АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 3 глава
В конце 19 в. араб, мыслители знакомятся со Спенсером, а с начала 20 в. — с филос. взглядами Конта, Ницше, Л. Толстого. Отдельные элементы систем европ. философов и социологов перерабатываются араб, писателями. Виднейшими представителями араб, просвещения были египтянин ат-Тахтави, ливанцы Насыф аль-Языджи и Бутрус а.:л\,-Бустани. Соц.-экономич. и культурная отсталость араб, стран, застой в науке, медленное проникновение совр. естеств.-науч. знаний определили вялость филос. мысли, сдерживали развитие материалистич. идей и атеизма, хотя араб, общественность проявляла большой интерес к науке. Араб, мысль нового времени имела в качество источников рационалистич. тенденции араб, средневековой философии достижения европ. культуры (идеологию франц. просветителей 18 в. в частности), а также Коран. Философия еще не отмежевалась от религии. Почти все передовые идеологпч. течения среди мусульман окрашивались в цвет мусульм. реформации, к-рую возглавил египтянин М. Абдо (1849—1905). На основе ислама пересматривались еврон. обществ.-по-литич. теории и моральные нормы, делалась попытка приспособить ислам к требованиям бурж. развития араб, общества. Фялос. взгляды мусульм. реформаторов были религ.-рационалистическими. Яти взгляды разделял и крупнейший идеолог араб, национализма аль-Кавакиби. Сохраняется традиц. этич. направленность араб, мысли. Вопросы морали разрешаются в соответствии с бурж. идеологией. В конце 19— нач. 20 вв. подошел к материализму первый пропагандист дарвинизма среди арабов Шибли Шмайиль.|Был близок к материализму прогрессивный пантеизм ар- Рейхани. Получила распространение эволюционная теория. В основе многих социологич. концепций лежала освященная именем Корана «органическая теория» с элементами социал-дарвинизма.
АРАИ ХАКУГА—АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 87 Влияние идей Великой Окт. социалистнч. рево Лит.: Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной, ч. 1—2, М., 1911 —12; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 433—50; Т р а х т е н-бер г О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 47—74, 120—34; История философии, т. 1, М., 1957, с. 222—36; Григорян С. Н., К вопросу о происхождении и философских основах Калама, «Вопр. философии», 1958, № В (имеется бнблногр. новейшей литературы по истории араб, философии); Р е н а н Э., Аверроэс и аверроиам, пер. с франц., Киев, [1903]; А л ь-Ф а -х у р и, X а н н а, а д - Д а р р а л ь - х а л и л, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1—2, Бейрут, 1957—58; Мехрин Мехрдад, Фал-сафэ-йе-шарг (Философия Востока), Тегеран. [1959] (на перс, яз.); St бек 1 A., Geschiclite der Philosophic des Mittelal-ters, Bd 1—3, Mainz, 1864—67; U e b e г w e g F., Grundri? der Geschiclite der Philosophic, 12 And., Tl 1—3, 5, В.. 1924-^-28; Boer T. J. de, The history of philosophy in islam, transl. [from Dutch]. L., 1933; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and A Gnillaume, Oxf., 1931; Munk S., Melanges de philosopliie juive et arabe, nouv. ed., P., 19o5; Ley H.,Studie zur Geschiclite des Materialismns im Mittelal-ter, В., 1957; Cruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, t. 1—2, Madrid. 1957. АРАИ ХАКУГА (Ю т о) (1715 — 92) — япон. историк философии. Находясь первоначально под влиянием чжусианского неоконфуцианства, являвшегося офиц.философией току гавского абсолютистского гос-ва, А. X. перешел на позиции «Когакуха» — «Школы классического конфуцианства». В соч. «Рассуждения о смысле Чжоусского И-цзина» («Слои сэйун»), «Весь древний И-цзин» («Концу»), «Дух и смысл древнего Н-цзина» («Кон сэйгн») А. X. подверг обстоят, исследованию тексты древнейшего памятника кит. мысли «И-цзина» («Книги перемен»), стремясь выделить и оттенить его филос. смысл.
