Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базис и надстройка — бакиханов 125 1 глава





«Марксизм и вопросы языкознания» (1950) выдвинут был взгляд, что, в отличие от языка, надстройка жи­вет недолго, только одну эпоху. Верно, что надстрой­ка общества как целое живет одну эпоху. Надстрой­ка рабовладельческого общества рухнула вместе с рабовладельческим базисом. В нашей стране вместе с ликвидацией капиталистического базиса была лик­видирована и буржуазная надстройка. Это верно. Но верно также и то, что целый ряд идеологических явле­ний, таких как религия или ее отдельные формы: христианство, иудаизм, магометанство — в силу ряда исторических условий переживают свою эпоху. Хри­стианство зародилось в эпоху рабства, существовало в эпоху феодализма, капитализма, правда, несколько видоизменяясь. Но от этого религия и ее указанные формы не перестали быть частью соответствующих надстроек. В силу традиций, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, а также в силу нек-рых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, нек-рые идеология, формы и общественные идеи, взгляды переживают эпоху, в к-рую они возникли, наследуются и исполь­зуются другими, последующими общественными фор­мациями. Но не только реакционные идеологические формы в силу отставания сознания сохраняются в последующих общественных формациях с их новым базисом. Переживает века и сохраняется народами, прогрессивными силами великое классическое ис­кусство, искусство Эсхила, Софокла, Еврипида, Рафаэ­ля, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Шекспира, Гёте, Пушкина, Глинки, Репина, Чайковского и дру­гих корифеев. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного базиса и надстройки другим базисом и надстройкой уничтожается, ликвидируется революционными си­лами лишь реакционное, отживающее. И, наоборот, сохраняется все великое, передовое, что было в об­ласти духовной культуры, в искусстве. Иначе не было бы прогресса. Поэтому элемент большей или меньшей «длительности», как критерий отнесения обществен­ных явлений к «надстроечным» и «ненадстроечным», выдвинутый И. В. Сталиным, как видим, является неправильным, он противоречит историческим фак­там.

Понятия «Б.» и «Н.» имеют глубокое методологич. значение, вооружая исследователя обществ, жизни материалистич. пониманием обществ, явлений, пони­манием необходимости доводить анализ пдеологич. явлений в обществе до их материального основания, базиса, где коренится источник и причина их воз­никновения и развития.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идео­логия. Соч., 2 изд., т. 3, М., 1956; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову 28 дек. 1846 г., в кн.: Маркс К. и Э н-гельс Ф., Избр. произв., т. 2. [M.J, 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фи­лософии, там же; его же, [Письмо ] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., там же; его же, [Письмо ] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же; его же, (Письмо) Г. Штаркенбургу 25 янв. 1894 г., там же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Революция учит, там же, т. 9; е г о ж е, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; е г о ж е, Государство и революция, там же, т. 25; е г о ж е, О государстве, там же, т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на ис­торию, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его ж е, Материалистическое понимание истории, там же, т. 2, М., 1956; его же, [Об «экономическом факторе». Окон­чательная редакция], там же; его же, Основные вопросы марксизма, там же, т. 3, М., 1957; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 58 — 59, 69—72; Лабриола А., Исторический материализм. П., 1922; Б л а г о е в Д., Диалектический материализъм и теория на познанието, Избр. произв., т. 2, С, 1951; Глезер-м а н Г. Е., Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; Корнфорт М., Диалектический материализм, М., 1956, с. 211—40, 266—77; К а м м а р и М. Д., Что такое базис и надстройка общества, М. 1957; За творческое изу­чение и разработку теории базиса и надстройки, «Комму-


