Базис и надстройка — бакиханов 125 1 глава
«Марксизм и вопросы языкознания» (1950) выдвинут был взгляд, что, в отличие от языка, надстройка живет недолго, только одну эпоху. Верно, что надстройка общества как целое живет одну эпоху. Надстройка рабовладельческого общества рухнула вместе с рабовладельческим базисом. В нашей стране вместе с ликвидацией капиталистического базиса была ликвидирована и буржуазная надстройка. Это верно. Но верно также и то, что целый ряд идеологических явлений, таких как религия или ее отдельные формы: христианство, иудаизм, магометанство — в силу ряда исторических условий переживают свою эпоху. Христианство зародилось в эпоху рабства, существовало в эпоху феодализма, капитализма, правда, несколько видоизменяясь. Но от этого религия и ее указанные формы не перестали быть частью соответствующих надстроек. В силу традиций, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, а также в силу нек-рых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, нек-рые идеология, формы и общественные идеи, взгляды переживают эпоху, в к-рую они возникли, наследуются и используются другими, последующими общественными формациями. Но не только реакционные идеологические формы в силу отставания сознания сохраняются в последующих общественных формациях с их новым базисом. Переживает века и сохраняется народами, прогрессивными силами великое классическое искусство, искусство Эсхила, Софокла, Еврипида, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Шекспира, Гёте, Пушкина, Глинки, Репина, Чайковского и других корифеев. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного базиса и надстройки другим базисом и надстройкой уничтожается, ликвидируется революционными силами лишь реакционное, отживающее. И, наоборот, сохраняется все великое, передовое, что было в области духовной культуры, в искусстве. Иначе не было бы прогресса. Поэтому элемент большей или меньшей «длительности», как критерий отнесения общественных явлений к «надстроечным» и «ненадстроечным», выдвинутый И. В. Сталиным, как видим, является неправильным, он противоречит историческим фактам.
Понятия «Б.» и «Н.» имеют глубокое методологич. значение, вооружая исследователя обществ, жизни материалистич. пониманием обществ, явлений, пониманием необходимости доводить анализ пдеологич. явлений в обществе до их материального основания, базиса, где коренится источник и причина их возникновения и развития. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3, М., 1956; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову 28 дек. 1846 г., в кн.: Маркс К. и Э н-гельс Ф., Избр. произв., т. 2. [M.J, 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; его же, [Письмо ] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., там же; его же, [Письмо ] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же; его же, (Письмо) Г. Штаркенбургу 25 янв. 1894 г., там же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Революция учит, там же, т. 9; е г о ж е, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; е г о ж е, Государство и революция, там же, т. 25; е г о ж е, О государстве, там же, т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его ж е, Материалистическое понимание истории, там же, т. 2, М., 1956; его же, [Об «экономическом факторе». Окончательная редакция], там же; его же, Основные вопросы марксизма, там же, т. 3, М., 1957; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 58 — 59, 69—72; Лабриола А., Исторический материализм. П., 1922; Б л а г о е в Д., Диалектический материализъм и теория на познанието, Избр. произв., т. 2, С, 1951; Глезер-м а н Г. Е., Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; Корнфорт М., Диалектический материализм, М., 1956, с. 211—40, 266—77; К а м м а р и М. Д., Что такое базис и надстройка общества, М. 1957; За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, «Комму-
