Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 9 глава




Ведется работа • по научно-атеистич. воспитанию масс, осуществляемая средствами лекционной пропа­ганды, печати, кино, радио, телевидения и др. «Народ­ное просвещение распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляют места для веры в бога» (Беседа Н. С. Хрущева с главой амер. газетно-издат. треста В. Р. Херстом, «Правда», 29 нояб. 1957). Строительство социализма в странах нар. демо­кратии, имеющих замечат. антирелиг. традиции, рас­пространение просвещения способствуют отходу тру­дящихся от религии. В бурж. странах заметный упадок влияния церкви на нар. массы происходит по мере того, как трудящиеся организованно, плано­мерно и сознательно выступают против господства ка­питала. Папа римский Пий XI заявил, что великая трагедия 19 в. — потеря церковью рабочего класса. Амер. исследователь «психологии религии» Дж. Б. Пратт в своей лекции «Почему религии умирают?» (J. В. Pratt, Why religions die?, 1940) провозгласил, что «история — кладбище не только мертвых царей, но и мертвых богов», и признал, что религия пережи­вает общий кризис и упадок. Освобождение трудящих­ся от религии — непреодолимое движение современ­ности, к-рое связано со строительством коммунистич. общества. «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отно­шения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их меж­ду собою и с природой» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 86).

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, м., 1955; Левин В. И., О религии, М.,1954; Яросл а вскийЕ.М., О религии, М., 1957; Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.) 1—7, М-, 1950—59—; Ежегодник Музад истории религии и атеизма, сб. 1—3, М.—Л., 1957—59; Материализм и религия. Сб. статей, М., 1958; Плеханов Г. В., о религии и церкви. Избр. произв., М., 1957; С к в о р ц о s-C т е п а-нов И. И., Избр. атеистические произв., М., 1959; М а у т-нер Ф., Атеизм в эпоху Великой французской Революции, пер. с нем., Л.—М., 1924; Лук а невский А., Очерки по истории атеизма, «Антирелигиозник», 1929, № 10—12, 1930, № 1—4; В о р о н и ц ы н И. П., История атеизма, J) изд., Ря­зань, 1930; Л е-Д а н т е к Ф., Атеизм, М., 1930; Фран­цев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, м., 1959; Drachmann А. В., Atheism in pagan antiquity, L., 1922; Bury J. В., A history ot freedom of thought, 2 ed, L. -N. Y., 1952; Robertson J. M.,A history of the free thought, ancient and modern..., v. 1—2, 4 ed., L., 1936; Court­ney J. E., Freethinkers of the nineteenth century, L., 1920; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Gesohichte im Abendlande, Bd 1—4, Stuttgart—В., 1922—23 (см. также се­рию книг «Научно-атеистическая библиотека» АН СССР).

М. Шахнович. Ленинград.

АТМАН (санскр.— дух, душа)—термин индийской философии, гл. обр. системы веданта, обозначающий объективно существующее сознание, мировую ду­шу. А.— синоним брахмана.


АТОМ (от греч. аторю? — неделимая частица)— мельчайшая частица химич. элемента. А.— сложная система, состоящая из атомного ядра и электронов.

АТОМИСТИКА — см. Атомное учение.

АТОМНОЕ УЧЕНИЕ (атомистика) — учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении ма­терии. А. у. утверждает, что материя состоит из от­дельных чрезвычайно малых частиц, к-рые до конца 19 в. считались неделимыми. Длясовр. А. у. ха­рактерно признание не только атомов, но и др. час­тиц материи, как более крупных, чем атомы (напр., молекул), так и более мелких (атомные ядра и элек­троны). С т. зр. совр. А. у. электроны суть «атомы» отрицательного электричества, фотоны — «атомы» света и т. д. В широком смысле до 20 в. под ато­мизмом имелось в виду то, что не только физич., но и духовный предмет может распадаться на отдель­ные, независимые между собой и не подлежащие дальнейшему анализу единицы, подобные «атомам»; такова, напр., монадология Лейбница, согласно к-рой существуют духовные неделимые единицы («монады»), представляющие собой как бы «элементарные души»; аналогично этому, атомистич. представления перено­сились иногда на общество, к-рое изображалось ато-мизированным, т. е. распавшимся на отд. единицы (человеческие индивидуумы), или (в 20 в.) на процесс мышления («логический атомизм»). Здесь термин «атомизм» употребляется как синоним дискретности вообще.