Соч.; Сэнтэцу седан (Сборник сочинений по древней философии), разд. 1, 6 изд., Токио, 1909. Лит.: Дай нихон дзиммэй дзисё (Большой японский биографический словарь), Токио,1917, с. 101. Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград. АРАИ ХАКУСЭКИ (К и м и ё с и) (1657 — 1725) — япон. ученый, мыслитель и гос. деятель. Автор более ста соч., гл. обр. история, характера, большинство из к-рых было опубликовано только после незавершенной бурж. революции 1867—68. Знание голл. языка, связь с нек-рыми европ. учеными позволили А. X. ближе ознакомиться с экономикой, гос. строем европ. стран, а также расширить свои познания в области естествознания. Придерживаясь идеалистич. воззрений на мир. А. X. вместе с тем стремился науч. средствами бороться против феод, предрассудков и мистики, «превращающих человека в глупца». Он выступал против религ. и мпфич. истолкований истории Японии, критически относился к т. и. «Кокугакуха»— «Школе национальной науки», проповедовавшей божественность Японии и императорской династии, писал о респ. системе правления. На современников оказал влияние своей критикой токугавского абсолютистского режима. Соч.; Араи Хакусэки дзэнсю (Поли. собр. соч. Араи Хакусэки), Токио, 1916. Лит.: Хани Гор о, Араи Хакусэки, Фукудзава Юки-ти, Токио, 1937 (на япон. яз.). Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград. АРАНЬЯ, Г р а с а А р а и ь я (Graca Aranha), Жо-зе (1868 — 26 янв. 1931) — браз. мыслитель, писатель, критик и теоретик иск-ва. Получил юридич. образование в г. Ресифи, там же познакомился с Т. Бар-рету, под влиянием к-рого стал сторонником естествен-нонауч. материализма. А.— непоследоват. материалист: в теории познания сближается с агностицизмом. А. был видным представителем модернизма (бурж. националистич. движение в браз. иск-ве 20-х гг.). Им написан первый браз. социальный роман «Ка-наан» («Chanaan», 1902). Соч.; A esthetica da vida, Rio de Janeiro, P., [1925]; Espi-rito moderno, 2 ed., Sao Paulo, [1932]; О meu proprio romance. [Sao Paulo], 1931. Лит.: Costa J. С Contribnicao a Iiist6ria das ideias АРБУРЕ (наст, фамилия— Ралли), Замфир (1848—3 апр. 1933) — обществ, деятель Молдавии и Румынии, революц. народник, сторонник позитивизма и субъективного метода в социологии. В нач. 70-х гг., преследуемый царским пр-вом, эмигрировал в Швейцарию, где редактировал журн. «Община» и «Работник». Был знаком с произведениями Маркса и Энгельса. По возвращении в Румынию (нач. 80-х гг.) отошел от революц. деятельности.Автор работ:«Сытые п голодные» («Сэтуийши флэмынзий», 1875), «Парижская Коммуна» (1874), «Николай Петрович Зубку-Кодряну» (1879), «Рассказы из русской истории» (1905), «Из моих воспоминаний о М. А. Бакунине», в кп.: «О минувшем. Исторический сборник», 1909, «Тюрьма и ссылка» («Тем-ницэ ши екаил», 1894), «В ссылке» («Ын екзил», 1896).
Соч.: Опере алесе, Кишинэу, 1957 (пступ. статья А.Киделя). Лит.: К о р б у X., Замфир Арборе—пропагандист идей социализма, «Днестр», 1959, Л"в 3. А. Бабий., В. Ермуратский. Кишинев. АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ зародилась в пе-риод колонизации страны (16—18 вв.) под влиянием схоластам, философии метрополии — Испании. Господствующим филос. направлением в Аргентине был томизм; известным влиянием пользовалось учение исп. иезуита Франсиско Суареса (1548—1617). А. ф. развивалась под влиянием и древнеевроп. филос. учений. Нок-рое распространение получили филос. взгляды шотландского философа Дунса Скота. Несмотря на жестокую цензуру в Аргентину проникали передовые филос. и политич. идеи Европы, распространялись труды Макиавелли, Монтескье, французская «Энциклопедия...». В конце 18 — нач. 19 вв., в период нарастания освободит, движения в стране, появились первые филос, социологии, и политич. труды, в к-рых нашли отражение интересы и стремления креольских помещиков и нарождавшейся буржуазии. Цели и задачи нац.-освободлт. движения были теоретически сформулированы в произведениях деятелей войны за независимость — М. Морено, Кастолли, Бельграно, Мон-теагудо. В этот период передовые филос. взгляды, хотя и с трудом, но проникали в высшие уч. заведения. Преподаватель колледжа св. Карла Франсиско Хосе Плапес читал курс философии, в к-ром следовал учениям франц. философов Кабаниса и Кондиль-яка. Прогрессивные идеи, продолжавшие традиции франц. маториалистич. философии, распространялись!! пропагандировались т. н. идеологами — Хуаном Кри-состомо Лафинуром (1797 —1824) и Хуаном Мануэлем Фернандес де Агуэро (1772—1840). Последний написал книгу «Принципы элементарной идеологии» (.1. M.Fernandez de Aguero, Principios de ideologia elemental, v. 1—2, 1824—26), к-рая была осуждена как еретическая. К «идеологам» примыкали Феликс Сениеса и его ученик — математик Авелино Диас. Прогрессивные аргент. мыслители, среди к-рых выделялся Антонио Саэнс, вели борьбу против схоластики и эклектизма. В период диктатуры-Росаса (1829—52) господствующим филос. направлением снова стала схоластика, усиленно насаждавшаясяцерковыо. Взгляды части либер. буржуазии, выступавшей против диктатуры, были тесно связаны с материалистич. традициями предшествовавшего периода и носили ярко выраженный социальным характер. Значит, распространение получили идеи утопич. социализма Сен-Симона. Аргент. сен-симонисты противопоставляли феод, реставрации идеи свободы, равенства, прогресса.
88 АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Выступая против угнетения, утверждая, что труд должен лежать в основе обществ, морали, они, однако, проповедовали теорию классового братства. Группа молодых патриотов во главе с сен-симони-стом Эстеваном Эчеверриа создала в 1837 лит. салон (X. Б. Альберди, В. Ф. Лопес, М. Кане и др.), в к-ром обсуждались политич. и филос. вопросы. В 1837 по инициативе нек-рых членов этого кружка возникла политич. орг-ция «Молодая Аргентина», ставившая целью уничтожение диктатуры Росаса и реорганизацию общества на основе принципов сен-симонизма. Эчеверрна при участии Альберди написал программу, известную впоследствии под назв. «Социалистическое учение Майской ассоциации» (Е. Echeverria yJ. Alberdi, El dogma socialists, do la asociacion Mayo, 1846). Интерес представляет также работа Эчеверриа «Февральская революция во Франции» (Е. Echeverria, La revolucion de febrero en Fran-cia, см. в его кн.: Obras completes, Buenos Aires, 1951), где анализируется значение революц. событий во Франции для Аргентины. Эчеверриа заложил основы аргент. социологич. мысли. Он первым в Аргентине обратил серьезное внимание на роль нар. масс в историч. процессе. В период диктатуры Росаса был написан ряд работ, имевших филос. значение,—Альберди «Введение к изучению права» (J. B. Alberdi, Fragmento preliminar al estudio del derecho, 1837) и «Основы и исходные положения для политической организации Аргентинской республики» («Bases у puntos de partida para la organizacion politicadela rcpublica Argentina», 1852), в к-рой обосновывалась необходимость бурж. развития Аргентины, Сармьенто «Факун-до» (D. F. Sarmicnto, Facundo, 1845), ряд работ Лопеса и др. После изгнания Росаса в 1852 в культурной жизни страны наступило нек-рое оживление. В 50-х гг. начали работать различные кафедры ун-та, в Буэнос-Айресе в 1863 был открыт Нац. колледж, в 1870 — Нормальная школа в Паране, в 1873 основана Академия наук в Кордове.