нист», 1957, jvft 4; Новожилова Л. И., Некоторые особенности возникновения социалистического базиса, «Уч. зап. ЛГУ», 1958, № 264. Сер. философских наук, вып. 15; Пилипенко Н. В., Развитие и укрепление базиса и надстройки социалистического общества при постепенном переходе от социализма к коммунизму, «Уч. зап. Ярославск. пед. ин-та», 1959, вып. 19; С л а в о в П., По някои въпро-си на теорията за базата и надстройката, «Философската мисъл», С, 1959, №3; Чхиквадзе В. М. иЗивс С. Л., Против современного реформизма и ревизионизма в вопросе о государстве, М., 1959; Основы марксистской фи­лософии, М., 1959, с. 431—48; Константинов Ф. В., Федосеев П. Н., К изучению основ марксистско-ленин­ской философии, «Вопр. философии», 1960, Л5 2, с. 35-36, 39—40; Desanti J.-Т., Sur quelques problemes concer-nant la base et la superstructure, «Cahiers du commu-nisme», P., 1955, Jfi 3; Kuczynski J., Basis und Oberbau beim Obergang von einer zur anderen Klas-sengesellschaft, «Z. Geschichtswiss.», В., 1955, H. 1; его ж е, Ober einige Probleme des historischen Materialismus, dargestellt vornehmlich an Beispielen aus der deutschen Geschichte, В., 1956; В a k о § M., К otazkara nadstavby a nadstavbovosti umenia, «Predvoj», Brat., 1958, c. 50.

Ф. Константинов. Москва.

БАЙЕР (Bayer), Ян (1630—14 мая 1694) — сло­вацкий философ, представитель т. н. прешовской школы (см. Чехословацкая философия). В соч. «Вступ­ление в природу» («Obtium vel atrium naturae, ichono-graphice delineatum», 1662) и «Свет разума» («Filum T.abyrinthi, vel Cynosura seu Lux mentium universa­lis», 1663) проповедовал эмпиризм Ф. Бэкона, резко выступая против схоластич. трактовки Аристотеля.

Б. считал, что наука и философия призваны служить жизни и человеч. счастью. Основывая свои взгляды на достижениях естеств. науки, Б. все же аргументи­ровал их Библией и признавал церк. авторитет. Лит.: Felber S., JSn Bayer, slovensky baconista 17 storocia, Brat., 1953; e г о ж е, Filosoficke myslenie presovskej Skoly, в кн.: Kapitoly z dejln slovenskej filozofie, Brat., 1957.

Т. Мюнц. Чехословакия.

БАКАЛОВ, Георги (7 ноября 1873—14 июля 1939)— болгарский литературный критик, историк и публи­цист. В 1891 — 93 учился в- Женеве, где сблизился с Плехановым. Вернувшись в Болгарию, занимался публицистич. деятельностью, издавал библиотечки для нар. чтения, переводил произв. Маркса и Энгель­са. В лит.-критич. статьях и историч. исследованиях посвященных гл. обр. нац. возрождению, Б. активно боролся Против бурж. эстетства и формализма, отстаи­вая принцип партийности лит-ры. Однако он допу­скал ошибки в оценках реалистич. наследия болг. лит-ры («Иван Вазов и социализмът», 1920, «Бесе-ди по изкуството», 1924), к-рые позднее подверг кри­тике («Против меншевизма в литературоведението», 1934).

Будучи в эмиграции в СССР (1925—32), Б. вел научно-исследоват. работу, сотрудничал в ряде жур­налов. В 1932 был избран чл.-корр. АН СССР. По возвращении в Болгарию редактировал прогрессив­ные обществ.-лит. журналы «Звезда» (1932—34), «Нова литература» (с 1935), «Мисъл» (с 1936). Б.—автор ряда книг о развитии революц. движения в Болгарии («Христо Ботев», 1934, «Васил Левски», 1934). Вы­ступал активным пропагандистом марксизма и сов. лит-ры в Болгарии.

Соч.: Избрани произведения, С, [1953]; Сергей Не­чаев и Христо Ботев, С, 1924; Христо Ьотев, Киев—Харь­ков, 1936 (на болг. яз); Руските приятели на Христо Бо­тев, С, 1937; Николаи Чернишевски, С, 1934; От Пуш­кина до Смиренски, С, 1937; Днешната българска литература, С, 1938.

