Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 12 глава
((аЪ =0) & (Ьс = 0)) -> (а'с ф 0), к-рой соответствует неправильный А.: (аЬ = 0) & (Ьс' = 0) & (а'с = 0) (этот А. не обладает свойством 1), что и свидетельствует о неправомерности модуса Felapton). Т. о., метод А. дает прием браковки неправильных модусов неаристотелевой силлогистики; он является одним из способов решения проблемы разрешения для этой силлогистики, позволяя относительно любого модуса получить ответ на вопрос, принадлежит ли он к множеству правильных модусов или нет. Исходя из любого правильного А., можно найти все 15 правильных модусов. Заметим предварительно, что в исчислении классов суждения «Ни одно а не есть Ь» и «Ни одно Ь не есть а» записываются одной и той же формулой аЬ = 0; то же касается и суждений «Некоторые о суть о» и «Некоторые Ъ суть а», представляемых формулой аЬфО (т. о, Нормально логическая операция чистого обращения суждений невыразима в комбинированном исчислении). В силу АНТИНОМИЯ-АНТИСФЕН 73 этого нек-рые модусы символически представляются в одинаковой форме. Напр., формула ((аЬ = 0) & (а'с = 0)) -* (Ьс = 0) шражает как модус Cclarenl («Ни одно а не есть о, все с суть 1. шачит, ни одно с не есть Ь»), так и модус Cesare («Ни одно Ь не есть а, все с суть а, значит, ни одно с не есть Ы). Объединив мпдусы, к-рым соответствуют одни и те же формулы, получим следующие 8 групп: 1) Barbara, 2) Celarent, Cesare, 3) Da-iii. Datisi, 4) Ferio, Festino, Ferison, Fresison, 5) Camestres, f.ainenes, 6) Baroko, 7) Disamis, Dimaris, 8) Bokardo. Возьмем к.-л. правильный А., напр.: (ah = 0) &. (а'с = 0) & (be ф 0). (II) Т. к. формула (II) для любых а, Ь и с является ложной, ее от-1>пц;шис --> ((аЬ = 0) & (а'с = 0) & (Ьс ф 0)) всегда истинно; поэтому, применяя (трижды) эквивалентность И), получим всегда истинные формулы: а) ((аЬ = 0) &. (а'с = 0)) -» (Ьс = 0),
б) ((аЬ = 0) & (Ьс Ф 0)) -* (а'с ф 0) и в) ((атс = 0) & (Ьс ф 0)) -> (аЬ ф 0), выражающие тот факт, что каждый член А. есть следствие из конъюнкции двух остальных. Выражения а) — в) суть формулы модусов силлогизма; всегда истинность этих формул отражает правильность соответствующих модусов. Формула а), как мы видели, формализует модусы 2-й группы. Она же выражает и модусы 5-й группы, но при условии, что роль большего термина силлогизма играет не Ь (как обстояло дело в модусах 2-й группы), а с, роль же меньшего выполняет не с, а 6 (так, модус Camenes следует брать в форме: «Все с суть а, ни одно а не есть Ь, значит, ни одно Ь не есть с»). Формула б) выражает модусы 4-й группы, а формула в) — модусы 3-Й и 7-й групп. Чтобы вывести модусы остальных групп, подставим в антилогизм (II) вместо Ь букву Ь'. Такую подстановку мы можем сделать, т. к. Ь обозначает произвольный класс, а потому за Ь можно принять Ь', поскольку дополнение к классу тоже есть класс. В результате подстановки получим А. (I), из к-рого по изложенному выше методу получаются модусы 1-й, fi-й и 8-й групп. С помощью соответствующих подстановок (переименования букв и их «штрихования» с использованием того, что (о')' эквивалентно а) все правильные А. выводятся друг из друга. Благодаря этому метод А. дает простой способ, как из любого правильного модуса неаристотелевой силлогистики вывести все остальные ее правильные модусы. Теория А. разрабатывалась Л. Франклин, Шредером и из coup, логиков — Карри. Лат.: Schroder E., Vorlesungen liber die Algebra der АНТИНОМИЯ (греч. crmvouia—противоречие в законе, от rm—приставка, означающая противоположность, и vofio; — закон) — противоречие между двумя законами, суждениями, умозаключениями, одинаково логически доказуемыми. У философов древнего мира ктречается в форме понятия апория (iitopia, букв.— трудность, безвыходное положение).