нист», 1957, jvft 4; Новожилова Л. И., Некоторые особенности возникновения социалистического базиса, «Уч. зап. ЛГУ», 1958, № 264. Сер. философских наук, вып. 15; Пилипенко Н. В., Развитие и укрепление базиса и надстройки социалистического общества при постепенном переходе от социализма к коммунизму, «Уч. зап. Ярославск. пед. ин-та», 1959, вып. 19; С л а в о в П., По някои въпро-си на теорията за базата и надстройката, «Философската мисъл», С, 1959, №3; Чхиквадзе В. М. иЗивс С. Л., Против современного реформизма и ревизионизма в вопросе о государстве, М., 1959; Основы марксистской философии, М., 1959, с. 431—48; Константинов Ф. В., Федосеев П. Н., К изучению основ марксистско-ленинской философии, «Вопр. философии», 1960, Л5 2, с. 35-36, 39—40; Desanti J.-Т., Sur quelques problemes concer-nant la base et la superstructure, «Cahiers du commu-nisme», P., 1955, Jfi 3; Kuczynski J., Basis und Oberbau beim Obergang von einer zur anderen Klas-sengesellschaft, «Z. Geschichtswiss.», В., 1955, H. 1; его ж е, Ober einige Probleme des historischen Materialismus, dargestellt vornehmlich an Beispielen aus der deutschen Geschichte, В., 1956; В a k о § M., К otazkara nadstavby a nadstavbovosti umenia, «Predvoj», Brat., 1958, c. 50. Ф. Константинов. Москва. БАЙЕР (Bayer), Ян (1630—14 мая 1694) — словацкий философ, представитель т. н. прешовской школы (см. Чехословацкая философия). В соч. «Вступление в природу» («Obtium vel atrium naturae, ichono-graphice delineatum», 1662) и «Свет разума» («Filum T.abyrinthi, vel Cynosura seu Lux mentium universalis», 1663) проповедовал эмпиризм Ф. Бэкона, резко выступая против схоластич. трактовки Аристотеля. Б. считал, что наука и философия призваны служить жизни и человеч. счастью. Основывая свои взгляды на достижениях естеств. науки, Б. все же аргументировал их Библией и признавал церк. авторитет. Лит.: Felber S., JSn Bayer, slovensky baconista 17 storocia, Brat., 1953; e г о ж е, Filosoficke myslenie presovskej Skoly, в кн.: Kapitoly z dejln slovenskej filozofie, Brat., 1957. Т. Мюнц. Чехословакия. БАКАЛОВ, Георги (7 ноября 1873—14 июля 1939)— болгарский литературный критик, историк и публицист. В 1891 — 93 учился в- Женеве, где сблизился с Плехановым. Вернувшись в Болгарию, занимался публицистич. деятельностью, издавал библиотечки для нар. чтения, переводил произв. Маркса и Энгельса. В лит.-критич. статьях и историч. исследованиях посвященных гл. обр. нац. возрождению, Б. активно боролся Против бурж. эстетства и формализма, отстаивая принцип партийности лит-ры. Однако он допускал ошибки в оценках реалистич. наследия болг. лит-ры («Иван Вазов и социализмът», 1920, «Бесе-ди по изкуството», 1924), к-рые позднее подверг критике («Против меншевизма в литературоведението», 1934).
Будучи в эмиграции в СССР (1925—32), Б. вел научно-исследоват. работу, сотрудничал в ряде журналов. В 1932 был избран чл.-корр. АН СССР. По возвращении в Болгарию редактировал прогрессивные обществ.-лит. журналы «Звезда» (1932—34), «Нова литература» (с 1935), «Мисъл» (с 1936). Б.—автор ряда книг о развитии революц. движения в Болгарии («Христо Ботев», 1934, «Васил Левски», 1934). Выступал активным пропагандистом марксизма и сов. лит-ры в Болгарии. Соч.: Избрани произведения, С, [1953]; Сергей Нечаев и Христо Ботев, С, 1924; Христо Ьотев, Киев—Харьков, 1936 (на болг. яз); Руските приятели на Христо Ботев, С, 1937; Николаи Чернишевски, С, 1934; От Пушкина до Смиренски, С, 1937; Днешната българска литература, С, 1938. Лит.: А в д ж и е в Ж., Георги Бакалов, С, 1959; В е л - БАКИХАНОВ, Аббас-Кули-Ага (псевд. — К у д-с и) (21 июня 1794 — нач. 1847; ранее ошибочно указывалось 31 мая 1847) — азерб. ученый, писатель-просветитель. Род. в с. Амираджан, близ Баку. Много путешествовал, был знаком с Пушкиным, А. А. Бес-тужевым-Марлинским, А. Чавчавадзе и Абовяном, способствовал ознакомлению соотечественников с -126 БАКРАДЗЕ-БАКУНИН лит-рой России и Зап. Европы. Естеств.-науч. взгляды Б. изложены в работах «Тайны мироздания» («Эсрар уль-мелекут») и «Открытие чудес» («Кешф уль-гараиб»). В сочинениях «Улучшение нравов» («Тэх-зиб уль-ахлаг») и «Книга наставлений» («Несихет-наме») разбираются вопросы философии, психологии, педагогики и этики. В философии Б.—идеалист. Признавая движение и бесконечность Вселенной, существование в природе закономерности и причинности, Б. истолковывал их теологически. Этика Б. носит по преимуществу релнг.-идеалистич. характер, но по ряду вопросов (признание «житейской мудрости» и др.) выходит за рамки феодальной морали. Для политических взглядов Б. характерна защита привилегий феодалов. Трактат Б. «Чаша весов» («Эйн уль-мизан») посвящен логике. Известный труд Б. «Райский цветник» («Кулустани-Ирэм», на рус. яз., 1926, на азерб. яз., 1951) освещает историю Азербайджана. В работах «Цветник Кудси» («Рияз уль-Кудси»), «Правила Кудси» («Кануни Кудси») Б. изложил грамматику персидского языка. Рукописи работ Б. хранятся в рукописном фонде АН Азербайджанской ССР.
