АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 2 глава
АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (итал. Apostolici) — секта, осн. в 1260 в г. Парме (Италия) крестьянином Сегарелли. А. б. проповедовали необходимость отказа от имущества и апостольский образ жизни (отсюда название секты). А. б. считали католпч. церковь обмирщившейся и провозглашали требование не подчиняться церк. и светским властям. Историю человечества А. б. делили на 4 периода: 1) до Христа, 2) от пришествия Христа до папы Сильвестра, когда папство добилось светской власти, 3) от Сильвестра до Сегарелли — период, когда церковь, завладев огромными богатствами и светской властью, подверглась порче. Последний, 4-й период—спасения человеч. душ—наступил, согласно учению А. б., с приходом Сегарелли. А. б. подвергались жестоким преследованиям. После казни Сегарелли (1300) движение возглавил его ученик Дольчино, к-рый в 1304 поднял восстание, подавленное в 1307. Однако секта А. б. существовала до сер. 14 в., распространившись и на территорию Юж. Франции, Испании и Германии. Лит.: С к а з к и н С, Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955; его же, Первое послание Дольчино, в кн.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Тиханова М. А., Восстание Дольчино, «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, № 7—8; А р с е н ь-е в И., От Карла Великого до реформации (Историческое исследование о важнейших реформационных двин^ениях в Западной церкви в течение восьми столетий), 2 изд., М., 1913; Гаусрат А., Средневековые реформаторы, пер. с нем, АПОЛОГЕТИКА—АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ 83 ных жертв, первое и единое божество не допускает никаких жертв, бесконечно удалено от всего чувственного и даже не может быть наименовано никаким именем. Единств, путь восхождения к нему — это чистый ум. Взгляды А. Т. — одна из многочисл. форм стоич. платонизма и пифагореизма, промежуточных между ранним эллинизмом и неоплатонизмом. Обычно историки философии (Целлер, Ибервег и др.) считают А. Т. представителем неопифагореизл;а.
Лит.: К а р и и с к и й М.. Аполлоний Тианский, «Ж. АПОЛОГЕТИКА — отрасль хрнст. богословия, посвященная защите вероучения христианства (см. Апологеты и Теология). АПОЛОГЕТЫ (в раннем христианстве,) (от греч. атсоХо7«о;ла'. — защищаю) — наименование богословов 2—3 вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства. Наиболее крупными из А. являлись Юстин Мученик (ум. ок. 165; «Апология», «Беседа с Трифоном иудеем»), Татиан (ум. ок. 175; «Речь к эллинам»), Афинагор (ум. ок. 177; «Прошение по делам христиан»), Тертуллиан («Апологетика») и Мину-ций Феликс (ум. ок. 240; «Октавий»). А. выступали против нападок на христианство как со стороны гос. мастей, так и со стороны «языческих», т. е. античных, философов. Нек-рые из соч. А. были направлены против раннехрист. ересей. В борьбе с антич. образованностью А. постепенно пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, к-рому они противопоставили слепую веру. Так, ненависть к философии и разуму нашла место в произведениях Тертул-лнана, провозгласившего: «верую, потому что это абсурдно». Однако, несмотря на враждебное отношение к античной философии, А. не могли все же избежать ее влияния. Факты совпадения ряда положений христ. вероучения с нек-рыми идеями античной идеа-листич. философии А. объясняли влиянием христианства на философов (Татиан). В обоснование возможности такого влияния строились фантастич. хронологич. схемы. В др. случаях все объяснялось деятельностью демонов (Юстин). В совр. переносном значении А. — защитники реакционных идеологических течений и систем.