На протяжении всей истории философии и ес­тествознания А. у. выступало почти всегда как материалистич. учение. Поэтому борьба вокруг него шла не только «за» или «против» какого-либо частного положения естествознания, касающегося строения материи, а отражала прежде всего борьбу между ма­териализмом и идеализмом, диалектикой и метафи­зикой. Будучи по своим гносеологии, посылкам ма­териалистическим, А. у. уже с древности было на­правлено против идеалистич. и религ. взгляда на мир, ибо все сущее оно объясняло при помощи ча­стиц материи, их свойств, их движения и взаимодей­ствия, не прибегая к каким-либо сверхъестественным причинам и высшим существам (божественному на­чалу). Гегель, борясь против А. у., подметил эту основную филос. направленность А. у.; он писал: «Атомистика вообще противопоставляет себя пред­ставлению о сотворении мира и сохранении мира силою чуждого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от необходимости указать основание существования мира. Ибо, если представлять природу сотворен­ной и сохраняемой чем-либо другим, то ее следует представлять как не сущую самое по себе... В пред­ставлении же атомистики заключается представле­ние о в-себе природы вообще...» (цит. по кн.: В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 249).

С естественнонаучной т. зр. различные виды А. у. различаются тем, какими конкретными физич. свой­ствами они наделяют атомы и др. частицы материи, как они характеризуют формы движения атомов и т.д. С философской т. зр. господствующее материа­листич. течение в А. у. исходит из общего признания того, что атомы материальны (т. е. что они существу­ют объективно) и что они познаваемы. Идеали­стич. позиции по вопросу об А. у. направлены на отрицание реальности атомов и объявление их лишь удобным сродством систематизации опытных дан­ных (см. Махизм), на отрицание их познаваемости, поскольку атомы (по мнению философов, развиваю­щих такие т. зр.) относятся к сущности явлений, а потому по своей природе они-де трансцендентны (агно-стищ зч кантианского толка), на доказательство того, что атомов не существует вовсе в силу того, что основ"


112 АТОМНОЕ УЧЕНИЕ


мира составляет не материя, а непрерывные силы (динамизм) или непрерывная энергия (энергетизм). Сравнение А. у. с мифологич. сказаниями с целью «доказать» ненаучность А. у., чем занимались махи­сты, Ленин охарактеризовал как обскурантизм, как самую отъявленную реакционность, поскольку нау­ка уже доказала, в противоположность заявлениям махистов, что понятия атомов, молекул, электронов и т. д. являются «приблизительно верным отражени­ем в нашей голове объективно реально­го движения материи» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 332). Ленин подчеркивал, что физика неоспоримо подтверждает правильность материалистич. основ А. у. (объективной реальности и познаваемости ато­мов и др. частиц материи). «Ошибки в частностях тут неизбежны, но вся совокупность научных данных не оставляет места для сомнения в существовании атомов и молекул» (там же, с. 262).

