АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 10 глава
дов материн, неисчерпаемости любой сколь угодно малой и «элементарной» частицы материи. «... Диалектический материализм, — писал Ленин, — настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое, повидимому, с нашей точки зрения, непримиримое с ним и т. д.» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 248). Превращение невесомого «эфира» в весомую материю Ленин рассматривал как одно из подтверждений диалектического материализма, следовательно, и новой атомистики, фактически основывающейся на положениях диалектического материализма. В настоящее время таким подтверждением может служить взаимопревращение частиц света (фотонов) и частиц вещества (пары — электрона и позитрона) в процессах рождения пары из фотонов и обратного ее перехода в фотоны (аннигиляция пары). Отрицание новой атомистикой каких-либо «последних», «абсолютно неизменных» и т. д. частиц материи оправдывается всем ходом углубления человеч. познания в строение материи. «...И если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм,— писал Ленин,— настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (там же, с. 249). Если старая атомистика исходила из того, что «последние» «неделимые» атомы находятся во внешнем отношении друг к другу, пространственно сопо-лагаясь одни с другими (то, что раньше называлось «юкстапозицией»), то новая атомистика признает такие взаимодействия частиц материи, в результате к-рых они испытывают коренные изменения, теряют свою самостоятельность и даже индивидуальность и как бы растворяются полностью друг в друге, претерпевая глубочайшие качественные измепепия. Так, это происходит при взаимопревращениях частиц вещества и света, при распаде нуклонов с выделением легких частиц, при превращении мезонов и гиперонов. Соотношение старой и новой атомистики отмечено Лениным в связи с тем, как понимают представители той и другой, что такое превращение. «... Превращение одни понимают в смысле наличности мелких качественно-определенных частиц и роста (respective уменьшения) [соединения и разъединения] их. Другое понимание (Гераклит) — превращение одного в другое» («Философские тетради», 1947, с. 251).
Современное А. у. и вся совр. физика блестяще подтвердили все эти положения. Неисчерпаемость электрона наглядно обнаружилась после неудачи Вора построить модель атома, исходя из представления об' электронах-шариках (или даже точках), наделенных определенной массой и зарядом и классич. образом двигающихся вокруг ядра. Эта модель, опиравшаяся на допущение исчерпаемости электрона, сменилась новыми, более совершенными, квчнтово-механич. представлениями, где вместо простого шарика (или точки) уже фигурирует бесконечно сложный образ электрона как единства волны и корпускулы, движение к-рого создает картину «электронного облака». Ядерная же физика показала, что электрон может рождаться из нейтрона, гиперонов и мезонов (с выделением пейтри-но), может поглощаться и исчезать как частица в атомном ядре (при АГ-захвате), может сливаться с позитроном, словом, испытывать также многообразные и сложные коренные превращения, к-рые неоспоримо свидетельствуют о его реальной неисчерпаемости. В истории естествознания и философии каждый
