АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 7 глава
Соч.: Диалектический материализм и логика, Киев, 1924; Очерки истории диалектики в новой философии, [2 изд ] М.—Л., 1930; Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; Маркс и буржуазный историзм, М.— Л., 1933; Гёте в «Разговорах» Эккермана, в кн.: Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, пер. [с нем.], [М.—Л-J, 1934; Логика, ГМ.1, 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Учениео непосредственном знании в истории философии нового времени, «Вопр. философии», 1955, АССЕРТОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ — АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 105 Л") 5, 1957, № 6, 1959, МП; Шиллер как философ и эстетик, в кн.: Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957; Философия в Московском университете во второй половине XIX века. «Уч. зап. МГУ. Философский фак.», 1958, вып. 190; Послесловие к кн.: Рассел Б., История западной философии, М., 1959. АССЕРТОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ (франц. as-sertorique, от лат. assero — утверждаю), или суждение действительности, — суждение, в к-ром утверждается или отрицается существование чего-либо, напр. «Москва-река замерзла». А. с. употребляется в том случае, когда известно только то, что указываемый в суждении признак принадлежит или не принадлежит предмету суждения. Лит.: Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955; Асмус В. Ф., Логика, |М.], 1947 (гл. Суждение). П. Таванец. Москва. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — различные по своей научно-идейной сущности психологич. направления, использующие понятие ассоциации в качестве гл. объяснит, принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психич. явлений и что эти сочетания имеют определ. телесные (физио-логич.) предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистич. методологии на изучение психич. деятельности эта идея становится науч. доктриной, положившей начало А. п. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его фнзиологич. соч.), Спинозы иГоббса. ПоГоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физич. тел, и поэтому течение всех психич. процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определ. целью. Тем самым была выдвинута задача, над к-рой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистич. представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в филос. лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, к-рые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психич. фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистич. мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно к-рой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психич. феномены, из совокупности к-рых строится якобы не только вся психич. жизнь, но и внешняя реальность. Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие науч. познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.
• Расцвет материалистич. направления А.п. в 18 в. выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психич. деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологич. знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистич. материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психич. явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от др. сторонников психофизического параллелизма, Гартли признавал первичным — воздействие внешнего мира и производным — связи в сфере психического. Гартли
отбросил локковскую рефлексию как самостоят, источник идей и выводил все стороны психич. деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психич. явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значит, влияние не только на психологию, но и на мн. др. области знания — этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей А. п. выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического. Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости А. п. от материализма. Они отрицают необходимую связь психич. явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установл. А. п. фактов и зависимостей их детерминистич. смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под к-рым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде сосуществовавшее с ним, без того, чтобы была к.-л. необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820). Англ. философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистич. А. п. в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психич. процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.
К сер. 19 в. наиболее видными представителями А. п. были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») А. п. своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психич. явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психич. состояния (ощущения), образуя более сложные психич. продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно к-рому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855). С развитием эволюц. теории предпринимались попытки перестроить А. п. на основе новых биологич. представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести А. п. из кризиса, т. к. придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, к-рым оно подчинено. В новой эксперимент, психологии, выделившейся в70—80-хгг. 19 в. в самостоят, науч. дисциплину, по отношению к принципам А. п. наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания эксперимент, изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетич. акту сознания — апперцепции. Др. исследователи (Эббин-гауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психич. факт. В целом идеи А. п., несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (Н. Ebbinghaus, Uber die Gedachtnis. Untersuchungen zur experi-mentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность 104 АССОЦИАЦИЯ—АСТРОНОМИЯ принципов А. п., ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистич. школ (в особенности т. н. гешталътпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны А. п. (игнорирование системного характера нсихич. деятельности и качеств, различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистич. крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психич. актов и их обусловленность нервными процессами.