В новое время учение об А. разработал Кант в •Критике чистого разума» (гл. «Антиномия чистого разума»), «Критике практического разума» (кн. «Диалектика чистого практического разума») и «Критике способности суждения» (гл. «Диалектика эстетической способности суждения» и отдел «Диалектика телеологической способности суждения»). По Канту, человеч. разум необходимо впадает в противоречие С самим собою, когда он пытается познать мир в его сущности, как безусловное целое, т. к. он при этом выходит за пределы чувств, опыта. В результате получается четыре А.: 1) мир конечен и бесконечен; 2) каждая сложная субстанция состоит из простых вещей и не существует ничего простого; 3) в мире существует свобода и господствует детерминизм; 4) существует первопричина мира (бог) и не существует первопричины мира. Первые две А. Кант назвал математическими, вторые две — динамическими. Положительным в учении Канта об А. является то, то он обнаружил объективный характер противоречий в мышлении. Учение Канта об А. связано с его агностицизмом. У Канта А. играют. роль сигналов, поставленных на границе, отделяющей мир явлений от мира вещей в себе. Они должны предохранить разум от тщетной попытки познать мир «вещей в себе» и, с др. стороны, застраховать веру от посягательств разума. Учение об А. сыграло большую роль в последующем развитии диалектики в нем. философии, особенно в философии Гегеля, хотя последний и подверг взгляд Канта на А. критике за то, что у Канта диалектика А. имела лишь отрицат. значение, т. е. понималась как свидетельство неспособности мышления проникнуть в сущность вещей, и за то, что Кант оставался сторонником метафизической логики. Ленин, прослеживая (особенно в «Философских тетрадях») критику Гегелем метафизичности философии Канта, показал, что формализм понятия А. явился следствием метафизичности учения Канта, запрещающего мыслить в противоречиях и оперировать ими. Только материалистич. диалектика, преодолевая ограниченность учения Канта об антиномиях, показала, как на основе практики достигается объективная истина и разрешаются А. (см. Противоречие). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 44—53;
АНТИОХ ('Avti'o^os; Antiochus) из Аскалона (г. рожд. неизв. — ум. 68 до п. э.). Глава т. н. пятой Академии платоновской, эклектик, сочетавший учение Платона с идеями Аристотеля и стоицизма, учитель Цицерона, Варрона, Брута. Его воззрения изложил Цицерон (I Academica, II, 18—19). В области морали А. наряду с блаженством чистой духовной добродетели проповедовал блаженство, основанное на физич. удовольствиях, и даже считал это блаженство высшим. А. принадлежит ряд убедит, аргументов против скептицизма: уже само понятие вероятности предполагает, что есть истина; опровергать что-нибудь — значит пользоваться доказательством, а в таком случае скептик не имеет права отрицать силу доказательств; если говорится, что все представления ложны, это значит, что уже имеется убеждение в различии истинного и ложного, напрасно отрицаемого скептиками, и т. д. Лит.: История философии, т. t, [M.], 1940, с. 308, 362; Schmekel A., Die Pliilosophie der mittleren Stoa in ihrem geschichtlichen Zusammenliange, В., 1892. АНТИСФЁН ('AvT«j&iv»(?) из Афин (р. ок. 435 — ум. 370 до н. э.)—др.-греч. философ, основатель школы киников. Сын рабыни; ученик Горгия и Сократа, после смерти к-рого открыл собств. школу в Кино-саргах. Автор филос. диалогов, в к-рых Сократ выступает среди ремесленников, а не среди аристократов, как у Платона. Противник теории идей Платона, А. считал понятия лишь отвлечениями от вещей, к-рые единственно реальны: «Лошадь я вижу, лошад-ности же не вижу». Истинное знание может быть только об единичном. А. разрабатывал гл. обр. этику, считая, что человек в своих действиях должен руководствоваться прежде всего разумом. Добродетель состоит в действенном укреплении способностей души и тела, в независимости от всего внешнего, в ограничении потребностей. Различие рабов и господ А. считал противоестественным. Отрывки из работ А. собраны А. Винкельманом («Antisthenis Fragmenta», 1842) и Муллахом («Fragmenta philosophorum graeco-rum», v. 2, P., 1867).