Лит.: Тексты сочинений А.собраны в кн.: Сочинения древ АПОРЙЯ (i-opia — затруднение, недоумение)—термин, часто обозначавший у древнегреч. философов трудно разрешимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У досократиков этот термин встречается редко и притом в смысле просто затруднения или трудности вообще. Впервые отчетливый фплос. смысл этот термин получает у Платона (Phaed. 84 С; Phileb. 15 С), к-рый употребляет его и в смысле сомнения и затруднения, и в смысле постановки трудноразрешимой проблемы. Таковы, напр., места в Soph. 238 А, 249 D. У Аристотеля дается точное определение А.: она есть «равенство (равнозначность) противоположных заключений» (Тор. VI 6, 145 в 2). Аристотель понимал здесь под А. то, откуда начинается исследование предмета. Так, с А. он начинал исследование о душе (De an. I 2, 403 в 20), о времени (Phys. IV10, 217 в 30) или о месте (там же, V 1, 208 а 34). Для каждого исследования существуют свои собственные A. (Eth. Eud. I 3, 1215 а 3). Несколько другой смысл вносится в этот термин, когда говорят об апориях Зенона. Хотя у самого Зенона Элейского термин этот не употреблялся, но отнесение его к зеноновым дока- зательствам невозможности движения предполагает, что А. есть неразрешимое противоречие. В таком же смысле говорят и об А. у греч. скептиков (см. Скептицизм), отрицающих познаваемость вещей. Понятие А. явилось, т. о., одной из форм проявления диалектич. тенденции в др.-греч. философии. АПОСТЕРИОРИ (от лат. a posteriori, букв.—ие последующего) — термин, означающий знание, полученное из опыта (впротивоположность априори). Рассмотрение такого процесса познания встречается у Аристотеля (см. «Вторую аналитику», I 18 и 31; рус. пер., М.—Л., 1952), у Боэция в его комментариях к Аристотелю, у Платона, у ср.-век. философов народов Востока Ибн Рошда, Ибн Сины и европ. схоластиков Алъберта фон Болъштедта, Фомы Акеинскогоицр. (см. С. Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1—4, В., 1955, Bd 1, S. 679, Bd 2, S. 327—97). В новое время Лейбниц понимал под апостериорным познанием все опытное познание или «истины факта» в противоположность «истинам разума», т. е. априорному познанию (Избр. фплос. соч., М., 1908, с. 180 — 181, 347, 350). Кант термином «А.» обозначал все знание, получаемое при помощи чувств, восприятий. Это знание, по Канту, носит случайный, единичный и неистинный характер; для того чтобы оно приобрело всеобщий и необходимый характер, его следует подвести под априорные формы («Критика чистого разума», П., 1915, с. 25, 61; «Пролегомены», М.,1937, с. 20, 40, 59—61, 74—75). Будучи метафизиком и дуалистом, Кант противопоставлял чувств, познание логическому и приходил к агностицизму. Науч. объяснение этого вопроса дает только диалектич. материализм, к-рый, материалистически понимая опыт, исходит из того, что все знания, в конце концог, получаются в результате воздействия объективного материального мира на органы чувств (см. Диалектический материализм, Теория познания).
Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (итал. Apostolici) — секта, осн. в 1260 в г. Парме (Италия) крестьянином Сегарелли. А. б. проповедовали необходимость отказа от имущества и апостольский образ жизни (отсюда название секты). А. б. считали католич. церковь обмирщившейся и провозглашали требование не подчиняться церк. и светским властям. Историю человечества А. б. делили на 4 периода: 1) до Христа, 2) от пришествия Христа до папы Сильвестра, когда папство добилось светской власти, 3) от Сильвестра до Сегарелли — период, когда церковь, завладев огромными богатствами и светской властью, подверглась порче. Последний, 4-й период — спасения человеч. душ—наступил, согласно учению А. б., с приходом Сегарелли.
