Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базис и надстройка — бакиханов 125 2 глава




оБЬфофдфо, 'ЭЛтЭдоо, (•). 1, ^от^оЬо, 1940; Ь о со о "Э д-С^ ° *Э., fabavg^o ЬоЪс^^^о^Ь^п^о Q3,> o-jo^enbeno^o^o аЪ&оЬ ob^-o&ooeooS, oobojmobo, 1954. Г. Теваадэе. Тбилиси. БАЛЛОД, Петр Давидович (1 дек. 1839—22 янв. 1018) — латыш, мыслитель, ренолюц. демократ. Сын крестьянина. По окончании Рижской духовной семи­нарии поступил в Мед.-хирургич. академию в Петер­бурге (1856), в 1S58 перешел на физико-математич. ф-т Петерб. ун-та. Здесь Б. занимался естеств. нау ками, познакомился с зап.-европ лит-рой по социаль­ным вопросам, с учением социалистов-утопистов. Под влиянием идей Герцена, Чернышевского и др. рус. рпволюц. демократов Б. стал материалистом, атеи­стом и революционером. Деятельный участник рево-люц. кружков, Б. создал одну из первых нелегаль­ных типографий в России, в к-рой напечатал ряд революц. прокламаций. В июне 1862 Б. был аресто­ван и осужден на каторгу и вечное поселение в Сибири, Неск. лет он провел вместе с Чернышевским на Алек сандровском заводе. В Сибири Б. глубоко заинтересо­вался марксистской лиг-рой. В 1905—06 в Благове­щенске он руководил кружком по изучению «Капи­тала» К. Маркса. Воспоминания современников Б. и сохранившиеся отд. заметки Б. свидетельствуют о том, что он признавал действенность и перспективность ма-териалистич. философии, выступал против идеализма и религии. Его привлекали проблемы гос. и обществ, устройства, вопросы культуры и морали.

Лит.: В а л е с к а л н П. И., Революционный демократ Петр Давидович Баллод, Рига, 1957; Л е м к е М. К., Поли­тические процессы в России в 1860-х гг., 2 изд., М.— П., 1923; Очерки по истории философской и общественно-полити­ческой мысли народов СССР, т. 2. М., 1956, с. 833—34.

П. Валескалн. Рига. БАЛЬМЕС УРПИЯ (Balmes Urpia), Хайме (28 авг. 1410—9 июля 1848)— исп. философ-идеалист, сторонник «традиционализма», поэт и публицист. Фи­лософия Б. У. сочетает томизм с элементами идеали-стич. рационализма и направлена на защиту католиче­ской идеологии и церкви. В теории познания Б. У. безуспешно протизопоставлял материалистич. сенсуа­лизму положение э трех критериях достоверности


БАНЗАРОВ — БАПТИСТЫ 129


истины (сознание, отчетливость и «интеллектуальный инстинкт»).

Соч.: Obras completes, v. 1—33, Barcelona, 1925—27; El criterio, Barcelona, 1845; Filosofla fundamental, v. 1—4, Barcelona, 1846.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 558, 568; Roure N., La vida у las obras de Balmes, Madrid, 1910; Klimke F. у Colomer E., Historia de la filosofia, [2ed.), Barcelona, 1955; D i a z- P I a j a G., Historia de la li­terature espanola. -Francisco M о n t e r d e. Historia de 1л literature mexicana, Mexico, 1955.,

БАНЗАРОВ, Доржи (1822— 1855, похоронен 2 марта)—бу­рятский ученый-этнограф и востоковед. Окончил Казан­ский ун-т (1846), представив дисс. «Черная вера или ша­манство у монголов», являю­щуюся первой научной ра­ботой о шаманизме. Отвер­гая господствовавший ранее взгляд на шаманизм как ре­зультат искажения и упад­ка к.-л. развитой религии, С. считал шаманизм одной из ранних ступеней развития религии.

С ч ч.: Собр. соч., М., 1955.

Лит.: Петров Л. А., Доржи Ванзаров. Первый бурят-монгольский ученый, Улан-Удэ, 1943; Савельев П. С, Жизнь и труды Доржи Банзарова, СПВ, 1855; К столетию со дня смерти Доржи Банзарова (Материалы научной сессии и статьи), Улан-Удэ, 1955.