Лит.: История философии, т. 1, iM.], 1940, с. 146 — 49; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; С h a p p u i s С h., Antisthene, P., 1854; D и е m m-lerP., Antisthenica, Halis, 1882; Oberwcg F., Grund- 74 АНТИТЕЗИС—АНТОНОВИЧ riss der Geschichte der PhilosopMe, 12 AuH., Tl 1, в., 1926; Zeller E., Die Philosophie der Griecnen..., Bd 2, Til, 5 Aufl., Lpz., 1922, S. 280—82, 288 — 335. АНТИТЕЗИС (rpeq.iv-uikatc — противоположение) — 1) В логике — суждение, противоречащее тезису (см. Доказательство). 2) В философии Гегеля—противоположение, в процессе диалектич. развития — отрицат. момент, противополагаемый исходному положит, моменту — тезису. Однако А. не уничтожает вовсе тезис, а отрицает лишь данное, определенное его содержание. Поэтому, будучи таким определенным отрицанием, он сам является положительным и в дальнейшем развитии переходит в синтез, в к-ром сохраняется первый положит, момент, переработанный и обогащенный всем развитием А. См. также Триада. АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. avzi — против и лат. trinitas — троица) — последователи религ. учений и сект, отрицавшие догмат о «триединстве божества». Учение А. возникло в конце 2 — нач. 3 вв. н. э., в период, когда в борьбе многочисл. сект и направлений складывались осн. догматы христ. церкви. В 16 в. особенно многочисленны А. в Италии, где в связи с гуманистич. образованием была наиболее сильна критика догматов христианства. Виднейшим идеологом А. был исп. уч-еный М. Сереет. Преследуемые инквизицией, А. бежали в Швейцарию и Германию, а затем в Польшу и Литву, где были известны под различными именами: социниане (см. Социнианство), ариане, польские братья, буднеисты (см. Будный) и т.д. В связи с торжеством католич. реакции в Польше в конце 16 в. преследуемые католич. церковью А. стали переселяться в Венгрию, Трансильванию и др. страны. Из рус. еретиков 16 в. последователем А. был Феодосии Косой. А. 16 в. являлись представителями раннего рационализма. Признавая авторитет Священного писания, они допускали свободное его толкование, считали религию истинной лишь в пределах разума, отрицали первородный грех, не признавали искупит, жертвы, якобы принесенной Христом за грехи людей, называли это вероучение вредным заблуждением, отнимающим у человека стремление к нравств. совершенствованию. А. находились в оппозиции не только к католицизму, но и к лютеранству и кальвинизму. Нек-рые А. были деистами и даже материалистами (напр., Бекеш, Доманевскпй). Отражая стремления демократич. слоев населения, А. выступали против церк. иерархии, монашества, почитания икон, святых, иногда доходили до отрицания частной собственности, государств, власти, требовали отмены крепостного права и признания равенства людей. Поэтому их учение пользовалось большим успехом среди простого люда. В наст, время к А. принадлежат разли'.'ные протестантские церкви и секты.
Лит.: Л е в и п к и й О., Социнианство в Польше и Юго-3 'падной Руси, «Киевская старина», 1882, т. 2, с. 25—57, 193—224, 401—32; Granowaki Т., Literature arvanska w Pclsce. 1560—1660, Кг., 1908; M е re z у n g H., Polscy deKc-i i w< lnomy liciele za,Tagi*llon6w,«PrzE,U4d historyczny», Warsz., 1911, t. 12; Kot S., Idsologja polityczna i spoleczna Braci Pclskic'i zwanycli Arjanaini, Warsz.. 1932; Gdrski K., Stu-dia n: d dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVlw., Кг., 1949; Studia n; d arianizmem, Warsz., 1959; Literature ariaftska w Polsce XVI wieku. Antologia, [Warsz.], 1959. H. Алепсютович. Минск. АНТИФОНТ, Антифон fAvxicpuiV) (2-я пол. 5 в. до н. э.),— др.-греч. философ-софист, один из первь'х профессиональных учителей философии и ораторского искусотва. Осн. идея А. — противопоставление действительно существующего и существующего во мнении людей. В соч. «Истина» А. излагал астрономич. и метеорологич. взгляды (учение о происхождении мира из вихря) и, развивая идеи элей-ской школы, утверждал, что «все есть единое» А. отрицал объективное существование единичных вещей и времепи. Этику А. понимал как «искусство быть беспечальным». А. признавал равенство всех людей но природе: «От природы мы все и во всем устроены одинаково — и варвары и эллины», «все мы дышим воздухом через рот и нос и едим руками». Природу он ставил выше закона и противопоставлял ее государств, власти и обществ, установлениям. В соч. «О согласии» А. выступал в защиту интересов средних зем-ледельч. слоев