116 АТОМНОЕ УЧЕНИЕ крупный успех А. у., особенно переход к его новому виду и утверждению его в науке, составлял не только революцию в физич. учении о материи и ее строении, но вместе с тем очередное поражение идеа-листич. взгляда на природу; т. о., успех А. у. одновременно оказывался победой материализма над идеализмом в естествознании. Так, открытие Дальтоном закона простых кратных отношений в химии привело в начале 19 в. к крушению идеа-листич. теории динамизма (Кант, Шеллинг, Гегель и др.), согласно к-рой основу природы составляет не материя, а взаимодействие полярных сил притяжения и отталкивания, непрерывных по своему характеру; так как динамизм не мог объяснить, почему химич. элементы соединяются как целые порции (1 к 1, 1 к 2, 2 к 3 и т. д.), то он вынужден был уступить свое место А. у., к-рое как раз и объясняло этот факт существованием химически неделимых атомов. В 1-й пол. и середине 19 в. в химию проникло агностич. течение (теория типов), к-рое отказывалось видеть в химич. формуле отображение реального взаиморасположения атомов в молекуле; благодаря успехам теории «химич. строения» Бутлерова агностицизм потерпел поражение и был изгнан из химии. В конце 19 в. в физике и химии получило распространение феноменологическое, агностическое (ограничивающее задачу пауки лишь описанием явлений) течение, связанное с термодинамикой и вылившееся наиболее отчетливо в энергетич. мировоззрение (Оствальд, 1895). Энергетизм, как и махизм, отрицал реальность атомов и молекул, изгонял даже сами эти понятия из науки, пытаясь построить всю физику и химию на представлении о чистой энергии, комплексом различных видов к-рой объявлялась сама материя и все ее свойства. Успехи физики и химии на рубеже 19 и 20 вв., особенно подсчет числа газовых частиц, несущих электрич. заряды (ионов), а также изучение движения крупных частиц под влиянием теплового движения молекул жидкости («броуновское движение»), равно как вообще успехи коллоидной химии, показали совпадение значений числа молекул в одном грамм-молекулярном количестве вещества («числа Аво-гадро»), определенного самыми различными физич. методами. В 1908 Оствальд признал свое поражение в борьбе против А. у.: «Ныне я убедился, что в недавнее время нами получены экспериментальные подтверждения прерывного, или зернистого, характера вещества, которое тщетно отыскивала атомистическая гипотеза в течение столетий и тысячелетий. Изолирование и подсчет числа ионов в газах..., а также совпадение законов броуновского движения с требованиями кинетической теории... дают теперь самому осторожному ученому право говорить об экспериментальном подтверждении атомистической теории вещества... Тем самым атомистическая гипотеза поднята на уровень научно обоснованной теории» (О s t w a 1 d W., Grund-riss der allgemeinen Chemie, 1909, S. Ill—IV).
В конце первой четверти 20 в. идеалистич. течение в физике направило главный удар против закона сохранения энергии, поскольку этот закон с самого начала его открытия служил «установлением основных положений материализма» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 318). При анализе явления ^-распада, при к-ром из радиоактивного ядра вылетают электроны, оказалось, что электроны уносят только часть всей энергии, теряемой ядром. Отсюда «физические» идеалисты сделали вывод, что другая ее часть попросту уничтожается, исчезает. Материали-стич. решение возникшей трудности (Паули, 1931) состояло в предположении, что наряду с электроном при (S-раепаде из ядра вылетает еще другая, до тех пор неизвестная частица материи, очень легкая, почти невесомая и электрически нейтральная, к-рую Паули назвал «нейтрино». По причине ее электрич. нейтральности и исключительной легкости ее невозможно прямым способом обнаружить имевшимися средствами, и тем не менее ее реальное существование с каждым годом становится все более доказанным. Без представления о нейтрино в настоящее время невозможно описать и объяснить сложнейшие ядерные превращения, а также распад и превращения тяжелых мезонов (К-мезонов), нуклонов и гиперонов, особенно в части сохранения суммарного «спина» у частиц, к-рый у нейтрино принят за х/2, таким же, как у электрона и позитрона. Т. о., успех А. у., вылившийся в открытие новой «элементарной» частицы, принес поражение идеализму в физике, доказав его принципиальную враждебность науке.