БАНЗЕН (Bahiisen), Юлиус (30 марта 1830 — 7 дек. 1831) — нем. философ-идеалист, ученик Шопенга­уэра, соединивший волюнтаризм своего учителя с извращенной диалектикой Гегеля. Б. считал «миро­вую волю» раздробленной на множества взаимопро-тлворечащих индивидов (генад — от греч. hi;, букв.— единица). Поскольку эти противоречия непреодолимы, мир, в т. ч. и общество, алогичен, непознаваем и не может быть усовершенствован. Считая обществ, не­равенство вечным, Б. выступал против коммунизма.

Соч.: Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt, Bd 1—2, Lpz., 1882; Zur Pbilosophie der Geschiciite, В., 1872: Beitrage zur Charakterologie..., Bd 1—2, Lpz., 1867.

Лит.: FechterP., Grundlagen der Realdialektik, Munch.,
1906; S с h о p f H., Bahnsen Jul. Friedr. August..., Lauenburg
in Pommern, 1930; H с у d о r n H.-J., Julius Bahnsen, Gottin-
gen—Frankf./ M., 1953. Бур. Берлин.

ВАНФЯ (Banfi), Антонио (30 сент. 1886—22 июля 1957) — итал. философ и обществ, деятель, комму­нист; с V съезда итал. компартии (янв. 1946) — член ЦК ИКП. Б. был депутатом сената и пред. об-ва «Италия — СССР». С 1931 — проф. Миланско­го ун-та. Вначале придерживался концепции критич. рационализма, согласно к-рой разум — идеальное требование, пронизывающее все стороны опыта — личного, культурного и социального; отрицательно относился к экзистенциалистскому иррационализму. В дальнейшем Б. под влиянием марксизма занимал­ся этич. и политич. проблемами, пытаясь найти связь критич. рационализма с требованиями марксистской философии. Переходу Б. на позиции марксизма спо­собствовало его активное участие в борьбе за осво­бождение Италии от фашизма. В 1952—53 Б. опуб­ликовал «Историю материализма» («Storia del mate-rialismo», [t.] 1—2). Выступая по вопросам совр. куль­туры, Б. отмечал кризис гуманпстич. сознания в капиталистич. обществе, опустошающее влияние на человека бурж. социальной структуры, делающей его «винтиком огромного механизма». В марксизме Б. видит гуманистич. движение совр. эпохи («Вести, исто­рии мировой культуры», 1957, № 4, с. 201—03). Соч.: Principi di una teoria della ragione, Milano, 1926; La filosofia e la vita spirituale, Milano, 1922; Pestalozzi. Firen-ze, 1929; Vita di Galileo Galilei, Milano—Roma, 1930; Federico Nietzsche, Milano, 1934; La fenomenologia della coscienza storica, «Studi filosofici», Milano, 1942, JSR 3; Socratc, Milano.


1943; Vita dell'arte, Milano, 1947; L'uomocopernicano, Milano —• Verona, 1950.

Лит.: Антонио Банфи. (Некролог), «Вопр. философии», 1957, №6; Bert in G. M., Banfi, Padova, 1943; Bonta-d i n i G., Dall' attualisTio al problematicismo, Brescia, 1946; S с i а с с a M. F., La filosofia oggi, 2 ed., v. 1—2, Roma — Milano, 1952—54.

BAO ЦЗИН-ЯНЬ — китайский философ-материа­лист и гуманист 3 в. Произведения Б. Ц.-я. утеряны; единств, источником изучения его филос. системы является книга Гэ Хуна «Бао-пу-цзы», в к-рой имеется спец. глава, посвященная Б. Ц.-я., — «Цзе-Бао-пянь» («Осуждение Бао»).

Политич. и филос. взгляды Б. Ц.-я. сложились под влиянием крестьянских восстаний в Китае в по­следние годы правления династии Вост. Хань. В своих произведениях Б. Ц.-я. выступал с критикой отно­шений господства и подчинения, сравнивая носите­лей феод, гнета с хищниками: морской выдрой, по­едающей рыбу, коршуном, к-рый душит мелкую птицу, и т. д. Критикуя феод, порядки, Б. Ц.-я. в то же время рисует идеал общества, в к-ром нет классов, войн, господства одного человека над другим. В этом идеальном мире все люди трудятся, никто не может брать себе больше того, что ему положено, поэтому между людьми нет борьбы ради личного обогащения и наживы.