А. б. подвергались жестоким преследованиям. После казни Сегарелли (1300) движение возглавил его ученик Дольчино, к-рый в 1304 поднял восстание, подавленное в 1307. Однако секта А. б. существовала до сер. 14 в., распространившись и на территорию Юж. Франции, Испании и Германии. Лит.: С к а з к и н С, Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955; его же, Первое послание Дольчино, в кн.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Т и х а н о в а М. А., Восстание Дольчино, «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, N° 7—8; А р с е н ь-е в И., От Карла Великого до реформации (Историческое исследование о важнейших реформационных движениях в Западной церкви в течение восьми столетий), 2 изд., М., 1913; Гаусрат А., Средневековые реформаторы, пер. с нем, Si АПОФАНЗИС —АППЕРЦЕПЦИЯ т. 1—2, СПБ, 1900; Canlu С, Gli eretici d'ltalia, v. 1, АПОФАНЗИС (грсч. ar.iqrrtsis, букв.— заявление, утверждение) — в логике Аристотеля суждение — речь, в к-рой посредством утверждения или отрицания полагается что-либо как существующее или не существующее. Аристотель различает грамматич. (имя и глагол) и логич. (подлежащее и сказуемое) аспекты. Имя — звук, нечто обозначающий без указания времени. Глагол — звук, характеризующий имя и ориентирующий его во времени. Как член высказывания глагол связывает имя с бытием. Имя и глагол в отдельности высказываниями быть не могут. Утверждение и отрицание — функции глагола, утверждающие или отрицающие бытие чего-либо. Поэтому только высказывание, нечто утверждающее или отрицающее, может быть истинным или ложным, чего нельзя сказать, напр., о просьбе, ибо, выражая побуждение, она непосредственно о бытии ничего не утверждает и не отрицает. Подлежащее, по Аристотелю,— предмет высказывания, сказуемое — то, что говорится о подлежащем. Функция связки относится к области сказуемого. Простое высказывание заключается в том, что нечто утверждается или отрицается в отношении чего-либо; то, что составляется из простых высказываний, является уже сложной речью. Лит.: Аристотель, Об истолковании, пер. с греч., АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — вос
апперцепции называется то единство, посредством которого все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта» (Кант И., Критика чистого разума, П., 1915, с. 101 —102). Рассудок конструирует объект с помощью категорий и тем самым осуществляет единство трансцендентальной А. Сами же «категории суть понятия, a priori предписывающие законы явлениям, т. е. природе, как совокупности всех явлений» (т а м ж е, с. 113). Т. о., трансцендентальная А. — существ, часть кантианской доктрины, утверждающей, будто разум приписывает законы природе. Согласно нем. ученому Гербарт, А.— осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений. Этот запас Гербарт назвал «апперцепционной массой». Новые представления пробуждают старые, сливаются с ними и образуют новые соединения (см. I. F. Herbart, Psychologie als Wissenschaft..., Bd 2, Konigsberg, 1825, Кар. 5, § 125). В концепции Гербар-та имелся рациональный момент, обусловивший ее большую популярность в педагогике п педагогии, психологии. Выдвигалась проблема связи и взаимодействия новых восприятий и представлений с наличными знаниями, истолкования неизвестного путем использования прошлого опыта. Широкую известность получило понятие А. в психологин последнего времени благодаря работам Вундта и его учеников (Кюльпе, Мёйман и др.). Вундт придал А. характер осн. начала всей психич. деятельности. А.— единств, акт, благодаря к-рому становится возможным отчетливое осознание психич. состояний. Она может быть пассивной (когда новое содержание входит в сознание без волевого усилия) и активной, дающей возможность преднамеренно направить мысль на объект. Но во всех случаях А. «носит в себе все признаки волевого действия» (Вундт В., Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894, с. 258) и потому выступает как проявление воли. Вундт поставил в зависимость от А. как всю внутреннюю работу мысли, так н внешнее поведение: различение объектов и установление отношений между ними (сравнение, анализ, синтез), регуляцию действий (в частности, их торможение) и т. д. Сделав попытку найти для А. соответств. физиологич. субстрат, Вундт выдвинул гипотезу об «апперцепционных центрах» в мозгу, оговариваясь, однако, что влияние этих центров не распространяется на т. п. высшие