 (пересечение а и Ь пусто), аЬ=^0 [(пересечение ас Ь непусто; мы пишем ab=t=0 вместо-,(аЬ=0)1 и аЬфО (пересечение а с дополнением к Ь не пусто). Выражение модусов силлогизма поясним на примере модуса Barbara: «Все о суть Ь, все с суть а, значит, все с суть Ь», к-рый записывается формулой ((аЬ' = 0) & (а'с = 0)) - • (Ь'с = 0). (2) В силу (1) эта формула эквивалентна формуле -,((аЬ' - 0) & (а'с = 0) &. (Ь'с ф 0). (2'> Формулы (2) и (2') превращаются в истинные суждения при подстановке вместо а, Ь и с любых конкретных понятий. Отрицая формулу (2'), мы (по правилу, согласно к-рому двойное отрицание эквивалентно утверждению) получим формулу: (аЬ' = 0) &. (а'с = 0) & (Ь'с ф 0), (I) к-рая ложна для любых конкретных классов о, Ь и с. Формула (I) и есть антилогизм. А.—противоречивая формула; каждый из трёх членов А. несовместим с конъюнкцией двух остальных. Поэтому А. иначе называют несовместимой триадой. Каждому модусу силлогизма — как правильному, так и неправильному — соответствует А., получающийся посредством конъюнктивного присоединения отрицания заключения к конъюнкции его посылок. Все А., соответствующие правильным модусам, обладают следующими свойствами: 1) они состоят из двух равенств и одного неравенства (т. е. из двух общих и одного частного суждения); 2) в равенствах содержится одна и только одна общая буква, взятая в одном равенстве со штрихом, а в другом без него (т. е. в общих суждениях должно встречаться одно и то же понятие, взятое в одном из суждений в утвердительной, а п другом — в отрицат. форме); 3) каждая из двух остальных букв в обоих своих вхождениях (она входит в неравенство и в одно из равенств) должна быть либо штрихованной, либо нештрихованной (т. е. каждое из двух остальных понятий должно везде браться либо в положительной, либо в отрицат. форме). А., имеющие эти свойства, наз. правильными, а не имеющие хотя бы одного из них— неправильными. Доказано, что все А., соответствующие неправильным модусам, неправильны. Так, неправильному модусу: «Все а суть о, некоторые с суть Ь, значит, некоторые <' суть а», выражаемому формулой ((аЬ' = 0) & (Ъс Ф 0)) -<• (ас ф 0), соответствует А. (аЬ' = 0) & (Ьс ф 0) & (ас = 0), не обладающий свойствами 2) и 3). Отсюда получается следующий способ определения правильности модусов неаристотелевой силлогистики: проверяемый модус записывают на языке комбинированного исчисления, образуют соответствующий ему А., проверяют, имеет ли этот А. свойства 1)— 3); если А. не имеет к.-л. из них, то модус неправилен; в противном случае он правилен. Пользуясь этим критерием, легко установить неправильность модусов Darapti, Fclapton. Bramantip и Fesapo в неаристотелевой силлогистике. Возьмем модус Felapton «Ни одно Ь не есть а, все Ь суть с, значит, некоторые с не суть а». Он выражается формулой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|