Атомистич. воззрение первоначально (на Древнем Востоке, в античных Греции и Риме, отчасти в сред­ние века у арабов) было лишь гениальной догадкой, превратившейся затем в научную гипотезу (17, 18 вв. и первые две трети 19 в.) и, наконец, в научную тео­рию. С самого зарождения и до конца 1-й четверти 20 в. в основе А. у. лежала идея о тождестве строения макро- и микрокосмоса. Из непосредст­венно наблюдаемой расчлененности видимого макро­мира (прежде всего звездного мира) на отдельные более или менее обособленные друг от друга тела был сделан вывод, что природа, будучи единой, должна быть устроена в малейшей своей части так же, как и в величайшей. Древние атомисты считали поэтому непрерывность материи кажущейся, как кажется издали сплошной куча зерна или песка, хотя она состоит из множества отдельных частичек, или как кажется сплошным Млечный Путь, хотя он со­стоит из скоплений отдельных звезд. Менделеев охарактеризовал познавательную сторону А. у. так: «Нельзя не признать в атомизме возвышенного обоб­щения, согласного с основным началом философии, а именно в том, что узнанное из успехов астрономии для всего мироздания строение вселенной из уединен­ных солнц и планет, разделенных в пространстве, но соединенных взаимодействием сил, прямо, и не без явного успеха в ясности понимания вещей и явле­ний, перенесено на сложение вещества из атомов... Найти в малейшем сходное с громаднейшим — со­ставляет одно из достоинств атомизма, привлекшее к нему новые века» («Периодический закон», 1958, с. 597).

На ранних ступенях развития А. у. признание единства строения макро- и микрокосмоса давало воз­можность переносить на невидимые, непосредственно не ощутимые атомы такие механич., физич. или хи-мич. свойства и отношения, к-рые обнаруживались при непосредственном наблюдении и измерении со­ответствующих свойств и отношений у макротел. А исходя из теоретически предсказанных свойств ато­мов, можно было заключать о поведении тел, обра­зованных из атомов, а затем экспериментально про­верять это теоретич. заключение на опыте, тем самым проверяя и подтверждая правильность теоретич. представлений о свойствах самих атомов, следователь­но, правильность А. у. Напр., Дальтон, исходя из идеи о химически неделимых атомах, способных соеди­няться между собой лишь целыми единицами (1 атом с 1 атомом или с 2, с 3 и т. д., но не с 1/2, */з и Т-Д-атома), пришел к выводу, что таковыми же должны быть отношения составных частей в химия, со­единениях; после этого он экспериментально открыл закон простых кратных отношений, явившийся экспе­риментальной основой всей химич. атомистики в 19 в. В химии А. у. явилось, т. о., результатом со-


единения теории с экспериментом: теоретич. идеи об атомном строении вещества с опытными данными химич. анализа о количественном составе вещества.

Идея о полном подобии строения макро- и микро­космоса, казалось бы, окончательно восторжествова­ла после создания в начале 20 в. планетарной модели атома, основу к-рой составляло положение, что атом построен подобно миниатюрной солнечной системе, где роль Солнца выполняет тяжелое центральное ядро, несущее положительный электрич. заряд, а роль планет — электроны, вращающиеся вокруг него по строго определенным орбитам и несущие отрица­тельный электрич. заряд.

Почти вплоть до конца 1-й четверти 20 в. идея единства строения макро- и микрокосмоса понима­лась слишком упрощенно, прямолинейно, по сущест­ву механистически, как полное тождество (в своей основе) законов и как полное сходство строения того и другого. Отсюда микрочастицы трактовались как миниатюрные копии макротел (небесных тел), т. е. как чрезвычайно малые шарики, двигающиеся по точ­ным орбитам, к-рые совершенно аналогичны планет­ным орбитам, с той лишь разницей, что небесные то­ла связываются силами гравитационного взаимо­действия, а микрочастицы — силами электрического взаимодействия. Такая форма А. у. названа клас-сич. А. у.