Лит.: А в д ж и е в Ж., Георги Бакалов, С, 1959; В е л -
чев В., Георги БакэлоЕ и руската революция от 1905 —
1907 г., «Език и литература», 1956,.N«2; Зарев П., Георги
Бакалов, там же, 1954, № 3. А- Илиев. Болгария.

БАКИХАНОВ, Аббас-Кули-Ага (псевд. — К у д-с и) (21 июня 1794 — нач. 1847; ранее ошибочно ука­зывалось 31 мая 1847) — азерб. ученый, писатель-просветитель. Род. в с. Амираджан, близ Баку. Мно­го путешествовал, был знаком с Пушкиным, А. А. Бес-тужевым-Марлинским, А. Чавчавадзе и Абовяном, способствовал ознакомлению соотечественников с


-126 БАКРАДЗЕ-БАКУНИН


лит-рой России и Зап. Европы. Естеств.-науч. взгляды Б. изложены в работах «Тайны мироздания» («Эсрар уль-мелекут») и «Открытие чудес» («Кешф уль-гараиб»). В сочинениях «Улучшение нравов» («Тэх-зиб уль-ахлаг») и «Книга наставлений» («Несихет-наме») разбираются вопросы философии, психологии, педагогики и этики. В философии Б.—идеалист. Признавая движение и бесконечность Вселенной, существование в природе закономерности и при­чинности, Б. истолковывал их теологически. Этика Б. носит по преимуществу релнг.-идеалистич. харак­тер, но по ряду вопросов (признание «житейской мудрости» и др.) выходит за рамки феодальной мо­рали. Для политических взглядов Б. характерна защита привилегий феодалов. Трактат Б. «Чаша ве­сов» («Эйн уль-мизан») посвящен логике. Извест­ный труд Б. «Райский цветник» («Кулустани-Ирэм», на рус. яз., 1926, на азерб. яз., 1951) освещает ис­торию Азербайджана. В работах «Цветник Кудси» («Рияз уль-Кудси»), «Правила Кудси» («Кануни Куд­си») Б. изложил грамматику персидского языка. Ру­кописи работ Б. хранятся в рукописном фонде АН Азербайджанской ССР.

Лит.: Современники о Бакиханове. [Сб.], Баку, 1959; Ага-я н Ц. П., А. Бакиханов, [Азербайджанский ученый. 1794— 1847], Баку, 1948; Гусейнов Г., Из истории обществен­ной и философской мысли в Азербайджане XIX века, Баку, 2 изд., 1958, гл. 2; К а с и м-з аде Ф., Аббаскули Ага Бакиха­нов (Гудси), Жизнь и творчество, Баку. 1958; Очерки по исто­рии философской и общественно-политической мысли наро­дов СССР,.т. 2, М., 1956, с. 731—34. А. Шакир-заде. Баку.

БАКРАДЗЕ, Константин Спиридонович (р. 24 но­ября 1898) — сов. философ, профессор (с 1930), д-р философских наук (с 1959). Окончил филос-. ф-т Тбилисского ун-та (1922). Зав. кафедрой логики Тбилисского ун-та (с 1940). Работает в области истории философии (нем. классич. идеализм) и логики. С участием Б. составлены па груз. яз. учебные пособия по диалектическому (1955) и историческому материа­лизму (1957).

Соч.: о a ft & с> d q j., (оос^д^фо^оЬ З&гоЬс^зЭо ^д&Эо-

1>о, 1929; 3 о Ь о з 0' LoL^qBo q^ Здсо-о^оо ^ойЗ'ч10^ <3°СГгг>-I'cxgo 'Зо, ot&oc^o'jo, 1936. На рус. яз.: Логика, Тб., 1951; Суб ьективный идеализм—идеология империалистической бур­жуазии, Тб., 1955; Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958.