После открытия позитрона (1933) И. и Ф. Жо-лио Кюри наблюдали превращение позитронов (выделяющихся при искусственной радиоактивности) вместе с электронами в фотоны; наблюдалось также появление «пары»—электрона и позитрона—при пропускании фотона 7"лУчеи через сильное положительное поле заряженного атомного ядра. Идеалисты истолковали эти явления как «аннигиляцию» (уничтожение) материи и как ее рождение из энергии. Развивая А. у., физики-материалисты (С. И. Вавилов, Ф. Жолио-Кюря и др.) показали, что в данном случае происходит взаимопревращение одного дискретного физич. вида материи (частиц вещества, несущих электрич. заряды противоположного знака) в другой дискретно-волновой вид материи (фотоны света). Следовательно, и в этом отношении А. у. подтвердило материалистич. взгляды на явления природы и нанесло своими открытиями удар идеализму. В 50-х гг. 20 в. под влиянием прогресса совр. А. у. началось, крушение субъективистской трактовки квантовой ме- J ханики, поскольку сторонники неопозитивизма и совр. I «физич.» идеализма завели эту науку в познават.-теоретич. тупик. Сначала от субъективно-идеалистич. концепции отошел один из основателей квантовой механики Луи де-Бройль, перешедший на позиции материализма. Затем от этой концепции отказался В. Гейзенберг, повернувший, однако, не в сторону материализма, а в сторону платонизма. Отходить от нее стал и Н. Бор. Т. о., в среде современного «физич.» идеализма начался явный разброд. Материализм как подлинно философ, основа современного А. у. торжествует свою новую победу над идеализмом. Лит.: Маркс К., Различие между натурфилософией
АТОМНОЕ ЯДРО—АФФЕРЕНТАЦИЯ И7 АТОМНОЕ ЯДРО — центральная, положительно заряженная часть атома, один из видов частиц вещества. Радиус А. я. 10— исм (см. Элементарные частицы материи). АТТРИБУТ, атрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю),— необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без к-рого предмет не может ни существовать, ни множиться. Аристотель отличал необходимые свойства вещей, без к-рых вещи невозможны и к-рые неотделимы от них, т. е. А., от случайных свойств— акциденций, не принадлежащих вещам «ни по необходимости, ни в преобладающем большинстве случаев») («Метафизика», V30, 1025 а 14—30; рус. нер., М.— Л., 1934). По Декарту, признававшему две субстанции—материальную и духовную, существует два А.: у материи—протяжение, а у души—мышление. Спиноза под А. понимал то, что «ум представляет в субстанции, как составляющее ее сущность» («Этика», см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 361). Он считал, что протяженность и мышление суть А. единой материальной субстанции. Англ. философ Толанд и франц. материалисты 18 в. признавали А. материи наряду с протяжением и движение. АФФЕРЕНТАЦИЯ (в психофизиологии) (от лат. affero — приношу, доставляю) — термин, обозначающий передачу нервного возбуждения от периферич. чувствительных невронов к центральным. У высших животных и человека центр, афферентные невроны расположены в головном мозге и его конечной инстанции — коре. А. раскрывает физио-логич. процесс ощущения и восприятия, являясь естественнонаучным обоснованием материалистической теории отражения. Начальным моментом процесса А. является раздражение специализированных нервных клеток или окончаний в одном из органов чувств (рецепторов) под действием раздражителя. Это раздражение преобразуется далее в нервный импульс возбуждения в первом афферентном невроне, к-рый расположен вне центр, нервной системы в спинальных ганглиях или в ганглиях шейного отдела. Только первые невроны зрит, и обонят. рецепторов находятся в головном мозге. Волокна афферентных нервов входят в центр, нервную систему в составе задних корешков спинного мозга и черепномоз-говых нервов. Здесь афферентные импульсы передаются через синапсы на промежуточные невроны и затем либо непосредственно на афферентные невроны (сегментарные, т. н. собственные аппараты спинного и заднего мозга), либо по проводящим путям в верхние отделы центр, нервной системы. В последнем случае в дело вступают т. н. центры — связанные функционально синаптич. соединения невронов в стволе мозга, подкорке и коре, осуществляющие дифферен-цировку афферентных импульсов, интеграцию и пересылку их на эфферентные невроны. Описанный механизм составляет центростремит. ветвь рефлекторной дуги. Периферич. и центр, аппараты