Базис и надстройка — бакиханов 125 2 глава
оБЬфофдфо, 'ЭЛтЭдоо, (•). 1, ^от^оЬо, 1940; Ь о со о "Э д-С^ ° *Э., fabavg^o ЬоЪс^^^о^Ь^п^о Q3,> o-jo^enbeno^o^o аЪ&оЬ ob^-o&ooeooS, oobojmobo, 1954. Г. Теваадэе. Тбилиси. БАЛЛОД, Петр Давидович (1 дек. 1839—22 янв. 1018) — латыш, мыслитель, ренолюц. демократ. Сын крестьянина. По окончании Рижской духовной семинарии поступил в Мед.-хирургич. академию в Петербурге (1856), в 1S58 перешел на физико-математич. ф-т Петерб. ун-та. Здесь Б. занимался естеств. нау ками, познакомился с зап.-европ лит-рой по социальным вопросам, с учением социалистов-утопистов. Под влиянием идей Герцена, Чернышевского и др. рус. рпволюц. демократов Б. стал материалистом, атеистом и революционером. Деятельный участник рево-люц. кружков, Б. создал одну из первых нелегальных типографий в России, в к-рой напечатал ряд революц. прокламаций. В июне 1862 Б. был арестован и осужден на каторгу и вечное поселение в Сибири, Неск. лет он провел вместе с Чернышевским на Алек сандровском заводе. В Сибири Б. глубоко заинтересовался марксистской лиг-рой. В 1905—06 в Благовещенске он руководил кружком по изучению «Капитала» К. Маркса. Воспоминания современников Б. и сохранившиеся отд. заметки Б. свидетельствуют о том, что он признавал действенность и перспективность ма-териалистич. философии, выступал против идеализма и религии. Его привлекали проблемы гос. и обществ, устройства, вопросы культуры и морали. Лит.: В а л е с к а л н П. И., Революционный демократ Петр Давидович Баллод, Рига, 1957; Л е м к е М. К., Политические процессы в России в 1860-х гг., 2 изд., М.— П., 1923; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2. М., 1956, с. 833—34. П. Валескалн. Рига. БАЛЬМЕС УРПИЯ (Balmes Urpia), Хайме (28 авг. 1410—9 июля 1848)— исп. философ-идеалист, сторонник «традиционализма», поэт и публицист. Философия Б. У. сочетает томизм с элементами идеали-стич. рационализма и направлена на защиту католической идеологии и церкви. В теории познания Б. У. безуспешно протизопоставлял материалистич. сенсуализму положение э трех критериях достоверности
БАНЗАРОВ — БАПТИСТЫ 129 истины (сознание, отчетливость и «интеллектуальный инстинкт»). Соч.: Obras completes, v. 1—33, Barcelona, 1925—27; El criterio, Barcelona, 1845; Filosofla fundamental, v. 1—4, Barcelona, 1846. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 558, 568; Roure N., La vida у las obras de Balmes, Madrid, 1910; Klimke F. у Colomer E., Historia de la filosofia, [2ed.), Barcelona, 1955; D i a z- P I a j a G., Historia de la literature espanola. -Francisco M о n t e r d e. Historia de 1л literature mexicana, Mexico, 1955., БАНЗАРОВ, Доржи (1822— 1855, похоронен 2 марта)—бурятский ученый-этнограф и востоковед. Окончил Казанский ун-т (1846), представив дисс. «Черная вера или шаманство у монголов», являющуюся первой научной работой о шаманизме. Отвергая господствовавший ранее взгляд на шаманизм как результат искажения и упадка к.-л. развитой религии, С. считал шаманизм одной из ранних ступеней развития религии. С ч ч.: Собр. соч., М., 1955. Лит.: Петров Л. А., Доржи Ванзаров. Первый бурят-монгольский ученый, Улан-Удэ, 1943; Савельев П. С, Жизнь и труды Доржи Банзарова, СПВ, 1855; К столетию со дня смерти Доржи Банзарова (Материалы научной сессии и статьи), Улан-Удэ, 1955. БАНЗЕН (Bahiisen), Юлиус (30 марта 1830 — 7 дек. 1831) — нем. философ-идеалист, ученик Шопенгауэра, соединивший волюнтаризм своего учителя с извращенной диалектикой Гегеля. Б. считал «мировую волю» раздробленной на множества взаимопро-тлворечащих индивидов (генад — от греч. hi;, букв.— единица). Поскольку эти противоречия непреодолимы, мир, в т. ч. и общество, алогичен, непознаваем и не может быть усовершенствован. Считая обществ, неравенство вечным, Б. выступал против коммунизма. Соч.: Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt, Bd 1—2, Lpz., 1882; Zur Pbilosophie der Geschiciite, В., 1872: Beitrage zur Charakterologie..., Bd 1—2, Lpz., 1867.
