Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 8 глава





АТАИДИ—АТЕИЗМ 107


Землей виде, определить плотность и состав газа в межпланетном пространстве и т. д. В течение послед­них лет в СССР проводятся научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы по подготовке полета человека в космич. пространство. Очевидно, что в этом направлении сов. А. добьется принципиаль­ных успехов. Сов. астрономич. наука развивается на методологич. основе диалектич. материализма. Для сов. астрономич. науки характерна критич. оценка как наблюдат. материала, так и всевозможных выво­дов, связанных с интерпретацией этих наблюдений. В связи с многогранностью методов А. и огромным количеством объектов исследования особенно боль­шое значение в А. приобретает междунар. сотрудни­чество. В 1935 Академия наук СССР вступила в Международный астрономический союз, в к-ром под­держивает принципы широкого научного сотрудни­чества в решении задач, требующих участия астроно­мов различных стран. В августе 1958 в Москве, по при­глашению Академии наук СССР, состоялся 10-йсъезд Междунар. астрономич. союза. Этот съезд, привлекший более 1200 участников из 35 стран, продемонстрировал большие достижения астрономич. мысли и показал стремление сов. ученых к науч. сотрудничеству с уче­ными всего мира. Международные центры по изучению переменных звезд и вычислению движений малых планет находятся соответственно в Москве, Одессе и Ленинграде. СССР возглавляет работу по созданию новой фундаментальной системы положений звезд. В СССР сосредоточиваются астрономич. наблюдения сов. искусственных спутников Земли, получаемые как на специальных станциях, организованных Ака­демией наук СССР и науч. учреждениями стран со-циалистич. лагеря, так и науч. учреждениями нек-рых капиталистич. стран.

Лит.: Б л а ж к о С. Н., Курс общей астрономии, М.—
Л., 1947; Воронцов-Вельяминов Б. А., Очерки
о Вселенной, 3 изд., М., 1955; е г о ж е, Очерки истории аст­
рономии в России, М., 1956; Фесенков В. Г., Современ­
ные представления о Вселенной, М. —Л., 1949; Б е р р и А.,
Краткая история астрономии, пер с англ., 2 изд.,М.—Л.,
1946; Лаберенн П., Происхождение миров, пер. с франц.,
М., 1957; Астрономия в СССР за тридцать лет, 1917—1947.
Сб. статей. Под ред. М. С. Зверева [и др.], М.—Л., 1948;
Шмидт О. Ю., Четыре лекции о теории происхождения
Земли, 2 изд., М.—Л., 1950. Б. Кукаркин. Москва.

АТАЙДИ, Тристан де—см. Лима, Алсеу Аморозу.

АТАРАКСИЯ (атара;са, от а — отрицат. пристав­ка и тарсЬаш — волную, возмущаю) — понятие др.-греч. этики, обозначающее безмятежность, невоз­мутимость, душевный покой. В учении Демокрита А. понималась как состояние души, не волнуемой жизненными заботами, свободной от страха смерти, предрассудков и от всех душевных переживаний, т. е. такое состояние, когда разум господствует над страстями. Счастье человека заключается в нем са­мом: в душевном спокойствии, в хорошем настроении, во внутр. гармонии (Стобей II 7,3; рус. пер., в кн.: Материалисты Древней Греции, 1955, с. 157). Позднее идея А. развивалась в этике Эпикура («Эпикур при­ветствует Геродота», «Эпикур приветствует Пифокла», Diog. L. X 136; рус. пер., там же, с. 181—82, 198 и 224). Эпикур считал А. высшим идеалом жизни, под к-рым он понимал состояние мудреца, достиг­шего внутр. свободы. Продолжая линию Демокрита, Эпикур исходил из материализма и атеизма, воспевал радости земной жизни, призывал наслаждаться ими. Идеал А. у Эпикура отличен от апатии стоиков, к-рые исходили из религ.-идеалистич. учения о пер­вичности духа, о бессмертии души и говорили о тщет­ности и суетности земного мира. В последующем идеи стоиков, их проповедь аскетич. морали были вос­приняты христианством, а учение Эпикура было подвергнуто критике и извращено в духе вуль­гарного гедонизма. Начиная с 3 в. до н. э. идеал