пси-хологич. процессы («Grundziige der physiologischen Psychologie», Bd 1, 6 Aufi., Lpz., 1908, S. 378— 385). Вундтовская теория А. явилась реакцией на учение о сводимости всех проявлений психич. деятельности к законам ассоциации (см. Ассоциативная психология). Механнстич. трактовка ассоциации лишала возможности понять активный, избират. характе} сознания и поведения. Стремясь решить эту зада чу, Вундт и использовал А. в качестве исходной объяснит, принципа, уводя тем самым психологик от детермииистич. объяснения изучаемых явлений т. к. конечной причиной последних провозглашался ничем не обусловленный чисто психич. акт. Пси хологи-ндеалисты, критиковавшие Вундта, не смог ли, находясь на ложных методологии, позициях, предложить позитивное решение проблемы направленно сти и единства сознания. Нем. идеалист Э. Гартман напр., утверждал, что активная сила, регулирующая психич. процессы, действует не в сфере сознания а за его пределами: «...апперцепции... могут был только абсолютно-бессознательными психическими функциями» («Современная психология», М., 1902. с. 121). Нем. ученый Мюнстерберг, обвиняя Вундта в игнорировании моторных функций, в своих попытках объяснить внимание, торможение и др. проявления активности организма также признал первичным фактором волевой импульс. Гешталътпсихология свела А. к изначальной структурной целостности восприятия, якобы коренящейся в самой природе субъекта. Развитие науч. физиологии и психологии показало, что операции, к-рые идеализм относил к проявлениям А. (синтез, анализ, установление отношений и т. д.), представляют собой обусловленное реальной деятельностью отражение действительности в мозгу человека. Единство и цельность познания имеют своей основой единство материального мира. Совр. науч. психология понимает под А. зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В этом смысле А. — одна из простейших и вместе с тем фундамент, психологич. закономерностей. Отражение предмета — не зеркальный, а сложный диалектич. процесс и характер восприятия, его содержательность АПРИОРИ —АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 85 и глубина непрерывно меняются в результате овладения новыми знаниями, с возникновением новых интересов. Поэтому на одну и ту же вещь 2 человека могут как бы смотреть «разными глазами», т. е. иметь различную А. А. может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые особенности личности (мировоззрение, образование, профессиональные интересы и т. д.), во втором случае — психич. состояние в данный момент (ожидание, мимолетное чувство). Физнологич. основу А. раскрывает учение Павлова о замыкании и сохранении временных связей в коре головного мозга и о системном характере высшей нервной деятельности, а также учение Ухтомского о доминанте как центре наибольшей возбудимости, подчиняющем себе работу остальных нервных центров. Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, АПРИОРИ (от лат. a priori, букв.— из предшествующего) — термин идеалистич. философии, 'означающий знание, к-рым человечество располагает независимо от опыта (в противоположность апостериори). В истории философии понятие «А.» связано с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. Термин «А.» получил широкое распространение после появления «Критики чистого разума» Канта, у к-рого знание А. отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания. Для Канта А. есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека независимо от к.-л. опыта. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время («Критика чистого разума», разд. Трансцендентальная эстетика) — п априорные формы рассудка. К последним относятся 12 форм суждения (см. там же, разд. Трансцендентальная аналитика) и соответствующие им 12 категорий — причина, следствие, необходимость, случайность и др. Априорные формы чувственности п рассудка, по Канту, организуют, придают связанность и упорядоченность хаотич. знанию, получаемому с помощью чувств. По характеристике Ленина, «признавая априорность пространства, времени, причинности п т. д., Кант направляет свою философию в сторону идеализма» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 185). Неспособность метафизич. мышления объяснить происхождение рационального знания из чувственного способствовала противопоставлению опыта знанию А. и распространению априоризма в бурж. идеалистич. философии— неокантианстве, феномено-жиз.