Лит.: FechterP., Grundlagen der Realdialektik, Munch., ВАНФЯ (Banfi), Антонио (30 сент. 1886—22 июля 1957) — итал. философ и обществ, деятель, коммунист; с V съезда итал. компартии (янв. 1946) — член ЦК ИКП. Б. был депутатом сената и пред. об-ва «Италия — СССР». С 1931 — проф. Миланского ун-та. Вначале придерживался концепции критич. рационализма, согласно к-рой разум — идеальное требование, пронизывающее все стороны опыта — личного, культурного и социального; отрицательно относился к экзистенциалистскому иррационализму. В дальнейшем Б. под влиянием марксизма занимался этич. и политич. проблемами, пытаясь найти связь критич. рационализма с требованиями марксистской философии. Переходу Б. на позиции марксизма способствовало его активное участие в борьбе за освобождение Италии от фашизма. В 1952—53 Б. опубликовал «Историю материализма» («Storia del mate-rialismo», [t.] 1—2). Выступая по вопросам совр. культуры, Б. отмечал кризис гуманпстич. сознания в капиталистич. обществе, опустошающее влияние на человека бурж. социальной структуры, делающей его «винтиком огромного механизма». В марксизме Б. видит гуманистич. движение совр. эпохи («Вести, истории мировой культуры», 1957, № 4, с. 201—03). Соч.: Principi di una teoria della ragione, Milano, 1926; La filosofia e la vita spirituale, Milano, 1922; Pestalozzi. Firen-ze, 1929; Vita di Galileo Galilei, Milano—Roma, 1930; Federico Nietzsche, Milano, 1934; La fenomenologia della coscienza storica, «Studi filosofici», Milano, 1942, JSR 3; Socratc, Milano. 1943; Vita dell'arte, Milano, 1947; L'uomocopernicano, Milano —• Verona, 1950. Лит.: Антонио Банфи. (Некролог), «Вопр. философии», 1957, №6; Bert in G. M., Banfi, Padova, 1943; Bonta-d i n i G., Dall' attualisTio al problematicismo, Brescia, 1946; S с i а с с a M. F., La filosofia oggi, 2 ed., v. 1—2, Roma — Milano, 1952—54. BAO ЦЗИН-ЯНЬ — китайский философ-материалист и гуманист 3 в. Произведения Б. Ц.-я. утеряны; единств, источником изучения его филос. системы является книга Гэ Хуна «Бао-пу-цзы», в к-рой имеется спец. глава, посвященная Б. Ц.-я., — «Цзе-Бао-пянь» («Осуждение Бао»). Политич. и филос. взгляды Б. Ц.-я. сложились под влиянием крестьянских восстаний в Китае в последние годы правления династии Вост. Хань. В своих произведениях Б. Ц.-я. выступал с критикой отношений господства и подчинения, сравнивая носителей феод, гнета с хищниками: морской выдрой, поедающей рыбу, коршуном, к-рый душит мелкую птицу, и т. д. Критикуя феод, порядки, Б. Ц.-я. в то же время рисует идеал общества, в к-ром нет классов, войн, господства одного человека над другим. В этом идеальном мире все люди трудятся, никто не может брать себе больше того, что ему положено, поэтому между людьми нет борьбы ради личного обогащения и наживы.