Утопич. идеи Б. Ц.-я. тесно связаны с его мате­риализмом и атеизмом. Согласно Б. Ц.-я., мир воз­никает и развивается путем изменений и превраще­нии взаимнопротиворечивых сил «инь» и «ян». Все вещи существуют объективно, независимо ни от ка­кой духовной силы. Б. Ц.-я. отрицал существование всевышнего (бога — «гааиди»), отвергал положение о том, что бог установил сословия в обществе и тем самым «определил» судьбу простого народа. Развивая эти идеи, Б. Ц.-я. разработал материалистич. учение в духе гуманизма.

Лит.: X о у В а й-л у. Социальные утопии древнего и средневекового Китая, пер. с кит., «Вопр. философии», 1959,.N5 9; X о у В а й-л у и др.. Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 3, Пекин, 1957, гл. 8; Ч ж а н К а й-в э я ь, Я н Ч а о, Л и С ю э -ц и н ь, Чжунго лидай датун лисян (История китайских социальных утопий), Пекин, 1959.

Хоу Вай-лу. Китай.

БАПТИСТЫ (от греч. ^як-Цю —окунаю, крещу) — наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период под­готовки англ. бурж. революции 17в. как мелкобурж.оп­позиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б. в Англии появилась в 1612; в 1644 был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая община Б. была основана в 1639 англ. инде-пендеятом Р. Уильямсом, в Германии — в 1834. В 1905 образовался «Всемирный союз баптистов», к-рый объединил 7 млн. членов. В 1956 насчитывалось ок. 22 млн. В., из к-рых 19 млн. в Сев. Америке, гл. обр. в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии — св. 340 тыс. Нок-рые элементы демократизма, характер­ные для ранних общин Б., утрачены, и по своей клас­совой сущности и реакц. роли баптизм не отличается от др. религ. направлений. Всемирный совет Б. находится в Вашингтоне (США).

В Россию баптизм был занесен нем. колонистами в б;1-х гг. 19 в. и распространился гл. обр. среди за­житочных крестьян и мелкой буржуазии Юж. Укра­ины, Закавказья, Поволжья. В 1916 в России насчи­тывалось ок. 60 тыс. Б. Баптистская верхушка враждебно встретила Октябрьскую революцию. В 20-х гг. она заявила о лояльном отношении к Сов. власти. В 1944 Б. объединились с родственной им сектой евангельских христиан, а через год состоялось соглашение о присоединении к ним «христиан еван­гельской веры» (пятидесятников), в результате чего была образована «Церковь евангельских христиан-баптистов» во главе с Всесоюзным советом евангель­ских христиан-баптистов.


130 БАРАНОВИЧ—ВАРНАВ


Единственным источником своего вероучения Б. объявляют Священное писание, опираясь в основном на легенду об Иисусе Христе. Б. верят в триединого бога, ад и рай, «царство небесное» и пр. религиоз­ные нелепости; признают воскресные и «двунадеся­тые» праздники. Б. требуют «сознательного при­нятия веры», а потому отвергают детокрещение, почитание икон, крест и крестное знамение, право­славных священников и священнические облачения, посты, «святых угодников» и мощи, монашество, таин­ства и мелкие церк. праздники. Но у баптистов есть свои не менее нелепые обряды — крещение взрослых (отсюда и название секты), хлебопреломление и свои праздники—жатвы, день единства.Баптистские пропо­ведники спекулируют на проблемах морали, доказы­вая необходимость заботы о спасении души, утверж­дая бессилие человека и святость страданий. Б. образуют общины во главе с пресвитерами, к-рые стремятся подчинить своему влиянию рядовых чле­нов, объявляя все, что выходит за рамки жизни общины, «суетным» и «греховным». Руководители общин стремятся воспитать ее членов религ. фанати­ками и проповедниками веры, обращая особое вни­мание на молодежь и женщин. Секта евангельских христиан-баптистов —самая многочисленная в СССР. Борьба с баптизмом — одна из задач общей борьбы с вреднейшими пережитками прошлого.

Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектант­
ства и раскола, под ред. В. Бонч-Бруевича, вып. 1, СПБ,
(908; Исповедание веры христиан-баптистов, М., 1928; Ти­
хомиров Б., Баптизм и его политическая роль, 2
изд., М.— Л., 1929; Baptist bibliography, ed. [by] E. С. Starr,
N. Y., 1947; American Baptist convention. Year Book 1948 —51,
Containing historical documents..., v. 1—4, Pail, [a.o.],
1948 — 51. Л. Митрохин. Москва.

БАРАНОВИЧ, Лазарь (1620 — сент. 1693) — укр. писатель, политич. и церк. деятель. Проф. философии и богословия и ректор (с 1650) Киево-Могилянской коллегии. Выступал за союз Украины с Россией, за единство слав, народов в борьбе с тат.-тур. агрес­сией. Выступал против унии и католицизма. Являясь сторонником централизов. монархии во главе с ра­зумным правителем, Б. отстаивал примат светской власти. Большое внимание уделял развитию школь­ного дела и книгопечатания. Филос. взгляды Б. пред­ставляют собой синтез философии Аристотеля с христ. религией. Из двух признаваемых субстанций — ду­ховной и телесной — Б. считал определяющей пер­вую. Цель человеч. познания Б. видел в познании бога, считая, однако, что полностью бог откры­вается только вере.

Соч.: Меч духовный, 2 изд., Киев, 1R86; Трубы словес проповедных, 2 изд., Киев, 1679; Lutnia Apollinowa ko^dey sprawie gotowa, [Kij6w], 1671; Nowa miara starey wiary, NowogrCdek siewierski, 1676; О przygodach zycia ludzkiego, Czerniiiuw, 1678; W Wieniec Bozey Matki, Czernihow, 1680.

Лит.: Сумцов Н. Ф.,К истории южнорусской литера­туры семнадцатого столетия, вып. 1, Харьков, 1885; Русский биографический словарь, [т. 10], СПВ, 1914.

В. Евдокименко. Киев.

БАРДИЛИ (Bardili), Хрис.тоф Готфрид (18 мая 1761—5 июня 1808) — нем. философ-идеалист; препо­даватель гимназии в Штутгарте (1795). Соч. Б. «Очерк первой логики...» («Grundriss der ersten Logik...», 1800) привлекло внимание К. Рейнгольда и др. философов.

В отличие от субъективного идеализма Канта и Фихте и предваряя Гегеля, Б. пытался обосновать учение объективного идеализма, называя это учение «чистым реализмом». Мышление, по Б., предполагает сверхвремепные образцы или типы вещей природы, сходные с платоновскими «идеями». Эти первообразцы предшествуют возникновению сознания в человеке. Реальность объекта, утверждал Б., удостоверяется не восприятием, а чистым мышлением; последнее первично как для самого мыслящего субъекта, так и для объекта. В то же время Б. отвергал тождество объекта и еубъекта: предмет и представление о нем—


различные и раздельные области. Однако представле­ние, по Б., доводит предмет до сознания лишь при условии, если и представление и предмет подчиня­ются одинаковым законам.

В основе мышления нет никакого субъекта — ни эмпирического, ни трансцендентального, ни даже логического. Мышление осуществляется как аб­страгирование от содержания, даже как «уничтоже­ние» содержания. И все же в содержании таится, по Б., нечто непроницаемое для логического, и предмет всегда остается запредельным (трансцендентным) для сознания. Таким образом, Б. пришел к алогич. вы­воду, что в бытии есть нечто, не постижимое никакими логич. формами познания.

Соч.: Epochen der vorziiglichen philosophischen Begriffe, Halle, 1788; Allgemeine praktisciie Pliilosopiiie, Stuttgart, 1795; Ursprung des Begriffs von der Willensfreiheit, Stuttgart, 1796; Ober die Gesetze der Ideenassoziationen, Tubingen, 1796; Philosop'iische Eleinentarlehre, 1—2, Munch., 1802—1806; Clir. G. Bardilis und C..L. Reintiolds Briefwechsel iiber das Wesen der Philosophie..., Munch., 1804.