А., отражая всеобщий кризис рабовладельческого общества, становится уже идеалом примиренчества и глубокого пессимизма. Таков идеал А. у скептиков (см. Секст-Эмпирик, «Пирроновы основоположения», рус. пер., СПБ, 1913). С их т. зр. А. — воздержание от суждений, отсутствие мнения о добре и зле, истинном и ложном.

Лит.: Маковельский А. О., Древнегреческие ато­мисты, Баку, 1946; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899.

Э. Михайлова. Москва.

АТЕИЗМ (греч. aikos — безбожник, от i — отри­цательная приставка и 8s<k — бог) — последовательно материалистич. воззрение, отвергающее религию, т.е. веру в сверхъестественное (в существование богов, духов, оккультных сил, загробного мира и бес­смертия души). В различные эпохи границы поня­тия «А.» изменялись: в антич. мире А. считалось отрицание богов народных верований, в средние века христиане часто называли атеистами язычников, как не знавших или отрицавших «истинного бога». Ате­истами нередко называли и тех, кто отвергал антро-поморфич. христ. представление о боге, хотя и при­знавал его существование. В сер. 19 в. наиболее реакц. церковники считали атеистами даже Канта и Гегеля. А. следует отличать от др. форм критики религии, к-рые в оиредел. условиях могут вести к А., соприка­саться с ним или служить прикрытием для него. А. от­личают от религ. индифферентизма, антиклерика­лизма, религ. скептицизма (сомнений в отд. догмах религ. веры), религ. вольнодумства (свободного тол­кования всех религ. догм). От А. необходимо отличать также деизм и пантеизм, к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Признавая бога лишь как творца Вселенной, как мировой разум, проявляющийся в ней, деизм представляет собой отрицание осн. дог­матов религии. Маркс писал, что деизм у материали­стов «есть не более, как удобный и лёгкий способ от­делаться от религии» (М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). У англ. материалистов 17 в., у рус. мыслителя Радищева деизм — пред­дверие к А. или даже прикрытие его. Пантеизм как отрицание личного бога, как идея о тож­дественности бога и природы может быть замаски­рованным А. или ступенью подхода к А. Фей­ербах метко охарактеризовал пантеизм как от­рицание теологии на почве самой теологии. Энгельс писал, что Мюнцер в христианской форме пропове­довал пантеизм, соприкасавшийся с А. (см. там же, т. 7, с. 370). Пантеизм Бруно, Спинозы, Толанда привел их к А. Однако но всякий пантеизм ведет к А. Материалистич. пантеизм (бог есть всё, напр. бог — природа) ведет к А., идеалистич. пантеизм (всё есть бог, напр. «солнце — глаз бога») — к религии. А. проявляется в практич. и теоретич. деятельности.

Историч. развитие А. представляет собой законо­мерное явление и происходит в тесной связи с наукой, развитием материального производства, политической жизнью и философией. Буржуазные историки обычно игнорируют социально-экономич. основы раз­вития А., его зависимость от хода классовой борьбы. Маркс и Энгельс вскрыли осн. закономерности развития А. как борьбы науки против религии, рас­сматривая его в тесной связи с ходом развития всего общества. А. обычно выражает интересы передовых обществ, классов, борющихся с религией. Развивая воззрения Маркса и Энгельса, создавших науч. тео­рию преодоления религии, Ленин обогатил науку яркими характеристиками представителей ате-истич. лит-ры, дал критику предшествовавшего марк­сизму А., выдвинул задачу создать труд по истории религии «с обзором материалов по истории атеизма и п о связи церкви с буржуазией» (Соч., 4 изд., т. 36, с. 523). Одним из важнейших вопросов в изучении