Утопич. идеи Б. Ц.-я. тесно связаны с его материализмом и атеизмом. Согласно Б. Ц.-я., мир возникает и развивается путем изменений и превращении взаимнопротиворечивых сил «инь» и «ян». Все вещи существуют объективно, независимо ни от какой духовной силы. Б. Ц.-я. отрицал существование всевышнего (бога — «гааиди»), отвергал положение о том, что бог установил сословия в обществе и тем самым «определил» судьбу простого народа. Развивая эти идеи, Б. Ц.-я. разработал материалистич. учение в духе гуманизма. Лит.: X о у В а й-л у. Социальные утопии древнего и средневекового Китая, пер. с кит., «Вопр. философии», 1959,.N5 9; X о у В а й-л у и др.. Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 3, Пекин, 1957, гл. 8; Ч ж а н К а й-в э я ь, Я н Ч а о, Л и С ю э -ц и н ь, Чжунго лидай датун лисян (История китайских социальных утопий), Пекин, 1959. Хоу Вай-лу. Китай. БАПТИСТЫ (от греч. ^як-Цю —окунаю, крещу) — наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период подготовки англ. бурж. революции 17в. как мелкобурж.оппозиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б. в Англии появилась в 1612; в 1644 был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая община Б. была основана в 1639 англ. инде-пендеятом Р. Уильямсом, в Германии — в 1834. В 1905 образовался «Всемирный союз баптистов», к-рый объединил 7 млн. членов. В 1956 насчитывалось ок. 22 млн. В., из к-рых 19 млн. в Сев. Америке, гл. обр. в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии — св. 340 тыс. Нок-рые элементы демократизма, характерные для ранних общин Б., утрачены, и по своей классовой сущности и реакц. роли баптизм не отличается от др. религ. направлений. Всемирный совет Б. находится в Вашингтоне (США).
В Россию баптизм был занесен нем. колонистами в б;1-х гг. 19 в. и распространился гл. обр. среди зажиточных крестьян и мелкой буржуазии Юж. Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 в России насчитывалось ок. 60 тыс. Б. Баптистская верхушка враждебно встретила Октябрьскую революцию. В 20-х гг. она заявила о лояльном отношении к Сов. власти. В 1944 Б. объединились с родственной им сектой евангельских христиан, а через год состоялось соглашение о присоединении к ним «христиан евангельской веры» (пятидесятников), в результате чего была образована «Церковь евангельских христиан-баптистов» во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов. 130 БАРАНОВИЧ—ВАРНАВ Единственным источником своего вероучения Б. объявляют Священное писание, опираясь в основном на легенду об Иисусе Христе. Б. верят в триединого бога, ад и рай, «царство небесное» и пр. религиозные нелепости; признают воскресные и «двунадесятые» праздники. Б. требуют «сознательного принятия веры», а потому отвергают детокрещение, почитание икон, крест и крестное знамение, православных священников и священнические облачения, посты, «святых угодников» и мощи, монашество, таинства и мелкие церк. праздники. Но у баптистов есть свои не менее нелепые обряды — крещение взрослых (отсюда и название секты), хлебопреломление и свои праздники—жатвы, день единства.Баптистские проповедники спекулируют на проблемах морали, доказывая необходимость заботы о спасении души, утверждая бессилие человека и святость страданий. Б. образуют общины во главе с пресвитерами, к-рые стремятся подчинить своему влиянию рядовых членов, объявляя все, что выходит за рамки жизни общины, «суетным» и «греховным». Руководители общин стремятся воспитать ее членов религ. фанатиками и проповедниками веры, обращая особое внимание на молодежь и женщин. Секта евангельских христиан-баптистов —самая многочисленная в СССР. Борьба с баптизмом — одна из задач общей борьбы с вреднейшими пережитками прошлого. Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектант БАРАНОВИЧ, Лазарь (1620 — сент. 1693) — укр. писатель, политич. и церк. деятель. Проф. философии и богословия и ректор (с 1650) Киево-Могилянской коллегии. Выступал за союз Украины с Россией, за единство слав, народов в борьбе с тат.-тур. агрессией. Выступал против унии и католицизма. Являясь сторонником централизов. монархии во главе с разумным правителем, Б. отстаивал примат светской власти. Большое внимание уделял развитию школьного дела и книгопечатания. Филос. взгляды Б. представляют собой синтез философии Аристотеля с христ. религией. Из двух признаваемых субстанций — духовной и телесной — Б. считал определяющей первую. Цель человеч. познания Б. видел в познании бога, считая, однако, что полностью бог открывается только вере.