Лит.: KarscliF., Chr. Gottfried Bardili, Der Vertreter des logischen Realismus im Zeitalter des deutscaen ldealismu?, Marburg, 1923 IDiss. ]; его же, С ir. G. Bardilis logi-scher Realismus, «Kantstudien», 1925, Bd 30, S. 437—52.

В. Асмус. Москва.

БАРНАВ (Barnave), Антуан Пьер Жозеф Мари (22 нояб. 1761—29 нояб. 1793) — франц. социолог и политич. деятель; выступал как сторонник консти-туц. монархии и противник участия нар. масс в гос. управлении. За тайные сношения с королевским дво­ром Б. был арестован и гильотинирован.

В своих филос. воззрениях Б., находясь под влия­нием Кондилъяка, сочетал сенсуализм с нек-рыми элементами дуализма и агностицизма. Значе­ние Б. в истории философии определяется его социо-логич. идеями. Б. критиковал абстрактно-рацио-налистич. построения просветителей 18 в., являлся по­клонником Монтескье и находился под влиянием идей физиократов о естеств. ходе вещей и роли произ-ва, взглядов Гельвеция на общество, историко-эконо-мич. концепции Рейналя. В своем осп. соч. «Введение во французскую революцию» («Introduction a la Re­volution Francaise», 1792, изд. 1843) Б. развивал мысль о влиянии география, среды на формирование политич. строя.Однако он считал,что это влияние осуществляет­ся не через психику людей, а через хозяйство, к-рое и определяет историч. прогресс. В истории Б. выделял 4 периода: 1) охотничий, когда собственности поччинет, а политич. учреждения только зарождаются, 2) пасту­шеский, в к-ром появляются животноводство и собст­венность (на скот), 3) земледельческий, когда собствен­ность распространяется на землю, увеличивается эке-номич. неравенство, складываются феод, отношения и 4) торгово-промышленный, когда человечество создает новый источник обогащения и прогресс тех­ники вызывает к жизни многочисл. и деятельные объ­единения людей (города). Соответствующее этим хоз. изменениям новое распределение богатства вызывает новое распределение власти. Феод, собственность по­родила господство аристократии, «движимая соб­ственность» порождает демократию (имелась в виду бурж. демократия), освобождая народ от феод, не­равенства и повинностей, от светской власти папства. Как правило, в малых странах возникают республи­ки, а в больших — представит, монархии, служащие интересам промышленников. Политич. власть опирает­ся на вооруж. силу, собственность и обществ, мнение. Б. прослеживал борьбу классов в истории и видел в ней прежде всего антагонизм демократии и феод. аристократии. Но он приближался и к пониманию классовых противоречий внутри третьего сословия, в частности между буржуазией и рабочими. Взгля­ды Б. сыграли значит, роль в подготовке филосо­фии истории Сен-Симона и идей историков эпохи Реставрации.


БАРНС—БАРЯТИНСКИЙ 131


С оч.: Oeuvres, t. 1—4, P., 1843; Извлечения из кн.: Введе­ние во французскую революцию, пер. [с франц.], в кн.: Хре­стоматия по французскому материализму, т. 2, П., 1923, с. 187 — 212.

Лит.: Попов-Ленский И. Л., Аггтуан Барнав и материалистическое понимание истории, М.—Л., 1924; Исто­рия философии, т. 2, М., 1941, с. 319—22; О л а р А., Ора­торы революции, т. 1 — 2, М., 1907—1908.

Г. Зелъманова. Ленинград.

БАРНС (Barnes), Гарри Элмер (р. 15 июня 1889) — амер. бурж. социолог и историк. В своих трудах Б. с позитивистских позиций рассматривает природу и структуру существующих социальных ин-тов, «ди­намику» общества, взаимоотношение социологич. и по-литич. теорий. Работы Б. пронизаны апологетикой су­ществующих капиталистич. отношений, в частности т. н. американского образа жизни.