Лит.: Современники о Бакиханове. [Сб.], Баку, 1959; Ага-я н Ц. П., А. Бакиханов, [Азербайджанский ученый. 1794— 1847], Баку, 1948; Гусейнов Г., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века, Баку, 2 изд., 1958, гл. 2; К а с и м-з аде Ф., Аббаскули Ага Бакиханов (Гудси), Жизнь и творчество, Баку. 1958; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР,.т. 2, М., 1956, с. 731—34. А. Шакир-заде. Баку. БАКРАДЗЕ, Константин Спиридонович (р. 24 ноября 1898) — сов. философ, профессор (с 1930), д-р философских наук (с 1959). Окончил филос-. ф-т Тбилисского ун-та (1922). Зав. кафедрой логики Тбилисского ун-та (с 1940). Работает в области истории философии (нем. классич. идеализм) и логики. С участием Б. составлены па груз. яз. учебные пособия по диалектическому (1955) и историческому материализму (1957). Соч.: о a ft & с> d q j., (оос^д^фо^оЬ З&гоЬс^зЭо ^д&Эо- 1>о, 1929; 3 о Ь о з 0' LoL^qBo q^ Здсо-о^оо ^ойЗ'ч10^ <3°СГгг>-I'cxgo 'Зо, ot&oc^o'jo, 1936. На рус. яз.: Логика, Тб., 1951; Суб ьективный идеализм—идеология империалистической буржуазии, Тб., 1955; Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958. ВАКС (Вах), Эрнест Белфорт (24 июля 1854—26 ноября 1926) — англ. социалист, историк и философ. Один из деятелей с.-д. движения в Англии (с 1881). Был редактором «Justice» — органа Социал-демократической федерации (1884). В годы 1-й мировой войны занял шовинистическую позицию и вместе с Гайнд-маном был исключен из Британской социалистической партии. Б. принадлежат труды по вопросам истории и теории социализма («Социальная сторона реформации в Германии»—«Social side of the Reformation in Germany», v. 1—3, 1894—1903; «Социализм, ого развитие и перспективы» —■ «Socialism, its growth and out-готе», 1893). В филос. работах «Проблема реальности» («The problem of reality», 1892) и «Реальное, рациональное и алогическое» («The real, the rational and the alo-gicab,1920) Б. критиковал идеалистич. системы античности, нового и новейшего времени, но к анализу обществ, явлений сам подчас подходил с кантианских позиций. Его преувеличение роли психологического фактора для обществ, развития определенных историч. эпох было подвергнуто критике (1882) марксистами.