Соч.: Меч духовный, 2 изд., Киев, 1R86; Трубы словес проповедных, 2 изд., Киев, 1679; Lutnia Apollinowa ko^dey sprawie gotowa, [Kij6w], 1671; Nowa miara starey wiary, NowogrCdek siewierski, 1676; О przygodach zycia ludzkiego, Czerniiiuw, 1678; W Wieniec Bozey Matki, Czernihow, 1680. Лит.: Сумцов Н. Ф.,К истории южнорусской литературы семнадцатого столетия, вып. 1, Харьков, 1885; Русский биографический словарь, [т. 10], СПВ, 1914. В. Евдокименко. Киев. БАРДИЛИ (Bardili), Хрис.тоф Готфрид (18 мая 1761—5 июня 1808) — нем. философ-идеалист; преподаватель гимназии в Штутгарте (1795). Соч. Б. «Очерк первой логики...» («Grundriss der ersten Logik...», 1800) привлекло внимание К. Рейнгольда и др. философов. В отличие от субъективного идеализма Канта и Фихте и предваряя Гегеля, Б. пытался обосновать учение объективного идеализма, называя это учение «чистым реализмом». Мышление, по Б., предполагает сверхвремепные образцы или типы вещей природы, сходные с платоновскими «идеями». Эти первообразцы предшествуют возникновению сознания в человеке. Реальность объекта, утверждал Б., удостоверяется не восприятием, а чистым мышлением; последнее первично как для самого мыслящего субъекта, так и для объекта. В то же время Б. отвергал тождество объекта и еубъекта: предмет и представление о нем— различные и раздельные области. Однако представление, по Б., доводит предмет до сознания лишь при условии, если и представление и предмет подчиняются одинаковым законам. В основе мышления нет никакого субъекта — ни эмпирического, ни трансцендентального, ни даже логического. Мышление осуществляется как абстрагирование от содержания, даже как «уничтожение» содержания. И все же в содержании таится, по Б., нечто непроницаемое для логического, и предмет всегда остается запредельным (трансцендентным) для сознания. Таким образом, Б. пришел к алогич. выводу, что в бытии есть нечто, не постижимое никакими логич. формами познания. Соч.: Epochen der vorziiglichen philosophischen Begriffe, Halle, 1788; Allgemeine praktisciie Pliilosopiiie, Stuttgart, 1795; Ursprung des Begriffs von der Willensfreiheit, Stuttgart, 1796; Ober die Gesetze der Ideenassoziationen, Tubingen, 1796; Philosop'iische Eleinentarlehre, 1—2, Munch., 1802—1806; Clir. G. Bardilis und C..L. Reintiolds Briefwechsel iiber das Wesen der Philosophie..., Munch., 1804. Лит.: KarscliF., Chr. Gottfried Bardili, Der Vertreter des logischen Realismus im Zeitalter des deutscaen ldealismu?, Marburg, 1923 IDiss. ]; его же, С ir. G. Bardilis logi-scher Realismus, «Kantstudien», 1925, Bd 30, S. 437—52. В. Асмус. Москва. БАРНАВ (Barnave), Антуан Пьер Жозеф Мари (22 нояб. 1761—29 нояб. 1793) — франц. социолог и политич. деятель; выступал как сторонник консти-туц. монархии и противник участия нар. масс в гос. управлении. За тайные сношения с королевским двором Б. был арестован и гильотинирован. В своих филос. воззрениях Б., находясь под влиянием Кондилъяка, сочетал сенсуализм с нек-рыми элементами дуализма и агностицизма. Значение Б. в истории философии определяется его социо-логич. идеями. Б. критиковал абстрактно-рацио-налистич. построения просветителей 18 в., являлся поклонником Монтескье и находился под влиянием идей физиократов о естеств. ходе вещей и роли произ-ва, взглядов Гельвеция на общество, историко-эконо-мич. концепции Рейналя. В своем осп. соч. «Введение во французскую революцию» («Introduction a la Revolution Francaise», 1792, изд. 1843) Б. развивал мысль о влиянии география, среды на формирование политич. строя.