Совр. А. у., воплотившееся в квантовую механику, признавая единство природы в большом и малом, раскрывает качественное своеобразие свойств, дви­жения и закономерностей, присущих микрообъек­там, в отличие от макрообъектов. Это отличие со­стоит в том, что микрочастицы представляют со­бой единство противоположных свойств и сторон их строения — прерывности и непрерывности, кор­пускулярное™ и волнообразности. Это — не шарики, как думали раньше ученые, а сложные материаль­ные образования, в к-рых дискретность (выраженная в свойствах корпускулы) определенным образом соче­тается с непрерывностью (выраженной в свойствах волны). Поэтому и движение таких частиц (напр., электрона вокруг атомного ядра) совершается не по аналогии с движением планеты вокруг Солнца, т. е. не по строго определенной орбите, а по аналогии с облаком («электронное облако»), имеющим как бы раз­мытые края. Такая форма А. у. получила название квантово-механич. картины микропроцессов. Ее су­ществ, чертой является атомизм действия, выражен­ный в понятии кванта действия, введенного Планком; с этим связаны новые законы движения микрочастиц материи, основанные на идее дискретности.

Развитие А. у. теснейшим образом связано с разви­тием всего естествознания и всей философии. В за­висимости от того, какими конкретными свойствами наделялись и наделяются атомы, А. у. принимало различные виды.

Первоначально, когда естествознание еще не вы­делилось из единой философской науки древности в самостоятельную отрасль знания, атомнге учение носило сугубо абстрактный, натурфилософский ха­рактер: атомам приписывались тогда лишь самые общие свойства (неделимость, способность двигаться и соединяться между собой), к-рые не были свя­заны с какими-либо измеримыми свойствами ма­кротел.

В новое время (17—18 вв.), когда главенствующее место в естествознании заняла механика (земнш и небесных тел) и когда только что возникшая наука о природе приняла характер механич. естествозна­ния, А. у. приобрело механич. характер; этот вщ А. у. был несколько более конкретен, чем натурфи-лос. атомистика древних, но все же еще в большой мере оставался абстрактным и мало связанным <


АТОМНОЕ УЧЕНИЕ из


опытным естествознанием: в дополнение к ранее принятым общим свойствам атомы наделялись теперь еще и чисто механич. свойствами, к-рыми уче­ные пытались объяснить взаимодействия атомов меж­ду собой и способность их к взаимному соединению. Представители «механики контакта» видели причину механич. соединения атомов в фигуре, геометрич. форме (Бойль), наделяли атомы различными крючоч­ками, посредством к-рых атомы якобы сцепляются между собой; иногда атомы изображались в виде. зубчатых колесиков, зубцы к-рых могут подходить друг к другу в случае растворения или не подходить — в случае нерастворимых тел (Ломоносов) и т. д. Представители «механики сил» (динамики), беру­щей начало от Ньютона, объясняли взаимодействие атомов наподобие гравитационного тяготения, т. е. действия сил на расстояниях (в данном случае микро­скопически малых). Поэтому геометрич. форма час­тиц здесь уже не играла никакой роли (она прини­малась шаровидной по аналогии с формой видимых небесных тел), но зато особое значение приобретал вес частиц. В дальнейшем первое направление в ме­ханич. атомистике нашло известное продолжение в модельном представлении о валентности, второе — в представлении об атомном весе. От динамики Ньютона берет начало особая ветвь А. у. (Воско­вин), в к-рой сочетается идея непространственных монад (^в виде геометрия, точек — центров сил), идущая от монадологии Лейбница, с понятием «си­лы» (Ньютон). Эта «динамич. атомистика», будучи немеханической в своей основе, явилась предвос­хищением совр. А. у., в к-ром неразрывно соче­тается представление о дискретности материи с идеей неразрывности материи и движения (или «си­лы» в прежнем понимании). «... В современных воз­зрениях,— писал Менделеев,— повторяется много сторон учения Босковича, с тем основным различи­ем, что вместо математической точки, снабженной свойствами массы, атомам приписывается телесность, как телесны звезды и планеты, которые можно при рассмотрении некоторых сторон их взаимодействия рассматривать, как математические точки» (там же, с. 599). «Современное же учение о веществе всего проще становится понятным, если взглянуть на него, как на попытку примирить и согласовать динамизм с атомизмом» (там же, с. 555). Идя от Ньютона и сочетая его идеи с опытными данными химич. ана­лиза, Дальтон (1803) довел до конца создание химич. атомистики, начатое еще Бойлем и Ломоно­совым. А. у. из натурфилософского превращается в конкретное естественнонаучное учение, способное теоретически обобщать и объяснять уже наблю­денные химич. факты и предвидеть явления, еще не обнаруженные на опыте. Основным свойством, к-рым Дальтон и его последователи наделили атомы, был «атомный вес», т. е. специфич. масса атома, характерная для каждого качественно осо­бого вида химически элементарного вещества (химич. элемента). Т. о., в атомном весе нашла свое выражение мера химич. элемента, представляющая собой единство его качественной (химич. индивидуаль­ность) и количественной (величина атомного веса) сторон. Развитие этого представления привело впо­следствии к созданию Менделеевым периодич. систе­мы химич. элементов, к-рая, по сути дела, есть «уз­ловая линия отношений меры» отдельных химич. элементов. «Связав понятие о химических элемен­тах новыми узами с Дальтоновым учением о крат­ном или атомном составе тел,— отмечал Менделе­ев,— периодический закон открыл в естественной философии новую область для мышления» (там же, с. 218). В середине 19 в. благодаря бурному развитию органич. химии А. у. в химии получило дальней-