В 70-х гг. в Аргентину проникает позитивистская философия, к-рая к концу 19 — нач. 20 вв. получила широкое распространение. Развитие позитивизма в Аргентине можно разделить на три осн. периода: 1-й, начало к-рого относится к 1880, известен как период «университариев», работавших в ун-те Буэнос-Айреса, и «нормалистов», объединившихся в Нормальной школе. Наиболее ярким представителем позитивизма этого периода был антрополог и палеонтолог Педро Г.калабрини, опубликовавший в 1889 кн. «Материализм, дарвинизм и позитивизм» (P. S k а 1 a b r i-n i, Materialismo, darvinismo у positivismo, 1889). Позитивисты этой школы, близкие к Копту, разрабатывали вопрос о свободе личности и проблемы воспитания. 2-й период начался с создания в 1905 Народного ун-та, в к-ром работал ряд известных позитивистов. Начало 3-го периода было положено организацией в 1924 Аргент. позитивистского об-ва (Виктор Меркаите, Анхель Басси, Авелино Эррера, Мартин Эррера и др.) под руководством Аль-фредо Феррейра и Леопольдо Эррера. Под значит, влиянием позитивизма Спенсера находился Хуан Б. Хусто — один из основателей (1896) и руководителей Аргент. социалистам, партии. В его работах «Биологическая основа истории» (J. В. J u s-to, Base biologica de la historia, [1909]) и «Теория и практика истории» («Teoria у praclica de la historia», 1909, 2 ed., 1915) отд. марксистские высказывания перемежаются с позитивистскими положениями. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. значит, развитие получили бурж. социологич. исследования, написанные под влиянием естеств. наук: неоконч. работа Д. Ф. Сармьенто «Конфликт и гармония рас в Америке» (О. F. Sarmiento, Conflicto у annonia de las razas en America, v. 1—2, 1883); Хуана Агустнна Гарсиа «Индейский город» (J. A. Garcia, La ciudad indiana, 1900) и «История аргентинских социальных идей» («Historia de las ideas sociales Argentines», 1915), Агустина Альвареса «Южная Америка» (A. Alvarez, South America, 1894), «Куда идем?» («^А donde vainos?», 1904), «Создание морального мира» («La creacion del mundo moral», 1912). В области социологии выступал и известный врач-психиатр Хосе Мариа Рамос Мехиа, написавший работы: «Сумасшествие в истории» (J. M. R a m о s М о х i a, Lalocuraenla historia, 1905),«Pocac и его время» («Rosas у su tiempo», 1907), «Аргентинские толпы» («Las multitudes argentinas», 1899). В этих работах историч. развитие Аргентины рассматривалось как результат действия определ. естеств. факторов, прежде всего географич. среды и расовых особенностей. Лишь в написанных в этот период поздних работах Альберди, не изданных при его жизни: «Экономические исследования» (J. В. Alberdi, Es-tudios economicos..., 1895), «Преступление войны» («El crimen de la guerra», 1915) и др., политич. изменения в стране рассматривались в первую очередь в связи с экономич. причинами. Развитие естеств. наук содействовало распространению в Аргентине идей естеств.-науч. материализма (ученый Флорентино Амегино, написавший ряд материалистич. и атеистнч. работ). Это направление являлось идеологией передовых бурж.-демо-кратич. слоев, заинтересованных в полной ликвидации феод, порядков и интенсивном капиталистич. развитии страны. Особое место среди мыслителей конца 19 — нач. 20 вв. занимал Хосе Инхеньерос, работы к-рого «Аргентинская социология» (J. lngenieros, Socio-logia Argentina, 1910), «Основы психологии» («Prin-cipios de psicologia», 1919), «Эволюция аргентинских идей» («La evolucion de las ideas Argentinas», v. 1—2, 1918—20) и др. являются оригинальными материалистич. исследованиями. Его кн. «Новые времена» («Los tiempos nuevos, rei'lexiones opti-mistas sobre la guerra у la revolucion», 1921) посвящена в основном пропаганде революц. идеалов и завоеваний Октябрьской революции в России. В начале 20 в. в Аргентине значительно усилилось влияние зап.