108 АТЕИЗМ


истории атеизма Ленин считал исследование связи антирелиг. борьбы мыслителей прошлого с выступле­ниями нар. масс против церкви. В каждую история, эпоху А. опирается на достижения науч. знаний. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последовате­лен материализм, тем более надежную основу пред­ставляет он для А. Наивный материализм был идей­ной основой борьбы против религии в странах Древ­него Востока и в антич. обществах Древней Греции и Рима. Метафизич. материализм, развивавшийся в европ. странах в 1С—18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Филос. основой пролет, марксистского А. является диалектич. материализм. Философия отд. экзистен­циалистов (Сартр, Камю, Хейдеггер) не является атеистической, т. к., отрицая существующие религ. системы, эти философы не отрицают веры. Анти-науч. попытки превратить А. в религию или со­здать «религию без бога» (Луначарский), «атеистиче­скую религию» (Уотон), «религию без спиритуализма» (Браун), «атеистический мистицизм» (Маутнер) и т. д. основаны на неправильном понимании сущности ре­лигии, к-рая невозможна без веры в сверхъестествен­ное, полностью отрицаемой А.

Составными частями А. являются философская, естеств.-научная и историческая критика религии. Филос. критика религии опровергает богословские «доказательства» бытия бога: космологич., телеоло-гич., онтологич. и др. (см. Бог). Естеств.-науч. кри­тика религии разъясняет вопросы происхождения солнечной системы, возникновения жизни на Земле, происхождения человека, сущности психич. дея­тельности и т. д., опровергая тем самым религ. уче­ния о сотворенности богом всего существующего, о душе и загробной жизни. Историч. критика религии показывает происхождение и развитие религ. веро­ваний и религ. организаций.

Возникновению религии предшествовал в истории человечества длительный безрелиг. период. Зародыши А. отразились в нек-рых богоборческих мифах. Борьба военной знати против жрецов внутри рабовладельч. класса на Древнем Востоке содержала антирелиг. тенденции. В шумерской повести о страданиях не­винного праведника (см. S. N. Kramer, From the tablets of Sumer..., 1956) поставлен вопрос, к-рый и впоследствии занимал видное место в развитии атеи-стич. мысли: почему праведники (бедняки) страдают, а грешники (богатые) блаженствуют? В 22 в. до н. э. в Древнем Египте появилась «Песнь арфиста», выра­жавшая неверие в загробную жизнь. В папирусе «Спор Гора с Сетом» бог солнца Ра насмешливо гово­рит Осирису, объявившему себя создателем всей ра­стительности: «Если бы тебя и не бывало и если бы ты и не рождался, ячмень и полба все равно были бы» (М. Э. М а т ь е, Древнеегипетские мифы, М.— Л., 1956, с. 111). В Библии упоминается об А. в Па­лестине во времена царя Давида (Псал. IX, 25, XIII, 1), а в библейской книге «Екклозиаст» отрицаются бессмертие души и загробный мир. В Древней Индии задолго до др.-греч. мыслителей, выступавших про­тив религии, жили выдающиеся атеисты, чьи соч. были уничтожены; ряд их изречений сохранился путем устной передачи от одного поколения к дру­гому. Мудрец Брихаспати и его ученики отвергали существование богов, бессмертие души и загробный мир, отмечали противоречия в брахманских догмах и высмеивали культ, отвергая всякие жертвоприно­шения. Ученик Брихаспати — Дхишан — подверг кри­тике веды, называя их созданием лицемерных и алч­ных мошенников. Взгляды Дхишана назывались «на-стика» — учением безбожников. Упапишады назы­вают в качестве одного из выдающихся атеистов Уд-