че, абс. идеализме Брэдли и др. Разрешение этого противоречия коренится в практике, ее роли в процессе познания и историч. подходе к проблеме знания, на что и указала философия диалоктич. материализма (см. Практика, Теория познания). Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., г. 14, гл. 3,4; Асмус В. Ф., Философия Иммануила Канта, М.,1957, с. 21—25, 29—40; р г a n t 1 С, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1 — 4, В., 1955. Ц. Арзакапъяп. Москва. АПТЕКЕР (Aptheker), Герберт (р. 1915) — амер. историк, философ, публицист, один из видных деятелей Коммунистич. партии США. Магистр искусств, доктор философии. В 1937—41 и 1946—56 преподавал в Рабочей школе и в Джефферсоновской школе социальных наук в Нью-Йорке. Заместитель гл. редактора прогрессивного журнала «Masses and Mainstream» (с 1948), гл. редактор марксистского теоретич. и политич. журнала науч. социализма «Political Affairs» (с 1957). Работы А. посвящены гл. обр. негритянскому вопросу. А. — лауреат премий неск. науч. орг-ций США за научно-исследоват. работы по негритянскому вопросу. Соч.: The Negro in the civil war, N. Y., [ 1938]; Negro slave revolts in the United States, 1526—1860. N. Y., [1939]; The Negro in the American revolution, N. Y., [ 1940]; The Negroin the abolitionist movement, N. Y., f 1941 ]; Essays in the history of the American Negro, N. Y., [1945]; American Negro slave revolts, N. Y., 1943; The Negro people in America..., N. Y., 1946; To be free; studies in American Negro history, N. Y.. [1948 1: The labor movement m tiit South during slavery, N. Y., 1954; History and reality, N. Y., [1955]; Toward Negro freedom, N. Y., 1956; The truth about Hungary, N. Y., 1957; Лауреаты империализма, пер. с англ., М., 1955. В. Мшвениерадзе. Москва. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —философия, созданная в ее классич. форме арабами и нек-рыми др. народами Ближнего и Ср. Востока, к-рые пользовались араб, языком как орудием культуры и средством науч. общения. Осн. периоды истории А. ф.: 1) раннефеодальный (7 — 10 вв.), 2) развитых феод, отношений (11 —19 вв.) и 3) нового времени (со 2-й пол. 19 в.) — период складывания в араб, странах капита-листич. отношений. В феод. А. ф., развивавшейся под влиянием античной философии, а также философии народов Индии, Ирана и Средней Азии и во взаимодействии с ними, проявились два противоположных течения: идеалистич. философия — служанка му-сульм. богословия, и философия с сильно выраженными материалистич. тенденциями. Последняя, направленная в осн. против ортодоксального ислама— идеологии господств, феод, класса, — была тесно связана с развитием точных и естеств. наук. Внешне не отвергая догматов ислама, представители этого течения в то же время вели борьбу против мусульм. идеалистич. воззрений, отражая классовые противоречия феод, общества. Начальной формой раннофеод. периода А. ф. можно считать мусульм. богословскую метафизику (7—8 вв.), заложившую филос. основы ислама. В противовес этому направлению образовалось относительно прогрессивное филос. направление мутазилитов. Мутазилиты были первыми из мусульман, изучавших греч. античную философию. Они выступали против ортодоксального догмата предопределения и отрицали множественность атрибутов бога, а также были противниками антропоморфич. представлений о нем. Утверждая, что человек познает Вселенную и бога посредством разума, мутазилиты внесли рационалистич. струю в мусульманскую теологию. В борьбе с мутазилитами оформилась богословская школа мутакаллимов — последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие А. ф. оказало значит, влияние движение мистиков — суфиев (см. Суфизм). В основе этого течения, первоначально выражавшего пассивный протест трудящихся мусульман против феод, строя и мусульм. ортодоксального духовенства, лежали идеи аскетизма, созерцат. самоуглубления и отказа от активной обществ, жизни. В филос. принципах суфизма полупил своеобразное преломление неоплатонизм. Поворотным пунктом в развитии А. ф. было освоение философии Аристотеля; ее материалистич. элементы были использованы наиболее прогрессивными представителями А. ф. эпохи феодализма, к-рые в той пли иной мере находились в оппозиции к мусульм. ортодоксии. Родоначальником этого направления был а.