Соч.: Sociology before Comte, [Chi.], 1917; Sociology and
political theory, N.Y., 1924; Tne story of pimisiment, Boston,
[1930]; Social thought from lore to science, 2 ed., v. 1—2, Was­
hington, 1952 (совм. с Becker H.); Contemporary social theory,
N. Y.— L., [1940 J (совм. с Becker H. and Becker F. В.); Toe
American way of life, [2 ed. ], N.Y., 1950 (совм. с Ruedi О. М.);
(ed.) An introduction to tae history of sociology, Cii., [1948];
Historical sociology. Its origins and development, N.Y., [1948];
The struggle against the historical blackout, 9 ed., |N.Y.l,
1952. В. Семенов. Москва.

БАРРЁДА(Ваггес1а), Габино (19 февр. 1818—10 марта 1881)— мекс. философ-позитивист. Получил мед. и юри-дич. образование. Работы Б. посвящены преии.социаль-но-политич. проблемам («Сочинения, дискуссии и ре­чи»— «Opuscules, discusiones у discursos>>, Mexico, 1877). Руководствуясь концепцией социальной эволюции Конто, Б. различал для Мексики три периода разви­тия — колониальный, революции и период реформ. Особое внимание он уделял разработке идеи порядка, основанного на частной собственности. В 1867 Б. участ­вовал в работе комиссии по реформе системы образо­вания, к-рая была осуществлена на основе бурж. по­зитивистских идей. В работах по логике («Исследова­ния»— «Estudios», 1941) Б.указывал на необходимость сочетания дедуктивного и индуктивного методов.

Лит..- R а т о s S., Historia de la filosofia en Мёк\со, Me­xico, 1943; Z e a Ij., El positivistno en Mexico, Mixico, 1353.

P. Бургете. Москва.

БАРРЕГУ (Barrelo), Луис Перейра (1840—1922) — браз. философ, представитель т. н. диссидентского позитивизма. Окончил мед. ф-т Брюссельского ун-та, где познакомился с учением Конто.. В своих книгах «Три философии» («As tres filosofias», pt. 1—3, 1874 — 1876), «Позитивное решение бразильской политики» («As solucoes positivas da politica brasileira», 1880) В. выступал против господствовавшего в Бразилии тоологич. мировоззрения, пережитков феодализма, рабства, за капиталистич. развитие страны. Путь к обществ, преобразованиям он видел в реформах и в утверждении позитивистского мировоззрения. В ра­боте «XX век с бразильской точки зрения» («О seculo XX sob о ponto de vista brasileiro», 1901) Б. призывал воспитывать и революционизировать нар. массы для борьбы с феодализмом и англо-амер. колониализмом. В последние годы жизни Б. стал на путь преодоления позитивизма Коита.

Лит.: Costa J. С, Contribuicao a histo>ia das ideias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956; Franca L., Nocoes de hist6-ria da filosofia, 14 ed., Rio de Janeiro, 1955.

Ж. Базарян. Москва.

Г.АРРЁГУ (Barroto), Тобиас (7 июня 1839—26 июня 1889) — браз. философ-материалист, крупнейший лат.-амер. мыслитель 19 в., поэт, критик, юрист и солитич. деятель. Получил юридич. образование в г. Ресифи. На формирование его философских взгля­дов решающее влияние оказал естественнонаучный материализм Геккеля.

Б. является основоположником филос. «школы Ре­сифи», к-рая противопоставила теологии, эклектизму я позитивизму материалистич. монизм, объясняющий вое явления природы изменениями единой материаль­ной субстанции. Б. высоко ценил «грозного критика


капитала» Маркса, однако не понимал диалектич. ха­рактера его материализма. Б. не был последоват. материалистом, для его «философского монизма» ха­рактерны своеобразный гилозоизм, соединение меха­ницизма с телеологией. Пропагандой материализма, атеизма и эволюц. учения Б. оказал большое вли­яние на прогрессивную обществ, мысль.

Соч.: Obras completes, v. 1, [Rio de Janeiro), 1925; Ensaios e estudos de p.iilosop'ua e critica, Recife, 1875; Estudos allemaes, [2 ed.], iRio de Janeiro], 1892.

Лит.: Lima H., Tobias Barreto, 2 ed., S. Paulo, [1957];
Brandao Octavio, Os intelectuais progressistas, r Rio
de Janeiro], 1956. SC. Базарян. Москва.