даланку. Об А. упоминается также и в эпосах «Ма-хабхарата» и «Рамаяна». Особенно большое развитие А. получил у материалистов-чарваков, отрицавших бытие сверхъостеств. существ, бессмертие души, за­гробный мир, божеств, откровение и провидение. В Древнем Китае в 7—6 вв. до н. э. Фань Вань-цзы, Шань Сюй и др. критиковали веру в «небесного вла­дыку», учили, что счастье людей зависит от них самих. Хань Фэй (ок. 280— 233 до н. э.) утверждал, что су­ществование богов и демонов не может быть доказано. Материалист Ван Чун (27 —104) критиковал кон­фуцианскую веру «в волю неба», отрицал бессмертие души. Чжун Чан-туй (179—219) выступал против ми­стиков, к-рые «одурачивают простых людей». Фань Чмсэнь (450—519) боролся с буддизмом, написал трак­тат «Об уничтожимости духа» («Шэнь ме Лунь»), в к-ром отрицал бессмертие души.

В истории антич. А. обществ, мысль шла от теого­нии к космогонии (милетская школа, Гераклит, Эм-педокл), от мифологии к фольклору (Ксенофан), от «божественной» морали к человеч. нравственности (софисты), от «божественного откровения» к естеств. происхождению религии (Продик, Эвгемер), от ани­мизма к атомизму (Демокрит, Эпикур). Все эти про­блемы нашли свое выражение в энциклопедии антич. А., поэме Лукреция, «О природе вещей» и в антирелиг. сатире Лукиана, названного Энгельсом «Вольтером классической древности». Сокст-Эмпприк упоминал 5 наиболее известных атеистов: Протагора Косского. Эвгемера Критского, Протагора из Абдеры, Диагора Мелосского, Феодора Киренейского. Феодор Кире-нейский (320—280 до н. э.) был известен как «чело­век, который не знает ни богов, ни царей». Его уче­ник Эвгемер учил, что боги — это обожествл. цари или законодатели. Для истории А. большое значение имеют учение Гераклита, отвергавшего сотворение мира богами и божеств, провидение, учение Ксено-фана о том, что люди создали богов по образу и подо­бию своему, высказывания Крития, провозгласив­шего в соч. «Сизиф», что вера в богов — изобретение хитрых государственных мужей в целях воспитания народа в послушании. Ленин в «Философских тетра­дях» (1947,с. 249) отметил слова Гегеля, указывающего на атеистич. характер учения Демокрита и Эпикура об атомах: «Атомистика вообще противопоставляет себя представлению о сотворении мира и сохранении мира силою чуждого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от не­обходимости указать основание существования ми­ра». Маркс писал, что Эпикур был подлинным ра­дикальным просветителем древности, открыто напа­дал на антич. религию, и от него пошел А. римлян. У Марциана указано: «ныне убедительно доказывают, что представление о небе и существовании богов не­лепо»; Ювенал писал: «глупостью считается мысль и вызывает смех, что в храмах во время жертвоприно­шения присутствуют боги».

В эпоху феодализма А. у всех народов имел своих борцов. Известны мн. атеисты арабского Востока, ате­истич. тенденции имели нек-рые хрнст. ср.-век. ереси. С 13 в. Зап. Европе было известно атеистич. соч. «О трех обманщиках» («))е tribus impostoribus», 1598).

В 16—17 вв. работы Коперника, Бруно, Галилея и др. нанесли сильный удар по религ. мировоззрению. Церковники прибегали к жестоким мерам в борьбе с А. В 1600 они сожгли в Риме Бруно, в 1619 в Тулузе был сожжен Л. Ванини за пропаганду А. В эпоху Возрождения Но.чпонацци критиковал учение о бес­смертии души. Сереет —догмат троицы. Кампанелм в кн. «Побежденный атеизм» (Т. Cainpanella, Atheismus triumphatus, 1636) дал сводку атеистич. аргументов своего времени. В течение двух веков духовенство с ужасом произносило имя Спинозы как величай