ВАКС (Вах), Эрнест Белфорт (24 июля 1854—26 ноября 1926) — англ. социалист, историк и философ. Один из деятелей с.-д. движения в Англии (с 1881). Был редактором «Justice» — органа Социал-демокра­тической федерации (1884). В годы 1-й мировой вой­ны занял шовинистическую позицию и вместе с Гайнд-маном был исключен из Британской социалистиче­ской партии.

Б. принадлежат труды по вопросам истории и тео­рии социализма («Социальная сторона реформации в Германии»—«Social side of the Reformation in Ger­many», v. 1—3, 1894—1903; «Социализм, ого развитие и перспективы» —■ «Socialism, its growth and out-готе», 1893). В филос. работах «Проблема реальности» («The problem of reality», 1892) и «Реальное, рациональ­ное и алогическое» («The real, the rational and the alo-gicab,1920) Б. критиковал идеалистич. системы антич­ности, нового и новейшего времени, но к анализу обществ, явлений сам подчас подходил с кантиан­ских позиций. Его преувеличение роли психологиче­ского фактора для обществ, развития определенных историч. эпох было подвергнуто критике (1882) марк­систами.

Соч.: A handbook of the history of philosophy..., L., 1886; T'>e religion of socialism, [6ed.], L., 1902; Tue roots of reality, N. Y., 1908; Problems of men, mind and mo­rals,L., 1912; Tie story of the French revolution, N. Y., 1934; Соч. в рус пер.: Великая французская революция, П., 1918; Парижская коммуна 1870 — 1871, П., 1918.

Лит.: Э н г е л ь с Ф..[Письмо] Ф.-А. Зорге от 7 дек. 1889 г.,в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., ИЗбр. письма, М.,


1953, с. 415—16 История философии, т. 3, М, 1959, с. 461,
464—66, 469. Е. Помогаева. Москва.'

БАКУВЙ, Сейид-Яхья, Джелал-эд-дин (90-е гг. 14 в.—1462)—азерб. мыслитель. Жил и умер в Баку. Руководимый Б. богословский орден при активной под­держке ширваншаха противодействовал стремлению династии Сефевидов объявить шиизм гос. религией. Б. основал в Баку высшую богословско-филос. школу, отделения к-рой были открыты в ряде городов Азер­байджана (Барда, Тебриз и др.). Б. писал на азерб., перс, и араб, языках. Сохранились 18 его произведе­ний, главные из которых посвящены вопросам онто­логии, этики и учению батинизма. Большинство про­изведений Б. издано в Турции в 19 в. Среди неизд. соч. Б.— его важнейшее произведение «Комментарии к вопросам „Гюльшен-и-Раз" Махмуда Шабустари».

Лит.: Айни М. А., Сеид-Яхья Ширвани, «Маариф ве меденият», 1923, № 6 (на азерб. яз., араб, шрифт); К о ч а р-л и Ф., Азербайджан эдебия.ты тарихи материаллары, т. 1, ч. 1, Баку, 1925, с. 85 (на азерб. яз., араб, шриф­том); С е и д -3 а д э А. А., Из истории развития общественно-политической и философской мысли в Азербайджане в эпоху феодализма (XIII—XVIII вв.), в сб.: Объединенная научнан сессия по вопросам истории философской и общественно-политической мысли народов Закавказья. Тбилиси, 1957.

А. Ctud-задэ. Баку.

БАК^ЙА (псевдоним— Баба Кухи), Мухам­мед Али (948—1050) •— средневековый поэт и фи­лософ-идеалист. Много путешествовал (Иран, Аравия, Индия и др.). Долгое время жил в Нишапуре и Ширазе (Иран), где и умер. Написанный на перс, языке «Диван» Б. (издан в Ширазе; 2 изд., 1954) сохранился в трех списках, два из к-рых находятся в СССР.

Б. принадлежат также фрагмент под названием «Начало и конец Халлажда Мансура» (найден и опуб­ликован франц. востоковедом Л. Массиньоном — «Quatre textes inedits, relatifs a la biographie, d'al Hosayn ibn Mansour al-Hallaj..., P., 1914) и соч. «Ax-бар аль-Гафилин» (также найдено Массиньоном). Не разыскано соч. Б. «Ахбар аль-Арифин».