БАРТ (Barth), Карл (р. 10 мая 1886) — швейц. философ-теолог, создатель т. н. диалектической тео­логии. Проф. в Гёттингене (с 1921), Мюнстере (с 1925), Бонне (с 1930). С 1935 работает в Базельском ун-те. Ученик Гарнака и Наторпа, Б. считает своими идейными предшественниками также Лютера, Каль­вина, Къеркегора В «Послании к римлянам» («Der Romer brief», 1918) Б. выступил против новопротестантской теологии (Шлейермахер). Путем отрицания «пред­писаний» о боге, различных видов «естественной» теологии и некоторых религ. догматов Б. требует абсолютного утверждения бога и существования че­ловека в боге («Теологическое существование сегод­ня» — «Theologische Existenz heute», 1933). Б. высту­пает против научного предвидения, культурного про­гресса, с защитой религиозных убеждений. Диалек­тич. теология В. близка религ. экзистенциализму Согласно политич. воззрениям Б., евангелич. церковь не должна поддерживать Запад против Восто­ка или Восток против Запада: церковь должна высту­пать за Европу, идущую неким «третьим путем», одна­ко Европой Б. считает только капиталистич. Европу. Соч.: Die kirchliche Dogmatik, Bd 1—9, Zollikon — Z. 1932—55.

Лит.: К р ы в е л е в И. А., Современное богословие и паука, М., 1959; Balthasar H.U.von, Karl Barth. Darsteb lung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951.

A. M>1сливчепко. Москва. БАРТ (Barth), Пауль (1 авг. 1858—30 сент. 1922) — нем. бурж. социолог и философ-идеалист. Противник марксизма. Проф. Лейпцигского ун-та (с 1897); гл. ре­дактор журн. «Vierteljahrscbrift fnr wissenschaftliehe Philosophic und Soziologi'e» (1912—16). Ф. Энгельс резко критиковал «искажения» и «кривотолки» В., пытавшегося приписать марксизму отрицание роли идей в обществ, развитии (см. Ф. Энгельс, [Письма| К. Шмидту 5 авг., 27 окт. 1890, Ф. Мерингу 14 июля 1893, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М, 1953),

Соч.: Die Geschichtsphilosophie Hegels und der Hegelianer bis auf Mirx und Hirtmmn, Lpz., 1890, Welche Beweggriinde gibt es zum sittlichen Handeln?, Lpz., 1899; Die Gesc'ii-chte der Erziehung in soziologisc ler und geistesgesc'iichtlic'ier Beleucatung, Lpz., 1911; Ethiscue Jugendtii lrung, Lpz., 1919; Философия истории как социология, пер. с нем., СПБ, 1902. Лит.: Мер инг Ф., Исторический материализм, в его кн.: На стрджэ марксизма, М.—Л., 1927, с. 50 -69.

БАРЯТИНСКИЙ. Александр Петрович (1798— 1844) — рус. поэт и мыслитель, декабрист. Воспиты­вался в иезуитском пансионе, с 1817 — на воен. службе. Вступив в Южное об-во декабристов (с 1821), Б. сблизился с Пестелем, переводил его «Русскую правду» на франц. язык. В 1825 Б. возглавлял Тульчинскую управу и по поручению Пестеля формировал террористич. групну для истребления царской семьи. В 1824 Б. опубликовал на франц. яз. книгу стихов «Часы досуга в Тульчине» («Quelques heurs de loisir a Toulchin»). Ему принадлежит та«щв неоконч. поэма «О боге», в к-рой с атеистич. позиций ведется полемика с Вольтером и утверждается, что «если бы даже бог существовал — нужно было бы его отвергнуть» (см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 440). Отрицая разумность и целесообразность мира, Б. проводил мысль о естеств. происхождении религии и об отсут-


132 БАСБАУМ—БАТТЁ


стнии сверхъестественного в природе. В Сибири Б. написал не дошедшее до нас филос. сочинение мате-риалистич. характера, направленное против «религиоз­ной конгрегации», куда входили нек-рые декабристы.