Циген, сторонник А. п., взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистич. схемы А. п., отбрасывая ее былые достижения К началу 20 в. традиционная А. п., пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но мн. ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистич. й детер-мииистич. трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную сов. психологией в основу изучения закономерностей психич. деятельности (см. Ассоциация). Лит:: Гоббс.Т., Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского, (M.J, 1936; Беркли Г., Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905; Ю м Д., Трактат о человеческом уме. пер. с англ., т. 1, Юрьев, 1916; М и л л ь Д ж. С, Обзор философии сэра Вильямса Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях, пер. с англ., СПБ, 1869; Спенсер Г.. Основания психологии, пер. с англ., т. 1—2, СПБ, 1897—98; Hartley D, M., Observation on man, his frame, his duty and his expectations, 6 ed., v. 1—2, L., 1834; BrownT, M., Lectures on the philosophy of the human mind, v. 1—4, 21 ed., L., 1870; M i 1 1 J., Analysis of the phenomena of the human mind, v. 1—2, L., 1878; Bain A., The senses and the intellect, 4 ed., L... 1894; Warren H., A history of the association psychology, L, 1921: F e r r i L., La psychologie de l'associa-tion depuis Hobbes jusqu'a nos jours, P., 1883. M. Ярошевский. Куляб, АССОЦИАЦИЯ (в психологии) (позднелат. associatio, от лат. associo — связываю) — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психич. явлениями. Псрвонач. понятие об А. сложилось при наблюдении за процессами памяти, когда было установлено, что одно представление влечет за собой появление другого, связанного с ним в прошлом опыте. Аристотелю принадлежит заслуга расчленения А. на три категории: по смежности, сходству и контрасту, а также попытка объяснить нх физиология, изменениями в организме. Победа материалистич. методологии в естествознании выдвинула А. на место гл. объяснит, принципа психологии (см. Ассоциативная психология). В идеалистич. интерпретации А. из средства науч. анализа стала средством разложения сознания на первичные феномены с целью конструирования из них не только всей психич. деятельности, но и объективной реальности. В дальнейшем под предлогом борьбы с атомизмом и механицизмом в понимании А. идеалистич. психология боролась против материалистич. и детерминистич. трактовки А., низведя ее до элементарного факта, не имеющего отношения к т. н. «высшим» психич. функциям. Сохранив детерминистич. ядро понятия А., Сеченов, а затем Павлов преобразовали его на базе рефлекторной теории. В их понимании А.—прежде всего связь рефлексов, а неизолиров. элементов сознания. Физиоло-гич. основу А. составляет, по Павлову, проторение пути между различными пунктами коры полушарий мозга. «Условная связь... есть, очевидно, то, что мы называем ассоциацией по одновременности. Генерализация условной связи отвечает тому, что зовется ассоциацией по сходству. Синтез и анализ условных рефлексов (ассоциаций) — в сущности те же основные процессы нашей умственной работы» (Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335). Все виды А. представ-
ляют отражение в головном мозге связей объективного мира в соответствии с задачами, возникающими в ходе деятельности человека. Поэтому ошибочным является взгляд на А. как на процесс механич. соединения Отдельных нервно-психич. состояний. Последние ассоциируются под влиянием факторов, выражающих направленность личности (потребности, интересы, установки). Совр. сов. психология, развивая линию, намеченную Сеченовым и Павловым, рассматривает А. как одну из важных закономерностей, охватывающую весь строй психич. деятельности человека. Противопоставление смысловых связей А. (как якобы связи механич., бессмысленной) отвергается. Разрабатывается учение об «обобщенных ассоциациях» (Шеварев), об А. внутри данного вида ощущений и между различными их видами (Ананьев), о системном и сигнальном (Рубинштейн) характере А. Лит.: Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга. АСТРОНОМИЯ (греч. cbxpovofxia, от cbxpov — звезда и v6|jio; — закон) — наука о строении и развитии небесных тел, их систем и Вселенной в целом. В А. изучаются закономерности в движении, строении и развитии Солнца, планет со спутниками, комет, метеоритов, звезд, туманностей, вещества между звездами, а также полей тяготения, излучения и магнитных полей. А. решает вопросы измерения времени и построения календаря, изучает строение и поведение вещества в самых разнообразных условиях, исследует влияние Солнца на сложные физич. процессы на Земле. Методы А. применяются при определении размеров небесных тел и расстояний между ними, для измерения Земли, для расчетов движения искусств, спутников Земли и межпланетных снарядов. А. являлась до последнего времени наблюдат. наукой, выводы к-рой основаны на сопоставлении практически одноврем., моментальных наблюдений. Поскольку период сознат. наблюдений человечеством небесных светил ничтожно мал по сравнению с промежутками времени, необходимыми для существования изменения этих небесных тел, А. была лишена возможности широко экспериментировать с небесными телами. Создание искусственных небесных тел и осуществление космич. полетов послужили внедрению в астрономич. исследования эксперимент, методов. В изучении положения небесных тел и связи этих положений с местонахождением наблюдателя и полем тяготения Земли А. граничит с геодезией и геофизикой. Вскрывая законы движения Земли, Луны, планет, спутников, искусственных светил и др. небесных тел в пространстве, А. связана с механикой. Исследуя строение и развитие небесных тел, она тесно связана и с физикой, и с химией. А. бесконечно расширяет опытную базу естествознания, т. к. знакомит со множеством явлений и процессов, еще не воспро изведенных в земных лабораториях. Исследуя общие закономерности распределения и движения небесных тел в самом широком смысле, А. служит одной из основ представлений о пространстве и времени и о зако нах развития материи. Сведения, даваемые А., с древнейших времен оказывали значит, влияние на формирование фплос. материализма и диалектики. Именно открытия в области А. в эпоху Возрождения (доказательство справедливости гелиоцентрической системн мира, сходство планет между собой) сыграли решаю- АСТРОНОМИЯ 105 щую роль в освобождении науки от влияния религии, а дальнейшие открытия привели к обоснованию идеи о материальном единстве мира. А. многогранна и включает в себя много разделов. Астрометрия изучает методы определения координат и собств. движений небесных светил, установления системы астрономич. постоянных, определения гео-графич. координат и азимутов на земной поверхности и измерения времени. Математич. теория определения видимого расположения и движения небесных светил и способы перехода к истинному расположению, теория определения времени, географич. координат и азимутов на земной поверхности разрабатываются в сферич. А., являющейся частью астрометрии. Небесная механика исследует поступят, движения небесных тел под действием сил притяжения и отталкивания, а также изучает фигуры небесных тел н их вращат. движения. Астрофизика изучает фи-зич. состояние и химич. состав небесных тел и межзвездного вещества в пх взаимодействии с полями тяготения, излучения и магнитными полями. Методы фотографирования небесных тел (астрофотография) и методы изучения их спектров (астроспектроскопия) составляют предмет практич. астрофизики. Исследование процессов, происходящих в атмосферах Солнца и звезд, в туманностях и в межзвездной среде, исследование внутреннего строения небесных тел являются задачами теоретич. астрофизики. Изучение небесных тел в диапазоне радиочастот ведется в новом разделе А.