Соч.: A handbook of the history of philosophy..., L., 1886; T'>e religion of socialism, [6ed.], L., 1902; Tue roots of reality, N. Y., 1908; Problems of men, mind and morals,L., 1912; Tie story of the French revolution, N. Y., 1934; Соч. в рус пер.: Великая французская революция, П., 1918; Парижская коммуна 1870 — 1871, П., 1918. Лит.: Э н г е л ь с Ф..[Письмо] Ф.-А. Зорге от 7 дек. 1889 г.,в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., ИЗбр. письма, М., 1953, с. 415—16 История философии, т. 3, М, 1959, с. 461, БАКУВЙ, Сейид-Яхья, Джелал-эд-дин (90-е гг. 14 в.—1462)—азерб. мыслитель. Жил и умер в Баку. Руководимый Б. богословский орден при активной поддержке ширваншаха противодействовал стремлению династии Сефевидов объявить шиизм гос. религией. Б. основал в Баку высшую богословско-филос. школу, отделения к-рой были открыты в ряде городов Азербайджана (Барда, Тебриз и др.). Б. писал на азерб., перс, и араб, языках. Сохранились 18 его произведений, главные из которых посвящены вопросам онтологии, этики и учению батинизма. Большинство произведений Б. издано в Турции в 19 в. Среди неизд. соч. Б.— его важнейшее произведение «Комментарии к вопросам „Гюльшен-и-Раз" Махмуда Шабустари». Лит.: Айни М. А., Сеид-Яхья Ширвани, «Маариф ве меденият», 1923, № 6 (на азерб. яз., араб, шрифт); К о ч а р-л и Ф., Азербайджан эдебия.ты тарихи материаллары, т. 1, ч. 1, Баку, 1925, с. 85 (на азерб. яз., араб, шрифтом); С е и д -3 а д э А. А., Из истории развития общественно-политической и философской мысли в Азербайджане в эпоху феодализма (XIII—XVIII вв.), в сб.: Объединенная научнан сессия по вопросам истории философской и общественно-политической мысли народов Закавказья. Тбилиси, 1957. А. Ctud-задэ. Баку. БАК^ЙА (псевдоним— Баба Кухи), Мухаммед Али (948—1050) •— средневековый поэт и философ-идеалист. Много путешествовал (Иран, Аравия, Индия и др.). Долгое время жил в Нишапуре и Ширазе (Иран), где и умер. Написанный на перс, языке «Диван» Б. (издан в Ширазе; 2 изд., 1954) сохранился в трех списках, два из к-рых находятся в СССР. Б. принадлежат также фрагмент под названием «Начало и конец Халлажда Мансура» (найден и опубликован франц. востоковедом Л. Массиньоном — «Quatre textes inedits, relatifs a la biographie, d'al Hosayn ibn Mansour al-Hallaj..., P., 1914) и соч. «Ax-бар аль-Гафилин» (также найдено Массиньоном). Не разыскано соч. Б. «Ахбар аль-Арифин». Вначале Б. примыкал к мусульм. ортодоксии, позднее стал одним из первых теоретиков оппозиц. богословия — батинизма, участвовал во мн. диспутах против официального богословия (см. Захириты). Содержание филос. взглядов Б. — пантеизм, имеющий значит, материалистич. тенденции, сочетающийся с зороастризмом, отд. положениями учений Эмпедокла (автоапофеоз, четыре элемента) и Пифагора (символика чисел и букв). Лит.: Жуковский В. А., Тайны единения с богоы БАКУНИН, Михаил Александрович [18 мая 1814— 19 июня (1 июля) 1876] — рус. мелкобурж. революционер, один из основоположников и идеологов анархизма, боровшийся с марксизмом в 1-м Интернационале; оказал влияние на народничество; в философии — идеалист. Происходил из дворян. В 1833 окончил Петербургское арт. уч-ще, был произведен в офицеры, но вскоре подал в отставку и с 1835 жил в Москве; входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок). Увлекался нем. философией, особенно гегелевской, толкуя в консервативном духе ее тезис «все действительное—разумно» («Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», в журн. «Московский наблюдатель», 1838, ч. 16, с. 5—21; «О философии». Статья 1, в журн. «Отечественные записки», 1840, т. 9, № 4). Уехав в 1840 в Германию, Б. слушал в Берлинском университете лекции Вер-дера по логике и Шеллинга по «философии откро- БАКУНИН 127 вения». Предреволюционная обстановка Германии и сближение с левогегельянцами (см. Гегельянство) способствовали повороту Б. в сторону революционной демократии. Статья Б. «Реакция в Германии» («Reaktion in