распространения афферентных импульсов в соответствии с их функцией были названы Павловым анализаторами. Адекватность отражения разнородных внешних и внутр. раздражителей достигается в них путем разложения раздражений и последующей их интеграции в соответствии с их физич. и химич. природой. Уже чувствит. нервные окончания (или первые афферентные невроны в органах зрения, слуха и обоняния) рецепторов специализированы на восприятие энергии лишь определенных однородных физич. и химич. раздражителей. На промежуточном этапе (в стволовых образованиях мозга и в подкорке) происходит первичная интеграция однородных импульсов, что дает локализацию и определенную степень целостности отражения объекта. Однако лишь корковый конец анализатора обеспечивает тонкий анализ и синтез раздражителей и высокую степень адекватности восприятия. Активность афферентной системы определяется не только центром, но и периферией. Многочисл. эксперименты по деафферентации, перекрестному сшиванию нервов и образованию анастомозов, по выработке компенсаторных механизмов, по экстренной подмене безусловного раздражителя показали, что А. со стороны исполнит, органов, сигнализирующая о результатах действия, оказывает определяющее влияние на путь рефлекса и на его центр, замыкающую инстанцию. Согласно концепции, развиваемой сов. физиологами (Анохиным и его школой), А. от результатов действия, к-рую он называет «обратной афферентацией», физиологически есть то, что Павлов называл «подкреплением». Биологич. смысл обратной А. состоит в том, что сигнализация о результате действия определяет приспособит, адекватность рецепторного сигнала и тем самым либо подкрепляет рефлекс, если он биологически целесообразен, либо, в противном случае, не подкрепляет его, и тогда образования рефлекса не происходит. Контрольная роль обратной А. осуществляется механизмом т. н. «акцептора действия». Этим понятием оГозначается образующаяся в коре фиксированная настроенность комплекса А. от первоначального биологически адекватного раздражителя. Замыкание рефлекторной дуги происходит только в том случае, если обратная А. совпадает с «акцептором действия». Если же совпадения не происходит, то живой организм будет продолжать поиски такого результативного действия, к-рое даст нужное совпадение. Этот механизм лежит в основе выработки всех без исключения рефлексов—как условных, так и безусловных. Иными словами, любой рефлекс есть по происхождению временное нервное «замыкание» в ответ на афферентные импульсы, имеющие всегда сигнальное значение (см. Сигнальные системы). Т. зр., по к-рой временное замыкание (условный рефлекс) лежит в основе всех рефлексов, была выдвинута, по несколько отличным соображениям, также Ухтомским в развитие теории Павлова. С позиций гипотезы Анохина, нервные центры являются функциональными образованиями, возникающими под влиянием обратной А. в результате выработки определ. «функциональных систем». По определению Анохина, «под функциональной системой мы понимаем кр/г определенных физиологических проявлений, связанных с выполнением какой-то определенной функции (акт дыхания, акт глотания, локомоторный акт и т. д.). Каждая такая функциональная система, представляя собой до некоторой степени замкнутую систему, протекает благодаря постоянной связи с периферическими органами и в особенности с наличием постоянной афферентации от этих органов» (цит. по сб. «Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности», 1935, с. 52). Известно, что генезис специализир. рецепторов связан с развитием двигат. функций. Приведенная т. зр. ставит вопрос шире и показывает зависимость всей системы А. от деятельности организма. Лит.: Л е и и и В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. Сб. работ, под ред. П. Анохина, [Горький], 1935; Анохин П. К., Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности, в кн.: Проблемы высшей нервной деятельности. [Сборник статей], иод ред. П. К. Анохина, М., 1949; е г о ж е, Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии, «Вопр. психологии», 1955, № 6; е г о же, Внутреннее торможение как проблема физиологии, М., 1958, гл. 7; Ухтомский А. А., Система рефлексов в восходящем ряду, Собр. соч., т. 5, Л., 1954; Дурмишьян М. Г., О механизмах эффектов афферентных раздражений, с пред. акад. А. Д. Сперанского, М., 1955; Соколове. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958. М. Туровский. Москва. 