шую конкретизацию в учении о валентности (Купер, Франкленд, Кекуле) и особенно в теории «химиче­ского строения» (Бутлеров, 1861). Атомы стали наде­ляться теперь валентностью, т. е. способностью при­соединять один, два и более атомов водорода, валент­ность к-рого была принята за 1, Раскрывая связь между обоими измеримыми химич. свойствами (атом­ным весом и валентностью), Менделеев открыл и раз­работал периодич. закон химич. элементов (1869— 1871). Этот закон прямо наводил на мысль о превра­щаемости элементов и делимости атомов (см. там же, с. 381). Тем не менее до конца 19 в. господствую­щим в науке было метафизич. представление о неделимых атомах и непревращаемых элементах. В ходе развития химии и физики в 19 в. атомы на­делялись все новыми конкретными свойствами, в к-рых резюмировались соответствующие химич. и физич. открытия. В связи с успехом электрохимии атомам стали приписываться электрич. заряды (электрохимич. теория Берцелиуса), взаимодействием к-рых объясняли химич. реакции. А. у. в связи с этим приобретало электрохимич. характер. Открытие законов электролиза (Фарадой) и особенно созда­ние теории электролитич. диссоциации (Аррениус, 1887) привели к обобщению, выраженному в понятии ион; ионы — это осколки молекул (отдельные ато­мы или их группы), несущие противоположные по знаку целочисленные электрические заряды. Дискрет­ность зарядов ионов непосредственно подводила к идее дискретности самого электричества, что вело к идее электрона и к признанию делимости атомов. Во 2-й пол. 19 в. А. у. конкретизировалось как мо-лекулярно-физич. учение благодаря разработке мо-лекулярно-кинетич. теории газов, раскрывающей связь и переход между тепловой и механич. формами движения материи (соответственно — между термо­динамикой и механикой). Молекулярная гипотеза зародилась еще в 17 в. (Гассенди) и 18 в. (Ломоно­сов), но получила экспериментальную основу лиги благодаря тому, что закон объемов реагирующих газов, открытый Гей-Люссаком (1802), был объяснен при помощи представления о молекулах (Авогадро, 1811). С тех пор частицам материи (молекулам) при­писывались такие физич. свойства и движения, к-рые при их суммировании давали бы значения макроско-пич. свойств газа как целого, напр. температуры, давления, теплоемкости и т. д. Чтобы объяснить раз­личие в соотношении теплоемкостей у одноатомного и у двухатомного газа, молекула первого рассматри­валась как идеально упругий шарик, а второго—как своего рода миниатюрная гантель. В дальнейшем А. у. в физике развилось в особую ветвь статистич. физики. После открытия электрона (Дж. Дж. Томсон, 1897), создания теории квантов (Планк, 1900) и введения понятия фотон (Эйнштейн, 1905) А. у. в физике приняло характер атомно-физического (или, точнее, субатомно-физич.) учения, причем идея дис­кретности была распространена на область электри­ческих и световых явлений и вообще на само понятие энергия, учение о к-рой в 19 в. служило сферой представления о непрерывных величинах и функциях состояния. Важнейшую черту совр. А. у. составляет атомизм действия, связанный с тем, что движение, свойства и состояния различных микрообъектов под­даются квантованию, т. е. могут быть выражены в форме дискретных величин и отношений. Благодаря этому вся физика микропроцессов, поскольку она носит квантовый характер, оказывается областью при­ложения совр. А. у. Постоянная Планка А (квант дей­ствия) есть универсальная физич. константа, к-рая вы­ражает количеств, границу, разделяющую две качест­венно различные области — макро- и микроявлений природы. Атомно-физич. (или квантово-электронная)