АТЕИЗМ 109


шего атеиста. В 17 в. англ. материалисты Гоббс, Толанд, Локк, выражая идеи передовой буржуазии, внесли свой вклад в критику христианства. На по­роге 18 в. Бейль «возвестил появление атеисти­ческого общества» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). В 1714 в Магде­бурге (Германия) в одной из церквей была обнару­жена анонимная рукопись, отрицавшая бога, сотво­рение мира и бессмертие души (см. G. Stiehler, Ein vergessener deutscher Atheist vom Beginn des 18. Jahr-hunderts, в жури. «Dtsch. Z. Philosoph.», 1955, Jg. 3, № 5). В 20-х гг. 18 в. франц. сельский священник Мелье написал «Завещание», в к-ром «имел мужество и добросовестность отречься от религ. заблуждений» (из декрета Конвента 17 нояб. 1793). А. особенно широко распространился в период подготовки франц. бурж. революции 1789. Франц. материализм 18 в. был решительно враждебен религии. Разоблачение несовместимости религии со здравым смыслом, с нау­кой, гневное выступление против обманов и шантажа духовенства сочетались у Гольбаха, Нежона, Дидро, Гельвеция, Ламетри, Марешаля и др. с беспощадным разоблачением деспотов. В книгах «Система приро­ды...», «Здравый смысл», «Карманное богословие...», «Разоблаченное христианство...», «Галлерея святых...» ит.д. Голь бах выступил против религии. Он считал,что религия — это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие. Ленин охарактеризовал франц. атеистич. лит-ру как бойкую, живую, талант­ливую, остроумную, открыто нападающую на гос­подств, поповщину и рекомендовал переводить и из­давать ее, хотя и указывал на ее недостатки и ограни­ченность (см. Соч., 4 изд., т. 33, с. 204). Бурж. А. 16—18 вв. связан с классовой борьбой нарождающейся буржуазии против феодализма.

Гл. недостатком домарксистского А. является неуме­ние вскрыть социальные корни религии и показать пути ее преодоления. Дидро писал: «Вообще мы но ' знаем, как у какого-нибудь народа возникают пред­рассудки, и еще менее знаем мы, как они исчезают» (Собр. соч., т. 2, М.—Л., 1935, с. 133). Гольбах, сомневался, можно ли извлечь целый народ из; бездны суеверия, т. е. из среды невежества и бе-! зумия, и склонить к абсолютному атеизму. Франц. [' атеисты 18 в. только в просвещении видели сред-j ство освобождения от религии. «Такой взгляд,— J писал Ленин, — недостаточно глубоко, не материа­листически, а идеалистически объясняет корни ре­лигии» (Соч., 4 изд., т. 15, с. 374). Фейербах, как представитель демократической нем. буржуазии, на­кануне революции 1848—49 в критике религии пошел дальше франц. материалистов 18 в. Его историч. за­слуга — исследование гносеологич. корней религии, ее связи с идеализмом. В. И. Ленин высоко оценил борьбу «с величайшими бессмыслицами теизма, ко­торую так успешно провел Фейербах» (там же, т. 14, с. 164). Маркс и Энгельс вскрыли ограничен­ность атеизма Фейербаха, к-рый видел движущую силу развития общества в религ. сознании, пропове­довал антропотеизм («человекобожие»), т. е. пытался заменить старые формы религии подновленной «ре­лигией человечества», религией всеобъемлющей люб­ви к человеч. роду. После Фейербаха вульгарный мате­риализм Вюхнера, Фохта, Молешотта был основой для А. радикальной мелкобурж. нем. интеллигенции. Большую роль в истории А. сыграла теория эволюции Дарвина, к-рый материалистически объяснил проис­хождение растит, и животных видов, опроверг библей­ские вымыслы об их сотворении богом. Дарвин раскрыл тайну происхождения человека, подорвав тем самым религ. веру в то, что бог создал человека по своему образу и подобию. Открыв законы развития органич.