Вначале Б. примыкал к мусульм. ортодоксии, позд­нее стал одним из первых теоретиков оппозиц. бого­словия — батинизма, участвовал во мн. диспутах против официального богословия (см. Захириты). Со­держание филос. взглядов Б. — пантеизм, имеющий значит, материалистич. тенденции, сочетающийся с зороастризмом, отд. положениями учений Эмпедокла (автоапофеоз, четыре элемента) и Пифагора (симво­лика чисел и букв).

Лит.: Жуковский В. А., Тайны единения с богоы
в подвигах старца Абу-Са'ида. Толкование на четверости­
шие Абу-Са'ида. Персидские тексты, СПБ, 1899; Баки­
ханов А., Гюлистан-Ирам, Баку, 1926; КочарлиФ,
Азербайджан эдебияты тарихи материаллары, т. 1, ч. 1,
Баку, 1925, с. 82 (на азерб. яз., араб, шрифт); Тар-
б и й а т М. А, Данешмандан-е-Азарбайджан, Тегеран,
[1935], 1314 Хиджры, с. 316—17; БертельсЕ. Э., Две
газели Баба-Кухи Ширази, «Докл. Росс. АН», [сер.] В., 1924,
апрель — июнь, с. 59-—62. А. Сеид-задэ. Баку.

БАКУНИН, Михаил Александрович [18 мая 1814—

19 июня (1 июля) 1876] — рус. мелкобурж. револю­ционер, один из основоположников и идеологов анар­хизма, боровшийся с марксизмом в 1-м Интернациона­ле; оказал влияние на народничество; в философии — идеалист. Происходил из дворян. В 1833 окончил Пе­тербургское арт. уч-ще, был произведен в офи­церы, но вскоре подал в отставку и с 1835 жил в Москве; входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок). Увлекался нем. философией, особенно гегелевской, толкуя в консервативном духе ее тезис «все действительное—разумно» («Гимназиче­ские речи Гегеля. Предисловие переводчика», в журн. «Московский наблюдатель», 1838, ч. 16, с. 5—21; «О философии». Статья 1, в журн. «Отечественные записки», 1840, т. 9, № 4). Уехав в 1840 в Германию, Б. слушал в Берлинском университете лекции Вер-дера по логике и Шеллинга по «философии откро-


БАКУНИН 127


вения». Предреволюционная обстановка Германии и сближение с левогегельянцами (см. Гегельянство) способствовали повороту Б. в сторону революционной демократии.

Статья Б. «Реакция в Германии» («Reaktion in Deufschland», в журн. «Dcsch. Jahrb. Wiss. und Kunst», 1842, №247—51, псевд. Jules Elysar) привлекла внимание нем. полиции, и Б. был вы­нужден уехать в Швейцарию. В Цюрихе он познакомился с Вейтлингом. Б. заинтере­совался коммунистическим движением, признавая нар. массы «творческой почвой, из которой и проистекают все великие деяния, все осво­бодительные революции...» [ст. «Коммунизм» («Kommuni-smus»), в журн. «Der Schwei-zcrische Republikaner», 1843, №№ 44, 45, 47 5. Ввиду отка­за Б. вернуться в Россию, Сенат в окт. 1844 заочно приговорил его к лишению всех прав. В 1844 Б. переехал в Париж, где сблизился с основополож­ником франц. анархизма Прудоном. Тогда же Б. по­знакомился с Марксом и Энгельсом.