Однако он считал,что это влияние осуществляется не через психику людей, а через хозяйство, к-рое и определяет историч. прогресс. В истории Б. выделял 4 периода: 1) охотничий, когда собственности поччинет, а политич. учреждения только зарождаются, 2) пастушеский, в к-ром появляются животноводство и собственность (на скот), 3) земледельческий, когда собственность распространяется на землю, увеличивается эке-номич. неравенство, складываются феод, отношения и 4) торгово-промышленный, когда человечество создает новый источник обогащения и прогресс техники вызывает к жизни многочисл. и деятельные объединения людей (города). Соответствующее этим хоз. изменениям новое распределение богатства вызывает новое распределение власти. Феод, собственность породила господство аристократии, «движимая собственность» порождает демократию (имелась в виду бурж. демократия), освобождая народ от феод, неравенства и повинностей, от светской власти папства. Как правило, в малых странах возникают республики, а в больших — представит, монархии, служащие интересам промышленников. Политич. власть опирается на вооруж. силу, собственность и обществ, мнение. Б. прослеживал борьбу классов в истории и видел в ней прежде всего антагонизм демократии и феод. аристократии. Но он приближался и к пониманию классовых противоречий внутри третьего сословия, в частности между буржуазией и рабочими. Взгляды Б. сыграли значит, роль в подготовке философии истории Сен-Симона и идей историков эпохи Реставрации. БАРНС—БАРЯТИНСКИЙ 131 С оч.: Oeuvres, t. 1—4, P., 1843; Извлечения из кн.: Введение во французскую революцию, пер. [с франц.], в кн.: Хрестоматия по французскому материализму, т. 2, П., 1923, с. 187 — 212. Лит.: Попов-Ленский И. Л., Аггтуан Барнав и материалистическое понимание истории, М.—Л., 1924; История философии, т. 2, М., 1941, с. 319—22; О л а р А., Ораторы революции, т. 1 — 2, М., 1907—1908. Г. Зелъманова. Ленинград. БАРНС (Barnes), Гарри Элмер (р. 15 июня 1889) — амер. бурж. социолог и историк. В своих трудах Б. с позитивистских позиций рассматривает природу и структуру существующих социальных ин-тов, «динамику» общества, взаимоотношение социологич. и по-литич. теорий. Работы Б. пронизаны апологетикой существующих капиталистич. отношений, в частности т. н. американского образа жизни. Соч.: Sociology before Comte, [Chi.], 1917; Sociology and БАРРЁДА(Ваггес1а), Габино (19 февр. 1818—10 марта 1881)— мекс. философ-позитивист. Получил мед. и юри-дич. образование. Работы Б. посвящены преии.социаль-но-политич. проблемам («Сочинения, дискуссии и речи»— «Opuscules, discusiones у discursos>>, Mexico, 1877). Руководствуясь концепцией социальной эволюции Конто, Б. различал для Мексики три периода развития — колониальный, революции и период реформ. Особое внимание он уделял разработке идеи порядка, основанного на частной собственности. В 1867 Б. участвовал в работе комиссии по реформе системы образования, к-рая была осуществлена на основе бурж. позитивистских идей. В работах по логике («Исследования»— «Estudios», 1941) Б.указывал на необходимость сочетания дедуктивного и индуктивного методов. Лит..- R а т о s S., Historia de la filosofia en Мёк\со, Mexico, 1943; Z e a Ij., El positivistno en Mexico, Mixico, 1353. P. Бургете. Москва. БАРРЕГУ (Barrelo), Луис Перейра (1840—1922) — браз. философ, представитель т. н. диссидентского позитивизма. Окончил мед. ф-т Брюссельского ун-та, где познакомился с учением Конто.. В своих книгах «Три философии» («As tres filosofias», pt. 1—3, 1874 — 1876), «Позитивное решение бразильской политики» («As solucoes positivas da politica brasileira», 1880) В. выступал против господствовавшего в Бразилии тоологич. мировоззрения, пережитков феодализма, рабства, за капиталистич. развитие страны. Путь к обществ, преобразованиям он видел в реформах и в утверждении позитивистского мировоззрения. В работе «XX век с бразильской точки зрения» («О seculo XX sob о ponto de vista brasileiro», 1901) Б. призывал воспитывать и революционизировать нар. массы для борьбы с феодализмом и англо-амер. колониализмом. В последние годы жизни Б. стал на путь преодоления позитивизма Коита. Лит.: Costa J. С, Contribuicao a histo>ia das ideias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956; Franca L., Nocoes de hist6-ria da filosofia, 14 ed., Rio de Janeiro, 1955. Ж. Базарян. Москва. Г.АРРЁГУ (Barroto), Тобиас (7 июня 1839—26 июня 1889) — браз. философ-материалист, крупнейший лат.