— радиоастрономии. Исследование общих законов строения, динамики и развития звездных систем, основанное на изучении характеристик множества звезд и туманностей и на сравнительном анализе особенностей небесных тел в различных звездных системах, составляет предмет звездной А. Космогония исследует вопросы происхождения и развития небесных тел и их систем. Наконец, изучение бесконечной Вселенной как связного, единого целого и всей охваченной наблюдениями области как части Вселенной составляет предмет космологии. А. является одной из древнейших наук, возникших из непосредств. потребностей материальной жизни общества. Два осн. производства древнего общества — скотоводство и земледелие, — связанные с годовым циклом погоды, требовали ведения счета времени. Смена дня и ночи, смена фаз Луны и смена времен года были осн. явлениями, к-рые легли в основу календарей. В их создании большая роль принадлежит древним земледельч. странам: Китаю, Индии, Египту и Вавилону, в экономике к-рых значит, роль играли великие реки с годовым режимом. Уже в 6 в. до н. э. нек-рые народы Древнего Востока обладали развитыми астрономич. знаниями. В Древнем Китае и Вавилоне, кроме осн. единиц времени, были известны наклон экватора к эклиптике и период повторяемости солнечных и лунных затмений. В Древней Греции, а несколько позднее и в Китае уже существовало учение о шарообразности Земли. В 4 в. до н. э. в Китае был составлен первый каталог звезд. В этом же веке Аристотель создал общую систему строепия мира, в к-рой центр, место было отведено Земле. В антич. эпоху А. была нераздельной частью философии, что определило своеобразие ее развития. Стремление к обобщениям исключало увлечение одними наблюдениями, но господство умозрит. обобщений,в свою очередь, приводило к подгону фактов под ту или иную гипотетич. схему. Характерно, что прогрессивное учение Аристарха Самосского (3 в. до н. э.) о гелиоцентрич. системе мира, подорвавшее мифологич. представления древних греков, было осуждено в Афинах, а сам Аристарх подвергся гонениям. В 3 в. до н. э. Эратосфен определил размеры Земли. Во 2 в. до н. э. Гиппарх разработал теорию движения планет, считая Землю неподвижно покоящейся в центре мира. Он составил каталог 1022 звезд, определил расстояние до Луны, открыл перемещение точки весеннего равноденствия. Работы Гипнарха изложены в дошедшем до нас соч. Птолемея «Альмагест» (2 в. н. э.). Система мира Аристотеля — Птолемея, носящая метафпзич. характер, была общепринятой системой вплоть до сер. 16 в. В ср. века А. развивалась в основном в странах Ближнего и Ср. Востока, в Индии и Китае. В 9 в. аль-Мамун путем измерений в окрестностях Багдада определил размеры Земли. В И в. хорезмиец Бируни высказал идею о возможности движения Земли. В 13 в. Насирэддин в Юж. Азербайджане создал обсерваторию и составил новые таблицы движения планет. В этом же веке была построена обсерватория в Пекине. В 15 в. Улугбек в Самарканде построил обсерваторию, оборудованную огромным секстантом, составил каталог 1019 звезд и таблицы движения планет. Новые требования к А., возникшие в связи с развитием торговли и мореплавания и зарождением промышленности, способствовали освобождению науки от влияния религии и привели к ряду революц. открытий. В 1543 вышло в свет знаменитое произведение Коперника «Об обращениях небесных сфер», в к-ром он опроверг учение о неподвижном и центр, положении Земли и дал относительно правильную картину строения солнечной системы. Опираясь на открытие Коперника, Бруно учил о бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров. Результаты первых астрономич. наблюдений с помощью телескопа, выполненных Галилеем в 1610, послужили неопровержимой аргументацией в пользу учения Коперника. Католич. церковь сожгла Бруно на костре и организовала процесс против Галилея. Но именно в это же время Кеплер открывает закономерности в движении планет и формулирует три известных закона, определяющих движение планет. В конце 17 в. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, в результате применения к-рого к изучению движения тел солнечной системы были достигнуты в 18 и 19 вв. успехи, сделавшие небесную механику одной из наиболее точных наук. Все эти открытия послужили твердым фундаментом естествознания в развернувшейся острой борьбе против схоластики и аристотелизма, упорно придерживавшихся геоцентризма. Успехи А. в значит, степени способствовали широкому распространению меха-нич. и метафизич. материализма 17 и 18 вв. Необходимость обеспечения мореплавания п картографирования привела в конце 17 и начале 18 вв, к учреждению гос. обсерваторий во Франции, Англии, России, а затем и в др. странах. Применение телескопов повысило точность наблюдений. В конце 17 в. впервые было определено правильное значение расстояния Земли от Солнца. В 1675 Ремер определил скорость света. В 1718 Э. Галлей обнаружил собств. движения звезд. В 1725—28 Дж. Брадлей открыл и объяснил явление аберрации света. В 1761 Ломоносов обнаружил атмосферу Венеры. В 1755 Кант и в 1796 Лаплас создали впервые научно обоснованные гипотезы происхождения солнечной системы. Создание этих первых науч. гипотез происхождения небесных тел сыграло выдающуюся роль в становлении правильных историч. взглядов на материю, вечно развивающуюся и изменяющуюся. В конце 18 в. Гершель обнаружил движение Солнца относительно звезд, открыл орбитальное движение у двойных звезд и высказал на основе подсчетов числа звезд правильные идеи о строении Млечного Пути. В 1835—40 Струве в России. Бессель в Германии и Гендерсон в Юж. Африке впервые уверенно определили расстояния до звезд. 106 АСТРОНОМИЯ В 1846 после теоретич. исследований Леверье и Адам-са, основанных на анализе неправильностей движения планеты Уран, была открыта новая большая планета Нептун. В 1847 Струве выявил правильную картину строения звездного мира в окрестностях Солнца и впервые доказал существование поглощения света в межзвездном пространстве и произвел его количеств, оценку. В 1859 Ковальский разработал методы анализа звездных движений и математич. теорию вращения звездной системы (Галактики) вокруг центра массы. Ряд важных работ по изучению природы комет выполнил во 2-й половине 19 века Бредихин. К сер. 19 в. относится начало систематич. исследований физич. природы небесных тел, основанных на применении быстро развивавшихся методов эксперимент, физики. В работах Цераского в России и Никеринга в США получили особое развитие исследования по определению блеска звезд. К 60-м гг. относится начало применения спектр, анализа к изучению небесных тел. Получившее широкое распространение в конце 19 в. применение фотографии в А. совместно с методами спектр, анализа и фотометрии определили направление развития А. вплоть до сер. 20 в., когда начали широко применяться совершенно новые методы исследования: радиофизика, телевидение и электроника. Во 2-й пол. 19 в. были созданы каталоги точных положений неск. сотен тысяч звезд, предпринято фотографирование и каталогизирование неск. миллионов звезд. Путем сравнения точных положений и измерения фотографий, разделенных десятками лет, были определены собств. движения мн. тысяч звезд. На основе принципа Доплера были измерены скорости движения по лучу зрения неск. тысяч звезд. Изучение этих движений привело к доказательству вращения Галактики и открытию закономерностей этого вращения (1927). Измерения блеска (звездных величин) и цвета мн. тысяч звезд в разных частях неба позволили определить поглощение света в разных направлениях и сделать количественно правильные выводы о структуре и размерах Галактики (1930—40). Измерение двойных звезд дало возможность определить массы компонентов, а изучение затменно-двойных звезд — массы, линейные размеры, плотности и температуры компонентов. Исследование закономерностей в изменении блеска переменных звезд привело к открытию зависимости между длиной периода изменения блеска и светимостью, давшей возможность определить расстояния путем измерения видимого блеска переменных звезд (1908—52). Благодаря достижениям атомной физики появилась возможность развития теоретич. астрофизики; были построены теории звездных атмосфер; исследованы грандиозные процессы, происходящие в атмосферах Солнца и звезд и в разреженных газовых туманностях. Большие успехи были достигнуты в астрометрии. Применение новых методов значительно повысило точность астрометрич. измерений. Открытие радиосвязи дало новые возможности в определении времени. Применение новых физич. принципов (пьезоэлект-рич. свойства кристаллов, вибрации