рабовладельч. общества. Лит.: Лурье С. Я., Новый оксиринхекий отрывок, «Изв Российской Акад. наук», 1918, сер. 6, т. 12, № 15; его ж е, К хронологии софиста Антифонта и Демокрита, там же, Ло 18; его же, Антифоггт — творец древнейшей анархической системы, М., 1925; его же, Очерки по истории античной науки, М. — Л., 1947; История философии, т. 1, М.. (940 (см. Указатель имен). АНТОНОВИЧ, Максим Алексеевич [27 аир. (9 мая), по др. данным, 18 (30) апр. 1835 — ноябрь 1918 ] — рус. философ-материалист, публицист, лит. критик; демократ. Род. в г. Б елополье Харьковской губ. в семье дьячка. Учился в духовном училище, Харьковской семинарии, затем в Петербургской духовной академии (1855—59). Изучение работ Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Фейербаха, личное знакомство с Добролюбовым и Чернышевским способствовали формированию материали-стич. и атеистич. убеждений А. Став сотрудником журн. «Современник», А. активно участвовал в филос. и лит. полемике тех лет. Он выступил с рядом статей, к-рые были высоко оценены Чернышевским. Одновременно А. сотрудничал (1861 —63) в «Энциклопедическом словаре» А. А. Краевского, вел политич. отдел в «Очерках...» Г. 3. Елисеева. После ареста Чернышевского (1862) А. вошел в редакцию «Современника», на страницах к-рого вел активную борьбу с правой печатью, критиковал либерализм, теории «почвенников», славянофильство. После закрытия «Современника» (1866) А. эпизодически сотрудничал в «Космосе» (в 1869), «Тифлисском Вестнике» (в 1875 — 76), «Слове» (в 1878), «Новом обозрении» (в 1881), пропагандируя естеств.-научные знания и материалистическую философию; много переводил. В 1871 А. обнаружил на берегах Западной Двины отложения девонского периода, неизвестные ранее на территории России (см. «Горный журнал», 1873, т. 2). В нач. 20 в. А. выступил с резкой критикой веховства [см. ст. «Покаявшийся блудный сын ц пропащий человек», газ. «Новая Русь», 1909, 17(30) мая, № 133; «Письмо в редакцию», «Современник», 1911, № 1]. До конца своей деятельности А. стоял в основном на позициях крест, демократизма, что накладывало печать ограниченности на его воззрения в условиях смены разночинского периода революц. движения пролетарским. А. с симпатией относился к марксизму, однако не понимал его и на его позиции не перешел. Философии посвящены статьи А. «Современная философия» (по поводу «Философского лексикона» Го-го цко го, «Современник», 1861, № 2), «Два типа современных философов» (по поводу «Трех бесед о современном значении философии» Лаврова, там же, № А). «О гегелевской философии» (по поводу рус. пёр. кн. Гайма «Гегель и его время», там же, № 8), «Современная физиология и философия» (по поводу перевода 1т. соч. Д. Льюиса «Физиология обыденной жизнш, там же, 1862, № 2), «Единство сил природы» (там же, 1865, № 1), «Промахи» (там же, 1865, № 2 и № 4). АНТОНОВИЧ-АНТРОПОГЕНЕЗ 75 «Единство физического и нравственного космоса» («Космос», 1869, № 1—2), «Письмо в редакцию» («Современник», 1911, № 1) и др. В них А. выступил активным пропагандистом материализма. Вслед за Чернышевским ои развивал положение о связи филос. теорий с интересами социальных групп. Критика А. систем Платона, Канта, Шопенгауэра сопутствовала его борьбе против отечеств, идеалистов — Гогоцкого, Юркевича, Кавелина, Новицкого, Карпова, Страхова, а позднее, в нач. 20 в., против богостроительства и богоискательства. Идеализм А. рассматривал как служебное орудие религии, к-рая не имеет с наукой «общих точек соприкосновения» (Избр. филос. соч., 1945, с. 350), как препятствие в развитии общества (см. «Современник», 1863, № 1, с. 103—104). Он подчеркивал неразрывную связь материалистич. философии с естествознанием, понимая материализм как «необходимый результат всей совокупности выводов, добытых частными отраслями естествознания» (там же, 1861, № 2, с. 267). Популяризируя дарвинизм («Теория происхождения видов в царстве животном», там же, 1864, № 3, «Чарльз Дарвин и его теория», 1896), А. дал правильную оценку его естеств.