-амер. мыслитель 19 в., поэт, критик, юрист и солитич. деятель. Получил юридич. образование в г. Ресифи. На формирование его философских взглядов решающее влияние оказал естественнонаучный материализм Геккеля. Б. является основоположником филос. «школы Ресифи», к-рая противопоставила теологии, эклектизму я позитивизму материалистич. монизм, объясняющий вое явления природы изменениями единой материальной субстанции. Б. высоко ценил «грозного критика капитала» Маркса, однако не понимал диалектич. характера его материализма. Б. не был последоват. материалистом, для его «философского монизма» характерны своеобразный гилозоизм, соединение механицизма с телеологией. Пропагандой материализма, атеизма и эволюц. учения Б. оказал большое влияние на прогрессивную обществ, мысль. Соч.: Obras completes, v. 1, [Rio de Janeiro), 1925; Ensaios e estudos de p.iilosop'ua e critica, Recife, 1875; Estudos allemaes, [2 ed.], iRio de Janeiro], 1892. Лит.: Lima H., Tobias Barreto, 2 ed., S. Paulo, [1957]; БАРТ (Barth), Карл (р. 10 мая 1886) — швейц. философ-теолог, создатель т. н. диалектической теологии. Проф. в Гёттингене (с 1921), Мюнстере (с 1925), Бонне (с 1930). С 1935 работает в Базельском ун-те. Ученик Гарнака и Наторпа, Б. считает своими идейными предшественниками также Лютера, Кальвина, Къеркегора В «Послании к римлянам» («Der Romer brief», 1918) Б. выступил против новопротестантской теологии (Шлейермахер). Путем отрицания «предписаний» о боге, различных видов «естественной» теологии и некоторых религ. догматов Б. требует абсолютного утверждения бога и существования человека в боге («Теологическое существование сегодня» — «Theologische Existenz heute», 1933). Б. выступает против научного предвидения, культурного прогресса, с защитой религиозных убеждений. Диалектич. теология В. близка религ. экзистенциализму Согласно политич. воззрениям Б., евангелич. церковь не должна поддерживать Запад против Востока или Восток против Запада: церковь должна выступать за Европу, идущую неким «третьим путем», однако Европой Б. считает только капиталистич. Европу. Соч.: Die kirchliche Dogmatik, Bd 1—9, Zollikon — Z. 1932—55. Лит.: К р ы в е л е в И. А., Современное богословие и паука, М., 1959; Balthasar H.U.von, Karl Barth. Darsteb lung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951. A. M>1сливчепко. Москва. БАРТ (Barth), Пауль (1 авг. 1858—30 сент. 1922) — нем. бурж. социолог и философ-идеалист. Противник марксизма. Проф. Лейпцигского ун-та (с 1897); гл. редактор журн. «Vierteljahrscbrift fnr wissenschaftliehe Philosophic und Soziologi'e» (1912—16). Ф. Энгельс резко критиковал «искажения» и «кривотолки» В., пытавшегося приписать марксизму отрицание роли идей в обществ, развитии (см. Ф. Энгельс, [Письма| К. Шмидту 5 авг., 27 окт. 1890, Ф. Мерингу 14 июля 1893, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М, 1953), Соч.: Die Geschichtsphilosophie Hegels und der Hegelianer bis auf Mirx und Hirtmmn, Lpz., 1890, Welche Beweggriinde gibt es zum sittlichen Handeln?, Lpz., 1899; Die Gesc'ii-chte der Erziehung in soziologisc ler und geistesgesc'iichtlic'ier Beleucatung, Lpz., 1911; Ethiscue Jugendtii lrung, Lpz., 1919; Философия истории как социология, пер. с нем., СПБ, 1902. Лит.: Мер инг Ф., Исторический материализм, в его кн.: На стрджэ марксизма, М.—Л., 1927, с. 50 -69. БАРЯТИНСКИЙ. Александр Петрович (1798— 1844) — рус. поэт и мыслитель, декабрист. Воспитывался в иезуитском пансионе, с 1817 — на воен. службе. Вступив в Южное об-во декабристов (с 1821), Б. сблизился с Пестелем, переводил его «Русскую правду» на франц. язык. В 1825 Б. возглавлял Тульчинскую управу и по поручению Пестеля формировал террористич. групну для истребления царской семьи. В 1824 Б. опубликовал на франц. яз. книгу стихов «Часы досуга в Тульчине» («Quelques heurs de loisir a Toulchin»). Ему принадлежит та«щв неоконч. поэма «О боге», в к-рой с атеистич. позиций ведется полемика с Вольтером и утверждается, что «если бы даже бог существовал — нужно было бы его отвергнуть» (см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 440). Отрицая разумность и целесообразность мира, Б. проводил мысль о естеств. происхождении религии и об отсут- 132 БАСБАУМ—БАТТЁ стнии сверхъестественного в природе. В Сибири Б. написал не дошедшее до нас филос. сочинение мате-риалистич. характера, направленное против «религиозной конгрегации», куда входили нек-рые декабристы. Соч.: см. Избр. социально-политические и философские произв. декабристов, т. 2, [Л. I, 1951, с. 435—49; [«Дело» А. П. Барятинского], в кн. Восстание декабристов. Материалы, т. 10, [Л.], 1953. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 . БАСБАУМ (Basbaum), Леонсиу (р. 1907) — браз, философ-материалист. Получил медицинское образование в г. Ресифи. После посещения СССР (1928) опубликовал книгу «На пути к рабочей и крестьянской революции» («A caminho da revolugao operaria e cam-ponesa», 1934). В своей гл. филос. работе «Основы материализма» («Los fundamentos del materialismo», [1943]) Б. излагает и отстаивает важнейшие положения диалектич. материализма, критикует иррационализм совр. идеалистич. учений. При объяснении обществ, явлений допускает идеалистич. ошибки. В работе «Правдивая история республики» («Historia sincere da Republica», 1957) стремится с марксистских позиций изложить историю Бразилии 19 в. БАСКАКОВ, Василий Георгиевич [р. 7 (20) февр. 1914] —сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил Моск. гос. пединститут им.К.Либкнехта (1939)и аспирантуру Ин-та фолософии АН СССР (]947). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1952). Работает в области истории рус. филос.и обществ.-политич.мысли. С о ч.: Социологические воззрения В. Г. Белинского, М., 1948; Мировоззрение Чернышевского, М., 1955. Лит.: Денисова Л., Жданов В., Модернизация и произвол в освещении прошлого, «Новый мир», 1956, JMi 8, там же, 1957, № 2, 251—52. БАСКИН.Марк Петрович [р. 8 (20) дек. 1899]— сов. философ, профессор (с 1930). Член КПСС с 1919. Окончил ун-т им. А. Л. Шанявского в Москве (1919). Преподает (с 1919) философию в вузах Москвы. Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1944). Науч. интересы Б. сосредоточены гл. обр. на изучении истории философии, эстетики и совр. бурж. социологии. Соч.: Ленин кчк материалист и диалектик, М., 1924; Наше мировоззрение, Харьков, 1925; Что такое философия, Харьков, 1925; Идеология феодальной эпохи, М.— Л., 1929; Идеология общества эпохи зарождения капитализма, М.—Л., 1930; Войны справедливые и несправедливые, М., 1939; Мораль как форма общественного сознания, М., 1946; Англоамериканская социология на службе империализма, М.—Л., 1949; Фидеизм и идеализм на службе у англо-американского империализма, М.,1951; Современная американская буржуазная социология на службе экспансионизма, М., (852: Философия немецкого просвещения,М., 1954; Шарль Лун Монтескье— выдающийся французский мыслитель XVIII века, М., 1955; Материализм и религия, М., 1955; Философия американского просвещения, М., 1955: Философия Л. Фейербаха, М., 1957. БАССО (Basso), Себастьян (гг. рожд. и смерти неизв.)— франц. врач, физик и философ 17 в. В соч. «Натуральная философия против Аристотеля» («Phi-losophiae naturalis adversus Aristotelem libri XII», 1621), к-рое из предосторожности издал в Женеве, Б., опираясь на атомистич. учения древних, утверждал, что все тела, в т. ч. и живые организмы, состоят «з разнородных по своему качеству и неизменных атомов, созданных богом. Качество атомов сохраняется как при раздельном существовании их, так и в различных связях. Из атомов создаются более •сложные образования—молекулы. Изменения тел объясняются движением атомов; все поры между атомами in молекулами заполняет простая материя, род мирового эфира. Движение содержит два момента: притяжение и отталкивание. Б. считал, что природа творит и сохраняет вещи согласно присущему ей порядку. Поэтому бог и природа суть одно и то же. Пантеизм Б. навеян Врг/но. Б. оказал влияние своими идеями на Беригара и Декарта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|