Б. принял активное участие в революциях 1848— 1849. Обращая в это время осн. внимание на революц. движение слав, народов, Б. утг-ерждал возможность некапитал, стич. пути их развития благодаря обес­печен, ю граждан земельными наделами, находящи­мися во владении всего народа, и созданию все-слав. федерации («Statuten der neuen slawischen Politik», в журн. «Jahrb. slavisch. Lit., Kunst und Wiss.», 1848, N° 49). Эта цель должна быть достигну­та революцией (брош. «Воззвание русского патрио­та к славянским народам» — «Aufruf an die Slaven. Von eine.n russischen Patrioten Michael Bakunin», Koelhen, [Lpz.j, 1848), осн. движущие силы к-рой — крестьянство и разночинная интеллигенция. От­мечая демократич. характер выступлений Б. в 40-х гг., Энгельс в то же время критиковал пансла­вистские иллюзии Б. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6, с. 289—306).

За участие в Дрезденском восстании (май 1849) Б. был приговорен к смертной казни, замененной по-жизн. заключением, и передан пр-вом Австрии в руки рус. пр-ва (1851). В заключении и ссылке Б. нахо­дился до 1861, когда из Сибири он бежал за границу и обосновался в Лондоне, где сотрудничал в «Коло­коле» Герцем и Огарёва. В брош. «Народное дело. Романов, Пугачёв или Пестель?» (Лондон, 1862) Б. «обещает присоединиться к Алек­сандру II, если тот согласится сделаться „царём мужиков"» (Плеханов Г.В., Соч., т. 4, 1925, с. 208).

Волнения в Польше накануне восстания 1863—64 возродили веру Б. в возможность немедленного все-слав. бунта, но поражение восстания разочаро­вало его в этом. В 1864 Б. уехал в Италию, где органи­зовал аиархич. союз мелкобурж. интеллигенции — «Братство», позже (1867) примкнул в Женеве к бурж. Лиге мира и свободы. Но вскоре Б. разошелся с лиде­рами лиги, организовал «Международный альянс социалистической демократии», вступил в 1-й Интер­национал (июль 1868) и начал там свою фракц. деятельность. В борьбе между Б. и Марксом в Интернационале проявилась непримиримость мел­кобурж. анархистского и пролетарского мировоз­зрений. Выступая против к.-л. использования гос. власти рабочим классом, против марксовой идеи дик­татуры пролетариата, не понимая историч. роли ра-


бочего класса, Б. отрицал необходимость самостоя­тельной пролетарской партии, проповедовал «полное воздержание от всякой политики» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Осн. революц силу Б. видел в крестьянстве и люмпенпролетариате; он воспевал стихийность их разрушит, порывов.

Своей авантюристич. тактикой Б. сыграл отрицат. роль в Лионском восстании 1870, издав, по словам Маркса, «самые нелепые декреты об уничтожении государства и тому подобной чепухе» (там же, с. 250). В связи с неудачей в Лионе Б. скептически отнесся к Парижской Коммуне (1871). Все его усилия были на­правлены теперь на захват руководства в Интернацио­нале. В янв. 1871 Генеральный совет 1-го Интернацио­нала разослал секциям написанное Марксом «Конфи­денциальное сообщение», указывающее на опасность бакунизма, а в 1872 Гаагский конгресс исключил Б. из Интернационала.

В эти годы Б. написал соч. «Кнутогерман-ская империя и социальная революция» («L'Empire knouto-gtM'manique et la revolution sociale», livr. 1—2, Geneve, 1871), а затем теоретич. работу «Государствен­ность и анархия» (1873). Маркс, подвергший эту книгу Б. резкой критике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 145—200), опроверг бакунинские идеи немедленного взрыва гос-ва и объявления всеобщего равенства, положения о классовой нивелировке и отмене права наследования как сущности социальной революции (см. там же, т. 13, ч. 1, 1936, с. 295—96; т. 15, с. 186—88, 192—93).

Б. пытался создать анархич. учение об обществе, опираясь на прудонистский проект уничтожения гос-ва и замены его договорными отношениями. «У Баку­нина,— писал Энгельс,— своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возник­шую в результате общественного развития, а госу­дарство» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). История, по Б., — эволюц. процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низ­шей ступени развития являются религия и гое-во. Человек отличается от животного только мыш­лением, а оно вызывает к жизни религию. Госу­дарство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общест­во — строй ничем не ограниченной свободы, неза­висимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная ин­дивидуализмом анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением Штирнера. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, В., одна­ко, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Копта («Федерализм, Социализм и Антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Л., 1915, с. 125—27). Называя себя сторонником материали-стич. понимания истории, Б. извращал марксизме духе «экономического материализма» (см. Г. В. Пле­ханов, Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 60—61).