природы, Дарвин лишил всякого основания телео-логич. доказательство бытия бога. Борьба Геккеля и др. естествоиспытателей за дарвинизм способство­вала распространению А. В 1906 для борьбы с гос­подств, религиями Геккель основал «Союз монистов».

С конца 19 в. в различных странах возникают бурж. атеистич. союзы, к-рые издают журналы и альма­нахи, созывают конгрессы (последний — в Париже в 1957). Не имея четкой филос. программы, бурж. ате­исты называют себя «рационалистами», «свободомы­слящими», «секуляризаторами» и т. д. Будучи сто­ронниками идеалистич. понимания обществ, явле­ний, бурж. атеисты ищут корни религии в сознании, ограничивают борьбу с религией абстрактно-просве-тит. проповедью, не связывают ее с борьбой за уни­чтожение социальных корней религии и преувели­чивают роль религии и церкви в жизни общества. В этом отношении характерен девиз амер. «свободо­мыслящих»: «Самое большое зло в мире — Ватикан». В 1925 образовался «Интернационал пролетарских свободомыслящих», к-рый в 1936 объединился с «Ин­тернациональным союзом свободомыслящих», возник­шим еще в 1880 в Брюсселе. В сентябре 1959 состоялся Международный конгресс Мирового объединения «свободомыслящих».

В России А. также имеет большую историю, не­разрывно связанную с развитием демократич. куль­туры и освободит, борьбой народа. Стихийно-мате-риалистич. мировоззрение нар. масс складывалось в борьбе с религ. суевериями и имело глубокие корни в трудовой деятельности народа. Рус. фольклор необычайно богат антиклерикальными песнями, сказ­ками и пословицами. Известны сатирич. повести, высмеивающие духовенство и культ. А. и анти­клерикализм в России вырастали из социальных условий жизни народа, из его борьбы с крепостни­ками в рясах (антицерк. выступления во время восстаний Разина и Пугачева, борьба монастырских крестьян со своими эксплуататорами). В 1-й пол. 18 в. Татищев и Кантемир выступали против духовенства, тормозившего просвещение народа. Ломоносов заложил естеств.-науч. основы рус. А., боролся против мракобесия, критиковал религ. обряды. Во 2-й пол. 18 в. просветители Д. Аничков, Батурин, Десницкий, Козельский и др. выступали против догматов православной церкви. Аничков защитил докторскую диссертацию о происхождении религии, по содержанию примыкавшую к А. и, по свидетельству нек-рых современников, сожженную на Красной площади. В соч. Фонвизина («Послание к слугам...») и др. поэтов и писателей 18 в. также были антирелиг. мотивы. В конце 18 в. появилось ходившее по рукам анонимное соч. «Зерцало без­божия», критиковавшее богословские попытки дока­зать бытие бога. В нач. 19 в. существовала большая подпольная рукописная лит-ра дворянских писате­лей атеистич. и деистич. направления. Радищев положил начало разоблачению союза между само­державием и церковью. Последователи Радищева продолжали его критику православия. Атеисты-декабристы Барятинский, Якушкин, Борисов, Раев­ский и др. связывали критику религии с борьбой против самодержавия. Раевский писал:

И вера, щит царей стальной,

Узда для черни суеверной,

Перед помазанной главой

Смиряет разум дерзновенный.

(«Певец в темнице»). Пушкин, Лермонтов, Полежаев, Дельвиг выражали идеи А. в художеств, лит-ре. Вопросы А. разрабаты­вали также петрашевцы (речь Толя о происхождении религии, антирелиг. выступления Петрашевского, Ханыкова). В истории домарксистского А. в России важнейший этап — борьба рус. революц. демократов