молекул и атомов нек-рых веществ) позволили сконструировать часы столь высокой точности, что оказалось возможным обнаруживать неравномерности вращения Земли. Еще в конце 19 в. было замечено изменение широт, вызванное небольшими (порядка десятка метров) перемещениями Земли относительно ее оси вращения. Применение счетно-аналитич. машин, а в последние годы быстродействующих электронных машин дало возможность заново построить теории движения планет, опираясь на все накопленные человечеством наблюдения и учитывая возмущающее воздействие планет друг на друга. Много принципиально новых открытий было сделано с помощью гигантских телескопов, построенных гл. обр. в США (1916—52). Кризис естествознания, связанный с открытиями в физике на рубеже 19 и 20 вв., нашел отражение и в А., поскольку были обнаружены новые факты, не соответствующие классич. представлениям. Одним из таких фактов является видимое «разбегание» галактик от нас со скоростями, прямо пропорциональными расстояниям. Это явление дало возможность идеалистам, опираясь на умышленно ограниченно трактуемую общую относительности теорию, построить космологии, теории конечности Вселенной во времени и в пространстве, теории «рождения материи из ничего» и т. д. Борьба материализма и идеализма в А. приняла новые, утонченные формы. Наблюдаемое расширение никак не может служить доводом в пользу «рождения» Вселенной и всех звезд в определенный момент. Большое число новых факторов позволило по-новому решать вопросы происхождения небесных тел. Важные работы в этой области выполнили Фесенков, Шмидт, Койпер, Альф-вен и др. Исследования последних лет доказали, что процессы звездообразования непрерывно продолжаются, что наряду со старыми звездами имеются молодые, только что сформировавшиеся (Амбарцумян и др.). Наметились пути понимания связи между звездами, газовыми туманностями и магнитными полями (сов. астроном Г. А.Шайн и др.). Последние годы развития А. характеризуются все большим применением методов физики к изучению небесных тел и явлений (использование фотоэффекта, элек-тронно-оптич. преобразователи и др.). Большие успехи достигнуты в области оптики и конструкции телескопов. Предложены новые оптич. системы, практически лишенные недостатков прежних систем (телескопы системы Шмидта и Максутова). Большое развитие А. получила в СССР, где разнообразные науч. исследования в различных областях А. ведутся на оснащенных новейшей астрономич. техникой старых обсерваториях, а также на вновь организованных обсерваториях. Полностью восстановлена и значительно расширена разрушенная во время Великой Отечественной войны 1941—45 Главная астрономич. обсерватория АН СССР в Пулкове. Построена новая Крымская астрофизич. обсерватория АН СССР в Бахчисарайском районе. Построены обсерватории в Грузии (Абастумани), Армении (Бюракан), Казахстане (Алма-Ата) и ряде других мест. Значительно расширены астрономич. ин-т им. Штернберга при Московском ун-те и Ин-т теоретич. астрономии АН СССР в Ленинграде. Начато и успешно развивается строительство больших телескопов и радиотелескопов. Революц. значение в развитии А. вообще и советской А. в частности имело осуществление в СССР 4 окт. 1957 запуска первого в мире искусственного спутника Земли, создание 2 янв. 1959 первой космич. ракеты, превратившейся в первую искусственную малую планету, и достижение 14 сент. 1959 второй космич. ракетой поверхности Луны, запуск 4 октября 1959 третьей космич. ракеты, с помощью к-рой сфотографирована невидимая с Земли сторона Луны, а также запуск 15 мая 1960 космич. корабля на орбиту спутника Земли. О новом беспримерном науч. подвиге сов. ученых свидетельствует запуск (19 авг. 1960) и возвращение на Землю (20 авг. 1960) сов. космич. корабля с подопытными животными. Впервые человечество получило возможность изучать другие небесные тела не только путем исследования их света, но и непосредственно измерениями их магнитных полей, радиоактивности и т. д. Впервые удалось изучить космич. лучи в их чистом, не искаженном
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|