-европ. бурж. идеалистич. течений: неокантианства и неотомизма, позднее стала распространяться философия экзистенциализма и др. В 1929 было создано кантианское об-во в Буэнос-Айресе. Среди философов, испытавших сильное влияние идей Канта, выделяется Алохапдро Корн (1860— 1936). Среди представителей совр. экзистенциализма можно назвать Висентс Фатопе, «Экзистенциализм и творческая свобода» (V. F a t о n e, E1 existencialismo у la libertad creadora, 1948), «Человеческое существование и его философы» («La existencia humana у sus fiiosofos», 1953), «Введение в экзистенциализм» («Introduccion al existencialismo», 1953). Карлос Астрада в работах «Экзистенциальная игра» (К. A s I г a d a, El juego existencial, 1933), «Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика» («Idealismo i'enomenologico у metafisi-са existencial», 1936), «Временность» («Tempora-lidad», 1943), «Бытие, гуманизм, экзистенциализм» («Ser, humanismo, existencialismo», 1949) следовал учению Хейдеггера, однако в последние годы выступает против ряда положений Хейдеггера, Сартра и Ясперса («Экзистенциалистская революция» — «La revolucion existencialista», 1952) и занимает близкую к марксизму позицию. Сторонниками неотомизма являются Октавио Николас Дериси, Томас Д. Касонес, X. Р. Сепич, Измаэл Килес и др. Альберте Роухес представлял направление, близкое к нео- АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ-APEOIIАГИТИКИ 89 платонизму, и находился под большим влиянием философии Августина и Бергсона. Апхель Вассальо в работах «Новые пролегомены к метафизике» (A. Vassal 1 о, Nuevos prolegomenos a la metaiisica, 19.38) и «Что такое философия?» ('(Que cs Ja filosofia?», 1942) следует за Блонделем. Большим влиянием пользуется Франсиско Ромеро, осн. принципы субъективной идеалистич. философии к-рого изложены в работе «Теория человека» (F. К о m е г о, La teoria del hombre, 1952) и в др. Распространению филос. знаний и гл. обр. идеалистич. философии способствовало издание книг об аргентинской философии, о классиках философии и по современной философии. В 1920 в Ла-Плате был создан фак-т гуманитарных и воспитат. наук, к-рый издает журн. «Hunianidades», в 1934 в Кордове — Ин-т философии, издающий «Boletin». Созданный в 1937 фак-т философии и словесности в Тукумане издает «Тетради по философии, истории и педагогике» («Colec-cion de cuadcrnos do filosofia, de historia, de pedago-gia у de letras») с 1942. В 1938 в Бувнос-Айресе был организован Аргент. ин-т социальной и юридич. философии. С 1942 издается журнал «Логос» («Logos»). В Мендосе в 1943 основан Ин-т философии. С 1948 работает фак-т философии и словесности в Росарио. Н 1949 был созван 1-й национальный филос. конгресс. Марксистские идеи стали проникать в Аргентину и конце 19 в., однако вначале они не получили широкого распространения из-за слабости и неорганизованности рабочего класса. После создания Коммуни-стич. партии Аргентины (1918) марксистская философия обретает значит, влияние и в среде аргент. интеллигенции. Большую роль в разработке осн. вопросов коммупистич. идеологии сыграли печатные органы Коммунистич. партии Аргентины: газ. «Аделанте» («Adelante»), «Интернасьональ» («Inlernacional»), <Лаора»(«Ба Нога») и теоретич. журн. «Ориэнтасион» («Orientation»), «Пуэва эра» («JXueva Era») и «Куадер-нос де культура» («Cuadernos de cullura»). На позиции марксизма перешли нек-рые представители бурж. философии, в частности один из соратников Хосе Инхеньероса — Анибаль Понсе. I! работе «Воспитанней классовая борьба» (А. Р о п-с е, La education у la lucha de clases,1936) Понсе показал, что бурж. идеалистич. философия тормозит развитие науки и иск-ва. После посещения СССР в 1936 он написал кн. «Буржуазный гуманизм и пролетарский гуманизм. От Эразма до Ромена Роллана» |»De Erasmo a Romain Holland (Humanismo burbles у liumanismo proletario»), 