НО АТЕИЗМ


Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева против религии. Белинский в письме к Гер­цену 26 янв. 1845 писал, что в «словах бог и р е-л и г и я» он видит «тьму, мрак, цепи и кнут». Боль­шое значение имеет атеистич. наследие Огарева и Герцена. Последний пытался создать первые анти-религ. брошюры для народа («Разговоры с детьми», «Опыт бесед с молодыми людьми»). Чернышевский говорил о себе, что он принадлежит к той школе филос. мышления, к-рая называется А. Вместе с Доб­ролюбовым он разрабатывал теоретич. основы А. раз­ночинцев. Писарев приближался к пониманию реакц. роли религии, в ряде произведений пропагандировал естествознание как острое оружие борьбы против ре­лигии.Некрасов, Салтыков-Щедрин пропагандировали антиклерикализм и А. в художеств, лит-ре, Сеченов, Мечников, Тимирязев — в естествознании, Перов и нек-рые др. передвижники — в изобразит, иск-ве. На Украине выдающуюся роль в борьбе против религии сыграло творчество Шевченко, Франко, Леси Украин­ки, в Грузии — И. Чавчавадзе, в Азербайджане — Ахундова, в Армении — Налбандяна и др.

Возникновение марксистского А. явилось величай­шей революцией в истории борьбы науки против ре­лигии. «Только философский материализм Маркса, — писал Ленин, — указал пролетариату выход из ду­ховного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы» (Соч., 4 изд., т. 19, с. 8). Прево­сходство пролет, науч. А. над всеми формами домар­ксистского А. вытекает из того, что марксизм рас­пространил материализм на область обществ, явлений.

В работе «К критике гегелевской философии пра­ва» (1844) Маркс сформулировал и обосновал осн. принципы науч. пролет. А. Маркс указал, что:

1) религию, этот превратный мир, порождает само общество, потому что оно само—превратный мир.

2) Религия есть опиум народа. 3) Власть религии в совр. бурж. гос-вс есть не что иное, как религия власти. 4) Упразднение религии как иллюзии счастья народа есть требование его действит. счастья. 5) Борьба против религии есть борьба против того мира, фантастич. отражением к-рого является религия. Критика неба превращается в критику земли, критика религии — в критику нрава, кри­тика теологии — в критику политики. Маркс и Энгельс обосновали политику пролет, партии по отношению к религии, осветили проблемы отно­шения пролетарского государства и церкви, разра­ботали способы борьбы с религией. Энгельс, реши­тельно выступая против оппортунистич. извращения политики рабочей партии в отношении к религии, в то же время требовал умения терпеливо работать над делом, ведущим к отмиранию религии, а не бро­саться в авантюры политич. войны с нею. В замеча­ниях на «Программу бланкистских эмигрантов Комму­ны» он ставил в вину бланкистам неумение понять, что только классовая борьба рабочих масс в состоянии освободить трудящихся от гнета религии.

Ленин, развивая принципы Маркса и Энгельса, указывал, что бог есть прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека внеш­ней природой и классовым гнетом, идей, закреп­ляющих эту придавленность, усыпляющих классо­вую борьбу. Религия есть один из видов духовного гнета нар. масс, задавленных нуждой, вечной рабо­той на других. Религия — род духовной сивухи, в к-рой рабы капитала топят свой человеч. образ, свои требования на сколько-нибудь достойную чело­веч. жизнь. Все совр. религии и церкви, все и всякие религ. организации в капиталнстич. обществе явля­ются органами бурж. реакции, служащими защите эксплуатации и одурманиванию трудящихся. Религия не может быть частным делом по отношению к пролет.