Deufschland», в журн. «Dcsch. Jahrb. Wiss. und Kunst», 1842, №247—51, псевд. Jules Elysar) привлекла внимание нем. полиции, и Б. был вынужден уехать в Швейцарию. В Цюрихе он познакомился с Вейтлингом. Б. заинтересовался коммунистическим движением, признавая нар. массы «творческой почвой, из которой и проистекают все великие деяния, все освободительные революции...» [ст. «Коммунизм» («Kommuni-smus»), в журн. «Der Schwei-zcrische Republikaner», 1843, №№ 44, 45, 47 5. Ввиду отказа Б. вернуться в Россию, Сенат в окт. 1844 заочно приговорил его к лишению всех прав. В 1844 Б. переехал в Париж, где сблизился с основоположником франц. анархизма Прудоном. Тогда же Б. познакомился с Марксом и Энгельсом. Б. принял активное участие в революциях 1848— 1849. Обращая в это время осн. внимание на революц. движение слав, народов, Б. утг-ерждал возможность некапитал, стич. пути их развития благодаря обеспечен, ю граждан земельными наделами, находящимися во владении всего народа, и созданию все-слав. федерации («Statuten der neuen slawischen Politik», в журн. «Jahrb. slavisch. Lit., Kunst und Wiss.», 1848, N° 49). Эта цель должна быть достигнута революцией (брош. «Воззвание русского патриота к славянским народам» — «Aufruf an die Slaven. Von eine.n russischen Patrioten Michael Bakunin», Koelhen, [Lpz.j, 1848), осн. движущие силы к-рой — крестьянство и разночинная интеллигенция. Отмечая демократич. характер выступлений Б. в 40-х гг., Энгельс в то же время критиковал панславистские иллюзии Б. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6, с. 289—306). За участие в Дрезденском восстании (май 1849) Б. был приговорен к смертной казни, замененной по-жизн. заключением, и передан пр-вом Австрии в руки рус. пр-ва (1851). В заключении и ссылке Б. находился до 1861, когда из Сибири он бежал за границу и обосновался в Лондоне, где сотрудничал в «Колоколе» Герцем и Огарёва. В брош. «Народное дело. Романов, Пугачёв или Пестель?» (Лондон, 1862) Б. «обещает присоединиться к Александру II, если тот согласится сделаться „царём мужиков"» (Плеханов Г.В., Соч., т. 4, 1925, с. 208). Волнения в Польше накануне восстания 1863—64 возродили веру Б. в возможность немедленного все-слав. бунта, но поражение восстания разочаровало его в этом. В 1864 Б. уехал в Италию, где организовал аиархич. союз мелкобурж. интеллигенции — «Братство», позже (1867) примкнул в Женеве к бурж. Лиге мира и свободы. Но вскоре Б. разошелся с лидерами лиги, организовал «Международный альянс социалистической демократии», вступил в 1-й Интернационал (июль 1868) и начал там свою фракц. деятельность. В борьбе между Б. и Марксом в Интернационале проявилась непримиримость мелкобурж. анархистского и пролетарского мировоззрений. Выступая против к.-л. использования гос. власти рабочим классом, против марксовой идеи диктатуры пролетариата, не понимая историч. роли ра- бочего класса, Б. отрицал необходимость самостоятельной пролетарской партии, проповедовал «полное воздержание от всякой политики» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Осн. революц силу Б. видел в крестьянстве и люмпенпролетариате; он воспевал стихийность их разрушит, порывов. Своей авантюристич. тактикой Б. сыграл отрицат. роль в Лионском восстании 1870, издав, по словам Маркса, «самые нелепые декреты об уничтожении государства и тому подобной чепухе» (там же, с. 250). В связи с неудачей в Лионе Б. скептически отнесся к Парижской Коммуне (1871). Все его усилия были направлены теперь на захват руководства в Интернационале. В янв. 1871 Генеральный совет 1-го Интернационала разослал секциям написанное Марксом «Конфиденциальное сообщение», указывающее на опасность бакунизма, а в 1872 Гаагский конгресс исключил Б. из Интернационала. В эти годы Б. написал соч. «Кнутогерман-ская империя и социальная революция» («L'Empire knouto-gtM'manique et la revolution sociale», livr. 1—2, Geneve, 1871), а затем теоретич. работу «Государственность и анархия» (1873). Маркс, подвергший эту