114 АТОМНОЕ УЧЕНИЕ


атомистика достигла особенно больших успехов бла­годаря созданию (Бор, 1913) и последующей разра­ботке модели атома, к-рая с физич. стороны объяс­няла в основном периодич. систему элементов. Соз­дание квантовой механики (де Бройль, Шрёдин-гер, Гейзенберг, Дирак и др., 1924—28) придало А. у. квантово-механич. характер, связанный с признанием того, что микрочастицы материи носят противоречивый характер, будучи единством волн и корпускул. Успехи ядерной физики также способствовали кон­кретизации А. у., придав ему ядерно-физич. харак­тер начиная с открытия атомного ядра (Резерфорд, 1911) и искусств, превращения элементов (Резерфорд, 1919) и кончая открытием серии «элементарных»» частиц, особенно нейтрона (Чедвик, 1932), позитрона (1933), мезонов различной массы и гиперонов (более тяжелых, чем нуклоны). Одновременно в 20 в. шло развитие химич. атомистики в сторону открытия частиц более крупных, чем обычные молекулы (ком­плексные частицы, коллоидные частицы, мицеллы, макромолекулы, частицы высокомолекулярных, вы­сокополимерных соединений); это придавало А. у. в химии надмолекулярно-химич. характер. Из всех этих весьма разнообразных видов А. у. мож­но выделить самые главные, к-рые к тому же яви­лись исторически следующими один за другим эта­пами в развитии А. у.; таких основных видов А. у. можно насчитать 4:Лнатурфилософское А. у. в древ­ности, механическое А. у. 17—18 вв., химическое А. у. 19 в. и 'совр. физич. А. у. Если с каждым новым создающим эпоху открытием в естествозна­нии материализм вынужден был менять свою форму, то это относится в значительной мере к от­крытиям, сделанным в области А. у., поскольку оно прямо касалось физич. стороны взглядов на ма­терию и ее строение. Наивный материализм древ­них был непосредственно связан с натурфилос. ато­мистикой Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция. Механич. материализм 17—18 вв. был столь же тесно связан с механич. атомистикой Галилея, Бойля, Ньютона, Ломоносова и других естествоиспытателей того времени, нашедшей отражение в трудах Гассек-ди, франц. материалистов 18 в. и др. Если 18 век Энгельс называет «дохимическим», то 19 век может быть назван «химическим» соответственно развитию хи­мич. и физич. атомистики. Диалектич. материализм Маркса и Энгельса находился в соответствии с этим новым, более совершенным видом А. у. Начавшийся на рубеже 19 и 20 вв. ленинский этап в развитии диалектич. материализма оказался в полном соответ­ствии с «новейшей революцией в естествознании», вызванной открытиями лучей Рентгена, электрона и радиоактивности (1895—97), позволившими про­никнуть в электродную оболочку атома и его ядро.