партии, к-рая ведет против религии идейную борьбу, подчиняя ее задачам классовойборьбы. Раскрывая пре­емственность и отличие между домарксистским и про­летарским А., Ленин писал в ст. «Об отношении ра­бочей партии к религии»: «Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклонедискш 18 века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя ма­териалистическую философию к области истории, к об­ласти общественных наук... Оп говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материа­листически объяснить источник веры и рели­гии у масс» (там же, т. 15, с. 374). Диалектич. ма­териализм как филос. основа марксистского А. наиболее последователен в своей критике религии. Марксизм впервые раскрыл «тайны» возникновения, развития и исчезновения религии, дал подлинно науч­ное объяснение социальных корней религ. верований, их реакц. сущности и путей преодоления. Ленин пи­сал, что изречение Маркса «религия есть опиум наро­да» является краеугольным камнем всего миросозер­цания марксизма в вопросе о религии (см. там же, с. 371). В ст. «Социализм и религия» Ленин пи­сал, что совр. пролетариат становится на сторону социализма, к-рый привлекает науку к борьбе с религ. туманом и освобождает трудящихся от веры в загроб­ную жизнь тем, что сплачивает их для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь. Ленин разрабаты­вал теорию пролетарского А. в борьбе против реви­зионистов, к-рые фальсифицировали взгляды Маркса и Энгельса на религию, «повторяли тысячу раз ска­занные поповские пошлости против философского материализма» (там же, с. 19), стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к гос-ву, а по отношению к партии рабочего класса. Ленин вел борьбу с утонч. религ.-филос. учениями, с тол­стовством, с богостроительством и богоискательством. В распространении пролет. А. большую роль сыграли Лафарг («Религия и капитал», рус. пер., 1937), Бе­бель («Христианство и социализм», 1874, рус. пер., 1959). Г. В. Плеханов (три статьи о религии — «О так называемых религиозных исканиях в России»). В результате Октябрьской революции и построе­ния социализма социальные корни религии в СССР были подорваны. СССР стал первой в мире страной массового А., где право пропаганды А. закреплено в Конституции СССР. «В целях обеспечения за граж­данами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной про­паганды признается за всеми гражданами» (Кон­ституция СССР, ст. 124). Программа партии, принятая VIII съездом РКП(б) в 1919, призывает организовы­вать широкую научно-просветиг. и антирелиг. про­паганду, заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующих. «РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков* («КПСС в резолюциях...», ч. 1,7 изд., 1954, с. 420). В августе 1921 пленум ПК РКП(б) рас­смотрел вопрос о нарушениях 13-го параграфа партий­ной программы и о правильной постановке антирелиг. пропаганды. XII съезд РКП(б) вынес пост. «О поста­новке антирелигиозной агитации и пропаганды». В июле 1929 ЦК ВКП(б) вынес пост. «О совершенно не­терпимом искажении партийной линии в области борь­бы с религией». XVI съезд ВКП(б) (1930) указал, что «партия должна закрепить и развить значи­тельные успехи, достигнутые в деле освобождения масс от реакционного влияния религии» (там же, ч. 3,


АТМАН— АТОМНОЕ УЧЕНИЕ 111


с. 19). В 1925 было создано добровольное об-во «Союз воинствующих безбожников СССР», к-рое вело широ­кую пропаганду А. В 1922—41 выходила газ. «Безбож­ник», в 1925—41—журн. «Безбожник», в 1926—41 — журн. «Антирелигиозник», в 1922—30—журн. «Атеист», в 1931—журн. «Воинствующий атеизм». В 1929 толь­ко изд-во «Безбожник» опубликовало 34 млн. листов-оттисков антирелиг. лит-ры. В сект. 1944 ЦК ВКП(б) принял пост. «Об организации научно-просветитель­ной пропаганды», 10 нояб. 1954 ЦК КПСС вынес пост. «Об ошибках в проведении научно-атеистической про­паганды среди населения», призывая воспитывать сов. людей в духе науч. мировоззрения, вести идейную борьбу с религией как антинауч. идеологией. В 1959 основан новый атеистич. журнал «Наука и религия». В период развернутого строительства коммунизма развитие науки, техники, активное участие широких нар. масс в обществ.-политич. жизни страны, ком-мунистич. воспитание трудящихся, развертывание культурно-просветит. работы, систематич. пропаганда науч. знаний, разоблачающих вред религии, способ­ствуют развитию А. в СССР.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...