Анархич. программа Б. нашла отклик в непроле­тарских массах, а также среди отсталых слоев про­летариата и распространилась в капиталистически слаборазвитых странах — России, Италии, Испании, гос-вах Лат. Америки.

В России идеи Б. оказали сильное влияние па на­
родничество 60—70-х гг.— на заговорщич. организа­
цию Нечаева (1869 — 70), на Кропоткина, а также на
рус. анархизм нач. 20 в., с к-рым вели борьбу больше­
вики во главе с Лениным. л. Волкова. Москва.


БАКУНИН—БАЛЬМЕС УРПИЯ


Первые шаги социалистич. движения в Италии и Испании прошли под непосредств. влиянием бакунин­ского «Альянса» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 368). Распространению идей Б. в Ис­пании способствовал итал. революционер Дж. Фанел-ли (1826—77), прибывший в Испанию в 1868, а за­тем его ученик А. Лорепсо (1841—1915), автор книг «Воинствующий пролетариат» («El proletariado militan-te») и «К эмансипации» («Hacia la emancipacion»). Идеи Б. питали анархо-синдикалистские и анархист­ские организации в Испании 20 в., напр. созданную в 1927 «Федерацию анархистов Иберии». Вакупистской линии в исп. рабочем движении противостояла мар­ксистская, проводимая Лафаргом (он вел рабо­ту в Мадриде под именем Пабло Фарга), воспитав­шим целую плеяду испанских марксистов, а затем с момента своей организации (1920) — исп. ком­партией.

Маркс, Энгельс и Ленин в своих трудах вскрыли сущность бакунизма и подвергли его сокрушительной

Критике. Р- Мартинес. Москва.

С оч.: Полное собр. соч., т. 1—2, гСПБ, 1907]; Избр. соч. [в 4 тт.], т. 1, Лондон, 1915; Избр. соч., т. 1 — 5, П., 1919-21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934—35;.Письма к А. И. Гер­цену и Н. П. Огареву, СПБ, 1906; Oeuvres. t. 1—6, P., 1895— 1913; Correspondence de Micftel Bakoimine. Lettres a Her-zen et a Ogareff (1860—1874), P., 1896; Gesammelte Werke, Bd 1—3, В., 1921—24; Obras completes, v. 1 — 5. Buenos Ayres, 1924—29.