С открытиями в области А. у. связаны, т.о., круп­ные эпохи в развитии естествознания и фило­софии. «Новая эпоха начинается в химии с атомисти­ки...,— писал Энгельс,— а в физике, соответственно этому,— с молекулярной теории» («Диалектика при­роды», 1955, с. 236). «Открытие, что теплота представ­ляет собою некоторое молекулярное движение, со­ставило эпоху в науке» (там же, с. 201). Революцию в физике на рубеже 19 и 20 вв., к-рая означала круше­ние метафизич. взглядов на материю и ее частицы, вызвали, по словам В. И. Ленина, «новейшие откры­тия естествознания — радий, электроны, превраще­ние элементов...» (Соч., 4 изд., т. 19, с. 4). Начало века атомной энергии также непосредственно связано с дальнейшим развитием совр. физич. А. у.

История А. у. наглядно иллюстрирует и подтверж­дает положение Ленина: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности пер-


вого, так сказать, порядка, к сущности второго по­рядка и т. д. б е з к о н ц а» («Философские тетра­ди», 1947, с. 237). Сущность (1-го порядка) явлений, совершающихся в веществе, раскрылась тогда, ког­да все макротела (твердые, жидкие и газообразные) были представлены как состоящие из маленьких масс («молекул»). Более глубокая их сущность (2-го поряд­ка) раскрывалась, когда одновременно от молекул хи­мики шли к химич. атомам (из к-рых состоят моле­кулы и движением к-рых обусловлены химич. процес­сы). В ионах уже начала раскрываться сущность (3-го порядка) физико-химич. явлений, к-рая раскры­лась полностью лишь после обнаружения электро­нов, из к-рых образована атомная оболочка и взаи­модействие к-рых (входящих в ее наружную часть, т. е. валентных электронов) обусловливает химич. превращения. Но пока не была создана модель ато­ма, эта сущность оставалась еще непостигнутой, так что этот переходный период можно было охаракте­ризовать как «такое время, когда физики, если можно так выразиться, от атома отошли, а до электрона не дошли» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 271). Еще более глубокая сущность (4-гои5-гопорядка) стала раскрываться с открытием атомного ядра и проникно­вением физики в глубь него, с выяснением его состав-пых частей, характера их взаимодействия внутри ядра. Наконец, в настоящее время начинает понемногу рас­крываться сущность самих «элементарных» частиц, образующих собой и атомные ядра (нуклоны, мезоны) и атомную оболочку (электроны); познание природы, закономерностей и внутренней структуры «элемен­тарных» частиц, объясняющих их специфические особенности и прежде всего их взаимопревра­щаемость, явится достижением сущности 6-го по­рядка при движении человеческой мысли в глубь материи.

Достижение каждой более глубокой ступени в по­знании материи и ее дискретных видов (ее строения), соответственно — сущности более высокого порядка, не завершает движения познания в глубь материи, а кладет лишь новую веху на этом пути. «Молекула...,— писал Энгельс,— это — „узел" в бесконечном ря­ду делений, узел, который не замыкает этого ряда, но устанавливает качественную разницу. Атом, который прежде изображался как предел делимости, теперь — только отношен и е...»(МарксК. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 187). Сопоставление ато­мов с электронами Ленин рассматривал как конкре­тизацию положения о единстве конечного и беско­нечного, где конечное есть лишь звено в бесконеч­ной цепи связей и отношений: «Применить к атомам versus электроны. Вообще бесконечность материи вглубь...» «Философские тетради», 1947, с. 86).

Для понимания филос. стороны А. у. чрезвычайно важно проведенное Энгельсом с методологич. пози­ций разграничение между старой и новой атомисти­кой. Характеристика той и другой дается при анализе различной трактовки проблемы делимости материи, занимающей центральное место во всяком А. у. Старая атомистика признает в духе метафизич. взгля­да на природу абсолютную неделимость и простоту «последних» частиц материи, все равно, будут ли этими частицами считаться атомы химич. элементов (Дальтон и др. химики) или частицы «протила» или первоматерии (Бойль, Праут и др.). Новая атомистика, подтверждая и выражая собой диалек­тич. взгляд на строение материи, фактически исходит из отрицания каких-либо «последних», абсолютно простых, неизменных и неделимых частиц или эле­ментов материи. Отвергая, в противоположность ста­рой атомистике, абсолютную неделимость или непре­вращаемость любой сколь угодно малой частицы материи, новая атомистика признает относительную