-науч. и филос. значения. Он высоко оценивал роль Иэра, А. Н. Бекетова, А. О. Ковалевского, И. И. Мечникова, Тимирязева в деле популяризации, защиты и развития дарвинизма. Одним из первых А. применил науч. выводы Сеченова для подтверждения и обоснования материалистич. теории познания. Он приветствовал И. Павлова, считая, что его работы «преследуют ту же цель, какою задавался Сеченов» («Письмо в редакцию», «Современник», 1911, № 1, с. 396). Утверждая, что изучение психики должно опираться на данные физиологии, А. вместе с тем выступал против вульгарных представлений, сводящих психич. процессы к физиологическим. В 60-х гг. А. одним из первых в России выступил против позитивизма и кантианства. Критикуя Лаврова, А. подверг критике кантовский агностицизм и априоризм. Ощущение, согласно А., связывает человека с внешним миром и является исходным моментом в процессе познания. На основе ощущений образуются нонятия, вся психич. жизнь человека. Критерием истины, «последним судией и решителем всего» является опыт людей как «общая сумма современных нам знаний» (Избр. филос. соч., 1945, с. 76). А. высказывал положения о всеобщем движении и развитии в природе, о взаимосвязи и обусловленности явлений, о конкретности истины и т. д. Однако А. не сумел понять диалектики общего и особенного; иногда он выдвигал ошибочные положения, отрицавшие наличие общих законов природы (см. там же, с. 185). Хотя А. не понял мысли Гегеля о единстве и борьбе противоположностей (см. там же, с. ИЗ), он, однако, высоко ценил гегелевскую постановку вопроса о единстве всего существующего и его идею раз-(Вития. По мнению А., «... было бы в высшей степени [желательно, чтобы явился человек, который бы сделал для реализма то же, что сделано Гегелем для идеализма» («Современник», 1865, № 2, с. 259). В ст. «Современная эстетическая теория» (там же, № 3), «Лже-реалисты» (там же, № 7), «Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы»;(«Слово», 1878, № 2) и др. А. критиковал теорию '"«"чистого искусства», утверждая идеи Чернышевского как высшее достижение рус. эстетич. мысли. А. подчеркивал обществ, роль искусства и выделял как его специфич. черту эстетич. наслаждение, к-рое оно доставляет людям. Полемизируя по данному вопросу с Писаревым, А. отстаивал правильную т. зр., однако иногда недостаточно четко ее формулировал. А. высоко оценивал творчество Пушкина, Гоголя, A. Островского, Л. Толстого, Некрасова за правдивое Соч.: Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, Л., 1938; Избр. философские соч., [М.], 1945, предисловие B. С. Кружкова; Шестидесятые годы — Воспоминания..., Лит.: Чернышевский Н. Г., Поли. собр. соч., АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. av&pw^os — человек и -fsvsais — происхождение, рождение) — процесс возникновения и развития человека. Термином «А.» часто, но неправильно обозначают также раздел антропологии, посвященный учению о происхождении человека. Учение об А. неразрывно связано с именами Дарвина и Энгельса. Дарвин, его ученики и последователи (особенно Гексли) данными сравнит, анатомии, эмбриологии и палеонтологии обосновали генетич. родство человека с животными, его происхождение от ископаемых высших обезьян. Совр. наука подтвердила это положение Строение скелета, внутр. органов, головного мозга, биохимия крови, высшая нервная деятельность и др. анато-мо-физиологич. особенности сближают человека с совр. антропоидными обезьянами Наиболее вероятными предками считаются ископаемые высшие обезьяны третичного периода — дриопитеки, скелетные остатки к-рых найдены в различных пунктах Юж. Азии и Европы. Сторонники материалистич. теории А. придерживаются т. зр. происхождения человека от одного вида ископаемых обезьян (монофи-лия) и отвергают полифилетич. взгляды, к-рые являлись основой нек-рых расистских концепций. Дискуссионным остается вопрос о месте возникновения человека. Этим местом не была Австралия, изоляция к-рой от остальной суши произошла до появления высших млекопитающих. Исключается также Америка. Там нет и не было наиболее близких к человеку узконосых обезьян, а жигущие сейчас в Юж. Америке широконосые обезьяны представляют совсем особую эво-люц. линию, далекую от человеческой. 76 АНТРОПОГЕНЕЗ Отсутствие находок костных остатков приматов и древнейших людей, а также следов деятельности последних в сев. районах Евразии свидетельствует против их включения в зону прародины человека. Наиболее вероятно, что в нее входили Юго-Вост., Юж. и Передняя Азия и Сев. Африка, где найдены кости древнейших людей (питекантроп, синантроп, атлантроп) и весьма примитивные орудия. Важнейшей проблемой А. является раскрытие причин превращения непосредственного предка человека в древнейшего человека. Принимая во внимание качественные отличия людей от животных, выражающиеся в наличии у человека трудовой деятельности, общества, сознания и речи, проблема А. не может быть решена только на основе биологических закономерностей. Необходимо учитывать и социальные законы. Оставаясь на позициях эволюц. трансформизма, Дарвин не смог вскрыть качеств, своеобразие перехода от животного предка к древнейшему человеку, не смог понять, что возникновение человека представляет момент перерыва постепенной эволюции органич. мира. Энгельс, приняв мн. положения Дарвина, на основе историко-материалистич. учения раскрыл качеств, особенности процесса становления человека и создал общественно-трудовую теорию А. (см. Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, 1876, опубл. впервые 1896). Движущей силой А. являлась обществ.-трудовая деятельность древних людей с помощью искусственно изготовл. орудий. Трудовая деятельность оказывала формирующее влияние на морфологич. строение человека, была осн. фактором образования и укрепления чело-веч, общества, возникновения и развития сознания, речи и культуры в целом. Находимые скелетные остатки древних людей и следы деятельности последних подтверждают общественно-трудовую теорию А. А. может быть расчленен на три оси. стадии, из к-рых каждая предшествующая обусловливала возникновение последующей: 1-я — стадия непосредств. предка человека —ископаемой обезьяны, вероятно, близкой к т. н. австралопитекам, кости скелетов к-рых были найдены в Юж. и Вост. Африке. Первая находка была сделана Дартом в 1924 в вост. части пустыни Калахари, затем Дартом и особенно Врумом и Робинсоном в районах, близких к месту первой находки. В 1959 Л. Лики обнаружил в Танганьике (Вост. Африка) кости одного из представителей австралопитеков (зинджантроп). Полагают, что найдены остатки от более ста особей австралопитеков. Для них характерны преим. двуногое хождение, крупный головной мозг, отсутствие выступающих клыков и систематич. использование различных природных предметов (палки, камни, обломки костей животных) в качестве орудий защиты и нападения. Систематич. использование природных предметов являлось лишь зародышем труда. 2-я стадия А.— период становления человека и формирования человеч. общества. Это — период существования питекантропов (найдены впервые в 1892 Дюбуа на о. Ява), синантропов (первые находки синантропа относятся к 1927—37, сделаны в Китае Блэ-ком, Пэй Вэнь-чжуном и др.), атлантропов (открыты в Сев. Африке в 1954 Арамбуром) и близких к ним еще не открытых др. представителей древнейших людей, а также неандертальцев (первая находка в 1848). Археологически это время раннего палеолита (древнекаменного века). Переход от стадии человеч. предков к древнейшим людям представлял качеств, скачок из животного состояния в раннечеловеческое. Возникновение уже человеч. труда, связанного с изготовлением орудий, качественно отграничило последующую историю развития людей от предшествовавшей ей биологич. эволюции высших приматов. На смену биологич. сообществу — стаду высших обезьян — пришло первичное социальное объединение древних людей в виде первобытного человеч. стада. Биологич. закономерности А. все больше уступают место социальным закономерностям. Однако люди на этой стадии А. удерживали еще мн. животные, обезьяньи черты в своей морфологии и в своем поведении, к-рые лишь постепенно исчезали по мере совершенствования трудовой деятельности и развития производств, отношений. Важную роль в этом процессе играла формировавшаяся на основе труда речь. 3-я стадия А. соответствует времени существо ваниячеловека совр. физич. типа — Homo sapiens (ископаемого, иногда обобщенно называемого кроманьонцем, и ныне живущего). Археологически она относится к поздней поре палеолита. Переход от неандертальского человека к совр. человеку представляет второй по значимости качеств, поворот в А. Существенно меняется морфология человека, к-рый утрачивает мн. примитивные черты, характерные для древних людей (надглазничный валик, низкий свод черепа, отсутствие подбородка и т. д.). Значит, изменениям подвергается трудовая деятельность, к-рая становится более дифференцированной. Коренную перестройку претерпевают социальные отношения: первобытное человеч. стадо сменяется родовым обществом. Возникновением человека совр. типа завершается отрыв человека от животного мира, завершается также переходный период становления человеч. общества, предшествующий цервой обществ.-экономич. формации — первобытнообщинному строю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|