118 АФФИРМЛТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ—АХУНДОВ АФФИРМАТЙВНОЕ СУЖДЕНИЕ (от лат. af firmo —утверждаю) — см. Суждение. АХЙМСА, а х и н с а (санскр. — непричинение боли или зла),—этич. термин древнеинд. философии и религии, обозначающий поведение человека, основанное на принципе ненанесения боли или зла. Особенное значение получает в джайнизме, где, в соответствии с религиозной идеей потенциального равенства всех душ, А. означает непричинение боли или зла не только друг другу, но и вообще всякому живому существу. Увещеваниями об А. изобилуют Веды, Упанишады и мн. др. памятники санскр. литературы. Нек-рые индологи, усматривая в А. одну из наиболее существ, черт буддизма, называют Будду «апостолом А.». В 19 и 20 вв. А. проповедовалась в период нац.-освободит, подъема в учении Рамакришны, в особенности в гандизме. Совр. последователи учения веданта, пытаясь очистить понятие А. от религ. содержания, рассматривают А. как понятие, не отрицающее принцип действия и означающее лишь самодисциплину, отсутствие гнева, ненависти и т. д. Лит.: Неру Д ж., Открытие Индии, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, гл. 6—10. В. Бродов. Москва АХМАНОВ, Александр Сергеевич [7(19) авг. 1893— 5 июня 1957] — сов. философ и логик. Фмос. образование получил в Моск. ун-те (1911 —16). С 1919 преподавал философию, логику и эстетику в различных вузах. Разработка А. истории логич. учений сочеталась с анализом осн. понятий и законов формальной логики и проблемы соотношения логич. и языковых категорий. Соч.: Логическое учение Аристотеля, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та», 1954, т. 24, вып. 2, с. 7—190; Формы мысли и правила логики, там же, 1954, т. 23, вып. 1, с. 193—212; Греческая философия от ее зарождения до Платона, в кн.: История греческой литературы, т. 2, М., 1955, гл. 6; Платон, там же, гл. 7 (совм. о М. Е. Грабарь-Лассек); Аристотель, там же, гл. 8 (совм. с Ф. А. Петровским); Формы мысли и законы формальной логики, в кн.: Вопросы логики, М., 1955, с. 32—102; Логические формы и их выражение в языке, в сб.: Мышление и язык, М., 19)7, с. 166—213; О содержании некоторых основных терминов «Поэтики» Аристотеля, в кн.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с 141—57. АХУНДОВ, Мирза-Фатали [30 июня (12 июля) 1812—26 февр. (10 марта) 1878] —- азерб. философ-материалист и атеист, драматург, обществ, деятель. Род. в г. Нухе, там же окончил рус.-азерб. училище. Владея рус, араб, и пере, языками, А. с 1834 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе. В Тифлисе А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами — А. Бесту-жевым-Марлинским, А. Одоевским. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных философских и научных идей мыслителей Азербайджана и России. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. А. написал филос. трактат «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к перс, принцу Джолаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» («гшндистан uiah-задэси Кэмалуддевлэнин эз досту, Иран шаЬзадэси Чэлалуддввлэйэ...») и перевел его на рус. и перс. языки. А. принадлежат также филос. ст. «Критика,,Ек кельме"» («Jek кэлмэ паггында»), «Ответ философу Юму» («Ьэкими-инкилис.Тума чаваб») и др. Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр.,что бытие Вселенной «...в своем происхождении не пуждается 'в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанции...» (Избр. филос. произв., Баку,
1953, с. 179; см. также с. 181—84). Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы (см. там же, с. 108). «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» — Вселенной (там же, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души, заявляя, что «...душа... не может продержаться без тела... точно так же, как разум не может продержаться без мозга...» (там же, с. 145). Все религии, по А.,—«абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и распространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и. обман — их основа. Считая ощущения результатом вол-действия внешнего мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувственного знания к логическому мышлению. Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем А. допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путем насильств. свержения угнетателей (см. письмо Мирзе Юсуф-Хану от 2 апр. 1871, Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, № 13). «... Сама нация, — писал А.,—должна, обратись к угнетателю, сказать ему: „Удались из сферы государства и правительства"; после этого сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей. Лишь тогда народ найдет новую жизнь, и Восток станет подобен раю!» («Избранное», М., 1956, с. 271). А. разоблачал колониальную политику Англии в Индии (Соч., т. 3, Баку, 1938, с. 160, на азерб. яз.). Он был сторонником единения азерб. и рус. народов (см. Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, № 255). А. — основоположник азерб. драматургии. В 1850— 1856 он создал 6 комедий, лучшей из к-рых является «Приключения скряги», («Ьачы Тара», 1853). Первым в Азербайджане А. сформулировал идею об обществ.-воспитат. значении художеств, литературы (см. Соч., т. 2, Баку, 1938, с. 183. па азерб. яз.). Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры, лит-ры и обществ, мысли народов Востока. Лит.: Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Б ВААДЕР (Baader), Франц Ксаверий (27 марта 1765—23 мая 1841)— нем. философ-идеалист, врач, специалист по горному делу; проф. философии и богословия Мюнхенского ун-та (1826—38). Выступив как философ в 1809 («Динамическая философия»— «Beitrage zur dynamischen Philosophie...»), Б., используя идеи каббалы, Сен-Мартена, отчасти Бё-ме, развил в духе реакц. романтизма теософскую систему, в к-рой проводил мысль о полной зависимости бытия человека, человеч. истории от бытия бога, а потому знания — от веры. Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—16, Lpz., 1851—60; Schrif-ten zur Gesellscaaftspfiilosophie, Jena, 1925. Лит.: N о li 1 J., Franz von Baader, Philosoph der Ro- БАБА КУХЙ-см. Вакуйа. ВАБЁФ (Babeuf), Франсуа Ноэль (именовал себя Гракхом) (23 нояб. 1760—27 мая 1797)— франц. утопич. коммунист, вождь коммунистич. «заговора во имя равенства». Род. в семье отставного военного. Трудовая среда, в к-рой вырос В., наблюдение аграрных отношений предреволюц. Франции (Б. вплоть до революции 1789 служил в поземельном архиве в г. Руа), изучение трудов франц. просветителей 18 в. определили общее направление идейного развития Б. К 1787 у него сложилось убеждение в необходимости установления «самого совершенного равенства», при к-ром «все будет общим» и «будет достигнуто абсолютно равное распределение». В самом начале революции 1789 Б. представил Учредит, собранию и опубликовал первое свое произведение «Постоянный кадастр» («Cadastre perpetuel»). Здесь он высказал мысли о разделении общества на два противостоящих друг другу класса — богатых и бедных, как социальном зле, о поглощении мелких состояний крупными, о возрастании численности рабочих, о возникновении безработицы и постоянной угрозе сокращения заработной платы. Средство к уничтожению этих социальных зол Б. видел в ликвидации земельной собственности и наделении всех нуждающихся равными участками земли в пожизненное пользование. В 1792—93 Б. выступал в защиту уравнит. «аграрного закона», которого он ждал от якобинского правительства. Когда эти надежды не оправдались, Б. осудил Робеспьера и после его падения призывал к дальнейшей «работе ради возрождения свободы». В период термидорианской реакции Б. был заключен в тюрьму (февр.— септ. 1795). В это время созревали его мысли о борьбе классов в истории, о революции как войне бедных против богатых, о необходимости борьбы за подлинное равенство, за коммунистич. общество, в к-ром все будут трудиться для общзго блага, обладать средствами к существованию, гдз не будет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, ни губительной для всех конкуренции, где науки и иск-ва не будут зависеть от меценатов и достигнут высокого подъема. Путь к такому обществ, устройству Б. видел только в революции. По выходе из тюрьмы Б. пропагандировал эти идеи, обращаясь преим. к рабочим массам, в своей газ. «Tribun du Peuple» («Народный трибун») и в др. изданиях, а также устно в клубе, получившем название «Общество Пантеона». Эта пропагандистская деятельность Б. преследовалась Директорией. Б. и его друзья образовали Повстанческий комитет и Тайную директорию, к-рые должны были подготовить и возглавить вооруж. восстание и осуществить мероприятия, необходимые для коммунистич. преобразования общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|