АТОМНОЕ УЧЕНИЕ "115


устойчивость каждого дискретного вида материи, его качественную определенность, его относительную неделимость и непревращаемость в известных грани­цах явлений природы. Напр., будучи делим нек-рыми физич. способами, атом неделим химически и в химнч. процессах ведет себя как нечто целое, не­делимое. Точно так же и молекула, будучи делима (разложима) химически на атомы, в тепловом движе­нии (до известных пределов, когда не наступает тер­мическая диссоциация вещества) ведет себя тоже как нечто целое, неделимое.

К правильным взглядам на А. у. как на новую ато­мистику приближается Менделеев: «Ныне атом есть неделимое не в геометрическом или абстрактном смыс­ле, а только в реальном, физическом и химическом. А потому лучше бы то бы назвать атомы и н д и в и-ду у м а м и, неделимыми... Индивидуум механически и геометрически делим и только в определенном, реаль­ном смысле неделим. Земля, солнце, человек, муха суть индивидуумы, хотя геометрически делимы. Так, атомы современных естествоиспытателей, неде­лимые в химическом смысле, составляют те еди­ницы, с которыми имеют дело при рассмотрении естественных явлений, вещества...» («Периодический закон», 1958, с. 598).

Новая атомистика показывает, что процесс деления материи имеет свои многочисленные границы, дости­гая к-рые в дальнейшем совершается переход от одной, качественно определенной ступени дискретности ма­терии к другой, качественно от нее отличной; коли­чественная операция деления приводит, т. о., к ка­чественному изменению, к выходу за пределы данного вида частиц, следовательно к переходу в область дру­гого вида более мелких дискретных образований мате­рин. В этом отношении новая атомистика противо­стоит, с одной стороны, идее абсолютной делимости ма­терии до бесконечности (Аристотель, Декарт, динами-сты), представляющей примеры «дурной бесконечно­сти», никогда не достигающей границы, определяемой качеством делимого предмета, а с другой стороны — идее старой атомистики с ее признанием существования лишь одного вида частиц материи, к-рыми одноактно завершается, точнее обрывается, процесс деления материи. Проводя последовательно в своих работах концепцию новой атомистики, Энгельс писал: «В хи­мии имеется определенная граница делимости, за кото­рой тела не могут уже более действовать химически — т iM... Точно так же и в физике мы вынуждены при­ют, известные, для физического исследования наи­меньшие частицы, расположение которых обусловли­вает форму и сцепление тел и колебания которых про­являются в виде теплоты...» («Диалектика природы», 1955, с. 194). Характеризуя проникновение диалектич. ио.тяда на вещество в химию, Энгельс отмечал: «Хи­мии, абстрактная делимость физического, дурная бес­конечность — атомистика» (там же, с. 160). Этим ука­зывалось, что, включив в рассмотрение качественную сторону веществ, учитываемую химией, наука пре­одолела дурную бесконечность абстрактной делимости физического и пришла к А. у. Наиболее полно концеп­цию новой атомистики Энгельс сформулировал так: ■Новая атомистика отличается от всех прежних тем, что она... не утверждает, будто материя только дис­кретна (т.е., что все тела распадаются непосредствен­но на какие-то первичные атомы, без каких-либо промежуточных дискретных форм и без дальнейшего деления этих атомов. — Ред.), а признает, что дис­кретные части различных ступеней... являются различ­имый узловыми точками, которые обуслов­ливают различные качественные формы су­ществования всеобщей материи...» (там же, с. 236). Особенно важно в концепции новой атомистики при­знание взаимопревращаемости любых дискретных ви-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...