лъ-Кинди (9 в.). Приверженцы аристотелизма особо подчеркивали значение точных наук и естествознания, но они не освободились от религ. догматизма, стремились совместить свои филос. идеи с вероучением ислама, признавая возможным самостоят, существование религии и относительно независимой от нее философии, основанной на достижениях человеч. разума. Это были не только популяризаторы и комментаторы философии Аристотеля, крупнейшие из 86 АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ них были самостоятельными мыслителями, переработавшими приемлемые для них элементы аристо-телизма и приспособившими их к условиям феод, общества. На А. ф. оказали благотворное влияние также самостоят, открытия и достижения, сделанные народами Ближнего и Среднего Востока в различных областях знания, в особенности в математике, астрономии и медицине. Араб, аристотелики много сделали для доказательства вечности материального мира, выступая с учением о том, что мир не создан богом из ничего, а так же вечен, как и бог. Ортодоксальное мусульманское духовенство понимало опасность такого учения, му-такаллимы вели ожесточенную борьбу с теориями аристотеликов. Среди прогрессивных мыслителей периода развитых феод. отношений особо следует отметить сирийского поэта-философа А бу-лъ-Ала аль-Маарри (973—1058), мировоззрение к-рого носило отчетливо антиклерикальный характер и выражало протест демократич. слоев против неравенства и жестокостей феод, строя. В 11 в., когда завершился процесс закрепощения основных производителей, в обстановке аптифеод. движений, проходивших под лозунгами антпортодоксалышх сектантских учений, феод, реакция в странах Ближнего Востока приняла весьма жестокие формы, паучно-филос. мысль подавлялась. В то же время угнетенное положение трудящихся масс и подавление нар. сектантских восстаний войсками феодалов вызвали дальнейшее распространение мистич. суфийских настроений и учений. Виднейший представитель религ. реакции этого периода аль-Газали, ведя ожесточенную борьбу против философии и свободомыслия, включил суфизм в систему ортодоксального ислама, канонизировал эту оппозициенную идеологию, чтобы сделать ее средством воздействия духовенства на массы. Большую роль в разработке передовой арабоязыч-ной науки и философии сыграли классики философии народов Ср. Азии — Ибн Сына и апъ-Фараби. К 12 в. творч. центр А. ф. переместился с Востока на Запад, в мусульм. Испанию. Основоположником зап.-араб, философии считается сара-госский философ Ибн Баджа (12 в.). Он написал ряд комментариев к естеств.-науч. сочинениям Аристотеля, а в произведении «Образ жизни отшельника» утверждал значение разума и доказывал, что духовное восхождение совершается не через мистич. озарение, а путем интеллектуального совершенствования, посредством науч. знания. Мусульм. теологи считали Ибн Баджа атеистом. Продолжателем рацио-налистич. линии Ибн Баджа выступал Ибн Туфейлъ (12 в.), к-рый в своем филос. «Романе о Хайе, сыне Якзана», развивая учение о естеств. религии, дошел до утверждения деизма. Зап.-араб, философия достигла своей вершины в учении Ибн Рошда (Авер-роэса) из Кордовы (12 в.). Он развил натуралистич. учение Аристотеля в духе материализма и проявил отчетливую антирелиг. тенденцию. Ибн Рошд вел борьбу с идеалистич. философией, выступая особенно резко против аль-Газалп. Учение Ибн Рошда, Особенно его положение о двойственной истине, оказало влияние на развитие филос. теорий Зап. Европы (см. Аверроиз.ч). Исключительно большое значение имело учение западноараб. философов о едином всеобщем разуме человеч. рода. Согласно этому учению, индивид, разум не существует после смерти; бессмертие индивидуальной души, загробное воздаяние и воскресение — мифы; человек может достигнуть высших ступеней познания не путем аскетизма и мистич. экстаза, а лишь посредством научно-филос. познания. Достижением Л. ф. явилась философия истории Ибн Халъдуна (14 —1.5 вв.), выдвинувшего тезисы о влиянии природы на историю человеч. общества. Начиная с 13 в. мусульм. духовенству удалось сперва приостановить, а затем и подавить развитие прогрессивной А. ф., утвердить богословские учения мутакаллимов. Классич. А. ф. имела большое значение для раз В новое время (со 2-й пол. 19 в.) в Сирин и Египте созрели условия для перехода на бурж. путь развития. Но развитию капиталистич. отношений мешали господство феод, институтов н превращение этих стран в полуколонии. Араб. бурж. идеология пробивала себе путь в условиях засилья религ. воззрений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|