Соч.: см. Избр. социально-политические и философские произв. декабристов, т. 2, [Л. I, 1951, с. 435—49; [«Дело» А. П. Барятинского], в кн. Восстание декабристов. Матери­алы, т. 10, [Л.], 1953.

Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3
изд., [Рязань, 1930], с. 80S—12; История философии, т. 1,
М., 1957, гл. 9, § 7; Н е ч к и н а М. В., Движение декабристов,
т. 1—2, М., 1955. П. Никандров. Ленинград.

. БАСБАУМ (Basbaum), Леонсиу (р. 1907) — браз, философ-материалист. Получил медицинское образо­вание в г. Ресифи. После посещения СССР (1928) опубликовал книгу «На пути к рабочей и крестьянской революции» («A caminho da revolugao operaria e cam-ponesa», 1934). В своей гл. филос. работе «Основы материализма» («Los fundamentos del materialismo», [1943]) Б. излагает и отстаивает важнейшие положе­ния диалектич. материализма, критикует иррациона­лизм совр. идеалистич. учений. При объяснении обществ, явлений допускает идеалистич. ошибки. В работе «Правдивая история республики» («Historia sincere da Republica», 1957) стремится с марксист­ских позиций изложить историю Бразилии 19 в.

БАСКАКОВ, Василий Георгиевич [р. 7 (20) февр. 1914] —сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), про­фессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил Моск. гос. пединститут им.К.Либкнехта (1939)и аспирантуру Ин-та фолософии АН СССР (]947). Старший науч. сотруд­ник Ин-та философии АН СССР (с 1952). Работает в области истории рус. филос.и обществ.-политич.мысли.

С о ч.: Социологические воззрения В. Г. Белинского, М., 1948; Мировоззрение Чернышевского, М., 1955.

Лит.: Денисова Л., Жданов В., Модернизация и произвол в освещении прошлого, «Новый мир», 1956, JMi 8, там же, 1957, 2, 251—52.

БАСКИН.Марк Петрович [р. 8 (20) дек. 1899]— сов. философ, профессор (с 1930). Член КПСС с 1919. Окончил ун-т им. А. Л. Шанявского в Москве (1919). Преподает (с 1919) философию в вузах Москвы. Стар­ший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1944). Науч. интересы Б. сосредоточены гл. обр. на изучении истории философии, эстетики и совр. бурж. социологии.

Соч.: Ленин кчк материалист и диалектик, М., 1924; Наше мировоззрение, Харьков, 1925; Что такое философия, Харьков, 1925; Идеология феодальной эпохи, М.— Л., 1929; Идеология общества эпохи зарождения капитализма, М.—Л., 1930; Войны справедливые и несправедливые, М., 1939; Мо­раль как форма общественного сознания, М., 1946; Англо­американская социология на службе империализма, М.—Л., 1949; Фидеизм и идеализм на службе у англо-американского империализма, М.,1951; Современная американская буржуаз­ная социология на службе экспансионизма, М., (852: Филосо­фия немецкого просвещения,М., 1954; Шарль Лун Монтескье— выдающийся французский мыслитель XVIII века, М., 1955; Материализм и религия, М., 1955; Философия американского просвещения, М., 1955: Философия Л. Фейербаха, М., 1957.

БАССО (Basso), Себастьян (гг. рожд. и смерти неизв.)— франц. врач, физик и философ 17 в. В соч. «Натуральная философия против Аристотеля» («Phi-losophiae naturalis adversus Aristotelem libri XII», 1621), к-рое из предосторожности издал в Женеве, Б., опираясь на атомистич. учения древних, утверж­дал, что все тела, в т. ч. и живые организмы, состоят «з разнородных по своему качеству и неизменных атомов, созданных богом. Качество атомов сохра­няется как при раздельном существовании их, так и в различных связях. Из атомов создаются более •сложные образования—молекулы. Изменения тел объ­ясняются движением атомов; все поры между атомами in молекулами заполняет простая материя, род миро­вого эфира. Движение содержит два момента: притя­жение и отталкивание. Б. считал, что природа творит и сохраняет вещи согласно присущему ей порядку. Поэтому бог и природа суть одно и то же. Пантеизм Б. навеян Врг/но. Б. оказал влияние своими идеями на Беригара и Декарта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...