1939], сыгравшую важную роль в пропаганде достижений страны социализма. Понсе издавал филос. журн. «Диалектика» («Dialec-Йса»), в к-ром пропагандировал марксистскую философию. Значит, внимание уделяется аргент. коммунистами разработке теоретич. вопросов иск-ва и изучению наследства классиков аргент. мысли, что нашло отражение в работах Эктора Агости «Защита реализма» (Н. A g о s t i, Dei'ensa del realismo, 1945), «Ingenieros ciudadano de la juventud», 1945, 2 ed., 1950, «Эчеверриа» («Echeverria», 1951) и др. Аргент. коммунисты в своих трудах на основе марксистской методологии разрабатывают основные вопросы рабочего движения, борьбы против империализма; пропагандируют марксизм-ленинизм. Видное место занимают работы В. Кодовилья: «Статьи и речи. 1926—1956», пер. с исп., 1957, «Куда идет мир» (V. Codovilla, Hacia donde marcha el mundo, 1948), «Будет ли Аргентина сопротивляться империализму США?» («Resistira la Argentina al iniperialismo yanqui?», 1948) и др. Среди марксистских книг большой интерес представляют работы Б. Ма-рианеттп «Мы и Конституция» (В. Marianetti, Nosotros у la constitution, 1950), «Эстебап Эче- верриа» («Esleban Echeverria», 1951); Б. Перелыптейн «Позитивизм и антипозитивизм в Аргентине» (В.*Р е-г е 1 s L e in, Positivismo у antipositivismo en la Argentina, 1952) и др. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957; A g о s t i АРГУМЕНТ (от лат. argumeutum. — довод, основание) — предложение, на к-рое (лшрается доказательство. Из истинности А. с необходимостью следует истинность доказываемого тезиса. Вопросом об А. как основаниях («началах») доказательства и их природе впервые занимался Аристотель. В качестве А. могут выступать предложения о достоверных фактах, определения, аксиомы, ранее доказанные положения. Общие требования к А.: истинность, доказанность, достоверность, однозначность. Предложения о достоверных фактах обосновывают тезис в пределах системы, связи фактов, найденных для его подтверждения. «Факты, если взять их в их цело м, в их с в я з и, не только „упрямая", но и безусловно доказательная вещь» (Л е н и и В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 266). Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. АРДИГО (Ardigo), Роберто (28 янв. 1828 — 15 сент. 1920) — представитель итал. позитивизма. В отличие от франц. и англ. позитивистов, не отрицал самостоят, значения философии как науки. Во взглядах А. субъективно-идеалистич. тенденции сочетались с механистическими, причем последние преобладали. Мир, с т. зр. А., есть бесконечный ряд «естественных образований», возникающих путем «различения» из «неразличимого». В структуре мира и движении отсутствуют перерывы постепенности и скачки; все в нем механически детерминировано. Человек, человеч. общество и человеч. мысль всецело включены в гармонич. систему космоса. Это —наиболее важные из естественных образований. Отсюда особый интерес А. к проблемам этики, психологии и педагогики. С оч.: La psicologia come scienza positiva, Mantova, 1870; La formazione naturale nel fatto del sistema solare, 2 ed., Mantova, 1877; La morale dei positivisti, Padova, 1885; 11 vero e il fatto della conoseenza Padova, 1888; La ragione, Padova, 1894; L'tmita della conoseenza, 2 ed., Padova, 1913; Opere filo-sofiche v. 1 —11, Mantova — Padova, 1882 — 1918; Scritti vari, Firenze, 1922. Лит.: Marchesini G., La vita e il pensiero di Roberto АРЕОПАГЙТИКИ — сочинения, включающие в себя трактаты: «О божественных именах», в кн.: S. Dionisii Areopagitae, Opera Omnia..., v. 1, 1857 (Patrologiae cursus compl. ser. graeca, accuranle J. Mig-ne, t. 3, p. 586—996); «О небесной иерархии» (там же, s. 119 — 368); «О церковной иерархии» (там же,-- s. 368 90 АРКЧАВАЛКТА—АРИСТИШ1 585); «Таинственное богословие» (там же, s. 997 —1064) и "десять писем (там же, s. 1065—1124). А. появились не