книгу Б. резкой критике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 145—200), опроверг бакунинские идеи немедленного взрыва гос-ва и объявления всеобщего равенства, положения о классовой нивелировке и отмене права наследования как сущности социальной революции (см. там же, т. 13, ч. 1, 1936, с. 295—96; т. 15, с. 186—88, 192—93). Б. пытался создать анархич. учение об обществе, опираясь на прудонистский проект уничтожения гос-ва и замены его договорными отношениями. «У Бакунина,— писал Энгельс,— своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а государство» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). История, по Б., — эволюц. процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени развития являются религия и гое-во. Человек отличается от животного только мышлением, а оно вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением Штирнера. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, В., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Копта («Федерализм, Социализм и Антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Л., 1915, с. 125—27). Называя себя сторонником материали-стич. понимания истории, Б. извращал марксизме духе «экономического материализма» (см. Г. В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 60—61). Анархич. программа Б. нашла отклик в непролетарских массах, а также среди отсталых слоев пролетариата и распространилась в капиталистически слаборазвитых странах — России, Италии, Испании, гос-вах Лат. Америки. В России идеи Б. оказали сильное влияние па на БАКУНИН—БАЛЬМЕС УРПИЯ Первые шаги социалистич. движения в Италии и Испании прошли под непосредств. влиянием бакунинского «Альянса» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 368). Распространению идей Б. в Испании способствовал итал. революционер Дж. Фанел-ли (1826—77), прибывший в Испанию в 1868, а затем его ученик А. Лорепсо (1841—1915), автор книг «Воинствующий пролетариат» («El proletariado militan-te») и «К эмансипации» («Hacia la emancipacion»). Идеи Б. питали анархо-синдикалистские и анархистские организации в Испании 20 в., напр. созданную в 1927 «Федерацию анархистов Иберии». Вакупистской линии в исп. рабочем движении противостояла марксистская, проводимая Лафаргом (он вел работу в Мадриде под именем Пабло Фарга), воспитавшим целую плеяду испанских марксистов, а затем с момента своей организации (1920) — исп. компартией. Маркс, Энгельс и Ленин в своих трудах вскрыли сущность бакунизма и подвергли его сокрушительной Критике. Р- Мартинес. Москва. С оч.: Полное собр. соч., т. 1—2, гСПБ, 1907]; Избр. соч. [в 4 тт.], т. 1, Лондон, 1915; Избр. соч., т. 1 — 5, П., 1919-21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934—35;.Письма к А. И. Герцену и Н. П. Огареву, СПБ, 1906; Oeuvres. t. 1—6, P., 1895— 1913; Correspondence de Micftel Bakoimine. Lettres a Her-zen et a Ogareff (1860—1874), P., 1896; Gesammelte Werke, Bd 1—3, В., 1921—24; Obras completes, v. 1 — 5. Buenos Ayres, 1924—29. Лит.: Маркс К., Международное Товарищество Рабочих и Альянс социалистической демократии, в кн.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 13, ч. 1, И., 1936; Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 13, ч. 2, М., 1940; МарксК., Политический индифферентизм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Об авторитете, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Энгельс Ф., Избранные письма, 1М.], 1953 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Анархизм и социализм, Соч., 4 изд., т. 5; его ж е, Государство и революция, там же, т. 25, с. 401, 413, 447; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же. Анархизм и социализм. Соч.,т. 4, 2 изд., М., 1925; его ж е, О социальной демократии в России, там же, т. 9, М., 1925; его же, Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 16, М.—Л., 1928; М е р и н г Ф., Карл Маркс. История его жизни, 1пер. с нем.], М., 1957; Герцен А. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, М., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9—11, М.. 1956—57; его же, М. А. Бакунин, там же, т. 16, М., 1959; Герцен и его письма «К старому товарищу», в кн.: Литературное наследство, т. 61, М., 1953; Материалы для биографии М. Бакунина, т. 1—3, М.— П., 1923—33; Лавров П. Л., Народники-пропагандисты 1873—78 гг., 2 изд., Л., 1925; Корнилов А. А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л.—М., 1925; Полонский В. П., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., М.—Л., 1925; его же, Вакунин-яко-бинец, «Вестн. Коммунистической Акад.», 1926, JM5 18; Стек-лов Ю. М., Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814—1876, т. 1-4, М., 1926—27; К о з ь-мин Б. П., Русская секция 1-го Интернационала, М., 1957; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века, М., 1958; Абрамович О., Борьба Маркса и Энгельса с анархизмом — бакунизмом,«Проблемы экономики», 1941, JVfi 1; Боровой А., Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Косичев А. Д., К характеристике борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса против бакунизма, «Уч. зап. МГУ», 1954, вып. 169; М и л ь-грам Н. Н., Борьба Энгельса с бакунистами, в кн.: Военно-политическая ордена Ленина академия Кр. Армии..., Труды..., сб. V, М., 1941; Эрколи М., Марксизм и бакунизм, «Коммунистический интернационал», 1934, № 29; Березина В. Г., Белинский и Бакунин в 1830-е годы, «Уч. зап. ЛГУ», 1952, JV5 158. Сер. филолог, наук, вып. 17; Ибаньес Э., Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма Бакунина, Киев, 1953 (Автореф. дисс); Блок А. А., Михаил Александрович Бакунин, Соч. в двух томах, т. 2, М., 1955; Мороз И. А., Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом социологических взглядов М. А. Бакунина, «Науч. зап. Днепропетр. ун-та», 1956, с. 56, вып. 4; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, пер. с нем., М., 1959, гл. 6, 7; Venturi F., II populism» russo, v. 1—2, [Torino], 1952; В е г t i G., Per una giusta storia del populismo russo, «Rinascita», Roma, v. 53, p. 299—306, 434—39, Masaryk Th. G., The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1—2, 2ed., L.—N. Y., 1955; L e q u i e n E., Bakounine et le marxisme, «Rev. d'histoire economique et sociale», P., 1954, v. 32, № 4, p. 389—412; Cole G, D. H., The dawn of Socialism in Russia — Belinsky, Herzen and Chernyshevsky, в его кн.: Socialist thought. Marxism and anarchism. 1850—1890, L., 1954; его же, Bakunin, там же; его же, Anarchists and anarchist-communists. Kronotkin, там же; Romano A., Storia del movimento socialista in Italia, v. 1, [Milano—Roma], 1954; Galli G., Bakunin. le classi il partito,«Critica sociale», Milano, 1955, M 22, 20 nov., p..329—31; В i 1 1 i g J., Der Zusammenbrucli des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern. (Bie-linski, Bakunin), В., 1930; L a m p e г t E., Mikhail Bakunin (1814—1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957. Л. Волкова. Москва. БАКУРИ — груз, философ 2-й пол. А в. Источниками для изучения взглядов Б. служат письма пес-платоника Либания (Libanius..., Opera, recensuit R. Foersler, v. 9, 1927) и «Летопись Грузии» («Картлис Цховрвба» 1, т. 1, 1955). Б. стоял на позициях неоплатонизма, стараясь согласовать его с догматами христианства. «Боги», по Б., неусыпно следят за действиями людей, что и составляет основу справедливости. Б. придерживался учения стоиков (см. Стоицизм) об умеренности и господстве над собств. страстями и влечениями. Филос. деятельность Б. связана с колхидской школой риторич. и философского образования. Из-за разногласий с представителями ортодоксального христианства он был вынужден уехать в Византию. Лит.: б£)0£)&о^З ^"> ^бсп-де^о cgo^robrocgoob оЬф:пАо.>, ф. 1, аэ5о(^>о1)0, 1956. $ & £> со <^> о b (j Ь п 3 А д-^ а> ФОи^сЬ0» сэооэ^дБо^о УЗПС?0 do&oa>oroo Ь^^бо^дАоЬ 9оЬдзрзоот b. yi'^b&o'S^o^ob 3oq^, ф- 1, cooo^obo, 1955;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|