Лит.: Маркс К., Международное Товарищество Рабо­чих и Альянс социалистической демократии, в кн.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 13, ч. 1, И., 1936; Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 13, ч. 2, М., 1940; МарксК., Политический индифферентизм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Об авторитете, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Энгельс Ф., Избранные письма, 1М.], 1953 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Анархизм и социализм, Соч., 4 изд., т. 5; его ж е, Государство и рево­люция, там же, т. 25, с. 401, 413, 447; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же. Анархизм и социализм. Соч.,т. 4, 2 изд., М., 1925; его ж е, О социальной демократии в России, там же, т. 9, М., 1925; его же, Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 16, М.—Л., 1928; М е р и н г Ф., Карл Маркс. Ис­тория его жизни, 1пер. с нем.], М., 1957; Герцен А. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, М., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9—11, М.. 1956—57; его же, М. А. Бакунин, там же, т. 16, М., 1959; Герцен и его письма «К старому товарищу», в кн.: Литературное наследство, т. 61, М., 1953; Материалы для биографии М. Бакунина, т. 1—3, М.— П., 1923—33; Лавров П. Л., Народники-пропа­гандисты 1873—78 гг., 2 изд., Л., 1925; Корнилов А. А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л.—М., 1925; Полонский В. П., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., М.—Л., 1925; его же, Вакунин-яко-бинец, «Вестн. Коммунистической Акад.», 1926, JM5 18; Стек-лов Ю. М., Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814—1876, т. 1-4, М., 1926—27; К о з ь-мин Б. П., Русская секция 1-го Интернационала, М., 1957; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века, М., 1958; Абрамович О., Борьба Маркса и Энгельса с анархизмом — бакунизмом,«Про­блемы экономики», 1941, JVfi 1; Боровой А., Отвер­женный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Косичев А. Д., К характеристике борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса про­тив бакунизма, «Уч. зап. МГУ», 1954, вып. 169; М и л ь-грам Н. Н., Борьба Энгельса с бакунистами, в кн.: Военно-политическая ордена Ленина академия Кр. Армии..., Труды..., сб. V, М., 1941; Эрколи М., Марксизм и бакунизм, «Коммунистический интернационал», 1934, № 29; Березина В. Г., Белинский и Бакунин в 1830-е годы, «Уч. зап. ЛГУ», 1952, JV5 158. Сер. филолог, наук, вып. 17; Ибаньес Э., Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма Бакунина, Киев, 1953 (Автореф. дисс); Блок А. А., Михаил Александрович Бакунин, Соч. в двух томах, т. 2, М., 1955; Мороз И. А., Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом социологических взглядов М. А. Бакунина, «Науч. зап. Днепропетр. ун-та», 1956, с. 56, вып. 4; Кор­ню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, пер. с нем., М., 1959, гл. 6, 7; Venturi F., II populism» russo, v. 1—2, [Torino], 1952; В е г t i G., Per una giusta storia del populismo russo, «Rinascita», Roma, v. 53, p. 299—306, 434—39, Masaryk Th. G., The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1—2, 2ed., L.—N. Y., 1955; L e q u i e n E., Bakounine et le marxisme, «Rev. d'histoire


economique et sociale», P., 1954, v. 32, № 4, p. 389—412; Cole G, D. H., The dawn of Socialism in Russia — Belinsky, Herzen and Chernyshevsky, в его кн.: Socialist thought. Mar­xism and anarchism. 1850—1890, L., 1954; его же, Bakunin, там же; его же, Anarchists and anarchist-communists. Kronotkin, там же; Romano A., Storia del movimento socialista in Italia, v. 1, [Milano—Roma], 1954; Galli G., Bakunin. le classi il partito,«Critica sociale», Milano, 1955, M 22, 20 nov., p..329—31; В i 1 1 i g J., Der Zusammenbrucli des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern. (Bie-linski, Bakunin), В., 1930; L a m p e г t E., Mikhail Bakunin (1814—1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Л. Волкова. Москва.

БАКУРИ — груз, философ 2-й пол. А в. Источни­ками для изучения взглядов Б. служат письма пес-платоника Либания (Libanius..., Opera, recensuit R. Foersler, v. 9, 1927) и «Летопись Грузии» («Картлис Цховрвба» 1, т. 1, 1955). Б. стоял на пози­циях неоплатонизма, стараясь согласовать его с дог­матами христианства. «Боги», по Б., неусыпно следят за действиями людей, что и составляет ос­нову справедливости. Б. придерживался учения стоиков (см. Стоицизм) об умеренности и господстве над собств. страстями и влечениями. Филос. дея­тельность Б. связана с колхидской школой риторич. и философского образования. Из-за разногласий с представителями ортодоксального христианства он был вынужден уехать в Византию.

Лит.: б£)0£)&о^З ^"> ^бсп-де^о cgo^robrocgoob оЬф:пАо.>, ф. 1, аэ5о(^>о1)0, 1956. $ & £> со <^> о b (j Ь п 3 А д-^ а> ФОи^сЬ0» сэооэ^дБо^о УЗПС?0 do&oa>oroo Ь^^бо^дАоЬ 9оЬдзрзоот b. yi'^b&o'S^o^ob 3oq^, ф- 1, cooo^obo, 1955;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...