раньше 2-й пол. 5 в. и были подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда их название). Ыеподлинпость А. доказывалась еще Лоренцо Валла и Эразмом Роттердамским. Наиболее убедит, аргументами против авторства Дионисия Ареопагита являются наличие в А. слишком развитого богословского учения, особенности языка, наличие в А. ссылок на последующие факты церк. истории, близкая зависимость А. от более позднего неоплатонизма и, в частности, от Прокла, полное отсутствие всякого упоминания о них в лит-ре до 6 в. А. проповедуют непознаваемость и неизреченность божеств, существа, излияние его в виде световых (бытийных) эманации в материю, окружение божества убывающими по своей светоносности тремя чинами ангелов (с подразделением каждого чина на три более мелких), такое же триединое строение мира и церкви вплоть до полного угасания божеств, света во мраке и небытии материн. К этому присоединяется весьма интенсивная световая символика и проповедь восхождения к божеству путем сверхразумного экстаза. Благодаря этим идеям А. оказывали большое влияние на религ. филос. мысль средневековья в Византии и на Западе. Наличие в А. диалектич. идей (тезис о «бытии бога в его небытии», утверждающий негативность всякого определения, учение о разных ступенях бытия, различающихся по степени совершенства и связанных с учением о движении и т. д.), а также панте-истич. тенденций определили влияние А. на прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения, прежде всего на Николая Куаанского и Бруно, Марсилио Фичино (написавшего спец. комментарий к собств. переводу трактата «О божественных именах») и Пико делла Мирандола. Неоплатонич. идеи А. о восхождении человека к богу послужили источником нек-рых ср.-век. ересей. С 14 в. А. были известны в России, куда их привез митрополит Киприан. А. представлены в древнерус. письменности большим количеством списков. В своихработах советский ученый Ш.Нуцуби-дзе выдвинул гипотезу о том, что автором А. является грузинский мыслитель Петр Ивер («Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита», 1942; «Петр Ивер и проблемы ароопагитики», 1957).К тому же выводу пришел после (1952) и независимо от Нуцубидзе бельгийский ученый Э. Хонигман (рус пер. «Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита» со вступит.статьей Ш. Нуцубидзе, 1955, напечатано также в «Тр. Тби-лисск. ун-та», 1955, т. 59). Против гипотезы Нуцубидзе выступил сов. ученый С. Данелиа («К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита», в кн.: Византийский временник, т.8, М.—Л., 1956). Лит.: Скворцов К., Исследование вопроса об авторе АРЕЧАВАЛЁТА (Arechavaleta), Хосе (27 септ. 1838—16 июня 1912) — уругвайский натуралист материалистич. направления. Род. в Испании, с 17 лет жил в Уругвае. Филос. взгляды А., совпадающие в основном со взглядами Геккеля, изложены им в лекции «Является ли теория эволюции гипотезой?» («La teoria do la evolucion es una hinotesis?». 1879), а также в работе «Записки о некоторых низших организмах» («Apuntes sobre algunos organismos inferio-res», 1882). В этих работах А. с позиций метафизич. материализма отвечал на вопрос о происхождении мира и о причинности в природе, считая, что явления природы можно свести к атомной механике. Все живые существа развились из наипростейших путем естеств. и искусств, отбора, к-рый осуществляется в результате взаимодействия наследственности и приспособления организмов. А. считал мозг органом мышления, а его кору — центром психо-иителлек-туалыгой деятельности, однако обнаруживал при этом тенденцию к вульгарному материализму. Материалистич. и эволюционистские идеи А. сыграли значит, роль в борьбе с идеалистич. эклектизмом в Уругвае. Лит.: Ardao A., Espiritualismo у positivismo en el Uruguay, Mexico — Buenos Aires, 1950. Р.Бургете. Москва.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|